Познание человеком мира и самого себя
РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
по теме: «Познание человеком мира и самого себя»
1. Мышление и речь
Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.
Посредством, мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление — это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.
Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражаете» в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
Язык — это система знаков. Он выступает как способ оформления, выражения и закрепления мысли. Язык существует и реализуется через речь. Речь — это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка. Речевая деятельность осуществляется в таких формах, как устная, письменная и внутренняя речь. В процессе речевого общения большое значение имеет использование коммуникативных средств мимики, жестов, паузы.
2. Сознание
Сознание выделяется из более обширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Существует, по крайней мере, два подхода, объясняющие природу сознания. Первый связан с именем французского философа Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую» подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.
Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т. е. исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения поляной информации о сознании на основе изучение структур и деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с общественной природой сознания, его конкретно-историческим и творческим характером.
Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит марксизмом. В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «Бытие определяет сознание», «сознание — отражение бытия», — подтверждают зависимость сознания от внешнего, общественную природу сознания. Сознание предстает не как индивидуальное свойство, а как универсальный процесс всего человеческого рода.
Дальнейшее проникновение в суть сознания требует объединения этих двух подходов. Изучение природы сознания должно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальных отношений.
Таким образом, сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.
По содержанию сознание представляет собой отражение объективной реальности, информацию о внешнем мире и о себе, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов.
По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи, деятельность человека есть условие становления сознания.
По функциональному назначению сознание — фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное отражение и творческое преобразование действительности.
3. Познание
Познание есть форма адекватного отражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру, уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу.
Познание — процесс постижения человеком или обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
Структура познания предполагает наличие субъекта, объекта и средств познания. Субъект познания — активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество). Объект познания — то, на что направлена активность человека (субъекта). Субъект и объект познания находятся в постоянном взаимодействии.
Теория познания (гносеология) изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики в отличие от агностиков лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир познаваем.
Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Человеческое знание зафиксировано в соответствующих материальных носителях (книги, дискеты, магнитные ленты, диски), хранится в человеческой памяти и транслируется из поколения в поколение.
4. Рациональное и чувственное познание
Особенностью рационального познания является доминирующая роль разума (от лат. ratio). Человек может познавать мир на основе предварительной работы мысли, что предполагает построение идеальной схемы деятельности. Рационалист первоначально прорабатывает свои действия мысленно, для него главной является идея, он предпочитает следовать установленным нормам. Рациональный способ познания исходит из положения о том, что мир разумен, в его основе лежит некое разумное начало. Поэтому рационализм представляет собой способность человека работать с идеальными объектами, отражать мир в понятиях. Европейская цивилизация характеризуется как рациональная цивилизация. Ей присущ разумный, рассудочный подход к действительности, прагматический способ решения проблем. Разум, рассудок, логика — вот составляющие рационального способа познания.
Таким образом, универсальным основанием рационализма провозглашаются законы логики. К рационалистам относят Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезис рационального познания: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
Поэтому рационализм в познании объявляет главным источникам познавательной деятельности не опыт и эксперимент, а разум и независимые от опыта идеи. Рациональность в познании требует от ученого выявления всеобщего, независимого, от чувственных впечатлений. Научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием системы познания и с методологией.
Рациональное познание противостоит чувственному познанию, которое в отличие от рационализма в качестве источника и основы познания рассматривает человеческую чувственность. Все содержание познания выводится из деятельности органов чувств. Именно в ощущениях отражается связь человека с внешним миром, показания органов чувств трактуются как тот канал, который обеспечивает достоверное отражение внешнего мира. Наиболее последовательным представителем этого направления в античности был Эпикур. Сторонники чувственного познания пришли к выводу о том, что человеческое сознание первоначально представляет собой «чистую доску», на которой опыт записывает свои данные. Им принадлежит и еще одна крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Этим подчеркивается роль опытного знания. К сторонникам чувственного познания относят Бэкона, Гоббса, Локка, Гельвеция, Дидро, Гольбаха.
В современной философии преодолеваются ограничения как рационального, так и чувственного познания. Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального, включает в себя и данные органов чувств, и процедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственные формы познания.
5. Истина и ее критерии
Целью научного познания является достижение истины. Споры о понятии истины и ее критериях не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Аристотелю принадлежит определение истины, которое стало классическим: истина — это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую концепцию истины называют теорией соответствия.
Однако возникает вопрос, что чему должно соответствовать? У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать, соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходимость (Кант), простота и ясность (Декарт), логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П. Флоренский утверждал, что истина есть «истина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой (красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Существуют логические критерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.
mirznanii.com
Познай самого себя — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 мая 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 мая 2017; проверки требует 1 правка. Древнеримская мозаика с греческой надписью Γνῶθι σεαυτόνПознай самого себя (др.-греч. Γνῶθι σεαυτόν, лат. Nosce te ipsum или Temet nosce) — античное изречение, надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где находился Дельфийский оракул.
По сведениям античных авторов, на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала пифия, было сделано несколько надписей-граффити. Одна из таких надписей гласила: «Познай самого себя». Автор этого высказывания неизвестен; античные источники приписывали его разным авторитетам древности. Чаще всего автором назывался один из семи мудрецов, например, Фалес из Милета или Хилон из Спарты[1], либо все семь мудрецов сразу. В диалоге Платона «Протагор» утверждалось, что Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон, собравшись вместе, преподнесли эту фразу, как начаток мудрости, в дар богу Аполлону[2]. Философ Антисфен в сочинении «Преемства философов», напротив, называл автором фразы пифию Фемоною, которая первой стала пророчествовать в стихах[1]. Спартанцу Хилону приписывался и расширенный вариант высказывания: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную»[3].
ru.wikipedia.org
Познание человеком мира и самого себя — путь к новой жизни: yurij_burlan — LiveJournal
Один единственный путь есть у человечества — это познание самого себя.
Юрий Бурлан
Познание человеком мира и самого себя начинается с первой минуты жизни и продолжается до последнего вздоха. Часто по причине неверного воспитания, навязанных стереотипов и желаний вся жизнь человека в мире превращается в ошибку. И многие так и уходят, не найдя свое место, свой смысл. Прожив чужую жизнь на чужой планете, потерявшись среди чужих лиц. И потеряв надежду найти тот самый путь к новой жизни…
«Я не знаю, кто вы есть и какой несете крест…»
Обернитесь… Бабушка, ведущая внучку в детский сад. Мужчина, бережно очищающий стекла своей машины от снега. Женщина, спешащая к остановке. Подъезжающий троллейбус, хмурые пассажиры. Девочка, смотрящая в окно маршрутки на этот мир совсем недетским взглядом. Водители авто, продавцы в магазинах, служащие в офисах, домохозяйки и банкиры. Безработные и свободные художники, богатые и бедные, счастливые и не очень…
Сколько нас в этом мире — разных людей? Много. Достаточно много, чтобы заблудиться, потеряться, стать невидимым, прозрачным, ненужным… Почему и за что?
Призыв — познай себя! — все чаще звучит сегодня со страниц интернета, журналов, с экранов телевизоров. А что это значит — познай себя, неведомо. Процесс познания самого себя предполагает, что в результате человек поймет, кто он и в чем его предназначение в мире.
Путь к новой жизни в познании себя
Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что нами движет желание получать удовольствие. От еды, сна, общения с окружающими, отношений в семье, в паре, от сбывшейся мечты и достигнутой цели, любимой работы, от красоты, искусства и так далее. Так мы ощущаем вкус жизни и находим в ней смысл. И через удовольствие понимаем, кто мы и как хотим прожить свою жизнь в соответствии с принципом удовольствия.
Кто мы такие, чтобы мешать себе и другим получать это удовольствие, развиваться по законам природы, заложенным в нас? Однако именно это мы и делаем всегда, всюду и каждый день. Начиная с собственных детей, которых не понимаем, родных, друзей, не говоря уже о посторонних людях на улице. В таком огромном мире, среди людей, не странно ли, что мы так одиноки и несчастны? Раздражение и неприязнь друг к другу только усиливается. Мы ненавидим, обижаемся, злимся, завидуем, мы желаем зла каждому, кто хоть как-то, даже нечаянно, оказался на нашем пути.
Отчего так происходит?
Никто из нас не знает себя настоящего. Без навязанных шаблонов и ненужных на самом деле желаний. Мы хотим чего-то и не получаем, стремимся и терпим поражение, и так день за днем. В конце концов наши нехватки накапливаются, самооценка падает, и нереализованные мечты и планы перерастают в злость, ненависть, отчаяние. И мы обвиняем всех вокруг и саму жизнь.
Мы рождаемся в физическом теле, наделенном пятью органами чувств, которые помогают нам с самого начала познавать мир вокруг и свои реакции на него. И всю жизнь идем наощупь, в темноте, наступая на одни и те же грабли, умножая количество синяков и ссадин. Мы других наблюдаем только с внешней стороны, чаще всего не задумываясь и не различая, что скрывается за поведением, словами и реакциями человека на окружающий мир.
Нам очень нужен новый путь к новой жизни. Мы устали барахтаться в бесконечной ночной тьме, изнывая от непонятной боли в душе. Но как познать самого себя и свои настоящие желания? Руководствуясь знаниями, которые дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, у каждого человека есть возможность открыть свой внутренний мир, понять законы внешнего и ясно увидеть свой собственный путь к новой жизни, открывающий все скрытые возможности.
Как происходит познание человеком мира и самого себя
В этом мире человек не может жить и развиваться вне общества. Согласно системно-векторной психологии, познание самого себя возможно только среди других людей, осознавая то скрытое бессознательное, которое движет всеми нами. Понимая свойства и желания других, мы можем лучшим образом понять окружающих и построить с ними гармоничные отношения. Тем самым открыть пути к новой осознанной жизни среди людей.
К примеру, для человека с анальным вектором главная ценность — семья и дети. И он находит смысл своей жизни в них. Именно люди с анальным вектором воспитывают подрастающие поколения, прививая семейные ценности. Для кожного вектора — это успех, карьера, социальный статус. Это люди, несущие прогресс в общество. И только звуковой вектор ведет человека по пути к новой жизни не по земле. Все земные желания, касающиеся желаний тела, для звуковика вторичны. Он ищет ответ на вопрос — кто мы все и что делаем здесь?
Звуковой вектор — это абстрактное, не выраженное земным языком желание духовного поиска. Именно их привлекают различные духовные практики. Звуковой вектор стремится к самопознанию. Пытаясь самостоятельно понять первопричины всего сущего, звуковики и делают множество открытий, которыми пользуется человечество. Однако все это — достоинства со знаком плюс. А в жизни чаще всего мы набираем опыт познания со знаком минус. И делаем свою жизнь невыносимой.
Жизнь ни в чем не виновата!
Юрий Бурлан
Что дает человеку познание самого себя? Мы живем в цивилизованном мире, где людям за едой не надо бегать по саванне, она легко покупается в магазинах, а от хищников нас надежно защищают стены домов. Но сегодня у человечества другая проблема — нарастающая ненависть и неприязнь друг к другу, порождаемая нашими собственными нехватками.
Философия и религия уже не дают ответов на вопросы, кто я и как жить на этом свете. И познание человеком самого себя является очень важной, если не основной задачей человека. Ощущение счастья и удовольствия, осмысленное проживание каждого дня на благо всего общества — это результат познания человеком самого себя.
Осознавая скрытое психическое каждого человека в этом мире посредством системно-векторной психологии Юрия Бурлана, мы можем принять его таким, какой он есть. А значит, оправдать его недостатки и поступки. А значит, построить новую, лучшую жизнь, в которой не будет места ненависти и преступлениям.
«…Наконец картинка о мире, людях и самом себе сложилась из фрагментированных пазлов в ясную и четкую картину. И самое интересное, я бы никогда не догадался, что это картинка будет именно такой. В этом плане я могу назвать Системное Мышление САМЫМ ЛУЧШИМ В МИРЕ РУКОВОДСТВОМ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МОЗГА…»
Ильдус К., психотерапевт, доктор медицинских наук, Уфа
«…Тренинг наполняет не только знаниями. Ощущение жизни возникает — словно наконец включили свет.
В это трудно поверить, пока сам не пройдешь и не переживешь… но после осознаний, к которым нас приводят на занятиях, мир вокруг предстает невероятным благолепием красок и ощущений, исполняется гармонией смыслов. И все это звучит прекрасной симфонией состояний внутри.
Мнимые зло и негатив мира начинают осмысливаться в совсем другом ключе, они перестают угнетать и подавлять. Улыбка понимания! Наконец ощущаешь и понимаешь целое и себя в этом целом: человек-в-мире и мир-в-человеке…»
Лидия Г., преподаватель, кандидат философских наук, Ульяновск
Путь к новой жизни доступен каждому
Можете ли вы сказать, что знаете себя настоящего? Сегодня у вас есть возможность осознать свое истинное «я» и увидеть свой путь к новой жизни с системно-векторной психологией Юрия Бурлана.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг прямо сейчас — по ссылке
Автор: Оксана Шевченко
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Читайте также:
Почему человек все время врет?
Как пройти собеседование на работу
Ненавижу свою работу
yurij-burlan.livejournal.com
Урок » Познание человеком мира и самого себя».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска «Средняя общеобразовательная школа №34»
Учитель: Поварницына Людмила Леонидовна
Урок обществознания в 6 классе
Тема: « Познание человеком мира и самого себя»
Цель урока: способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических особенностей и потребностей.
Планируемые результатыЛичностные:
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: ставят учебную задачу
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
Предметные:
Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека.
Оценивают
собственную учебную деятельность, свои достижения;
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Фактическое содержание
Деятельность учащихся
ЭОР
осуществляемые действия
формируемые УУД
1.Организа-ционный этап
Приветствие. Подготовка к учебной деятельности.
Проверка готовности к уроку.
Регулятивные:
контроль и оценка подготовки к учебным действиям
2.Актуализация знаний. Мотивационный этап.
Эпиграф:
« Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью».
Л.Н.Толстой
Учитель рганизует беседу по вопросам:
— Какими методами пользуется человек при изучении природы?
— Что значит « найти себя»?
— Каковы ваши сильные и слабые стороны?
— как вы понимаете выражение « зарыть свой талант»?
— Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности?
— Нужно ли торопиться стать взрослым?
Фронтальная беседа
Личностные:
понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Регулятивные:
самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
3.Постановка учебной задачи.
Проблемное задание:
— Как вы понимаете это высказывание Л.Н. Толстого? Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?
– Почему человеку так важно осознавать своё «Я»?
– Почему важно осознавать, чем человек отличается от других?
Фронтальная беседа;
Личностные:
понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-позна-вательных мотивов
и предпочтении социального способа оценки знаний.
Коммуникативные:
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы; обращаются
за помощью, формулируют свои затруднения
Регулятивные:
оценивают правильность выполнения действия
на уроке; используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата.
Презентация «Что человек чувствует, о чем размышляет». Режим доступа: http://
nsportal.ru/
shkola/obshchestvoznanie/library
4.Усвоение новых знаний
Организация работы по прочтению нового материала с.18-21 и обсуждению картины А.А.Дейнеки
« Будущие лётчики» (1938 г.)
– Знаете ли вы имена известных российских учёных прошлого и настоящего времени?
– В какой области знаний они проявили себя?
– Рассмотрите картину.
— Почему художник дал такое название картине?
-О чём мечтают друзья, глядя на небо?
— Может ли их мечта осуществиться?
-Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?
Учитель проводит с учащимися тестирование на определение самопознания «Знаешь ли ты себя?»
Индивидуальная работа, фронтальная беседа.
Прочитать рубрику из учебника стр.23 -24 «Жил на свете человек»,
работа с картиной «Будущие летчики» А.А. Дейнеки «Картинная галерея» с 21-23
Личностные:
понимают значение знаний
для человека.
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Регулятивные:
ориентируются в учебнике
Познавательные:
самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
5.Закрепление
знаний
Учитель нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.
Обобщение полученных на уроке сведений, фронтальный опрос
Личностные:
понимают значение знаний
для человека.
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Познавательные:
осуществляют поиск необходимой информации
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
7.Домашнее задание
Составить рассказ « Мои сильные и слабые стороны»
Рабочая тетрадь №3-7, 8-10
8.Рефлексия
Учитель проводит беседу по вопросам:
— Зачем человек познаёт себя?
— Влияет ли самооценка на поведение человека?
— Нужно ли сравнивать себя с другими?
Фронтальный опрос
Регулятивные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
самооценка на основе критерия успешности;
Личностные:
адекватное понимание причин необходимости самопознания.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .
infourok.ru
Познание человеком мира и самого себя Понятия
Познание человеком мира и самого себя
Понятия, термины • • • познание; самооценка; способности; талант
Запишем определение: Познание — это процесс мыслительной деятельности человека, направленный на получение нового знания об окружающем мире. Познание — процесс постижения человеком новых, прежде всего неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
Познание самого себя является одной из важных потребностей человека! Познание человеком самого себя Изучение себя как Части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей Понимание себя как Части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «Я» ) Исследование своих возможностей и Способностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать
Какие вопросы чаще всего задают люди? Что это такое? Для чего это? Почему? Зачем? Любознательные люди ПОЗНАЮТ мир ПОЗНАНИЕ – это процесс мыслительной деятельности, направленный на получение нового знания об окружающем мире.
Через органы чувств: ощущения, восприятие (целостный образ мира или его части) Познает мир Истина Язык, речь (называются предметы, описываются их свойства и признаки) Суждения, умозаключения Формулирует вопросы, выводы, теории
Познание через ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Жизненное пространство человека Общение со сверстниками КАНАЛЫ ПОЗНАНИЯ МИРА Через органы чувств: ощущения, восприятие Трудовая деятельность взрослых Язык, речь Суждения, Умозаключения Формулирует вопросы, выводы, теории
Познание мира тесно связано с познанием человеком самого себя. ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ это изучение человеком своих способностей (что умею) и возможностей (что могу сделать), поиск деятельнос ти, которая будет им соответствовать. Познай самого себя Я реальное Я динамическое (каким хочу быть) Я фантастическое (в мечтах) Я идеальное (приятно себя видеть) Самосознание Процесс познания самого себя 1. Исследование своих способностей и возможностей; 2. Оценка видов деятельности; 3. Осознание своих особенностей; 4. Осознание своих качеств как личности; 5. Стремление что – то изменить в себе и в общении с людьми, для достижения своей цели
Этапы самопознания Пассивная фаза 3 8 мес. Активная фаза Фаза падения активности 12 15 лет 20 30 лет 60 70 лет конец жизни познание большее внимание мудрец считает, направлено на внимание переключается к что знает о себе внешний уделяется внутренней все, отчего к окружающий внешнему виду, сущности, поиску самопознанию мир, облику (как я места, смысла в отношение познание выгляжу? ), жизни, второстепенное своего Я одежде, самореализации эпизодичес физической кое подготовке Какова роль самопознания в процессе взросления человека? Как правильно оценить себя? Что нужно знать для объективной самооценки? Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей? Как обрести большую уверенность в себе?
САМОСОЗНАНИЕ Познать свои сильные и слабые стороны Перспективы деятельности Взаимоотношения с людьми Отношение людей к тебе
Что такое самосознание Самосознание — это сознание, направленное на себя самого. Самооценка – оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности. завышенная правильная заниженная Характеризуетс я переоценкой своих данных, эгоистичность ю, чувством превосходства, пренебрежение м чужим мнением Помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности Сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от своей деятельности
У каждого человека есть сильные стороны это то, что человек ценит и любит в себе. А есть и слабые стороны, которые не дают уверенности, но от которых человек хочет избавиться. Заполните таблицу. Мои сильные стороны Мои слабые стороны Я хочу изменить в себе САМООЦЕНКА – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
средняя низкая высокая Само оценка
Посмотри на рисунки Марины и Владимира. У кого из них низкая самооценка, а у кого высокая? Рисунок Марины Рисунок Владимира
present5.com
Как происходит познание человеком мира и самого себя?
познай себя и ты познаешь мир… . познание происходит от умения самому себе говорить правду и не бояться
Познание мира через самого себя… -всё вместе — интуиция, опыт, созерцание
Наверное самое сложное, познать, как раз самого себя. Мир мы узнаём по мере соприкосновения с ним и по мере взаимодействия. А ведь сами то у себя мы есть с самого рождения. Однако процесс самопознания может затянуться ой как надолго))) ) И хорошо, если вообще закончится.
познание человеком мира и самого себя происходит двумя путями: на основе собственного опыта (эмпирическим) и на основе чужого опыта (теоретическим). Эмпирический путь является главным на первых этапах жизни человека. Дети сами познают, что такое тепло и что такое холод, к чему приводит непослушание, как утолить голод и так далее. С началом получения образования, познание человеком мира и самого себя происходит большей частью теоретическим путем, на основе чужого опыта. В самом деле, каждому из нас не нужно заново познавать законы физики или химии, открывать методы математики, размышлять над законами биологии. Все это уже изучено предыдущими поколениями и передается нам в готовом виде. Что же касается познания мира на чувственном или социальном уровне, то оно продолжается путем приобретения собственного опыта вплоть до самой смерти, которой каждый человек учится отдельно. Процессы познания бесконечны, поскольку бесконечна сложность окружающего нас мира. Каждый элемент познания только приближает нас к истине, которую достичь можно будет только в другой жизни
touch.otvet.mail.ru
Познание человеком мира и самого себя
Недостаточность всех подобных подходов состоит в том, что в них критерии истинности знания пытаются отыскать в самом знании. Выявить истину можно лишь, при сопоставлении знания с объектом, в процессе практической деятельности. Поэтому прав был Маркс, утверждавший, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический. Общественно-историческая практика есть универсальный критерий истины на основании закона не противоречивости.
В современной философии под объективной истиной понимается знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Это не значит, что вне головы, познающего субъекта существует пласт знания, содержащий в себе объективную истину. Это означает лишь то, что истина не несет в себе никаких искажений со стороны субъекта, а определяется самим познаваемым объектом.
История познания, по меткому определению Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими, принципиально отличными от предыдущих. Ошибка метафизической теории познания состояла в том, что истина рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигнуто исчерпывающее отражение объекта. При таком подходе не оставалось места для эволюции и развития. Впервые это противоречие было осознано Гегелем, который показал, что истина — это не застывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием: «Истина не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс», обусловленный взаимодействием субъекта и объекта, выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов. Поэтому истину следует понимать не просто как соответствие понятия предмету, мысли и действительности, а как процесс совпадения мышления с предметом, который не отделим от деятельности.
Понимание истины как процесса включает в себя конкретность истины, ее абсолютность и относительность. Понятие «абсолютная истина» имеет три значения.
Точное, исчерпывающее знание, истина в «последней инстанции», некий гносеологический идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она не достижима, это метафора.
Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины», например, «Лев Толстой родился в 1828 году», «химический элемент обладает атомным весом».
Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимается такое знание, которое сохраняет свое значение, которое не опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием, например, законы классической механики Ньютона после открытия теории относительности Эйнштейна. Это наиболее важное значение термина «абсолютная истина». Целостная система знания включает в себя абсолютно истинные элементы знания и относительно истинные, которые подвергаются пересмотру и отрицанию.
6. Методы научного познания
Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Считается, что объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Специфика научного познания состоит в том, что оно предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит ни от мнений, настроений, ни от личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны его закономерностей и причин.
Научное познание опирается на систему методов, к которым относятся эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, и теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, идеализация, формализация и пр. Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта.
Научный метод характеризуется двумя важными качествами: строгостью и объективностью.
7. Научное познание имеет два уровня
Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт от лат. factum— «сделанное, свершившееся». Факты фиксируют фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения и эксперимента велика настолько, что родоначальник английского материализма Ф. Бэкон утверждал: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом».
Теоретический уровень познания составляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит: Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает от наблюдателя, должен выявить теоретик. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде и всегда.
К формам научного познания относят вопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию. О проблеме говорят, что это знание о незнании. Проблема — совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания.
Гипотеза — первоначальный этап создания теории. Гипотеза (от греч.) — основа, предположение. Гипотеза — это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Энгельсу принадлежит суждение о том, что формой развития естествознания является гипотеза. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.
8. Многообразие форм человеческого знания
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и пр. — соответствуют специфические формы-знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то выделяют следующие формы:
— ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не вписывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
— донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания;
— паранаучное, как несовместимое с имеющимся научным знанием;
— лженаучное, как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;.
— антинаучное, как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.
Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор знаний. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания. Обыденные знания производятся повседневно в условиях элементарных жизненных отношений. Они включают в себя здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Обыденное знание, хоть и фиксирует, истину, делает это несистематично и бездоказательно.
К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Коллективное знание — общезначимо, оно предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов; приемов и правил построения знаний.» Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие, способности, признается необходимой и реально существующей компонентой знаний. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди; и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
Список литературы
1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007..
mirznanii.com