1. Практическое чувство
Началом проявления воли является практическое чувство. Любой теоретический вывод по поводу существующего положения дел в мире порождает в душе человека определённое практическое чувство. Практическое чувство – это субъективное ощущение, которое возникает у человека тогда, когда он соотносит свои субъективные представления о том, что и как должно быть в этом мире, с реальным положением дел.
Практическое чувство является своего рода предтечей нашей практической деятельности. Само по себе оно представляет собой только внутреннее идеальное ощущение субъекта, которое, однако, распространяется на всю плоть человека. Под его влиянием в мышцах нашего тела появляется энергия действия, а ход наших мыслей приобретает соответствующую направленность.
Поскольку практическое чувство возникает на основе соотношения определённых мыслей человека о том, что и как должно быть в этом мире, с тем, что реально есть, постольку в нём отражаются результаты их соразмерности.
Приятное и неприятное – это единственные определения практического чувства. Никаких других определений у него нет, поскольку никакого собственного имманентного содержания оно не имеет. Содержание приходит к нему извне, от существующих в обществе этических норм, благодаря чему мы знаем чувство радости и горя, чести и бесчестья и т.д.
Знаменитый вопрос о первоисточнике зла в мире возникает именно на этой ступени развития понятия воли. Зло есть не что иное, как чувство несоответствия содержания наших субъективных представлений тому положению дел, которое существует в реальном мире. Например, если человек приходит к выводу, что Луна должна быть не на небе, а висеть на стене его дома, то в силу неосуществимости такого долженствования он будет испытывать ощущение творящегося зла. Кто должен отвечать за это зло? Эти персоналии будут определены им в пределах изощрённости его ума. Подобные «долженствования» сами по себе уже являются злом.Мир развивается согласно своим законам. И если оказывается, что действительность никак не хочет принимать наши идеалы, то это означает, что плохи идеалы, а не действительность. Идеалы могут быть либо преждевременными, либо завышенными по существу, а жизнь такова, какова она есть. И в этом «есть» всё её могущество.
Практическое чувство переходит в стремление человека привести окружающий мир в соответствие с его собственным пониманием того, как он должен быть устроен. При этом стремления вступают в диалог со склонностями человека, которые складываются из его природных задатков, образования и жизненного опыта. Стремлений может возникать много, но не все они будут соответствовать склонностям человека, которые также обладают внутренней тенденцией не оставаться в скрытом состоянии, а быть реализованными. Поэтому стремления и склонности человека требуют поиска компромисса.
Единство стремлений и склонностей человека принимает форму влечения. Влечение снимает импульсивность и разномастность стремлений и делает своим содержанием те из них, которые согласуются со склонностями человека. Каждый человек самостоятельно определяет свои влечения. Реализуются же они (влечения) посредством практической деятельности.
Дело, которому человек полностью отдаёт себя, составляет его страсть. Страсть, в отличие от влечений, не бывает ни доброй, ни злой. Она означает лишь то, что человек весь свой интерес, весь свой талант и характер вкладывает в то дело, которому служит. Без страсти никогда не создавалось ничего великого и достойного.
Влечений может быть много, а жизнь одна. Какому из них отдать предпочтение? Все они являются собственностью человека, все они дороги для него, но необходимо делать выбор. Дойдя до этого пункта своего развития, воля человека становится произволом
Являясь хозяином всего содержания своей воли, человек может не заботиться об обосновании своего выбора со стороны внешних обстоятельств жизни. Он может отдать предпочтение любому своему влечению исходя только из самого себя. У произвола есть лишь одно обоснование: «Это – мои влечения, и я выберу то, которое захочу». Про-из-вол – это ещё не свобода воли, но это уже предваряющая её ступень.
Чувства, их психологическая характеристика. — Шпаргалка
Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др. ). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.
Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с об-
140
щественными нормами после их принятия. К положительным моральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.
Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворения от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют преодолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.
Чувства эстетические — своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).
Катарсис (англ. cathexix — энергия, затраченная на представление понятий, идей, образов, символов) — первоначально понятие катарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внутреннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных трагедий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис — соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.
Чувства практические (праксические) (греч. pгaktikos — деятельный) — чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удовольствие, творческий подъем и пр.
).Страсти — абсолютно доминирующие чувства, которые захватывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выраженное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающееся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
ЧУВСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ
Как мы уже отметили, человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем испытывает по отношению к ним те или иные чувства. Источником такого внутреннего личного отношения являются деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, закрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Чувства всегда тесно связаны с эмоциями человека. Не случайно в литературе можно встретить рассмотрение чувства как вида эмоций, а также эмоции как результат переживания того или иного чувства.
С одной стороны переживание чувства выступает как особое, испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят как особом эмоциональном состоянии человека.
Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценить жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс, своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней.
Это значит эмоционально пережить что-то.В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства всегда носят отчетливо выраженный предметный характер. Это всегда чувство к чему-то. Но предмет чувств может быть и весьма обобщенным, и умозрительным.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Как утверждает В.К. Вилюнас, это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радость, гнев, печаль, сочувствие, ревность и т. д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные или отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность).
Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания в семье, школе и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.
Проблема классификации чувств остается нерешенной. Во всяком случае, пока нет исчерпывающей классификации чувств, что объясняется, во-первых, большим их разнообразием и, во-вторых, изменчивостью в зависимости от исторических условий.
Чаще всего при попытке классификации чувств можно встретить выделение такого понятия как «высшие чувства», поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Высшие чувства — это особая группа чувств, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические.
Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей: большой степенью обобщенности, которой они могут достигнуть в своих развитых формах; связанностью с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.
Нравственными или моральными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т. д.
Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены моральные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.
К нравственным чувствам относят любовь, чувство долга, гуманность, доброжелательность, дружбу, сочувствие и др. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.
Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психические и физиологические состояния человека отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»). Эстетическое наслаждение приносит эмоциональное потрясение и эмоциональное прозрение. На этом основана эстетопсихотерапия.
Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.
Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключаются в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н.В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.
Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними. Эстетические чувства часто влияют на воспитание и формирование нравственных чувств и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.
Интеллектуальными или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых фактов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.п. Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.
Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности, является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности. А. Эйнштейн очень метко назвал такое стремление «бегством от удивления».
Интеллектуальные чувства подкрепляют, делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Они обеспечивают энергию для работы, необходимой продвижению познания от имеющегося уже уровня к новым вершинам. Именно силой интеллектуальных чувств можно объяснить поражающую способность некоторых ученых.
Практические чувства или праксимические (от древнегреч. «праксис» — деяние, деятельность) – это эмоциональный отклик на всё богатство и многообразие человеческой деятельности. Эти чувства, порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления, ее завершением. Практические чувства характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности, которую выполняет человек.
Когда выполняется привычная несложная работа, процесс которой достаточно автоматизирован, то эмоциональный отклик относится в большей мере к самому результату труда, чем к его процессу. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Чувства, их психологическая характеристика.
От 250 руб
Контрольная работа
Чувства, их психологическая характеристика.
От 250 руб
Курсовая работа
Чувства, их психологическая характеристика.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Развитие социально-эмоциональных способностей (SEAD): интегрированная модель практических навыков, основанных на эмоциях
. 2022;46(2):226-253.
doi: 10.1007/s11031-021-09922-1. Epub 2022 9 января.
Виктор Харрис 1 , Джонатан Андерсон 1 , Брайан Висконти 1
принадлежность
- 1 Университет Флориды, Гейнсвилл, США.
- PMID: 35034996
- PMCID: PMC8742702
- DOI: 10.1007/с11031-021-09922-1
Бесплатная статья ЧВК
Виктор В. Харрис и др. Мотив Эмот. 2022.
Бесплатная статья ЧВК
. 2022;46(2):226-253.
doi: 10.1007/s11031-021-09922-1. Epub 2022 9 января.
Авторы
Виктор Харрис 1 , Джонатан Андерсон 1 , Брайан Висконти 1
принадлежность
- 1 Университет Флориды, Гейнсвилл, США.
- PMID: 35034996
- PMCID: PMC8742702
- DOI: 10. 1007/s11031-021-09922-1
Абстрактный
Социально-эмоциональные способности (т. е. особые навыки), определяемые как набор когнитивных способностей, основанных на эмоциях знаний и поведенческих компетенций (т. е. уровней навыков), которые облегчают адаптивное использование просоциальных процессов и поведения (т. е. «действий»), таких как эмоциональная регуляция и симпатическое и эмпатическое ответное поведение в настоящее время моделируется и измеряется как эмоциональный интеллект. Однако эта концептуализация может быть проблематичной, поскольку эти две концепции не совпадают, а традиционные методы измерения эмоционального интеллекта могут иметь ограниченную практическую полезность. Теоретическая модель развития социальных эмоциональных способностей (SEAD), представленная в этом трактате, представляет собой прагматичный и упрощенный подход к развитию социальных эмоциональных способностей и компетентности, абстрагированный от концепций эмоционального интеллекта, социального интеллекта и теории социокультурного обучения. Кроме того, модель SEAD выходит за рамки индивидуума как единицы анализа для изучения, концептуализации, дифференциации, исследования и определения иерархической, двунаправленной и контекстуальной природы измерений социальных эмоциональных способностей в рамках близких отношений. Обсуждаются последствия того, как модель SEAD может использоваться исследователями, практиками, преподавателями, отдельными лицами, семьями и парами в широком спектре областей и вмешательств.
Ключевые слова: Эмоциональный интеллект; Эмоциональная регуляция; Сочувствие; Социально-эмоциональные способности; Социальный интеллект; сочувствие.
© Автор(ы) 2021.
Заявление о конфликте интересов
Конфликт интересовВсе авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Цифры
Рис. 1
Развитие социально-эмоциональных способностей Харриса…
Рис. 1
Модель развития социально-эмоциональных способностей Харриса (SEAD)
рисунок 1Модель развития социально-эмоциональных способностей Харриса (SEAD)
Рис. 2
Синтез SEAD и…
Рис. 2
Синтез ЮВАО и социокультурной теории развития
Рис. 2Синтез ЮВАО и социокультурной теории развития
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Развитие эмоционального интеллекта у специалистов по защите детей: систематический обзорный обзор.
Перри М.А., Криви К., Артур Э., Чанс Хьюмер Дж., Лундгрен П.Дж., Ривера И. Перри М.А. и соавт. Жестокое обращение с детьми Негл. 2020 декабрь; 110 (часть 3): 104438. doi: 10.1016/j.chiabu.2020.104438. Epub 2020 10 марта. Жестокое обращение с детьми Негл. 2020. PMID: 32164944
Обновление дебатов о развитии поведенческих компетенций: современное состояние и будущие вызовы.
Бонессо С., Герли Ф., Зампиери Р., Бояцис Р.Э. Бонессо С. и др. Фронт Псих. 2020 9 июня; 11:1267. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01267. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32581983 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Влияние эмоционального интеллекта на учебные привычки учащихся в смешанной учебной среде: посредническая роль когнитивного взаимодействия во время COVID-19.
Икбал Дж., Асгар М.З., Ашраф М.А., Йи Х. Икбал Дж. и др. Behav Sci (Базель). 2022 13 января; 12(1):14. дои: 10.3390/bs12010014. Behav Sci (Базель). 2022. PMID: 35049625 Бесплатная статья ЧВК.
Изучение концептуальных и теоретических основ обучения практикующих медсестер: протокол обзора обзора.
Уилсон Р., Годфри С.М., Сирс К., Медвес Дж., Росс-Уайт А., Ламберт Н. Уилсон Р. и соавт. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Oct;13(10):146-55. doi: 10.11124/jbisrir-2015-2150. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26571290 Рассмотрение.
Предикторы школьного беспокойства при переходе в среднюю школу с нарушением развития речи и низкими языковыми способностями: продольный каскадный анализ развития.
Гоф Кеньон С.М., Паликара О., Лукас Р.М. Гоф Кеньон С.М. и др. Int J Lang Commun Disord. 2022 ноябрь;57(6):1368-1380. дои: 10.1111/1460-6984.12761. Epub 2022 16 июля. Int J Lang Commun Disord. 2022. PMID: 35841340
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Эффективность программы психообразовательной и социально-эмоциональной помощи подросткам.
Санчес-Эррера С., Герреро-Барона Э., Соса-Бальтасар Д. , Морено-Мансо Х.М., Дюран-Винагре М.А. Санчес-Эррера С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 июль 2;19(13):8153. дои: 10.3390/ijerph29138153. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35805811 Бесплатная статья ЧВК.
использованная литература
- Адольфс Р., Андерсон Д.Дж. Неврология эмоций: новый синтез. Издательство Принстонского университета; 2018.
- Аллеманд М., Штайгер А.Е., Фенд Х.А. Развитие эмпатии в подростковом возрасте предсказывает социальные компетенции во взрослой жизни. Журнал Личности. 2015;83(2):229–241. doi: 10.1111/jopy.12098. — DOI — пабмед
- Аллен Н. , Нельсон Б.В. Развитие регуляции эмоций при переходе от детства к подростковому возрасту. В: Cole PM, Hollenstein T, редакторы. Регуляция эмоций: вопрос времени. Рутледж; 2018. С. 140–157.
- Амато, PR (2014). Что такое семья? Отчет NCFR, получено с http://www.ncfr.org/ncfr-report/past-issues/summer-2014/what-family.
- Эшли Г.К., Рейтер-Палмон Р. Самосознание и эволюция лидеров: потребность в лучшей мере самосознания. Журнал поведенческого и прикладного менеджмента. 2012;14(1):2–17.
|