Теории научения в психологии: Теории научения — Психологос

Теории научения (ассоциативные,условно-рефлекторные,операциональные,​знаковые).

В настоящее время в педагогической психологии выделяют четыре основные психологические теории научения и соответственно им четыре дидактические модели процесса обучения:

1. Ассоциативная теория научения. Модель обучения как управления процессом накопления и переработки чувственного опыта.(усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами и действиями, психическими состояниями, обязательное условие-наличие физической, психологической, логической смежности)

2. Деятельностная (условно-рефлекторная) теория научения. Модель процесса обучения как стимуляции познавательной и исследовательской активности обучаемых через направление и организацию их практической деятельности.(обязательное условие — подкрепление, повторение, активность самого объекта ,награда, стимуляция)

3. Знаковая теория научения. Модель процесса обучения как формирование у обучаемых обобщенных понятийных систем и приемов умственной деятельности

.(усл- выявление и абстрагирование  отношения объектов,существенныхдля тех или иных сторон общественной практики,обнаружение общности и характера этих отношений,закрепление их в словах).

4. Операциональная теория научения. Модель процесса обучения как управления психической деятельностью через организацию предметно-речевой деятельности.

Ни одну из этих теорий не следует абсолютизировать. Каждая из них имеет свою преимущественную область применимости, а в определенных условиях теоретические основы разных теорий дополняют друг друга.

Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).
          Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения —

ассоциация по смежности — формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Он обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, после регулярного звонка в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой. Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием «естественным» (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию.

          Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.
          При интеллектуальном научении
предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

 

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Теории научения (ассоциативные,условно-рефлекторные,операциональные,​знаковые).

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Теории научения (ассоциативные,условно-рефлекторные,операциональные,​знаковые).

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Теории научения (ассоциативные,условно-рефлекторные,операциональные,​знаковые).

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Психология речи. — Теории научения.

Страница 7 из 38

Теории научения.

В теории научения утверждается, что подражание и подкрепление являются основ­ными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подра­жание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамма­тического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

По мнению одного из представителей данной теории Д.Уотсона, ребенок научается говорить методом обусловливания, и приобретаемые им лингвистические поведенческие реакции постепенно становятся внутренними мыслительными реакциями.

Ранние бихевиористы не сомневались в том, что речь всецело определяется той средой, в которую помещен ребенок. Согласно таким представлениям, ребенок усваивает родной язык просто путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими – нет (т.е. по принципу оперантного обусловливания).

Однако, если подобные механизмы, по-видимому, действительно играют некоторую роль в первые месяцы обучения языку, все же трудно представить себе, чтобы именно на их основе вырабатывалось все то бесконечное разнообразие фраз, которое человек конструирует и произносит в течение всей жизни.

Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей. Тем самым они принижают значение социального подкрепления и активного вмешательства окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций.

Такие механизмы, может быть, и позволяют объяснить появление у человека каких-то речевых оборотов или характерного местного говора у людей, живущих в разных областях, но говорящих на одном языке. Однако, если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно воспроизводила бы грамматически правильную (по крайней мере, в теории) “родительскую модель”. На самом же деле это совсем не так. Чаще всего ребенок сначала произносит какие-то оригинальные и часто неправильные фразы, но затем он сам корректирует их с грамматической точки зрения независимо от того, что ему навязывают родители.

Таким образом, данная теория не в состоянии удовлетворительно и пол­ностью объяснить процесс усвоения языка, в частности — ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходи­мы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретеныв результате научения (по крайней мере, до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское слово­творчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригиналь­ные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения, трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.


<< Предыдущая — Следующая >>


Теория обучения | Определение, примеры, подходы и факты

Б. Ф. Скиннер

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лесли Валиант
Похожие темы:
теория фактора ошибки теория одинаковых элементов перестановка предифференцировка стимула теория умственной дисциплины

Просмотреть весь связанный контент →

теория обучения , любое из предложений, выдвинутых для объяснения изменений в поведении, вызванных практикой, в отличие от других факторов, например, физиологического развития.

Общей целью определения любого психологического понятия является утверждение, которое соответствует общепринятому употреблению. Однако принятие этой цели сопряжено с некоторой опасностью. Он неявно предполагает, что обычный язык классифицирует научно значимыми способами; что, например, слово обучение соответствует определенному психологическому процессу. Однако, по-видимому, есть веские основания сомневаться в справедливости этого предположения. Явления обучения настолько разнообразны и разнообразны, что их включение в одну категорию может быть неоправданным.

Признавая эту опасность (и следствие того, что никакое определение обучения вряд ли будет полностью удовлетворительным), определение, предложенное в 1961 г. Г.А. Кимбла можно считать репрезентативным: обучение — это относительно постоянное изменение поведенческого потенциала, происходящее в результате усиленной практики. Хотя определение полезно, оно все же оставляет проблемы.

Определение может быть полезным, поскольку указывает, что изменение не обязательно должно быть улучшением; пристрастия и предубеждения изучаются, а также приобретаются навыки высокого уровня и полезные знания.

Фраза «относительно постоянный» служит для исключения временных изменений в поведении, которые могут зависеть от таких факторов, как усталость, воздействие наркотиков или изменение мотивов.

Потенциальность слова охватывает эффекты, которые не проявляются сразу; можно узнать о жгутах, прочитав руководство по оказанию первой помощи, и использовать эту информацию позже.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Утверждение, что обучение происходит в результате практики, исключает влияние физиологического развития, старения и повреждения мозга.

Условие о том, что практика должна подкрепляться, служит для того, чтобы отличить обучение от противоположной потери незакрепленных привычек. Подкрепление объективно относится к любому условию — часто поощрению или наказанию, — которое может способствовать обучению.

Однако определение вызывает трудности. Насколько постоянна относительно постоянна? Предположим, кто-то ищет адрес, пишет его на конверте, но через пять минут ему приходится искать его снова, чтобы убедиться, что он правильный. Можно ли считать это относительно постоянным? Хотя обычно это воспринимается как обучение, кажется, что это нарушает определение.

Каков именно результат практики? Это изменение нервной системы? Является ли это вопросом предоставления стимулов, которые могут вызвать реакции, которых раньше не было? Означает ли это развитие ассоциаций, получение информации или получение новой точки зрения?

Такие вопросы служат для того, чтобы отличить описательное определение Кимбла от теоретических попыток определить обучение, определяя природу лежащего в его основе процесса. Они могут быть нейрофизиологическими, перцептивными или ассоциативными; они начинают очерчивать теоретические вопросы и определять основы и проявления обучения. (Процессы перцептивного обучения рассматриваются в статье «Восприятие: перцептивное обучение».)

Круг явлений, называемый обучением

Даже у простейших животных проявляются такие примитивные формы приспособительной деятельности, как привыкание, устранение отработанных реакций. Например, парамеций может научиться выбираться из узкой стеклянной трубки, чтобы добраться до еды. Обучение в этом случае состоит в устранении (привыкании) ненужных движений. Привыкание также было продемонстрировано у млекопитающих, у которых контроль, обычно осуществляемый высшими (мозговыми) центрами, был нарушен в результате перерезки спинного мозга. Например, повторное воздействие электрическим током на лапу обработанной таким образом кошки приводит к привыканию рефлекторной реакции отдергивания. Вопрос о том, способны ли одноклеточные животные или кошки, функционирующие только через спинной мозг, к более высоким формам обучения, остается спорным. Отдельные сообщения о том, что у таких животных могут быть возможны условные реакции, вызывали острые споры.

На более высоких эволюционных уровнях диапазон явлений, называемых обучением, более широк. Многие виды млекопитающих демонстрируют следующие разновидности обучения.

Эту форму обучения изучал Иван Петрович Павлов (1849–1936). Какой-нибудь нейтральный раздражитель, например звонок, предъявляется непосредственно перед доставкой какого-либо действенного раздражителя (скажем, пищи или кислоты, помещенной в пасть собаки). Реакция, такая как слюноотделение, первоначально вызываемая только эффективным раздражителем, в конечном итоге появляется при предъявлении первоначально нейтрального раздражителя. Говорят, что реакция стала обусловленной. Классическое обусловливание, по-видимому, проще всего установить для непроизвольных реакций, опосредованных вегетативной нервной системой.

Это указывает на то, что вы учитесь получать вознаграждение или избегать наказания. Лабораторные примеры такого обусловливания у мелких млекопитающих или птиц обычны. Крыс или голубей можно научить нажимать на рычаги, чтобы получить пищу; они также учатся избегать или прекращать поражение электрическим током.

Цепочка

В форме обучения, называемой цепочкой, субъект должен сделать серию ответов в определенном порядке. Например, нужно усвоить последовательность правильных поворотов в лабиринте или выучить список слов в определенной последовательности.

Приобретение навыков

В определенных пределах лабораторных животных можно научить регулировать силу нажатия на рычаг или контролировать скорость, с которой они бегут по переулку. Такие навыки приобретаются, когда вознаграждение зависит от количественно ограниченной производительности. Среди людей сложные, точные навыки ( например, завязывание шнурков) являются рутинными.

При обучении различению субъект подкрепляется реакцией только на выбранные сенсорные характеристики стимулов. Различия, которые могут быть установлены таким образом, могут быть весьма тонкими. Голуби, например, могут научиться различать различия в цветах, которые неразличимы человеком, без использования специальных устройств.

Говорят, что организм усвоил понятие, когда он однозначно реагирует на все объекты или события в данном логическом классе, в отличие от других классов. Даже гуси могут освоить такие понятия, как округлость и треугольность; после тренировки они могут адекватно реагировать на круглые или треугольные фигуры, которых никогда раньше не видели.

Теория экспериментального обучения

Обучение на практике. Это лежит в основе теории экспериментального обучения. Экспериментальное обучение фокусируется на идее, что лучший способ узнать что-то — это получить реальный опыт. Эти переживания затем откладываются в вашей памяти и помогают вам сохранять информацию и запоминать факты.

Ключевым моментом для учителей является предоставление учащимся возможности получить опыт, основанный на том, что они изучают. Учителя могут помочь создать среду, в которой учащиеся могут одновременно учиться и получать опыт.

Если вы в настоящее время работаете учителем или собираетесь им стать, важно получить степень, которая даст вам квалификацию и знания для вашей карьеры и поможет подготовиться к получению лицензии. Кроме того, важно понимать, как учатся разные учащиеся, и понимать, как разные теории обучения влияют на образование.

Учителя, разбирающиеся в теории обучения, могут лучше оптимизировать свой класс и помочь большему количеству учащихся учиться удобным для них способом. Быть успешным учителем означает сосредоточиться на том, как лучше всего помочь ученикам добиться успеха.

Узнайте больше о теории экспериментального обучения и о том, как учителя могут использовать ее, чтобы помочь своим ученикам.

Дэвид Колб наиболее известен своей работой над теорией эмпирического обучения или ELT. Колб опубликовал эту модель в 1984 году, получив влияние от других великих теоретиков, включая Джона Дьюи, Курта Левина и Жана Пиаже. Теория эмпирического обучения работает в четыре этапа: конкретное обучение, рефлексивное наблюдение, абстрактное осмысление и активное экспериментирование. Первые две стадии цикла связаны с усвоением опыта, вторые две сосредоточены на преобразовании опыта. Колб утверждает, что эффективное обучение рассматривается по мере того, как учащийся проходит цикл и что он может войти в цикл в любое время.

Конкретное обучение — это когда учащийся получает новый опыт или по-новому интерпретирует прошлый опыт.

Далее идет рефлексивное наблюдение, когда учащийся размышляет о своем личном опыте. Они используют призму своего опыта и понимания, чтобы размышлять о том, что означает этот опыт.

Абстрактная концептуализация происходит по мере того, как учащийся формирует новые идеи или корректирует свое мышление на основе опыта и своих размышлений о нем.

Активное экспериментирование заключается в том, что учащийся применяет новые идеи к окружающему миру, чтобы увидеть, можно ли внести какие-либо изменения. Этот процесс может происходить в течение короткого периода времени или в течение длительного периода времени.

Колб продолжил объяснять, что у учащихся будут свои предпочтения относительно того, как они будут входить в цикл экспериментального обучения, и что эти предпочтения сводятся к циклу обучения.

Цикл эмпирического обучения основан на идее, что у каждого человека есть определенный тип тенденций к обучению, и поэтому они доминируют на определенных стадиях эмпирического обучения. Например, некоторые учащиеся будут доминировать в конкретном обучении и рефлексивном наблюдении, в то время как другие будут доминировать в абстрактном осмыслении и активном экспериментировании.

Четыре стиля обучения:

Дивергенция. Расходящийся стиль обучения полон учеников, которые смотрят на вещи с уникальной точки зрения. Они хотят смотреть, а не делать, и у них также есть сильная способность воображать. Эти учащиеся обычно предпочитают работать в группах, имеют широкий интерес к культуре и людям и многое другое. Обычно они сосредотачиваются на конкретном обучении и рефлексивном наблюдении, желая наблюдать и видеть ситуацию, прежде чем погрузиться в нее. 

Ассимиляция. Этот стиль обучения предполагает, что учащиеся получают четкую информацию. Эти учащиеся предпочитают концепции и рефераты людям и исследуют с помощью аналитических моделей. Эти учащиеся сосредотачиваются на абстрактном осмыслении и рефлексивном наблюдении в экспериментальном стиле обучения.

Схождение. Конвергентные учащиеся решают проблемы. Они применяют то, что узнали, к практическим вопросам и предпочитают технические задачи. Также известно, что они экспериментируют с новыми идеями, и их обучение сосредоточено на абстрактном осмыслении и активном экспериментировании.

Приспособляемость: Эти учащиеся предпочитают практичность. Им нравятся новые вызовы, и они используют интуицию для решения проблем. Эти учащиеся используют конкретное обучение и активные эксперименты, когда они учатся.

Существует множество способов ежедневного использования экспериментального обучения. Вот некоторые примеры:

  • Пойти в зоопарк, чтобы узнать о животных, наблюдая за ними, а не читая о них.

  • Выращивание сада для изучения фотосинтеза вместо просмотра фильма о нем.

  • Надеясь на велосипед, чтобы попробовать и научиться ездить, вместо того, чтобы слушать родителей, объясняющих концепцию

Эмпирическое обучение дает учителям и учащимся множество преимуществ, в том числе:

  • Возможность немедленно применить знания. Экспериментальное обучение может позволить учащимся немедленно применять то, что они изучают, к реальному опыту. Это помогает им лучше запоминать информацию.

  • Поощрение командной работы. Экспериментальное обучение часто предполагает работу в команде, поэтому обучение в такой обстановке позволяет учащимся практиковать командную работу.

  • Улучшенная мотивация. Учащиеся более мотивированы и воодушевлены обучением в эмпирических условиях. Эксперименты увлекательны и забавны для студентов, и они будут увлечены учебой.

  • Возможность для размышлений. Студенты, использующие эмпирическую модель, могут проводить время, размышляя о том, что они испытывают и узнают. Это ценно, поскольку они могут лучше запоминать информацию, когда могут думать о том, что с ними происходит.

  • Реальная мировая практика. Студенты могут извлечь большую пользу из обучения, которое помогает им подготовиться к реальному миру. Экспериментальное обучение направлено на использование реальных ситуаций, чтобы помочь учащимся учиться, чтобы они были лучше подготовлены к своему будущему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *