Концепт любви в психологической антропологии Эрика Эриксона: любовь как добродетель
Пятилетова Людмила Владимировна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории
Аннотация
В статье предпринята попытка философского прочтения работ американского (психологического) антрополога Эрика Эриксона, а именно – рассмотрен феномен любви с точки зрения философской антропологии: «концепт любви» Э. Эриксона до сих пор остаётся во многом непонятым (в частности, объём содержания понятия «любовь» редуцируется к понятию «романтическая любовь»). Между тем, аутентичное понимание концепции любви Эриксона возможно, на наш взгляд, именно сквозь призму «антропологической философии», что позволяет ещё на один шаг приблизиться к пониманию сущности любви как одного из основных феноменов человеческого бытия, помогающих человеку воплотить онтологическую целостность.
Ключевые слова: антропология, бытие, влюблённость, добродетель, любовь, целостность, человек, Эриксон
Pyatiletova Lyudmila Vladimirovna
Ural State University of Railway Transport
Candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History
Abstract
In article attempt of a philosophical reading of works of American ski (psychological) anthropologist Eric Ericson, namely the banded version of the phenomenon of love from the point of view of philosophical anthropology: «Koncept love» E. Erickson is still largely misunderstood (in particular, the volume content of the concept «love» is reduced to the concept of «romantic love»). Meanwhile, authentic understanding of the concept of Erikson possible, in our view, it is through the prism of «anthropologistscal philosophy» that gives one step closer to understanding the essence of love as one of the major phenomena of humanity to all life, help people to realize ontological integrity.
Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В. Концепт любви в психологической антропологии Эрика Эриксона: любовь как добродетель // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64401 (дата обращения: 07.04.2023).
…любовь… – это, я уверен, преобразование любви, полученной на предъюношеском этапе жизни, в заботу, отдаваемую другим в зрелом возрасте.
Э. Эриксон
Окончательно оформившаяся к 70-м годам ХХ века психологическая антропология как уникальная область знания о «человеке определённой культуры» [1, 62], акцентируя внимание на базовых («модальных») ипостасях личности, даёт мощный теоретический и эмпирический материал для философской антропологии, рефлексирующей (в свою очередь) над «человеком вообще». Именно в этой связке – на стыке дисциплин – в данной статье предлагается рассмотреть один из основных для философской антропологии феноменов человеческого бытия [2] – феномен любви в контексте антропологии Эрика Эриксона (психологическая антропология, поздний фрейдизм, с начала 30-х гг. ХХ века) [1, с. 63].
Концепт любви американского психолога Эрика Эриксона (1902 – 1994 гг.) представляется высокопродуктивным для понимания сущности феномена любви в философско-антропологическом аспекте.
Современные философы-антропологи зачастую называют философскую антропологию «антропологической философией» [3, с. 6], чтобы снять с повестки дня вопрос о главном философско-антропологическом методе исследования: такого метода нет, есть философский подход человеку, а «этот взгляд может осуществляться с разных точек зрения, порождать разнообразные «антропологические конфигурации философии» [3, с. 6]. Способ концептуализации любви как феномена человеческого бытия в теории Э. Эриксона отвечает (в том числе) критериям философско-антропологического подхода: рассматривая человека как целостное существо, Эриксон обнаруживает универсальные (родовые) человеческие добродетели («основные», «определённые человеческие качества», которые позволяют человеку наиболее полно развить свою личность [4, с.
103, 104]), дающие возможность человеку реализовать своё подлинное (аутентичное) бытие.В данной работе остановимся на одном принципиальном моменте, который (в буквальном смысле слова) меняет общепринятое восприятие любви в работах Эриксона.
Традиционно (в психологии) понятие любви у Э. Эриксона закреплено за определённой стадией развития личности: юность (20 – 25 лет) [5, с. 220]. Это очень важно держать в сознании: как стереотипные (возможно, уходящие корнями в «житейские») представления о феномене любви определённым образом детерминируют её понимание в работах Э. Эриксона. Исследователь же писал о другом содержании понятия, намного превосходящем распространённый штамп, специально предостерегая от подобного рода редукции: «…любовь… приписывается определённому этапу и определённому кризису в разворачивающемся цикле человеческой жизни. Разве любовь не связывает вместе каждый этап? … любовь в эволюционном и обобщающем смысле – это… преобразование любви» [4, с.
Попробуем разобраться в причине смысловой подмены понятий: как концепт любви был редуцирован к понятию «романтическая любовь».
Э. Эриксон говорит о юности как ещё одном решающем этапе для формирования неких качеств, актуализирующих новые возможности личности. В описании этой стадии часто фигурирует слово «любовь».
Действительно, кажется, когда как ни в юности любовь должна обозначать себя феноменологически наиболее ярко: это благодатный этап (в любую социально-историческую эпоху) расцвета «романтической любви».
И эта тенденция в рассмотрении любви остаётся доминирующей не безосновательно: эротическая любовь является базовым видом любви [6]), и все попытки выделить универсальные признаки романтической любви увязывают наши представления о любви именно с этапом юношества. Так, по мнению антрополога Х. Харриса, атрибутами любви являются: желание психологически и физически всегда быть вместе; абсолютная идеализация возлюбленного; убеждённость в исключительности возлюбленного; постоянное присутствие объекта любви в мыслях; эмоциональная зависимость от возлюбленного; всё, что связано с возлюбленным, становится главной ценностью [7].
Эти признаки настолько яркие, настолько типичные (в изученных антропологами многочисленных культурах) (по крайней мере, в научной среде такой консенсус фиксируется), что понятия «любовь» и «романтическая любовь» сливаются в сознании исследователей (в том числе – что нас в данном случае особенно интересует) текстов Э. Эриксона. Таким образом, благодаря особенностям восприятия («идолы рода» Ф. Бэкон)) и языка («идолы рынка» (Ф. Бэкон)) («…из любого семантического поля, через более или менее длинную цепочку семантических звеньев, можно попасть в любое другое поле, так что семантическое пространство языка оказывается в этом смысле непрерывным» [8, с. 252]), концепт «проявления любви» в юности и «концепт любви» окончательно сливаются [9].
Действительно, по Эриксону, этап юности чрезвычайно важен для формирования любви, а именно – такой её «компетенции» (которая составляет «сердцевину» любви, определяя её идентичность) как способность к «истинной и взаимной психосоциальной интимности с другим человеком» [4, с. 51] – возлюбленным, что потом переходит в более «широкую компетенцию» – с любым другим человеком (друг, родитель, единомышленник, ребёнок…).
Таким образом, для актуализации любви как таковой необходима состоятельность «эротической любви»: способность к установлению по-настоящему интимных отношений. (Э. Эриксон средствами психологической антропологии интенсифицирует наши представления о внутренних (психологических) процессах нарастающего содержания любви на этапе юности.)
Однако для полноты любви как (актуализирующей «онтологию личности») добродетели этого недостаточно. Далее (на этапе зрелости) любовь инкорпорирует ещё одну сформированную добродетель – заботу как «постоянно расширяющееся участие в том, что создано любовью» [4, с. 122]. Так влюблённость (романтическая любовь) перерастает в «подлинную любовь», когда слитые воедино любовь и забота дают (при обоюдном сохранении автономного содержания) эффект «расширяющихся добродетелей»: забота о любимом перерастает в потребность в «любящей заботе» как активной жизненной позиции, транслирующей нравственный потенциал любви (именно любовь, по Эриксону, является «основой этического чувства» [4, с.
Таким образом, Эрик Эриксон концептуализирует любовь как нарастающую способность к любви, обретаемую в соответствующих условиях наличия определённых добродетелей (например, любовь родителей, дающая добродетель надежды) и одновременно – усилий самой личности по «выработке» собственных добродетелей (например, необходимая на юношеском этапе развития добродетель верности): любовь понимается им как синтетическое качество, которое развивается на протяжении всей жизни – вплоть до зрелости, не ограничиваясь исключительно этапом юности, как об этом зачастую сообщается в учебных изданиях по психологии.
Библиографический список
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социальная антропология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. 688 с.
- Финк Э. Основные феномены человеческого бытия [Электронный ресурс]. URL: http://mreadz. com/new/index.php?id=194524 (дата обращения: 03.02.2016).
- Золотухина – Аболина Е. В. Философская антропология: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Март», 2006. 240 с.
- Эриксон Э. Трагедия личности. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. 256 с.
- Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер пресс, 1997. 608 с.
- Пятилетова Л. В., Смирнягина Н. В. Философская антропология любви Н. А. Бердяева: пол и эрос // ФӘн-наука. 2012. № 8 (11). С. 44-46.
- Утехин И. Как изучают любовь антропологи [Электронный ресурс]. URL: http://arzamas.academy/materials/954 (дата обращения: 05.02.2016).
- Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. – М.: «Наука», 1974. – 366 с.
- Ключникова Л. В. Концепт «Проявления любви». Монография. – М., 2015. – 91 с.
- Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.02.2016).
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»
Эпигенетическая теория развитияв работах эрика эриксона
1.
Эпигенетическая тория развития в работах эрика эриксонаЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТОРИЯРАЗВИТИЯ В РАБОТАХ
ЭРИКА ЭРИКСОНА
Эрик Эриксон —
психолог в сфере психологии
развития и психоаналитик.
Известен, прежде всего, своей
теорией стадий психосоциального
развития, а также как автор термина
«кризис идентичности».
Последователь 3.Фрейда,
расширивший психоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки
благодаря тому, что начал
рассматривать развитие ребенка в
более широкой системе социальных
отношений.
• Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный
теоретик постфрейдизма. Его книги расходятся тиражами в
сотни тысяч экземпляров. Фотографии Эриксона появлялись на
обложках таких журналов, как «Ньюсуик» и «Нью-Йорк таймc
мэгезин».
• Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив
методы воспитания детей в разных культурах, создавая
психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и
анализируя взаимодействие психологического и социального
развития.
• Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла на
психологию и смежные области научного знания. Он является и
основателем современной психоистории.
• Работы Эриксона прочно базируются на психоаналитической
теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для
разработки и применения принципов психоанализа в новых
областях и для решения проблем современности.
• Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию,
которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании,
но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке
акцентов.
• Его называли «недогматичным, эмансипированным фрейдистом».
• Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали
обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные
науки.
• Эриксон — блестящий, проницательный теоретик и
прекрасный писатель. В основе его работ лежит теория
циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует
рост и развитие человека от рождения до преклонного
возраста.
• Основной вклад Эриксона в изучение личности
заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями
психосексуального развития, он, во-первых, показал, как
человек одновременно проходит стадии
психосоциального развития и стадии развития эго, и, вовторых, доказал, что развитие личности продолжается всю
жизнь и что каждая стадия развития может иметь как
положительный, так и отрицательный результат.
6. Идейные предшественники:
ИДЕЙНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ:• Психоанализ
• Изучение жизни и воспитания детей в других
культурах — вот два основных фактора, которые
влияли на формирование теорий Эриксона.
7. Психоанализ
ПСИХОАНАЛИЗ• Эриксон считал себя психоаналитиком и применял
психоанализ в новых областях, включая в него последние
достижения антропологии, психологии и других социальных
наук.
• В результате он стал развивать идеи, значительно
отличавшиеся от базовых теорий психоанализа, но работы
Эриксона всегда обнаруживают, сколь многим он обязан
Фрейду.
• Отказавшись от ярлыка неофрейдиста, Эриксон предпочел
нейтральный термин — постфрейдист.
• Ядро концепции Эриксона составляет модель
человеческого развития, разбитого на восемь стадий.
• Эта модель расширяет применение психоанализа,
рассматривающего истоки всех травм в детском возрасте,
и целиком охватывает цикл человеческой жизни.
• Каждая стадия состоит из психологических, биологических
и социальных компонентов и основана на
предшествующих стадиях.
• Свою модель стадий человеческого развития Эриксон
называл эпигенетической (epigenetic model). Понятие
эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается
над остальными частями. «Эпи» означает «над», а «генезис»
— рождение (греч.).
Эта модель — первая психологическая теория, детально
описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и
старость.
• По Эриксону, психологический рост личности похож на
развитие эмбриона.
• Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное
развитие, при котором возникновение каждой последующей
стадии определяется развитием предыдущей.
• Каждая стадия характеризуется специфической задачей
развития, или кризисом, который должен разрешиться
для того, чтобы человек перешел к следующей стадии.
• Силы и способности, развивающиеся в процессе его
успешного разрешения, влияют на личность в целом.
• Каждая стадия системно связана с остальными, и все
стадии должны проходить в заданной
последовательности.
11. Восемь стадий человеческого развития
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ
• Первые три стадии Эриксона фактически совпадают со
стадиями Фрейда.
• Фрейд говорил о четырех стадиях: оральной, анальной,
фаллической и генитальной, привязанных к
определенным органам тела и стадиям человеческой
культуры.
• Эриксон развил эту теорию и превратил ее в
универсальную модель человеческого развития.
• «Дети воспитывают своих родителей в той же степени,
как и родители их»
12. 1 стадия Базисное доверие против базисного недоверия (0-1 ГОД)
1 СТАДИЯБАЗИСНОЕ ДОВЕРИЕ ПРОТИВ
БАЗИСНОГО НЕДОВЕРИЯ
(0-1 ГОД)
• Первая стадия, наступает в тот период, когда человек совершенно беззащитен
и зависит от физической заботы и внимания окружающих. В начале жизни у
младенца сразу возникает относительное чувство доверия и недоверия к
вещам и людям. Опыт общения ребенка с матерью является решающим для
установления баланса ощущений безопасности и тревоги.
• Отношения матери и ребенка строятся вокруг рта и сосредоточены на опыте
кормления. Эти отношения проверяются на стадии кусания, которая выявляет
способность младенца причинять боль.
• По Эриксону, внутренний дискомфорт и растущая способность причинять
боль являются первыми детскими опытами, в которых познаются чувства
злобы и недоверия.
• В результате достижения баланса между
базовым доверием и базовым недоверием
появляется новая способность или сила —
надежда.
• «Надежда есть прочная вера в исполнение
страстных желаний, вопреки темным порывам и
ярости, которыми отмечено начало
существования» .
• Надежда лежит в основе развития веры.
• Надежда является мощной базовой силой.
• По мере созревания человеческой личности эта сила
проверяется на каждой из стадий.
В то же время человек учится самоотречению и
способности справляться с разочарованием. Человек
развивает способность строить осуществимые мечты и
ожидания.
• Сила надежды проистекает из трех основных источников.
• Первый — отношение матери к своему собственному детству,
ее желание и необходимость передать своему ребенку опыт
предыдущего поколения — культуру бабушки.
• Второй — сами отношения матери и ребенка, взаимность и
отзывчивость, растущая при здоровых связях.
• Третий — различные социальные учреждения, религиозные
обряды или воодушевляющие советы, призванные укрепить
или восстановить детское чувство надежды.
• Зрелой формой детской надежды является вера.
Ритуалы и религиозные обряды предназначены для
укрепления, развития и восстановления веры.
Для размышления. Доверие
Устройте с коллегой по учебе или другом «прогулку доверия». Завяжите себе
глаза и предоставьте вашему партнеру руководить вами, по крайней мере,
15—20 минут. Ваш партнер должен попытаться заставить вас испытать
всевозможные ощущения. Пусть он проведет вас по разным дорогам, даст
дотронуться до каких-нибудь предметов, понюхать или даже попробовать чтонибудь на вкус. Затем поменяйтесь ролями.
После того как вы закончите эксперимент, потратьте немного времени на
обсуждение ваших переживаний. Было ли временами трудно доверять
партнеру? Что значит зависеть от другого человека?
—
18. 2 стадия Автономия против стыда и сомнения (1-3 ГОДА)
2 СТАДИЯАВТОНОМИЯ ПРОТИВ СТЫДА И
СОМНЕНИЯ
(1-3 ГОДА)
На этой стадии дети начинают ходить, карабкаться, удерживать вещи и более эффективно
общаться. Ребенок прилагает усилия, чтобы контролировать себя и часть внешнего мира.
Чувство автономии развивается одновременно с осознанием свободы выбора. Его развитие
помогает ощущать способность выбора: что взять, а что отвергнуть. Базовая детская вера в жизнь —
основной результат первой стадии, который подтверждают внезапные прихоти и желания: ребенок
что-либо избирательно хватает или ломает. Опытные родители называют этот возраст «ужасные два
года». Любимое слово двухлетних детей — нет, явный признак растущей автономии.
Стыд также ассоциируется с первыми впечатлениями ребенка, когда он впервые встает на ноги и
чувствует себя маленьким, неустойчивым и беспомощным во взрослом мире.
На этой стадии приобретается сила воли. Наличие воли не подразумевает упрямства, оно означает
умение контролировать свои потребности, оценивать их и различать. Человек учится принимать
решения, несмотря на неизбежную фрустрацию.
• Детская воля превращается во взрослую способность
контролировать влечения и импульсы.
• В идеале воля индивидуума присоединяется к воле
общества таким образом, что позволяет личности сохранять
ощущение власти, пусть даже и ограниченной правилами и
рассудком.
• Воля формирует основу для принятия нами закона и
внешней необходимости. Она коренится в понимании того,
что родительским воспитанием движет дух справедливости.
Для размышления. Автономия
Условьтесь с партнером, что, по крайней мере, полдня вы будете выполнять его или ее приказания,
что бы вам ни велели сделать. В какой-то степени ваш партнер вынужден играть роль «родителя», а
вы соглашаетесь стать послушным ребенком. Установите четкие ограничения. Например, что вас не
будут заставлять делать что-то противозаконное, неэтичное или что-то, что могло бы поставить вас
или кого-то другого в неловкое положение.
Что вы чувствуете, когда рядом есть кто-то, кто говорит вам, что надо делать: что есть, когда
садиться или вставать, как себя вести и так далее? Во многом вы повторяете опыт обычного
двухлетнего ребенка, не имеющего права голоса.
Когда закончите, обсудите ваши переживания с. партнером. Может быть, лучше не меняться
ролями потом. Сознание того, что вы поменяетесь ролями, может помешать вашему партнеру
придумывать вам творческие задания (к тому же мало кто из родителей ожидает того, что
поменяется ролями с детьми).
21. 3 стадия Инициатива против чувства вины (4-5 ЛЕТ)
3 СТАДИЯИНИЦИАТИВА ПРОТИВ ЧУВСТВА ВИНЫ
(4-5 ЛЕТ)
На стадии ребенок становится еще подвижнее и любопытнее,
обогащается его язык и воображение, растет чувство контроля и
ответственности. Основное занятие этого возраста — игра. Ребенок
погружается в окружающую среду, находит радость в нападении
на мир вокруг себя и его завоевание. Эта стадия аналогична
фаллической стадии у Фрейда. Ребенок охотно учится, ему
нравится все делать хорошо. Любимое слово у детей этого периода
— почему? Необычайно сильно любопытство и открытость
обучению. Ребенок познает ценность предварительного
планирования и начинает развивать ощущение руководства и
решительности.
Новое ощущение контроля смягчается чувством вины.
Это необычное ощущение свободы и упрочение собственной власти над
окружающим почти сразу же порождает беспокойство.
У ребенка развивается совесть, родительское отношение к предметам, которое
укрепляет самонаблюдение, самоконтроль и самокритику.
На этой стадии ребенок может делать больше, чем раньше, и должен научиться
устанавливать себе ограничения.
Игра для ребенка — то же самое, что обдумывание и планирование для
взрослого. Развитие фантазии формирует основы танца, драмы и ритуала в жизни
взрослых людей.
«Взрослый человек когда-то был ребенком и подростком. Он никогда не станет им
снова. В то же время он никогда не лишится наследия прежних состояний»
23. 4 стадия Трудолюбие против чувства неполноценности (6-11 ЛЕТ)
4 СТАДИЯТРУДОЛЮБИЕ ПРОТИВ ЧУВСТВА
НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
(6-11 ЛЕТ)
Ребенок попадает в жизнь за пределами семьи. Этот период соответствует
латентному периоду у Фрейда. Начинается наша школьная и культурная жизнь. В
других социальных системах ребенок может стать подмастерьем или пойти в
обучение к отцу или матери.
Это стадия систематического обучения, смена игры ощущением работы. Прежде
ребенок только играл в осмысленную деятельность. Качеству результатов не
уделялось особого внимания. Теперь ребенку требуется получить удовлетворение
от хорошо сделанной работы.
Главное достоинство и сила данной стадии — компетентность, базирующаяся
на осознании своего мастерства, развитии общих способностей и практических
навыков.
«Компетентность основана на применении в решении поставленных задач
мастерства и интеллекта, уже не ослабленных инфантильной неполноценностью».
24. 5 стадия Идентичность против спутанной идентичности (12-18 ЛЕТ)
5 СТАДИЯИДЕНТИЧНОСТЬ ПРОТИВ СПУТАННОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
(12-18 ЛЕТ)
• Теперь дети интегрируют свой прежний опыт в единое целое. Их
больше не устраивают детские ролевые модели и идентификации,
и они пробуют новые. Основной вопрос данной стадии — «кто я
такой?» Возникает новое ощущение идентичности эго.
• Поскольку отрочество составляет переходный этап от детства к
зрелости, Эриксон считает этот период решающим. В этот период
сильное влияние имеют социальные ограничения и давление
общества. Подросток, который страдает от некоторого смешения
ролей, может испытывать трудности, придумывая подходящую для
себя роль и стремясь занять в обществе значимое место.
• На данной стадии распространены сомнения в своей
идентичности и сексуальной привлекательности.
• Распространенная реакция — сверхидентификация
(вплоть до видимой потери идентичности) с
молодежными кумирами и лидерами группировок.
• Базовая способность этой стадии — верность.
«Верность есть способность сдерживать свои обещания,
несмотря на противоречие системы ценностей»).
Верность — краеугольный камень идентичности. Она
требует наличия весомой и приемлемой социальной
идеологии и поддержки сверстников, сделавших схожий
выбор.
• На этой стадии мы впитываем культурные, этические и
религиозные ценности. В то же время сама культура
обновляется и утверждается с каждым следующим
поколением.
27. 6 стадия Близость против изоляции (19-35 ЛЕТ)
6 СТАДИЯБЛИЗОСТЬ ПРОТИВ ИЗОЛЯЦИИ
(19-35 ЛЕТ)
Наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания
независимости от родителей и от школы, период установления дружбы и
близких взаимоотношений. Именно на этой стадии развивается чувство
зрелой ответственности.
Только после того как в нас сформировалось чувство идентичности, мы
оказываемся в состоянии развивать близкие и серьезные отношения с другим
человеком. Только тогда мы можем представить себе настоящее партнерство,
привязанность и близость.
Кризисом на данной стадии становится обычно происходящая в этот период
подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости значительно
отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поиска
сексуальной идентичности.
• Без ощущения близости и преданности другому мы
можем оказаться в одиночестве и не сумеем
поддерживать полноценные личные взаимоотношения.
Если наше чувство идентичности слабо и близость с
другим человеком представляет для него опасность,
мы отворачиваемся от всех или даже «атакуем»
человека, осмелившегося к нам приблизиться.
Это стадия развития новой способности — любви. Эриксон (1964)
доказывает, что это одна из мощнейших сил в человеке. «Любовь состоит во
взаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделенным
функциям» .
Эриксон отмечает, что любовь принимает много различных форм.
В начале жизни — это детская привязанность к матери и любовь к
родственникам, юношеская страсть. Если между взрослыми людьми
наступает настоящая близость, то любовь включает в себя разделенную
идентичность и взаимное уважение.
Сила любви может проявляться в романтических сексуальных
взаимоотношениях, а может перейти в совместное служение идеалам, семье
или стране. Это служение включает настоящую взаимность и близость.
30. 7 стадия ТВОРЧЕСТВО против стагнации (ЗАСТОЯ) (36-65 ЛЕТ)
7 СТАДИЯТВОРЧЕСТВО ПРОТИВ СТАГНАЦИИ
(ЗАСТОЯ) (36-65 ЛЕТ)
Данная стадия продолжается все наши зрелые годы. Близкие отношения и преданность
определенным людям переходят в общую заботу о воспитании и поддержке следующего
поколения. Производительность подразумевает заботу о наших детях, идеях и продуктах, нами
созданных. Она включает также продуктивную и творческую работу и личную жизнь.
Мы являемся существами одновременно обучающими и учащимися. Творчество важно для нас,
поскольку оно обеспечивает и поддерживает в нас идеалы, принципы и психическое здоровье.
Если сфера нашей продуктивности и заботы не расширяется, мы рискуем стать жертвами скуки и
стагнации.
На данной стадии развивается новая способность — забота
В зрелом возрасте мы должны быть востребованы, иначе страдаем от нарциссизма и
погруженности в себя. С точки зрения человеческой психосоциальной эволюции, мы существа
обучающие. Мы должны научить следующее поколение реализовать идентичность, поддержать
умения и навыки.
31. 8 стадия Целостность против отчаяния (ПОСЛЕ 65 ЛЕТ)
8 СТАДИЯЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ
(ПОСЛЕ 65 ЛЕТ)
Это период столкновения человека с тем, что Эриксон называл предельными заботами.
Ощущение интеграции эго, которое вбирает в себя наше приятие уникального жизненного цикла с
его историей побед и поражений, поддерживает ощущения порядка и значительности в нашей
личной жизни и в мире вокруг нас, так же как и новая, отличная от прежней, родительская
любовь.
Вместе с ощущением интеграции и целостности эго приходит осознание ценности другого образа
жизни, даже совершенно отличного от нашего.
Интеграция несет с собой перспективу — способность видеть человеческую жизнь в единстве и
понимание человеческих проблем.
Если мы не соответствуем своей самооценке, очень вероятно, что мы погрузимся в отчаяние или
нам будет казаться, что времени мало, слишком мало, чтобы начать все сначала. Те, кто в
старости впадает в отчаяние, испытывают горечь по поводу того, что могло бы быть, но не
случилось, такие люди постоянно сожалеют о том, «что было бы, если…»
Отчаяние проявляется в страхе смерти или в презрении к другим ценностям и их отрицании, в
отрицании общественных институтов и другого образа жизни
Для размышления. Стадии Эриксона: самооценка
Какая из стадий, описанных Эриксоном, имеет для вас наибольшее значение, оказала самое сильное влияние
или представляет трудность?
Сочетание каких факторов делает эту стадию такой важной для вас? Какие стороны вашей личности, события
в семье, влияние окружения, социальные события наиболее важны для вашего жизненного опыта?
Как ваш опыт прохождения данной стадии соотносится с прежним опытом и какое влияние он окажет на
ваше будущее? Как ваш нынешний опыт связан со стадией и кризисом развития, который вы сейчас
переживаете?
—
Навык мудрости приобретается в столкновении интеграции и отчаяния. «Мудрость представляет
обособленный интерес к жизни самой по себе перед лицом смерти» (Erikson, 1964, р. 233). Мудрость придает
аккумулированному человеческому опыту и знанию новую целостность. Люди, развившие в себе мудрость,
становятся образцами интегрированности и совершенства. Они дают вдохновляющий пример для молодежи,
ведущей сходный образ жизни и живущей их идеалами. Чувство интеграции может также облегчить
ощущение беспомощности и зависимости, характерное для преклонного возраста.
Для размышления. Примеры стадий Эриксона
Представьте себе трех людей, которые, как вам кажется, находятся на разных
эриксоновских стадиях. Например, подумайте о ком-то из ваших родителей, о
вас самих и о ком-то значительно моложе вас. Соответствует ли каждый из
этих людей обозначенной стадии? Какова главная проблема в жизни каждого
из них? Каковы их главные психологические преимущества? Какие у них
слабости? Как жизнь каждого из них связана с прошлым? Как каждый из них
решил свои прежние проблемы и развил преимущества?
Каким образом видение интересов, преимуществ и критических ситуаций этих
людей помогает вам понять их? Какие трудности могут возникнуть при
общении с ними?
—
34. Идентичность
ИДЕНТИЧНОСТЬ• Впервые он употребил выражение кризис
идентичности
35. Эриксон выделяет следующие аспекты идентичности:
ЭРИКСОН ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕАСПЕКТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ:
«1. Индивидуальность — сознательное ощущение собственной уникальности и
собственного отдельного существования.
2. Тождественность и целостность — ощущение внутренней тождественности,
непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в
будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
3. Единство и синтез — ощущение внутренней гармонии и единства, синтез
образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает
ощущение гармонии.
4. Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами
общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет
смысл для уважаемых данным человеком других людей и что она соответствует
их ожиданиям и восприятию.»
• Концепция идентичности становится в наши дни
особенно популярной.
• Акцент нашей культуры на обширном образовании и
сложность большинства современных профессий делают
развитие чувства идентичности особенно трудным.
Борьба за здоровое ясное чувство идентичности часто
продолжается дольше периода отрочества и находит
отражение в более поздних кризисах «среднего
возраста».
Для размышления. Идентичность
Чтобы понять, как развивается ваша идентичность, проделайте следующее упражнение:
1. Расслабьтесь и подумайте о том времени, когда наиболее сильно проявилась ваша идентичность. Опишите
это время. В чем выражалась ваша идентичность (скажем, вы были капитаном школьной футбольной
команды, старшей дочерью в семье, студентом-отличником)?
2. Возьмите лист бумаги и подберите десять слов, характеризующих вас в то время: опишите свое ощущение
себя, поворотные моменты в жизни и т. д.
3. Как бы вы описали вашу нынешнюю идентичность? Составьте второй список.
4. Произошли ли с вами значительные перемены? Что сохранилось в вашем ощущении себя за этот период
времени? Что изменилось?
5. Был ли переход от одного ощущения идентичности к другому ровным и постепенным или внезапным?
6. Как вам кажется, ваша настоящая идентичность останется относительно стабильной или вы предвидите
значительные изменения? Если изменения произойдут, то по какой причине?
—
38. Развитие идентичности:
РАЗВИТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ:Развитие ощущения идентичности имеет как психологический, так и социальный аспект:
Хотя многие аспекты поиска идентичности относятся к сознательным процессам, ведущую роль
играет бессознательная мотивация.
Укрепление чувства идентичности зависит от событий в прошлом, настоящем и будущем.
Во-первых, еще в детстве человек должен приобрести четкое ощущение идентификации.
Во-вторых, выбор взрослым человеком профессиональных идентификаций должен быть
реалистичным и соответствовать имеющимся возможностям.
Взрослый человек должен быть уверен, что выбранные им роли будут жизнеспособны в
будущем, несмотря на неизбежные перемены как в самом человеке, так и в окружающем мире.
Эрик Эриксон
Эрик ЭриксонЭрик Эриксон
Доктор К. Джордж Бори
Эриксон — фрейдист эго-психолог . Это означает, что он принимает Идеи Фрейда как в основном правильные, включая наиболее спорные идеи таких как эдипальный кризис, а также принимает идеи о эго которые были добавлены другими фрейдистами, такими как дочь Фрейда, Анна. Однако Эриксон гораздо больше ориентирован на общество и культуру, чем большинство фрейдистов, и он часто толкает инстинкты и бессознательное практически вне поля зрения. Возможно, из-за этого Эриксон популярен среди Фрейдисты так и не фрейдисты!
Эрик и Джоан Эриксон
Эпигенетический принцип
Он наиболее известен своей работой по уточнению и расширению теории Фрейда. теория этапов. Он говорит, что развитие происходит благодаря эпигенетическому механизму . принцип . Этот принцип гласит, что мы развиваемся через предопределенное развертывание. из наши личности в восемь этапов. Наш прогресс на каждом этапе в часть определяется нашим успехом или неуспехом во всех предыдущих этапы. Немного похоже на раскрытие бутона розы, раскрывается каждый лепесток. в определенное время, в определенном порядке, который природа, благодаря генетике, определил. Если мы вмешаемся в естественный ход развития, вытягивая лепесток вперед преждевременно или не по порядку, мы портим разработка всего цветка.
Каждый этап включает определенные развивающие задания , которые психосоциальный в природе. Хотя он следует традиции Фрейда, называя их кризисами , они более растянуты и менее конкретны, чем предполагает этот термин. ребенок в гимназии, например, должен научиться быть трудолюбивым во время что период его или ее жизни, и что трудолюбию учатся через сложные социальные взаимодействия школы и семьи.
Различные задачи обозначаются двумя терминами. Задача младенца, для Например, называется «доверие-недоверие». Сначала это может показаться очевидным что младенец должен научиться доверять, а не недоверию. Но Эриксон дал понять что есть баланс, мы должны учиться: конечно, нам нужно учиться по большей части доверять; но и нам нужно научиться немного недоверию, чтобы не расти вверх стать доверчивыми дураками!
Каждый этап имеет определенное оптимальное время тоже. Бесполезно пытающийся торопить детей во взрослую жизнь, как это часто бывает у людей, одержимый с успехом. Вы можете видеть, например, ущерб, нанесенный многим детям звезды предъявляемыми к ним взрослыми требованиями. Также невозможно замедлить темп или попытаться защищать наших детей от требований жизни. Есть время для каждого цель под небом!
Если этап организован хорошо, мы уносим определенное количество добродетель или психологическая сила, которая поможет нам пройти остальные этапы нашей жизни. С другой стороны, если мы не будем так хорошо работать, мы можем развить дезадаптации и злокачественные новообразования, а также поставить под угрозу все наше будущее разработка. Злокачественное новообразование хуже два, и включает слишком мало положительный и слишком много отрицательного аспекта задачи, например, человека, который не мочь доверять другим. дезадаптация не так уж плохо и включает в себя слишком много положительного и слишком мало отрицательного, например, человек, который доверяет слишком.
Дети и взрослые
Возможно, самым большим нововведением Эриксона было постулирование не пяти этапы, как и Фрейд, но восемь. Эриксон разработал генитальную стадию Фрейда. в подростковом возрасте плюс три стадии взрослой жизни. Мы, конечно, не останавливаться развивающийся — особенно психологически — после нашего двенадцатого или тринадцатый дни рождения; Представляется правильным распространить любую теорию стадий на более поздняя разработка!
Эриксон также хотел кое-что сказать о взаимодействии поколения, которую он назвал взаимностью . Фрейд ясно дал понять что родители ребенка сильно влияют на его развитие. Эриксон отметил, что дети также влияют на развитие своих родителей. Появление детей, например, в жизни пары меняет что жизнь значительно, и продвигает новых родителей по их собственному развивающий пути. Ничто не заставляет вас «взрослеть» быстрее, чем собственные дети! Уместно даже добавить третий (а в некоторых случаях и четвертый) поколение к картине: на многих из нас повлияло наше бабушки и дедушки и внуки, а они у нас.
Особенно яркий пример взаимности можно увидеть в проблемы матери-подростка. Хотя мать и ее ребенок могут иметь отлично совместной жизни, часто мать все еще участвует в задачах подростковый возраст, то есть в выяснении, кто она и как она вписывается в более общество. Отношения, которые у нее были или были с отцом ребенка, могли быть незрелый с одной или с обеих сторон, и если они не поженятся, ей придется иметь дело с проблемы поиска и развития новых отношений, а также. младенец, с другой стороны, имеет простые, прямые потребности, которые младенцы есть, и самая важная из них — мать со зрелым способности и социальная поддержка, которую должна иметь мать. Если родители матери шаг в помочь, как и следовало ожидать, то и их тоже сбрасывают со своих развивающий следы, вернуться к образу жизни, который, как они думали, они прошли, и который они могут показаться ужасно требовательными. И так далее….
Пути, которыми переплетаются наши жизни, ужасно сложны и очень разочаровывает теоретика. Но игнорировать их — значит игнорировать что-то жизненно важно для нашего развития и нашей личности.
Первый этап
Первый этап младенец , примерно первый год или полтора года жизни. Задача разработать доверие без полностью ликвидация емкости для недоверие .
Если мама и папа смогут дать новорождённому некоторую фамильярность, последовательность, и преемственность, то у ребенка разовьется ощущение, что мир — особенно социальный мир — это безопасное место, где люди являются надежный и любимый. Через ответы родителей ребенок также учится доверять своему телу и связанным с ним биологическим побуждениям.
Если родители ненадежны и неадекватны, если они отвергают младенец или навредить ему, если другие интересы заставят обоих родителей отвернуться от вместо этого младенцы должны удовлетворять свои собственные, тогда младенец будет развивать недоверие. Он или она будут опасаться и подозрительно относиться к людям.
Если будет достигнут правильный баланс, ребенок разовьет добродетель надежда , твердая вера в то, что даже если что-то пойдет не так, они хорошо работать в конце концов. Один из признаков того, что у ребенка все хорошо в первая стадия, когда ребенок не слишком расстроен необходимостью ждать момент для удовлетворения своих потребностей: Мама или папа не иметь быть совершенным; Я доверяю им достаточно, чтобы поверить, что если они не могут быть здесь немедленно, они скоро будут здесь; Сейчас может быть тяжело, но они получится в итоге. Это та самая способность, которая в более позднем возрасте получает нас через разочарования в любви, карьере и других сферах жизни.
Вторая ступень
Вторая стадия — малыш , примерно от восемнадцати месяцев. к три или четыре года. Задача добиться степени автономии при минимизации стыда и сомнений .
Если мама и папа (и другие опекуны, которые часто приходят в картина в этот момент) позвольте ребенку, теперь малышу, исследовать и манипулировать его или ее окружение, ребенок будет развивать чувство автономии (независимость). Родители не должны отговаривать ребенка, но и не должны толкать. Требуется баланс. Люди часто советуют молодым родителям быть «твердыми, но терпимость» на данном этапе, и совет хороший. Таким образом, ребенок воля развивать как самоконтроль, так и самооценку.
С другой стороны, ребенку достаточно легко развивать вместо чувство стыда и сомнения. Если родители сильно огорчаются пытаться исследовать и быть независимыми, дети скоро сдадутся и предполагать что они не могут и не должны действовать самостоятельно. Мы должны держать в разум что даже такая невинная вещь, как смех над усилиями малыша, может вести ребенок испытывает глубокий стыд и сомневается в своих способностях.
Есть и другие способы привести детей к стыду и сомнению: Если вы
дать детям неограниченную свободу и не чувствовать ограничений, или если вы
пытаться
чтобы помочь детям делать то, что они должны научиться делать сами, вы
воля
также создавайте у них впечатление, что они мало на что годятся. Если вы
не
достаточно терпеливы, чтобы дождаться, пока ваш ребенок завяжет шнурки на ботинках,
твой
ребенок никогда не научится их завязывать, и будет считать, что это просто
слишком
трудный
учить!
Стыд и сомнения звучат очень негативно. Действительно ли они нам нужны?
Да, если только вы не считаете хорошей идеей бегать голышом в общественных местах.
или прыгать со зданий.
Если вы получите правильный, положительный баланс автономии и стыда и сомневаться, вы разовьете добродетель силы воли (решительность). Один из самая замечательная — и разочаровывающая — вещь о двух- и трехлетки это их решимость. «Могу сделать» — их девиз. Если мы сможем сохранить что отношение «можем сделать» (с соответствующей скромностью, чтобы уравновесить его) мы намного лучше во взрослом возрасте.
Третий этап
Третий этап — дошкольник . От трех-четырех до пяти или в-шестых, задача, стоящая перед каждым ребенком, состоит в том, чтобы научиться инициатива без слишком много вина .
Инициатива означает позитивный ответ на вызовы мира, принимая на обязанности, изучение новых навыков, чувство целеустремленности. Родители может поощрять инициативу, побуждая детей пробовать свои идеи. Мы должны принимать и поощрять фантазию, любопытство и воображение. Этот это время для игры, а не для формального образования. Теперь ребенок способен, как никогда прежде, воображения будущей ситуации, которая не является реальность прямо сейчас. Инициатива — это попытка превратить эту нереальность в реальность.
Но если дети могут представить себе будущее, если они могут планировать, то они
может быть и ответственным, и виновным. Если мой двухлетний ребенок смывает мой
смотреть
в унитаз, смело могу предположить, что никаких «злых
намерения».
Это был просто блестящий предмет, который вращался, вращался и опускался.
Как весело! Но если мой пятилетний ребенок сделает то же самое… ну, она
должен
знать, что произойдет с часами, что произойдет с
папина
характер, и что с ней будет! Она может быть виновна в
действовать,
и она тоже может начать чувствовать себя виноватой. Способность к нравственному
суждение
прибыл.
Нам действительно нужно чувство вины? Очень. Единственные люди, которые
не чувствуют вины, называются психопатами.
Хороший баланс ведет к психосоциальной силе цели . Целеустремленность — это то, чего многие люди жаждут в своей жизни, но много не осознают, что сами добиваются своих целей, посредством воображение и инициатива. Я думаю, что даже более подходящее слово для этой добродетели было бы мужество, способность к действию, несмотря на ясное понимание ваши ограничения и прошлые неудачи.
Четвертая ступень
Четвертый этап — это ребенок школьного возраста примерно с шести до двенадцати. Задача состоит в том, чтобы развить мощность для промышленности , избегая ан чрезмерное чувство неполноценности . Дети должны «приручить воображение» и посвятить себя образованию и изучению социальных навыков их общество требует от них.
Сейчас работает гораздо более широкая социальная сфера: родители и другой К членам семьи присоединяются учителя, сверстники и другие члены семьи. сообщество в целом. Все они вносят свой вклад: родители должны поощрять, учителя должны заботиться, сверстники должны принять. Дети должны узнать, что существует удовольствие не только в разработке плана, но и в его осуществлении. Они должны учиться ощущение успеха, будь то в школе или на детской площадке, академический или соц.
Хороший способ отличить ребенка на третьем этапе и один на четвертом этапе — посмотреть, как они играют в игры. Четырехлетние могут любить игры, но у них будет лишь смутное понимание правила, может меняйте их несколько раз в течение игры, и будьте очень вряд ли на самом деле закончить игру, если только это не бросание фишек в их противники. С другой стороны, семилетний ребенок посвящен правила, считает их в значительной степени священными и скорее расстроится, если в игра не может прийти к требуемому завершению.
Если ребенку позволено слишком мало успехов, из-за резкого учителя или отвергая, например, сверстников, то вместо этого у него разовьется чувство неполноценности или некомпетентности. Дополнительный источник неполноценность Эриксон упоминает расизм, сексизм и другие формы дискриминации: Если ребенок считает, что успех связан с тем, кто вы есть, а не с как сильно ты стараешься, то зачем стараться?
Счастливее всего установить правильный баланс промышленности и неполноценность — то есть в основном промышленность с легким оттенком неполноценности держать нас разумно скромный. Тогда у нас есть добродетель под названием компетенция .
Пятая ступень
Пятая стадия подростковый возраст , начиная с периода полового созревания и заканчивая около 18 или 20 лет. Задача в подростковом возрасте — достичь эго. идентификатор и избежать путаницы ролей . Это был подростковый возраст, заинтересован Эриксон в первую очередь и больше всего, и модели, которые он здесь увидел, послужили основой для его размышления обо всех остальных стадиях.
Эго-идентичность означает знание того, кто вы и как вы вписываетесь в отдых общества. Это требует, чтобы вы взяли все, что узнали о жизни, и себя и сформируйте из него единую самооценку, такую, которую ваше сообщество находит осмысленным.
Есть ряд вещей, которые упрощают работу: во-первых, мы
должен
иметь господствующую взрослую культуру, которая достойна подростка
уважать,
один с хорошими образцами для подражания взрослых и открытыми линиями связи. Если подросток оглядится и не увидит ничего, кроме сексизма, расизма,
разжигание войны, необузданный материализм, эгоцентричный гедонизм,
пуританское самодовольство и т. д. — зачем взрослеть?
Кроме того, общество должно обеспечить четкие обряды посвящения — определенный достижения и ритуалы, которые помогают отличить взрослого от ребенок. В примитивных и традиционных обществах мальчик-подросток может быть попросили выехать из села на время для самостоятельного проживания, охотиться какое-нибудь символическое животное или искать вдохновляющее видение. Мальчики и девочки может пройти определенные испытания на выносливость, символические церемонии, или образовательных мероприятий. Так или иначе, различие между в бессильной, но беззаботной поры детства и могучей и ответственный время взрослой жизни, ясно.
Без этих вещей мы, скорее всего, увидим смешение ролей, то есть
ан
неуверенность в своем месте в обществе и мире. Когда
подросток
сталкивается с путаницей ролей, Эриксон говорит, что он или она страдает
от
кризис идентичности. На самом деле, частый вопрос подростков в нашей
общество
ask — это прямой вопрос об идентичности: «Кто я?»
Обратите внимание, сколько времени требуется в нашем обществе, прежде чем мы получим ответ на
параллельный вопрос «Кем я хочу стать, когда вырасту?»
Если вы успешно преодолеете этот этап, у вас будет добродетель Эриксон называется верность . Верность означает верность, способность жить стандарты общества, несмотря на несовершенство и незавершенность и несоответствия. Мы не говорим о слепой лояльности, и мы не говорить о принятии этих недостатков. Ведь если ты любишь твой сообщество, вы захотите увидеть, как оно станет лучше, чем может быть. Но верность означает, что вы нашли место в этом сообществе, место, которое будет позволить вам внести свой вклад.
Шестая ступень
Если вы зашли так далеко, вы находитесь на стадии молодых взрослый , который длится (в современном обществе) примерно от 20 до 30 лет. взрослые стадии гораздо более размыто, чем в детстве, и люди могут различаться резко. Задача состоит в том, чтобы достичь некоторой степени близости , в отличие от оставшийся в изоляции .
Близость – это способность быть рядом с другими, как любовник, друг, и как участник общества. Потому что у вас есть четкое представление о том, кто вы, вам больше не нужно бояться «потерять» себя, как многие подростки делать. «Страх обязательств», который некоторые люди, по-видимому, демонстрируют, является примером незрелости на этом этапе. Этот страх не всегда так очевиден. Много люди сегодня всегда откладывают развитие своих отношений: я выйти замуж (или завести семью, или принять участие в важных социальных проблемы) как только я закончу школу, как только у меня будет работа, как только я дом, как только… Если вы были помолвлены последние десять лет, что тебя сдерживает?
Молодому взрослому также не нужно доказывать свою правоту. больше. Подростковые отношения часто связаны с попытками установить личность через «пара-капюшон». Подросток может ответить на вопрос «Кто я?» с «Я ее парень» или «Я его девушка». Молодой взрослый отношение должно быть делом двух независимых эго, желающих создать что-то больше, чем они сами.
Если вы успешно преодолеете этот этап, вы получите с вам на всю оставшуюся жизнь добродетель или психосоциальная сила Эриксон звонки любовь . Любовь в контексте его теории означает быть способный отложить в сторону разногласия и антагонизмы через «взаимность преданность.» Она включает в себя не только любовь, которую мы находим в хорошем браке, но и любовь между друзьями и любовью к ближнему, коллеге и соотечественник также.
Ступень семь
Седьмая стадия — это средний взрослый . трудно привязать к нему время, но оно будет включать период, в течение которого мы активно занимается воспитанием детей. Для большинства людей в нашем обществе это бы поставить его где-то между 30 и 60. задача здесь состоит в том, чтобы культивировать правильный баланс генерация и застой .
Созидательность — это продолжение любви в будущее. Это беспокойство для следующего поколения и всех будущих поколений. Таким образом, это значительно менее «эгоистичен», чем близость предыдущей стадии: близость, любовь между любовниками или друзьями, это любовь между равными, и это обязательно взаимный. О, конечно, мы любим друг друга бескорыстно, но реальность такова, что, если любовь не возвращается, мы не считаем ее настоящей любовь. С генеративностью это неявное ожидание взаимности не является там, по крайней мере, не так сильно. Немногие родители ожидают «отдачи от своих инвестиции» от своих детей; если они это сделают, они не очень хорошие родители!
Хотя большинство людей практикуют генеративность, имея и воспитание детей, есть и много других способов. Эриксон считает преподавание, письмо, изобретательство, искусство и наука, общественная деятельность, и в целом способствуя благополучию будущих поколений, генеративность также.
Это стадия «кризиса среднего возраста». Иногда мужчины и женщины брать взглянуть на их жизнь и задать этот большой, плохой вопрос: «Что я делаю все это для?» Обратите внимание на вопрос: поскольку они сосредоточены на себе, они спросите, для чего, а не для кого они это делают. В их панике на получающий старше и не испытавшие или не достигшие того, что они себе представляли они когда они были моложе, они пытались вернуть свою молодость. Люди являются часто самые яркие примеры: они оставляют свое многострадальное жены, бросить рутинную работу, купить модную новую одежду, купить Порше и начать висеть вокруг баров для одиноких. Конечно, они редко находят то, что ищут. ибо, потому что они ищут не то!
Но если вы добьетесь успеха на этом этапе, у вас появится способность для забота который будет служить вам всю оставшуюся жизнь.
Восьмая ступень
Эта последняя стадия, деликатно именуемая поздним взрослением или зрелость или, что менее деликатно, старость, начинается где-то около выход на пенсию, после того, как дети ушли, где-то около 60 лет в нашем обществе. Некоторые пожилые люди воля протестовать и говорить, что это начинается только тогда, когда вы чувствуете себя старым и так далее, но это эффект нашей культуры поклонения молодежи, которая заставляет даже стариков избегать любое признание возраста. В теории Эриксона достижение этой стадии вещь хорошая, а не дойти до нее говорит о том, что ранее проблемы умственно отсталый ваше развитие!
Задача развить целостность эго с минимальной суммой из отчаяние . Этот этап, особенно с точки зрения молодежи, кажется большинство сложно из всех. Сначала идет отчуждение от общества, от чувства из полезность для большинства людей в нашей культуре. Некоторые увольняются с работы у них есть хранится годами; другие обнаруживают, что их родительские обязанности подходят к концу; большинство обнаруживает, что их вклад больше не запрашивается и не требуется.
Тогда возникает ощущение биологической бесполезности, так как тела нет дольше делает все, что раньше. Женщины проходят через иногда драматические менопауза; Мужчины часто обнаруживают, что больше не могут «быть на высоте положения». То есть являются болезни старости, такие как артрит, диабет, проблемы с сердцем, опасения по поводу рака молочной железы, яичников и простаты. Приходите боится о вещах, которых раньше никогда не боялись — гриппе, ибо пример, или просто падает.
Вместе с болезнями приходят опасения о смерти. Друзья умирают. Родственники умереть. У одного умирает супруг. Конечно, вы тоже наверняка иметь твой ход. Столкнувшись со всем этим, может показаться, что каждый отчаяние.
В ответ на это отчаяние некоторые пожилые люди становятся озабоченными с прошлое. Ведь там дела обстояли лучше. Некоторые становятся озабоченный со своими неудачами, плохими решениями, которые они приняли, и сожалеть о том, что (В отличие от некоторые на предыдущем этапе) у них действительно нет ни времени, ни энергии к обратить их. Мы находим, что некоторые пожилые люди становятся подавленными, злобными, параноик, ипохондрический, или развивающийся паттерн старости с или без физические основы.
Целостность эго означает примирение со своей жизнью и тем самым приходящий смириться с концом жизни. Если вы способны оглянуться назад и принять ход событий, сделанный выбор, ваша жизнь, как вы ее прожили, как существование необходимо, то вам не нужно бояться смерти. Хотя большинство из вас не в этот момент в жизни, возможно, вы все еще можете сочувствовать, рассматривая твой жизнь до сих пор. Мы все совершали ошибки, некоторые из них довольно неприятные те; Тем не менее, если бы вы не сделали этих ошибок, вы не были бы тем, кто вы есть. Если вам очень повезло, или если вы перестраховались и сделали очень несколько ошибок, ваша жизнь не была бы такой богатой, как сейчас.
Тот, кто приближается к смерти без страха, обладает силой Эриксон звонки мудрость . Он называет это подарком детям, потому что «здоровые дети не будут бояться жизнь, если их старшие достаточно честны, чтобы не бояться смерти». предлагает что человек должен быть в чем-то одаренным, чтобы быть по-настоящему мудрым, но я бы нравиться предположить, что вы понимаете слово «одаренный» настолько широко, насколько возможный: Я обнаружил, что есть люди очень скромных дарований, которые учили меня очень, не своими мудрыми словами, а своими простыми и нежный подход к жизни и смерти, по их «щедрости духа».
© Copyright 2003, 2009, C. George Boeree
Психосоциальные стадии развития Эрикона
|