Теория эмоций: 22. Основные теории эмоций.

Содержание

Теория эмоций Джеймса – Ланге. Большая российская энциклопедия

Научные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели

Тео́рия эмо́ций Дже́ймса – Ла́нге (периферическая теория эмоций), представляет собой психологическую теорию эмоций, главной идеей которой является введение очерёдности субъективного (сознательного переживания) и объективного (поведения и физиологических реакций организма) компонентов эмоции. В противовес классическому представлению о внешних проявлениях эмоции как следствия её субъективного переживания, У. Джеймс и К. Ланге независимо предположили, что субъективное переживание эмоции возникает после того, как организм уже отреагировал. Таким образом, осознание эмоции становится эпифеноменом, т. е. явлением, не играющим функциональной роли в поведении человека.

Происхождение понятия

Теория американского психолога У. Джеймса была впервые предложена в статье «Что такое эмоция?» (James. 1884) и уточнялась в ряде последующих работ. Теория датского медика К. Ланге была независимо опубликована год спустя в работе «Об эмоциях: психофизиологическое исследование» (Lange. 1885). Объединение двух независимых идей в одну теорию Джеймса – Ланге было сделано Дж. Дьюи, разрабатывавшим свою теорию эмоций в 1894–1895 гг. (Dewey. 1895).

Содержание понятия

Согласно позиции У. Джеймса, осознанное переживание телесных изменений – это то, что добавляет холодной интеллектуальной оценке ситуации её эмоциональную, субъективную составляющую. Основное отличие теории К. Ланге состояло в акценте на висцеральные процессы, т. е. процессы, протекающие во внутренних органах, в то время как Джеймс также уделял основное внимание двигательным реакциям и мимике. Мимические реакции оказались в центре идей американского психолога С. Томкинса, который разрабатывал более современную версию теории Джеймса – Ланге, названную теорией мимической обратной связи (Tomkins. 1962).

Когнитивные теории эмоций (Schachter. 1962), предполагающие, что переживание эмоции является интерпретацией физиологических реакций организма в конкретном контексте, унаследовали из теории Джеймса – Ланге первичность физиологических реакций перед психологическим переживанием.

Теория Ланге, а также интерпретация общей теории Джеймса – Ланге, введённая в психологическую литературу Дж. Дьюи, предполагали чёткую связь разных эмоций с разными физиологическими проявлениями. Так, страх должен вызываться повышенным сердцебиением, расширением зрачка и напряжением определённых мимических мышц. Злость будет вызываться другим набором физиологических и поведенческих реакций и т. д. Это положение теории активно обсуждалось в 20 в., хотя оно противоречит взглядам У. Джеймса (см. ниже).

История использования понятия и критика

Американский физиолог У. Кеннон раскритиковал некоторые аспекты теории Джеймса – Ланге уже в 1927 г. (Cannon. 1927). Его критика была основана на детальном анализе связи висцеральных процессов с эмоциями. Проанализировав известные к тому времени данные о висцеральных процессах и собственные эксперименты по изоляции внутренних органов от центральной нервной системы, Кеннон пришёл к выводу, что поведенческие проявления эмоций, а также их осознанное переживание слабо связаны с динамикой висцеральных процессов.

Отечественный психолог Л. С. Выготский критиковал теорию Джеймса – Ланге вслед за У. Кенноном, обратив внимание на то, что теория опиралась в основном на мысленные, а не реальные эксперименты (Выготский. 1984). При этом эмпирические попытки найти устойчивые висцеральные, автономные (связанные с автономной нервной системой) или хотя бы мимические корреляты отдельных эмоций в 20 в. не увенчались успехом (Barret. 2017).

Теория мимической обратной связи находила экспериментальное подтверждение, например, в знаменитом исследовании, в котором блокирование мимики при восприятии юмористических историй снижало позитивные эмоции от них (Strack. 1988). Однако это исследование – несмотря на свою хрестоматийность – ныне критикуется из-за невозможности воспроизвести этот эффект в повторных экспериментах (Registered Replication Report … 2016) (но см. Noah. 2018).

В конце 20 в. американский психолог Ф. Эллсуорт защищала теорию эмоций У. Джеймса, утверждая, что вся история её критики – это критика малой метафорической части теории, которая намного богаче своего хрестоматийного пересказа (Ellsworth.  1994). Так, теория Джеймса включала в себя интерпретацию ситуации (интеллектуальный / когнитивный компонент эмоции), однако, критики теории не обсуждали этот её аспект. Таким образом, исходные идеи Джеймса были достаточно близки к более современным, когнитивным теориям эмоций. Далее Эллсуорт утверждала, что теория Джеймса не предполагала разделения на отдельные эмоции. Эмоции рассматривались как часть спектра чувств, которые могут вызываться разнообразными изменениями в организме. Однако эта часть теории теряется за хрестоматийными примерами, содержащими отдельные эмоции, такие как страх.

Американский психолог Л. Ф. Баррет утверждала, что искажение теории эмоций У. Джеймса произошло из-за её смешения с теорией К. Ланге, сделанного Дж. Дьюи под влиянием философии эссенциализма (Barret. 2017), т. е. представления о том, что все наблюдаемые феномены обладают отдельными сущностями. Такой взгляд предполагает, что существуют отдельные эмоции со своим набором телесных проявлений. Эта идея, как было сказано выше, не разделялась Джеймсом, хотя была близка Ланге.

Подводя итог более чем 100-летнего критического осмысления теории Джеймса – Ланге, можно сделать вывод, что, во-первых, данная теория никогда не была явно сформулирована, а представляет собой скорее набор идей, связанных с зависимостью переживания эмоции в сознании от изменений, которые происходят при этом в организме. Большая часть критики была адресована упрощённому пониманию теории. Когнитивный аспект теории (восприятие и оценка ситуации перед эмоциональной реакцией на неё) был проигнорирован критиками и комментаторами. Вопреки популярному заблуждению, существование фиксированного набора базовых эмоций никогда не было прямым следствием теории Джеймса – Ланге. Отдельные идеи из теории Джеймса – Ланге и доныне остаются актуальными для психологии эмоций.

Иванчей Иван Иванович Дата публикации:  8 июня 2022 г. в 14:51 (GMT+3)

#Классики психологии

Классики психологии

#Психологические концепции

Психологические концепции

Теории эмоций

Details
Просмотров: 20008
  • Предыдущая статья Объем памяти — семь плюс-минус два
  • Следующая статья Зрительное восприятие
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Почему мы чувствуем то, что чувствуем

Что такое эмоция? В психологии эмоция определяется как субъективное психическое переживание каких-либо значимых событий.

Что такое эмоции и как они возникают, рассматривают обычно с трех точек зрения:

1. Неврологическая основана на идее, что эмоциональные реакции вызываются активностью головного мозга.

2. Согласно физиологической, эмоции возникают в результате физиологической реакции организма.

3. Когнитивная утверждает, что эмоции есть результат мышления и психической активности.

Опишем некоторые из самых важных современных теорий эмоций.

Теория Джеймса — Ланге

Эта теория эмоций была практически одновременно выдвинута в 1920-х годах сразу двумя учеными: датским физиологом Карлом Ланге и американским психологом Уильямом Джеймсом. Согласно теории, эмоции представляют собой результат физиологической реакции на значимое событие. Теорию Джеймса — Ланге можно разбить на следующую последовательность:

При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция или эмоциональная реакция, всецело зависящая от интерпретации физиологической реакции. Например, при встрече со львом ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, а тело дрожать. По теории Джеймса — Ланге, далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению, что вы испуганы.

Надо сказать, впоследствии был выдвинут целый ряд убедительных доводов, опровергающих теорию Джеймса — Ланге, и в современном научном мире у нее мало сторонников. И все-таки психологи и сегодня считают ее весьма ценной и даже приводят примеры в подтверждение ее правоты, например механизм развития фобии или панического расстройства. Скажем, если у человека на какое-либо событие возникла негативная физиологическая реакция, например тошнота, она вполне может переродиться в реакцию эмоциональную, в частности в чувство тревоги, и между этими двумя состояниями возникнет четкая ассоциация. Впоследствии этот индивид, скорее всего, будет стараться избегать любых ситуаций, которые могут привести к негативной эмоции.

Теория эмоций Кэннона — Барда

В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса — Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус — область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, — реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.

Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.

На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель. Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, — то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется. После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.

Теория эмоций Шехтера — Сингера

Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие. Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию. Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.

Теория эмоций Лазаруса

Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990-х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической

активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.

Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает — например, что ее преследует грабитель, — и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию — страх.

Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона- Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал.

Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

  • Предыдущая статья Объем памяти — семь плюс-минус два
  • Следующая статья Зрительное восприятие

Теории эмоций в психологии

Эмоция — это сложный психофизиологический опыт, который мы испытываем в результате нашего взаимодействия с окружающей средой. Эмоции бывают положительные и отрицательные, и эти эмоции могут быть связаны с объектом, событием, социальными эмоциями, эмоциями самооценки и т.д. Взаимодействие личности и эмоций: изучение связи между настроением и поведением

Некоторые эмоции являются врожденными. Например: любовь, забота, радость, удивление, гнев и страх. Они известны как первичные эмоции. Вторичные эмоции — это те, которым мы учимся на собственном опыте. Например: гордость, ярость, стыд, пренебрежение, сочувствие и ужас.

Вот некоторые распространенные теории эмоций в психологии.

Теория Джеймса-Ланге

Теория эмоций Джеймса-Ланге была предложена психологами Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге. Согласно этой теории, когда мы переживаем различные события, наша нервная система вырабатывает физические реакции на эти события. Примеры таких реакций включают учащение пульса, дрожь, расстройство желудка и т. д. Эти физические реакции, в свою очередь, вызывают эмоциональные реакции, такие как гнев, страх и печаль.

Например, представьте, что вы сидите в темной комнате в полном одиночестве. Внезапно вы слышите звук дыхания позади себя. Ваш сердечный ритм увеличивается, и вы можете даже начать дрожать. Вы интерпретируете эти физические реакции как страх и поэтому испытываете страх.


Теория Кэннона-Барда

Теория эмоций Кэннона-Барда была разработана физиологами Уолтером Кэнноном и Филипом Бардом. Согласно этой теории, мы одновременно чувствуем эмоции и испытываем физиологические реакции, такие как потливость, дрожь и мышечное напряжение.
сообщите об этом объявлении

Например, вы находитесь в темной комнате в полном одиночестве и вдруг слышите звук дыхания поблизости. Согласно теории Кэннона-Барда, у вас учащается сердцебиение, и вы начинаете дрожать. Пока вы испытываете эти физические реакции, вы также испытываете эмоцию страха.

Теория Шахтера-Зингера

Теория эмоций Шахтера-Зингера была разработана Стэнли Шахтером и Джеромом Э. Сингером. Согласно этой теории, элемент рассуждения играет важную роль в том, как мы переживаем эмоции.

Теория Шахтера-Зингера предполагает, что когда событие вызывает физиологическое возбуждение, мы пытаемся найти причину этого возбуждения. Затем мы переживаем и обозначаем эмоцию.

Например, вы сидите в темной комнате в полном одиночестве и вдруг слышите позади себя звук дыхания. Ваш сердечный ритм увеличивается, и вы начинаете дрожать. Заметив эти физические реакции, вы понимаете, что они возникают из-за того, что вы находитесь совсем одни в темной комнате. Вы думаете, что можете быть в опасности, и чувствуете эмоцию страха.

Двухфакторная теория Шахтера-Зингера

Эта теория фокусируется на роли физиологического возбуждения как основного фактора эмоций. Однако это также предполагает, что одни только физические возбуждения не могут быть ответственны за все эмоциональные реакции. Поэтому он учитывает когнитивный аспект эмоциональной реакции.

Например, вы сидите в темной комнате в полном одиночестве и вдруг слышите звук дыхания позади себя. Ваш сердечный ритм увеличивается, и вы начинаете дрожать. Вы замечаете учащение пульса и понимаете, что это вызвано страхом. Поэтому вы чувствуете страх.

Весь процесс начинается с внешнего раздражителя (дыхание в темной комнате), за которым следует физиологическое возбуждение (учащение пульса и дрожь). Когнитивные ярлыки вступают в действие, когда мы связываем физиологическое возбуждение со страхом, за которым немедленно следует сознательное переживание эмоции страха.


Категории: Когнитивная психология

Понимание теории эмоций Кэннона-Барда: 3 примера

Мы описываем, что видим себя красными, когда злимся, зеленеем от отвращения или чувствуем себя взволнованными.

Но как мы определяем эмоции, понимаем их когнитивные и физиологические компоненты и понимаем причины наших эмоциональных переживаний?

Проблема понимания эмоций заключается в понимании связи между их физиологическими и когнитивными компонентами.

В этой статье исследуется одна теория, пытающаяся объяснить эту связь: теория эмоций Кэннона-Барда.

Мы начнем с краткого определения, приведем несколько примеров, рассмотрим важные концепции и приложения, а затем сравним теорию эмоций Кэннона-Барда с другой известной точкой зрения: теорией Джеймса-Ланге.

Учитывая ваш интерес к эмоциям, мы также кратко представим наш мастер-класс по эмоциональному интеллекту и другие соответствующие ресурсы, доступные на сайте PositivePsychology. com.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на развитие эмоционального интеллекта. Эти научно обоснованные упражнения улучшат вашу способность понимать свои эмоции и работать с ними, а также дадут вам инструменты для развития эмоционального интеллекта ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит

  • Объяснение теории эмоций Кэннона-Барда
  • 3 примера теории эмоций Кэннона-Барда
  • Джеймс-Ланге против теорий Кэннона-Барда
  • 4 Ключевые концепции и приложения
  • Высший мастер-класс по эмоциональному интеллекту
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Часто задаваемые вопросы
  • Ссылки

Объяснение теории эмоций Кэннона-Барда

Теория эмоций Кэннона-Барда, сформулированная докторами Уолтером Кэнноном и Филипом Бардом, стала одной из самых ранних теорий эмоций (Baumeister & Bushman, 2020).

В то время, между 1880 и 1930 годами, известные теории объясняли существование эмоций с помощью физиологических симптомов (Baumeister & Bushman, 2020).

Самая ранняя теория, теория эмоций Джеймса-Ланге, была разработана в конце 1800-х годов и постулировала, что физиологические реакции всегда предшествуют переживанию эмоций. Это означает, что мы сначала проявляем физиологические реакции (например, плачем), а затем переживаем когнитивный опыт эмоции (например, грусть).

Фундаментальная предпосылка этой теории заключалась в том, что эмоциям должны предшествовать физические симптомы; без переживания физических симптомов эмоции были бы невозможны (Baumeister & Bushman, 2020).

Уолтер Кэннон предложил альтернативное объяснение теории эмоций Джеймса-Ланге и общего понимания эмоций. Как физиолог, он основывал свою теорию на научных экспериментах, проведенных на животных и анатомии человека.

Эксперименты Кэннона

Основываясь на своих собственных экспериментах и ​​экспериментах других исследователей того времени, Кэннон представил другую точку зрения на эмоции (см. Robinson, 2018). Он обнаружил, что животные могут по-прежнему проявлять определенные эмоции, даже когда определенные связи с мозгом были разорваны, что препятствует получению мозгом информации о физиологических изменениях.

Он показал это двумя способами:

  • Кошки по-прежнему могут вести себя агрессивно по отношению к лающим собакам, даже когда нервная связь между корой головного мозга и таламусом была разорвана.
  • Кошки, которым вводили кортизон и которые испытывали связанные с этим физиологические изменения в виде учащенного сердцебиения, по-прежнему не демонстрировали каких-либо эмоциональных изменений.

В совокупности его открытия бросили вызов фундаментальным предпосылкам теории Джеймса-Ланге, а именно тому, что переживанию эмоций всегда предшествовало физиологическое поведение и оно зависело исключительно от него (Cannon, 1927, 1929, 1931; Robinson, 2018).

Роль таламуса

Стержнем теории эмоций Кэннона-Барда является структура мозга, известная как таламус.

Таламус, эпиталамус, субталамус и гипоталамус составляют часть промежуточного мозга в переднем мозге (Crossman & Neary, 2018).

Согласно теории Кэннона-Барда, таламус играет ключевую роль в обработке и переживании эмоций.

  • Сенсорная информация сначала поступает в таламус.
  • Таламус передает эту информацию в кору головного мозга для дальнейшей обработки.
  • Это приводит к когнитивному переживанию эмоций.
  • Одновременно в гипоталамус и вегетативную нервную систему передается другая информация, что приводит к физиологическому возбуждению.

Таламус также способствует координации движений через мозжечок и базальные ганглии (Darby & Walsh, 2005). Эти потоки информации возникают одновременно и независимо.

Хотя теория эмоций Кэннона-Барда внесла существенный вклад в область эмоций, она не лишена критики. Критика включает в себя то, что теория в значительной степени игнорирует сложность эмоций и то, как эмоции обеспечивают обратную связь и влияют на когнитивную оценку ситуации (Levenson, 2014).

В заключение, эксперименты Кэннона и Барда привели их к предположению, что различные компоненты эмоций обрабатываются независимо друг от друга благодаря функционированию таламуса.

Они увидели, что таламус действует как ретрансляционная станция, обеспечивая одновременную передачу и обработку информации без необходимости одного типа, предшествующего другому. По этой причине теорию Кэннона-Барда также иногда называют таламической теорией эмоций (Thanapattheerakul et al., 2018).

3 Примеры теории эмоций Кэннона-Барда

Теория эмоций Кэннона-Барда подчеркивает параллельные потоки физиологических изменений и когнитивных компонентов эмоциональных переживаний.

Ниже приведены три примера, иллюстрирующие основные понятия.

1. Один в темноте

Представьте, что вы возвращаетесь к своей машине после ужина с друзьями. Когда вы входите на стоянку, вы понимаете, что темно и вы одни.

Вы получаете сенсорную информацию об окружающей среде (темнота, одиночество), которую интерпретируете как опасную. Вы одновременно чувствуете страх (когнитивный компонент) и учащается сердцебиение (физиологическая реакция).

2. Боязнь сцены

Находясь на работе, вы готовитесь к презентации перед исполнительным комитетом. В преддверии встречи вы репетируете свою речь. Во время репетиции вы понимаете, что вам все еще нужно внести некоторые изменения.

Вы одновременно ощущаете когнитивный компонент тревоги и физиологические реакции в виде учащенного сердцебиения и повышенного потоотделения.

3. Дрожь на первом свидании

На первом свидании вы идете в кино со своим новым партнером. Во время фильма чувствуешь теплую руку на своем колене, и взволнованно кладешь свою сверху.

Когнитивный компонент, возбуждение, возникает одновременно с физиологической реакцией в виде учащенного сердцебиения и потоотделения.

Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для эмоционального интеллекта (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Джеймса-Ланге против теорий Кэннона-Барда

Теория эмоций Джеймса-Ланге, разработанная Уильямом Джеймсом (1884) и Карлом Ланге, предшествует теории Кэннона-Барда примерно на 50 лет (Baumeister & Bushman, 2020).

Теории имеют определенные сходства и различия в объяснении эмоций.

Важны физиологические изменения

Обе теории сгруппированы как физиологические теории эмоций (Sreeja & Mahalakshmi, 2017), поскольку обе подчеркивают важность физиологических изменений в переживании эмоций (Baumeister & Bushman, 2020).

Несмотря на это сходство, они различаются по тому, как они интерпретируют роль физиологических изменений.

Но не так важно

Теория Джеймса-Ланге предполагает, что физиологические изменения предшествуют когнитивному переживанию эмоций (Baumeister & Bushman, 2020).

Подразумевается, что эмоции не могут существовать без сопутствующих физиологических изменений.

  • Например, люди сначала проявляют физиологическое состояние, такое как плач, а затем интерпретируют это физиологическое состояние и придают ему значение.

С другой стороны, теория Кэннона-Барда предполагает, что различные потоки информации, включая когнитивную оценку и физиологические изменения, происходят одновременно и независимо (Thanapattheerakul et al. , 2018).

Эмоции возникают в результате когнитивной оценки конкретного события, тогда как физиологические изменения происходят независимо через вегетативную нервную систему (Thanapattheerakul et al., 2018).

  • Например, можно испытывать печаль, не плача, и плакать, не испытывая грусти.

Дифференциация эмоций на основе физиологических изменений

Другое различие заключается в роли специфических физиологических изменений в дифференциации эмоций.

Теория Джеймса-Ланге утверждает, что разные физиологические состояния предшествуют разным эмоциям. Однако некоторые эмоции связаны со сходной физиологией. Например, возбуждение и возбуждение связаны с высоким возбуждением, тогда как отвращение и скорбь связаны с низким возбуждением (Ménard et al., 2015).

Таким образом, основные различия между двумя теориями заключаются в следующем:

  • Теория Джеймса-Ланге подчеркивает, что физиологические изменения должны предшествовать переживанию эмоций. Он считает их источником эмоций.
  • Теория Кэннона-Барда приуменьшает важность порядка и вместо этого утверждает, что физиологические и эмоциональные переживания могут происходить параллельно (Baumeister & Bushman, 2020).

4 Ключевые концепции и приложения

К основным положениям теории Кэннона–Барда относятся следующие (Thanapattheerakul et al., 2018).

  1. Параллельная когнитивная активация
    Теория подчеркивает, что когнитивные и физиологические процессы происходят одновременно и независимо во время эмоциональных переживаний. Это предполагает, что эмоции не зависят исключительно от предшествующих поведенческих изменений.
  2. Роль таламуса
    Теория подчеркивает важность таламуса в передаче сенсорной информации соответствующим структурам коры головного мозга. Таламус играет решающую роль в обеспечении одновременной когнитивной активации. Таким образом, важность таламуса как ретрансляционной станции признается в исследованиях различных когнитивных расстройств (Moustafa et al. , 2017).
  3. Когнитивная оценка
    Теория Кэннона-Барда признает важность когнитивной оценки или оценки при переживании эмоций. Наша интерпретация и оценка ситуации способствуют эмоциональной реакции. Следовательно, это привело к появлению нескольких других теорий об эмоциях, в которых особое внимание уделялось когнитивной оценке и тому, всегда ли эмоция является сознательным опытом (Thanapattheerakul et al., 2018).
  4. Разделение физиологических реакций и эмоций
    Теория подчеркивает, что психологические состояния и физиологические реакции разделены. Исследования Кэннона и Барда показали, что психологические переживания могут возникать независимо от физиологических изменений. Это особенно важно для исследований, критикующих тест на детекторе лжи (Nortje & Tredoux, 2019).

В дополнение к этим приложениям Кэннон продолжил свои исследования и внес свой вклад в известную теорию реакции «бей или беги» (Robinson, 2018).

Мастер-класс по совершенствованию эмоционального интеллекта

На сайте PositivePsychology. com мы предлагаем множество мастер-классов. Наиболее актуальным для вас может оказаться мастер-класс по эмоциональному интеллекту©, разработанный доктором Хьюго Альбертсом. Цель этого курса — укрепить понимание читателем эмоций как для личного, так и для профессионального развития.

Всего мастер-класс состоит из шести модулей. Модули носят теоретический и практический характер. Вам помогут затронутые темы:

  1. Понять теорию эмоций
  2. Определение и развитие эмоциональной осведомленности
  3. Развить необходимый набор навыков для точного обозначения и описания внутренних эмоциональных состояний
  4. Уметь лучше выражать свои эмоции
  5. Определите и улучшите свой эмоциональный интеллект

Курс признан Американской психологической ассоциацией (APA) курсом непрерывного образования и профессионального развития. Поскольку APA одобрило и признало PositivePsychology.com, вы можете заработать кредиты CE, пройдя наши курсы. За прохождение курса «Мастер-класс по эмоциональному интеллекту» присуждается девять баллов CE.

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

В дополнение к нашим превосходным мастер-классам у нас есть обширная библиотека ресурсов для читателей. Мы выделили несколько, которые, по нашему мнению, являются актуальными.

Рабочие листы по эмоциям

Мы перечислили два практических рабочих листа, которые подходят для личного и профессионального использования.

1. Тест на эмоциональное благополучие

Тест на эмоциональное благополучие состоит из 16 вопросов, каждый из которых спрашивает, как часто возникает определенная эмоция. Ответ дается по пятибалльной шкале.

Результаты этого опроса могут быть использованы для определения того, какие типы чувств — позитивные и негативные — возникают чаще всего, а также дают общее представление об эмоциональном благополучии.

Например, после ответов на вопросы викторины может быть ясно, что клиенты какое-то время чувствовали себя исключительно негативно. С этим пониманием вы можете работать со своим клиентом, чтобы разработать план действий, который поможет ему понять, что происходит в его жизни, чтобы заставить его чувствовать себя так.

Преимуществом теста является то, что его легко проводить в клинических условиях, так как он занимает около 10 минут. Кроме того, этот тест также может помочь клиентам определить свои чувства и поразмышлять над тем, что они испытывают, а также дает обзор моделей поведения и эмоций.

2. Модель PERMA

Модель PERMA представляет собой практическое руководство по поведению и мыслям, которые можно использовать ежедневно для улучшения эмоционального благополучия и счастья. Каждая буква в названии модели обозначает отдельное действие, и рабочий лист содержит примеры выполнения этих действий.

  • Положительные эмоции
  • Помолвка
  • (Социальные) отношения
  • Значение
  • Достижения

Используя модель в качестве напоминания, можно развить более конкретные действия и мысли в соответствии с каждой буквой в модели PERMA.

Рекомендуем к прочтению

Заинтересованные читатели избалованы выбором при поиске других сообщений об эмоциях.

Первый рекомендуемый пост — теоретическое исследование отрицательных эмоций. В нем читатели узнают больше об определении, причинах и последствиях отрицательных эмоций.

Мы выбрали этот пост, потому что он не только теоретический; есть также практический раздел с предложениями по контролю негативных эмоций.

Второй рекомендуемый пост более практичен и содержит рекомендации по развитию эмоционального сознания. Автор начинает с теоретического определения эмоционального интеллекта, прежде чем описать большой список практических способов измерения и развития эмоционального интеллекта.

Благодаря этим ресурсам читатели смогут улучшить эмоциональный интеллект в условиях один на один, групповых сессий и семинаров. Этот пост — хорошая отправная точка для тех, кто заинтересован в применении исследований эмоций в клинических условиях и личном развитии.

17 Инструменты эмоционального интеллекта

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить эмоциональный интеллект, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов эмоционального интеллекта для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим понять и использовать их эмоции в своих интересах.

Сообщение на память

Несмотря на то, что теория Кэннона-Барда была сформулирована несколько десятилетий назад, она представила новаторскую концепцию: эмоции и физиологические изменения происходят одновременно и независимо друг от друга.

Подразумевается, что наше физиологическое состояние определяет не только наши эмоциональные переживания; наша когнитивная интерпретация ситуации также влияет на них.

Этот аспект теории Кэннона-Барда подчеркивает глубокое влияние когнитивных процессов на наши эмоциональные переживания. Он предполагает, что, изменяя то, как мы воспринимаем и оцениваем ситуацию, мы можем изменить нашу эмоциональную реакцию. Это понимание открывает новые возможности для эмоциональной регуляции и подчеркивает роль когнитивных вмешательств в управлении и преобразовании наших эмоций.

Теория Кэннона-Барда обеспечивает ценную основу для понимания сложного взаимодействия между познанием, физиологией и эмоциями. Это подчеркивает важность когнитивной оценки в формировании наших эмоциональных переживаний и предлагает исследовать стратегии, которые могут дать людям возможность лучше контролировать свои эмоциональные реакции.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения на эмоциональный интеллект.

Часто задаваемые вопросы

Теорию Кэннона-Барда также иногда называют таламической теорией эмоций (Thanapattheerakul et al., 2018). Это связано с тем, что функционирование таламуса влияет на то, как обрабатываются эмоции, согласно экспериментам Кэннона и Барда.

Таламус действует как ретрансляционная станция, обеспечивающая одновременную передачу и обработку информации без необходимости предшествующего одного типа другому.

Эмоции состоят из трех компонентов (Brown et al., 2020):

  • Физические изменения в организме, такие как учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, покраснение лица и потливость
  • Когнитивные аспекты, такие как осознание эмоции, интерпретация эмоции и присвоение эмоции ярлыка
  • Компоненты поведения, такие как мимика, жесты и движения

Некоторые критики утверждают, что взаимосвязь между физиологическими реакциями и эмоциями более сложна, чем первоначально предполагалось в теории Кэннона-Барда. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что физиологические реакции могут на самом деле влиять на наши эмоции. Например, исследования показали, что люди, принимающие бета-блокаторы, уменьшающие физиологическое возбуждение, сообщают о том, что чувствуют меньше беспокойства.

  • Баумейстер, РФ, и Бушман, Б.Дж. (2020). Социальная психология и природа человека . Cengage Learning.
  • Браун, К.Л., Ван Дорен, Н., Форд, Б.К., Мосс, И.Б., Сзе, Дж.В., и Левенсон, Р.В. (2020). Согласованность между субъективным опытом и физиологией эмоций: индивидуальные различия и последствия для благополучия. Эмоция , 20 (5), 818–829.
  • Cannon, WB (1927). Теория эмоций Джеймса-Ланге: критическое исследование и альтернативная теория. Американский журнал психологии , 39 (1/4), 106–124.
  • Cannon, WB (1929). Телесные изменения боли, голода, страха и ярости: отчет о недавних исследованиях функции эмоционального возбуждения . Д. Эпплтон и компания.
  • Cannon, WB (1931). Теория эмоций Джеймса-Ланге: критическое рассмотрение и альтернативная теория (продолжение). Американский журнал психологии , 43 (2), 165–173.
  • Кроссман, А. Р., и Нири, Д. (2018). Электронная книга по нейроанатомии: цветной иллюстрированный текст . Эльзевир Науки о здоровье.
  • Дарби, Д.Г., и Уолш, К.В. (2005). Нейропсихология: клинический подход (5-е изд.). Черчилль Ливингстон.
  • Джеймс, В. (1884 г.). Что такое эмоция? Разум , 9 (34), 188–205.
  • Левенсон, Р. В. (2014). Теории эмоций. В J. Gross (Ed.), Справочник по регулированию эмоций (2-е изд., стр. 3–20). Гилфорд Пресс.
  • Менар, М., Ришар, П., Хамди, Х., Даус, Б., и Ямагути, Т. (2015). Распознавание эмоций на основе частоты сердечных сокращений и проводимости кожи. В H. Plácideo da Silva, P. Chauvet, A. Holzinger, S. Fairclough, & D. Majoe (Eds.), Proceedings of the 2nd International Conference on Physiological Computing Systems ( PhyCS-2015) (стр. 26–32). Публикации по науке и технологиям.
  • Мустафа, А. А., Макмаллан, Р. Д., Рострон, Б., Хеведи, Д. Х., и Халаджян, Х. Х. (2017). Таламус как ретрансляционная станция и привратник: отношение к заболеваниям головного мозга. Reviews in the Neurosciences , 28 (2), 203–218.
  • Нортье, А., и Треду, К. (2019). Насколько хорошо мы умеем обнаруживать обман? Обзор современных методов и теорий. Южноафриканский журнал психологии , 49 (4), 491–504.
  • Робинсон, AM (2018). Поговорим о стрессе: История исследования стресса. Обзор общей психологии , 22 (3), 334–342.
  • Срея, П.С., и Махалакшми, Г. (2017). Модели эмоций: обзор. Международный журнал теории управления и приложений , 10 (8), 651–657.
  • Танапаттиракул, Т., Мао, К., Аморанто, Дж., и Чан, Дж. Х. (2018). Эмоции в столетие: обзор распознавания эмоций. В материалах 10-й Международной конференции по достижениям в области информационных технологий (стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *