43 Теория развития мышления по ж.Пиаже, эгоцентризм детского мышления.Теория формирования и развития умственных действий п.Я.Гальперина.
Пиаже Жан (1896-1980) — швейцарский психолог, основатель Женевского эпистемологического центра (женевской школы генетической психологии). Автор концепции стадийного развития психики ребенка. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Детально проанализировал специфику детского мышления («Речь и мышление ребенка», 1923). Для объяснения представлений детей использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики . В дальнейшем обратил особое внимание на развитие интеллекта. В своих исследованиях он старался до
казать, что развитие мышления связано с трансформацией внешних действий во внутренние через превращение их в операции. Значительная часть исследований в области интеллекта, проведенных им, была отражена в книге «Психология интеллекта», 1946 г .
Исследования Ж. Пиаже приобрели широкую известность, что способствовало созданию научного направления, названного им генетической эпистемологией.Широкую известность приобрела теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Поэтому не случайно теория развития мышления ребенка, предложенная Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по мнению Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основными свойствами которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция). В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии.
Первая стадия — сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от одного года до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Причем под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков.
К концу первой стадии ребенок становится субъектом, т. е. выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я». У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.
Вторая стадия — операционального мышления — относится к возрасту от двух до семи лет. Этот возраст, как известно, характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризацни внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В это время у ребенка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.
Третья стадия — стадия конкретных операций с предметами. Эта стадия начинается в возрасте семи-восьми лет и длится до 11-12 лет. В этот период, по мнению Пиаже, умственные операции становятся обратимыми.
Дети, достигшие этого уровня, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях. По мнению Пиаже, в этом возрасте дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов мышления, которые можно выразить следующими формулами:
Первая формула заключается в том, что если А = В и В -= С, то А = С.
Вторая формула содержит утверждение, что А + В = В + А.
В это же время у детей проявляется способность, названная Пиаже сериацией. Суть данной способности заключается в возможности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку, например по весу, величине, громкости, яркости и др. Кроме того, в данный период у ребенка проявляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.
Четвертая стадия — стадия формальных операций. Она охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. При этом следует отметить, что развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. На данной стадии развития у ребенка формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.
В нашей стране широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Данный подход использовался и в других концепциях и теориях развития мышления. Но в отличие от других направлений, Гальперин высказал свои идеи в отношении закономерностей развития мышления. Он говорил о существовании поэтапного формирования мышления.
Гальперин считал, что развитие мышления на ранних этапах непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляется лишь но ряду параметров. По мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.
По мнению Гальперина, существуют четыре параметра, по которым преобразуется действие. К их числу относятся: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения. При этом первый параметр действия может находиться на трех подуровнях: действия материальными предметами; действия в плане внешней речи; действия в уме. Три остальных параметра характеризуют качество сформированного на определенном подуровне действия: обобщенность, сокращенность, освоенность.
Процесс формирования умственных действий в соответствии с концепцией Гальперина имеет следующие этапы:
• Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Основной функцией данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге это действие должно соответствовать.
• Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.
• Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры па реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования реальными предметами. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.
• На четвертом этапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».
• На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (т. е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.
Теория Пиаже
Стадия конкретных операций (возраст от 7 до 11 лет). Это стадия, на которой ребенок развивает в себе способности к логическим операциям, или мышлению, характеризуемому мысленными действиями или усвоенными мыслями, которые могут быть обращены вспять и, следовательно, дают ребенку возможность приходить к логическим выводам.
Стадия формальных операций (возраст от 11 до 15 лет и старше). На этой стадии учащийся способен рассуждать логически, используя для этого абстрактные схемы, и может использовать эту способность рассуждать для решения научных проблем. Однако не все ученики поднимаются до этой стадии логического рассуждения. Лишь половина учащихся в США достигает уровня, когда они способны выполнять формальные операции, тогда как другая половина остается на предшествующей стадии конкретных операций 13.
Применение теории Пиаже на практике образования
Если бы понадобилось получить на основе работ Пиаже практические характеристики процесса школьного обучения, то какими они могли бы оказаться?
Обучение посредством исследования. Согласно Пиаже (1973)14, интеллектуальное развитие зависит от конструктивной деятельности, несмотря на все ошибки, к которым она может привести, и дополнительное время, которое может для нее потребоваться. Ассимиляция и аккомодация требуют, чтобы ученик был активным, а не пассивным, потому что навыкам решения проблем нельзя научить, их надо открыть самому. Последователи Пиаже Камий и Деврайз (1978) предлагают множество практических классных занятий для обучения учащихся выполнению операций, соответствующих их уровню развития и тем самым повышающих вероятность того, что у них разовьются необходимые навыки решения задач.
Исследование также означает экспериментирование. Строить вещи, использовать их, испытывать, заставлять их работать, «играть» с ними и стараться ответить на вопросы о том, как и почему они работает, — вот сущность подхода Пиаже к развитию
Планы уроков, составленные на основе работ Пиаже, были бы не просто краткими сводками того материала, которому надо обучить. Они включали бы разные занятия для детей, эксперименты, которые им надо наблюдать, и вопросы, на которые они должны отвечать. Роль учащихся была бы активной и самонаправленной, что гораздо больше напоминает модель учения путем совершения самостоятельных открытий, чем модель прямого обучения или другие модели.
Учебные центры. Не только процесс дачи образования детям ориентировался бы на их самоуправляемое занятие учебными материалами. Сама физическая структура, или устройство, класса также была бы предназначена для повышения активности и самостоятельности учащихся. Школьный класс, ориентированный на ребенка, разделялся бы на центры, куда учащиеся ходили бы, чтобы непосредственно взаимодействовать там с целым рядом конкретных учебных материалов. Стены, разделяющие классные комнаты, можно было бы убрать, а стулья и столы расставить вокруг этих учебных центров (или центров «по интересам»), где детей можно обучать конкретным идеям, используя метод, который можно было бы назвать эмпирическим или практическим. Учащиеся переходили бы от одного учебного центра к другому, подвергаясь воздействию разных идей и узнавая о них. Эта модель получила название открытого или неформального класса. Она также типична для так называемого развивающего подхода, практикуемого в британских начальных школах.
Один из способов обеспечить учащихся занятиями в сочетании с Учебными центрами состоит в том, чтобы снабдить их карточками с зданиями. Каждая такая карточка дает учащимся конкретное задание, которое позволяет им использовать многие из открытых Пиаже процессов, соответствующих уровню того класса, где они учатся. Задания Должны исходить из жизненного опыта детей, содержать внутреннюю мотивировку к действию и быть связанными с темами и содержанием важных для учения материалов. Использование тем если следовать Пиаже, то в итоговом учебном плане акцент будет в меньшей степени поставлен на знание отдельных предметов, чем на комплексные междисциплинарные темы. Такие темы, как вероятность, деревья, экология, семья и автомобиль, дают возможность узнать о естественных науках, математике, общественных науках, искусстве владения языками и использовать эти знания комплексным образом. При тематическом подходе именно процесс приобретения информации имеет наибольшее значение, а не сама информация Другими словами, важными становятся навыки «как сделать или получить что-то».
Основная ориентация — на ребенка. При таком подходе основой преподавания в классе стала бы ориентация на нужды ребенка, а не учебный план или какую-нибудь государственную программу контроля качества образования. Выбор учебных возможностей, а не строго определенный и предписанный ряд навыков, которыми надо овладеть, соответствовал бы уровню развития, на котором находится ребенок. Ориентация на ребенка отразилась бы также на подходе к оценке, которая была бы индивидуализирована и основана, прежде всего, на наблюдении ребенка, а не на какой-либо крупномасштабной или строгой проверке знаний. В итоге многие дети занимались бы выполнением разных учебных заданий в одно и то же время. Обучение осуществлялось бы в значительной мере индивидуально или в маленьких группах, а не путем преподавания чего-то всему классу.
Подход, использующий ориентацию на ребенка, отличается также от прямого обучения тем, что учитель здесь не является первичным источником обучения (как это обычно бывает при преподавании всему классу, преподавании по типу лекции), а действует вместо этого как направляющий обучения. Учитель находится в классе, чтобы отвечать на индивидуальные вопросы учеников и действовать в качестве «гида», в то время как каждая малая группа детей занята выполнением разных учебных заданий, используя для этого различные источники сведений в своем окружении.
Основное внимание — на развитие мыслительных схем. В подходящее (с точки зрения развития мышления ребенка) время преподавание математики и естественных наук, в частности, сосредоточит основное внимание на том, чтобы помочь детям развивать у себя и использовать схемы мышления для помощи в решении различных задач. Например, в 1-3-м классах детей можно было бы учить правильно решать задачи на сохранение. В 4—6-м классах концептуальный акцент делался бы на задания, связанные с сериацией, инверсией, классификацией, конкретного соответствия. Начиная с последних классов школы, основное внимание уделялось бы преподаванию того, как нужно мыслить и рассуждать логически, а не просто запоминать наизусть факты и формулы. В каждом случае преподаватель стремился бы помочь учащимся развить схемы, которые позволяли бы им понимать, объяснять явления окружающего мира.
То, что развивается, — это мыслительные схемы, организационные структуры, представляющие собой интеллект. Интеллект используется для выполнения операций, или координированных рядов действий, направленных на то, чтобы справляться с предметами и событиями.
Чтобы применить принципы Пиаже к практике обучения, учителя должны принять на вооружение процесс учения путем самостоятельного исследования — посредством конструктивного и активного занятия с учебными материалами — и организовать учебную среду так, чтобы она состояла из учебных центров, или мест, где можно выполнять конкретные учебные задания. Кроме того, учебный план должен характеризоваться использованием тем или комплексных междисциплинарных элементов знания как средств обучения навыкам предметного типа. Обучение должно ориентироваться на ребенка, а не на учебный план или на учителя и в большой степени основываться на использовании как индивидуального обучения и оценки, так и обучения и оценки, учащихся в небольших группах. Наконец, содержание учебных материалов должно ориентироваться на развитие мыслительных схем, таких, как схемы сохранения, сериации и классификации в младших и средних классах и формальных, абстрактных схем, используемых для решения задач, — в старших классах.
Согласно теории Пиаже, ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с физической внешней средой и развивает все более сложные стратегии мышления. Создается впечатление, что этот активный, творческий ребенок работает над решением своих проблем в одиночку. Однако, по мнению Г. Крайг большинство педагогов подчеркивает, что ребенок прежде всего социальное существо и научается благодаря социальным взаимодействиям. В лаборатории психолога дети могут в одиночку трудиться над решением задач, которые ставят перед ними исследователи. Но за стенами лаборатории дети переживают реальные события в обществе взрослых и более опытных сверстников, объясняющих смысл этих событий. Таким образом, когнитивное развитие детей является своего рода «ученичеством», в ходе которого более знающие товарищи направляют их понимание мира и приобретение навыков. Фактически, эти более развитые товарищи – родители, учителя и другие – вызывают нарушения равновесия в мышлении ребенка, что заставляет его перенимать более сложные схемы мышления.
Согласно Л.Ф. Обуховой по представлениям Ж. Пиаже, порядок стадий развития интеллекта соответствует определенным возрастам, он неизменен. Взрослые могут повлиять на процесс психического развития, но изменить его логику они не в состоянии – обучение следует за развитием. Обучение призвано активизировать функционирование познавательных структур, которыми ребенок уже владеет. Основой обучения является собственный, стихийно сложившийся опыт ребенка. И именно в этом пункте теория Ж. Пиаже вызывает возражения и выступает предметом теоретического и экспериментального опровержения.
Список литературы
- Душков Б.А Психология типов личности. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
- Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2002.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1994.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
- Такман Б.У. Педагогическая психология. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 2002.
- Флейвел Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. (Пер. с англ.) – М.: Просвещение, 1967. С. 8.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития. – М.: АСТ, 2004.
1 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. С. 28.
2 Флейвел Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. (Пер. с англ.) – М.: Просвещение, 1967. С. 15.
3 Флейвел Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. (Пер. с англ.) – М.: Просвещение, 1967. С. 20.
4 Такман Б.У. Педагогическая психология. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 2002. С. 224.
5 Такман Б.У. Педагогическая психология. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 2002. С. 224.
6 Флейвел Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. (Пер. с англ.) – М.: Просвещение, 1967. С.30.
7 Флейвел Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. (Пер. с англ.) – М.: Просвещение, 1967. С.34.
8 Такман Б.У. Педагогическая психология. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 2002. С. 225.
9 См.: там же. С. 228.
10 Такман Б.У. Педагогическая психология. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 2002. С. 230.
11 Такман Б.У. Педагогическая психология. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 2002. С. 238.
12 Чуприкова Н. И. Психология умственного развития. – М.: АСТ, 2004. С. 44.
13 Такман Б.У. Педагогическая психология. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 2002. С. 245.
14 Такман Б.У. Педагогическая психология. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 2002. С. 204.
Образовательные последствия и деятельность — Жан Пиаже
Образовательные последствия теории Пиаже
Теория Пиаже оказала большое влияние на теорию и практику образования. Это помогло создать точку зрения, в которой основное внимание уделяется идее образования, соответствующего развитию. Это относится к образовательной среде, учебной программе, материалам и инструкциям, которые соответствуют физическим и когнитивным способностям учащихся, а также их социальным и эмоциональным потребностям.
Из теории Пиаже вытекают четыре основных педагогических следствия (Славин, 2005):
1. Сосредоточенность на процессе детского мышления, а не только на его продуктах. Вместо того, чтобы просто проверять правильный ответ, учителя должны подчеркивать понимание учащимся и процесс, который они использовали для получения ответа.
2. Признание решающей роли самостоятельной инициативы детей, активного участия в учебной деятельности. В классе Пиаже детей поощряют открывать себя через спонтанное взаимодействие с окружающей средой, а не через представление готовых знаний.
3. Снижение акцента на практиках, направленных на то, чтобы сделать детей взрослыми в их мышлении. Это относится к тому, что Пиаже назвал «американским вопросом», который звучит так: «Как мы можем ускорить развитие?». Он считает, что попытка ускорить и ускорить процесс прохождения детьми этапов может быть хуже, чем полное отсутствие обучения.
4. Принятие индивидуальных различий в развитии. Теория Пиаже утверждает, что дети проходят все одни и те же стадии развития, но с разной скоростью. Из-за этого учителя должны прилагать особые усилия для организации занятий в классе для отдельных детей и групп детей, а не для всего класса.
Образовательное значение теории Пиаже заключается в адаптации обучения к уровню развития учащегося. Важно, чтобы содержание обучения соответствовало уровню развития учащегося.
Основная роль учителей заключается в содействии обучению путем предоставления студентам различного опыта. «Открытое обучение» дает учащимся возможность исследовать и экспериментировать, одновременно поощряя новое понимание. Возможности, которые позволяют учащимся с разным когнитивным уровнем работать вместе, часто помогают менее зрелым учащимся продвигаться к более глубокому пониманию материала. Одним из следствий в будущем для обучения студентов является использование практического опыта, чтобы помочь учащимся учиться (Wood, 2008).
Некоторые общие рекомендации включают:
~ Использование конкретного реквизита и наглядных пособий, таких как модели и/или временные шкалы
~ Облегчение обучения, используя знакомые примеры для объяснения сложных идей, таких как задача по математике
~ Дайте учащимся возможности классифицировать и группировать информацию, использовать схемы и иерархии для облегчения усвоения новой информации с ранее полученными знаниями.
~ Присутствующие задачи, требующие логического аналитического мышления, «головоломки» — отличный способ включить это
Упражнения для этапов когнитивного развития
Как информация об этапах когнитивного развития может применяться в обучении?
Вот несколько практических способов обучения детей каждой из четырех стадий когнитивного развития Пиаже.
Эта теория может найти множество практических применений. Используя их в нашем обучении, мы надеемся научить студентов таким образом, чтобы они были наиболее эффективными учениками.
Сенсомоторный период: занятия для младенцев и детей ясельного возраста
Термин «сенсомоторный» происходит от того, что ребенок в первые 2 года жизни в основном понимает окружающий мир посредством органов чувств. Этот этап характеризуется отсутствием языка и внутренней репрезентации. Основное внимание уделяется рефлексам, с которыми ребенок рождается, таким как сосательный, тянущийся и хватательный. На этой стадии развития у ребенка постепенно развиваются первичные круговые реакции, представляющие собой деятельность, сосредоточенную на теле ребенка и повторяющуюся по своей природе. Со временем у детей развивается координация отдельных действий и эволюция языка. Последним достижением на этом этапе является распознавание причинно-следственных связей.
— Обеспечить богатую стимулирующую среду
— Разрешить ребенку играть с игрушками, которые скрипят при нажатии. (пример: резиновая уточка) Сначала, когда ребенок сжимает игрушку, он будет удивлен звуком и тем, почему это произошло. Однако через некоторое время ребенок поймет, что, сжимая игрушку, он и вызывает шум. Это дает и пример причинно-следственных связей: если я сожму утку, она запищит.
— Другой пример игрушки — погремушка; когда ребенок трясет погремушкой, она издает звук.
-Игра в прятки — еще один хороший пример веселого занятия для детей в этом возрасте.
Предоперационный период: занятия для малышей и детей младшего возраста
Этот этап начинается, когда детям от 2 до 7 лет. Этот этап характеризуется неспособностью понять все свойства классов. Трансдуктивное мышление также характерно для мышления этой возрастной группы. Трансдуктивное рассуждение включает в себя выводы от одного конкретного к другому на основе ошибочной логики. Для этой возрастной группы также характерны эгоцентризм и консерватизм. Эгоцентризм – это неспособность принимать во внимание точку зрения другого человека. Один из способов помочь детям преодолеть эгоцентризм — помочь им взглянуть в глаза другому человеку, поставив себя на его «обувь».
-Один из способов сделать это — поиграть в переодевания и предложить ребенку примерить на себя персонажа.
— Иногда детям этой возрастной группы нравится играть в домики. Это также хорошее занятие, потому что они играют разные роли, которые наблюдали в своей жизни.
— В это время также следует облегчить практическую деятельность.
-Поощряйте детей играть с игрушками, которые меняют форму (например, пластилин, песок, глина, вода), потому что это поможет им приблизиться к концепции сохранения.
Детям нужна физическая, практическая практика с фактами и навыками, необходимыми для развития.
— Используйте вырезанные буквы для составления слов.
-Избегайте уроков, которые сильно отличаются от мира ребенка. И старайтесь избегать частого использования рабочих тетрадей или работы с бумагой и карандашом.
Конкретные операции: занятия для детей младшего возраста
На этом этапе дети развиваются от дологического, эгоцентрического мышления к типу мышления, в большей степени регулируемому правилами. Некоторые из правил логики включают обратимость, тождество и компенсацию. Одно из занятий, которое понравится ребенку в этом возрасте, — это приготовление пищи вместе с мамой или папой.
Если вы проявите творческий подход, вы можете включить в это задание несколько компонентов теории Пиаже. Выпечка включает в себя измерения, которые были бы полезны для концепции сохранения. Мерные стаканы бывают самых разных форм, поэтому было бы интересно измерить один и тот же объем, используя разные типы мерных приборов. Также ингредиенты можно разделить на разные категории, такие как сухие ингредиенты, влажные ингредиенты и так далее. Числа и упорядочение вступают в игру с четкими шагами в направлениях. Детям в этой возрастной группе обычно очень нравится помогать на кухне, особенно если они пекут что-нибудь веселое, например, печенье, так что это превращается в прекрасную возможность для обучения.
-Дайте детям возможность манипулировать объектами и проверять идеи
-Проводить простые эксперименты с участием учащихся
Избегать одновременного использования более трех из четырех переменных
-Выбор для чтения должен содержать ограниченное количество символов
— Эксперименты должны состоять из ограниченного числа шагов.
Учащиеся должны попрактиковаться в классификации объектов и идей на сложных уровнях.
— Предложите учащимся сгруппировать предложения на листе бумаги.
— Используйте аналогии, чтобы показать связь нового материала с уже полученными знаниями.
Формальные операции: занятия для подростков
Этот период характеризуется применением их логики непосредственно к реальным объектам или ситуациям.
В начале этого этапа:
— Учителя должны продолжать использовать стратегии и материалы, использованные на этапе конкретных операций.
-Использование диаграмм и иллюстраций, а также включение новых, более сложных графиков и диаграмм
-Дайте пошаговые пояснения и материалы
Студентам нужна возможность исследовать различные гипотетические ситуации.
Детей на этом этапе следует поощрять к работе в группах в школе для объяснения и обсуждения гипотетических тем.
Например: затем обсудить социальные вопросы в группах и провести мозговой штурм.
Попросите их написать небольшой рассказ на гипотетическую тему, например о том, какой будет жизнь в открытом космосе. Это позволяет ребенку применить свой новый творческий аспект.
Студентов также следует поощрять к объяснению того, как они решили задачу.
-Студенты могут работать в парах, один слушает, а другой решает проблемы. Решатель проблем прорабатывает проблему вслух, в то время как слушатель проверяет, все ли шаги выполнены и кажутся ли они логичными.
— Учителя могут включить в тест несколько вопросов для эссе, что дает учащимся возможность дать более одного окончательного ответа.
Учителя должны стараться преподавать широкие концепции, а не только факты.
-Используйте материалы и идеи, имеющие отношение к учащимся
-Например: если бы вы преподавали материал о гражданской войне, класс мог бы присоединиться к обсуждению других вопросов, которые разделили нашу страну
-Использовать текст популярной песни для обучения поэзии
Важно отметить, что в подростковом возрасте формальные операции могут происходить в разное время, а в некоторых случаях и вовсе не !!!
Huitt and Hummel (1998) предполагают, что «только 35% выпускников средних школ в промышленно развитых странах получают формальные операции; многие люди не мыслят формально в зрелом возрасте». Это важно с точки зрения разработки инструментов поддержки обучения и успеваемости для учащихся, которые хронологически являются взрослыми, но могут быть ограничены в своем понимании абстрактных понятий. И для подростков, и для взрослых важно использовать следующие учебные стратегии:
~ Использование наглядных пособий
~ Возможность обсудить социальные, политические и культурные вопросы
~ Преподавать общие понятия, а не факты
Профиль Жана Пиаже | Известные произведения
В этом посте
Являетесь ли вы педагогом, детским психологом или просто интересуетесь психологией детей и их поведением в раннем детстве, скорее всего, вы слышали о Жане Пиаже. Это связано с тем, что исследования, проведенные Пиаже, и теории, выдвинутые им, невероятно важны как для психологов, так и для педагогов. Теория когнитивного развития Жана Пиаже дала нам совершенно новое представление о том, как дети учатся, и об уникальном подходе, который следует использовать при общении и обучении детей всех возрастов. Вот краткое изложение всего, что вам нужно знать о Жане Пиаже, от его ранней жизни до его самых известных теорий:
Кем был Жан Пиаже?Жан Пиаже был крупной фигурой в раннем понимании психологии, особенно детской психологии. Он был первым экспертом в этой области, который провел научное исследование того, как дети приобретают знания, и практические приложения его исследования до сих пор используются как детскими психологами, так и педагогами. Будучи детским психологом, Пиаже предположил важность ранней жизни для развития ребенка во взрослую жизнь, и по этой причине полезно обратиться к его собственному детству, чтобы понять, каким человеком он стал:
ОбразованиеПиаже родился и провел свою жизнь в Швейцарии. Родился в 1896 г. (умер в 1980 г.). В ранние годы Пиаже проявлял большой интерес к зоологии. В детстве он опубликовал статью о воробье-альбиносе, а в возрасте 15 лет опубликовал несколько статей о моллюсках, которые привлекли внимание уважаемых европейских зоологов. Пиаже изучал зоологию и философию в Невшательском университете и в 1919 году получил докторскую степень по зоологии.18. Именно после этого различия начал расти интерес Пиаже к психологии. Он переехал в Цюрих, чтобы учиться у Карла Юнга и Ойгена Блейера, затем провел два года в Париже с 1919 года, обучаясь в Сорбонне.
Во время учебы в Париже Пиаже разработал, а затем проводил тесты по чтению для школьников с целью изучения ошибок, которые они совершали, и изучения причин того, как маленькие дети читают и обрабатывают информацию. Результаты этого теста на чтение были впервые опубликованы в 1921 января, после чего Пиаже вернулся в Швейцарию, чтобы работать директором Института J.J. Руссо в Женеве. В 1929 году он поступил в Женевский университет в качестве профессора детской психологии и продолжал работать в университете до своей смерти в 1980 году. Жана Пиаже высоко ценили за его работу с детьми, а также он был плодовитым издателем отчетов и теорий по детской психологии. Он был автором более 50 книг и монографий и специализировался на исследовании психики ребенка и того, как она развивается между ранним детством и взрослой жизнью. Жан Пиаже также основал Международный центр генетической эпистемологии в Женеве в 1919 г.55 и стал директором организации.
Основная теория, выдвинутая Жаном Пиаже, заключалась в том, что дети постоянно развиваются и достигают умственного роста; их модель реальности будет воссоздаваться и переосмысливаться на каждом этапе роста, изменяясь по мере того, как их концепции понимания более высокого уровня становились более изощренными. Пиаже был активным сторонником «генетической эпистемологии», которая фактически представляет собой график, установленный природой для развития способности ребенка мыслить, и он проследил четыре стадии этого развития.
Четыре стадии развитияЖан Пиаже выделил четыре стадии развития:
- Сенсомоторная стадия, то есть первые два года жизни ребенка. На этом этапе ребенок в первую очередь занимается овладением своими физическими рефлексами, а затем расширяет эти рефлексы до интерактивных действий и более контролируемых двигательных навыков. Именно на этом этапе у детей развивается самосознание: они осознают, что являются отдельной физической сущностью и что окружающие их люди и предметы также являются отдельными и отличными друг от друга
- Второй этап – предоперационный. Это охватывает период жизни ребенка в возрасте от двух до шести или семи лет. На этом этапе ребенок учится манипулировать своим окружением и способен к внутренним мыслям о внешнем мире. Ребенок также получает возможность представлять объекты с помощью слов, а не манипулировать теми же объектами вручную, как на сенсомоторной стадии 90–176.
- Конкретно-операциональная стадия является третьей стадией развития и относится к детям в возрасте примерно от семи до 11 или 12 лет. Дети на этой стадии обладают большей способностью мыслить и способны классифицировать объекты на основе их сходства и различия. Эти дети также понимают понятия времени и числа.
Заключительный этап известен как период формальных операций, начинающийся примерно в возрасте 12 лет и продолжающийся во взрослом возрасте. На этом этапе развивается упорядоченное мышление, ценится и поощряется логическое мышление, ребенок становится более способным к абстрактному мышлению. Последствия их собственного мышления для мира других лучше понимаются 90 176
Эта теория имеет важное значение, поскольку она дает четкую основу для способов, которыми дети в разном возрасте и на разных этапах обучения способны учиться. Он продвигает педагогов как личностей, которые направляют ребенка в его познании мира, а не занимают более авторитетную позицию просто как хранителя знаний. Эта теория предполагает, что дети будут развиваться в своем собственном темпе, используя график, который был определен генетически. Что делает работу Пиаже особенно уникальной, так это то, что он проводил свои исследования через собственные наблюдения за детьми и беседы с ними; он сформировал картину того, как дети видят мир, и использовал собственные слова и идеи детей, чтобы помочь ему сформировать эту картину.
Теории Жана ПиажеТремя наиболее важными и значительными работами, написанными Жаном Пиаже, были «Язык и мышление ребенка» (1923 г. ), «Суждения и рассуждения у ребенка» (1924 г.) и «Происхождение интеллекта у детей» (1923 г.). 1948). Помимо своих невероятно широко известных четырех стадий детского развития, Пиаже также написал серию книг, отдельно посвященных детским представлениям о времени, пространстве, физической причинности, движении и скорости и о мире в целом. Главные темы теорий Жана Пиаже были одинаковыми: когнитивное развитие детей.
Пиаже утверждал, что дети не являются пассивными учениками. Скорее, они активно участвуют в собственном образовании и действуют так же, как маленькие ученые: проводят эксперименты, проводят наблюдения и меняют свое мнение (и свое представление о мире) на основе их результатов. Именно благодаря этому взаимодействию они могут добавлять новые знания в свою внутреннюю базу данных, улучшать понимание окружающего мира и адаптировать любые неоформленные идеи, которые у них могли быть ранее, чтобы сосредоточиться на повышении точности информации, которой они владеют. в своей внутренней базе данных.
Что Жан Пиаже сделал для образования?Важно отметить, что, постулируя свои теории, Жан Пиаже не связывал их напрямую с образованием. Тем не менее, его теории применялись педагогами на протяжении десятилетий, помогая им лучше понять и установить связь с сознанием детей, с которыми они работают. Многие особенности теорий Жана Пиаже могут быть непосредственно применены к образованию и обучению. Некоторые примеры:
- Обзор начального образования, проведенный правительством Великобритании в 1966 г., в значительной степени основывался на теории Пиаже. Многие поправки к системе образования, внесенные в рамках этого отчета, остаются в силе и сегодня 90 176
- Одна из центральных концепций пересмотра учебной программы начальной школы в Великобритании была сосредоточена на исследовательском обучении: это ключевой элемент акцента на индивидуальном обучении и гибком обучении, продвигаемом Piaget. Предоставление детям возможности достичь следующей стадии своего когнитивного развития на их собственной стадии занимает центральное место в когнитивной теории Пиаже 9. 0176
- Поскольку теория Пиаже основана на биологическом созревании и стадиях, важно понятие «готовности». Именно готовность ребенка должна определять, когда будет преподаваться определенный предмет или понятие, а не его биологический возраст: хотя генетическая готовность ребенка часто связана с возрастом, и большинство детей развиваются с одинаковыми темпами, это не всегда дело
- Если вы педагог, то, вероятно, слышали или даже применяли на практике личностно-ориентированное обучение, и эта теория напрямую связана с учением Жана Пиаже. В классе учителя могут применять это, сосредоточив внимание на удовольствии в процессе обучения, а не на конечном результате, создавая учебный план, основанный как на совместном, так и на индивидуальном обучении, давая своим ученикам возможность развить оба этих набора навыков и оценка уровня развития ребенка (а не просто просмотр его биологического возраста) для определения того, какие задачи следует ставить и подходят ли эти задачи
Понимание развития ребенка и когнитивного развития абсолютно необходимо для обеспечения высочайшего уровня образования для детей. Педагоги часто опираются на эти теории при оценке детей, находящихся под их опекой, и их уникальных потребностей. Понимая стадию развития, которой достиг ученик, которого вы обучаете, вы будете гораздо лучше подготовлены к тому, чтобы продолжать обучение этого ученика таким образом, чтобы это было ценно и способствовало энтузиазму в отношении обучения на протяжении всей жизни.
Когнитивная теорияНаиболее значительным вкладом Жана Пиаже является теория когнитивного развития. Эта теория предполагает, что дети проходят четыре различные стадии психического развития. Это означает, что то, как дети приобретают знания, важно, а это означает, что когда мы применяем эту теорию, дети играют активную роль в своем собственном обучении и прогрессе в развитии. Оглядываясь назад, можно сказать, что когнитивная теория проста. На самом деле Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что до него мог додуматься только гений».
Уникальность когнитивных теорий Пиаже заключалась в том, что они основывались на его наблюдениях за окружающими его детьми; это ранний пример психологии наблюдения на практике, и он объясняет, почему Пиаже считается пионером в области психологии, а также в области образования. Еще одним важным когнитивным понятием, введенным Жаном Пиаже, являются схемы: слово «схема» описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и знанием. Это слово широко используется в нашем повседневном языке, и оно эффективно относится к категории знаний, которые можно использовать, чтобы лучше интерпретировать и понимать мир. Процесс, в котором мы получаем новое знание, Пиаже также называл схемой, и когда мы получаем новый опыт, это может заставить нас адаптировать или модифицировать схему, которая уже существовала в нашей ментальной структуре.
Это может быть трудно понять без практического примера, поэтому мы воспользуемся примером собаки, чтобы лучше объяснить это. Если ребенок впервые сталкивается с собакой с терьером, то у него может сложиться представление о собаках как о маленьких, с жесткой шерстью, о четырех ногах, громко лающих и так далее. По мере того, как этот ребенок развивается и встречает новых собак, его понимание собак будет меняться.