МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Г.Г.ВЕРБИНА ПСИХОЛОГИЯ эмоций Учебное пособие Чебоксары 2008 ББКЮ935.21 В31 Вербина Г.Г. В31 Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина; Чуваш, ун-т. — Чебоксары, 2008. — 308 с. Приведены теоретические и методологические аспекты изучения эмоциональной сферы человека. Рассмотрены теории возникновения эмоций, различия между эмоциями и чувствами, функции эмоций, диагностика эмоциональных состояний и управление эмоциями. Для студентов-психологов П-Ш курсов факультета управления и психологии, психофизиологов, педагогов, профессионалов в области психологии и смежных наук. Утверждено Редакционно-издательским советом университета Отв. редактор д-р филос. наук, профессор Э.З. Феизов ББКЮ935.21 © Вербина Г.Г., 2008 Содержание. Введение Глава 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ 1.1. Понятие о чувствах и эмоциях. Различие этих понятий 1.2. Классификация и свойства эмоций 1.3. Чувства 1.4. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 1.5. Эмоциональный тон ощущений 1.6. Эмоциональный тон впечатлений 1.7. Физиологические основы чувств и эмоций 1.8. Аффект и связанные с ним физиологические и поведенческие изменения 1.9. Эмоции как организующий фактор сознания 1.10. Ощущение, эмоция, сознание Вопросы для самопроверки 2.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина 2.2. В. Вундт. Измерение эмоций 2.3. Психофизическая концепция сущности и происхождения эмоций У. Джемса и К. Ланге 2.4. Таламическая теория эмоций Кеннона – Барда 2. 5. Активационная теория Линдсея – Хебба 2.6. Информационная теория эмоций П.В. Симонова 2.7. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера 2.8. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера 2.9. Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда 2.10. Фундаментальные эмоции (по К. Изарду) 2.11. Эмоции и эмоциональная система (К. Изард) 2.12. Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума и ее модификация 2.13. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина 2.14. Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса Вопросы для самопроверки Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ 3.1. Компоненты эмоционального реагирования 3.2. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования 3.3. Изучение экспрессивного компонента эмоции 3.4. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние 3.5. Эмоциональные ситуации 3.6. Экспрессия чувств, ее значение. Сигнальная и регулятивная функция чувств 3.7. Эмоции как производные биологических процессов и сочетание эмоций как личностные черты 3.9. Понятие о настроении 3.10. Расстройства настроения (качества настроения) 3.11. Некоторые комплексы аффектов 3.12. Понятие о вегетативной буре, ее внешние и внутренние проявления 3.13. Выражение эмоций и ощущения прикосновения 3.14. Эмоциональные типы людей Вопросы для самопроверки 4.1. Выражение эмоций (проявление эмоций) 4.2. Лицо как источник испытываемых в эмоиях чувств 4.3. Эмоциональные свойства человека 4.4. Выражение эмоций и физиологическое возбуждение 4.5. Физиогномика 4.6. Социальное и психологическое значение мимики 4.7. Лицевая мимика 4.8. Роль коры головного мозга (КГМ), подкорковых структур и высшей нервной системы (ВНС) в возникновении и проявлении чувств 4. 9. Межполушарная асимметрия и эмоции 4.10. Модальности аффективного тона ощущений. Исследование на нейрофизиологическом уровне 4.11. Эмоции как основная мотивационная система 4.12. Шесть систем организации личности (по К. Изарду) Вопросы для самопроверки Глава 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ 5.1. Эмоциональное резонирование 5.2. Критерии способностей к эмоциональному резонированию 5.3. Патология и эмоции 5.4. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики Вопросы для самопроверки Глава 6. СТРЕСС 6.1. Понятие об эмоциональном стрессе 6.2. Физиологические механизмы стресса 6.3. Динамика появления стрессовых состояний: конструктивный и деструктивный стресс 6.4. Динамика стресса во времени 6.5. Фрустрация. Фрустационные теории 6.6. Концепции психической саморегуляции 6.7. Профилактика и управление стрессом Вопросы для самопроверки 7.1. Способы восстановления эмоционального равновесия 7.2. Социально-психологический тренинг (СПТ) 7.3. Рациональная психотерапия как вид социально-психологической коррекции 7.4. Метод символдрамы 7.5. Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу 7.6. Идеал – метод Ч. Тойча 7.7. Арт-терапия 7.8. Устранение отрицательных эмоций 7.9. Значение желательных эмоций и способы их намеренного вызова 7.10. Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний Вопросы для самопроверки Глава 8. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ» Вопросы для самопроверки Глава 9. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ 9.1. Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций) 9.2. Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями 9.3. Методики изучения эмоциональных состояний Заключение Список рекомендуемой литературы Приложение 1. Избавление от нежелательных эмоций. Вызывание желаемых эмоций 2. Избавление от нежелательных эмоций. Диссоциация Введение Психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. Странно, что эта столь актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы еще до появления каких-либо научных данных понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений. Однако до восьмидесятых годов XX века психология фактически игнорировала эмоции. В настоящее время проблема эмоций очень актуальна, так как эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.Актуальность проблемы эмоций заключается в том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры. Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связанные с ней вопросы на сегодня решены. Изучением проблемы эмоций занимались такие ученые, как К.Е. Изард, Э. Клапаред, У. Джемс, К. Ланге, П.В. Симонов, П.К. Анохин, У. Кеннон, Д.О. Хебб и др. Существенный вклад в изучение эмоций внес К.Е. Изард. Он рассмотрел эту проблему с позиции психологии дифференциальных эмоций. В рамках этого подхода он охарактеризовал свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие. Американский психолог У. Джемс и датский ученый К. Ланге почти в одно и то же время предложили теорию, объясняющую функционирование и происхождение эмоций их телесной связью с органическими процессами. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Немаловажная роль в изучении эмоций принадлежит также отечественному физиологу П.В. Симонову. Он разработал потребностно-информационную теорию эмоций. Согласно этой теории, «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор. Слово «эмоции» происходит от латинского emovere, что значит «волновать, возбуждать». Со временем значение этого слова несколько изменилось, и сейчас можно сказать, что эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Адекватное понимание эмоции возможно только при учете, как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции. Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Каталог: book -> emotion Скачать 1,69 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Изучение эмоциональных проявлений у младших подростков в учреждении интернатного типа
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения эмоциональных проявлений у младших подростков в учреждении интернатного типа. В статье охарактеризованы причины эмоционального дискомфорта и методы отслеживания эмоциональных переживаний у подростков.
Ключевые слова: эмоциональные проявления, младшие подростки, методы изучения эмоциональных проявлений.
Важную роль в жизни человека играют эмоции. Эмоции — это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, грусть) и связанны с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей, выражаются в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.) [1].
Многие исследователи изучали эмоциональные проявления, такие как С. Л. Рубинштейн, Б. И. Додонов, З. Фрейд, Г Ланге и другие. К. Изард выделил 11 базовых эмоций:
1) радость;
2) удивление;
3) печаль;
4) гнев;
5) отвращение;
6) презрение;
7) горе-страдание;
8) стыд;
9) интерес-волнение;
10) вина;
11) смущение [3].
Интересной сферой психики человека являются эмоциональные проявления. Они играют важную роль в межличностном общении и не только, так как эмоции выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого мира.
Сложная ситуация складывается у воспитанников учреждений интернатного типа в связи с изначально неблагоприятными условиями развития эмоциональной сферы: отягощенная наследственность, длительное проживание в условиях депривации. У подростков на всю дальнейшую жизнь остается общее чувство неблагополучия, обиды, небезопасности жизни. Последствия незрелости эмоциональной сферы сказываются на плохой адаптации к трудовой деятельности, на трудностях в семейных и межличностных отношениях [4].
Отсутствие родительской любви и заботы приводит к «расстройствам привязанности», «психической депривации», нарушениям мотивационно-потребностной сферы, личностной идентичности [5].
Для многих детей и подростков, воспитывающихся в школах-интернатах, характерны искажения в общении с взрослыми. С одной стороны дети нуждаются во внимании, заботе, эмоциональном тепле, а с другой стороны отсутствует личностный и тактильный контакт, развивается эмоциональная бедность, однообразное общение. Подростки, воспитывающиеся в учреждении интернатного типа, искренне испытывают позитивные чувства к «семье». Для ребенка семья, особенно для подростка – это целый мир, в который он попадает с рождения, где он живёт, взаимодействует, совершает открытия, учится любить, ненавидеть, сопереживать. На ранних стадиях развития семья для ребенка является первой и зачастую практически единственной социальной группой, формирующей личность, нравственные качества, навыки социального взаимодействия. Без разумной родительской любви и сопереживания ребенку, эмоциональный, моральный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным, а духовное здоровье человека – слабым [2].
Эмоции играют очень важную роль в формировании личности. Они оказывают влияние на мировоззрение подростков, помогают или мешают их саморазвитию. Эмоции — это отражение в форме переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций. Проще говоря, положительные эмоции способствуют или облегчают удовлетворение потребностей, а отрицательные – препятствуют.
У воспитанников учреждений интернатного типа присутствует низкая адаптация к трудовой деятельности, проблемы в межличностных отношениях, внутренние переживания эмоционального дискомфорта. Подросткам свойственна повышенная возбудимость, неуравновешенность, которая накладывает отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. И тем не менее младшие подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими. Следует развивать позитивные эмоциональные проявления у младших подростков. Этим занимаются социальные педагоги и психологи, которые могут провести с этими подростками тренинги, беседы, методики для выявления преобладания позитивных или негативных эмоций, просмотр и обсуждение фильмов на данную тему.
Например, беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при использовании метода наблюдения. Или же можно использовать проективные методики. Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками педагог-психолог или социальный педагог будут пользоваться и другими методами диагностики. Еще один способ, который поможет отслеживать эмоциональные переживания подростков, это «Цветовой дневник наблюдения». Этот тест дает анализ причин возникновения переживаний. Этот дневник предполагается заполнять по следующей схеме: Что переживал? Почему? Как справился? Кому рассказал?
Итак, изучение эмоциональных проявлений у младших подростков необходимо осуществлять для предупреждения и коррекции социальных и личностных проблем подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Ссылки на источники
- Академик. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] .- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/704319. — свободный.
- Далгатов, М. М., Джабраилова М. М., Хизроева З. М.Исследование эмоциональной сферы подростков из неполных и смешанных семей с помощью проективной методики: «Рисунок семьи». [Текст] / М. М. Долгатов, М. М. Джабраилов, З. М. Хизроева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 6-11.
- Изард, И. Теория дифференциальных эмоций [Текст] / И. Изард.// «Эмоции и чувства». – 1980. – С. 52-71.
- Лопатина, И. А. Специфика эмоциональных проявлений депривированных подростков в социально-нормативном пространстве [Текст] / И. А. Лопатина // Вестник МГПУ. – 2011. – №2. – С.111-118.
- Попова, Т. А. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме и патронатной семье [Текст] / Т. А. Попова // Психологические науки. – 2013. – №8. – С.1233-1237.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаЭмоции, эмоциональность и интеллект в развитии адаптивного поведения | Наука эмоционального интеллекта: известные и неизвестные
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНаука об эмоциональном интеллекте: известные и неизвестныеОрганизационная психологияСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНаука об эмоциональном интеллекте: известные и неизвестныеОрганизационная психологияСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Изард, Кэрролл и другие, «Эмоции, эмоциональность и интеллект в развитии адаптивного поведения», Джеральд Мэтьюз, Моше Зейднер и Ричард Д. Робертс (редакторы), Наука об эмоциональном интеллекте: известные и неизвестные , серия in Affective Science ( New York , 2008; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195181890.003.0005, по состоянию на 27 мая 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНаука об эмоциональном интеллекте: известные и неизвестныеОрганизационная психологияСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНаука об эмоциональном интеллекте: известные и неизвестныеОрганизационная психологияСоциальная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе обсуждается конструкция эмоционального интеллекта (EI) в связи с конструкцией использования эмоций и конструктами развития знаний об эмоциях и регуляции эмоций. Теория дифференциальных эмоций, которая подчеркивает адаптивные, мотивационные и порождающие сигналы свойства эмоций, обеспечивает концептуальную основу. Эмоциональную мотивацию можно рассматривать как ключевой фактор эмоционального интеллекта. Эмоции не только мотивируют или управляют поведением; их склонности к действиям и состояния чувств дают сигналы, которые направляют познание и действия, а их выражения могут мотивировать и направлять действия других. Дискуссия утверждает, что EI включает в себя как мотивационные, так и информационные аспекты эмоций и частично зависит от эмоциональности/темперамента/личности и когнитивных способностей.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, использование эмоций, знание эмоций, теория дифференциальных эмоций, эмоциональная мотивация
Предмет
Организационная психологияСоциальная психологияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.