Теория оперантного научения: Теория оперантного научения

Теория оперантного обусловливания

1.05.2011

Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Ли Торндайка (E.L. Thorndike) и Берреса Скиннера (B.F. Skinner). В отличие от принципа классического обусловливания (S->R), они разработали принцип оперантного обусловливания (R->S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, — влияние на его результаты.

Как уже и говорилось ранее, респондентное поведение — это версия Б.Ф. Скиннера павловского представления о поведении, которое он называл обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Скиннер делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Он утверждал, что в основном на ваше поведение воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно — его последствия.

Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа Я., чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.

Итак, ключевая структурная единица бихевиористского подхода в целом и скиннеровского подхода в особенности — это реакция. Реакции можно ранжировать от простых рефлекторных реакций (например, слюноотделение на пищу, вздрагивание на громкий звук) до сложного паттерна поведения (например, решение математической задачи, скрытые формы агрессии).

Реакция — это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которую можно связать с событиями окружающей среды. Сущность процесса научения — это установление связей (ассоциаций) реакций с событиями внешней среды.

В своем подходе к научению Скиннер проводил различие между реакциями, которые вызываются четко определенными стимулами (например, мигательный рефлекс в ответ на дуновение воздуха), и реакциями, которые нельзя связать ни с одним стимулом.

Эти реакции второго типа порождаются самим организмом и называются операн-тами. Скиннер считал, что стимулы среды не принуждают организм вести себя определенным образом и не побуждают его действовать. Исходная причина поведения находится в самом организме.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени — это образцы оперант-ной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления), обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия, ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Оперантное научение можно представить как процесс обучения, основанный на связи раздражитель-реакция-подкрепление, в рамках которой поведение формируется и поддерживается в силу тех или иных его последствий.

Примером оперантного поведения служит ситуация, встречающаяся почти в каждой семье, где есть маленькие дети, а именно — оперантное научение поведению плача. Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и немедленная реакция родителей — выразить внимание и дать другие позитивные подкрепления. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда боли нет. Хотя большинство родителей утверждают, что они могут различать плач от расстройства и плач, вызванный желанием внимания, все же многие родители упорно подкрепляют последний.

Ключевые слова: не указаны

Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Теория Скиннера

28.09.2011

Продолжает и развивает идеи Уотсона Беррес Ф. Скиннер (1904-1990), который разработал теорию оперантного научения. Он является лидером современной формы бихевиоризма (или необихевиоризма).

Скиннер считал теории психоаналитические умозрительными, т.е. основанными на предположении. Они предполагают существование интрапсихических факторов (влечения, бессознательное), которые нельзя эмпирически проверить. Скиннер считал, что поведение человека надо изучать с позиции того, что его формируют обстоятельства окружения (окружающая среда и люди). Все действия человека и его поведение объясняются влиянием окружения.

Скиннер утверждал, что человеческий организм — это «черный ящик». Его содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические конфликты, влечения) нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения.

Поведение человека можно и нужно надежно и объективно измерить. И таким образом теория Скиннера из разряда умозрительных переходит в разряд эмпирических (научно-обоснованных). Он ставил науку о поведении в разряд естественных наук, т.е. наук: основанных на фактах (1) и цель которых предсказать и проконтролировать изучаемое явление (2).

Скиннер предложил в качестве метода исследования поведения — функциональный анализ поведения. Он указывал, что поведение лучше всего изучать, обращаясь к тому, как оно соотносится с предшествующими событиями. Он полагает, что поведение можно изучить и контролировать посредством манипулирования средой, в которую включен организм. При этом нет необходимости рассматривать механизмы, действующие внутри организма.

Так, функциональный анализ дает возможность установить точные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) и условиями окружающей среды (стимулами), которые контролируют поведение. Функциональный анализ дает возможность установить причинно-следственные отношения между поведением и окружающей средой. Манипулируя переменными окружающей среды (независимыми переменными — теми, которыми манипулирует экспериментатор), можно предсказывать и измерять поведение человека (зависимую переменную — ту, которая изменяется в результате манипуляции).

Скиннер не принял идею о личности или самости, которая направляет или стимулирует поведение. Он считает, что необходимо отказаться от мысли, что поведение порождается силами, находящимися внутри индивида (чертами, потребностями, мыслями, чувствами), в пользу более научных представлений о силах, лежащих вне человека. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи — окружающей средой. Изучение личности по Скиннеру -это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Как и Уотсон Скиннер огромное внимание уделял научению, но в отличие от Уотсона главным его интересом было не классическое, а так называемое оперантное научение. При классическом научении организм ассоциирует разные стимулы, при оперантном научении организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Оперантное научение подчиняется закону эффекта, который был открыт американским психологом Эдвардом Торндаком в конце 19 века.

В своих опытах Торндайк использовал так называемые проблемные клетки, в которые он помещал голодных кошек. Что бы выйти из такой проблемной клетки кошке нужно было потянуть за веревку или приподнять крючок. Наблюдая за животными, Торндайк заметил, что, помещенная в проблемную клетку кошка беспорядочно металась по клетке и, в конце концов, случайно задевала веревку или крючок. Однако с каждой следующей попыткой активность животных все больше сосредоточивались вокруг веревки или крючка и после многократных проб кошка научалась выходить из клетки. Такое научение также называется научением методом проб и ошибок. Это научение подчиняется закону эффекта, согласно которому если поведение приводит к желаемому результату (вознаграждается), вероятность его повторения увеличивается.

Для своего подхода к пониманию личности в свою теорию Скиннер добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение — подразумевает реакцию, вызываемую стимулом. Стимул всегда предшествует реакции.

Выделяют два вида респондентного поведения:

  1. условно рефлекторное
  2. безусловно рефлекторное.
Ключевые слова: Скиннер

Источник: Мельник С.Н., Психология личности

Материалы по теме

Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Что такое оперантное обусловливание? I Psych Central

Что такое оперантное обусловливание? Мы изучим эту теорию обучения и то, как ее различные методы можно использовать в повседневных и клинических условиях.

Оперантное обусловливание, также известное как инструментальное обусловливание или скиннеровское обусловливание, представляет собой теорию обучения в поведенческой психологии. Его можно использовать для увеличения или уменьшения частоты определенного поведения за счет введения последствий.

Использование оперантного обусловливания для изменения поведения человека может быть положительным или отрицательным, в зависимости от намерения человека, использующего технику. Принципы оперантного обусловливания можно использовать для эгоистичного формирования поведения, не отвечающего интересам других.

Однако, «когда намерения доброжелательны, оперантное обусловливание имеет большой потенциал для пользы как индивидуального, так и общественного здоровья», — говорит Дженнифер Хеттема, доктор философии, клинический психолог и старший клинический директор LifeStance Health в Альбукерке, Нью-Мексико.

Психолог Эдвард Торндайк впервые разработал «Закон эффекта» в 1898 году. Это концепция, согласно которой поведение с большей вероятностью будет повторяться, если оно связано с чувством удовлетворения.

В 1937, бихевиорист Б. Ф. Скиннер расширил теорию Торндайка. Он придумал термин «оперантное обусловливание» и описал его в своей книге «Схемы подкрепления», которую он написал в соавторстве с психологом Чарльзом Б. Ферстером.

Однако его не следует путать с классическим обусловливанием. Итак, в чем же разница между классическим обусловливанием и оперантным обусловливанием?

В то время как классическое обусловливание основано на модели стимулов и реакций, оперантное обусловливание включает поведение и последствия. Основное различие здесь в том, что один приводит к бессознательному эффекту (классический), а другой предполагает сознательный выбор (оперант).

В эксперименте, известном как «ящик Скиннера», Скиннер поместил крысу в ящик с рычагом, который выпускал еду в ящик. После того, как крыса случайно нажала на рычаг достаточное количество раз, она в конце концов поняла, что ее поведение (дергание за рычаг) привело к определенному последствию (получению пищи).

Эта модель воздействия на поведение животных теперь используется и для модификации поведения людей. По сути, это стало частью основы того, что мы сегодня знаем как когнитивно-поведенческую терапию.

Психология оперантного обусловливания состоит из множества рабочих частей, включая различные типы, принципы и факторы планирования.

Подкрепление и наказание

Два основных типа поведенческих модификаторов в оперантном обусловливании называются подкрепляющими и наказывающими. Подкрепление и наказание также можно разделить на два подтипа: положительное и отрицательное.

Четыре типа методов оперантного обусловливания включают:

  • Положительное подкрепление: добавление вознаграждения
  • Отрицательные подкрепления: снятие наказания
  • Положительные наказания: добавление наказания
  • Отрицательные наказания: снятие вознаграждения
  • 90 047

    «При оперантном обусловливании, мы, скорее всего, увеличим число видов поведения, за которыми следует вознаграждение, и уменьшим количество действий, за которыми следует наказание», — говорит Хеттема.

    Проще говоря: «Поощрения — это последствия, повышающие вероятность того или иного поведения», — объясняет она. «Каратели — это последствия, которые уменьшают вероятность поведения».

    Она отмечает, что мы также можем определить поощрения или наказания на основе следующих факторов:

    • когда они применяются в связи с поведением (например, немедленно или с задержкой)
    • независимо от того, применяются ли они в зависимости от частоты поведения или течением времени
    • независимо от того, являются ли эти паттерны постоянными или изменчивыми

    Графики подкрепления

    Различные графики подкрепления в оперантном обусловливании включают:

    • Непрерывный: поощрение каждый раз, когда поведение происходит
    • Схемы с фиксированным соотношением: поощрение после того, как поведение происходит определенное количество раз
    • Схемы с фиксированным интервалом: поощрение после того, как поведение происходит в течение определенного периода времени
    • Схемы с переменным соотношением: произвольное подкрепление после того, как поведение происходит непредсказуемое количество раз
    • Схемы с переменным интервалом: случайное подкрепление после того, как поведение происходит в течение непредсказуемого периода времени

    Эти графики предполагают, что предсказуемость поведения зависит от частоты и последовательности подкрепления.

    Если есть всегда конкретное последствие, поведение, скорее всего, подкрепится сильнее. Это может быть полезно, когда вы хотите поощрять более высокую частоту желаемого поведения.

    «Мы узнали, что поощрения, возникающие сразу после различного количества попыток поведения, очень важны», — добавляет Хеттема.

    Согласно исследованию 2018 года, успех этих заученных реакций можно объяснить высвобождением «гормона счастья» — дофамина.

    Если последствия поведения представляются случайным образом, последовательность поведенческой реакции может быть разнообразной и более неустойчивой. И когда поведение не подкрепляется и не вознаграждается в течение длительного периода времени, это может в конечном итоге привести к исчезновению этой реакции.

    «Принципы оперантного обусловливания можно применять в любом контексте, в котором человек надеется повлиять на поведение других», — говорит Хеттема.

    Вот несколько примеров того, как можно использовать оперантное обусловливание для изменения поведения в повседневной жизни.

    Воспитание детей

    «Родители применяют принципы оперантного обусловливания, чтобы научить своих детей правилам безопасности и сделать их здоровыми и продуктивными членами общества», — говорит Хеттема.

    Родители могут использовать оперантное обусловливание со своими детьми:

    • похвалив их, когда они делают что-то хорошее
    • дав им конфету, когда они убирают свою комнату
    • разрешение им играть в видеоигры после того, как они выполнят домашнее задание
    • отправка их в свою комнату в качестве наказания
    • окончание игрового свидания, если они не прекратят плохо себя вести влиять на поведение учащихся путем:

      • использования наклеек для получения большего вознаграждения
      • лишения права на перемену, если учащийся плохо себя ведет
      • организации вечеринки с пиццей, если 15 учащихся получают высокие оценки за тест или контрольную работу
      • игнорирование учащегося, который кричит и не поднимает руку, чтобы ответить на вопрос
      • задержание учащегося, если он слишком много раз опаздывает на урок

      Работа

      Оперантное обусловливание можно использовать даже на рабочем месте повысить производительность и повлиять на моральный дух сотрудников путем:

      • вручения сотруднику подарочной карты за пять положительных отзывов клиентов
      • предоставления выходного дня за дополнительную усердную работу в течение недели
      • предоставления бонуса за достижение квартальной цели по продажам
      • отстранение сотрудника от работы за слишком много прогулов
      • похвала сотруднику за постоянную отличную работу

      Отношения

      Любой человек может использовать методы оперантного обусловливания, чтобы поощрять или препятствовать определенному поведению в своих отношениях. Вот некоторые идеи:

      • комплимент вашему другу за то, как он справился с ситуацией
      • приготовление любимого ужина вашего партнера после того, как он пропылесосил дом три раза подряд
      • подарок соседу по комнате в знак благодарности за выполнение одной из ваших обязанностей по дому

      Принципы оперантного обусловливания также можно использовать для лечения людей с определенными психическими расстройствами.

      Терапия оперантного обусловливания является основным компонентом когнитивно-поведенческой терапии — формы психотерапии.

      Если вы страдаете психическим заболеванием, специалисты в области психического здоровья могут ввести поощрения или наказания, чтобы помочь изменить нежелательное поведение на более желательное.

      Техники оперантного обусловливания в поведенческой терапии могут помочь улучшить симптомы определенных психических расстройств, таких как:

      • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
      • фобии
      • расстройства настроения
      • тревожные расстройства
      • панические расстройства 90 034

      «А у человека, испытывающего чувство беспокойства или паники, может возникнуть соблазн сбежать из текущей ситуации», — объясняет Хеттема. «Если бегство уменьшает их чувство бедствия, это может усилить нездоровое избегающее поведение.

      «Те же принципы применимы к [ОКР], когда люди совершают нездоровое повторяющееся поведение, чтобы уменьшить чувство стресса, связанное с негативными мыслями», — добавляет она, отмечая, что «разрушение подкрепляющих элементов навязчивого поведения является ключом к успеху лечения. ”

      Оперативное кондиционирование также может быть полезным для людей, живущих с расстройствами, связанными с алкоголем или психоактивными веществами.

      «Лицам с расстройством, связанным с употреблением алкоголя, можно ежедневно принимать лекарство под названием дисульфирам, которое взаимодействует с алкоголем, вызывая сильную тошноту и рвоту, чтобы удержать людей от употребления алкоголя», — говорит Хеттема.

      Оперантное обусловливание, предложенное Б. Ф. Скиннером в 1930-х годах, представляет собой теорию обучения, которая описывает, как поведение может формироваться с помощью конкретных последствий, называемых подкреплением и наказанием.

      По существу, поощрения поощряют поведение, тогда как наказатели препятствуют ему. И в зависимости от графика подкрепления такое поведение может либо увеличиваться, либо уменьшаться по частоте и постоянству.

      Оперантное обусловливание можно использовать в повседневной жизни на работе, в школе или в отношениях. Его также можно использовать в клинических условиях в терапии для лечения психических заболеваний, таких как обсессивно-компульсивное расстройство или расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ.

      Если вы хотите изменить поведение своего ребенка, своей новой собаки или самого себя, подумайте о том, чтобы поговорить со специалистом в области психического здоровья, чтобы узнать, как оперантное обусловливание может помочь вам лучше всего.

      Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера (упрощенная версия)

      от Sujan

      Содержание страницы

      Что такое оперантное обусловливание?

      Именно Б. Ф. Скиннер предложил оперантную или инструментальную теорию обучения. Здесь поведение изучается через наказание и вознаграждение. Негативное поведение ведет к наказанию, а позитивное – к вознаграждению. И наказуемое поведение, вероятно, будет уменьшаться, а вознаграждаемое, вероятно, будет повторяться.

      Оперантное обусловливание Скиннера:

      Б. Ф. Скиннер (1904–1990), пионер оперантного обусловливания, начал свои эксперименты в 1930-х годах. Его называют самым известным из когда-либо живших психологов (Fowler, 1990). Скиннер находился под сильным влиянием поведенческого взгляда Джона Б. Уотсона на психологию и «Закона эффекта» Эдварда Л. Торндайка, в котором говорится, что вознаграждаемое поведение, вероятно, повторится. Используя в качестве отправной точки закон эффекта Торндайка, Скиннер разработал «поведенческую технологию», которая позволила ему научить голубей, животных и людей желаемому поведению, смягчая неприспособленное поведение.

      Оперантное обусловливание — термин, производный от слова «действовать». Когда наше поведение действует во внешнем мире, оно оказывает на нас какое-то влияние, и эти воздействия определяют, продолжаем ли мы вести себя так. Если последствия вознаграждаются, реакция будет повторяться и усиливаться. Эта связь между реакцией и вознаграждением является сущностью оперантного обусловливания. Оперантное обусловливание также называют инструментальным обусловливанием, потому что организм играет важную роль в изменении окружающей среды, которое делает более или менее вероятным повторение действия в будущем. Если поведение окупается, оно, вероятно, будет повторяться.

      Эксперимент Скиннера

      Во время своих исследований примерно в 1930-х годах Скиннер разработал специальную тестовую среду, называемую «камерой оперантного кондиционирования», которая обычно известна как «ящик Скиннера». Коробка представляла собой типичную звуконепроницаемую камеру с стержнем или ключами внутри, на которые животное, если его надавить или клюнуть, выпускает пищу или воду в качестве награды. Камера была достаточно большой, чтобы животное могло двигаться в ограниченном пространстве, и была оборудована устройством для поощрения реакции животного.

      В его эксперименте голодную крысу поместили в ящик Скиннера. Сначала крыса двигается исследовательским образом и случайно нажимает на планку или рычаг, доставляющий пищу или капли воды. Получив эту награду, животное продолжает свою деятельность, само обнюхивая, потягиваясь и обедая, но рано или поздно снова нажимает на планку. Крыса снова получает награду, и со временем планка нажимается все чаще. В конце концов достигается момент, когда крыса постоянно нажимает на планку, чтобы получить награду. Когда крыса усвоила эту реакцию и ее поместили в ящик Скиннера, она снова немедленно нажимает на планку, чтобы получить награду. Крыса продолжала свою деятельность до тех пор, пока не была удовлетворена.

      Ключевые элементы оперантного обусловливания

      Основными ключевыми элементами оперантного обусловливания являются следующие:

      Формирование поведения

      На начальном этапе обучения крыса не нажимает на уровень планки, как только она входит в Скиннер. коробка. Крысе помогают нажать на рычаг, чтобы получить пищу. Этот метод, используемый в оперантном обусловливании, называется формированием поведения. Формирование — это процедура, при которой вознаграждение, такое как еда, постепенно направляет поведение животного к желаемому поведению. Например, в методике С.Киннера крыса получает еду в качестве награды, когда приближается к барной стойке. После того, как крыса развила поведение регулярного приближения к перекладине, ей необходимо приблизиться к перекладине, прежде чем она получит вознаграждение.

      Техники оперантного обусловливания также применяются для формирования человеческого поведения. Например, если студент отвечает на вопрос, а профессор говорит «отлично», поведение, связанное с ответами на вопросы, имеет тенденцию к увеличению в будущем. Если учитель обнаруживает, что ученики дают неправильные ответы, он все же частично хвалит ответы и усилия ученика. Учителя могут повысить ожидания, поэтому учащиеся должны дать более полный ответ, чтобы заслужить похвалу.

      Усиление

      Подкрепление при классическом обусловливании представляет собой парное предъявление условного и безусловного раздражителей. В оперантном обусловливании подкрепление относится к возникновению события, такого как вознаграждение в виде еды или воды после желаемой реакции. Другими словами, подкрепление известно как вознаграждение. Подкрепление — это событие или стимул, который увеличивает частоту последующей реакции. Типы поощрений:

      • Положительное поощрение — Положительное подкрепление — это процесс, при котором стимул делает поведение более вероятным для повторения. Положительное подкрепление — это событие, объект или стимул, который при предъявлении увеличивает вероятность того, что ответ будет иметь место снова.
      • Отрицательное подкрепление – Отрицательное подкрепление – это событие или стимул, усиливающий реакцию за счет уменьшения или устранения аверсивного стимула.
      • Первичное подкрепление – Первичное подкрепление – это событие или стимул, обладающий биологическими свойствами, которые не приобретаются в результате обучения. Для голодного человека еда является основным подкреплением. Вода, тепло, новая стимуляция, физическая активность и сексуальное удовлетворение — примеры первичных подкреплений.
      • Вторичное подкрепление – Вторичное подкрепление – это стимул, который приобретает подкрепляющие свойства в процессе ассоциации с первичными подкреплениями.
      • Немедленные и отсроченные подкрепления – Немедленные и отсроченные подкрепления связаны с продолжительностью или промежутком между желаемой деятельностью и подкреплением. Чем больше короткая задержка между реакцией и подкреплением, она называется немедленной реакцией. И тем больше задержка между реакцией и подкреплением, известная как задержка подкрепления.

      Наказание

      Наказание противоположно поощрению. Наказание имеет противоположный эффект, уменьшая вероятность или скорость реакции на целевой ответ. Наказание может быть отрицательным или положительным.

      • Положительное наказание — Положительное наказание просто означает, что что-то представлено, например, шлепки, ругань и подвергание неприятному событию после поведения снижает вероятность повторения.
      • Отрицательное наказание — Негативное наказание предполагает потерю или отсутствие поощрения в результате поведения.

      Графики подкрепления

      План, схема или стратегия предоставления подкрепления известны как график подкрепления. Другими словами, это продолжительность времени, которая определяет, когда и через сколько времени будет выдано вознаграждение после возникновения события. Графики армирования бывают разных типов:

      • График непрерывного армирования — Непрерывное подкрепление — это график, когда участнику дается подкрепление после каждого желаемого ответа.
      • График частичного подкрепления — Когда поведение время от времени подкрепляется, график подкрепления называется графиком частичного подкрепления.
      • График с фиксированным соотношением – График с фиксированным соотношением представляет собой разновидность графика непрерывного подкрепления, при котором подкрепление предоставляется организму после выполнения определенного количества правильных ответов.
      • График с переменным соотношением — В графике с переменным соотношением точное количество ответов, необходимых для получения подкрепления, не указано.
      • Расписание с фиксированным интервалом — В соответствии с расписанием с фиксированным интервалом субъект должен провести определенный фиксированный промежуток времени, выполняя положительное целевое поведение, прежде чем субъект будет вознагражден за ответ.
      • Расписание с переменным интервалом — Расписание с переменным интервалом также основано на прохождении времени, но животное не может предсказать, как долго будет длиться интервал времени, который принесет ему награду.

      Польза оперантного обусловливания

      Применение оперантного обусловливания многочисленно. Его принципы могут быть применены к проблемам, начиная от высокого кровяного давления до социальной изоляции. Методы подкрепления также работают в образовании, на предприятиях, дома и в клиниках.

      Оперантное обусловливание в образовании

      Скиннер и его коллеги выступали за обучающие машины и учебники, которые формировали бы обучение небольшими шагами и обеспечивали бы немедленное подкрепление за правильные ответы. Эти машины и тексты концентрируются на особых потребностях и слабостях учащихся. Одним из наиболее влиятельных методов обучения, основанных на оперантах, является обучение с помощью компьютера (CAI).

      В CAI учащиеся взаимодействуют со сложными компьютерными программами, которые обеспечивают немедленное подкрепление за правильные ответы. CAI также расширяет возможности дистанционного обучения на основе лекций, настольных видеоконференций и веб-обучения, в ходе которых инструкторы и учащиеся со всего мира, разделенные географически, могут встретиться в любое время, объединенные с помощью высокоскоростной системы связи.

      В бизнесе

      Многие компании используют принципы подкрепления для повышения производительности. Поощрение особенно эффективно для поднятия морального духа, мотивации и т. д. Эффективный руководитель может просто пройтись по рабочему месту, похвалить людей за хорошую работу или написать неожиданные благодарственные письма за работу сотрудника.

      Простой приятный жест, такой как улыбка, нежное похлопывание по спине и кивок головы, может быть гораздо более эффективным. Принципы оперантного обусловливания применялись для решения социальных проблем, таких как преступность, энергосбережение, переработка отходов, вопросы здравоохранения, дела потребителей и обеспечение безопасности.

      Дома

      Оперантное обусловливание можно использовать дома и в семейных делах, усиливая желаемое поведение и подавляя нежелательное. Психологи предложили пошаговую процедуру закрепления положительного поведения:

      • Укажите свою цель. Предположим, у вас есть такая цель, как написать книгу, бросить курить, похудеть, больше заниматься спортом и т. д. Сделайте свое намерение ясным и измеримым для всех ваших друзей и родственников.
      • Запишите, как часто вы пропагандировали такое поведение. Попробуйте составить список, записывая количество часов, которые вы потратили на написание книг, и время, потраченное впустую на ничегонеделание.
      • Подкрепляйте желаемое поведение. Если вы действительно посвятили себя писательству, подкрепите себя, навещая друзей или занимаясь досугом в конце недели, чтобы освежиться.
      • Когда новое поведение войдет в привычку, постарайтесь свести к минимуму стимул с помощью нежного мысленного похлопывания себя за достижение целей.

      В клинической ситуации

      Методы оперантного обусловливания также полезны при лечении поведенческих проблем. Поведенческие терапевты подкрепляют желаемое поведение и избегают бегства или наказывают за нежелательное поведение. Отсталые и аутичные дети научились взаимодействовать с помощью оперантного принципа. Например, шизофреникам помогали вести себя морально-рационально в больничной палате.

      Одним из важных используемых подходов является экономика токенов. Когда пациенты демонстрируют неадекватное поведение, например, не встают с постели, умываются, одеваются, связно разговаривают и убирают свою комнату, они получают жетон или пластиковую монету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *