Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера
«Когда то, чего мы очень долго ждем, наконец приходит, оно кажется неожиданностью.»
Марк Твен
Когнитивный диссонанс, несоответствие ожиданий и реальности, может наступить в любой момент у любого человека. Самое интересное заключается в том, как по-разному люди на него реагируют.
Порядок в голове
Модное в последние годы выражение «когнитивный диссонанс» означает психологический дискомфорт от некоего несоответствия. Если в сознании человека сталкиваются две конфликтующие идеи, если происходящее не укладывается в рамки логики, если действительность не совпадает с ожиданиями и противоречит прошлому опыту, возникает состояние когнитивного диссонанса.
По поводу когнитивного диссонанса есть целая научная теория, которую создал американский психолог Леон Фестингер. Работать над ней он начал в 1950-е годы, после того как обнаружил один странный феномен, связанный с человеческим сознанием. В то время в одном из американских штатов случилось несколько землетрясений. После того как все закончилось, в соседнем штате прошла волна слухов о том, что то же самое вскоре случится и у них. Эти слухи не имели под собой совершенно никаких оснований.
Фестингер пришел к выводу, что слухи возникли как оправдание страха и тревоги, которые испытывали люди. Они беспокоились, не знали, как справиться со своим беспокойством и как его объяснить, поэтому и распространяли тревожные слухи.
Подобное происходит постоянно. Люди любыми способами стремятся восстановить внутренний баланс между своими ощущениями и тем, что происходит в окружающем мире. И очень часто вместо поиска истины просто принимают на веру более удобную точку зрения.
Считается, что очень серьезный когнитивный диссонанс грозит в первую очередь физикам, изучающим такие вещи, как теория пространствавремени, математикам, конструирующим в уме многомерные пространства, и философам, пытающимся понять смысл жизни
Изворотливый ум курильщика
Фестингер часто приводит пример с курильщиком для иллюстрации возникновения когнитивного диссонанса и попыток его устранения. Курящий человек узнаёт какую-то новую информацию о вредных последствиях курения. Например, о том, что это увеличивает риск раковых заболеваний или возможность возникновения бронхиальной астмы. Если после этого он бросит курить, то никакого диссонанса не возникнет.
Но если он не сможет или не захочет отказываться от своей вредной привычки, то ему придется как-то объяснить себе ситуацию, чтобы не находиться в состоянии психического дискомфорта. Он может убедить себя, что не является злостным курильщиком, поэтому данная информация к нему не относится. Другой вариант: он найдет положительный пример (мой дядя всегда курил и дожил до девяноста лет) и спроецирует его на себя. Третий вариант: курильщик будет уверять, что для него это полезно, ведь от сигарет он худеет. Таких вариантов может быть множество, насколько хватит изворотливости ума.
«Если факты начинают подтачивать веру — беда. Приходится менять мировоззрение. Или становиться фанатиком» (Б. Н. Стругацкий)
Стремясь избавиться от неприятного состояния, человек часто обманывает себя. Но это не единственная опасность когнитивного диссонанса. Эту психологическую ловушку часто используют манипуляторы, чтобы добиться от человека выполнения желаемых действий. Например, они убеждают жертву в ее щедрости, а потом просят сделать благотворительный или иной взнос. Или создают у человека иллюзию его компетентности и навязывают ему выполнение каких-либо финансовых операций — естественно, не в его пользу. Человеку трудно отказаться от лестных представлений о себе и, чтобы соответствовать им, иногда он готов действовать себе в ущерб.
Многочисленные психологические эксперименты демонстрируют, что зачастую люди готовы отказаться даже от очевидного, чтобы не противоречить коллективу. Например, когда все остальные испытуемые (заранее договорившись) утверждают, глядя на красный кубик, что он синий, то и тот, кто прежде был твердо уверен, что кубик красный, склонен, тем не менее, согласиться с большинством.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА
- Изменить поведение
- Убедить себя в обратном
- Фильтровать поступающую информацию
Поделиться ссылкой
5 фактов о Леоне Фестингере и его теории когнитивного диссонанса
-
Доступная психологическая помощь
Психологический календарь
Психологический календарь
Людмила Лабодина
[27. 08.1957] Вышла книга Леона Фестингера «Теория когнитивного диссонанса» (A Theory of Cognitive Dissonance).
[27.08.1965] Открылась «Чикагская конференция по профессиональной подготовке клинических психологов»
. На конференции было предложено уделять больше внимания профессиональной, а не научной подготовке.[27.08.1970] В Университете Массачусеттса (Амхерст) в Центре университетского кампуса Мюррея Линкольна прошло первое ежегодное собрание Ассоциации исследования потребителей (Association for Consumer Research). Первым президентом новой организации был избран Роберт Перлофф.
5 фактов о Леоне Фестингере и его теории когнитивного диссонанса
- Теория Фестингера предполагает, что несоответствие между убеждениями или поведением вызывает дискомфортное психологическое напряжение (т. Е. Когнитивный диссонанс ), заставляя людей изменять один из несовместимых элементов, чтобы уменьшить диссонанс, или добавлять согласные элементы для восстановления согласованности.
- Первым экспериментом Фестингера по когнитивному диссонансу стал его исследовательский проект в 1954 году. Фестингер прочитал о культе, который считал, что конец света близок. В газете некая миссис Кич сообщила о получении посланий от инопланетян о том, что в определенный день мир закончится большим наводнением. Спастись истинно верующие могли на летающей тарелке, которая прилетит в определенное время. Учитывая серьезную приверженность верующих, Фестингер задавался вопросом, как они отреагируют, когда пророчество не сбудется. Тогда он и его коллеги, выдавая себя за верующих, проникли в группу миссис Кич и тайком вели записи о происходящем.
- В 1959 году Фестингер и его коллега Дж. Карлсмит провели исследование, которое ныне считается классическим когнитивным экспериментом. В своем лабораторном эксперименте они использовали 71 студента мужского пола в качестве участников для выполнения серии скучных заданий (например, поворачивать колышки на доске для колышков в течение часа). Затем им заплатили 1 или 20 долларов за то, чтобы они сказали ожидающему участнику (сообщнику), что задания были действительно интересными. Практически все участники согласились зайти в зал ожидания и убедить единомышленника в том, что скучный эксперимент будет веселым.
- Теория когнитивного диссонанса была наиболее влиятельной теорией в социальной психологии с конца 1950-х годов и до начала 70-х. Постепенно она утратила свои позиции, и сегодня является только общеизвестным знанием, но не сферой активных научных исследований.
В 1964 году Фестингер перешел от социальной психологии к исследованиям визуального восприятия. Его социально-психологическое исследование касалось того, как люди разрешают конфликты (групповая динамика), неоднозначность (социальное сравнение) и несогласованность (когнитивный диссонанс) — все это проявления давления в пользу единообразия.
Подготовила Людмила Лабодина
Экспертный член и Президент Воронежского регионального отделения МОО РПП
Психолог, специалист по Метафорическим ассоциативным картам
👇🏻 Поделись с друзьями им тоже будет интересна/полезна эта информация
Читайте также
- 5 фактов о Леоне Фестингере
- 5 фактов о Стэнли Сью
- 5 фактов об Элеоноре Ачесон Маккалох Гэмбл
- 5 фактов о Роберте Рескорле
- 5 фактов о Талызиной Нине Федоровне
Когнитивный диссонанс: определение, теория и примеры
Когнитивный диссонанс: определение, теория и примеры Эсер Йылмаз, MS, Ph. D. Что такое когнитивный диссонанс? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое когнитивный диссонанс и почему он важен, откройте для себя его теорию и узнайте, как его обнаружить.
Прежде чем читать дальше, если вы являетесь терапевтом, тренером или предпринимателем в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше $ быстрее Что такое когнитивный диссонанс? (Определение)Когнитивный диссонанс — это психический дискомфорт, возникающий в результате внутреннего конфликта, приводящий к изменению одного из когнитивных процессов или поведения для уменьшения дискомфорта. Внутренний конфликт может быть вызван несоответствием ваших убеждений (или других когнитивных процессов, таких как установки и ценности).Например, гендерное равенство может иметь для вас большое значение. В результате вы могли сделать пожертвование некоммерческим организациям, которые работают над устранением гендерной дискриминации и продвижением равной оплаты труда. Тем не менее, иногда наши действия не соответствуют нашим ценностям и системам убеждений. В этом случае вы, возможно, смеялись над сексистскими шутками своего босса и чувствовали себя ужасно из-за этого. Чтобы уменьшить свой дискомфорт, вы могли бы даже говорить себе, что «это просто шутка» каждый раз, когда ваш босс отпускал очередную шутку. Это была бы попытка уменьшить когнитивный диссонанс. Внутренний конфликт также может включать наличие двух или более противоречащих мнений (то есть убеждений, ценностей или установок). Например, вы можете считать, что социальные сети — это пустая трата времени, но вы также можете полагать, что социальные сети — это отличный способ не отставать от своих друзей и семьи. Все мы время от времени чувствуем внутренние конфликты, например, когда от нас ожидают или заставляют вести себя определенным образом, новая информация противоречит нашим старым убеждениям или нам приходится выбирать между одинаково привлекательными вариантами. Однако степень диссонанса зависит от количества и важности убеждений и поведения в конфликте (Fisher et al., 2008). Например, если ваш внутренний конфликт возник между выбором ванильного или шоколадного мороженого, вы можете испытывать минимальный дискомфорт при выборе одного из вкусов. В конце концов, вы можете выбрать другой вкус в следующий раз. Если бы вам пришлось выбирать из шести разных вкусов, вы могли бы чувствовать себя немного более противоречиво. Однако, если выбор был между двумя или более возможностями трудоустройства, вы можете испытать сильный стресс и даже сожаление. Вы можете найти дополнительные причины, чтобы оправдать свой выбор уменьшить дискомфорт, например, более короткие поездки и меньший размер компании, даже если эти качества не были включены в ваш первоначальный процесс принятия решений. Теория когнитивного диссонанса и экспериментыПредположим, я дал вам невероятно скучное задание, и после того, как вы его выполнили, я попросил вас рассказать другим о том, насколько увлекательным было это занятие. Вы бы с большей вероятностью сделали это, если бы я дал вам доллар или двадцать долларов? Пожалуйста, найдите несколько минут, чтобы подумать о том, что бы вы сделали, но прежде чем мы обсудим это дальше, давайте рассмотрим некоторые предыстории. Теория когнитивного диссонанса была разработана в 1950-х годах социальным психологом Леоном Фестингером. До этого психологи думали, что действия людей вытекают из их основных ценностей и убеждений однонаправленным и несколько жестким образом. Следовательно, консенсус заключался в том, что поведение людей определялось их ценностями и убеждениями и соответствовало им. Фестингер бросил вызов этому представлению, когда предположил, что люди могут испытывать несоответствие между своими убеждениями и поведением. Более того, дискомфорт, вызванный этим несоответствием, можно уменьшить, рационализируя поведение или приспосабливая убеждения к поведению (Festinger, 19).57). Теория когнитивного диссонанса Фестингера Например, если кто-то изменяет своему супругу, он может сожалеть о своей неверности и решить никогда больше этого не делать. Если они могут сдержать свое обещание, это пример изменения их действий. В качестве альтернативы они могут начать иначе думать о браке и верности, что является примером корректировки их убеждений. Они также могут рационализировать свой роман, говоря, что их супруг в последнее время ведет себя отстраненно и не прилагает никаких усилий для их отношений. Эта попытка рационализировать конфликтующее поведение является примером модификации восприятия. Вкратце, он попросил участников перетасовывать колышки на доске в течение часа. Когда участник заканчивал это повторяющееся и ошеломляюще скучное задание, он просил его сказать человеку, ожидающему снаружи, что задание было увлекательным. За это он предлагал половине испытуемых по доллару и по двадцать долларов, что в 19-м веке было немалой суммой.50-е — другой половине. Участники, получившие двадцать долларов, связали деньги с заданием и не испытали когнитивного диссонанса. С другой стороны, участники, получившие всего один доллар, чувствовали необходимость оправдать то, что они целый час выполняли бессмысленное задание. Следовательно, они были более склонны изменить свое восприятие своего действия — в данном случае, говоря, что задание действительно было забавным и интересным (Festinger & Carlsmith, 1959). Еще один влиятельный эксперимент был проведен Дж.В. Брем. Он попросил участников женского пола оценить восемь предметов домашнего обихода, таких как тостер, кофеварка, радио и т. д. (Брем, 19 лет).56). Затем он предоставил участникам выбор между двумя одинаково привлекательными продуктами или между очень желательным и менее желательным продуктом. После того, как участники выбрали продукт, их попросили переоценить желательность продуктов. Во второй раз участники, выбравшие один из двух желаемых продуктов, дали более высокую оценку своему выбору, а другой продукт оценили ниже. Напротив, участники другой группы практически не изменили свои оценки (Brehm, 1956). Эти результаты означают, что участники, которым пришлось сделать трудный выбор, изменили свои убеждения о желанности продуктов, чтобы оправдать свой выбор. Теория когнитивного диссонанса была одной из самых устойчивых теорий в психологии и изучалась в различных контекстах для объяснения изменений восприятия и поведения. Популярность теории когнитивного диссонанса неудивительна, учитывая распространенность этого явления. Давайте обсудим несколько примеров из повседневной жизни. Примеры когнитивного диссонанса
Видео: определение когнитивного диссонанса и три примераКогнитивный диссонанс в маркетингеЦель маркетинга — убедить потенциальных клиентов приобрести продукт. Но как рекламодатели и маркетологи знают, как влиять на нас, и какую роль играет когнитивный диссонанс? Подумайте о любой рекламе, которую вы могли видеть в последнее время, и вы увидите несколько общих тем. Типичная реклама фокусируется на неуверенности людей и порождает когнитивный диссонанс между тем, кем вы могли бы быть и кем вы являетесь сейчас. Затем они предлагают продукт для решения вашего когнитивного диссонанса.Чтобы проиллюстрировать это, давайте представим рекламу дезодоранта. Привлекательная женщина использует дезодорант после душа. В следующей сцене она проводит бизнес-презентацию с широкой улыбкой и без следов пота под рукавами. В следующей сцене она смеется с привлекательным мужчиной в модном ресторане, и этот мужчина выглядит пораженным, потому что наш главный герой пахнет потрясающе. В результате у вас может возникнуть когнитивный диссонанс, потому что вы, возможно, захотите чувствовать себя непринужденно на работе и привлекать потенциальных партнеров. И если бы вы слушали рекламодателя, все, что вам нужно, это купить и использовать этот дезодорант. Еще один способ, которым рекламодатели используют когнитивный диссонанс, — это когда они используют знаменитостей и влиятельных лиц для продвижения своей продукции. Возможно, вам не нравится конкретная марка средства для мытья посуды, но после того, как вы увидите, как ваша любимая знаменитость использует его, вы можете изменить свое первоначальное мнение и начать любить продукт. Вы даже можете купить одобренный знаменитостью бренд в следующий раз, когда у вас будет мало средства для мытья посуды. Многие внутренние конфликты, вызванные рекламой, на нас не влияют. Однако многие другие могут вызывать у нас когнитивный диссонанс и усиливать нашу неуверенность, снижая нашу самооценку. Когнитивный диссонанс в политике Другой областью, на которую сильно влияет когнитивный диссонанс, является политика. Например, люди, как правило, имеют более благоприятное мнение о кандидате после того, как за него проголосовали (Mullainathan & Washington, 2009). Люди могут не соглашаться с конкретными действиями политического деятеля, за которого они голосовали, но они могут оправдывать и защищать эти действия или преуменьшать или игнорировать их неблагоприятные последствия. Эти рационализации могут помочь людям облегчить дискомфорт, связанный с дискомфортом при голосовании за кого-то нечестного или злонамеренного. Когнитивный диссонанс в отношенияхКогнитивный диссонанс также может играть роль в отношениях, будь то между друзьями, семьей или романтическими партнерами. Предположим, ваша семья придает большое значение карьере людей. Представьте, что вы влюбляетесь в кого-то, кто работает на бесперспективной работе без шансов на продвижение. Теперь вы стоите перед выбором. Вы знаете, что ваша семья будет смотреть свысока на вашу вторую половинку, и ваши отношения с родителями могут пострадать, если вы решите остаться со своим возлюбленным. С другой стороны, если вы порвете со своей второй половинкой, вы потеряете любовь всей своей жизни. Что бы вы ни решили сделать, скорее всего, вы попытаетесь облегчить свой дискомфорт, оправдывая свой выбор или изменяя свои убеждения. Поскольку степень когнитивного диссонанса зависит от важности противоречивых убеждений и поведения, он может больше всего повлиять на отношения с высокими ставками. Например, если ваши друзья слушают другой музыкальный жанр или голосуют за кандидатов, которые вам не нравятся, у вас может не быть выраженного когнитивного диссонанса. Если такое поведение вас действительно беспокоит, вы можете перестать проводить время с этими друзьями. Однако, если ваш супруг начинает весь день слушать раздражающую музыку или голосовать за того кандидата, которого вы просто не можете переварить, вы сталкиваетесь с более серьезной дилеммой. В результате, если вы останетесь в этом браке, вы можете начать думать, что любимый музыкальный жанр вашего супруга на самом деле не так уж плох, и в конечном итоге также смягчить свои политические взгляды. Когнитивный диссонанс в нарциссизме Нарциссы — мастера создания когнитивного диссонанса в умах других людей. Представьте себе молодую успешную женщину Яэль, которая начинает встречаться с очаровательным мужчиной по имени Том. Сначала Том осыпает Яэль маленькими подарками, покупает ей цветы, водит в модные рестораны и заставляет Яэль почувствовать себя принцессой из сказки. По ночам они не видятся, он звонит Яэль, и они разговаривают часами. Такое поведение породило у Яэль ожидания относительно отношений и того, насколько Том заинтересован. Однако через некоторое время Томс начинает вести себя немного отстраненно и подразумевает, что Яэль должна немного похудеть. Убежденная, что Том любит ее, Яэль оправдывает свое недавнее поведение и садится на диету. После того, как она сбросила несколько фунтов, Том сказал, что ее грудь выглядит плоской и непривлекательной. Когда Яэль говорит ему, что она похудела для него, Том смеется, что он никогда не говорил ей худеть, и только отчаявшийся и сумасшедший человек может неправильно понять его предыдущие комментарии. Как обнаружить когнитивный диссонансХотя все мы время от времени действуем не в соответствии со своим характером или со временем принимаем новые убеждения и ценности, это не обязательно указывает на когнитивный диссонанс. В конце концов, на поведение людей могут влиять их настроение или вкусы, а мировоззрение может меняться с годами. Тем не менее, есть несколько явных признаков когнитивного диссонанса, которые могут помочь вам понять, испытываете ли вы или близкий вам человек это явление.
советов по преодолению когнитивного диссонансаКогнитивный диссонанс не является проблемой в большинстве случаев, и когнитивные или поведенческие изменения могут помочь вам процветать. Однако, если ваш когнитивный диссонанс оказывает на вас негативное влияние, например, вы начинаете терять уверенность в себе, оправдываете вредное поведение или проявляете признаки ненависти к себе, вам, возможно, придется принять меры. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с когнитивным диссонансом в таких ситуациях. Оцените свои убеждения Принять свидетельство Не рационализируйте Надеюсь, эти советы будут вам полезны. Дополнительные предложения вы можете посмотреть в этом видео. Видео: Когнитивный диссонанс: 5 шагов к более достоверной реальностиСтатьи, связанные с когнитивным диссонансомХотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:
Книг, связанных с когнитивным диссонансомЕсли вы хотите продолжать учиться, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Заключительные мысли о когнитивном диссонансе Когнитивный диссонанс повсюду, и все мы время от времени сталкиваемся с той или иной формой когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс — это не обязательно плохо, поскольку он позволяет нам корректировать наши мнения и убеждения в соответствии с жизненным опытом. Однако в некоторых случаях это явление может иметь и негативное влияние. Знание того, как определить признаки когнитивного диссонанса, может помочь нам справиться с психическим дискомфортом, вызванным нашими внутренними конфликтами, более здоровым способом. Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Ключевые статьи:
|
Когнитивный диссонанс | Введение в психологию
Что такое когнитивный диссонанс?
В психологии когнитивный диссонанс возникает, когда человек придерживается противоречивых убеждений, идей или ценностей и обычно испытывает психологический стресс, когда участвует в действии, которое идет вразрез с одним или несколькими из них. Согласно этой теории, когда два действия или идеи психологически не согласуются друг с другом, люди делают все, что в их силах, чтобы изменить их, пока они не станут согласованными. Дискомфорт вызван тем, что убеждения человека сталкиваются с новой воспринятой информацией, при этом они пытаются найти способ разрешить противоречие, чтобы уменьшить свой дискомфорт.
В A Theory of Cognitive Dissonance (1957) Леон Фестингер предположил, что люди стремятся к внутренней психологической согласованности, чтобы мысленно функционировать в реальном мире. Человек, который испытывает внутреннее противоречие, склонен испытывать психологический дискомфорт и мотивирован на уменьшение когнитивного диссонанса. Они склонны вносить изменения, чтобы оправдать стрессовое поведение, либо добавляя новые части к познанию, вызывающим психологический диссонанс (рационализация), либо избегая обстоятельств и противоречивой информации, которые могут увеличить величину когнитивного диссонанса (предвзятость подтверждения).
Более поздние исследования задокументировали, что диссонанс вызывают только противоречивые знания, которые угрожают позитивному представлению людей о себе (Greenwald & Ronis, 1978). Дополнительные исследования показали, что диссонанс не только доставляет психологический дискомфорт, но также может вызывать физиологическое возбуждение (Croyle & Cooper, 1983) и активировать области мозга, важные для эмоций и когнитивных функций (van Veen, Krug, Schooler, & Carter, 2009).
Классический пример когнитивного диссонанса — 20-летний Джон, который поступает на военную службу. Во время учебного лагеря его будят в 5 утра, он хронически недосыпает, на него кричат, весь в укусах песчаных блох, физически в синяках и побоях и морально истощен (рис. 2). Становится хуже. Новобранцы, дожившие до 11-й недели учебного лагеря, должны пройти 54 часа непрерывных тренировок.
Неудивительно, что Джон несчастен. Никто не любит быть несчастным. В подобных ситуациях люди могут изменить свои убеждения, отношение или поведение. Последний вариант, изменение поведения, недоступен для Джона. Он записался в армию на четыре года и не может уйти по закону.
Если Джон продолжит думать о том, как он несчастен, это будут очень долгие четыре года. Он будет находиться в постоянном состоянии когнитивного диссонанса. В качестве альтернативы этому страданию Джон может изменить свои убеждения или взгляды. Он может сказать себе: «Я становлюсь сильнее, здоровее и острее. Я учусь дисциплине и тому, как защищать себя и свою страну. То, чем я занимаюсь, действительно важно». Если это его убеждение, он поймет, что становится сильнее благодаря своим испытаниям. Тогда он почувствует себя лучше и не будет испытывать когнитивный диссонанс, а это дискомфортное состояние.
Видео 1. Когнитивный диссонанс
Величина диссонанса
Термин величина диссонанса относится к уровню дискомфорта, причиняемого человеку. Это может быть вызвано связью между двумя различными внутренними убеждениями или действием, которое несовместимо с убеждениями человека. Два фактора определяют степень психологического диссонанса, вызванного двумя противоречивыми представлениями или двумя конфликтующими действиями:
- Важность познания: чем больше личная ценность элементов, тем больше величина диссонанса в отношениях. Когда значение важности двух диссонирующих элементов велико, трудно определить, какое действие или мысль являются правильными. Оба имели место истины, по крайней мере, субъективно, в сознании человека. Поэтому, когда идеалы или действия теперь сталкиваются, человеку трудно решить, что имеет приоритет.
- Соотношение когниций: соотношение диссонантных и согласных элементов. Внутри каждого человека существует приемлемый для жизни уровень дискомфорта. Когда человек находится в пределах этого уровня комфорта, диссонирующие факторы не мешают его функционированию. Однако, когда диссонирующих факторов много и они недостаточно согласуются друг с другом, человек проходит процесс регулирования и доведения соотношения до приемлемого уровня. Как только субъект решает сохранить один из диссонирующих факторов, он быстро забывает другой, чтобы восстановить душевное спокойствие.
При принятии решений внутри человека всегда существует некоторая степень диссонанса из-за меняющегося количества и качества знаний и мудрости, которые они приобретают. Сама величина является субъективным измерением, поскольку отчеты передаются сами по себе, и пока нет объективного способа получить четкое измерение уровня дискомфорта
Типы когнитивного диссонанса
Существует пять основных типов когнитивного диссонанса: диссонанс после принятия решения, диссонанс из-за желания чего-то, чего мы не можем иметь, диссонанс из-за несоответствия между отношением и поведением, диссонанс из-за неадекватного обоснования и диссонанс из-за несоответствия между обязательством и информацией. Люди, придерживающиеся определенной точки зрения, должны — при столкновении с противоположными доказательствами — прилагать огромные усилия, чтобы оправдать сохранение оспариваемой точки зрения.
Диссонанс после принятия решения
Диссонанс после принятия решения возникает после принятия решения, которое невозможно отменить или которое было бы очень трудно отменить. Этот тип когнитивного диссонанса возникает у человека, сталкивающегося с трудным решением, когда всегда существуют аспекты отвергнутого объекта, которые нравятся выбирающему. Действие решения провоцирует психологический диссонанс в результате выбора X вместо Y, несмотря на небольшую разницу между X и Y; решение «Я выбрал X» несовместимо с осознанием того, что «Есть некоторые аспекты Y, которые мне нравятся». Исследование Предпочтения, вызванные выбором, при отсутствии выбора: свидетельство слепой парадигмы с двумя вариантами с маленькими детьми и обезьянами-капуцинами (2010) сообщает об аналогичных результатах в возникновении когнитивного диссонанса у людей и животных.
Диссонанс, возникающий в результате желания чего-то, чего мы не можем иметь
С диссонансом, возникающим в результате желания чего-то, чего мы не можем иметь, есть вещи, которые мы хотели бы иметь, но не можем по ряду причин. Когда желаемое «что-то» очень важно, у нас могут возникать диссонирующие познания, которые делают нас напряженными и несчастными.
В «Влияние серьезности угрозы на девальвацию запрещенного поведения » (1963) детей оставили в комнате с игрушками, в том числе с очень желанной паровой лопатой, запрещенной игрушкой. Выходя из комнаты, экспериментатор сказал половине детей, что за игру с паровой лопатой их ждет суровое наказание. Другой половине детей сказали, что игра с запрещенной игрушкой будет иметь лишь легкие последствия. Все дети воздерживались от игры с запрещенной игрушкой. Позже, когда детям сказали, что они могут свободно играть с любой игрушкой, которую они хотят, дети в группе с мягким наказанием реже играли с паровой лопатой (запрещенная игрушка), хотя они знали, что они не будут дольше получать наказание.
У детей был выбор: играть с игрушкой, которую они действительно хотели, и подвергаться наказанию, или игнорировать свое желание получить игрушку. Для детей, которым грозило суровое наказание, выбор был прост – не играть с игрушкой. Их желание получить игрушку было велико, но риск сурового наказания того не стоил. Однако для детей с мягким наказанием это было более сложное решение. Их желание игрушки было велико, а их забота о мягком наказании была незначительной. Хотя они также предпочли не играть с игрушкой, им, возможно, нужно было оправдать перед собой, почему они не играли с запрещенной игрушкой. Степень наказания была недостаточно сильной, чтобы разрешить их когнитивный диссонанс; детям приходилось убеждать себя, что игра с запрещенной игрушкой не стоит усилий.
Диссонанс в результате несоответствия отношения и поведенияДиссонанс в результате несоответствия установок и поведения возникает, когда есть расхождения между тем, во что мы верим, и тем, что мы делаем. Это несоответствие вызывает у нас дискомфорт и стресс.
В исследовании Когнитивные последствия принудительного подчинения (1959 г. ) исследователи просили студентов потратить час на выполнение утомительных задач; например поворачивая колышки на четверть оборота через фиксированные промежутки времени. Задания были разработаны таким образом, чтобы вызвать у испытуемых сильное отрицательное психическое отношение. После того, как испытуемые выполняли задания, экспериментаторы просили некоторых испытуемых поговорить с другим новым испытуемым о задачах. Субъекты не знали, что этот новый субъект на самом деле был сообщником (актер) и частью исследовательской группы. Испытуемым было поручено убедить сообщника в том, что утомительные задания интересны и увлекательны. Субъектам одной группы за участие заплатили двадцать долларов (20 долларов). Тем, кто был во второй группе, заплатили только один доллар (1 доллар). Третью группу, контрольную, не просили говорить с сообщником.
В конце исследования испытуемых попросили оценить утомительные задачи. Испытуемые, заплатившие один доллар (1 доллар), оценили задания более положительно, чем испытуемые из группы, получавшей 20 долларов (20 долларов) или из контрольной группы. Ответы платных испытуемых свидетельствовали о когнитивном диссонансе. Испытуемые в платных группах испытывали диссонанс из-за несоответствия между их установками и поведением. испытуемых считали заданий скучными, но сказали конфедерат, чтобы задания были интересными. Однако группа за один доллар оценила задачи положительно, а группа за двадцать долларов — отрицательно. У двадцатидолларовой группы было внешнее оправдание своей непоследовательности — деньги побуждали их лгать сообщнику о том, что задача интересна, тогда как на самом деле она была скучной. Получение только одного доллара, казалось, не оправдывало ложь сообщнику и вынуждало испытуемых из группы с одним долларом усвоить ментальную установку «интересное задание». Испытуемые убедили себя в том, что задания были несколько интересными, чтобы устранить диссонанс из-за несоответствия между убеждением, что задания скучны, и тем, что они говорили кому-то, что они интересны.
Диссонанс из-за неадекватного обоснования
Диссонанс из-за неадекватного обоснования возникает, когда мы вкладываем значительное количество времени, энергии, денег или усилий, но мало или ничего не получаем взамен на эти инвестиции. Нам может казаться, что усилия были напрасными или что нас обманули, лишив вознаграждения.
В «Влияние строгости инициации на симпатию к группе » (1956 г.), чтобы претендовать на допуск к участию в обсуждении, две группы людей подверглись смущающей инициации разной психологической степени тяжести. Группа испытуемых «сильной инициации» должна была прочитать вслух двенадцать слов сексуального характера, которые считались непристойными. Группа испытуемых «мягкой инициации» должна была прочитать вслух двенадцать слов сексуального характера, не считавшихся непристойными. 903:11 После прочтения списка слов участникам дали наушники, чтобы они могли послушать дискуссию о сексуальности животных, которая, как им сказали, происходила в соседней комнате. На самом деле они слушали записанную дискуссию о сексуальном поведении животных, которую исследователи задумали сделать скучной и банальной.
После того, как участники записали обсуждение, им было предложено оценить, насколько оно было интересным. Испытуемые, чья сильная инициация требовала чтения вслух нецензурных слов, оценили обсуждение как более интересное, чем испытуемые из группы слабой инициации. Чтение непристойных слов сексуального характера для начала обсуждения требовало от испытуемых больших усилий, чем чтение непристойных слов. Слушание унылой дискуссии не стоило смущения от чтения нецензурных слов, что приводило к когнитивному диссонансу. Сильные инициированные испытуемые убедили себя, что дискуссия более интересна, чем на самом деле, чтобы приложить усилия, чтобы почувствовать себя стоящей. Группа мягкого посвящения не уделяла столько внимания обсуждению, поэтому, когда им казалось, что это скучно, они не чувствовали себя обманутыми.
Диссонанс из-за несоответствия между обязательством и информацией
Диссонанс из-за несоответствия между приверженностью и информацией возникает, когда мы привержены убеждению, ценности или идеалу до того, как получим всю информацию, или новая информация противоречит приверженности, которую мы взяли на себя в отношении убеждения. Противоречие в вере создает напряжение.
Противоречие верований, представленное в Когда Пророчество терпит неудачу (1956) сообщается, что вера углубилась среди членов апокалиптического религиозного культа, несмотря на несостоявшееся пророчество о том, что инопланетный космический корабль скоро приземлится на Землю, чтобы спасти их от земной порчи; они верили, что только они переживут планетарное разрушение. В назначенное место и время культ собрался в ожидании их спасения. но космический корабль не прибыл. Неудачное пророчество вызвало у них когнитивный диссонанс. Они твердо верили в пророчество, но новая информация о том, что инопланетяне не придут, заставила их усомниться в своей приверженности. Были ли они жертвами обмана? Разве они напрасно пожертвовали свое материальное имущество? Чтобы устранить диссонанс между их апокалиптической верой и реальностью, согласно которой инопланетяне не придут их спасать, большая часть культа предпочла верить в то, что инопланетяне дали планете Земля второй шанс на существование, что, в свою очередь, дало им возможность восстановиться. — направить свой религиозный культ на защиту окружающей среды и социальную защиту, чтобы положить конец антропогенному ущербу для планеты Земля.
Усилия по уменьшению когнитивного диссонанса
Теория когнитивного диссонанса предполагает, что люди ищут психологическую согласованность между своими ожиданиями от жизни и экзистенциальной реальностью мира. Чтобы функционировать в соответствии с этим ожиданием экзистенциальной последовательности, люди постоянно уменьшают свой когнитивный диссонанс, чтобы согласовать свои познания (восприятия мира) со своими действиями. Мы можем уменьшить когнитивный диссонанс, приведя наши познания, отношения и поведение в соответствие, то есть сделав их гармоничными. Создание и установление психологической последовательности позволяет человеку, страдающему когнитивным диссонансом, уменьшить психическое напряжение с помощью действий, которые уменьшают величину диссонанса. На практике люди уменьшают степень своего когнитивного диссонанса четырьмя способами:
- Изменить отношение: изменить отношение или убеждение, вызывающее диссонанс.
- Изменить поведение: изменить поведение, вызывающее диссонанс («Я больше не буду есть этот пончик»).
- Отрицание доказательств: игнорируйте, не верьте или дискредитируйте доказательства, вызывающие диссонанс («Этот пончик не является продуктом с высоким содержанием сахара»).
- Рационализация: оправдывайте, защищайте или оправдывайте то, что вызывает диссонанс («Мне разрешено время от времени нарушать диету»).
Рисунок 1 . Когнитивный диссонанс вызывается противоречивыми убеждениями и поведением. Вера в то, что сигареты вредны для вашего здоровья, но курение сигарет в любом случае может вызвать когнитивный диссонанс. Чтобы уменьшить когнитивный диссонанс, люди могут изменить свое поведение, например, бросить курить или изменить свои убеждения, например, отвергнуть доказательства того, что курение вредно. (кредит «сигареты»: модификация работы CDC/Debora Cartagena; «патч»: модификация «RegBarc»/Wikimedia Commons; «курение»: модификация работы Тима Паркинсона)
Выборочное воздействие
Вместо того, чтобы пытаться уменьшить диссонанс после того, как он возник, мы можем попытаться избежать диссонанса посредством выборочного воздействия . Люди склонны избирательно подвергать себя некоторой информации или опыту по сравнению с другими; в частности, они будут избегать диссонирующих сообщений и предпочитать согласные сообщения. Благодаря выборочному воздействию люди активно (и выборочно) предпочитают просматривать, слышать или читать то, что соответствует их текущему состоянию ума, настроению или убеждениям. Другими словами, потребители выбирают информацию, согласующуюся с отношением, и избегают информации, вызывающей сомнение. Это может быть применено к СМИ, новостям, музыке и любому другому каналу обмена сообщениями. Идея состоит в том, что выбор чего-то, что противоречит тому, что вы чувствуете или во что верите, вызовет когнитивный диссонанс.
Например, в 1992 году в доме престарелых было проведено исследование самых одиноких жителей — тех, у кого не было семьи или частых гостей. Жителям показали серию документальных фильмов: три о «очень счастливом, успешном пожилом человеке» и три о «несчастном, одиноком пожилом человеке». Посмотрев документальные фильмы, жители указали, что предпочитают СМИ, изображающие несчастного, одинокого человека, а не счастливого человека. Это может быть подтверждено тем, что они чувствуют себя одинокими и испытывают когнитивный диссонанс, наблюдая, как кто-то их возраста чувствует себя счастливым и успешным. Это исследование объясняет, как люди выбирают средства массовой информации, которые соответствуют их настроению, например, выборочно показывая себя людям и опыту, который они уже испытывают. Комфортнее смотреть фильм о персонаже, похожем на вас, чем о ком-то вашего возраста, который более успешен, чем вы.
Еще один пример, который следует отметить, это то, что люди в основном потребляют средства массовой информации, которые совпадают с их политическими взглядами. В исследовании, проведенном в 2015 году, участникам были показаны «последовательные, сложные или политически сбалансированные онлайн-новости». Результаты показали, что участники доверяли новостям, согласующимся с отношением, больше всех остальных, независимо от источника.