Теория о типах темперамента павлова: Типы темперамента по Павлову | Понятия и категории

Содержание

Теория Павлова о типах внд

  • Главная
  • ->
  • Теория высшей нервной деятельности и сенсорных систем
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий являлось то, что они игнорировали роль центральной нервной системы в возникновении индивидуальных различий. Согласно современным морфологическим данным существуют большие индивидуальные различия в цитоархитектонике коры головного мозга. Крупной заслугой И.П. Павлова явилось то, что он связал четыре типа темперамента, выделяемых античной классификацией, со свойствами нервной системы, выделив среди них силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процесса. Четыре основных типа комбинаций этих свойств И.П. Павлов описал как четыре типа высшей нервной деятельности.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темпераменту сангвиника.

Сильный, уравновешенный, инертный — характеристика темперамента флегматика. Сильный, неуравновешенный — соответствует темпераменту холерика. Слабые нервные процессы — отличительная черта меланхолика.

В лаборатории И.П. Павлова на собаках были разработаны экспериментальные методы, которые позволяли измерять основные свойства нервных процессов.

Были созданы две программы испытаний для определения типа высшей нервной деятельности у собак: «большой стандарт» и «малый стандарт». Обследование по «большому стандарту» занимало около 2 лет, для «малого стандарта» требовалось 6—7 месяцев.

В составе «большого стандарта» сила нервных процессов — возбуждения и торможения — могла определяться несколькими методами.

Для оценки силы возбуждения использовали:

1. Скорость образования и упрочения условного рефлекса. Чем быстрее шел процесс, тем сильнее возбудительный процесс у собаки.

2. Методика сверхсильного раздражения. Для этого при выработке условного рефлекса в качестве условного стимула брали сверхсильный раздражитель (трещотку). Если рефлекс не вырабатывался, это означало, что развивалось запредельное торможение из-за недостаточной силы у возбудительного процесса. Определялась интенсивность условного сигнала, при котором впервые развивалось запредельное торможение.

3. Кофеиновая проба. Животному в молоко добавляли небольшую дозу кофеина. Это увеличивало возбудимость корковых клеток и усиливало действие условных раздражителей. Определяли дозу кофеина, при которой наблюдалось ослабление условного рефлекса. Чем больше была доза, при которой возникало ухудшение условно-рефлекторной деятельности, тем сильнее процесс возбуждения.

О силе тормозного процесса судили:

1) по скорости выработки тонкой дифференцировки; 2) по скорости угасания условного рефлекса после отмены подкрепления. Считалось, что чем сильнее процесс торможения, тем быстрее идет процесс угасания или выработка отрицательных условных рефлексов; 3) по эффекту от удлинения действия дифференцировочного условного раздражителя до 3-5 мин, чтобы усилитъ напряжение тормозного процесса, 4) с той же целью давали малые дозы брома. Если тормозной процесс во время дифференцировочного раздражителя не выдерживал, то возникало растормаживание, нарушение дифференцировки.

Подвижность нервных процессов определялась:

1) по скорости переделки дифференцировки, когда положительный условный сигнал переделывался в отрицательный и наоборот. Определялось время и легкость переделки;

2) другим приемом была «ошибка» нервных процессов, когда сразу же после дифференцировочного раздражителя дается положительный условный раздражитель. В результате столкновения возбуждения и торможения возможно появление нарушений высшей нервной деятельности. На этом основании можно судить о высокой или низкой подвижности нервных процессов.

В составе «малого стандарта» число методик сокращено.

I. Для оценки силы возбуждения определяют скорость выработки условного рефлекса и используют кофеиновую пробу.

II. Сила торможения оценивается по скорости выработки дифференцировки и по результату продления действия дифференцировочного раздражителя (до 5 мин).

III. Подвижность нервных процессов в основном оценивается по скорости и легкости переделки сигнального значения раздражителя.

Более сложная ситуация сложилась с измерением свойства уравновешенности. В начале отдельно оценивалась сила процесса возбуждения и торможения. Затем эти данные сопоставлялись и делались выводы об уравновешенности по свойству силы. Таким образом, уравновешенность уже по способу измерения выступала как вторичное или производное свойство. Значительные трудности возникали, когда силы процесса возбуждения и торможения определялись различными трудно сопоставимыми методами, например, с помощью кофеиновой пробы, с одной стороны, и скоростью выработки условного рефлекса — с другой. Поэтому чаще для измерения уравновешенности по силе нервных процессов стали использовать скорость выработки положительных и отрицательных условных рефлексов. Сравнение их давало ответ об уравновешенности по силе.

Однако несовпадение оценок силы возбуждения и торможения по показателю скорости выработки условных рефлексов с результатами кофеиновой пробы или продления действия дифференцировочного раздражителя побудило исследователей выделить способность к научению в самостоятельное свойство.

В лаборатории В.Д. Небылицына оно получило название динамичности. При равной скорости выработки положительного и тормозного условного рефлекса имеет место уравновешенность по динамичности.

Для определения типов высшей нервной деятельности у человека были также разработаны специальные методики. Силу нервной системы часто оценивают по:

1) пределу работоспособности коры путем измерения порога запредельного торможения, которое вызывают процедурой угасания с подкреплением. После некоторого числа повторений подкрепляемого условного раздражителя происходит уменьшение условного ответа, что свидетельствует о развитии запредельного торможения, т. е. о слабости процесса возбуждения;

2) по сопротивляемости нервной системы к тормозящему действию побочных раздражителей. Известно, что абсолютная зрительная или слуховая чувствительность при действии посторонних раздражителей понижается у лиц со слабой нервной системой, а при сильной нервной системе остается неизменной или даже повышается;

3) по зрительным и слуховым абсолютным порогам, которые тем ниже, чем слабее нервная система. Обратные отношения между силой возбуждения и абсолютной сенсорной чувствительностью были подтверждены многими исследованиями;

4) измеряя чувствительность зрения к точечному раздражителю, находят ту силу побочного раздражителя, при которой вызванное им повышение чувствительности сменится ее понижением. Чем слабее нервная система, тем при меньшей силе побочного раздражителя будет происходить смена эффектов.

История изучения и теории темперамента

В.М. Русалов писал: «Изучение темперамента имеет сложную и противоречивую историю. Вряд ли в психологии найдется еще такое фундаментальное понятие, которое было бы всем так хорошо понятно на уровне здравого смысла, но фактически было бы так мало изучено, несмотря на многочисленные ему посвященные публикации» [50]. К настоящему времени положение не изменилось: по-прежнему темперамент относится к числу недостаточно изученных психических явлений.

Рассмотрим основные исторические этапы развития научных представлений о темпераменте человека.

Гуморальные теории темперамента. Понятие «темперамент» возникло на основе учения знаменитого древнегреческого врача Гиппократа (VI-V век до н.э.), согласно которому уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, – кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей у разных людей неодинаково.

Именно из теории Гиппократа берет начало термин «темперамент», происходящий от латинского «temperamentum», что в переводе обозначает «соразмерность, надлежащее соотношение черт» [27, 30, 33].

Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (II век до н.э.) разработал типологию тем­пераментов, которую он изложил в трактате «De temperamentum». Со­гласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одно­го из соков. В зависимости от гипотетического преобладания одного из соков, Гален выделил и дал названия четырем типам темперамента человека: сангвиник (от лат. sanguis – кровь), флегматик (от герч. phlegma – слизь, мокро­та), холерик (от греч. chole – желчь) и меланхолик (от греч. melas chole черная желчь). Для каждого типа темперамента Гален составил психологический портрет.

Концепция Гиппократа и Галена оказывала огромное влияние на ученых на протяжении нескольких столетий, вплоть до XIX века. Другие ученые (Аристотель, Лесгафт и др. ) связывали характеристики темперамента с другими особенностями системы кровообращения – скоростью свертывания и плот­ностью крови, толщиной и упругостью стенок кровеносных сосудов, диаметром их просвета, строением и формой сердца [26, 33].

Последним ярким представителем гуморальных теорий темперамента считается И.Кант, предложивший в 1879 году полунаучные-полухудожест-венные описания типов темперамента, органической основой которых он так же считал особенности крови.

Конституционально-типологические теории темперамента. В 1921 г. вышел труд немецкого психиатра Э.Кречмера «Строение тела и характер» [21], в котором был представлен новый взгляд на природу темперамента. Основываясь на результатах клинических исследований, Кречмер связывал темперамент человека с индивиду­альными различиями в телосложении – формой тела, его пропорциями, ростом, весом, величиной жировых отло­жений. По мнению Кречмера, каждому определенному типу телосложения человека соответствуют определенные психологические особенности.

Проведя множество измерений частей тела пациентов, Кречмер пришел к выводу о существовании четырех типов телосложения человека [17, 27]:

  1. Астенический (лептосомный) (от греч. asthenes – слабый, leptos – хрупкий, soma – тело) тип телосложения характеризуется, прежде всего, сочетанием среднего роста по высоте и слабого роста по ширине, от чего люди этого типа кажутся выше, чем на самом деле. Его общая картина представляет собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное, узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым.
  2. Пикнический (от греч. pyknos – плотный) выделяется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) – при слабом двигательном аппарате (плечевого пояса и конечностей). Пикники – люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая створчатая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот, который является своего рода центром данного типа телосложения (по сравнению с плечевым поясом у атлетиков). Фронтальное очертание лица напоминает пятиугольник (за счет жировых отложений на боковых поверхностях челюстей), само же лицо – широкое, мягкое, закругленное.
  3. Атлетический (от греч. athletes – борец) тип отличает сильное развитие скелета и мускулатуры, туловище по ширине значительно уменьшается книзу. Люди этого типа обладают средним или высоким ростом, широкими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом. Голова у атлетиков плотная и высокая, она прямо держится на сильной свободной шее, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму.
  4. Диспластический (от греч dys – плохо, plastis – сформированный) – характеризуется бесформенным, неправильным строением, различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

Каждому из перечисленных типов телосложения, по мнению Кречмера, соответствует определенный тип темперамента:

  1. Шизотимический темперамент – соответствует астеническому (лептосомному) типу телосложения. Характеризуется замкнутостью вплоть до аутизма, колебаниями эмоций от раздражения до сухос­ти, упрямством, малоподатливостью убеждению и измене­нию установок, сложностями в приспособлении к окруже­нию, склонностью к абстракции. При расстройствах психи­ки обнаруживается предрасположенность к шизофрении.
  2. Циклотимический – соответствует пикническому типу телосложения. Характеризуется качествами, противоположными особенностям шизотимического темперамента: легко контактирует с окружением, эмоции колеблются между радостью и печалью, веселостью и мрачностью. У одних циклоидов центр этих колебаний направлен к гипоманиакальному полюсу, у других – к депрессивному. При пси­хических расстройствах обнаруживается склонность к маниакально-депрессивному психозу.
  3. Иксотимический темперамент – соответствует атлетическому типу темперамента. Иксотимик спокоен, маловпечатлителен, обладает сдержанными жестами и ми­микой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспо­сабливается к перемене обстановки. При психических рас­стройствах проявляет предрасположенность к эпилепсии.

Кречмер также выделил четыре группы качеств, связанных с темпераментом человека:

  • психэстезия – чрезмерная чувствительность или нечув­ствительность по отношению к психическим раздражениям;
  • фон настроения – оттенок удовольствия или неудоволь­ствия в психических переживаниях, отмечаемый на шкале веселый-печальный;
  • психический темп – ускорение или задержка психических процессов вообще и их специального ритма;
  • общий двигательный темп – подвижность или заторможенность, специальный харак­тер движений (быстрый, мягкий, закругленный и т.д.).

Кречмер считал, что взаимосвязь между телосложением и темпераментом человека обусловлена влиянием на то и другое эндокринной системы организма: «Темпераменты…, как мы это твердо эмпирически знаем, гуморально обусловлены химизмом крови. Их телесным представителем является аппарат мозга и желез. Темпераменты составляют ту часть психического, которая, вероятно, по гуморальному пути, стоит в корреляции со строением тела. … мозг остается заключительным органом для всех действий, относящихся к темпераменту, даже и таких, которые исходят от химизма крови. Экспериментальные наблюдения над травмами мозга показывают, что непосредственные воздействия на мозг могут вызвать резкие изменения темперамента. Этот очевидный факт следует особенно подчеркнуть, чтобы не впасть вновь из анатомической односторонности в гуморальную, тем более, что при современных течениях таковая опасность существует» [21].

Теория Кречмера получила распространение в Европе, а в США приобрела популярность разработанная в 1940-х гг. концепция темперамента американского врача и психолога У.Шелдона, схожая с теорией Кречмера. Основываясь на эмбриологии, с одной стороны, и пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями, с другой стороны, Шелдон пришел к выводу о том, что темперамент человека зависит от преобладающего развития одной из трех тканей, берущих начало из трех зародышевых лепестков эмбриона. В соответствии с этим, Шелдон выделил три типа строения тела человека [17, 27, 36, 40]:

  1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы) – относительно слабое телосло­жение с избытком жировой ткани – соответствует пикническому типу телосложения в классификации Кречмера.
  2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань) – стройное и крепкое тело, большая физическая сила – соответствует атлетическому типу телосложения в типологии Кречмера.
  3. Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань) – хрупкое телосло­жение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускула­турой – астенический (лептосомный) тип по классификации Кречмера.

Эмпирическим путем Шелдон выявил, что перечисленным типам строения тела соответствуют определенные типы темперамента, которым он дал следующие наименования [33, 50]:

  1. Висцеротонический (от лат. viscera – внутренности) – соответствует эндоморфному типу телосложения. Отличается живым, общительным темпераментом, любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями.
  2. Соматотонический (от греч. soma – тело) – соответствует мезоморфному типу строения тела. Характеризуется любовью к приключениям, склонностью к риску и соревновательности, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью.
  3. Церебротонический (от лат. cerebrum – мозг) – соответствует эктоморфному типу строения тела. Характеризуется тягой к эстетическим наслаждениям, холодностью, малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

Таким образом, теории темперамента Кречмера и Шелдона в целом имеют большое количество сходств. Однако и та, и другая концепция подверглись критике. Недостаток теории Кречмера видели в том, что данные, полученные на группе психически нездоровых людей, были без достаточных оснований перенесены на здоровых [37], а недостатком обеих теорий считали мысль о «фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой» [33].

Нейродинамические теории темперамента. Новый подход к изучению темперамента был разработан в 1920-1930-х гг. выдающимся отечественным физиологом, лауреатом Нобелевской премии И.П. Павловым. Павлов изучал высшую нервную деятельность живых организмов, проводя многочисленные эксперименты на собаках. В результате этих экспериментов он пришел к выводу о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы, а именно – свойства нервных процессов возбуждения и торможения.

«Многолетнее лабораторное наблюдение, – пишет И.П. Павлов, – и изучение огромного количе­ства собак по методу условных рефлексов постепенно открывали нам эти свойства в их жизненных проявлениях и комбинациях. Эти свойства суть: во-первых, сила основных нервных процессов – раздражитель­ного и тормозного, – постоянно составляющих целостную нервную дея­тельность; во-вторых, равновесие этих процессов и, наконец, в-третьих, подвижность их. Очевидно, что все они, наличествуя одновременно, и обусловливают высшее приспособление животного организма к окружающим условиям жизни, иначе говоря, совершенное уравновешение организма как системы с внешней средой, т. е. обеспе­чивают существование организма. Значение силы нервных процессии ясно из того, что в окружающей среде оказываются (более или менее часто) необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задержи­вать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих, внешних условий. И нервные клетки должны выно­сить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных про­цессов. А так как окружающая организм среда постоянно, а часто сильно и неожиданно, колеблется, то оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед дру­гим, раздражению перед торможением и обратно.

Не считаясь с градациями и беря только крайние случаи, пределы колебания: силу и слабость, равенство и неравенство, лабильность и инертность обоих процессов, мы уже имеем восемь сочетаний, восемь возможных комплексов основных свойств нервной системы, восемь ее типов. Если прибавить, что преобладание при неуравновешенности мо­жет принадлежать, вообще говоря, то раздражительному процессу, то тор­мозному, и в случае подвижности также инертность или лабильность может быть свойством то того, то другого процесса, – количество возмож­ных сочетаний простирается уже до двадцати четырех» [37, с.448].

Но вместо двадцати четырех типов нервной системы Павлов выделяет только четыре основных ее типа: «в результате возможных колебаний основных свойств нервной системы и возможных комбинаций этих колебаний должны про­изойти типы нервной системы и, как указывает арифметический расчет, по крайней мере в количеств двадцати четырех, но, как свидетельст­вует действительность, в гораздо меньшем числе, а именно четырех типов особенно резких, бросающихся в глаза, а главное, отличающихся по приспособленности к окружающей среде …

Мы должны признать тип слабых животных, характеризующихся явной слабостью как раздражительного, так и тормозного процессов, никогда вполне не приспособляющихся к жизни и легко ломающихся, делающихся скоро и часто больными, невротиками, под влиянием труд­ных жизненных положений … А что всего важнее: этот тип, как правило, не может быть улучшен в очень значительной степени … только при некоторых особенно благоприятных, нарочных условиях или, как мы обычно выражаемся, в оранжерейной обстановке. Этому типу противополагаются типы сильных животных, но дальше опять отличающиеся друг от друга.

Это, во-первых, сильный, но неуравновешенный тип, имеющий сильный раздражительный процесс, но с отстающим по силе, иногда очень значительно, тормозным процессом, и вследствие этого тоже легко подвергающийся заболеванию, когда требуется именно тор­можение. Это по преимуществу – исключительно боевой тип, но не тип повседневной жизни со всеми ее случайностями и требованиями. Но, как сильный он все же способен дисциплинироваться в очень боль­шой мере, улучшая свое сначала недостаточное торможение. До сих нор по-русски мы называем его возбудимым типом, но для избежа­ния недоразумения и смешения лучше обозначать его прилагательным безудержный, что прямо подчеркивает его недостаток, но вместе с тем наставляет видеть в нем тип сильный.

От этого сильного типа должны быть отделены сильные и урав­новешенные животные.

Но в свою очередь и эти резко отличаются друг от друга уже по внешнему поведению и, как мы теперь знаем, специально в силу под­вижности нервных процессов. Для обозначения этих сильных и уравновешенных типов законно придать соответственно их под­вижности прилагательные: спокойный и живой.

Это и есть главные типы, точно отвечающие древней классифика­ции так называемых темпераментов людей: меланхолического, холериче­ского, флегматического и сангвинического.

Что касается более мелких вариаций, то они встречаются, как уже сказано, особенно в слабом типе, но полностью нами далеко еще не изучены, не систематизированы» [37, с.464-465].

Таким образом, И.П. Павлов выделил три основных свойства нервных процессов и четыре типа темперамента, основанных на комбинации этих свойств. К свойствам нервной системы он отнес:

  1. Силу нервных процессов, различая силу процесса возбуждения и силу процесса торможения. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки и проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций.
  2. Уравновешенность нервных процессов – равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
  3. Подвижность нервных процессов – проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

В свою очередь, к типам темперамента, соответствующим комбинациям свойств нервных процессов, И.П. Павлов отнес:

  1. Холерический тип (безудержный): сильная неуравновешенная нервная система;
  2. Сангвинический тип (уравновешенный): сильная уравновешенная под­вижная нервная система.
  3. Флегматический тип (инертный): сильная уравновешенная инертная нерв­ная система.
  4. Меланхолический тип (слабый, тормозной): слабая нервная система.

Выявленные у животных свойства и типы нервной системы И.П. Павлов предложил перенести на людей.

Изучая свойства нервной системы, которые Павлов считал врожденными, он пришел к выводу, что поведение обусловлено не только врожденными особенностями нервной системы, но и воздействиями, которым подвергается организм в течение жизни: «Образ поведения человека и животного обусловлен не только природными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свой­ствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность. Следовательно, если дело идет о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится дан­ный организм» [37, с.449].

Дальнейшие исследования свойств нервной системы и темперамента в нейродинамическом направлении развили теорию Павлова. В 1950-е гг. в результате исследований, проведенных под руководством Б.М. Теплова и затем В.Д. Небылицына, были открыты еще два свойства нервных процессов [24, 36]:

  1. Лабильность нервной системы – проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов.
  2. Динамичность нервных процессов – проявляется в легкости и быстроте образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В дальнейшем В.М. Русалов разработал трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает [24]:

  1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.
  2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).
  3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

Изучение свойств нервной системы продолжается и по настоящее время, однако многие исследователи темперамента в дальнейшем сконцентрировали свое внимание на изучении психологии темперамента – его структуры и свойств.

Далее: Структура, свойства и типы темперамента

Теория личности Ивана Павлова — психология

Видео: Иван Павлов: его собаки и теория обусловливания

Содержание

  • Теория личности Павлова
  • Нервные процессы и их свойства
  • 4 типа нервной системы
  • 1. Сильная и неуравновешенная
  • 2. Сильная,0 и медленная6
  • 3. Сильный, уравновешенный и импульсивный
  • 4. Слабый

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 г.-1936) он известен, прежде всего, как инициатор парадигмы классического обусловливания, также называемого «павловским». Однако Павлов и его последователи внесли и другой значительный вклад в психологию, например, их типологию личности, основанную на изучении нервной системы.

В этой статье мы опишем 4 типа личности, существующих по теории Павлова , а также основные понятия этой модели, важнейшие из которых связаны с основными нервными процессами (возбуждение и торможение) и их свойства, которые определяют поведенческие различия между людьми.

  • Статья по теме: «Основные теории личности»

Теория личности Павлова

Павлов разработал свою теорию личности посредством экспериментов, которые он проводил в своей лаборатории. В частности, этот автор исследовал обучение рефлекторным реакциям путем кондиционирования с использованием собак в качестве подопытных; В отношении этих животных особенно известны исследования Павлова по слюноотделению.

В отличие от других действовавших в то время моделей личности, среди которых выделяется психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, павловская не сосредотачивается только на описании психологических различий между индивидами, а пытается объяснить их через изучение деятельность нервной системы, порождающая темперамент , основу личности.

Вот почему предложение Павлова о личности является частью биологических теорий, которые используют конструкции, связанные с биологией, для объяснения индивидуальных различий. Соматические типологии Кречмера и Шелдона, френология Галла или более современные модели, такие как модели Айзенка, Грея или Цукермана, относятся к той же категории.

  • Возможно вас заинтересует: «Различия между личностью, темпераментом и характером»

Нервные процессы и их свойства

Типология личности Павлова вытекает из его гипотез об основных свойствах нервной системы. В этом смысле важно учитывать два физиологических процесса возбуждения и торможения , а также три его основных свойства: силу, равновесие и подвижность.

Возбудительные и тормозные нервные процессы протекают независимо, хотя и взаимодействуют, обусловливая различные состояния корковой активности в зависимости от степени преобладания каждого из них. Определение этих понятий похоже на то, которое мы используем сегодня, когда говорим о симпатической и парасимпатической нервной системе.

Павлов утверждал, что межиндивидуальные различия в поведении объясняются свойствами процессов возбудительных и тормозных у каждого человека (или животного). Он говорил о «силе», имея в виду общую работоспособность нейронов, «баланс» между возбуждением и торможением и «подвижность» или скорость этих процессов.

Сила, равновесие и подвижность были бы наиболее важными свойствами, но Павлов также описал иррадиацию или распространение процесса на другие области нервной системы и его концентрацию в данной области. Позже его ученик Владимир Небылицын добавил четвертое свойство: динамичность или скорость формирования рефлекса.


  • Статья по теме: «Иван Павлов: биография этого справочника по бихевиоризму»

4 типа нервной системы

Согласно Павлову, особенности основных нервных процессов у конкретного человека определяют тип активности его нервная система, а значит, и его темперамент. Эти биологические черты составляют основу личности ; взаимодействуя с факторами окружающей среды, они вызовут различия в поведении между людьми.

Критерии, которые Павлов использовал для своей классификации, были весьма произвольными. Во-первых, он разделил собак на две группы в зависимости от того, была ли их нервная система сильной или слабой. Затем он разделил сильных по тому, уравновешены они или нет; Наконец, он создал категории «сильный-уравновешенный-медленный» и «сильный-уравновешенный-импульсивный».

1. Сильный и неуравновешенный

Для этого типа темперамента характерно отсутствие равновесия между процессами возбуждения и торможения ; Таким образом, существует тенденция к появлению физиологических состояний, в которых одно из двух преобладает очень заметным образом.

Мы можем связать сильную и неуравновешенную (или порывистую) личность с холерическим темпераментом по типологии гуморов Галена, греческого врача, жившего во втором веке нашей эры. и в котором Павлов был вдохновлен. В модели PEN Айзенка это было бы сопоставимо с высоким уровнем экстраверсии и низким уровнем эмоциональной стабильности.

2. Сильные, уравновешенные и медленные

В этом случае нейроны имеют хорошую работоспособность и баланс между возбуждением и торможением адекватный, но скорость возникновения и прекращения этих процессов низкая. Сильно-уравновешенно-медленному типу соответствует интроверсия и эмоциональная устойчивость по модели Айзенка, а флегматическому типу Галена.

3. Сильный, уравновешенный и импульсивный

В отличие от предыдущего типа, при сильноуравновешенно-импульсивном типе скорость процессов возбуждения и торможения высока. Следуя классификации Галена, мы бы говорили о сангвиническом темпераменте , а по классификации Айзенка эти люди имели бы высокую степень экстраверсии и эмоциональной устойчивости.

4. Слабый

Четвертый тип эквивалентен флегматическому темпераменту Галена и в модели Айзенка представляет собой интроверсию и эмоциональную неустойчивость. Павлов определяет его просто как низкую работоспособность клеток нервной системы .

Темперамент | Энциклопедия МДПИ

В психологии темперамент в широком смысле относится к устойчивым индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей и установок. Некоторые исследователи указывают на связь темперамента с формальными динамическими особенностями поведения, такими как энергичность, пластичность, чувствительность к специфическим подкреплениям и эмоциональность. Черты темперамента (такие как невротизм, общительность, импульсивность и др.) сохраняют свои отчетливые паттерны в поведении на протяжении всей взрослой жизни, но наиболее заметны и наиболее изучены они у детей. Детей обычно описывают по темпераменту, но лонгитюдные исследования в 1920-е годы начали формировать темперамент как нечто стабильное на протяжении всей жизни. Хотя широкое определение темперамента согласовано, было разработано множество схем классификации темперамента, и единого мнения нет. Исторически концепция темперамента (первоначально «temperamentums» на латыни означает «смеси») была частью теории четырех юморов с соответствующими им четырьмя темпераментами. Эта историческая концепция исследовалась философами, психологами, психиатрами и психофизиологами с самых ранних времен психологической науки с помощью теорий, предложенных Иммануилом Кантом, Германом Лотце, Иваном Павловым, Карлом Юнгом, Герардусом Хеймансом и другими. Совсем недавно ученые, ищущие доказательства биологической основы личности, дополнительно изучили взаимосвязь между темпераментом, нейротрансмиттерными системами и характером (определяемым в этом контексте как аспекты развития личности). Однако оказалось, что биологические корреляции трудно подтвердить.

1. История и обзор

Темперамент определяется через конкретные поведенческие профили, обычно сосредотачиваясь на тех, которые легко измерить и проверить в раннем детстве. Обычно проверяемые факторы включают черты, связанные с энергетическими способностями (называемые «Активность», «Выносливость», «Экстраверсия»), черты, связанные с эмоциональностью (такие как раздражительность, частота улыбок), а также приближение или избегание незнакомых событий. [1] [2] Как правило, существует низкая корреляция между описаниями учителями и поведенческими наблюдениями ученых за чертами, используемыми для определения темперамента. [3] Предполагается, что темперамент связан с биологическими факторами, но оказалось, что они сложны и разнообразны. [1] [2]

Исторически сложилось так, что во втором веке нашей эры врач Гален описал четыре темперамента (меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик), основанные на четырех соках или телесных жидкостях. Они стали известны как четыре классических темперамента. В более поздней истории Рудольф Штайнер подчеркивал важность четырех классических темпераментов в начальном образовании, когда он считал влияние темперамента на личность наиболее сильным. [4] [5] Ни Гален, ни Штейнер обычно не применяются к современному изучению темперамента в подходах современной медицины или современной психологии.

2. Основные модели

2.1. Русалова-Трофимова Нейрофизиологическая модель темперамента

Эта модель основана на древнейшей традиции нейрофизиологических экспериментов, начатой ​​в рамках изучения типов и свойств нервной системы школой Ивана Павлова. Эта экспериментальная традиция началась с исследований на животных в 1910-20, но расширил свою методологию на людей с 1930-х и особенно с 1960-х годов, включая ЭЭГ, кофеиновые тесты, вызванные потенциалы, поведенческие задачи и другие психофизиологические методы. [6]

Последняя версия этой модели основана на «Деятельностном подходе к исследованию темперамента», на исследованиях Александра Лурии в области клинической нейрофизиологии и на нейрохимической модели «Функциональный ансамбль темперамента». [2] [ 7] [8] В настоящее время модель связана с Опросником структуры темперамента и имеет 12 шкал: [9] [10] [11]

Шкалы, связанные с выносливостью
  • Двигательно-физическая выносливость: способность человека поддерживать длительную физическую активность с использованием четко определенных элементов поведения
  • Социально-вербальная выносливость (общительность): способность человека поддерживать длительную социально-вербальную деятельность с использованием четко определенных поведенческих элементов.
  • Умственная выносливость, или Внимание: способность оставаться сосредоточенным на выбранных особенностях объектов с подавлением поведенческой реакции на другие особенности.
Шкалы, относящиеся к скорости интеграции поведения
  • Моторно-физический Темп: скорость интеграции действия при физических манипуляциях с объектами с четко определенными сценариями действий
  • Пластичность: способность быстро приспосабливаться к изменениям ситуации, менять программу действий и переключаться между разными задачами
  • Социально-вербальный темп: предпочтительная скорость речи и способность понимать быструю речь на известные темы, чтение и сортировка известного вербального материала
Шкалы, связанные с типом направленности поведения
  • Поиск ощущений (SS): поведенческая ориентация на четко определенные и существующие чувственные объекты и события, недооценка результатов рискованного поведения.
  • Эмпатия: поведенческая ориентация на эмоциональные состояния/потребности других (от эмпатической глухоты при аутизме и шизофрении до социальной зависимости).
  • Чувствительность к вероятностям: стремление собирать информацию об уникальности, частоте и ценности объектов/событий, различать их специфические черты, проецировать эти особенности на будущие действия.
Шкалы эмоциональности
  • Удовлетворенность (уверенность в себе): склонность быть удовлетворенным текущим положением дел, чувство защищенности, уверенность в завтрашнем дне. Несмотря на оптимизм в отношении результатов своей деятельности, респондент может проявлять небрежность в деталях.
  • Импульсивность: Инициирование действий, основанное на непосредственной эмоциональной реакции, а не на планировании или рациональных рассуждениях.
  • Нейротизм: Склонность избегать новизны, непредсказуемых ситуаций и неопределенности. Предпочтение известных мест и людей неизвестным и потребность в одобрении и отзывах окружающих.

2.2. Kagan’s Research

Джером Каган и его коллеги сосредоточили эмпирические исследования на категории темперамента, называемой «реактивность». Четырехмесячных младенцев, которые становились «моторно возбужденными и расстроенными» при предъявлении новых стимулов, называли высокореактивными . Тех, кто оставался «двигательно расслабленным и не плакал и не беспокоился о том же наборе незнакомых событий», называли низкореактивными . [12] Эти дети с высокой и низкой реактивностью были повторно протестированы в возрасте 14 и 21 месяца «в различных незнакомых лабораторных условиях». Высокореактивные младенцы преимущественно характеризовались профилем сильного страха перед незнакомыми событиями, который Каган назвал заторможенным. Напротив, низкореактивные дети минимально боялись новых ситуаций и характеризовались раскованным профилем (Каган). Однако при повторном наблюдении в возрасте 4,5 лет лишь небольшая часть детей сохранила свой ожидаемый профиль из-за опосредующих факторов, таких как семейный опыт. Те, кто оставался сильно заторможенным или раскрепощенным после 4,5 лет, подвергались более высокому риску развития тревожности и расстройств поведения соответственно. [1]

Каган также использовал две дополнительные классификации: одну для малоподвижных, но часто плачущих младенцев (расстроенные) и одну для тех, кто проявлял активную активность, но мало плакал (возбужденные). В возрасте 14–17 лет эти группы детей показали разные результаты, в том числе некоторые различия в активности центральной нервной системы. Подростки, которые были классифицированы как высокореактивные, когда они были младенцами, с большей вероятностью были «сдержанными в незнакомых ситуациях, сообщали о мрачном настроении и беспокойстве о будущем [и] были более религиозными». [13]

2.3. Девять характеристик темперамента Томаса и Чесса

Александр Томас, Стелла Чесс, Герберт Г. Берч, Маргарет Герциг и Сэм Корн начали классическое нью-йоркское лонгитюдное исследование в начале 1950-х годов, посвященное детскому темпераменту (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни.

Чесс, Томас и др. оценивали младенцев по девяти характеристикам темперамента, каждая из которых сама по себе или в связи с другой влияет на то, насколько хорошо ребенок вписывается в школу, с друзьями и дома. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему пределу шкалы, это может быть причиной для беспокойства. Конкретными видами поведения являются: уровень активности, регулярность режима сна и приема пищи, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания, а также сенсорная чувствительность. Были обнаружены дублирования между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. [14]

Исследования Томаса и Чесса использовали следующие девять черт темперамента у детей разработанный доктором Гербертом Берчем: [20] Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что многие дети могут быть отнесены к одной из трех групп: легкие , трудные и медленно согревающиеся. до 90 195 (Томас и Чесс, 1977). [15] Не всех детей можно отнести к одной из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкой схеме, 10% попали в сложную схему, а 15% медленно разогревались. Каждая категория имеет свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую. [21]

Thomas, Chess, Birch, Hertzig и Korn показали, что легко младенцев легко адаптируются к новому опыту, в целом проявляют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные младенцы, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также склонны к нерегулярному питанию и сну. Младенцы медленно согреваются, имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие модели качеств темперамента удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах.

Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико. Они нашли несколько отличий. Среди них были: [15]

— Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают дошкольное образование в возрасте от трех до четырех лет. Пуэрто-риканские дети в возрасте до пяти лет демонстрировали редкие признаки проблем со сном, однако проблемы со сном стали более распространенными в возрасте шести лет. — Родители из среднего класса также придавали большое значение раннему развитию ребенка, полагая, что проблемы в раннем возрасте свидетельствуют о более поздних проблемах в психологическом развитии, в то время как пуэрториканские родители считали, что их дети перерастут любые проблемы. — В возрасте девяти лет количество новых проблем у детей из среднего класса снизилось, но у пуэрториканских детей они увеличились, возможно, из-за требований школы.

Наблюдаемые черты:

  • Активность: относится к физической энергии ребенка. Ребенок постоянно движется или у него есть расслабляющий подход? Ребенку с высокой энергией может быть трудно усидеть на месте в классе, в то время как ребенок с низкой энергией может терпеть очень структурированную среду. Первые могут чаще использовать такие навыки крупной моторики, как бег и прыжки. И наоборот, ребенок с более низким уровнем активности может больше полагаться на навыки мелкой моторики, такие как рисование и сборка пазлов. Эта черта может также относиться к умственной деятельности, такой как глубокое мышление или чтение, — деятельности, которая становится более значимой по мере взросления человека.
  • Регулярность: также известная как ритмичность относится к уровню предсказуемости биологических функций ребенка, таких как пробуждение, утомление, чувство голода и дефекация. Есть ли у ребенка рутинные привычки в еде и сне, или эти события более случайны? Например, ребенок с высокой оценкой регулярности может хотеть есть в 14:00. каждый день, в то время как ребенок с более низкой шкалой регулярности может есть время от времени в течение дня.
  • Начальная реакция: также известна как приближение или отход . Это относится к тому, как ребенок реагирует (положительно или отрицательно) на новых людей или окружающую среду. Подходит ли ребенок к людям или вещам в окружающей среде без колебаний, или ребенок уклоняется? Смелый ребенок склонен подходить к делу быстро, как бы не задумываясь, в то время как осторожный ребенок обычно предпочитает некоторое время понаблюдать, прежде чем приступить к новому опыту.
  • Адаптивность: относится к тому, сколько времени требуется ребенку, чтобы приспособиться к изменениям с течением времени (в отличие от первоначальной реакции). Легко ли ребенок приспосабливается к изменениям в окружающей среде или сопротивляется? Ребенок, который легко приспосабливается, может быстро привыкнуть к новому распорядку, тогда как сопротивляющемуся ребенку может потребоваться много времени, чтобы приспособиться к ситуации.
  • Интенсивность: относится к уровню энергии положительного или отрицательного ответа. Реагирует ли ребенок на ситуацию интенсивно или реагирует спокойно и тихо? Более активный ребенок может прыгать вверх и вниз, крича от возбуждения, в то время как ребенок с мягкими манерами может улыбаться или не проявлять никаких эмоций.
  • Настроение: относится к общей склонности ребенка к счастливому или несчастному поведению. Все дети имеют разнообразные эмоции и реакции, такие как веселые и бурные, счастливые и несчастные. Тем не менее, каждый ребенок биологически склонен иметь в целом положительное или отрицательное мировоззрение. Младенца, который часто улыбается и воркует, можно считать жизнерадостным, тогда как ребенка, который часто плачет или суетится, можно считать буйным.
  • Отвлекаемость: относится к склонности ребенка отвлекаться на другие вещи, происходящие вокруг него. Легко ли ребенок отвлекается на то, что происходит вокруг, или ребенок может сосредоточиться, несмотря на то, что его отвлекают? Легко отвлекающийся ребенок занят внешними событиями и с трудом возвращается к текущей задаче, в то время как редко отвлекающийся ребенок остается сосредоточенным и выполняет поставленную задачу.
  • Настойчивость и продолжительность концентрации внимания: относится к продолжительности времени, которое ребенок уделяет задаче, и к способности оставаться с ней во время фрустрации — независимо от того, продолжает ли ребенок заниматься делом в течение длительного периода времени или быстро теряет интерес.
  • Чувствительность: относится к тому, насколько легко ребенка беспокоят изменения в окружающей среде. Это также называется сенсорным порогом или порогом реагирования . Беспокоят ли ребенка внешние раздражители, такие как шумы, текстуры или свет, или он их игнорирует? Чувствительный ребенок может потерять концентрацию, когда захлопнется дверь, в то время как ребенок, менее чувствительный к внешним шумам, сможет сохранить концентрацию.

2.4. Три измерения темперамента Мэри К. Ротбарт

Мэри К. Ротбарт рассматривает темперамент как индивидуальные личностные различия у младенцев и детей младшего возраста, которые присутствуют до развития высших когнитивных и социальных аспектов личности. [22] Далее Ротбарт определяет темперамент как индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции, которые проявляются в областях эмоций, активности и внимания. Отойдя от классификации младенцев по категориям, Мэри Ротбарт определила три основных измерения темперамента. [23] С помощью факторного анализа данных о детях в возрасте 3–12 месяцев были выявлены три основных фактора, которые были обозначены как срочность/экстраверсия, негативный аффект и контроль с усилием. [22]

Сургентность/экстраверсия

Сургентность/экстраверсия включает позитивное ожидание, импульсивность, повышенный уровень активности и стремление к поиску ощущений. [24] Этот фактор отражает степень, в которой ребенок в целом счастлив, активен, получает удовольствие от пения и поиска стимуляции. [23] Повышенный уровень улыбки и смеха наблюдается у детей с высоким уровнем срочности/экстраверсии. [22] Дети в возрасте от 10 до 11 лет с более высоким уровнем срочности/экстраверсии более склонны к развитию экстернализирующих проблем, таких как отыгрывание; однако они менее склонны к развитию внутренних проблем, таких как застенчивость и низкая самооценка. [25]

Негативное воздействие

Негативное воздействие включает страх, разочарование, печаль, дискомфорт, [24] и гнев. [22] Этот фактор отражает степень застенчивости ребенка и его нелегко успокоить. [23] Гнев и разочарование проявляются уже в возрасте от 2 до 3 месяцев. Гнев и разочарование вместе предсказывают трудности экстернализации и интернализации. Сам по себе гнев позже связан с экстернализацией проблем, тогда как страх связан с интернализацией трудностей. Страх, о чем свидетельствует поведенческая заторможенность, проявляется уже в возрасте 7–10 месяцев, а позже предсказывает детскую пугливость и более низкий уровень агрессии. [26]

Контроль с усилием

Контроль с усилием включает в себя фокусировку и переключение внимания, тормозящий контроль, перцептивную чувствительность и низкий порог удовольствия. [24] Этот фактор отражает степень, в которой ребенок может концентрировать внимание, легко отвлекается, [23] может сдерживать доминирующую реакцию, чтобы выполнить недоминирующую реакцию, и использовать планирование. При высоком усилии контроля дети в возрасте от шести до семи лет, как правило, более чутки и менее агрессивны. [24] Более высокий уровень контроля, требующего усилий, в возрасте семи лет также предсказывает более низкие проблемы экстернализации в возрасте 11 лет. [27] Дети с высоким уровнем негативного аффекта демонстрируют меньше проблем с интернализацией и экстернализацией, когда они также находятся на высоком уровне контроля, требующего усилий. [26] Ротбарт предполагает, что контроль, требующий усилий, зависит от развития навыков исполнительного внимания в ранние годы. В свою очередь, навыки исполнительного внимания позволяют лучше контролировать реактивные тенденции. Энергичный контроль показывает стабильность с младенчества до школьных лет [26] , а также предсказывает совесть. [28]

Соломон Даймонд описал темпераменты, основанные на характеристиках, присущих животному миру: боязливость, агрессивность, аффилиативность и импульсивность. Его работа была продолжена Арнольдом Бассом и Робертом Пломином, которые разработали два показателя темперамента: Опись детского темперамента Колорадо, которая включает аспекты схемы Томаса и Чесса, и Опрос детей EAS. [14]

Х. Хилл Голдсмит и Джозеф Кампос использовали эмоциональные характеристики для определения темперамента, первоначально анализируя пять эмоциональных качеств: двигательную активность, гнев, страх, удовольствие/радость и интерес/настойчивость, но позже расширив их, включив в них другие эмоции. Они разработали несколько показателей темперамента: Lab-TAB и TBAQ. [14]

Другие системы темперамента включают системы, основанные на теориях темперамента взрослых (например, Батарея оценки темперамента Грея и Мартина для детей) или взрослой личности (например, черты личности Большой пятерки).

3. Темперамент vs. Psychiatric Disorders

Несколько психиатров и дифференциальных психологов предположили, что темперамент и психическое заболевание представляют собой различные степени одного и того же континуума дисбаланса нейротрансмиттеров в нейрофизиологических системах регуляции поведения. [29] [30] [31]

В самом деле, исходные четыре типа темперамента (холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник), предложенные Гиппократом и Галеном, напоминают легкие формы типов психических расстройств, описанных в современные классификации. Более того, гипотеза Гиппократа-Галена о химическом дисбалансе как факторе постоянных индивидуальных различий также была подтверждена исследованиями в области нейрохимии и психофармакологии, хотя современные исследования приписывают это различным соединениям. Во многих исследованиях изучалась взаимосвязь между чертами темперамента (такими как импульсивность, стремление к ощущениям, невротизм, выносливость, пластичность, общительность или экстраверсия) и различными нейротрансмиттерными и гормональными системами (т.е. теми же самыми системами, которые участвуют в психических расстройствах)

Хотя темперамент и психические расстройства могут быть представлены соответственно как слабая и сильная диспропорция в одних и тех же регуляторных системах, говорить о темпераменте как о слабой степени этих расстройств некорректно. Темперамент может быть предрасположенностью к развитию психического расстройства, но его не следует рассматривать как гарантированный маркер расстройства.

4. Семейная жизнь

4.1. Влияния

Большинство экспертов согласны с тем, что темперамент имеет генетическую и биологическую основу, хотя факторы окружающей среды и взросление изменяют способы выражения личности ребенка. [32] Термин «соответствие» относится к совпадению или несоответствию между темпераментом и другими личностными характеристиками и специфическими особенностями окружающей среды. Различия в темпераменте или стилях поведения между людьми имеют важное значение в семейной жизни. Они влияют на взаимодействие между членами семьи. В то время как некоторые дети могут быстро и легко адаптироваться к семейному распорядку и ладить с братьями и сестрами, другим, более активным или активным, может быть трудно приспособиться. Взаимодействия между этими детьми и их родителями или братьями и сестрами входят в число факторов, которые могут привести к стрессу и трениям в семье.

Сочетание темпераментов родителей и детей также влияет на семейную жизнь. Например, очень активный ребенок может раздражать медлительного родителя; или если и родитель, и ребенок очень активны и интенсивны, может возникнуть конфликт. Эти знания могут помочь родителям понять, как темпераменты влияют на семейные отношения. То, что может показаться поведенческой проблемой, на самом деле может быть несоответствием темперамента родителей и их ребенка. Более внимательно изучив девять черт характера, которые Томас и Чесс выявили в ходе своего исследования, родители могут лучше понять темперамент своего ребенка и свой собственный. Родители также могут заметить, что ситуационные факторы делают темперамент ребенка проблемным; например, ребенок с низкой ритмичностью может вызвать трудности у семьи с сильно расписанным бытом, а ребенок с высоким уровнем активности может быть трудно справиться, если семья живет в тесной квартире наверху от чувствительных соседей.

Родители могут поощрять новое поведение своих детей, и при достаточной поддержке медленно согревающийся ребенок может стать менее застенчивым, а с трудным ребенком станет легче обращаться. Совсем недавно младенцев и детей с проблемами темперамента называли «горячими», чтобы избежать негативных коннотаций « трудный » и « медленный, чтобы согреться ». Написано множество книг, в которых родителям советуют, как воспитывать энергичных детей.

4.2. Понимание для улучшения

Понимание темперамента ребенка может помочь переосмыслить то, как родители интерпретируют поведение детей и как родители думают о причинах поведения. Благодаря тому, что родители, имеющие доступ к этим знаниям, теперь помогают им направлять своего ребенка таким образом, чтобы уважать индивидуальные различия ребенка. Понимание детского темперамента и своего собственного помогает взрослым работать с ними, а не пытаться их изменить. Это возможность предвидеть и понять реакцию ребенка. Также важно знать, что темперамент не оправдывает неприемлемое поведение ребенка, но указывает, как родители могут на него реагировать. Внесение небольших и разумных приспособлений к рутине может уменьшить напряжение. Например, ребенку, который медленно ходит по утрам, может потребоваться дополнительные полчаса, чтобы собраться. Знание того, кто или что может повлиять на поведение ребенка, может помочь смягчить потенциальные проблемы. Хотя дети приобретают свой темперамент врожденным поведением, большая часть того, что помогает определить способность ребенка развиваться и действовать определенным образом, определяется родителями. Когда родитель тратит время на выявление и, что более важно, позитивную реакцию на темпераменты, с которыми они сталкиваются, это поможет им направить своего ребенка в попытках понять мир.

Очень важно распознать темперамент ребенка и помочь ему понять, как он влияет на его/ее жизнь и других людей. Не менее важно для родителей распознавать собственный темперамент. Признание темперамента каждого человека поможет предотвратить и решить проблемы, которые могут возникнуть из-за различий между членами семьи.

Темперамент сохраняется во взрослом возрасте, и более поздние исследования Чесса и Томаса показали, что эти характеристики продолжают влиять на поведение и приспособление на протяжении всей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *