Теория фрустрации: 20.Теория фрустрации.

20.Теория фрустрации.

Фрустрация(от латинскогоfrustration– расстройство, разрушение планов) – психическое состояние человека, вызываемое непреодолемыми объективными (или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация – всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. Сопровождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины.

Обстоятельства,вызывающие фрустрацию, конечно, могут быть объективными: я хочу пить, а воды поблизости нет. Однако чаще фрустрации возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений и запретов, налагаемых обществом, поскольку в основе существования социальных образований лежит необходимость баланса между потребностями индивида и нуждами социальной группы.

Реакция на фрустрациюможет развиваться по двум направлениям — это может быть или отступление, или агрессия. Отступление — это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.

Отступление в ситуациифрустрации может быть двух видов: 1) сдерживание — состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности; 2) подавление — это уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.

Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Розенцвейг различает два типа фрустрации. 1. Первичнаяфрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием. 2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворениюпотребности.

* Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов. • К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Лишения бывают двух видов — внутренние и внешние. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда 

человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаимность. • Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов — внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являютсясмертьблизкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит следующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря). • Третий тип фрустратора — конфликт: внешний и внутренний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

Регрессия как одна из форм проявления фрустрации— это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.

Выделяя регрессию как универсальное выражение фрустрации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустрации в известной примитивности переживаний и поведения существуют (при препятствиях, например, слёзы).

Подобно агрессии, регрессия не обязательно является результатом фрустрации. Она может возникать и по другим причинам.

Эмоциональность также является одной из типичных форм фрустрации.

Фрустрация различается не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие формы психического состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть продолжительными настроениями.

Теория фрустрации — Юлия Тертышная на vc.ru

{«id»:13943,»url»:»\/distributions\/13943\/click?bit=1&hash=fa1a68c0b374f03ef7c98a801a20c4fde732f5ad4316b0bd53bd0cea0bb7d159″,»title»:»\u041a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u0442\u044c \u0431\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0438 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u044b \u0432 \u044d\u043f\u043e\u0445\u0443 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432″,»buttonText»:»»,»imageUuid»:»»,»isPaidAndBannersEnabled»:false}

Когда желания не соответствуют возможностям мы можем испытывать беспокойство, напряжение, безразличие, апатию, вину, тревогу, ярость, враждебность или потерю интереса.

Все это может описывать фрустрационное поведение. Наше внимание приковано к какому-то недостижимому объекту, а мы, как та лиса из басни, «смотрим на виноград, который не можем заполучить» и с досадой бежим из сада.

77 просмотров

Барьеры (воображаемые или реальные), которые препятствуют достижению цели, удовлетворению потребности, могут быть физическими, биологическими, психологическими и социальными. А наш организм «выбирает» уровни психологической защиты. Обычно это комбинация из трех:

1. Клеточный

Например, защита организма против инфекционных воздействий.

2. Автономный

Защита организма против общих физических агрессий. Этот уровень соответствует страху, страданию, ярости.

3. Защита «я».

Защита личности против психологической агрессии. Этот уровень включает в себя теорию фрустрации.

Саул Розенцвейг, американский психолог и психотерапевт, выделили 2 типа фрустрации.

— Первичная или лишение —> когда мы не можем удовлетворить потребность. Например, голод, вызванный длительным голоданием.

— Вторичная — > когда есть барьеры на пути, ведущем к удовлетворению потребности.

Как мы можем реагировать на фрустрирующую ситуацию?

  • А) кто-то начинает совершать бесцельные действия (двигательное возбуждение)
  • Б) другой впадает в апатию, «лежит на полу и смотрит в потолок»
  • В) агрессируем (популярная реакция) одним из двух вариантов.

Мы можем направить агрессивную реакцию на предмет, человека, который как бы является причиной фрустрации. Эти реакции часто сопровождаются гневом, раздражением или разочарованием. Или мы думаем, что виноваты мы сами, и тогда агрессивность сопровождается стыдом, чувством вины, самобичеванием. Мы направляем агрессию на себя и бьем себя палкой по голове.

  • Г) мы убегаем от места разочарования, и чем дальше, тем лучше. Бегство может быть реальным или психологическим.

Часто фрустрацию вызывает тревога, поэтому важно заметить эту тревогу, обозначить ее, разотождествиться с ней, чтобы перестать переживать о том, что мы не можем контролировать.

Недовольство — еще одна эмоция, переживаемая во время фрустрации. Например, мы не реализовали себя в работе, деятельности и из-за этого возникает недовольство собой.

Перечитайте пункты А — Г, узнаете такое взаимодействие в вашей организации?

Очень часто взаимодействие в команде идет по шаблону. Например, кто-то совершает бесполезные действия, а другой постоянно недовольно высказывается в адрес коллег.

За этим может быть скрыта фрустрация. Когда у членов команды по отношению к себе и другим отсутствует способность к рефлексии — нет привычки осознанности и задаванию вопросов «А что сейчас со мной происходит? Чем вызвано мое поведение?», — это выглядит как неслаженность командного взаимодействия.

Если в ежедневной работе с командой, обсуждении вопросов, вы замечаете «странное» поведение коллег и при этом интересуетесь, что происходит с ними, по поводу чего может быть их тревога или беспокойство, — это позволяет распаковать эмоциональные переживания. Благодаря этому меняется их поведение.

Но мы привыкли быть сильными — «мы не слабаки». Так, крепкие топ-менеджеры часто отрицают свою человеческую часть и оставляют только функцию, поэтому о эмоциональной ерунде мы не разговариваем на работе. Но именно эти «бессмысленные» внутренние переживания сжирают нашу эффективность.

А вы занимаетесь сонастройкой команды?

Я сонастраиваю команды более 16 лет и видела, как они трансформируются, когда люди научаются брать человеческую часть в периметр своего внимания, а не «отбрасывать» ее, приходя на работу. Это дает колоссальный эффект в результатах.

Гипотеза фрустрации-агрессии | Определение, применение, разработка и факты

Связанные темы:
агрессивное поведение социальная психология разочарование

См. весь связанный контент →

Гипотеза фрустрации-агрессии , психологическое объяснение агрессивного поведения как проистекающего из фрустрации целей. Гипотеза применялась в исследованиях поиска козлов отпущения и преступлений на почве ненависти, которые показали, что по мере накопления источников фрустрации — например, во время экономического кризиса — фрустрированные группы могут обрушить свою агрессию на удобную социальную цель, часто группу меньшинств. Однако более поздние исследования показали, что связь между экономическими условиями и преступлениями на почве ненависти более неуловима, чем когда-то предполагали исследователи фрустрации-агрессии.

Предыстория и предположения

Гипотеза фрустрации-агрессии была предложена группой психологов Йельского университета — Джоном Доллардом, Леонардом Дубом, Нилом Миллером, О.Х. Моурер и Роберт Сирс — в важной монографии « Фрустрация и агрессия » (1939), в которой они объединили идеи и открытия из нескольких дисциплин, особенно социологии, антропологии и психологии. Их работа отличалась эклектичным использованием психоанализа, бихевиоризма и марксизма. Это стало одним из самых влиятельных объяснений агрессивного поведения в истории социальных наук.

Однако эта гипотеза вскоре была изменена Йельской группой, и в 1941 году было высказано предположение, что фрустрация может привести к множеству различных реакций, только одна из которых — агрессия. В то время как первоначальная формулировка объясняла отсутствие явного агрессивного поведения в определенных ситуациях с точки зрения торможения из-за страха перед наказанием (которое не уменьшило бы агрессивное влечение), последующая версия гипотезы ясно показала, что некоторые реакции на фрустрацию (например, энергичные упражнения) может уменьшить вызванную агрессивную реакцию.

Важно отметить, что Доллард и его коллеги считали, что их объяснение фрустрации и агрессии справедливо как для людей, так и для нечеловеческих (т. е. животных) акторов, как для групп, так и для индивидуумов. То есть следует ожидать появления агрессивных наклонностей всякий раз, когда человек или животное испытывает фрустрацию.

Применение к межгрупповым отношениям

В сфере межгрупповых отношений гипотеза фрустрации-агрессии использовалась, чтобы пролить свет на динамику стереотипов, предубеждений и внегрупповой враждебности. Теория поиска козлов отпущения, вероятно, является наиболее известным применением гипотезы фрустрации-агрессии к изучению предубеждений.

Частично опираясь на фрейдистские концепции смещения, проекции и катарсиса, теория поиска козлов отпущения утверждала, что, как только возникают фрустрация и побуждение к агрессивному поведению, не так уж важно, кто принимает на себя основную тяжесть насилия. В некоторых случаях агрессия естественным образом принимает форму возмездия против первоначального источника фрустрации. В других случаях ситуационные ограничения могут помешать человеку реагировать на фактический источник разочарования (например, когда разочарование было вызвано очень влиятельным человеком или группой). В других случаях, таких как стихийные бедствия, может быть некого винить, но фрустрация все же может породить агрессивные наклонности.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Согласно теории, смещение агрессии на социально санкционированную (т.е. удобную) группу жертв служит нескольким целям. Во-первых, и это наиболее важно, он направляет выражение агрессивных импульсов и создает катарсическое облегчение после высвобождения агрессии. Во-вторых, социально нежелательно вести себя агрессивно по отношению к другим в отсутствие оправдания, но предубеждения могут использоваться для оправдания (или рационализации) выражения враждебности. Таким образом, членов групп, находящихся в неблагоприятном положении, можно обвинить в их бедственном положении как объектов враждебности и предубеждений. Наконец, в соответствии с психоаналитической мыслью, теория поиска козла отпущения предполагает, что обвинение жертвы усугубляется проекцией (обычно бессознательной) вины, которую разочарованные стороны испытывают в результате своих собственных предубеждений и насильственных действий.

Стереотипы, по мнению американских психологов Гордона Олпорта и Бернарда Крамера, являются еще одним проявлением тенденций к рационализации. Стереотипы — это эффективные приемы рационализации, которые служат легитимации враждебности по отношению к целой социальной группе. Последствия динамики поиска козла отпущения включают чрезмерное обобщение стереотипных черт на всю социальную группу и преувеличение сходства между членами группы, особенно в отношении стереотипных качеств. Кроме того, поскольку стереотипы укоренились в культуре, они, как правило, сигнализируют о том, какие социальные группы предположительно являются подходящими мишенями для снятия индивидуальной фрустрации.

Критика и изменения

Гипотеза фрустрации-агрессии оказала очень сильное влияние на десятилетия исследований. Тем не менее гипотеза подверглась резкой критике на основании теоретической негибкости и чрезмерного обобщения; ясно, что необходимо было ограничить область применения гипотезы, чтобы установить ее достоверность. Например, исходная гипотеза не различала враждебные формы агрессии, при которых целью актора является причинение вреда, и инструментальные формы агрессии, при которых агрессия является просто средством для достижения других целей (таких как контроль или господство). С этой критикой можно довольно легко справиться, ограничив гипотезу фрустрации-агрессии только случаями враждебной агрессии.

Критики также оспаривали предположение о том, что любое вмешательство в продолжающееся целенаправленное поведение вызовет разочарование. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу и другим, законное (или оправданное) вмешательство не обязательно вызывает разочарование. Они утверждали, что только формы вмешательства, которые кажутся незаконными (или произвольными, или иным образом неоправданными), должны вызывать разочарование. Исследования показали, что агрессивное поведение действительно является преобладающей реакцией на то, что рассматривается как преднамеренные и несправедливые попытки помешать человеку достичь цели.

Наконец, природа связи между воспринимаемой фрустрацией и проявлением насилия также оказалась более сложной, чем предполагали Доллард и его сотрудники. В наиболее эмпирически успешной модификации исходной гипотезы фрустрации-агрессии американский социальный психолог Леонард Берковиц предположил, что фрустрация — это психологически отталкивающее состояние, которое может создать предрасположенность к агрессивному поведению. Согласно Берковицу, фрустрация приводит к агрессии в той мере, в какой она вызывает негативные эмоции. Более того, фрустрация — это лишь одна из форм неприятного отрицательного аффекта, которая может спровоцировать бурные реакции.

Общая идея заключалась в том, что неприятные переживания вызывают негативные эмоции и чувства, а также связанные с ними мысли и воспоминания о прошлых реакциях на негативные события. Берковиц отметил, что такие негативные эмоции и мысли автоматически приводят к реакции «бей или беги». Считалось, что выбор между «борьбой» и «бегством» зависит от интенсивности отрицательной эмоции, а также от субъективной оценки и интерпретации ситуации.

Джон Т. Йост Авиталь Ментович

Разочарование: теория и практика | SpringerLink

Разочарование: теория и практика

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Питер Р. Киллин 1  

Психономический бюллетень и обзор том 1 , страницы 323–326 (1994 г. )Процитировать эту статью

  • 3579 доступов

  • 4 Цитаты

  • Сведения о показателях

Abstract

Разочарование часто считают преходящим побочным продуктом несостоявшихся устремлений, разрушительным и нецивилизованным признаком Каина. Работа Амзеля, однако, показывает творческую и стимулирующую роль, которую фрустрация может играть в поведении организмов. Книга, представленная здесь, сначала проясняет основное явление и его причины, а затем расширяет его, сопоставляя его развитие, наряду с развитием других поведенческих маркеров, с развитием структур мозга. Можно возразить против частностей: являются ли выбранные переменные лучшими для измерения? Является ли фрустрация автономным мотивом или это высвобождение возбуждения, обычно направленное на инструментальную реакцию? Всегда ли лучше всего читается большая и разнородная литература? Но вся работа Амзеля выходит за рамки этих подробностей и иллюстрирует, как и некоторые другие биографические данные, идеал систематического научного исследования, которое чаще восхваляется, чем практикуется.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Амзель, А. (1971). Положительная индукция, поведенческий контраст и генерализация торможения в обучении различению. В HH Kendler & JT Spence (Eds.), Essays in neobehavioris (стр. 217–236). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google Scholar

  • Амзель А. (1992). Теория фрустрации: анализ диспозиционного обучения и памяти . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Книга Google Scholar

  • Амзель, А. (1994). Краткое изложение Теория фрустрации: анализ диспозиционного заработка и памяти . Psychonomic Bulletin & Review , 1 , 80–296.

    Google Scholar

  • Амзель, А., и Рашотте, М.Е. (1984). Механизмы адаптивного поведения: теоретические статьи Кларка Л. Халла с комментариями . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

    Google Scholar

  • Амзель, А., Рашотте, М.Е., и Маккиннон, Дж.Р. (1966). Эффекты частичного подкрепления внутри субъекта и между субъектами. Психологические онографы: общие и прикладные , 80 (20, Всего № 628).

  • Биттерман, Мэн (1975). Сравнительный анализ обучения. Наука , 88 , 699–709.

    Артикул Google Scholar

  • Домьян, М. (1987). Сравнительная психология и изучение заработка животных. Журнал сравнительной психологии , 101 , 237–241.

    Артикул Google Scholar

  • Айзенбергер Р. (1992). Научился трудолюбию. Психологический обзор , 9 , 248–267.

    Артикул Google Scholar

  • Киллин, П.Р., и Амсель, А. (1987). Кинематика движения к цели. Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных , 13 , 92–101.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Макинтош, Нью-Джерси (1974). Психология обучения животных . Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Мур, Б. Р., и Статтард, С. (1979). Доктор Гатри и Felis domesticus . р: Споткнуться о кошку. Наука , 205 , 1031–1033.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Нэйшн, Дж. Р., и Вудс, Д. Дж. (1980). Тренировка настойчивости: процедура частичного подкрепления для обращения вспять выученной беспомощности и депрессии. 9Журнал экспериментальной психологии 0099: General , 107 , 436–451.

    Артикул Google Scholar

  • Премак, Д. (1969). О некоторых граничных условиях контраста. В JT Tapp (Ed.), Подкрепление и поведение (стр. 120–145). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Скиннер, Б.Ф. (1950). Нужны ли теории обучения? Психологическое обследование , 57 , 193–216.

    Google Scholar

  • Скиннер, Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *