Теории научения в психологии: Теории научения — Психологос

Лекция 6. Теория научения в психологии личности Учебные вопросы:

1. Теория оперантного обусловливания Б. Скиннера

2. Социально-когнитивная теория А. Бандуры 3. Достоинства и недостатки теорий научения

Психологические понятия — научение, обучение, учение описывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимоотношения субъекта с предметным и социальным миром — в поведении, деятельности, общении.

Обычно термины обучение и учение обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, а термин «научение» описывает и сам процесс, и его результат.          Итак, научение (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.           Известны классические концепции научения. Это, например, учение И.П. Павлова (1849-1936) об образовании условных рефлексов. В результате одного или нескольких предъявлений индифферентного разграничителя (условного стимула) и следующего за ним безусловного стимула (пищи), который вызывает безусловную, врожденную реакцию (слюноотделение), индифферентный раздражитель сам начинает вызывать реакцию. В процессе установления временной связи безусловный стимул выполняет функцию подкрепления, условный — сигнальное значение, а рефлекс способствует адаптации организма к меняющимся условиям среды.          Впервые закономерности научения, установленные экспериментальными методами, были установлены в рамках бихевиоризма. Эти закономерности, или «законы обучения», сформулированы Э. Торндайком и дополнены, а также модифицированы К. Халлом, Э. Толменом и Э. Газри.

  • Ими являются:

    • Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение.

      Закон выводится на основе установления связи между потребностью и научением.

    • Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться.

    • Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок. Позже Торндайк показал, что не всегда упражнение, повторение способствует упрощению навыка, хотя при моторном научении это фактор является очень важным, способствуя модификации поведения.

    • Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности — тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона «эффект края».

      U-образная зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется «позиционной кривой».

    • Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

  1. Всякое поведение усваивается в процессе научения.

  2. В целях соблюдения научной строгости при проверке гипотез необходимо соблюдать принцип объективности данных. В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются внешние причины (пищевое вознаграждение), в отличие от «внутренних» переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), которыми манипулировать нельзя.

В теориях научения (И.П. Павлов) приспособление рассматривается как аналог развития человека. Оно может осуществляется разными путями, например посредством классического обусловливания по Павлову.

  • При этом были исследованы важные феномены:

    • Генерализация — условная реакция на первоначально нейтральный стимул распространяется и на другие стимулы, похожие на условный раздражитель (страх, возникший на конкретную собаку, затем распространяется на всех собак).

    • Дифференцировка — специфичная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления (например, дифференцировка реакций на круг и эллипс).

    • Угашение — разрушение связи между условным стимулом и реакцией, если он не сопровождается подкреплением.

Типичный эксперимент заключался в том, что собаку закрепляли ремнями, ограничивая ее движение, затем включали свет. Через 30 секунд, после того как зажигался свет, в рот собаки клали немного пищи, что вызывало слюноотделение. Сочетание включения света и пищи повторяли несколько раз. Через какое-то время свет, изначально выступавший индифферентным раздражителем, сам по себе начинал вызывать реакцию слюноотделения.          Аналогичным образом можно выработать условные оборонительные реакции на первоначально нейтральные стимулы. В первых исследованиях по оборонительному обусловливанию на собаку надевали специальную упряжь, чтобы удерживать ее в станке, а к лапе прикрепляли электроды. Подача электрического тока (безусловный раздражитель) на лапу вызывала отдергивание лапы (безусловный рефлекс), которое было рефлекторной реакцией животного. Если непосредственно перед ударом током несколько раз звонил звонок, то постепенно звук сам по себе был способен вызывать оборонительный рефлекс отдергивания лапы.          По терминологии И.П. Павлова, пища (или удар током) были безусловными раздражителями, а свет (или звук) — условным. Слюноотделение (или отдергивание лапы) при появлении пищи (или ударе током) были названо безусловным рефлексом, а слюноотделение на включение света (или отдергивание лапы на звук) — условным.

Реакции, которые изучал Павлов, стали называть ответными, или респондентными, поскольку они автоматически возникали вслед за известными стимулами (пищей, ударом тока). Ведущим в модели И.П. Павлова является стимул, манипуляция которым приводит к возникновению новых форм поведения.          Итак, классическое обусловливание — это процесс, открытый И.П. Павловым, благодаря которому первоначально нейтральный стимул начинает вызывать реакцию из-за своей ассоциативной связи со стимулом, автоматически порождающим ту же самую или похожую реакцию.          Теория, разработанная Б.Ф. Скиннером (1904-1990), носит название теории оперантного обусловливания. Он говорил, что ученый, как и всякий другой организм, является продуктом уникальной истории. Поприще, которое он выберет для себя в качестве предпочтительного, частично будет зависеть от его личной биографии.          Интерес к формированию и модификации поведения возник у Скиннера после знакомства с работой И.П. Павлова «Условные рефлексы» и статьей (критической по своей направленности) Бертрана Рассела.
Статьи последнего не только не оттолкнули от павловских идей, но, наоборот, усилили их влияние.          Скиннер ставил перед собой цель объяснить механизмы научения у человека и животных (крыс и голубей) на основе ограниченного набора базовых принципов. Основная идея состояла в том, чтобы управлять средой, контролировать ее, получая при этом упорядоченные изменения. Он говорил: «Проконтролируйте условия (среду), и вам откроется порядок».

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология >> Глава IV. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ 1.

Глава IV. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

1. Отход от классического бихевиоризма. . .

В американской психологии считается, что теории социального научения это самое значительное направление в исследовании развития детей.

В конце 30 — х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К.

Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ — исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г. Н — Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение».

На этой основе вот уже более полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два — три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врождены.

Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию — третья форма научения. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку.

В теории социального научения рассматривается не только, «как» происходит социализация, но и «почему» она происходит. Особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.

В области социального научения работает уже несколько поколений ученых. Эволюция теории социального научения представлена на табл. 4. Для этого направления характерно стремление к синтезу разных подходов в изучении социального развития. Из табл. 5 наглядно видно, что это направление, как оно развилось в США, было движением к осознанию общей теории, а не отдельной областью знаний.

Рассмотрим кратко вклад, который внесли в концепцию социального научения представители первого, второго и третьего поколений американских ученых.

Н. Миллер и Дж.

Доллард первыми проложили мост между бихевиоризмом и психоаналитической теорией. Вслед за 3. Фрейдом они рассматривали клинический материал как богатейший источник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно, а не качественно отличается от нормального человека. Поэтому изучение поведения невротика проливает свет на универсальные принципы поведения, которые труднее выявить у нормальных людей. Кроме того, невротики обычно продолжительное время наблюдаются психологами и это дает ценный материал длительного и динамичного изменения поведения под влиянием социальной коррекции.

С другой стороны, Миллер и Доллард — психологи — экспериментаторы, владеющие точными лабораторными методами, — обращались и к механизмам поведения животных, исследуемых с помощью экспериментов.

Миллер и Доллард разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение как животного, так и человека является следствием таких первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т. д. Все они могут быть удовлетворены, но отнюдь не угашены. В соответствии с бихевиористской традицией Миллер и Доллард определяют силу побуждения количественно, измеряя, например, время депривации. Помимо первичных, существуют вторичные побуждения, включающие гнев, вину, сексуальные предпочтения, потребность в деньгах и власти и многие другие. Самые важные среди них — страх и тревожность, вызванные предшествующим, ранее нейтральным стимулом. Конфликт между страхом и другими важными побуждениями служит причиной неврозов.

Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникнувшей реакции. С их точки зрения, подкрепление — это редукция, снятие побуждения или, используя термин Фрейда, драйва Научение, по Миллеру и Долларду, — это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению. Если в репертуаре поведения человека или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания уменьшить количество проб и ошибок и приблизиться к правильному ответу через наблюдение поведения другого.

В экспериментах Миллера и Долларда выяснялись условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Эксперименты проводились на крысах и детях, причем в обоих случаях были получены сходные результаты. Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает стимульно — ответную связь. Если нет побуждения, научение невозможно. Миллер и Доллард считают, что самоудовлетворенные самодовольные люди — плохие ученики.

Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок — это миф. Отсюда задача родителей — социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе Миллер и Доллард разделяют мысль А. Адлера о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, четыре наиболее важные жизненные ситуации могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка Ранние конфликты невербализованы и поэтому неосознанны. Для их осознания, по мнению Миллера и Долларда, необходимо использовать терапевтическую технику 3 Фрейда. «Без понимания прошлого невозможно изменить будущее», — писали Миллер и Доллард

Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

 


 


   RSS     [email protected] 

5 теорий обучения в сфере образования и способы их применения | UOPX

Краткий обзор

  • Существует пять основных теорий обучения: бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, гуманизм и коннективизм.
  • Дополнительные теории обучения включают трансформационную, социальную и экспериментальную.
  • Понимание теорий обучения может привести к разным результатам: от улучшения общения между учениками и учителями до определения того, что изучают ученики.

Как образовательные теории обучения могут повлиять на ваше образование

Преподавание и обучение могут показаться универсальным опытом. В конце концов, все ходят в школу и учат примерно одно и то же, верно? Ну, не совсем.

Как показывает большое число педагогов-теоретиков в области обучения, на самом деле существует впечатляющее разнообразие образовательных подходов к искусству и науке преподавания. Многие из них были разработаны педагогами-теоретиками, которые изучали науку об обучении, чтобы определить, что работает лучше всего и для кого.

«Обучение определяется как процесс, который объединяет личный и окружающий опыт и влияние для приобретения, обогащения или изменения своих знаний, навыков, ценностей, отношений, поведения и мировоззрения», — отмечает Международное бюро образования. «Теории обучения разрабатывают гипотезы, описывающие, как происходит этот процесс».

Обычно учителя используют пять общепринятых теорий обучения:

  • Бихевиоризм теория обучения
  • Когнитивные  теория обучения
  • Конструктивизм  Теория обучения
  • Гуманизм теория обучения
  • Коннективизм  Теория обучения

Педагогические теоретики, учителя и эксперты считают, что эти теории могут дать информацию об успешных подходах к обучению и послужить основой для разработки планов уроков и учебных программ.

Что такое теории обучения?


Теории образования всерьез появились только в начале 20-го века, но интерес к тому, как люди учатся, восходит к древнегреческим философам Сократу, Платону и Аристотелю. Они исследовали, можно ли найти знание и истину внутри себя (рационализм) или посредством внешнего наблюдения (эмпиризм).

К 19 веку психологи начали отвечать на этот вопрос с помощью научных исследований. Цель состояла в том, чтобы объективно понять, как люди учатся, а затем соответствующим образом разработать подходы к обучению.

В 20-м веке споры среди теоретиков образования сосредоточились на бихевиористской теории и когнитивной психологии. Или, другими словами, учатся ли люди, реагируя на внешние стимулы или используя свой мозг для создания знаний из внешних данных?

Пять образовательных теорий обучения

Сегодня многочисленные исследования, исследования и дебаты привели к появлению следующих пяти теорий обучения:

ТЕОРИЯ ПОЯСНЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Бихевиоризм Как сказано в журнале «Просто психология»: «Бихевиоризм занимается только наблюдаемым поведением «стимул-реакция», поскольку его можно изучать систематическим и наблюдаемым образом». Обучение основано на системе рутин, которые «врезают» информацию в банк памяти ученика, а также на положительных отзывах учителей и самого учебного заведения. Если учащиеся отлично справляются со своей задачей, они получают положительное подкрепление и сигнализируются о признании.
Когнитивизм Обучение зависит как от внешних факторов (таких как информация или данные), так и от внутреннего мыслительного процесса. Эта теория, разработанная в 1950-х годах, отходит от бихевиоризма и фокусируется на роли разума в обучении. По данным Международного бюро образования: «В когнитивной психологии обучение понимается как приобретение знаний: учащийся — это обработчик информации, который поглощает информацию, выполняет с ней когнитивные операции и сохраняет ее в памяти».
Конструктивизм Учащийся опирается на свой предыдущий опыт и понимание, чтобы «построить» новое понимание. «Пассивный взгляд на обучение рассматривает учащегося как «пустой сосуд», который нужно наполнить знаниями, — объясняет Simply Psychology, — тогда как конструктивизм утверждает, что учащиеся создают смысл только через активное взаимодействие с миром (такое как эксперименты или реальный мир). решение проблем).»
Гуманизм «Подход, ориентированный на учащегося», при котором в центре внимания находится потенциал, а не метод или материалы. Понимая, что люди по своей природе хороши, гуманизм фокусируется на создании среды, способствующей самореализации. При этом потребности учащихся удовлетворяются, и они могут свободно определять свои собственные цели, в то время как учитель помогает в достижении этих целей обучения.
Коннективизм Под влиянием цифровой эпохи коннективизм отходит от конструктивизма, выявляя и устраняя пробелы в знаниях. Находясь под сильным влиянием технологий, коннективизм фокусируется на способности учащегося часто получать и обновлять точную информацию. Знание того, как и где найти лучшую информацию, так же важно, как и сама информация.


Почему важны теории обучения?

Жажда знаний — часть человеческого состояния. Следовательно, многие ученые, психологи и лидеры общественного мнения посвятили свою карьеру изучению теорий обучения. Понимание «Как учатся человека» — важный шаг в оптимизации процесса обучения.

Именно по этой причине педагогические колледжи или программы подготовки преподавателей тратят так много времени на то, чтобы кандидаты в учителя изучали развитие человека и различные теории обучения. Фундаментальные знания о том, как люди учатся, и, в частности, о том, как ребенок учится и когнитивно развивается, необходимы всем педагогам, чтобы быть наиболее эффективными инструкторами в классе.

Памела Роггеман, доктор педагогических наук, декан педагогического колледжа Университета Феникса, объясняет свое мнение о роли теории обучения в подготовке учителей:

«Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух учеников, которые учатся одинаково или с одинаковой скоростью. Эффективные педагоги должны уметь менять направление и составлять инструкции, отвечающие потребностям каждого отдельного ученика, чтобы удовлетворять потребности «всего ребенка». Надежное знание нескольких теорий обучения — первый шаг к этому и еще одна причина, по которой великие учителя всю свою карьеру работают над тем, чтобы овладеть как искусством, так и наукой преподавания».

Хотя поддержка конкретной теории обучения не обязательно требуется в большинстве преподавательских ролей, автор и консультант по онлайн-обучению Тони Бейтс отмечает, что большинство учителей склонны следовать той или иной теории, даже если это делается неосознанно.

Итак, независимо от того, являетесь ли вы начинающим или опытным учителем, учеником или родителем ученика (или и тем, и другим), знание каждой теории может сделать вас более эффективными в погоне за знаниями.

Существуют ли другие теории образования?

Как и сами студенты, теории обучения в образовании разнообразны и разнообразны. В дополнение к пяти теориям, изложенным выше, есть еще варианты, в том числе:

  • Преобразующая теория обучения: эта теория особенно актуальна для взрослых учащихся. Он утверждает, что новая информация может существенно изменить наше мировоззрение, если наш жизненный опыт и знания сочетаются с критическим осмыслением.
  • Социальная  теория обучения: эта теория включает в себя некоторые негласные принципы давления со стороны сверстников. В частности, учащиеся наблюдают за другими учащимися и соответствующим образом моделируют собственное поведение. Иногда это подражание сверстникам; в других случаях — чтобы выделиться среди сверстников. Использование силы этой теории включает в себя привлечение внимания учащихся, сосредоточение внимания на том, как учащиеся могут запоминать информацию, определение того, когда уместно воспроизвести предыдущее поведение, и определение мотивации учащихся.
  • Экспериментальная  теория обучения. Существует множество клише и притч о том, как научить кого-то чему-то, хотя только в начале 1980-х годов это стало официальной теорией обучения. Этот подход делает упор как на изучение чего-либо, так и на его опыт, чтобы учащиеся могли применять знания в реальных ситуациях.

Как теории образования влияют на обучение

Теории образования по-разному влияют на обучение. Для учителей примеры теории обучения могут повлиять на их подход к обучению и управлению классом. Поиск правильного подхода (даже если он объединяет две или более теорий обучения) может сделать разницу между эффективным и вдохновляющим опытом в классе и неэффективным.

Теории прикладного обучения напрямую влияют на занятия в классе различными способами, например:

  • Предоставление учащимся структуры  и удобной, стабильной среды.
  • Помощь педагогам, администраторам, учащимся и родителям в согласовании целей и результатов .
  • Расширение прав и возможностей   учителей  , чтобы, как говорит Бейтс, «быть в лучшем положении, чтобы делать выбор в отношении того, как подходить к их обучению таким образом, чтобы он наилучшим образом соответствовал предполагаемым потребностям их учеников».
  • Влияние  на то, как   и чему учится человек.
  • Помощь посторонним (колледжам, испытательным фирмам и т. д.) определить, какое образование вы получили или получаете.
  • Предоставление учащимся права голоса при определении того, как будет управляться класс .
  • Решение о том, будет ли обучение в основном проводиться учителем или учеником .
  • Определение объема совместной работы  в классе.

Как применять теории обучения

Итак, как теории обучения применяются в реальном мире? Образование — это развивающаяся область со сложным будущим. И, по словам Роггемана, эффект прикладной теории образования может быть длительным.

Она объясняет:

«Теории обучения, с которыми мы столкнулись в студенческие годы, влияют на тип рабочей среды, которую мы предпочитаем, будучи взрослыми. человек может чувствовать себя очень комфортно в рабочей среде с высокой степенью сотрудничества. Размышления о собственной образовательной истории могут послужить проницательным инструментом для самореализации на рабочем месте во взрослом возрасте».

Теории образования прошли долгий путь со времен Сократа и даже пионеров бихевиоризма и когнитивизма. И хотя теории обучения, несомненно, будут продолжать развиваться, учителя и ученики могут пожинать плоды этой эволюции, поскольку мы продолжаем развивать наше понимание того, как люди наиболее эффективно учатся.

Образовательные теории обучения — это одно. Теории обучения взрослых  другие. Узнайте больше в нашем блоге.

Готовы применить теорию на практике? Изучите Основы виртуального обучения в Университете Феникса!

 

хотите читать больше, как это?

Теория обучения | Определение, примеры, подходы и факты

Б. Ф. Скиннер

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лесли Валиант
Похожие темы:
теория фактора ошибки теория умственной дисциплины перестановка теория одинаковых элементов предифференцировка стимула

См. весь соответствующий контент →

теория обучения , любое из предложений, выдвинутых для объяснения изменений в поведении, вызванных практикой, в отличие от других факторов, например, физиологического развития.

Общей целью определения любого психологического понятия является утверждение, которое соответствует общепринятому употреблению. Однако принятие этой цели сопряжено с некоторой опасностью. Он неявно предполагает, что обычный язык классифицирует научно значимыми способами; что, например, слово обучение соответствует определенному психологическому процессу. Однако, по-видимому, есть веские основания сомневаться в справедливости этого предположения. Явления обучения настолько разнообразны и разнообразны, что их включение в одну категорию может быть неоправданным.

Признавая эту опасность (и следствие того, что никакое определение обучения вряд ли будет полностью удовлетворительным), определение, предложенное в 1961 г. Г.А. Кимбла можно считать репрезентативным: обучение — это относительно постоянное изменение поведенческого потенциала, происходящее в результате усиленной практики. Хотя определение полезно, оно все же оставляет проблемы.

Определение может быть полезным, поскольку указывает, что изменение не обязательно должно быть улучшением; пристрастия и предубеждения изучаются, а также приобретаются навыки высокого уровня и полезные знания.

Фраза «относительно постоянный» служит для исключения временных изменений в поведении, которые могут зависеть от таких факторов, как усталость, воздействие наркотиков или изменение мотивов.

Слово потенция охватывает эффекты, которые не проявляются сразу; можно узнать о жгутах, прочитав руководство по оказанию первой помощи, и использовать эту информацию позже.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Утверждение, что обучение происходит в результате практики, исключает влияние физиологического развития, старения и повреждения мозга.

Условие о том, что практика должна подкрепляться, служит для того, чтобы отличить обучение от противодействующей утраты незакрепленных привычек. Подкрепление объективно относится к любому условию — часто поощрению или наказанию, — которое может способствовать обучению.

Однако определение вызывает трудности. Насколько постоянна относительно постоянна? Предположим, кто-то ищет адрес, пишет его на конверте, но через пять минут ему приходится искать его снова, чтобы убедиться, что он правильный. Можно ли считать это относительно постоянным? Хотя обычно это воспринимается как обучение, кажется, что это нарушает определение.

Какой именно результат получается при практике? Это изменение нервной системы? Является ли это вопросом предоставления стимулов, которые могут вызвать реакции, которых раньше не было? Означает ли это развитие ассоциаций, получение информации или получение новой точки зрения?

Такие вопросы служат для того, чтобы отличить описательное определение Кимбла от теоретических попыток определить обучение, определяя природу лежащего в его основе процесса. Они могут быть нейрофизиологическими, перцептивными или ассоциативными; они начинают очерчивать теоретические вопросы и определять основы и проявления обучения. (Процессы перцептивного обучения рассматриваются в статье «Восприятие: перцептивное обучение».)

Круг явлений, называемый обучением

Даже у простейших животных проявляются такие примитивные формы приспособительной деятельности, как привыкание, устранение отработанных реакций. Например, парамеций может научиться выбираться из узкой стеклянной трубки, чтобы добраться до еды. Обучение в этом случае состоит в устранении (привыкании) ненужных движений. Привыкание также было продемонстрировано у млекопитающих, у которых контроль, обычно осуществляемый высшими (мозговыми) центрами, был нарушен в результате перерезки спинного мозга. Например, многократное воздействие электрическим током на лапу обработанной таким образом кошки приводит к привыканию рефлекторной реакции отдергивания. Вопрос о том, способны ли одноклеточные животные или кошки, функционирующие только через спинной мозг, к более высоким формам обучения, остается спорным. Отдельные сообщения о том, что у таких животных могут быть возможны условные реакции, вызывали острые споры.

На более высоких эволюционных уровнях диапазон явлений, называемых обучением, более широк. Многие виды млекопитающих демонстрируют следующие разновидности обучения.

Эту форму обучения изучал Иван Петрович Павлов (1849–1936). Какой-нибудь нейтральный раздражитель, например звонок, предъявляется непосредственно перед доставкой какого-либо действенного раздражителя (скажем, пищи или кислоты, помещенной в пасть собаки). Реакция, такая как слюноотделение, первоначально вызываемая только эффективным раздражителем, в конечном итоге появляется при предъявлении первоначально нейтрального раздражителя. Говорят, что реакция стала обусловленной. Классическое обусловливание, по-видимому, проще всего установить для непроизвольных реакций, опосредованных вегетативной нервной системой.

Это указывает на то, что вы учитесь получать вознаграждение или избегать наказания. Лабораторные примеры такого обусловливания у мелких млекопитающих или птиц обычны. Крыс или голубей можно научить нажимать на рычаги, чтобы получить пищу; они также учатся избегать или прекращать поражение электрическим током.

Цепочка

В форме обучения, называемой цепочкой, субъект должен сделать серию ответов в определенном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *