Теория поля в психологии: Теория поля Курта Левина как комплексный инструмент разрешения конфликтов — VIKENT.RU на vc.ru

Теория поля Курта Левина как комплексный инструмент разрешения конфликтов — VIKENT.RU на vc.ru

Термин из Словаря по конфликтологии С. М. Храмова

4287 просмотров

Знаете ли Вы, что поведение человека может быть волевым и полевым?

Оба эти понятия связаны с теорией поля.

Теория поля рассматривает взаимоотношения между людьми как динамическую систему в определенных жизненных реалиях, которые предполагаются взаимозависимыми.

Известна также как «Теория психологического поля» https://vikent. ru/enc/5451/.

Перевод термина на английский язык: field theory

Синоним — жизненное пространство.

Теория поля сформулирована немецким психологом Куртом Левиным по аналогии с точными науками в 1936 году.

Фото-1. Курт Левин. Источник: https://dongji.ru/wp-content/uploads/2018/09/psychological_field_teory.jpg

Поле Левин К. определял как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые» (Lewin, 1951, с. 240).

Lewin K. Field Theory in Social Science. The University of Chicago Press. Chicago and London, 1951. P. 240.

Поле К. Левину отождествлял с жизненным пространством.

Термин «Встать над полем» означает выстроить свое жизненное пространство.

Исходя из этого в теории поля анализ начинается в целом, «с высоты птичьего полета». После этого Решатель вычленяет отдельные компоненты поля и исследует их взаимодействие.

Конфликт по К. Левину «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины».

Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. New York; London: McGraw Hill Book Company, 1935. Р. 122.

Метафора

Фото-2. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/кофе-чашка-кофейник-кофеин-горячий-631764/

«Если мы берем какой-то предмет, то движения нашей руки обусловлены тем, как мы воспринимаем позицию этого предмета по отношению к фону.

Сходным образом, наши социальные действия детерминированы тем, как мы воспринимаем окружающих и самих себя в целостном социальном окружении. И таким образом, основную задачу переобучения мы можем понимать как изменение социальной перцепции личности. Только через изменение социальной перцепции могут быть осуществлены изменения в социальных действиях человека».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 186.

Применительно к разрешению конфликтов идея теории поля такова:

— в границах своего жизненного пространства субъекта каждый другой человек имеет определенную валентность (от лат. valēns «имеющий силу») ;

— эффект валентности может как притягивать, так и отталкивать;

— эта валентность или энергетический заряд вызывает у субъекта прямое или косвенное напряжение;

— это напряжение требует разрядки.

Типы конфликтных ситуаций по К. Левину

Рисунок-1. Источник: Магомедова П. К. Конфликтология: учебное пособие / П.К. Магомедова, Р.Р. Алиева, Ш.И. Булуева. М.; Берлин: ДИрект-Медиа, 2019. С. 132.

«- человек находится между двумя позитивными валентностями (валентность понимается как свойство объекта привлекать или отталкивать человека и может, соответственно, иметь позитивный или негативный характер) ;

— человек находится между двумя негативными валентностями этот случай, так же как и первый, в силу наличия двух взаимоисключающих возможностей фактически означает ситуацию выбора;

— человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно как позитивную, так и негативную валентность».

Леонов Н.И. Конфликтология: общая и прикладная: учебники практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 4-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 52.

Типы поведения субъекта в жизненных реалиях

В зависимости от того, способен ли человек противостоять внешним обстоятельствам, его поведение делится на волевое и полевое.

Волевое — рациональное, часто контринстинктивное поведение субъекта.

Полевое — поведение, вызванное реакцией на внешние обстоятельства.

При волевом поведении следует учитывать, что ситуация, которая предшествовала решению, будет отличаться от ситуации после принятия решения.

Эффекты теории поля

Фото-3. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/шахматы-доска-игра-шахматная-доска-316658/

1) По мере развития и накопления опыта жизненное пространство человека становится все более дифференцированным.

2) Противоположно направленные силы равной величины пересекаются в одних и тех же точках поля.

3) «Величина агрессии со стороны других частично зависит от степени, в которой индивид провоцирует или вызывает агрессию, и от того, как он дает или не дает сдачи».

Левин К. Теория поля в социальных науках. : Пер. с англ. СПб. : «Сенсор», 2000. С. 238.

4) «… достаточно большое изменение уровня равновесия приводит к существенному изменению в характере всей ситуации: слишком сильное господство со стороны других заставляет члена уйти».

Левин К. Теория поля в социальных науках. : Пер. с англ. СПб. : «Сенсор», 2000. С. 238.

5) По мере деградации жизненное пространство сужается до основных физиологических потребностей.

6) Деградирующий может «заразить» унынием свое ближайшее окружение.

Пример. «Исследования безработицы показали, что долговременное пребывание без работы влияет на все сферы жизни личности. Потеряв работу, человек пытается сохранить надежду. Когда он теряет и надежду, он начинает с гораздо меньшей активностью, чем нужно было бы, предпринимать какие-то действия. Даже несмотря на то, что у него теперь достаточно времени, он начинает пренебрегать своими домашними обязанностями. Он может ограничить сферу своей жизнедеятельности до предела, и все его мысли и желания станут крайне узкими. Подобная атмосфера влияет и на детей, которые, в свою очередь, также начинают мыслить узкими категориями: не претендовать на многое и даже не мечтать о многом. Иными словами, человек и его семья в целом будут представлять собой яркую картину морального упадка».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 241.

7) Силовые поля могут пересекаться.

Пример эффекта пересекающихся полей

«Супруги и родительские семьи.

Молодожены нередко сталкиваются с трудностями, возникающими вследствие сильной привязанности партнеров к своим родительским семьям. Теща может воспринимать своего зятя просто как еще одного члена своей семьи, или же каждая из двух родительских семей может попытаться привлечь молодоженов на свою сторону. Такая ситуация может привести к конфликту, особенно в том случае, если с самого начала между семьями не установились достаточно дружественные отношения.

Вероятность конфликта между мужем и женой уменьшается, если потенциал их членства в супружеской группе выше, чем потенциал их членства в прежних группах, поскольку в этом случае супружеская группа будет действовать как единое целое.

Если же связь с родительской семьей остается достаточно сильной (рис.

17), то поступки мужа и жены будут в значительной степени обусловлены их членством в различных группах, и вероятность конфликта возрастет. Именно это, по всей видимости, имеется в виду в расхожем совете для молодоженов «не жить слишком близко к своим родителям».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 234-235.

Выбор стратегии поведения в зависимости от культурных традиций

Пример. «Американцы, как правило, гораздо реже агрессивно реагируют на происходящие с ними мелкие повседневные неприятности; по крайней мере, они не склонны открыто проявлять свое негодование. И в этой связи мы отметим несколько фактов. Американцы обычно реагируют на подобные неурядицы с позиций действия (анализируют, что нужно сделать для устранения помехи) , немцы же обращаются в первую очередь к рассуждениям морального порядка (ищут, кто виноват) . Кроме того, у американцев подобные происшествия реже затрагивают центральные области личности».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 135.

Следствия из теории поля

1) Люди стремятся поддерживать равновесие со своим окружением.

2) Напряжение (потребность) будет стимулировать передвижение (активность) для восстановления равновесия.

Теория поля позволяет выявлять причины конфликтов.

Устранение выявленных причин — один из приемов разрешения конфликтных ситуаций.

Типовая причина супружеских конфликтов по К. Левину

«Супругам, имеющим небольшой стаж совместной жизни, очень трудно определить баланс между своими собственными потребностями и потребностями партнера и попытаться обеспечить его. Это приводит к возникновению типичных конфликтов, хотя в то же время является предпосылкой большей гибкости в их разрешении».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С, 237.

Выводы

1) Теория поля основана на том, что окружающее человека жизненное пространство

наделено как позитивной, так и негативной валентностью.

2) Согласно теории поля конфликт характеризуется одновременным воздействием двух разнозаряженных импульсов примерно равной силы.

3) Поведение человека в конфликте может быть ограничено барьерами, валентностями, величиной напряжения.

4) При притягивании к себе возникает положительная валентность.

5) При отсутствии побудительной силы возникает отрицательная валентность.

6) Предметы поля — совокупность положительно и отрицательно заряженных валентностей по отношению к человеку и его потребностям.

7) Поле считается напряженным, если нарушено равновесие между человеком и окружающей его средой.

8) Ситуация конфликта может возникнуть при двух положительных валентностях, положительной и отрицательной валентностями, двумя отрицательными валентностями.

9) Типовые приемы преодоления конфликтов — разрядка напряжения путем выполнения намерения, отстранение от валентности посредством поиска «обходного пути» либо «выхода из поля» в режиме «здесь» и «сейчас».

Основные шаги анализа конфликтной ситуации с применением теории поля

Шаг-1. Рассмотрение ситуации в целом приближении (с «высоты птичьего полета») .

Шаг-2. Более детальный анализ элементов.

Задачи на закрепление термина

Задача № 1. Схемы конфликтов по К. Левину (1935).

В 1935 году К. Левин предложил три основные схемы конфликтов:

1) сближение — сближение,

2) избегание — избегание,

3) сближение — избегание.

Данная схема поныне используется конфликтологами для поиска путей по выходу из конфликтов.

Вопрос: Имеется ли недостающий элемент в схемах К. Левина?

Задача № 2. Каша.

Трехлетний ребенок капризничает за столом и не хочет есть кашу.

Вопрос: как можно изменить пищевые предпочтения ребенка, используя теорию поля?

Подсказка: у любого ребенка есть его любимые герои, которым он стремится подражать.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Уже 17 400 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

2) Видео: энциклопедия / словарь творчества VIKENT.RU: Стратегии личности

3. Вы можете #бесплатно скачать:

ВИДЕО-задачник проекта VIKENT.RU № 01

Как «Теория поля» объясняет устройство жизни

Скептики считают психологию псевдонаукой, однако существуют открытия, которые доказывают единую формулу поведенческих реакций, основанных на законах точных наук. Курт Левин в начале ХХ в. объяснил сущность жизни в терминах физики и математики в своей «Теории поля», о которой и пойдет речь в сегодняшней статье.


 

В основу этой концепции легли и понятия гештальт-психологии, которая соединяет все явления мира в целостный образ. Описывая личность, германо-американский ученый Курт Левин использовал средства топологии как раздела математики, изучающей взаимное расположение фигур. Личность же он рассматривал как сложное энергетическое поле. Он построил схему, в которой человек — это круг, имеющий свои замкнутые границы. Но он не существует сам по себе, его окружает какое-то пространство, с его вещами, людьми, событиями. [myline]Так известный психолог вывел формулу: личность + окружение = поле.[/myline] А течение жизни определяется динамикой между личностью и окружением.

Чтобы объяснить, как живет человек, как он страдает, когда он счастлив, а когда в отчаянии, Курт Левин ввел два новых понятия: модель окружения и модель личности.

Курт Левин. Источник: wikimedia.org

Модель окружения

Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта. [mydoubleline]Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.[/mydoubleline]

Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России — другим. Но если россиянин переедет в Африку — он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».

В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.

Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.

Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер: [myquotes]Мы никогда не узнаем, каков другой человек.[/myquotes]

Вторая сторона сенсомоторной зоны — внутренняя — это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства». Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях.

Потребности и то, как мы их реализуем

Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.

[myline]Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.[/myline] Тогда у человека рождаются потребности. Они могут быть биологическими — голод, жажда, половое влечение, — а могут быть желаниями самореализации, признания, любви. Вся личность человека будет стремиться к реализации некой потребности. Напряженный регион (возбужденная потребность) будет заставлять человека действовать.

Источник: pixabay.com

[mydoubleline]Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.[/mydoubleline] Потребности формируются извне. Допустим, вам незнакома потребность в любви: тогда должен появиться кто-то, кто при контакте на внешней границе сенсомоторной зоны покажет, что есть любовь, и тогда внутри этой зоны появится условный «шарик» — «потребность в любви». Низшие же физиологические потребности, с одной стороны, изначальны. С другой стороны, способ их реализации зависит от окружения. К примеру, кто-то становится вегетарианцем под воздействием настроения своей социальной среды, кто-то вообще не думает о здоровом питании.

Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.

Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?

Потребности, граничащие с «оболочкой», осознаются, а центральные не осознаются. У тех потребностей, которые не осознаются, заряд сильнее, они больше беспокоят человека — поэтому он испытывает непонятную тревогу.

С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.

  1. Диффузная («кривая») реализация. Для нее характерен истеричный смех, плач, крик, происходящий непонятно в связи с чем. Женщина хочет внимания, но не говорит об этом, вместо этого плачет или кричит — в этом случае потребность также удовлетворена, но не напрямую. Тем не менее ей становится легче.
  2. Формирование болезни. Например, вместо того чтобы защищать свои границы от нападок других людей или нарушения личного пространства, человек начинает страдать ожирением, астмой или нейродермитом. Любой симптом является способом реализовать потребность, это способ вступить в контакт с другими людьми по самой важной потребности (которую, подчеркну, личность или отрицает, или не осознает). В этом смысле человек может быть «спокоен», потому что в любом случае потребность будет реализована. Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.

Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди. [myline]Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная. [/myline]Мы можем в один момент концентрироваться только на одной фигуре — объекте (который поможет реализовать потребность). Тогда все остальное является фоном. Например, если вы думаете о человеке с рыжими волосами, вы везде как будто «случайно» будете видеть рыжих людей.

Таким образом, мир обладает целостностью — полем. Люди не самостоятельны, они частицы заряженного поля. Если человек попадает в какое-то окружение, оно обязательно повлияет на него так или иначе, произойдут некие изменения. Человек — открытая энергетически система, которая реагирует на явления внешней среды. По «Теории поля» личность фактически не может самостоятельно делать полноценный выбор в жизни, она очень зависима от среды. Поэтому в любой оригинальности мы видим элементы повторяемости.

Источник: pixabay.com

Теория поля | психология | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Полевая теория обучения Левина

РЕКЛАМА:

Курт Левин (1890-1947), в отличие от психологов Павлова, Скиннера и гестлианца, проводил эксперименты по изучению поведения детей. Он использовал сложную экспериментальную установку с целью контроля всего окружения ребенка в ходе исследования для получения подробной информации.

Левин уделял особое внимание изучению поведения как функции общей физической и социальной ситуации. Левин считает, что психологические законы не обязательно формулировать исключительно на основе статистических средних. Скорее индивидуальный случай одинаково важен.

Даже если бы были известны все общие психологические законы, нам все равно нужно было бы понять конкретную индивидуальную и «общую ситуацию», в которой он существует, прежде чем мы сможем делать какие-либо прогнозы относительно его поведения.

РЕКЛАМА:

Таким образом, Левин предпочитает идиографическую психологию, в которой основное внимание уделяется индивидууму, в отличие от номотетической психологии, где упор делается на статистическое среднее.

Левин описывает свою точку зрения в следующей формуле:

b=F(pe)

B представляет поведение

f является функцией

P — человек

E — общая ситуация в окружающей среде.

Левин объясняет индивидуальное поведение на основе жизненного пространства. Жизненное пространство человека зависит от его психологической силы. Он включает в себя человека; его влечения, напряжения, мысли и его окружение, состоящее из воспринимаемых объектов и событий.

Левин представляет свою теорию с помощью диаграммы, на которой человек находится в центре. Он движется через свое жизненное пространство, состоящее из совокупности фактов, определяющих его поведение в данный момент времени.

Жизненное пространство содержит самого человека, цели, которые он ищет (положительная валентность) или избегает (отрицательная валентность), барьеры, ограничивающие движения человека, и путь, по которому он должен следовать, чтобы достичь своей цели.

Желание создает напряжение в человеке, и напряжение приходит в уравновешивающее состояние, и человек действует. После достижения цели организм (индивидуум) возвращается в состояние покоя до тех пор, пока его не активизирует новое желание.

В теории Левина основными факторами являются угроза, цель и барьер. Человек, который должен достичь какой-то цели, должен преодолеть барьер. Барьер может быть психологическим или физическим. Из-за изменения барьера в жизненном пространстве индивидуума происходит непрерывная перестройка.

Теория Левина называется теорией поля, так как для психолога поле означает тотальный психологический мир, в котором живет человек в определенное время. Он включает в себя материи и события прошлого, настоящего и будущего, конкретные и абстрактные, действительные и воображаемые — все это интерпретируется как одновременные аспекты ситуации. Левин утверждает, что каждый человек существует в силовом поле. Поле сил, на которое откликается или реагирует индивидуум, называется его жизненным пространством.

Теория Левина рассматривает обучение как релятивистский процесс, посредством которого учащийся развивает новые идеи или изменяет старые. Согласно теории, обучение — это не механистический процесс соединения стимулов и реакций внутри биологического организма. Полевая психология объясняет развитие инсайта как изменение когнитивной структуры жизненного пространства.

Теория Левина рассматривает обучение как релятивистский процесс, посредством которого обучаемый развивает новое понимание или изменяет старые. Согласно теории, обучение не является механистическим процессом соединения стимулов и реакций в биологическом организме. Полевая психология объясняет развитие инсайта как изменение когнитивной структуры жизненного пространства.

Теорию Левина можно объяснить следующим образом:

Предположим, что человек P движется к цели получения общественного признания. Но для достижения цели ему приходится извиняться. Новое требование извинений — это преграда на его пути. Барьером могут быть физические или психологические силы, мешающие ему достичь цели. Эти силы организуются в паттерн, определяющий его будущее поведение.

Левин разделил обучение на следующие категории:

(i) Обучение – это изменение когнитивной структуры.

(ii) Обучение – это изменение мотивации, т. е. валентностей и ценностей.

(iii) Обучение – это приобретение навыков.

(iv) Обучение – это изменение групповой принадлежности.

Обучение всех типов связано с изменением восприятия.

Изменения в когнитивной структуре вызываются силами психологического поля – потребностями, стремлениями и валентностями.

Левин считает, что уровень стремления зависит от потенциальных возможностей индивида и от влияния группы, к которой он принадлежит. Слишком высокие или слишком высокие стремления препятствуют обучению.

Основные концепции теории поля Левина:

Система Левина в значительной степени опирается на концепции, полученные из топологии, раздела высшей математики, занимающегося преобразованиями в пространстве, из векторного анализа или математики направленных линий, а также из наук о понятия химии и физики как валентность, равновесие и сила поля. Самая важная публикация Левина — «Принципы топологической психологии» (1936).

Основные понятия, используемые в теории поля Левина, следующие:

1. Топология:

Также называется топологической. Двумя основными понятиями, которые обозначает топологическое пространство, являются:

(i) связность и

(ii) отношения часть-целое.

Топологические понятия используются для представления структуры жизненного пространства таким образом, чтобы определить диапазон возможных восприятий и действий. Это достигается путем показа расположения функциональных частей жизненного пространства. Части показаны в виде различных областей и их границ. Когда человек структурирует свое жизненное пространство, он делит его на регионы.

2. Вектор:

Термин вектор представляет собой силу, влияющую на движение к цели или от нее. Если есть только один вектор (сила), то есть движение в направлении вектора. Однако при наличии двух или более векторов, действующих одновременно в разных направлениях, движение происходит в направлении равнодействующей силы.

3. Жизненное пространство:

Его еще называют психологическим полем. Психологическое поле – это пространство, в котором человек движется психологически. Он содержит всю психологическую реальность человека — самого себя и то, о чем он думает или что получает от своего физического и социального окружения.

4. Человек в жизненном пространстве:

Человек часто представляется как точка, движущаяся в своем жизненном пространстве, на которую воздействуют притяжения и толчки, преодолевая барьеры в своем передвижении в своем жизненном пространстве. .

5. Валентность:

Когда человека привлекает объект, говорят, что этот объект имеет положительную валентность. Когда человек отталкивается от объекта, который, как говорят, имеет отрицательную валентность. Человек имеет тенденцию двигаться к области жизненного пространства, имеющей положительную валентность, и стремится удалиться от области жизненного пространства, имеющей отрицательную валентность. Поскольку жизненное пространство может содержать регионы с несколькими активными валентностями одновременно, это порождает конфликт, особенно когда противоборствующие силы примерно уравновешены.

Левин выделяет три основных типа конфликта:

(1) Две положительные валентности:

Например, когда ребенку приходится выбирать между походом на пикник и игрой с друзьями.

(2) Одновременная положительная и отрицательная валентность:

Например, когда ребенку предлагается награда за школьное задание, которое он не хочет выполнять.

(3) Две отрицательные валентности:

Например, когда ребенку угрожают наказанием, если он не выполняет задачу, которую он не желает выполнять.

6. Расстояние и направление:

Когда существует тесное соответствие между жизненным пространством и физическим пространством, физические расстояния и направления могут использоваться для экспериментальных целей в качестве аппроксимации расстояний и направлений в жизненном пространстве.

7. Поведение:

Левин рассматривает поведение как функцию текущего жизненного пространства. Он настаивает на том, что поведение зависит от настоящего, а не от прошлого или будущего.

8. Барьер:

Это динамическая часть среды, сопротивляющаяся движению через нее. Она стоит на пути человека к своей цели.

9. Цель:

Цель — область валентности-области жизненного пространства, к которой человек психологически притягивается.

10. Напряжение:

Очень близко к психологическим потребностям и описывает их. Снятие напряжения может быть достигнуто либо через достижение цели, либо через перестройку жизненного пространства.

11. Когнитивная структура:

Это среда, включающая в себя человека, известного человеку. Это синоним проницательности или понимания.

Применение теории поля в классе:

Принимая во внимание теорию поля в целом, значение преподавания и обучения в классе включает в себя важность видения общей ситуации в начале урока или занятия. Преподаватель должен предварительно просмотреть соответствующие действия и проблему, с которой предстоит столкнуться. Более того, с точки зрения теоретика поля, учитель должен иметь в виду, что ученик, сам учитель, другие учителя, школа и группа сверстников — все это части общей ситуации.

Потребность видеть ситуацию в целом и в деталях очень необходима. Учитель должен помочь учащимся осознать цель и препятствие. Цель должна быть представлена ​​проще и проще. Иногда частичное понимание ситуации может частично снять напряжение.

Ниже приведены основные образовательные последствия этой теории:

1. Поощрение и наказание:

Согласно Левину, учащийся из-за влечения к вознаграждению может прибегать к кратчайшим методам. Например, чтобы получить отличие на экзамене (зачет), студент может списать (сокращенный метод). Следовательно, необходимо поставить некоторые барьеры над ситуацией вознаграждения, чтобы избежать доступа к таким коротким методам.

В случае наказания, однако, есть тенденция покинуть поле боя из-за неприятности задания, если только не существуют какие-то сильные барьеры, удерживающие его в поле. Действия, связанные с вознаграждением, часто становятся интересными и нравятся, так что мотивация перестает быть внешней, в то время как действия, контролируемые угрозой наказания, становятся чрезвычайно ненавистными.

2. Успех и неудача:

Психологический анализ успеха с точки зрения учащегося показывает следующие возможности:

(1) Достижение цели – залог успеха.

(2) Попасть в область цели может быть успешным опытом.

(3) Достижение определенного прогресса в направлении цели также представляет собой опыт успеха.

(4) Выбор социально одобренной цели – это тоже опыт успеха.

Психологический успех или неудача зависят от участия эго и уровня стремления. Успех в легком задании не является опытом успеха, поскольку он не затрагивает эго человека. Точно так же неудача в очень сложной задаче не является опытом неудачи.

3. Мотивация:

Повторение деятельности вносит изменения как в когнитивную структуру, так и в системы потребности-напряжения. В результате этой цели меняется привлекательность. Левин называет привлекательность цели валентностью и изменением валентности.

Валентность может измениться любым из следующих способов:

(1) Привлекательные цели могут потерять внимание, если деятельность, связанная с ними, повторяется до точки насыщения.

(2) На выбор целей влияет предыдущий опыт успехов и неудач.

4. Память:

Теория поля говорит о памяти следующее:

(1) Задания, не имеющие смысла в выполнении, не запоминаются.

(2) Незавершенные дела запоминаются лучше, чем законченные из-за психологического напряжения.

(3) Задачи, ведущие к удовлетворению многих потребностей, запоминаются лучше, чем задачи, ведущие к удовлетворению одной потребности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *