Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда
Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа — это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.
Первая теория о бессознательном
Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.
З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.
Определение 1Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.
Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т. к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.
Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие «подсознание».
Определение 2Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.
Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.
З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.
Замечание 1Бессознательное носит сексуальный характер.
Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.
Бессознательное по З. Фрейду
З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:
«Оно» или «Id» — уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.
«Я» или «Ego» – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.
«Сверх-Я» или «Super-Ego» – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.
«Сверх-Я» – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает «Я».
«Я» выступает в качестве посредника между внешним миром и «Оно», задача «Я» сделать так, чтобы «Оно» было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям «Оно». Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований «Сверх Я», иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний «Оно».
Для демонстрации взаимоотношений между «Я» и «Оно», учёный взял образ всадника на лошади, где «Я» – всадник, а «Оно» – лошадь. Если человек «Я» здоров, то он способен подчинить себе «Оно», управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями «Оно» и указаниями «Сверх-Я» приобретают непреодолимый характер, то «Оно» уходит из-под контроля «Я», это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.
Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а сознательное «Я» может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением «Сверх-Я» до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.
Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между «Оно» и «Сверх-Я». В качестве инструмента для данного компромисса человек использует «Я». Таким образом, содержание «Оно» постепенно переходит в содержание «Я».
Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.
Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие «Эдипов комплекс».
Замечание 3С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение.
Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.
Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына.
З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.
Определение 3Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.
Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца.
Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.
Замечание 4З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.
В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие «сексуальное влечение» на «либидо».
Определение 4Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях «Эроса» и «Танатос». Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.
Карл Юнг — Офтоп на vc.ru
Предисловие переводчика
Я уже некоторые время интересуюсь идеями, изложенными здесь, и хочу сказать, что эта статья больше подходит для тех, кто уже знаком с общими положениями теории бессознательного и психоанализа в целом. Но сообразительные могут начать знакомство и с этой статьи, так как она достаточно приятно структурирована, и в сжатой манере вводит в курс дела. Тем более всю самую полезную инфу на эту тему я находил либо в книгах, либо в западных статьях (большинство русскоязычных, включая эту, — перевод).
837 просмотров
Карл Юнг был ранним приверженцем Фрейда из-за их общего интереса в бессознательном. Он был активным членом Венского Психоаналитического Сообщества (ранее известного как Психологическое Общество По Средам).
Когда Межнациональная Ассоциация Психоаналитиков сформировалась в 1910, Юнг, по запросу Фрейда, стал ее президентом .
Венское Психоаналитическое Общество
Однако в 1912, во время лекционного тура по Америке, Юнг публично критиковал теорию Фрейда об Эдиповом Комплексе и его особое внимание к инфантильной сексуальности. В последующий год это привело к неминуемому расколу между ними, и Юнг отправился работать над своей психоаналитической теорией.
Большинство предположений Юнга о его аналитической психологии отражают его теоретические расхождения с Фрейдом. Например, Юнг согласился с Фрейдом в том, что детство и прошлое человека определяют его будущее поведение, но в тоже время он верил, что наше будущее (стремления) также формирует нас.
Разница между Юнгом и Фрейдом
Теория Либидо
Юнг (1948) не согласился с Фрейдом касательно роли сексуальности. Он верил, что либидо не просто сексуальная энергия, а общая психическая энергия.
Для Юнга, цель психической энергии была в мотивации индивида сотней разных способов, в том числе духовно, интеллектуально, и творчески. Это также мотивационный источник для поиска удовольствия и минимизации конфликта.
Теория бессознательного
Так же как и Фрейд (и Эриксон), Юнг рассматривал психику как состоящую из ряда отдельных, но взаимосвязанных систем. Главные три — эго, личное бессознательное, и коллективное бессознательное.
Согласно Юнгу, эго представляет сознательный разум, так как он включает в себя мысли, воспоминания и эмоции, которые человек осознает в данный момент. Эго, по большей своей части, отвечает за ощущение идентичности и преемственности.
Прямо как Фрейд, Юнг (1921, 1933) подчеркивал важность бессознательного в отношении личности. Однако, он предложил концепцию, где бессознательное состоит из двух слоев.
Первый слой зовется личным бессознательным, по сути, то же, что и бессознательное Фрейда. Личное бессознательное содержит временно забытую информацию и подавленные воспоминания.
Юнг (1933) выделил важную черту личного бессознательного, называемую комплексами. Комплекс — это сборник мыслей, чувств, отношений, и воспоминаний, которые объединены единой концепцией.
Чем больше элементов прикреплены к комплексу, тем больше его влияние на человека. Юнг также верил, что личное бессознательное куда ближе к поверхности, чем полагал Фрейд, и Юнгианская терапия куда менее озабочена подавленным детским опытом. Дело в настоящем и будущем, которые, по его мнению, являются ключом к анализу неврозов и их лечению.
Коллективное бессознательное
Однако, самое важное различие между Юнгом и Фрейдом — это понятие Юнга о коллективном (надличным) бессознательным. Это самый неординарный и противоречивый вклад в теорию личности.
Коллективное бессознательное — это универсальная версия личного бессознательного, включающая в себя ментальные паттерны, или следы памяти, общие для всех представителей человеческого вида (Юнг, 1928). Эти воспоминания предков, которые Юнг прозвал архетипами, представлены универсальными темами в разных культурах, выраженными в литературе, искусстве и снах.
Форма мира, в котором [человек] рождается, уже врожденна в нем, словно виртуальный образ.
Юнг, 1953, стр. 188
Согласно Юнгу, человеческий разум содержит врожденные характеристики «отпечатанные» в нем в результате эволюции. Эти универсальные предрасположенности исходят из нашей наследственной части. Страх темноты, или змей и пауков иллюстрируют это, и что интересно, эта идея была недавно возрождена в теории готовности (Селигман, 1971).
Однако, что важнее изолированных тенденций, это те аспекты коллективного бессознательного, которые развились в отдельные подсистемы личности. Юнг (1947) назвал их родовыми воспоминаниями и образными архетипами.
Архетипы по Юнгу
Юнгианские архетипы определяются как образы и основы, которые происходят из коллективного бессознательного, как было предложено Карлом Юнгом. Архетипы имеют универсальное значение во всех культурах, и могут проявляться во снах, литературе, искусстве или религии.
Юнг (1947) считает, что символы из разных культур часто очень схожи, потому что они появились из архетипов, общих для всей людской расы, являющихся частью нашего коллективного бессознательного.
Для Юнга, наше примитивное прошлое — это основа человеческой психики, направляющая и влияющая на наше настоящее поведение. Юнг утверждал, что идентифицировал большое число архетипов, но особое внимание обращал на четыре.
Юнг обозначил эти архетипы, как Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус.
Персона
Персона (или маска) — это внешнее лицо, которое мы представляем миру. Она скрывает наше настоящее Я, и Юнг описывал его, как «схожий» архетип. Это публичное лицо или роль, которую мы играем, и которая не показывает, кто мы есть (словно актер).
Анима/Анимус
Другой архетип — анима/анимус. Это зеркальный образ нашего биологического пола, то есть, бессознательная женственность в мужчинах и склонность к мужественности у женщин.
Каждый пол проявляет отношения и поведения другого в силу столетий совместной жизни. Психика женщины содержит аспекты мужественности (анимус), и психика мужчины содержит аспекты женственности (анима).
Тень
Следующий — тень. Это животная сторона нашей личности (как Ид Фрейда). Это источник и креативной, и деструктивной энергии. В соответствии с теорий эволюции, может получиться так, что архетипы Юнга отражают предрасположенности, которые однажды имели ценность с точки зрения выживания.
Самость
Наконец, самость, которая обеспечивает чувство единства в опыте. Для Юнга, главная цель любого человека — достигнуть состояния самости (схожее с самореализацией), и в этом отношении, Юнг (как Эриксон) двигается в сторону гуманизма.
Это, определенно, убеждение Юнга, и в его книге «Нераскрытая самость», он утверждал, что большинство проблем современной жизни вызваны «прогрессивным отчуждением человека от его инстинктивной базы». Один аспект этого — это его взгляды на важность анимы и анимуса.
Юнг утверждает, что эти архетипы — продукты коллективного опыта совместного проживания мужчин и женщин. Однако, в современной западной цивилизации мужчинам не рекомендуется проявлять женскую сторону, а женщинам — мужскую. Для Юнга, результатом было то, что цельное психологическое развитие обоих полов было подорвано.
Критическая оценка
Идеи (1947, 1948) Юнга не были столь популярны, как идеи Фрейда. Возможной причиной может быть то, что он не писал для обычных людей, неспециалистов, так что его идеи не получили такое широкое распространение, как идеи Фрейда. Также, это может быть связано с тем, что его идеи были более мистическими и мутными, и менее ясными.
Современная психология не восприняла теории Юнга с теплотой. Эрнест Джонс (Биограф Фрейда) говорил, что Юнг «погрузился в псевдо-философию из которой он так и не вылез» и большинство его книг выглядят скорее как мистическая спекуляция Новой Эры, нежели чем научный вклад в психологию.
Тем не менее, пока исследования Юнга были о древних мифах и легендах, его интерес к астрологии и увлечение восточной религией можно рассматривать в этом свете, также стоит помнить, что образы, о которых он писал, как факт, оказали неизгладимое впечатление на человеческий ум.
Более того, Юнг сам утверждал, что неоднократное повторение символов из мифологии в личной терапии и в фантазиях психотиков поддерживает идею врожденного коллективного культурного остатка.
В соответствии с теорий эволюции, может получиться так, что архетипы Юнга отражают предрасположенности, которые однажды имели ценность с точки зрения выживания.
Юнг предположил, что реакции человека на архетипы похожи на инстинктивные реакции животных. Одна из критик Юнга заключается в том, что нет никаких доказательств того, что архетипы биологически базируются на или схожи с животными инстинктами. (Рослер, 2012).
Недавние исследования предполагают, что архетипы, скорее, родились прямо из нашего опыта, нежели обусловлены чисто биологически, и что они отражения языковых или культурных особенностей (Айзендрат — Младший, 1995 ).
Впрочем, работы Юнга также внесли вклад в мейнстрим психологию, хотя бы в одном значительном отношении. Он первый выделил две основные установки или ориентации личности — экстраверсию и интроверсию (Юнг, 1923). Он также идентифицировал 4 базовые функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция), которые в перекрестной классификации дают восемь чистых типов личности.
Психологи, такие как Ганс Айзенк и Рэймонд Кеттел, впоследствии развили эту теорию. Наравне с тем, что он стал культурной иконой для поколений студентов-психологов, Юнг выдвинул идеи, которые были важны для развития современной теории личности.
Автор оригинала попросил ссылаться на него в таком формате:
McLeod, S. A. (2018, May 21). Carl jung. Simply Psychology.
Перевод: Андреасян Артем
Теория Юнга | в Главе 11: Личность
Теория Юнга
Теория Юнга, как и теория Фрейда, является глубинной психологией . Предполагается, что важные факторы, влияющие на личность, находятся в бессознательном. Однако Юнг не использовал концепции Фрейда об Ид и Супер-Эго.
Как и Фрейд, Юнг называл разум в целом психикой . Психика – это вся психическая вселенная человека, включающая как сознательные, так и бессознательные процессы.
Какой была психика? Что особенно интересовало Юнга?
Юнг был очарован бессознательным. Если сексуальная теория была особым интересом Фрейда, то бессознательные психические содержания были особым интересом Юнга.
Юнга интересовали любые мифы, искусство, мечты, легенды или религиозные верования. Все они он рассматривал как выражение глубоких, в значительной степени бессознательных психологических сил.
Юнг различал два типа бессознательных процессов. Одно он назвал личным бессознательным, другое — коллективным бессознательным.
Личное бессознательное было накоплением переживаний за всю жизнь человека, которые нельзя было вспомнить сознательно. Коллективное бессознательное было универсальным наследием людей, родовой памятью, переданной каждому из нас.
Какими для Юнга были два типа бессознательного?
Юнг считал, что в личном бессознательном доминируют комплексов . Комплексы в системе Юнга — это эмоциональных тем из жизни человека .
Например, если вам в детстве ампутировали ногу, это может сильно повлиять на вашу жизнь, даже если вы чудесным образом преуспели в преодолении инвалидности. У вас может быть много мыслей и эмоций, связанных с этим фактом: воспоминания, чувство неполноценности, триумфа, горечи, решимости, и все они сосредоточены на одном аспекте вашей жизни.
Если вас беспокоили эти мысли, Юнг сказал бы, что у вас комплекс по поводу ноги. Юнгианская терапия включала бы в себя изучение комплекса со многих сторон и использование образов искусства или сновидений для изучения связанных с ним чувств.
Для Юнга комплекс был группой частей вокруг некоторой центральной эмоциональной темы. Комплексы были обусловлены жизненным опытом человека, поэтому они были индивидуальны и неповторимы.
Комплекс может появиться во сне или в фантазиях. Это могло спровоцировать необычную реакцию на слово или на события во внешнем мире, связанные с комплексом.
Что такое комплексы в теории Юнга?
Личное бессознательное формируется при жизни человека. Коллективное бессознательное было хранилищем врожденных тенденций глубокого времени: ответов на важные паттерны из среды человеческих предков.
Архетипы были образцами коллективного бессознательного. Это были врожденные реакции на раздражители, встречавшиеся во всех человеческих обществах на протяжении тысячелетий, такие как младенцы, старики, герои и девушки.
Юнга поразило сходство между образами из сновидений, рассказанными ему пациентами, и изображениями в журналах средневековых алхимиков . Алхимики были донаучной версией химиков.
Алхимики были наиболее известны своими попытками превратить такие вещества, как свинец и сурьма, в золото, но они также провели много впечатляющих демонстраций. Они могли заставить жидкости изменить цвет, вспениться, взорваться или превратиться в твердые вещества, если ингредиенты были смешаны или нагреты правильным образом. Все это казалось волшебным в средние века.
Некоторые алхимики вели дневники снов, иллюстрируя свои дневники яркими загадочными рисунками сверхъестественных существ и мистических символов. Юнг получил взаймы журнал алхимика из библиотеки на той же неделе, когда ему приснился яркий сон о книге, полной непонятных символов.
Книга прибыла во временное пользование, Юнг открыл ее, и были страницы, заполненные фантастическими символами, прямо как в его сне. С этого момента Юнг увлекся алхимией. Он исследовал книги древних алхимиков в поисках подсказок о малоизвестном символизме и оккультных практиках.
Почему Юнга интересовала алхимия?
Юнг не верил, что золото может быть создано из свинца… буквально. Юнг рассматривал все предприятие алхимии как символическое, духовное упражнение.
Алхимия символизировала потенциальную человеческую трансформацию от низшего, низшего существования (свинец) к высшему духовному осознанию (золото). Для Юнга символизм, встречающийся в журналах алхимиков, как и символизм в снах его терапевтических клиентов, и мифы древних культур, были проявлениями одного и того же человеческого усилия, направленного на борьбу за духовную целостность, на поиск «золота». в существовании.
Архетипы коллективного бессознательного
Юнг описал коллективное бессознательное как «бессознательные образы самих инстинктов». Это один из самых оригинальных вкладов Юнга в психологию.
Под современной поверхностью разума, сказал он, скрывается изначальный примитивный менталитет наших предков в форме историй и символов, которые нам кажутся естественными. Мы опираемся на эти инстинктивные темы, составляя воображаемые истории и сцены, и они непрошено появляются в наших снах и фантазиях.
Коллективное бессознательное проявило себя в паттернах, называемых архетипами . Архетипы — это паттерны, которые могли бы надежно возникнуть в среде предков человека (так называемая ЭЭА или среда эволюционной адаптации, как ее назвали психологи спустя долгое время после Юнга).
Такие константы (всегда присутствующие шаблоны) льют воду на мельницу эволюции. Герои, девушки, младенцы, старики, страшные дикари: они были в каждом человеческом обществе на протяжении всей истории эволюции.
Вполне вероятно, что люди развили адаптивные реакции на эти паттерны. Основной процесс будет таким же, как у животных, развивающих инстинктивную чувствительность к значительным раздражителям в их среде.
Юнг писал, что архетипы представляют собой проекционных факторов в мозгу . Для проект означает увидеть что-то во внешнем мире, когда его реальный источник находится внутри.
Юнг считал, что архетипы — это инстинктивная чувствительность к значимым паттернам, переданная в наших генах. Когда мы реагируем на значимый паттерн (например, на ребячество), это происходит из-за нашей врожденной схемы. Мы подобны самцам колюшек, атакующих красный цвет во время брачного сезона; мы не можем не реагировать.
Когда мы видим храброго успешного воина даже на поле спортивного поединка, а не на поле битвы, у нас есть врожденная склонность считать этого человека героем. Когда мы видим молодую привлекательную девушку, мы не можем не откликнуться на ее красоту. В песне может быть сказано: «Девушка ничего не может с собой поделать», но на самом деле ответ исходит изнутри нас, благодаря эволюции.
Каким образом проекция связана с опытом архетипов?
Ниже приведен неполный список архетипов. Каждый из них представляет собой шаблон, который существовал в первобытные времена и может быть найден (в некоторых узнаваемых вариациях) в истории, литературе или мифах каждой человеческой культуры.
Образец юнгианских архетипов
- Мать: заботливая, любящая мать
- Отец: требовательный и вознаграждающий отец
- Младенец: беспомощный младенец
- Мужчина: сильный, агрессивный, рациональный мужчина
- Дева: прекрасная, неиспорченная, интуитивная женщина
- Бог: Всемогущий, путеводный свет
- Дьявол: воплощение зла
- Дикий человек: неукротимый примитивный, мохнатый и опасный
- Трикстер: озорной персонаж, который проказничает
- Boogie Man: монстр, охотящийся на безрассудных детей
- Анима: женщина, которая скрывается внутри каждого мужчины
- Анимус: мужчина, который скрывается в каждой женщине
- Тень: злые, подавленные части нашей личности
- Мандала: Круглый символ самости и сознания, обычно с чем-то святым посередине Герой
- : сильный, способный человек [Юнг сказал «мужчина»], который спасает и защищает .
- Ведьма: старая уродливая женщина, которая колдует или изготавливает яды
- Мудрец: Мудрый мудрец, обычно с длинной белой бородой
Какие существуют юнгианские архетипы?
Обратите внимание, что Юнг включил мифические темы, такие как трикстер, и духовные символы, такие как мандела, Бог и Дьявол. Это характерно для Юнга: он рассматривал психологические события как объективно реальные.
В конце концов, Филимон, фигура из его собственного бессознательного, учил его, что фигурам из бессознательного следует оказывать такое же уважение, как и птицам небесным или рыбам морским. Они были реальными и имели самостоятельное влияние на психику.
Юнг серьезно отнесся к этому открытию. (И кто может передать эту мудрость лучше, чем фигура из собственного воображения.)
Когда его спросили, верит ли он в Бога, Юнг ответил, что он не «верит» в Бога, он знал, что Бог реален. И это несмотря на то, что Юнг вовсе не был религиозен в общепринятом смысле.
Когда один из его клиентов рассказал о посещении Луны, коллега Юнга рассказал о женских фантазиях. «Нет, — поправил ее Юнг, — она действительно была на Луне». Возможно, этого не произошло в объективно реальном мире, но это произошло в ее психике.
Многие психологи считают идею Юнга об архетипах не более убедительной, чем сексуальная теория Фрейда. Однако, как отмечалось выше, идеи Юнга не так уж далеки от привычных концепций этологии, где инстинктивные влияния не вызывают споров.
Люди тоже животные. Мы самые социальные животные из всех, как сказал Эллиот Аронсон (1972). Нет ничего странного или неправдоподобного в том, что у нас есть инстинктивные реакции на значимые социальные паттерны, включая многие из тех, которые Юнг не перечислил.
В любом случае Юнг любил строить догадки. Он был мыслителем широкого круга. Он написал замечательное эссе об НЛО в 1950-х годах (Jung, 1958). Он сказал, что не верит, что они действительно существуют, хотя вещественные доказательства его убедят.
Тогда, как и сейчас, физических свидетельств посещения НЛО было странно мало, учитывая частоту, с которой их «видят». Юнг пришел к выводу, что наблюдения НЛО были современными версиями явления, известного людям на протяжении столетий: видений выражали глубокое духовное стремление.
Как Юнг объяснил летающие тарелки?
Юнг указал, что летающие тарелки являются совершенным духовным символом современности. Они были круглыми, как и мандала, и поэтому служили метафорой самости или рефлексивного самосознания. Их видели в небе, точно так же, как религиозные видения древности.
Морально они были двусмысленны, как и древние боги. Никто не знал, были ли они здесь, чтобы спасти землю или уничтожить нас.
НЛО имеют отношение к современным цивилизациям, отметил Юнг, будучи технологически продвинутыми, но они также несут в себе силу и тайну старых религий. Для застенчивых современных, ориентированных на технологии людей, которые больше не могли черпать вдохновение в старых системах верований, летающие тарелки были естественной заменой.
———————
Ссылки:
Аронсон, Эллиот (1972) Социальное животное. Нью-Йорк: Стоит.
Юнг, К. (1958/1970) Летающие тарелки: современный миф о вещах, увиденных в небе . (Перевод RCF Hull.) Принстон, Нью-Джерси: MJP Books.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу psywww@gmail. com.
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Russ Dewey
Теория бессознательного | Хайброу
04.11.2015 | 0
Эпизод №8 курса «Идеи, которые изменили мир»
Бессознательное — это теория, которая помогает объяснить, как работает человеческий разум. Люди часто предполагали, что люди контролируют свой разум, что сны были вдохновлены Богом и что память была совершенной. Однако по мере развития науки врачи задавали вопросы о том, как работает разум. Теорией, которая действительно произвела революцию в нашем понимании психологии, была психоаналитическая теория, представленная австрийским врачом Зигмундом Фрейдом.
В психоаналитической теории Фрейда разум был разделен на «сознательные» и «бессознательные» процессы, часто изображаемые в виде айсберга. Фрейд предположил, что у человека могут быть желания или воспоминания, о которых он не знает, но которые проявляются как сознательное поведение. Это, утверждал Фрейд, и есть «бессознательный» разум, в котором определяется большая часть личности человека. Он также был первым, кто утверждал, что бессознательное является источником того, что происходит во сне.
Зигмунд Фрейд
Фрейд предположил, что воспоминания или желания «подавляются» в бессознательном, а затем проявляются в виде символов во сне или неврозов в поведении наяву. Он представил эту теорию бессознательного, когда опубликовал «Толкование сновидений» в 1899 году, но прошло несколько лет, прежде чем он привлек к себе внимание. Как только его теории стали известны, Фрейд стал одним из самых популярных ученых своего времени. Его объяснения человеческого поведения настолько вдохновили его современников, что медицина перешла к совершенно новой отрасли — психиатрии, медицинскому изучению человеческого разума.
Наука и искусство 20-го века будут не похожи ни на одно столетие раньше. В постфрейдистской идеологии люди более интроспективны и самосознательны, чем в любой другой момент человеческой истории. Теория бессознательного стала настолько распространенной, что фрейдистские термины, такие как «анальный ретентив» и «фиксация», используются неспециалистами в повседневных разговорах и в массовой культуре. В западной культуре нет медиума, который не был бы затронут фрейдовской теорией, а идея бессознательного привела к развитию почти всех наук, но, возможно, наиболее важно в нейробиологии, патологии и химии.
Цитаты
«Разум подобен айсбергу, его седьмая часть плывет над водой». Зигмунд Фрейд
«Однажды, оглядываясь назад, годы борьбы покажутся вам самыми прекрасными». Зигмунд Фрейд
«Быть полностью честным с самим собой — хорошее упражнение». Зигмунд Фрейд
«Мы никогда не будем так беззащитны перед страданием, как когда любим».