3.1.3. Теория психического развития ж.Пиаже
Наиболее разработанной и влиятельной из когнитивных теорий развития считается генетическая эпистемология Ж. Пиаже. В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях.
В центре концепции Ж. Пиаже – положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения.
Первый из них – это механизм ассимиляции, когда индивид приспосабливает новую информацию (ситуацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, то есть включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры. Например, если новорожденный может схватить палец взрослого, вложенный в его ладонь, точно так же он может схватить волосы родителя, кубик, вложенный ему в руку, и т.
п., то есть каждый раз он приспосабливает новую информацию к имеющимся схемам действий. Таким образом, понятие совершенствуется, что позволяет в дальнейшем начать различать, например, понятия «волосы» и «шуба».Другой – это механизм аккомодации, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации (ситуации, объекту), то есть он вынужден перестроить (модифицировать) старые схемы (структуры) с целью их приспособления к новой информации (ситуации, объекту). Например, если ребенок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, то есть пытаться приспособить новую ситуацию к существующей схеме – сосанию (механизм ассимиляции), то вскоре он убедится, что такое поведение неэффективно (он не может утолить чувство голода и тем самым приспособиться к ситуации) и нужно изменить свою старую схему (сосание), то есть модифицировать движения губ и языка, чтобы забрать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Таким образом, появляется новая схема действия (новое понятие).
Очевидно, что функции этих двух механизмов противоположны. Благодаря ассимиляции происходит уточнение, совершенствование имеющихся схем (понятий) и тем самым равновесие со средой достигается за счет приспособления среды к субъекту, а благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем и возникновение новых, усвоенных понятий. Характер взаимоотношений между этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека. Собственно логическое мышление как высшая форма познавательного развития есть результат гармонического синтеза между ними. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между ассимиляцией и аккомодацией. Развитие интеллекта – это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Согласно Пиаже, процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит зарождение и становление трех основных структур (видов интеллекта). Первая из них – это сенсомоторный интеллект.
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через его ощущения. Он смотрит, слушает, трогает, нюхает, пробует на вкус, кричит, ударяет, мнет, сгибает, бросает, толкает, тянет, сыплет, совершает иные сенсорные и моторные действия. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей. Исходными или первичными схемами действий, позволяющими новорожденному устанавливать равновесие в первые часы и дни его жизни, по мнению Пиаже, являются рефлексы новорожденного, с которыми он появляется на свет и которые позволяют целесообразно действовать в ограниченном числе ситуаций.
Интеллектуальное развитие в течение двух первых лет жизни идет от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений, что дает ребенку возможность экспериментировать, то есть совершать действия по типу проб и ошибок. При этом малыш начинает предвосхищать развитие новой ситуации, что, вкупе с имеющимся интеллектуальным потенциалом, создает основу для символического, или допонятий-ного, интеллекта.
Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были предметные действия, то в рассматриваемом периоде ими являются операции. Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции – это предпосылка становления собственно логического мышления человека.
Если мышление ребенка на стадии сенсомоторного интеллекта предстает в виде системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, то на стадии конкретных операций оно представляет систему операций, выполняемых в уме, но с обязательной опорой на внешние наглядные данные.
Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления ребенка и представление о сохранении. Эгоцентризм мышления обусловливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредоточиваться на изменениях объекта, необратимость мышления, трансдущия (от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное действие которых препятствует формированию логического мышления.
Появление у ребенка представления о сохранении – это условие возникновения обратимости мышления.
Именно поэтому, эгоцентризм, представление о сохранении и обратимость мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.Внутри этого периода Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7-11/12 лет).
В рамках дооперациональной стадии формируются образно-символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений типа «луна ярко светит, потому что она круглая». Это высказывание 4-летнего ребенка многое объясняет в его интеллектуальном развитии. Ребенок в этом возрасте активно опирается на представления о предметах. Отсутствие собственно операций побуждает ребенка устанавливать связи между объектами не на основе логического рассуждения, а интуитивно. Качественное своеобразие мышления дошкольника составляет эгоцентризм – центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка.
В свете эгоцентризма протекает вся умственная деятельность дошкольника. Эгоцентризм заставляет ребенка фокусировать внимание только на какой-то одной стороне события, явления или предмета и потому выступает тормозом на пути установления логических связей. Примером этого эффекта являются хорошо известные опыты Пиаже. Если на глазах ребенка налить поровну воды в два одинаковых стакана, то ребенок подтвердит равенство объемов. Но если вы в его присутствии перельете воду из одного стакана в другой, более узкий, то ребенок уверенно вам скажет, что в узком стакане воды стало больше.
Вариаций подобных опытов множество, но все они демонстрировали одно и то же – неумение ребенка сосредоточиться на изменениях объекта. Последнее означает, что малыш хорошо фиксирует в памяти лишь устойчивые ситуации, но при этом от него ускользает процесс преобразования. В случае со стаканами ребенок видит лишь результат – два одинаковых стакана с водой в начале и два различных стакана с той же водой в конце, но он не в состоянии уловить момент изменения.
Другой эффект эгоцентризма состоит в необратимости мышления, т. е. неспособности ребенка мысленно возвратиться к исходному пункту своих рассуждений. Именно необратимость мышления не позволяет нашему малышу проследить ход собственных рассуждений и, вернувшись к их началу, вообразить стаканы в исходном положении. Отсутствие обратимости – это прямое проявление эгоцентричности мышления ребенка.
Стадия конкретных операций (6/7-11/12 лет) возникает, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта (например, его форма и количество вещества в нем) не зависят друг от друга (форма стаканов не влияет на количество воды в них). Очевидно, что мышление ребенка при этом уже не определяется только возможностями восприятия, как это было в дошкольном возрасте.
Одной из центральных характеристик познавательного развития детей в этом возрасте является появление у них представления о сохранении. Ослабление эгоцентризма мышления, переход от него к объективной оценке вещей способствует возникновению представлений о сохранении количества (вещества, энергии и т. д.). Понятие сохранения появляется, как только ребенок начинает понимать необходимость логической последовательности операций. До тех пор пока мышление опирается на непосредственный, чувственный опыт действий с предметами, в нем нет нужды. Появление сохранения – важная ступень в познавательном развитии, поскольку оно способствует обратимости мышления. Обратимость, характеризующая способность ребенка менять направление мысли, умение мысленно вернуться к первичным, исходным данным, позволяет ребенку удерживать в памяти первоначальные данные о количестве жидкости, длине и площади, массе, весе и объеме. Представление о сохранении и обратимость мышления – это необходимые условия для классификации, группировки предметов, явлений и событий. Дошкольнику недоступны такие понятия, как «класс» и «подкласс», он не в состоянии вычленить подкласс из целого, так как для этого требуется одновременное сосредоточение сразу на двух признаках. Появившееся у младшего школьника представление о сохранении и обратимость предоставляют такую возможность. Наконец, благодаря обратимости ребенок начинает понимать, что сложение – это действие, противоположное вычитанию, а умножение – делению. Поэтому школьники способны проверять правильность решения задачи на вычитание сложением, а на деление – умножением.
Процесс интеллектуального развития завершается периодом формальных операций.
Когнитивная теория Пиаже: плюсы и минусы
Вопросом развития интеллекта человека от раннего младенчества до его зрелости задавались многие ученые: Н.Б. Шумаков, Дж. Браунер, Л.С. Выготский и другие. Весьма продуктивно над этой темой, еще в 1960 г., поработал швейцарский психолог и философ Жан Пиаже.
Он весьма подробно рассмотрел процесс развития мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), до того, как оно воплотится в речи. Именно его эпистемологическое учение позволило сформулировать целый ряд понятий из раздела психологии развития. Это учение открывает тайны развития отдельно взятой человеческой единицы от ее появления на свет и до самой смерти.
Возвращаясь к развитию конкретного индивидуума, Пиаже утверждал, что оно реализуется в двух процессах: ассимиляции (т.е. действие по имеющимся психологическим шаблонам в новой ситуации) и аккомодации (т.е. когда имеющиеся знания видоизменяются в результате изменения внешних требований и условий).
Стадии развития мышления по Пиаже
Теория Пиаже позволила выделить ряд стадий развития человека. Рассмотрим их подробнее:
Сенсомоторная стадия (От 0 до 2 лет). Характеризуется невербальным уровнем развития ребенка. Информация приходит, главным образом из его органов чувств. Ребенок учится анализировать движение предметов (например, следить за движением мяча), в результате чего его мир становится более контролируемым и предсказуемым.
Предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет). В это время дети в процессе мышления пользуются речью, но без большого участия логики и рассуждений, а большей частью интуитивно. Слова, обозначающие предмет, в этом возрасте воспринимаются как часть самого предмета. Кроме того, на этой стадии развития ярко проявляется детский эгоцентризм (ребенок не в состоянии понять и принять точку зрения другого). Вот почему они часто отказываются выполнять просьбы и советы других людей.
Конкретная операциональная стадия (от 7 до 11 лет). Ребенок осваивает понятие инвариантности, т.е. к нему приходит осознание того, что количество вещества всегда постоянно (например, если вылить воду из стакана в графин, ее количество не изменится). Также к детям приходит понимание пространства, времени и числа. Размышляя над конкретным вопросом, ребенок мыслит логически. Еще одним немаловажным качеством в этом возрасте является обратимость мышления (т.е. ребенок понимает что трижды пять будет пятнадцать, также, как и пятью три).
Стадия формальных операций. В это время мышление ребенка приобретает больше абстрактных и символических понятий, таких как «интеллигентность», «лицемерие», «авторитаризм». На этой стадии ребенок размышляет над самими мыслями, а потому склонен признавать наличие другой точки зрения, отличной от его. Они становятся склонными к восприятию различных гипотез (что было бы, если бы…). Его мышление начинает приобретать взрослые очертания.
Появляются зачатки индуктивного (способность из нескольких частных предпосылок сделать общие выводы) и дедуктивного (способность из общего положения вывести частное) мышления. Это позволяет осваивать ему сложные науки (физику, математику, философию). Следует отметить, что это нарабатывается в результате обучения и работы над собой, но не в следствии естественного биологического созревания.
Плюсы и минусы когнитивной теории Пиаже
Достоинства и недостатки теории Пиаже хорошо сформулировал советский психолог Л.С. Выготский. Он отметил, что на фоне традиционных теорий детской психологии, концепции Пиаже являются весьма передовыми, поскольку изучают высшие формы поведения. Но, вместе с тем, Пиаже применил устаревший подход к показателям развития человека как биологическим процессам, а это должно искажать их корректное понимание.
Психолог отметил, что Пиаже занимался развитием ребенка как индивидуальный процесс, контролируемый внутренними ресурсами, вне его среды существования и исторического и культурного развития. Ряд других советских психологов упрекнули Пиаже в игнорировании того факта, что уже первые шаги на пути к своему развитию ребенок осуществляет общаясь с окружающими его взрослыми, которые корректируют поведение ребенка по своему усмотрению. А это значит что социум существенно влияет на отношения ребенка с внешним миром. На смену формулы Пиаже «ребенок — предмет», его последователи вывели формулу «Ребенок — взрослый — предмет».
стадий когнитивного развития по Пиаже
стадий когнитивного развития по ПиажеФото: Shutterstock.
К Чарли Льюис и , Джереми И. М. Карпендейл и , | Октябрь 2018
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ ЧЕРЕЗ:
Этапы когнитивного развития Пиаже как часть его теории оказали огромное влияние на современную психологию развития ребенка.Теория когнитивного развития Жана Пиаже оказала огромное влияние на современную психологию развития. Несмотря на вызовы его теории, его работа остается основой для современного понимания развития ребенка.
Однако теория Пиаже и его этапы когнитивного развития часто понимаются неправильно. Лучше не думать о том, что ребенок находится «на» стадии в определенный момент времени, когда родители с тревогой проверяют своих детей, чтобы увидеть, опережают они или отстают от «правильной» стадии. Дело в том, что существует непрерывный процесс формирования когнитивных способностей, при котором более поздние навыки строятся на более ранних навыках. Пиаже впервые описал различные формы мышления, используемые детьми в детстве, но еще больше его интересовал процесс развития через эту последовательность стадий или форм мышления. В качестве руководства к тому, что и как развивается, его четыре стадии когнитивного развития описывают одну часть его великого наследия.
Часть восхищения от творчества Пиаже заключается в его чрезвычайно проницательных наблюдениях за детьми и его бесконечных игривых экспериментах с ними, включая наблюдение за его собственными тремя детьми, о которых он написал три новаторские книги.
Процесс, лежащий в основе стадий когнитивного развития Пиаже
Пиаже поддерживал точку зрения на развитие знания, известную как «конструктивизм», согласно которой дети приходят к пониманию мира, узнавая, что они могут с ним делать. Он писал, что для того, чтобы дети узнали об объектах, они «должны воздействовать на них и, следовательно, преобразовывать их». Они познают мир, учась предвидеть возможность взаимодействия с объектами и другими людьми. Таким образом, восприятие, по Пиаже, представляет собой не просто пассивный процесс. Увидеть дом — значит не просто представить себе образ, но скорее понять его с точки зрения возможности взаимодействия с ним, то есть этот объект — убежище, в которое можно войти.
Прохождение четырех стадий когнитивного развития, описанных Пиаже, стало возможным благодаря постоянному повторяющемуся процессу, который приводит к движению к более полному познанию мира.
По мере того, как дети приобретают знания, они усваивают модели деятельности, состоящие из эмоций, ощущений, двигательных движений и восприятия, усвоенные в ответ на определенное взаимодействие с миром (т. е. схемы). Разработав схему в определенных формах взаимодействия, дети распространяют ее на несколько иные ситуации: «Они забрасывают сеть своих схем в мир, и то, что они ловят, зависит от структуры сети». То есть то, что они воспринимают и понимают о мире, зависит от их ранее усвоенных моделей взаимодействия, то есть с точки зрения потенциала взаимодействия.
Пиаже описывает два взаимосвязанных процесса, посредством которых развивается знание:
Ассимиляция: Ребенок понимает новый опыт с точки зрения прошлого опыта (т. е. схем). Например, когда ребенок видит погремушку, он может уподобить ее своей схеме хватания, основываясь на своем прошлом опыте обращения с объектами, имеющими сходный вид, такими как палки. То есть он будет понимать этот объект с точки зрения своего прошлого опыта, и поэтому у него будут ожидания, основанные на таких предыдущих встречах с палками.
Приспособление: Но поскольку каждый новый опыт несколько отличается, ребенок приспособится к этим различиям и таким образом расширит свои знания новыми способами. В этом примере, если ребенок возьмет погремушку, она может издать звук, в отличие от палочек, которыми он раньше играл. Таким образом, новый опыт коренным образом меняет мышление ребенка. Она начинает мыслить по-новому – что схватывание этого предмета может совпадать с дребезжащим звуком.
Четыре стадии когнитивного развития по Пиаже
1. Сенсомоторная (в течение первых двух лет)Эта стадия основывается на действиях в развитии мышления в течение первых 18 месяцев. Младенцы используют схемы действий, такие как сосание, толкание, удары и хватание, чтобы исследовать мир и манипулировать им. Вначале у новорожденного нет самосознания и нет четкого осознания того, какие эффекты он производит. Координируя свои действия с объектами в контексте других людей, она развивает ощущение себя и своего отношения к людям и вещам. Пиаже описал серию из 6 подстадий внутри сенсомоторной стадии.
Подстадия 1: Рефлекторная деятельность
В течение первого месяца ребенок сосет, роется, хватает, трогает, плачет, двигает ручками и ножками и совершенствуется во всех этих действиях. Пиаже описал эти действия как рефлексы, но не в смысле непроизвольных телесных движений. Это действия, которыми занимаются новорожденные, и они также улучшают эти навыки, например, сосание.
Подстадия 2: первичные круговые реакции
На этой стадии активность ребенка сосредоточена на его или ее теле (отсюда «первичная») и повторяется (отсюда «круговая»), поскольку ребенок пытается воссоздать переживания например, сосать палец. Малыш активно исследует.
Фото: Shutterstock.
Подстадия 3: Вторичные циркулярные реакции
Ребенок начинает взаимодействовать с объектами и событиями (отсюда «вторичные»). В случае с собственной дочерью Пиаже постоянные удары ногами по кроватке приводили к тому, что куклы, которые висели на кроватке, раскачивались. Ребенок не собирался раскачивать куклу, он просто наслаждался этим и узнавал о связи между ее пинками и движением куклы. На этом этапе развития дети учатся путем случайного открытия. Но он сосредоточен на событиях в мире, таких как движение кукол, а не на ее опыте, основанном на ее собственном теле, таком как сосание.
Подстадия 4: Координация вторичных схем
На этом этапе ребенок начинает комбинировать схемы для достижения желаемого результата – в случае с собственным ребенком Пиаже, например, он дергал за веревочку, чтобы схватить прикрепленный к нему лист бумаги. Это свидетельствует о появлении преднамеренной активности, потому что ребенок совершает одно действие, чтобы добиться чего-то другого.
Подэтап 5: Третичные круговые реакции
На этом этапе ребенок приступает к активному экспериментированию. Он или она может применить схему для достижения результата; если это не сработает, ребенок попробует другую схему из своего репертуара моделей действий.
Подэтап 6: Изобретение новых средств
Малыши начинают находить новые способы выполнения действий по собственной инициативе. В случае с собственной дочерью Пиаже, вместо того, чтобы неловко попятиться после того, как врезалась игрушечной коляской в стену, она остановилась на мгновение, а затем обошла коляску, чтобы толкнуть ее с другой стороны. Оказалось, что она смогла решить эту проблему, координируя свои действия неявно или мысленно, не выполняя их на самом деле.
Этот первый этап подходит к концу, когда ребенок развивает способность обдумывать проблемы, фактически не проверяя решение физически.
2. Предоперационный (от 2 до 7 лет)Этот этап начинается с «предконцептуального мышления», которое включает воображаемую игру, рисование, использование простого языка и имитацию действий, даже если они не присутствуют и не видны. Ребенок на этом этапе не различает отдельные предметы и категорию, к которой они принадлежат. В случае с собственной дочерью Пиаже она называла каждого слизняка «слизняком», то есть тем самым, которого они видели дальше по дорожке.
Фото: Shutterstock.
Затем наступает подстадия «интуиции». Ребенок начинает комбинировать схемы, чтобы делать выводы. Классический эксперимент состоит в том, чтобы иметь два одинаковых стакана воды с одинаковым количеством воды в каждом, а затем наливать один стакан в более узкий стакан, чтобы вода была выше. Ребенок, фокусируясь только на одном измерении, делает вывод на основе существующих схем, что чем выше уровень воды, тем больше воды в высоком тонком стакане, или что в низком стакане воды больше, потому что он шире.
3. Конкретно-эксплуатационный (7-11 лет)На этом этапе ребенок понимает принцип сохранения, то есть, даже если внешний вид может измениться, некоторые основные свойства могут остаться прежними. Например, в описанном выше эксперименте в каждом стакане должно быть одинаковое количество воды, потому что ее никто не добавлял и не убавлял, или потому что, хотя стакан был выше, он был уже, и, таким образом, изменения в двух измерениях компенсировались. друг для друга. На этом этапе ребенок будет группировать, считать и измерять предметы.
4. Формальный рабочий (12-15 лет)На этом этапе дети и подростки теперь могут экспериментировать, формируя гипотезы и систематически проверяя их, опробовав ряд альтернатив, как ученые. Пиаже признал, что не все на этом этапе проявляют навыки, как если бы они были учеными в лаборатории. Однако он считал, что каждый взрослый может достичь этой стадии в своей области знаний, в которой он может систематически решать проблему с точки зрения возможных задействованных переменных — фермеров, пекарей, механиков и так далее.
Критика стадий когнитивного развития ПиажеКритика четырех стадий когнитивного развития Пиаже, как правило, сосредоточена на недоразумениях или несущественных особенностях, которые не подрывают центральные принципы его теории. Некоторые утверждали, что его эксперименты были слишком сложными для детей. Но изменение процедуры, чтобы младшие дети могли выполнять задания, может привести к проверке разных способностей. Другие критиковали возраст, связанный со стадиями, и указывали на разнообразие детей. Опять же, для Пиаже важна была последовательность, а не точный возраст, в котором ребенок достигает определенной точки.
Другая критика заключается в том, что дети непоследовательны на каждом этапе и используют определенные формы мышления при работе над конкретными задачами. То есть ребенок не всегда может использовать конкретно-оперативное мышление на всех таких задачах (так называемая «горизонтальная декаляжность»). Считалось, что это противоречит теории Пиаже, но это происходит только в том случае, если предполагается, что дети находятся на стадии. Фактически, Пиаже наблюдал и предсказал этот результат. Ожидается на основе полного понимания его теории, согласно которой у детей формируются формы мышления на основе их опыта. Следовательно, будет ли ребенок использовать конкретное операциональное мышление, будет зависеть от того, имеет ли он достаточный опыт работы с конкретными материалами в конкретной задаче.
Теория когнитивного развития Пиаже также подвергалась критике за недооценку важности социальных факторов в развитии. Его иногда противопоставляют Выготскому, который так сильно подчеркивал роль социального взаимодействия в развитии. Но по иронии судьбы Выготский фактически критиковал ранние работы Пиаже за то, что они слишком фокусировались на социальных факторах! Пиаже признавал, что социальные факторы явно важны и необходимы для развития, но они сами по себе не могут полностью объяснить развитие. Он утверждал, что также необходим постепенный процесс взад и вперед, который он назвал уравновешиванием.
Суть в том, что теория когнитивного развития Пиаже остается важной основой современной психологии развития. Дальнейшие открытия служат скорее для подтверждения основной направленности его аргументов, чем для оспаривания их.
Ссылки
- стр. 704, Piaget J (1970), теория Пиаже. В PH Mussen (редактор), Руководство Кармайкла по детской психологии (3-е изд., том 1), Wiley
- стр. 40, Карпендейл Дж., Льюис С. и Мюллер У. (2018), см. ниже
- Карпендейл Дж., Льюис С. и Мюллер У. (2018), Развитие детского мышления: его социальные и коммуникативные основы, Sage
Авторы статей
Чарли Льюис
Джереми И. М. Карпендейл
Рекомендуется для вас
Подробнее
Теория Пиаже и этапы когнитивного развития
Жан Пиаже родился в совершенно другом мире, чем тот, в котором мы живем сегодня. В то время, когда он начал свою работу в начале 20 века, было широко распространено мнение, что дети — это просто маленькие взрослые. В то время господствовало мнение, что детское мышление следует во многом той же схеме, что и взрослое.
Сегодня мы знаем, что это неправда. И это во многом благодаря Жану Пиаже, швейцарскому психологу развития. Теория Жана Пиаже оказала большое влияние на то, как мы понимаем развитие детей и способы их обучения.
Современное психологическое мышление развилось дальше того, что было предложено Пиаже, но оно по-прежнему имеет отношение к тому, как мы подходим к обучению и развитию детей.
Что такое теория Пиаже?
Опубликованная в 1936 году теория Пиаже была революционной для того времени.
В своей основе теория признает, что интеллект ребенка развивается поэтапно. Эти этапы универсальны для всех детей и всегда происходят в одном и том же порядке.
Пиаже описал детей как «маленьких ученых», которые активно учатся, наблюдая и взаимодействуя с окружающим миром. Это противоречило распространенному в то время мнению, согласно которому дети были «пустыми сосудами, которые нужно наполнить знаниями».
Как психолог-конструктивист, Пиаже интересовался не только тем, как развивается и учится ребенок. Его также интересовало, как они строят свое понимание мира.
Пиаже считал, что дети всегда размышляют над своим опытом, чтобы получить новые знания. Более того, он считал, что различные этапы его теории фактически являются лестницами или строительными блоками. По словам Пиаже, по мере того, как у детей разный опыт, они опираются на предшествующие знания, и их идеи развиваются.
Как Пиаже разработал свою теорию
Пиаже работал ассистентом Альфреда Бине и Симона Теодора, создателей первого широко используемого теста IQ. Работая над стандартизацией теста, Пиаже заметил закономерность в том, что дети одного возраста в основном неправильно отвечали на одни и те же вопросы. Это пробудило в нем интерес к тому, что впоследствии станет делом всей его жизни.
Разрабатывая свою теорию, Пиаже изучал детей от младенцев до подростков. Он наблюдал за ними, а также проводил клинические беседы со старшими детьми, чтобы собрать свои выводы. Благодаря своим интервью и наблюдениям Пиаже задокументировал различные этапы и компоненты когнитивного развития детей.
Три компонента теории когнитивного развития ПиажеТеория, сформулированная Пиаже, состоит из трех различных компонентов:
- Схемы
- Три процесса адаптации
- Четыре стадии когнитивного развития
Каждый из них помогает объяснить когнитивное развитие детей и то, как они строят свое понимание мира.
Схемы
Один из способов представить схему как строительный блок. Они обеспечивают структуру, с помощью которой мы можем понимать и интерпретировать мир и опыт, который у нас есть. У нас могут быть схемы, связанные с объектами, людьми, событиями, социальными ситуациями и даже с самими собой.
Пиаже считал, что схемы важны в процессе когнитивного развития. По мере того, как дети приобретают опыт, они разрабатывают схему, чтобы объяснить его и организовать в своем мозгу. Чем больше у них опыта, тем сложнее и многочисленнее становятся их схемы. Но также они используют новый опыт для адаптации и изменения существующих схем.
Поскольку схемы основаны на опыте, схема младенца будет сильно отличаться от схемы 10-летнего ребенка. Со временем дети выстраивают связи между своими схемами, в конечном итоге формируя свое видение мира.
Примеры схемы
Рассмотрим первый опыт вашего ребенка при посещении врача. Многие из их первых посещений были связаны с прививками. Поскольку они строят свою схему вокруг визита к врачу, они связывают его с приобретением иглы. И получить иглы больно. Неудивительно, что так много детей боятся идти к врачу!
А как насчет дарить и получать подарки? Скажем, у вашего ребенка первый день рождения. Им нужна помощь и поддержка, чтобы открыть подарки, потому что они на самом деле не знают, о чем весь этот подарок. Затем они идут на другие вечеринки по случаю дня рождения и начинают собирать все воедино. Их схема строится таким образом, что они знают, что когда у друга день рождения, им нужно купить подарок, чтобы сделать ему подарок.
А как насчет того времени, которое вы тратите на то, чтобы учить своего ребенка тому, что корова мычит? Они видят лошадь и начинают мычать, потому что лошадь соответствует их представлению о том, как выглядит корова. Затем они начинают систематизировать свои схемы различных животных, чтобы различать лошадь и корову, овцу и собаку.
Процесс адаптацииПиаже утверждал, что когнитивное и интеллектуальное развитие происходит в процессе адаптации. То есть дети учатся, приспосабливаясь к миру. Они делают это посредством ассимиляции, приспособления и уравновешивания.
АссимиляцияАссимиляция – это применение ребенком существующей схемы к новому опыту или объекту. Например, в случае путаницы с лошадью и коровой. Ребенок знает, что коровы пушистые, стоят на четырех ногах и живут на фермах. Они видят лошадь, и она отвечает всем требованиям.
Ребенок осмысливает то, что видит, организуя его в уже существующей категории или схеме в своем мозгу.
Жилые помещенияЕсли существующая схема не соответствует ситуации или опыту, ребенку необходимо применить другой подход. Это называется проживание. Например, они могут увидеть курицу на ферме. Он намного меньше коровы и ходит только на двух ногах.
Им нужно изменить свою схему, чтобы объяснить это новое крылатое существо, покрытое перьями. Внезапно их животная схема расширяется.
УравновешиваниеПиаже считал, что через ассимиляцию дети обретают порядок в мире. Когда они могут использовать свои существующие схемы для организации новой информации, они находятся в равновесии.
Однако, когда новая информация не может быть организована в существующую схему, они оказываются в дисбалансе. Согласно Пиаже, это чувство неуравновешенности неприятно и неудобно, потому что люди естественным образом стремятся к порядку в своем мышлении.
Уравновешивание — это то, как дети продвигают свое развитие вперед, приспосабливаясь к новым знаниям и опыту.
Например, чтобы в конечном итоге перейти к следующему этапу своего развития, ребенок, который думал, что лошадь была коровой, должен будет учесть эту информацию, чтобы скорректировать свою схему.
Эквилибрация – это, по сути, баланс между ассимиляцией и аккомодацией.
Стадии когнитивного развитияПиаже разделил когнитивное развитие на четыре стадии. Этапы Пиаже подобны ступеням, каждая из которых опирается на предыдущую, помогая детям формировать свое понимание мира.
Четыре стадии:
- Сенсомоторная: от рождения до 2 лет
- Предоперационный период: от 2 до 7 лет
- Бетон в рабочем состоянии: от 7 до 11 лет
- Формальная деятельность: от 12 лет и старше
Сенсомоторная стадия
Многое происходит в течение первых двух лет жизни ребенка. Они растут, учатся, развиваются и открывают для себя каждый день. Пиаже заметил, что в этот период, который он называет сенсомоторной стадией, маленькие дети используют свои чувства (осязание, зрение и слух) и движения для познания мира.
Может показаться, что они хотят все тянуть в рот — руки, игрушки, кошачий хвост — но это потому, что так они учатся.
Одной из ключевых вех на этом этапе является постоянство объекта. Это ключевой сдвиг в развитии, когда младенцы узнают, что объект все еще существует, даже если они его не видят. Если вы спрячете игрушку от младенца, который понимает постоянство объекта (обычно в возрасте около 8 месяцев), он будет искать игрушку.
Предоперационная стадия
На этой стадии развития поведение детей очень эгоцентрично. То есть им трудно смотреть на вещи с точки зрения других людей. Они также мыслят очень конкретными терминами, хотя развитие языка является важной вехой на предоперационной стадии.
Логика не является отличительной чертой предоперационных детей. Дети строят на концепции постоянства объекта и абстрактного мышления. У них может быть тенденция думать, что у их игрушек есть чувства, также известные как анимизм.
Характерной чертой предоперационной стадии является драматическая игра с воображением. Пиаже считал, что этот тип игры очень полезен для детей на этом этапе. Благодаря воображаемой игре дооперациональные дети могут заниматься ранним метапознанием, то есть думать о мышлении.
Конкретная операционная стадия
Логика выходит на сцену на конкретной операционной стадии, когда дети начинают организовывать свое мышление. Они менее эгоцентричны и осознают свои уникальные мысли и чувства. Хотя дети на этой стадии среднего детского развития обладают некоторой гибкостью мышления, они находят абстрактные концепции сложными.
На этом этапе дети могут понять концепцию сохранения. То есть объект может изменить внешний вид, но остаться прежним. Это связано с понятиями массы, веса и объема.
Есть еще две характеристики конкретной рабочей стадии. Первая — это обратимость — способность пересказывать опыт не в том порядке, в котором он произошел. Второе — децентрирование — способность рассматривать проблемы или ситуации с разных сторон.
Формальная операционная стадия
Заключительная стадия, определенная Пиаже, характеризуется абстрактным мышлением и способностью оперировать гипотетическими понятиями. Подростки на формально-операциональном этапе мыслят более научно, и их способность применять логическое мышление гораздо более изощренная, чем на любом другом этапе.
Интересно, что Пиаже объяснял интеллектуальное развитие как качественное изменение. Дело не только в том, что ребенок на стадии формальной эксплуатации знает больше, чем ребенок на другой стадии. Другое дело, как они думают об окружающем мире.
Когда дети переходят в среднюю школу и становятся взрослыми, этот тип мышления позволяет им строить теории о мире.
Различия между теорией Пиаже и другими теориями
Теория, выдвинутая Пиаже, ознаменовала значительный сдвиг в том, как общество изучает и понимает когнитивное развитие детей. Но эта теория отличается от других по нескольким параметрам.
Сравнение теорий: Пиаже и Выготский
Теория Выготского, разработанная российским психологом Львом Выготским, рассматривает процесс обучения детей в большей степени через социальную призму. Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками и взрослыми играет центральную роль в том, как дети развиваются и учатся. Это противоречит точке зрения Пиаже о том, что дети учатся через собственный независимый опыт и исследования.
И Пиаже, и Выготский считали детей активно вовлеченными в собственное обучение. Их обоих также интересовала роль языка в когнитивном развитии ребенка. Помимо этого, их теории различаются.
В отличие от стадий, предложенных Пиаже, в теории Выготского стадий нет. Выгостский также уделяет гораздо больше внимания учителям как наставникам и проводникам в обучении и развитии.
По правде говоря, обе теории используются сегодня для информирования педагогических подходов и мышления.
Как использовать этапы развития Piaget
В дошкольном образовании мы использовали игровое обучение, чтобы дать детям возможности и опыт для обучения. Мы поощряем пробы и ошибки посредством экспериментов и исследований. Мы обслуживаем детей на любом уровне, на котором они находятся, и позволяем им руководить обучением и игрой.
Этот подход основывается на теории когнитивного развития Пиаже. Хотя теория Пиаже — не единственная теория, которую мы используем для определения того, что мы делаем, она играет важную роль, помогая нам понять способности маленьких детей, находящихся под нашей опекой.
Вы заметите, что стадии развития Пиаже соответствуют общим типам игр, которые вы можете наблюдать в наших центрах.
На сенсомоторной стадии мы позволяем младенцам исследовать с помощью своих органов чувств. Сенсорная игра важна для этих детей младшего возраста, а также использование реальных предметов и игрушек, чтобы помочь им развить понимание постоянства объектов.