Теория каузальной атрибуции: Теория каузальной атрибуции

Теория каузальной атрибуции

29.05.2012

Теория каузальной атрибуции (от лат. causa — причина, attribuo — придаю, наделяю) — это теория о том, как люди объясняют поведение других. Основы этого направления были заложены Фрицем Хайдером, продолжены Гарольдом Келли, Эдвардом Джонсоном, Даниел Джилберт, Ли Россом и др.

Теория каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

  1. люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения;
  2. ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека;
  3. причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку.

Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию» «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей. Ученый пришел к выводу, что мнение о человеке (хороший человек — плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает — плохо поступает).

В процессе атрибуции (термин предложен Ли Россом в 1977) у человека нередко возникает фундаментальная ошибка, т.е. тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке диспозиционных (внутриличностных) причин, влияющих на поведение человека. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации.

По данным исследований Гарольда Келли человек, анализируя поведение другого человека, приписывает его поступкам внешние, ситуационные причины (внешняя атрибуция) или внутренние, диспозиционные причины (внутренняя атрибуция) в зависимости от ответов на вопросы.

Когнитивная психология нашла свое отражение и в теориях, близких бихевиоризму. Например, в социально-когнитивной теории Альберта Бандуры и в теории социального научения Джулиана Роттера.

Так, Бандура обращает внимание на то, что

люди могут учиться и в отсутствии внешнего подкрепления в результате наблюдения, чтения или получая информацию о поведении других людей (когнитивный компонент). В свою очередь Дж. Роттер отмечает, что люди отличаются друг от друга тем, как они оценивают роль внешних и внутренних факторов в своем поведении (когнитивный компонент). Большее значение внутренним факторам придают интерналы, а внешним — экстерналы.

Таким образом, одним из наиболее влиятельных направлений современной психологии является когнитивная психология, что находит отражение в когнитивизации других направлений психологии — необихевиоризме, неопсихоанализе.

Ключевые слова: Наука

Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии

Материалы по теме

Предмет и объект психологии

Константинов В.В., Методологические основы психологии

Место общей психологии в системе психологических знаний, ее роль в формировании психолога-профессионала

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Детство как предмет науки

Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт,…

Наука об управлении

Менеджмент. Учебное пособие

Этапы развития детской психиатрии в России

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Современная психология в системе наук

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Объективные методы психологии

Луковцева А.К., Психология и педагогика

Методологические принципы современной психологии

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Модель каузальной атрибуции Вайнера | Диплом по психологии

Исследователь каузальной атрибуции Б. Вайнер (1986) является автором модели каузальной атрибуции, ориентированной, в первую очередь, на интерпретацию успехов или неудач собственных результатов деятельности человека.

Согласно модели каузальной атрибуции, разработанной Вайнером, причины поведения интерпретируются по трем основаниям:

  1. Локус контроля – внешняя или внутренняя по отношению к индивидууму причина;
  2. Стабильность – стабильная или нестабильная во времени причина;
  3. Контролируемость-неконтролируемость причины субъектом.

Сопоставляя свою модель каузальной атрибуции с моделью Хайдера, Вайнер определил, что:

  • Способности являются внутренним, относительно стабильным и неконтролируемым фактором.
  • Усилия — внутренним, но нестабильным и контролируемым.
  • Трудность задачи — внешняя, неконтролируемая и относительно стабильная причина, поскольку условия задачи не сильно изменяются во времени.
  • Удача является внешней, неконтролируемой и нестабильной — можно быть «везучим» в одной ситуации и «невезучим» в другой.

Предполагалось, что эти факторы равноправны и что для любого заданного результата один или два фактора будут восприниматься как основная причина [10].

Модель каузальной атрибуции Б. Вайнера отражена на следующей схеме:

Б. Вайнер в своей гипотезе также уделил большое внимание эмоциональным компонентам процесса каузальной атрибуции. Он выделил три типа эмоциональных реакций на успех или неудачу [6]:

  1. Сначала следуют общие позитивные или негативные эмоциональные реакции, такие как радость или грусть, которые отражают факт произошедшего успе­ха или неудачи. Это так называемые эмоции, не зависящие от атрибуций — относительно несложные эмоциональные состояния, возникающие относительно рано во временной последовательности, еще не нагруженные приписываниями личностной ответственности.
  2. За первыми эмоциональными реакциями следует поиск каузальных факторов, ответственных за результат. Осуществление такого рода поиска особенно вероятно тогда, когда результат был неожиданным, негативным или важным для индивида. За идентификацией определенных причин следуют более детальные эмоции. Эти зависимые от атрибуций эмоции являются более сложными и разнообразными, чем эмоции первого типа.
  3. Наконец, третий тип эмоциональных состояний непосредственно связан с основными параметрами каузальных атрибуций, их базовыми свойствами. Это наиболее когнитивно сложные эмоциональные состояния. Согласно теоретическим взглядам Б. Вайнера, каузальные атрибуции оказывают влияние на ожидания будущих успехов, настойчивость и уровень усилий, а также эмоциональные реакции.

Вайнер показал, что характер эмоциональных переживаний определяется вызвавшими их атрибуциями [6]:

  • Параметр стабильности связан с эмоциями, отражающими представления о будущих результатах. Например, стабильные причины неудач (недостаточные способности, сложность задачи) порождают чувства безнадежности, апатии, покорности судьбе, то есть негативные переживания, связанные с убеждением в том, что будущее не сулит улучшений. Напротив, атрибутирование неудачи за счет нестабильных причин (случайность, недостаточные старания, плохое настроение) должно приводить к более высоким ожиданиям успеха в будущем, чем атрибутирование за счет стабильных причин (непосредственное усилие, удача).
  • Параметр локуса прежде всего связан с гордостью и другими самооценочными эмоциями. Когда человек считает, что причиной успеха являются его способности, усилия или какие-то другие личност­ные характеристики (а не помощь учителя или легкость задачи), он склонен испытывать гордость за результат деятельности. Наоборот, в случае неудачи, атрибутируемой внутренними факторами, наблюдается снижение самооценки. Есть по крайней мере одно хорошо документированное (хотя и непрямое) подтверждение связи параметра локуса с самооценкой. В социально-психологических исследованиях, посвященных ошибкам атрибуций, было показано, что люди имеют тенденцию считать себя ответственными за позитивные результаты своей деятельности (т.е. приписывать успех внутренним факторам) и обвинять других в произошедших с ними неудачах (т. е. приписывать неудачи внешним факторам), что способствует сохранению их самооценки.
  • Наконец, параметр контролируемости, согласно гипотезе Вайнера, связан с различными эмоциями, направленными как на себя (вина, стыд), так и на других (гнев и жалость). Человек испытывает чувство вины, если он потерпел неудачу, причиной которой считает вполне контролируемые факторы. Последние включают в себя не только недостаток усилий, но и любые другие причины, которыми субъект способен сам управлять. Напротив, появление чувства стыда более вероятно тогда, когда неудача, по мнению субъекта действия, прои­зошла из-за каких-то причин, не поддающихся его контролю, например низких способностей. Чувства контроля связаны со стрем­лением субъекта продолжать заниматься данной деятельностью, проявлять усилия и настойчивость при решении трудных задач, а также с дости­жениями. Согласно данным исследований, те, кто убежден в невозмож­ности контролировать свои учебные достижения, обладают низкими ожиданиями успеха и проявляют низкую мотивацию достижения.

Таким образом, эмоциональные реакции не только отражают атрибуции субъектом причин тех или иных результатов, но также являются основанием для его будущих действий. Например, гордость, вызванная успехом, приписываемым внутренним факторам, является ключом к запуску поведения, направленного на достижения, возможно, чтобы вновь испытать приятные эмоциональные состояния. Напротив, стыд, испытываемый в случае неудачи, запускает желание убежать от неприятной ситуации.

Далее: Факторы, влияющие на процесс каузальной атрибуции

Причинная атрибуция: внутренние и внешние причины

Для эффективного сотрудничества полезно иметь возможность делать выводы о мыслях и намерениях как внутригрупповых, так и внегрупповых членов. Знание того, в какой степени член группы привержен групповой задаче или более индивидуальной цели, помогает установить доверие и оценить вклад члена команды.

Причинная атрибуция — это процесс, посредством которого мы приписываем причины как своему собственному поведению, так и поведению других.

Мы делаем это для того, чтобы добавить предсказуемости ситуации или взаимодействию. Если у нас есть понимание причины чьего-то поведения, мы можем лучше контролировать и направлять взаимодействие.

Но как социальные психологи узнают мысли и намерения других? Они полагаются на то, что можно наблюдать: поведение.

Теоретики каузальной атрибуции (например, Heider, 1958; Jones & Davis, 1965; Kelley, 1972) предполагают, что причина может быть как внутренней, так и внешней по отношению к человеку, совершающему поведение.

Внутренние причины — это те, которые вытекают из внутренних характеристик человека. К ним относятся их отношения, способности или личностные качества. Внешние причины – это те, которые проистекают из ситуации или окружающей среды.

Если считается, что поведение является результатом мыслей, намерений, способностей или личности человека, делается внутренняя атрибуция. Если считается, что поведение является результатом ситуационных сил, делается внешняя атрибуция.

Согласно ковариационной модели Келли Opens in new window