3.2 Когнитивная теория ж.Пиаже.
Когнитивные теории развития ведут начало из философской теории познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию.
Ж. Пиаже (1896 – 1980) – швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии. Теоретические и эмпирические работы Пиаже, его идеи и концепции оказали значительное влияние на современные разработки в области функции и методологического познания. Он считал, что интеллект, как и любая другая структура, не просто реагирует на раздражители, а скорее она растет, меняется и адаптируется к миру.
Описывая изменения в структуре интеллекта как его качественные преобразования, Пиаже использует деление потока жизни на стадии – отрезки времени, обладающие качественным сходством и отличием.
Ж.Пиаже свойственно рассматривать интеллект как частное свойство живого, которое приспосабливается к окружающей среде (адаптируется) и при этом сохраняет свои специфические свойства (через организацию и самоорганизацию). В функционировании интеллекта можно найти эти общие функции живого – организационные и адаптационные. Это Пиаже и сделал: он выделил функциональные инварианты и подробно проанализировал их как организацию, приспособление, подразделяющееся на взаимосвязанные компоненты – ассимиляцию и аккомодацию.
Пиаже изучает структуру интеллекта, отделяя ее, от функции и содержания. Понятие структуры, функции и содержания интеллекта на протяжении многолетней работы уточнялись, обобщались, конкретизировались, но в целом не претерпели качественного изменения за время его научной работы. Функция – это способ (каким образом), которым человек осуществляет познание содержания, это внешнее поведение, по нему можно судить об осуществлении функции, а структура – это представления исследователя о свойствах интеллекта.
Для обозначения ментальных структур Пиаже использовал термин схема. Схемы это способы обработки информации, меняющиеся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. Существуют два типа схем: сенсомоторные схемы, или действия, и когнитивные схемы, которые больше напоминают понятия. Мы перестраиваем наши схемы для приспособления (аккомодации) к новой информации и одновременно интегрируем (ассимилируем) новые знания в старые схемы.
Теория Пиаже – это теория развития, или теория изменений интеллекта со временем. Эти изменения происходят на стадиях, через которые дети проходят в своем развитии. Развитию интеллекта способствуют факторы развития.
В качестве факторов развития Пиаже выделяет наследственность, которая оказывает влияние на темпы взросления человека. Однако взросление не вызывает развития интеллектуальных структур, а только определяет область возможностей, имеющихся на какой-то конкретной стадии.
Следующим фактором является активный опыт, или действия ребенка, совершаемые в окружающей среде. Эти действия могут быть физическими или умственными, они могут быть связаны как с людьми, так и с предметами.Третьим фактором развития Пиаже считает социальное взаимодействие, или обмен идеями между людьми. Есть идеи, которые невозможно соотнести с каким-то физическим предметом, их нельзя увидеть или услышать, например, идея свободы или справедливости.
Четвертый фактор координирует объединение предшествующих трех факторов – это уравновешивание.
Стадии развития 1
Стадия | Характеристика | |
Сенсорно-моторная | 0 – 2 года | Поведение, прежде всего моторное, связанное со схемами действия, например доставание или хватание предметов. Циркулярные реакции характеризуются обучением благодаря повторению. Довербальное мышление. Заканчивается пониманием постоянства предметов. |
Дооперационнальная | 2 – 7 лет | Развитие языка и дологического мышления. Основное внимание направлено на собственную личность и собственные перспективы без способности изменить свою точку зрения. Не умеет обращать операции. |
Конкретные операции | 7- 11 лет | Развитие способности применять логику на основе конкретного соответствия между событием и его объяснением. Развивается способность к сохранению. |
Формальные операции | 11 – 15 лет | Структуры мышления достигают своего высочайшего уровня развития, давая возможность вести логические рассуждения. Ребенок может придумывать объяснения событий, рассматривая различные комбинации переменных величин. |
Таблица 5
1.
Сенсорно-моторная стадия (возраст от 0 до 2 лет)
Основные направления развития на этой стадии связаны с постепенным развитием представлений у ребенка о предмете (вещах, находящихся вне его) и причинности (или связи между причиной и следствием). Пиаже делит эту стадию на шесть периодов; каждый из них характеризуется появлением все более сложного поведения, в котором играют роль связи между чувствами (зрительным, слуховым и осязательным) и фактическими движениями, или моторным поведением.
Главной на этой стадии является ассимиляционная деятельность или циркулярные реакции, посредством которых маленький ребенок пытается воспроизвести интересные события или продлить интересные зрительные образы. Вслед за непродолжительным первым периодом, длящимся около месяца после рождения, в течение которого младенец проявляет только рефлекторную деятельность, начинают появляться первые циркулярные реакции.
Появление первичной циркулярной реакции закрепляется в течение второго периода, который длится до четырех месяцев, через акцентирование ребенком на собственное тело и на манипуляцию с каким-либо предметом.
В третьем периоде, продолжающемся с четвертого по восьмой месяц жизни, появляется вторичная циркулярная реакция, связанная с продлением интересных для ребенка зрительных образов. Например, младенец выбрасывает игрушку из колыбельки, а взрослый ее поднимает и отдает ребенку. Ребенок тут же снова выбрасывает ее. Вся эта последовательность повторяется снова и снова, пока не становится утомительной для ее участников.
Четвертый период характеризуется
В пятом периоде появляются третичные циркулярные реакции, отражающие изобретательность новых средств, для достижения поставленной цели (возраст от 12 до 18 месяцев). Например, ребенок может уронить резиновый предмет, а затем ждать, чтобы он отскочил.
Завершает сенсорно-моторную стадию шестой период, длящийся до 24 месяцев, в течение которого ребенок начинает учиться говорить и приобретает способность мысленно представлять себе предметы и события, думая о них. Результатом сенсорно-моторной стадии, становится появление мыслительных схем, дающих возможность осознать, что у предметов есть постоянство, даже когда их не видно и не слышно. С появлением способности хранить идеи, постоянство предметов становится реальностью. Наличие мысли дает возможность осознания причинно-следственной связи.
Стадия дооперационального мышления (возраст от 2 до 7 лет)
Одной из основных особенностей доооперационального мышления является эгоцентризм – это озабоченность ребенка самим собой и своей собственной точкой зрения. Эгоцентризм – это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Эгоцентризм – это фактор, действующий с целью ограничения развития, причем он может проявляться в определенном виде на каждой стадии. На сенсорно-моторной стадии ребенок эгоцентричен в том, что неспособен отличить себя в качестве объекта от других объектов. На дооперациональной стадии он неспособен отделить свою точку зрения от чужой. Эта тенденция уменьшается по мере того, как ребенок проходит через эту стадию.
Ребенок, находящийся на дооперациональнойь стадии, получив зрительный стимул стремиться сфокусировать или центрировать свое внимание только на каком-нибудь одном аспекте или свойстве стимула на данный момент.
На дооперациональной стадии ребенку присуще нетрансформационное рассуждение, при котором невозможно логическое мышление. Причина здесь в том, что ребенок не концентрирует свое внимание на трансформации предмета, происходящей с ним на пути от начального к конечному состоянию. Например, когда четырехлетним детям показывали стакан воды, которую затем выливали в другой стакан, спрятанный за экраном, многие из них правильно понимали, что в этом невидимом стакане столько же воды, сколько ее было в первом стакане, Однако, когда воду выливали в меньший стакан, который дети могли видеть. Все они говорили, что во втором, более низком стакане воды меньше, чем в первом.1 (Bruner, 1964).
Одной из характеристик интеллекта является способность поворачивать мысль в обратном направлении, или следовать за линией рассуждения вспять, к той точке отсчета, где оно началось. Для ребенка, который находится на дооперациональной стадии развития, мышление необратимо. Если что-то изменилось, то это уже «новая» вещь, отличная от оригинала. Потому что в своих суждениях о предметах он исходит только от их восприятия или внешнего вида.
Выдвинутые Пиаже четыре понятия – эгоцентризм, центрирование, нетрансформационное мышление и необратимость – тесно связаны друг с другом, ребенок сможет их преодолеть и перейти к обратимому мышлению, когда зрелость и опыт объединяться.
Стадия конкретных операций (возраст от 7 до 11 лет)
На этой стадии у ребенка развивается способность к логическим операциям, или мышлению, характеризуемому мысленными действиями или усвоенными мыслями, которые могут быть обращены вспять и, следовательно, дают ребенку возможность перехода к логическим операциям.
Пиаже описывал логические операции с четырех позиций: 1) они являются действиями, которые можно выполнить в голове; 2) они обратимы; 3) они приобретают некоторую неизменность, или сохранение; 4) они являются частью одной системы.
Несмотря на то, что конкретно-операциональное мышление является более прогрессивным и логическим, чем дооперациональное, у него все же есть ограничения. Во-первых, его логику можно применять только к реальным предметам.2 Во-вторых, его логику нельзя применять столь успешно для решения гипотетических или абстрактных проблем.
1. Б.У. Такман. Педагогическая психология. – М., 2002
2. Указ. соч.
Стадия формальных операций (возраст от 11 до 15 лет и старше)
Дети, достигшие этой стадии способны рассуждать логически, используя для этого абстрактные схемы, а также могут использовать эту способность рассуждений для решения научных проблем. Как отмечают Инелдер и Пиаже (1958), схемы, существующие в мышлении на стадии формальных операций, дают возможность учащимся заниматься гипотетическим дедуктивным рассуждением, т.е. выдвигать аргументацию, в которой конкретные заключения или выводы делаются на основе ряда общих предпосылок; научно-индуктивным рассуждением, т.е. приводить аргументы, в которых общие выводы извлекаются из ряда конкретных фактов, и комбинаторным рассуждением, или рассуждением, в котором в одно и то же время принимает участие целый ряд переменных. 1
Л.С. Выготский критически отнесся к теории Ж.Пиаже. Он считал, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи. В ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.2
1. Piaget, 1972; Inhelder and Piaget, 1958. Б.У.Такман. Педагогическая психология -. М., 2002
2. Л.С. Выготский Психология развития человека.- М., 2003
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда. .. Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит… Оснащения врачебно-сестринской бригады. Интересное: Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья… Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего… Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 15Следующая ⇒
Жан Пиаже (1896-1980), швейцарский психолог, рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребёнка, от которой зависят все другие психические процессы. Жан Пиаже выделил особенности детского мышления: Эгоцентризм — суждение ребёнка о мире исключительно со своей точки зрения, не учитывая чужого мнения. Реализм — рассматривает предметы такими, какими даёт их непосредственное восприятие. Анимизм — одушевление вещей. Артификализм — всё существующее рассматривается как созданное человеком. Интеллект, по мнению Ж. Пиаже, всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией (процесс включения новой информации в уже существующие схемы) и аккомодацией (акт изменения схем применительно к новой ситуации), что образует основу интеллектуальной адаптации к внешней среде и позволяет выжить человеку как виду. Жан Пиаже выделил стадии когнитивного развития. Согласно теории Пиаже ребёнок является «активным учёным», который взаимодействует с внешней средой и развивает всё более сложные стратегии мышления. Сторонники информационного подхода к развитию (Siegler, 1986) находят аналогию модели человеческого мозга и компьютера. Когнитивное развитие детей является «ученичеством», в ходе которого более знающие товарищи (родители, дети) направляют их на понимание мира и приобретение навыков (Дж. Брунер). Культурно-историческая теория развития Льва Выготского Львом Выготским (1896-1934) были разработаны основы культурно-исторической теории развития психики. Основные положения изложены в работах: «Проблема культурного развития ребёнка» (1928), «Орудие и знак в развитии ребёнка» (1930), «Мышление и речь» (1934) и др. Механизм изменения психики ребёнка, который приводит к появлению высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности. Социальная среда (по Выготскому) — это аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущий фактор психического развития — обучение. Под условиями развития в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и мышлени Вопрос 14. Переодизация психического развития ребёнка (Д.Б. Эльконин). закон переодичности детского развития. Д.Б.Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок — вещь» и «ребенок — взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути — общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или, шире, «человек — человек». Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок — общественный предмет» или «человек — вещь». В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т. д Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, неновому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет — кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотиванионно — потребностной сферы личности. Ранее теория А. Н. Леонтьева показала деятельностный механизм формирования обобщений, отстранив некоторые идеи Л. С. Выготского о роли речевого общения, высказанные им в его историческое время. Развитие детской психологии Л С. Выготским и его школой неразрывно связано с введением в научные исследования стратегии формирования психических процессов. Как подчеркивал Л. С. Выготский, эксперимент в психологии — модель реализации теоретический концепции. Для исследования того, как ребенок в ходе развития усваивает орудия и средства культуры, был разработан эксперимеитально — генетический метод, позволяющий раскрыть происхождение психического процесса. Принцип экспериментально — генетического метода состоит в том, что берутся дети, у которых отсутствует соответствующий психический процесс, а затем, исходя из определенной гипотезы, формируется недостающий процесс в лаборатории. Он моделирует тот процесс, который происходит в жизни. Эта стратегия позволяет разобраться в том, что же скрывается за переходами от одного уровня развития к другому, так как есть возможность этот переход экспериментально построить. ⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒ Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)… Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой… Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства… Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого. .. |
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Введение
За прошедшие годы социологи, психологи и исследователи в области образования разработали несколько теорий для улучшения понимания того, как люди развивают свои навыки и способности, взаимодействуют с другими и ведут себя в обществе. Понимание этих теорий особенно важно при работе с детьми, потому что их развитие происходит поэтапно, а полученные ими опыт и знания влияют на их будущее. Понимание теории социальными работниками может помочь решить проблемы, с которыми сталкиваются проблемные подростки, помогая им заполнить пробелы в их когнитивном развитии. Эта идея основана на Теория когнитивного развития Жана Пиаже. В этой теоретической статье будет рассмотрена теория когнитивного развития Жана Пиаже , предоставлены исторические подробности, важные утверждения и применимость в социальной работе.
Cut 15% СКИДКА на первый заказ
Мы доставим Психология развития бумагу по вашим требованиям с хорошей скидкой0003
Жан Пиаже представил Теорию когнитивного развития как попытку объяснить, как с годами развиваются когнитивные способности детей. Он был швейцарским ученым, специализирующимся на генетической эпистемологии и психологии (Smith, 2017). Он начал свою карьеру с изучения биологии моллюсков. К 30 годам он был известным ученым, известным своей теорией когнитивного развития (Smith, 2017). Пиаже работал над стандартизацией теста Берта на интеллект. Затем, когда у его жены и Пиаже родились дети, он изучал их когнитивное развитие (Smith, 2017). За это время он занимал несколько должностей исследователя или председателя научного учреждения. По словам Смита (2017), конечной целью Пиаже было ответить на следующий вопрос: «Как растет знание?» (пункт 10). Благодаря своим исследованиям Пиаже пришел к выводу, что знание является результатом прогрессивного развития логических структур. К моменту достижения человеком совершеннолетия логические структуры более низкого уровня должны быть заменены мощными логическими средствами высокого уровня (Смит, 2017). Таким образом, идеи Пиаже основаны на интересе ученых к процессу когнитивного развития.
Важность этой теории заключается в понимании того, как рассматривались дети до их развития. По словам Черри (2020), до того, как Пиаже и другие начали изучать развитие детей, они считались маленькими взрослыми с аналогичными способностями с точки зрения познания и навыков. При таком подходе развитие детей не вызывало беспокойства. Теория Пиаже создала области психологии развития и конструктивистской теории, причем последняя предполагает, что люди строят свои знания на основе идей и своего опыта (Cherry, 2020). Развитие теории Пиаже помогло продвинуться в понимании человеческого развития и ознаменовало создание нескольких областей знаний, связанных с поведением и познанием людей.
Теория
Теория когнитивного развития объясняет этапы развития различных когнитивных способностей. Одно предположение состоит в том, что когда дети получают знания, они сортируют их по схемам (Cherry, 2020). Таким образом, теория Пиаже предполагает, что существует фиксированная последовательность развития познавательных способностей, не зависящая от факторов внешней среды. Следовательно, центральные предположения этой теории заключаются в том, что каждый ребенок проходит определенные стадии развития, во время которых они интегрируют новые знания в свои существующие схемы или создают новые схемы.
Стадии
Согласно теории когнитивного развития , каждый ребенок проходит несколько стадий развития своих когнитивных способностей. Есть четыре стадии или периода, когда логическое мышление и психические структуры ребенка различаются (Sanghvi, 2020). Переход от одной стадии к другой — это взросление, которое достигается, если ребенок сталкивается с соответствующим опытом. Хотя каждый ребенок проходит через четыре стадии, скорость прогрессирования может различаться, поэтому существуют различия в когнитивных способностях детей. Ниже приводится схема этих четырех стадий: «(1) сенсомоторная стадия, (2) предоперационная стадия, (3) конкретная операционная стадия и (4) формальная операционная стадия» (Sanghvi, 2020, стр. 9).2). На первом этапе ребенок получает знания через свои двигательные движения и чувства. Этот этап длится до достижения ребенком двухлетнего возраста, затем следует развитие символического мышления, и этот этап заканчивается в 7 лет.
Далее, до 12 лет ребенок начинает меньше зависеть от их восприятия и использования более логическое мышление (Sanghvi, 2020). Наконец, на этапе формальной эксплуатации подростки учатся абстрактному мышлению. Дедуктивные и ориентировочные рассуждения становятся частью образа мышления ребенка. Примечательно, что каждый из этапов имеет отдельные подэтапы, где, например, на подэтапе 6 первого этапа малыш начинает проявлять признаки проницательности и творчества (Goswami, 2020; Sanghvi, 2020). Таким образом, Пиаже проводил четкие различия между различными стадиями развития детей и подростков и типами когнитивных способностей, которые они приобретают на каждой стадии.
Своевременная доставка!
Получите свою индивидуальную и 100%без плагиата газета , сделанную всего лишь 3 часа
Let’s Start
322 Специалисты онлайн
Основные концепции и связанная терминология определяла
. Пиаже состоит в том, что знание рассортировано по схемам. Схема — это «концепция или структура, которая организует и интерпретирует информацию» (Sanghvi, 2020, стр. 90). Следовательно, вся информация, которую получает ребенок, либо в виде теории, либо в виде опыта, сортируется по разным схемам, формирующим его представление о мире. Затем происходит адаптация, когда ребенок проверяет свои схемы и пытается адаптировать имеющиеся у него знания к окружающей среде. Ассимиляция происходит, когда ребенок «вписывает» новую информацию в существующие схемы (Sanghvi, 2020, стр. 9).1). Наконец, посредством приспособления человек реструктурирует свои ранее существовавшие схемы на основе новой информации. Например, если ребенок получает новую информацию, которая не вписывается в его существующие схемы, он создает новую. Однако, если он каким-то образом соответствует старым схемам, шаблон можно модифицировать, чтобы учесть новое знание или опыт.
Применение теории к практике социальной работы
Социальные работники в основном сталкиваются с детьми или подростками с поведенческими проблемами. Согласно Торнберри (2017), теория Пиаже может объяснить преступное поведение некоторых проблемных взрослых. Преимущественно переход во взрослую жизнь подразумевает смену ролей и принятие на себя новых обязанностей, с которыми когнитивные способности подростка еще не справляются. Эта проблема возникает из-за того, что «новые ролевые требования не могут быть полностью удовлетворены когнитивными структурами, существующими у подростков» (Торнберри, 2017, стр. 78). На заключительных этапах когнитивного развития у человека формируется способность мыслить гипотетически, в стиле «а что, если». Этот подход «что, если» позволяет предсказать возможные последствия действий, например, как кража или употребление наркотиков повлияет на будущее человека, его перспективы поступить в колледж или найти постоянную работу. Если подростку не удается развить способность к гипотетическому мышлению, то у него нет когнитивных структур, которые позволили бы ему продумать последствия своих действий, что увеличивает вероятность преступных действий (Thornberry, 2017). Таким образом, теория Пиаже дает объяснение того, почему одни подростки совершают преступное поведение, а другие нет, независимо от среды, в которой они находятся, и исключительно на основе когнитивного развития этих людей.
Потенциальный способ помочь проблемным детям — развить их способности к абстрактному и гипотетическому мышлению. Торнберри (2017) утверждает, что, хотя существует не так много исследований, связывающих теорию Пиаже с правонарушениями, существующие показывают, что существует разница в когнитивных навыках между правонарушителями и нормальными подростками. Дефицит эго, разница в показателях IQ позволяют предположить, что эти подростки не смогли развить необходимые когнитивные навыки на некоторых этапах. Торнберри (2017) также утверждает, что, по мнению Пиаже, ролевые ожидания взрослых и социальный опыт формируют когнитивные способности человека. Однако следует учитывать и некоторые ограничения применимости теории Пиаже. Например, большинство оценок когнитивного развития основаны на тестировании навыков, которые человек развивает в школе. Проблемные взрослые могут не пройти эти тесты, потому что они не ходили в школу или раньше не выполняли подобные задания. Этот пример — один из способов использования теории социальной работы Пиаже. Однако его можно применять к детям разного возраста для оценки их развития.
Применение теории к различным индивидуумам и группам
Ограничение этой теории состоит в том, что первоначальная работа Пиаже не фокусировалась на различных группах индивидуумов. Например, Sanghvi (2020) критикует эту теорию, потому что Пиаже «уделял мало внимания социальным и культурным влияниям» (стр. 95). Следовательно, эта теория не учитывает потенциальные различия между различными культурными и социальными группами, что может быть проблемой. Следовательно, эта теория не учитывает аспект разнообразия, потому что Пиаже и другими было проведено недостаточно исследований, которые могли бы предоставить доказательства того, что дети из разных слоев общества развиваются на одних и тех же стадиях. Следовательно, неясно, влияет ли различный культурный фон на когнитивное развитие ребенка.
Получите заказную работу
Всего за $13,00 $11/страница вы можете получить заказную академическую работу в соответствии с вашими инструкциями
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Пример применения теории в «реальной жизни»
В реальной жизни можно применить эту теорию при работе с детьми разного возраста, чтобы понять, развиваются ли их когнитивные способности соответственно возрасту. Например, социальному работнику может понадобиться оценить когнитивные способности малыша, чтобы определить, уделяют ли его опекуны достаточно внимания обучению ребенка. В этом случае, используя этапы Пиаже, ребенок 12 лет должен уметь логически мыслить и применять навыки индуктивного и дедуктивного рассуждения (Сангхви, 2020). После оценки того, способен ли подросток рассуждать, можно создать задачи и возможности обучения для этого человека, чтобы помочь ему проявиться в опыте, который формирует этот тип мышления. Согласно Oogarah-Pratap et al. (2020), эту теорию можно использовать для разработки образовательных мероприятий для детей, например, путем корректировки их учебной программы по физическому воспитанию, чтобы они достигли достаточного развития своих сенсомоторных навыков. Таким образом, педагоги и социальные работники могут обеспечить правильное развитие когнитивных способностей ребенка, что необходимо для его взрослой жизни. Другие примеры включают работу с проблемными взрослыми, когда неспособность в достаточной мере установить гипотетическое мышление может быть связано с преступным поведением.
Критика теории
Сильные стороны
Одной из сильных сторон теории Пиаже является установление различий в том, как дети и взрослые воспринимают и используют информацию. Согласно этой теории педагоги и социальные работники могут оценивать развитие детей, сравнивать его с тем, что считается нормой согласно теории Пиаже, и предлагать вмешательства, которые позволят развить необходимые способности. Во-вторых, хотя современные исследователи и практики критиковали работу Пиаже, она помогла начать изучение когнитивного развития и продвинуть современную детскую психологию (Marti, 2020). Следовательно, хотя необходимо провести дополнительные исследования для популяризации работы Пиаже и учета различных социальных и культурных контекстов, эта теория обеспечивает основу для понимания того, как развивается детское познание.
Слабые стороны
Одной из проблем теории Пиаже является практика оценки, которую ученый использовал для определения когнитивных способностей ребенка. Согласно Sanghvi (2020), многие исследователи критикуют подход Пигале, который приравнивает способность выполнить задачу к своим когнитивным способностям. Алахмад (2020) утверждает, что эта теория абстрактна, а это означает, что ее применимость в реальной жизни сомнительна. Более того, теория относится к процессу мышления, который трудно проверить и оценить, так как он также абстрактен. Процесс познания нельзя непосредственно наблюдать и измерять. Вместо этого исследователи используют тесты для косвенных измерений и предположений. Это говорит о том, что между теорией и практикой могут быть противоречия. Несмотря на это, работа Пиаже дает схему или модель того, как ребенок должен развиваться, и позволяет понять, как дети и подростки обрабатывают информацию. Это помогает социальным работникам оценивать развитие ребенка и интегрировать стратегии, которые помогут им развить когнитивные способности, которые им понадобятся в будущем.
Выводы
Таким образом, в этой статье рассматриваются история и детали теории когнитивного развития . Работа Пиаже привела к определению четырех отдельных стадий, через которые проходит каждый ребенок при развитии своей когнитивной структуры. Например, подростки отличаются своей способностью мыслить гипотетически, в отличие от малышей или маленьких детей. В социальной работе эта теория помогает понять различные когнитивные способности детей на разных этапах жизни. Несмотря на популярность этой теории, современные исследователи и практики критикуют ее, указывая на слабые стороны, такие как неспособность наблюдать и точно оценивать познание.
Ссылки
Алахмад, М. (2020). Сильные и слабые стороны когнитивной теории. Будапештский международный исследовательский институт и журнал критики (BIRCI-Journal), 3 (3), 1584-1593.
Черри, К. (2020). Биография Жана Пиаже (1896-1980). Очень хорошо. Веб.
Госвами, У. (2020). Когнитивное развитие и когнитивная неврология: обучающийся мозг. Рутледж.
Марти, Э. (2020). Постпиажеские перспективы когнитивного развития. Оксфордская исследовательская энциклопедия образования , 1-2. Веб.
Огара-Пратап Б., Бхолоа А. и Рамма Ю. (2020). Этапная теория когнитивного развития — Жан Пиаже. В B. Akpan & TJ Kennedy (Eds), Научное образование в теории и практике (стр. 133-148). Спрингер.
Сангви, П. (2020). Теория когнитивного развития Пиаже: обзор. Индийский журнал психического здоровья, 7 (2), 90-97.
Смит, Л. (2017). Краткая биография Жана Пиаже. Общество Жана Пиаже. Веб.
Торнберри, Т. (ред.). (2017). Теории развития преступности и правонарушений. Рутледж.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Кэтрин А. Сандерсон, Амхерстский колледж
Жан Пиаже является самой известной фигурой в области психологии когнитивного развития. Даже сегодня многое из того, что мы знаем о когнитивном развитии детей, основано на его работах. Большой прорыв Пиаже произошел, когда он работал в Париже в 1920, чтобы разработать вопросы для детских тестов интеллекта и, в частности, выяснить, в каком возрасте дети могут правильно отвечать на определенные типы вопросов.
Жан Пиаже сформулировал теорию когнитивного развития, согласно которой дети проходят через серию из четырех отдельных стадий. (Изображение: VectorMine/Shutterstock)Дети видят мир иначе, чем взрослые
Процесс Пиаже привел к интересному наблюдению: дети в определенном возрасте постоянно давали неправильные ответы и использовали один и тот же образец рассуждений, чтобы прийти к своим выводам. Например, дети считали, что в высоком и тонком стакане больше жидкости, чем в более низком и широком, даже когда они действительно видели, как жидкость переливается из одного стакана в другой.
Взаимодействия Пиаже с детьми всех возрастов привели его к мысли, что они на самом деле видят мир иначе, чем взрослые. Сейчас это может показаться довольно очевидным наблюдением, но это заслуга Пиаже; в то время это было революционно. Люди просто предполагали, что дети видят мир так же, как и взрослые, что они просто знают меньше; у них просто было меньше информации и знаний, потому что у них было меньше опыта в мире. Пиаже предположил, что это неправильно и что дети на самом деле видят мир по-другому.
Основываясь на этих наблюдениях, Пиаже сформулировал теорию когнитивного развития, которая предполагает, что дети проходят через серию из четырех отдельных стадий. Эти этапы примерно соответствуют определенным возрастам.
Эта статья взята непосредственно из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .
Сенсомоторная стадия
На первой стадии, известной как сенсомоторная, дети учатся посредством действий и ощущений. Они познают мир, глядя на вещи, прикасаясь к вещам и кладя вещи в рот. Эта стадия длится от рождения до примерно двухлетнего возраста.
Но самым важным когнитивным развитием на этом этапе является развитие постоянства объектов, что означает осознание того, что вещи продолжают существовать, даже если вы их не видите. До тех пор, пока это осознание не придет, в основном оно «с глаз долой, из сердца вон».
По словам Пиаже, очень маленьким детям не хватает этого понимания. Если вы покажете младенцу связку ключей, а затем спрячете ключи под платком, он не будет их искать. Как будто они считают, что объект больше не существует, так зачем пытаться его найти. Но позже на этом этапе они узнают, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно.
Предоперационная стадия
На предоперационной стадии дети могут использовать символы, чтобы заменять другие объекты. (Изображение: Danila/Shutterstock)На втором этапе, называемом предоперационным, дети могут использовать язык, что является явным признаком более высокого уровня мышления. Они также могут использовать символы вместо других объектов; например, они могут обернуть полотенце вокруг плеч и представить, что это плащ, или взять палку на детской площадке и сказать: «Это пистолет».
Но у детей также отсутствуют две фундаментальные когнитивные способности. Во-первых, они эгоцентричны в своем мышлении, а это означает, что они не могут видеть вещи с точки зрения другого человека. Вот простой пример: если вы поднимете чашку, а затем закроете ее листом бумаги с точки зрения другого человека, ребенок поверит, что и вы, и другой человек видите чашку. Они не могут понять, как они видят чашку, а другой человек видит лист бумаги. Во-вторых, у детей на этом этапе отсутствует понятие сохранения, то есть они не понимают, что что-то остается неизменным в количестве, даже если его внешний вид меняется.
Дети на этой стадии, которая длится от двух до шести лет, также проявляют анимизм, то есть веру в то, что у объектов есть мысли и чувства. Они могут думать, что их мягкие игрушки одиноки, когда им приходится целый день оставаться в комнате в одиночестве. Они могут полагать, что темные тучи злятся.
Стадия конкретных операций
Примерно в возрасте от семи до 11 лет дети преодолевают многие когнитивные ошибки и вступают в третью стадию, называемую конкретными операциями. Теперь они понимают природоохранную деятельность и понимают, что шутки, основанные на этой концепции, довольно забавны, например, «Мр. Джонс зашел в ресторан и заказал на ужин целую пиццу. Когда официант спросил, хочет ли он разрезать его на 6 или 8 кусков, мистер Джонс сказал: «О, вам лучше сделать его 6, я никогда не смог бы съесть 8 кусочков».0009
Но дети на этом этапе еще не способны думать об абстрактных проблемах. Итак, если вы попросите их быстро решить математическую задачу, например, 4 плюс 8 равно 12, они быстро это сделают. Но если вы сразу же спросите их, что будет 12 минус 8, им придется пересчитать, чтобы получить ответ. Они не могут просто использовать память и логические выводы, чтобы понять, что это должно быть 4.
Формально-операциональная стадия
Наконец, как правило, в возрасте около 12 лет, Пиаже считал, что дети достигают последней стадии, формально-операциональной, которая характеризует мышление на протяжении всей взрослой жизни. Теперь они могут выполнять абстрактные рассуждения и логику. Они могут использовать символы, могут решать гипотетические задачи и решать проблемы «если/то». Таким образом, если задать гипотетическую задачу, например: «Если Билл быстрее Дэвида, а Дэвид быстрее Карлоса, то кто самый быстрый?», ребенок на этапе формальной операции мог бы сделать вывод, что Билл самый быстрый; ребенок на более ранней стадии не смог бы понять это.
Теория Пиаже была революционной, когда она была предложена 100 лет назад, поскольку она ясно изложила, как меняется мышление от младенчества до ранней юности. Дальнейшие исследования также показали, что мышление действительно развивается со временем, как он предположил, и что этот процесс во многом одинаков в разных культурах.
Общие вопросы о теории когнитивного развития Жана Пиаже
В: Что предлагает теория когнитивного развития Пиаже?
Теория когнитивного развития Пиаже предполагает, что дети проходят серию из четырех отдельных стадий, и что эти стадии примерно соответствуют определенному возрасту.
В: Что происходит на сенсомоторной стадии?
Первая стадия в теории когнитивного развития Пиаже известна как сенсомоторная. На этом этапе дети учатся действиями и ощущениями. Они познают мир, глядя на вещи, прикасаясь к вещам и кладя вещи в рот. Эта стадия длится от рождения до примерно двухлетнего возраста.
В: Что происходит на официальном этапе эксплуатации?
Пиаже считал, что примерно к 12 годам дети достигают формальной операциональной стадии, которая характеризует мышление на протяжении всей взрослой жизни.