ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии) — это… Что такое ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии)?
- ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии)
- разработана немецким психологом К. Левиным. Речь идет об изучении влияния на поведение людей возникающего при их общении психологического поля. Одни его участки притягивают людей друг к другу, другие отталкивают. Это явление К. Левин назвал валентностью, которая может быть положительный или отрицательный. Личность в его теории представлена в виде «систем напряжения». В деловом общении постоянно возникают психологические поля с разными значениями. Важно влиять на эти поля в общих интересах, в интересах дела.
Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.
- ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: гносеология и эпистемология
- ТЕОРИЯ
Смотреть что такое «ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии)» в других словарях:
ТЕОРИЯ ПОЛЯ — англ. theory, field; нем. Feldtheorie. В векторной психологии и соц. психологии концепция общей конфигурации восприятия индивида, противопоставляющая предполагаемым объективным характеристикам его физическое и соц. окружение. Этот подход был… … Энциклопедия социологии
теория поля — создатель германско американский психолог К. Левин, одно время непосредственно сотрудничавший с гештальт психологами. Он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как озарение. Понятие поля… … Большая психологическая энциклопедия
Теория Поля — (от греч. theoria исследование) психологическое направление, автор К. Левин . Возникла из объяснительной модели, отработанной на процессе восприятия. Левин распространил исходные установки на объяснение мотивации действий и социальное поведение.… … Психологический словарь
ТЕОРИЯ ПОЛЯ — англ. theory, field; нем. Feldtheorie. В векторной психологии и соц. психологии концепция общей конфигурации восприятия индивида, противопоставляющая предполагаемым объективным характеристикам его физическое и соц. окружение. Этот подход был… … Толковый словарь по социологии
ПОЛЯ, ТЕОРИЯ — Действительно широко обоснованный набор теорий, все из которых сосредоточиваются на общей психологической среде и пытаются объяснять поведение на основе динамических взаимодействий между силами одной части поля и остальной части поля. Теория поля … Толковый словарь по психологии
Теория экологических систем — Теория экологических систем теория, предложенная Ури Бронфенбреннером для описания и изучения «экологии» детского развития. Само понятие «экологии» восходит к понятию «экологической валидности» (ecological validity) и работам в области… … Википедия
Теория решения изобретательских задач — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Теория принятия решений — Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878 Теория принятия решений область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики … Википедия
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ — раздел математики, исследующий общие свойства множеств. Множеством называется любое объединение в одно целое некоторых определенных и различных между собой объектов нашего восприятия или мысли. В Т. м. изучаются общие свойства различных операций… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
eurasian_wisdom.academic.ru
Теория поля — Психологос
Теория поля была создана Куртом Левином, считавшим, что для понимания поведения необходимо принимать во внимание всю ситуацию целиком, т. е. гештальт-ситуацию.
Левин целиком отказался от аристотелева подхода к науке, включая какое бы то ни было подчеркивание прошлого или будущего, причины или следствия. Он считал психологию областью научного изучения, не имеющей ничего общего ни с биологией, ни с физикой, ни с какой бы то ни было другой естественной наукой. Понятия, объекты и события, изучаемые этими науками, могут быть в известной мере релевантны поведению, но это всего лишь психологическая релевантность. Даже если индивидуум, поведение которого изучается, вспоминает прошлое или проецирует себя в будущее, он делает это сию минуту, т. е. в настоящем. Следовательно, релевантны только те аспекты прошлого (или будущего), которые вплетены в ткань сиюминутной ситуации.
Теория поля сосредоточена на индивидуальных различиях. Левин исходил из того, что на восприятие человека окружающей среды влияет импульс, посылаемый самой средой, и что этот импульс, в свою очередь, изменяет последующую перцепцию. Среда (Е) окружает человека. Однако человек (Р) никогда не является ее частью, а среда никогда не является частью человека. Между тем существуют проницаемые психологические границы, благодаря которым изменения, происходящие в (Е) могут вызвать изменения в (Р), и наоборот.
В индивидууме есть две основные области — внутреннее ядро (аналогичное ядру атома) и область, окружающая его. Внутреннее ядро — в свою очередь — делится на ряд собственных областей, соответствующих различным целям, когнитивным структурам и т. п. Область, окружающая ядро, является моторно-перцептивной. Эта относительно недифференцированная область представляет собой тракт, по которому события из психологической среды (перцептивные) достигают ядра, а моторные события — среды.
Психологическая среда также подразделяется на множество областей, имеющих более или менее проницаемые границы. Эти области образуют «валентности» (притяжения или отталкивания своих средовых содержаний, например, целей или целевых объектов). Специфическая «валентность» каждой зоны формируется (развивается) во времени по мере того, как взрослеет и изменяется развивающийся человек, и по мере того, как изменяется среда.
Теория поля дает нам средства для описания, анализа и предсказания поведения, в основном, через определение компонентов векторного поля в конкретной ситуации и установление направления и интенсивности ожидаемого движения. Однако она также предсказывает изменения в человеке, которые могут произойти вследствие его вовлеченности в определенное поведение, а также вследствие изменений в окружающей среде, которая может приобрести новую или утратить былую значимость для последующего поведения.
www.psychologos.ru
Теория поля Курта Левина
Скептики считают психологию псевдонаукой, однако существуют открытия, которые доказывают единую формулу поведенческих реакций, основанных на законах точных наук. Курт Левин в начале ХХ в. объяснил сущность жизни в терминах физики и математики в своей «Теории поля», о которой и пойдет речь в сегодняшней статье.
В основу этой концепции легли и понятия гештальт-психологии, которая соединяет все явления мира в целостный образ. Описывая личность, германо-американский ученый Курт Левин использовал средства топологии как раздела математики, изучающей взаимное расположение фигур. Личность же он рассматривал как сложное энергетическое поле. Он построил схему, в которой человек — это круг, имеющий свои замкнутые границы. Но он не существует сам по себе, его окружает какое-то пространство, с его вещами, людьми, событиями.
Так известный психолог вывел формулу: личность + окружение = поле.
А течение жизни определяется динамикой между личностью и окружением.Чтобы объяснить, как живет человек, как он страдает, когда он счастлив, а когда в отчаянии, Курт Левин ввел два новых понятия: модель окружения и модель личности.
Курт Левин. Источник: wikimedia.org
Модель окружения
Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта.
Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.
Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России — другим. Но если россиянин переедет в Африку — он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».
В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.
Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.
Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.
Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер:
Мы никогда не узнаем, каков другой человек.Вторая сторона сенсомоторной зоны — внутренняя — это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства». Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях.
Потребности и то, как мы их реализуем
Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.
Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.
Тогда у человека рождаются потребности. Они могут быть биологическими — голод, жажда, половое влечение, — а могут быть желаниями самореализации, признания, любви. Вся личность человека будет стремиться к реализации некой потребности. Напряженный регион (возбужденная потребность) будет заставлять человека действовать.Источник: pixabay.com
Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.
Потребности формируются извне. Допустим, вам незнакома потребность в любви: тогда должен появиться кто-то, кто при контакте на внешней границе сенсомоторной зоны покажет, что есть любовь, и тогда внутри этой зоны появится условный «шарик» — «потребность в любви». Низшие же физиологические потребности, с одной стороны, изначальны. С другой стороны, способ их реализации зависит от окружения. К примеру, кто-то становится вегетарианцем под воздействием настроения своей социальной среды, кто-то вообще не думает о здоровом питании.Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.
Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?
Потребности, граничащие с «оболочкой», осознаются, а центральные не осознаются. У тех потребностей, которые не осознаются, заряд сильнее, они больше беспокоят человека — поэтому он испытывает непонятную тревогу.
С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.
- Диффузная («кривая») реализация. Для нее характерен истеричный смех, плач, крик, происходящий непонятно в связи с чем. Женщина хочет внимания, но не говорит об этом, вместо этого плачет или кричит — в этом случае потребность также удовлетворена, но не напрямую. Тем не менее ей становится легче.
- Формирование болезни. Например, вместо того чтобы защищать свои границы от нападок других людей или нарушения личного пространства, человек начинает страдать ожирением, астмой или нейродермитом. Любой симптом является способом реализовать потребность, это способ вступить в контакт с другими людьми по самой важной потребности (которую, подчеркну, личность или отрицает, или не осознает). В этом смысле человек может быть «спокоен», потому что в любом случае потребность будет реализована. Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.
Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.
Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди.
Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная.
Мы можем в один момент концентрироваться только на одной фигуре — объекте (который поможет реализовать потребность). Тогда все остальное является фоном. Например, если вы думаете о человеке с рыжими волосами, вы везде как будто «случайно» будете видеть рыжих людей.Таким образом, мир обладает целостностью — полем. Люди не самостоятельны, они частицы заряженного поля. Если человек попадает в какое-то окружение, оно обязательно повлияет на него так или иначе, произойдут некие изменения. Человек — открытая энергетически система, которая реагирует на явления внешней среды. По «Теории поля» личность фактически не может самостоятельно делать полноценный выбор в жизни, она очень зависима от среды. Поэтому в любой оригинальности мы видим элементы повторяемости.
Источник: pixabay.com
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
sciencepop.ru
Теория поля (психология) — это… Что такое Теория поля (психология)?
- Теория поля (психология)
Wikimedia Foundation. 2010.
- Теория полой земли
- Теория постиндустриального общества
Смотреть что такое «Теория поля (психология)» в других словарях:
теория поля — создатель германско американский психолог К. Левин, одно время непосредственно сотрудничавший с гештальт психологами. Он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как озарение. Понятие поля… … Большая психологическая энциклопедия
Теория Поля — (от греч. theoria исследование) психологическое направление, автор К. Левин . Возникла из объяснительной модели, отработанной на процессе восприятия. Левин распространил исходные установки на объяснение мотивации действий и социальное поведение.… … Психологический словарь
ТЕОРИЯ ПОЛЯ — (field theory) (психология) теоретический и экспериментальный подход к изучению поведения Курта Левина ( Теория поля , 1951), который считает умственные события и поведение результатом связи сил, аналогичных действующим в теории поля в… … Большой толковый социологический словарь
психология топологическая — гештальтистская концепция личности, разработанная К. Левином, согласно коей описание поведения человека во внешнем мире может достигаться путем использования особых математических понятий топологии (науки, изучающей пространственные… … Большая психологическая энциклопедия
Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Психология религии — одна из отраслей знания, изучающих религию; она имеет дисциплинарный статус, является, с одной стороны, проблемной областью психологии, в рамках к рой выступает в кач ве прикладной, с другой наряду с философией, социологией, феноменологией,… … Религии народов современной России
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей знания о религии. Она изучает психологич. закономерности возникновения, развития, функционирования и отмирания религ. явлений в общественной, групповой и индивидуальной психологии; содержание, структуру, направленность этих… … Атеистический словарь
Теория экологических систем — Теория экологических систем теория, предложенная Ури Бронфенбреннером для описания и изучения «экологии» детского развития. Само понятие «экологии» восходит к понятию «экологической валидности» (ecological validity) и работам в области… … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Психология общения: школа Парыгина Б. Д. — В первой монографии Б. Д. Парыгина «Социальная психология как наука» (1965) была представлена концепция социальной психологии как системы науч. знания, включающего в себя 3 осн. компонента: 1) методология, 2) общая социально психологическая… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Книги
- Научные теории за 30 секунд, Пол Парсонс. Теория хаоса, унификация или теория всего, теория относительности, кот Шредингера и законы движения? Несомненно, вы знаете, что это такое. То есть вы, конечно, об этомслышали. Но знаете ли вы… Подробнее Купить за 189 руб аудиокнига
dic.academic.ru
Структурная часть теории поля — Мегаобучалка
Основные положения
Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психологического поля». Он говорил: «Теория поля едва ли может быть названа теорией в обычном смысле. Скорее это набор принципов, подход, метод и целый способ мышления, который относится к связи событий и ситуаций, в которых эти события происходят». Идея «поля» порождена идеей электрического или магнитного поля, которая, в свою очередь, изначально являлась метафорой. То, что происходит с чем-либо, помещенным в это силовое поле — это функция всех свойств поля, взятых как интерактивное динамическое целое. Поле как целое также изменяется в результате включения в него чего-то нового.
Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля, которое получило название годологического пространства. Годологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом, годологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.
Левин высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации. Согласно взглядам Левина,поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.
Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936), так как для объяснения он использовал понятия из топологии — науки о пространственных отношениях между объектами, а также математики и физики.
Основные принципы теории поля:
Применение конструктивного, или генетического, метода вместо классификационного. «Сущность конструктивного метода состоит в представлении индивидуального случая с помощью небольшого количества конструктивных элементов. Такими элементами могут стать психологическая позиция, психологические силы и подобные понятия». Этот принцип противопоставляется такому подходу, при котором игнорируются индивидуальные особенности и используются общие законы и закономерности.
Анализ психологического поля с позиции целостности в противовес тому сложившемуся в психологии подходу, согласно которому изучаются отдельные элементы ситуации. «Вместо того, чтобы вычленять из ситуации тот или иной изолированный элемент, значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом, теория поля, как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации в целом. А уже после такого «анализа в первом приближении» различные аспекты и части ситуации подвергаются все более и более конкретному и детальному анализу».
Изучение ситуации не с физической, а с психологической точки зрения, т.е. с точки зрения того, как она представлена субъекту. Этот подход используется в противовес идее бихевиоризма объяснять психические явления в «объективных физических» терминах. Левин утверждает, что одной из задач психологии является задача «найти адекватные научные понятия, благодаря которым стало бы возможно такое представление сочетаний психологических факторов, чтобы из них можно было бы вывести поведение данного индивида».
Исследование поведения с точки зрения актуально складывающихся обстоятельств и условий, внастоящем, в ситуации «здесь и сейчас». Это положение противопоставляется точке зрения З. Фрейда, согласно которой адекватный анализ трудностей человека должен строиться при учете его прошлого опыта, либо используется как контрпозиция идее А. Адлера и гуманистических психологов (Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу) об исследовании личности с точки зрения того, что она ожидает от будущего.
Изучение поведения с динамической точки зрения, т.е. с точки зрения сил и напряжения психологического поля.
Математическое представление психологических ситуаций (топологии и векторного анализа) для изложения результатов в строго логической последовательности. «Топологические и векторные понятия в такой мере сочетают в себе аналитическую мощь и концептуальную точность, что это делает их… превосходящими подобные другие известные в психологии концептуальные средства». Теорию поля можно разделить на две части — структурную, или топологическую, и динамическую, или векторную.
Парлетт Малькольм в статье «Раздумья о теории поля» в журнале «Журнал практического психолога» №2-3, 2002 г. приводит свое видение принципов теории «поля» Левина:
Принцип организации. Понимание исходит из взгляда на всю ситуацию, тотальность сосуществования фактов. Левин пишет: «Возникнет ли определенный тип поведения или нет, зависит не от наличия или отсутствия одного факта или множества фактов, рассматриваемых в отдельности, но лишь в констелляции (структуре и силах) особого поля как целого. «Значение» единичного факта зависит от его положения в поле». Характеристики объектов определяются, скорее, общей организацией всецелого значения и смысла, «расставляющего акценты» на тех или иных конкретных особенностях.
Принцип единовременности. Этот принцип указывает на факт того, что существует группа факторов в настоящем поле, которые определяют и «объясняют» поведение в настоящий момент. Нет какой-то особенной специфической связи с событием прошлого, которое во многих других системах расценивается как предопределяющее события настоящего.
Принцип сингулярности. Каждая ситуация и каждое поле «человек-ситуация» являются уникальными. И пусть некоторые психологи пытаются отыскать нечто «общее», подвести уникальный опыт под некие генерализованные законы, наш непосредственный личный опыт свидетельствует об ином. Обстоятельства никогда не бывают одинаковыми для всех, и у каждого человека неизбежно возникает своя перспектива и точка зрения, даже если несколько человек оказались в одном и том же месте в одно время.
Принцип изменяющегося процесса. Этот принцип относится к полю, подверженному постоянным изменениям: «нельзя в одну и ту же реку войти дважды». В то время как принцип сингулярности акцентировал потребность в уникальном отношении к уникальному событию, принцип изменяющегося процесса постулирует, что опыт скорее временен, чем постоянен. Ничто не является зафиксированным или абсолютно статичным.
Принцип возможной значимости. Этот принцип утверждает, что ни одна часть целого поля не может быть исключена заранее как внутренне незначимая, сколь обычной, мирской, вездесущей, несущественной она ни казалась бы. Все в поле является частью общей организации и потенциально значимо.
Структурная часть теории поля
Человек — замкнутая система, обладающая двумя свойствами — отделенностью от остального мира границей и включенностью в большее пространство. Он не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Психологическая среда и человек объединяются общим понятием — жизненное пространство, которое рассматривается как психическая реальность, т.е. как тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Граница между жизненным пространством и внешним миром проницаема. Объекты, события, идеи, которые в данный момент являются элементами жизненного пространства, могут в следующий момент стать элементами непсихологической среды (физической, социальной и др.), если перестают иметь какое-либо значение для человека, стремящегося удовлетворить свои потребности, снять напряжение.
Человек отделен от психологической среды границей, и сам обладает определенной структурой. В структуре личности выделяется внутренний регион и перцептуально-моторный слой. Внутренний регион поделен на определенные ячейки, которые ассоциируются с потребностями человека. Перцептуально-моторный слой не дифференцирован и обеспечивает взаимодействие между внутриличностным регионом и средой.
Среда также дифференцирована и разделена на регионы, которые могут изменяться. Каждый субрегион содержит один психологический факт (наблюдаемый или мысленный). Все воспринимаемое и выводимое относится к фактам. Взаимодействие между фактами описывается как событие по следующим критериям: близости/удаленности регионов, прочности/слабости границ, текучести/ригидности.
Основное внимание уделяется динамическим аспектам поведения, поэтому Левин вводит понятия локомоции и коммуникации. Локомоция — это движение в психологической среде, этот тот путь, который прокладывает человек через психологическую среду с целью удовлетворения потребности. Движение может быть как физическим, так и мысленным. Коммуникация — взаимодействие между перцептуально-моторным слоем и внутриличностным регионом. Коммуникация — это внутриличностная динамика. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Квазипотребность — термин, выведенный Левином для обозначения потребностей, отличных от биологических.
Динамика психологической среды в теории поля осуществляется четырьмя способами:
1) ценность региона может меняться количественно, например, от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному;
2) векторы могут изменяться по силе, направлению;
3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать;
4) могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды является результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомоции или когнитивных процессов.
Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.
megaobuchalka.ru
66 ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА. История психологии. Шпаргалка
Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К. Левин обратился к физике в поисках «нового режима мышления», в попытке сделать психологию более точной наукой.
Теория «поля» К. Левина – не отдельная психологическая теория, а система представлений, которая может применяться во всех отраслях психологии.
Понятие «поля» включает в себя как внешние факторы! (окружающая среда), так и внутренние (личность человека). Любая деятельность протекает в поле и определяется его условиями.
Основные тезисы теории поля.
1. Логику поведения человека необходимо искать в изучаемой ситуации. Причем ситуация должна рассматриваться так, как ее воспринимает сам действующий субъект.
2. Объяснение должно строиться на психологии, в первую очередь необходимо учитывать и анализировать факторы, воспринимаемые субъектом, – как реально существующие, так и представленные только в переживаниях.
3. Поведение субъекта обусловлено действием некоторых сил.
4. Схожее поведение не всегда обусловлено схожими причинами.
5. В первую очередь на поведение влияют факторы, существующие в настоящем времени. Прошедшие и ожидаемые моменты должны быть рассматриваемы во вторую очередь.
6. Для упрощения обработки психологических ситуаций их можно представить в алгебраической форме.
К. Левин предложил следующую формулу для записи психологических ситуаций:
V = f (P, U),
где V – поведение;
P – личностные факторы!; U – окружающая среда.
Свою теорию поля К. Левин применял к разнообразным психологическим проблемам, в том числе поведению умственно неполноценных личностей, поведению малых групп, проблемам, связанным с разницей менталитетов, младенческому и детскому поведению.
Наука, по К. Левину, проходит три стадии:
1) спекулятивную – создается несколько крупных теорий, претендующих на полное описание изучаемой области;
2) дескриптивную – уделяется большое внимание фактам, теории формируются «от практики»;
3) конструктивную – формируются теории, позволяющие объяснить любое явление. Свои взгляды К. Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» и «Принципы топологической психологии».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
ТОП 10: |
Таблица 2.3.Основные сведения о теории психологического поля
Курт Левин (1890-1947) (см. фото) был профессором Берлинского университета в Германии, затем эмигрировал в США и с 1945 г. занимал пост директора исследовательского Центра групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Г. Олпорт считал Левина самым блистательным ученым современной психологии. Левин был страстным поборником эксперимента в психологии. «Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости», — говорил он своим студентам. Теория является решающим фактором науки, но всякая теория должна быть подтверждена экспериментом. «Без теории эксперимент — слеп и глух», -утверждал Левин. Сам ученый провел множество интересных экспериментов. Как ученый Левин сформировался в русле школы гештальтпсихологии. Три выдающихся немецких психолога —Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка (М. Werstheiiner, W. Keller, К. Koffka), — основавшие гештальтпсихологию в годы, предшествующие Первой мировой войне, были его учителями. Основные положения этой школы: 1. Образ мира (гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, а сразу. 2. Образ создается в данный момент. Прошлый опыт, как в теории Фрейда, не 3. Принцип изоморфизма означает соответствие внешнего мира образу (ге- Главная идея гештальтпсихологии заключалась в том, что поведение человека определяется психофизическим полем, в которое оно включено. Теория К. Левина испытала серьезное влияние гештальтпсихологии и психоанализа, но тем не менее она абсолютно оригинальна, поскольку он создал теорию личности, которая учитывает воздействие ситуации и окружающего внешнего мира на поведение. Левин характеризовал свою теорию поля как «метод анализа каузальных отношений и построения научных конструктов» [201, с. 347]. Главные черты теории поля можно представить следующим образом: 1. Поведение есть функция поля, существующего во время поведения. 2. Научный анализ следует начинать с изучения целостной ситуации, а затем 3. Психологию конкретного человека в конкретной ситуации можно описать «Поле» Левин определял как тотальность сосуществующих факторов, которые мыслятся как взаимозависимые. Сюда включался широкий круг психологических и социологических феноменов. Теория поля содержит четыре основных учения: Учение о потребностях. Учение о психологическом поле. Учение об уровне притязаний. Учение о групповой динамике. Учение о потребностях Потребность, с точки зрения Левина, является движущей силой человеческой дятельности. Потребность — это мотор человеческого поведения. Под потреб-эстью он понимал динамическое состояние (активность), которое возникает человека при осуществлении какого-либо намерения. Направление поведения пределяется следующим соотношением — напряжением внутренней системы этребностей и силой внешних поводов. С одной стороны, серьезный повод может чень мало значить для человека, если его внутренние системы не напряжены. ‘ другой стороны, самый незначительный повод может оказаться значимым, если уществует сильная внутренняя напряженная система потребностей. Активность поведения человекаопределяет динамика внешнего и внутреннего шра, которые, в свою очередь, определяются силой внутренних потребностей че-овека и внешних поводов. Однако на пути удовлетворения потребностей часто возникают барьеры, препятствия. Если барьер невозможно преодолеть, то личность не может удовлет-юрить свои потребности. Если барьер слишком незначителен, то не возникает напряжения во внутреннем мире личности, нет ее развития. Поэтому поведение геловека определяется соотношением потребностей, величиной и силой барьеров \ напряженности между ними. Левин выделял два вида потребностей: 1. Устойчивые, истинные потребности. К ним относятся потребность в трудовой 2. Квазипотребности, возникающие в данный момент актуальные потребности. Квазипотребности не имеют ни врожденного, ни биологического характера, они социальны по своему происхождению. У животных потребность не может сформироваться внезапно, она заложена генетически. Специфика деятельности человека заключается в том, что он может сделать то, что для него биологически безразлично [59, с. 19]. По своему строению и механизмам квазипотребности не отличаются от истинных потребностей. Между этими двумя видами потребностей существует связь — «коммуникация». Определяющим фактором развития потребности является коммуникация с другими потребностями, а не ее содержание, то есть динамический момент — степень ее напряженности (сильная или слабая). Наличие взаимосвязей между потребностями К. Левин доказал в результате следующих экспериментов. Эксперимент№ 1.Испытуемому давали несколько вариантов задания — сложить фигуру из разрезанных частей, или нарисовать предмет, или решить головоломку. Испытуемый начинал выполнять задание, и это означало возникновение квазипотребности, В середине выполнения задания экспериментатор прерывал работу испытуемого и предлагал ему выполнить другое задание. Испытуемый выполнял второе задание, возникала вторая квазипотребность. После его выполнения, то есть после разряжения напряжения второй квазипотребности, 86 % испытуемых самостоятельно возвращались к первому заданию. Так как первое задание было выполнено не до конца, работа не завершена, то первая квазипотребность не разряжалась, а сохранялась в актуальном состоянии. Испытуемым необходимо было разрядить напряжение, завершить действие. Таким образом, Левин доказал существование квазипотребностей. Эксперимент№ 2.Левин провел полевой эксперимент, в ходе которого было выявлено влияние психологической ситуации на степень напряжения квазипотребности. Левин вместе со своими студентами пил кофе в кафетерии. Он спросил у официанта, что конкретно заказывали люди, которые уже выходили из кафетерия и расплатились с ним. Официант не помнил подробностей, так как действие по обслуживанию клиентов было уже завершено и квазипотребность разряжена. Зато официант очень хорошо помнил, что именно заказали люди за соседним столиком и сколько они должны заплатить, поскольку его квазипотребность в отношении еще не обслуженных клиентов была максимально напряжена. Таким образом, К. Левин доказал, что незавершенные действия лучше запоминаются. В 20-30 гг. XX в., когда проходили эксперименты Левина, было принято считать, что ситуация эксперимента должна быть максимально «стерильной», чтс экспериментатор не должен вмешиваться в ход эксперимента. Однако Левин бьи противником такого подхода и полагал, что реальная ситуация может быть смоде лирована только при активной роли экспериментатора. Он выдвинул следующе положение: «динамическое состояние, напряжение является решающим, а главно* детерминирующим фактором психической деятельности человека». Принцип геш тальтпсихологии — психическое явление возникает здесь и в данный момент — бы перенесен им и на детерминацию человеческого поведения. Именно поэтому Леви назвал свою теорию личности динамической (Dynamic Theory of Personality). Квазипотребности— это потребности, которые приводят человека к Припяти решения в проблемной ситуации, именно из них исходит намерение. Понятие квазипотребности потребовало разрешить две проблемы: во-первы проблему удовлетворения потребности, во-вторых, проблему влияния психол гической ситуации, или психологического поля. Способ удовлетворения кваз потребности носит гибкий характер. Это было показано в следующем экспер менте. Эксперимент№ 3.Испытуемому давалось задание на чистом листе нарисовг разные фигуры, в том числе и свою монограмму. Потом лист требовалось аккур; но подписать. Было обнаружено, что если испытуемый в числе рисунков рисо! и свою монограмму, то забывал подписать лист. Таким образом, было доказ< замещение одной квазипотребности другой, обнаружена коммуникация потребностей. К. Левин считал, что только для психики здорового человека характерна высокая степень коммуникации квазипотребностей, для умственно же отсталых людей замещение потребностей, их коммуникации не присущи. Он продемонстрировал свою мысль на следующем примере. В домашние обязанности мальчика-олигофрена входило мыть посуду. Однажды его бабушка вымыла посуду. Мальчик очень разволновался: на пути удовлетворения его квазипотребности встал непреодолимый барьер — отсутствие грязной посуды. Бабушке пришлось снова испачкать посуду, чтобы он ее вымыл, удовлетворил свою квазипотребность и успокоился. Когда этот мальчик вырос, он стал работать курьером в институте. В его обязанности входило разносить почту по отделам. Он должен был вручить письмо адресату и получить расписку. Однажды в институте проходило общее собрание. Человек, которому было адресовано письмо, выступал с докладом. Курьера на собрание не пускали, но он возбудился до такого состояния, что пришлось прервать доклад. Курьер вручил письмо докладчику, получил расписку и успокоился. Левин отмечал, что у здорового человека квазипотребность — «вручить письмо» вступила бы в коммуникацию с другой квазипотребностью — «не мешать собранию», наступило бы замещение потребности. Люди, как правило, не возвращаются к прерванному действию, замещая его другим аналогичным действием. Как было показано в следующем эксперименте, барьеры к достижению цели и удовлетворению квазипотребности приводят у психически здоровых людей к символическому замещению. Эксперимент№ 4. В экспериментальной комнате на полу нарисовали мелом квадрат. В метре от квадрата поставили цветочный горшок. Испытуемому было дано задание — достать цветок, не выходя за пределы квадрата. Задание можно было выполнить единственным способом — взять стул, лечь на него и дотянуться до цветка. Но экспериментатор потребовал найти еще один способ. Тогда один из испытуемых предложил пустить в комнату воду, чтобы цветок сам приплыл к нему. Произошло символическое замещение действия. Замещение представляет собой перемещение энергии, переструктурирование энергетического поля. Если для Фрейда основное действие, которое должно быть замещено, — это проявление врожденных (либидозных) влечений, то для Левина основное действие, которое замещается, порождается тем окружением, в котором человек находится. Как основное, так и замещающее действие социально вызвано. В теории Левина замещающее действие выполняет функцию регуляции, а не защиты, как это имеет место в теории Фрейда. |
infopedia.su