Теория развития личности адлера: теория личности Адлера | это… Что такое теория личности Адлера?

Содержание

Теории развития личности в психологии: Эриксон, Адлер, Леонтьев

Время чтения 8 минут

Теории развития личности – самый интригующий раздел психологической науки. Насколько бы выдающимся ни был психолог – автор теории – ни одну из существующих концепций нельзя назвать единственно верной. При этом каждая из них описывает реальность развития личности под особым углом.

«В каждой шутке есть доля шутки» — говорит мудрый народ. Да и как можно считать иначе, когда на дворе господствует третья научная картина мира, основанная на эйнштейновской теории относительности. Каждая из теорий личности обладает своей правдой. Но какая из них станет тем зеркалом, которое даст самое четкое отражение развития вашей личности?

<<Оглавление>>

Рассмотрим несколько концепций развития, которые получили наибольшее распространение в мире психологии. Мы намеренно опустили рассмотрение теории развития личности по Фрейду. Положения его теории для одних – гениальны, а для других – предлог для бесконечных споров.

Прислушиваясь к Фрейду, есть два искушения.

  1. Первое – воспринять его провоцирующую теорию в штыки и навсегда стать критиком фрейдизма.
  2. Второе – счесть личность образованием, основанным исключительно на сексуальности.

Но эта сфера, хотя и является неотъемлемой частью человеческой жизни, все же является особым измерением. Им не исчерпывается понятие личности. Наша эпоха предполагает наибольшее раскрепощение в сфере сексуальности. Поэтому, слушая «дедушку Фрейда», бывает сложно разграничить, где заканчивается животное начало и начинается истинно человеческое. А это разум, воля, развитие потенциала, стремление преодолевать препятствия, альтруизм, вера.

 

Теории развития личности по Милтону Эриксону

Милтон Эриксон считается одним из самых выдающихся и талантливых представителей психотерапевтов 20 века. Во всем мире он известен своей практикой медицинского гипноза. Им же была создана теория деления жизненного цикла человека на восемь основных этапов. Некоторые исследователи считают, что эриксоновкая градация является одним из крупнейших вкладов в психоанализ за всю историю этой ветви психологии.

Чем теория Милтона Эриксона отличалась от представлений Фрейда? Эриксон полагал: несмотря на то, что формирование характера закладывается в детстве, он не является неизменным. В течение жизни человеческий характер может претерпевать значительные метаморфозы, был убежден Эриксон.

Его концепция о «кризисе идентификации», присущем юности, известна далеко за пределами профессиональных психологических кругов. На сегодняшний день, особенно в Соединенных Штатах, многие базовые теории воспитания и развития имеют в своей основе именно воззрения Милтона Эриксона.

Стадии развития личности:
  1. Первая длится от рождения до года. Для ребенка решается вопрос, определяющий его дальнейшее развитие: может ли он доверять миру? Исходом этого этапа является сформировавшееся доверие либо недоверие к миру;
  2. От года до двух.
    Ребенок определяет уровень своей самостоятельности. Благоприятное завершение – появление воли;
  3. От 4 до 5 лет ребенок занимается изучением границ собственных возможностей. Здесь главным итогом предстает сформировавшееся умение ставить перед собой цель и достигать ее;
  4. От 6 до 11 лет. Ребенок исследует свои умения. Основными пунктами являются познание мира и комплекс неполноценности. Фрейд зовет эту фразу «латентной», так как в ней еще любовь сына к матери и ревность к отцу (наоборот происходит у девочек) находятся в скрытом состоянии. Интерес ребенка направлен на то, как устроен мир. Хорошим метафорическим персонажем для данного этапа является образ Робинзона Крузо. Маленький человек все больше интересуется различными видами труда – дети любят готовить, строить шалаши, делать поделки из самых разнообразных материалов.
  5. Следующая стадия длится от 12 до 18 лет, и Милтон Эриксон зовет ее отрочеством, или юностью. На этом этапе актуальны вопросы: кем я являюсь? В чем состоят мои убеждения и взгляды на мир? Происходит тот самый «кризис самоидентификации». Положительным исходом этапа является понимание себя, своей идентичности.
  6. Шестая стадия – ранняя зрелость. Длится от 20 до 25 лет. Юный взрослый отвечает на вопрос «Могу ли я полностью доверять другому?» Положительный итог– построение близких отношений.
  7. 26-64 года – возраст средней зрелости. В это время человек посвящает свою жизнь заботе о других. Конфликты предыдущих этапов большей частью разрешены, и теперь он может вступить на стадию генеративности – реализации своего потенциала.
  8. 64 года и до конца жизни – этап поздней зрелости
    . Всецело он зависит от того, как была прожита жизнь. Происходит либо процесс под названием «Эго-интеграция» (удовлетворенность прожитой жизнью), либо человек впадает в отчаяние.

Критические моменты в становлении личности по Эриксону

Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.

Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир.

Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.

Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.

На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.

На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.

Теория Альфреда Адлера

Адлер – известный австрийский психолог. Он стоит на одной ступени с такими основоположниками психоанализа, как Юнг и Фрейд. Адлер стал автором направления в знании о человеке, которое получило название «индивидуальная психология». В теории личности, которую предлагает Адлер, полностью отрицается влияние сексуальных бессознательных влечений.

Ученый был уверен, что судьбу определяют не эти безликие силы, а ощущение общности с человечеством. Главной целью Адлер определяет возможность сохранения собственной индивидуальности, ее осознания, развития.

По Адлеру, люди стремятся компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности. Избранный стиль жизни представляет собой набор псевдоцелей, достижение которых должно бы привести человека к внутренней гармонии. Чтобы компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности, во взрослом возрасте ставятся цели, пропорциональные психологической травме.

Если такая детская травма была слишком сильной, то и цели ставятся нереалистические. Они приводят к дисгармонии и неврозу. Именно Альфредом Адлером было введено понятие «комплекс неполноценности». И, по мнению ученого, этому комплексу подвержены все дети. Ведь будучи ребенком, человек впервые обнаруживает себя не единственным во всем мире. Он наблюдает других человеческих существ, которые удовлетворяют свои потребности более полно.

Так как Адлер враждовал с Фрейдом в открытую, то и некоторые из концепций его теории находятся в антагонизме по отношению к фрейдовским. Эти две теории развития личности в психологии нельзя при этом назвать полностью противоположными. Сексуальные стремления Адлер считал проявлением жажды власти. Важную роль ученый приписывал тому, каким ребенком по счету человек рождался в семье.

Порядок рождения в семье: стили жизни по Адлеру

Адлер первым заметил, что в одной и той же семье дети могут иметь совершенно разные характеры. Первенец – это ребенок, которому можно только завидовать. Ведь родители обычно отдают первому чаду всю любовь. Но это происходит до поры-до времени – пока в семье не появляется еще один ребенок.

Когда рождается второй, первенец становится «монархом которого несправедливо свергли с трона». Он начинает бороться за утраченную любовь родителей. Но все его усилия обречены на провал. И со временем он понимает бесполезность своих попыток. Родители всегда для него слишком заняты и равнодушны. Помимо этого, теперь они наделены гораздо большей властью, чем было когда-то: ведь они могут апеллировать к неуместной инфантильности старшего ребенка. Их ответ на требование любви первенца – наказание.

Как результат, у тех, кто родился в семье первым, развивается особый стиль жизни. Они приучают себя к изоляции, не нуждаясь ни в привязанностях, ни в чьем-либо одобрении. Кроме этого, отмечает Адлер, старший всегда склонен к лидерству.

А как обстоит ситуация со вторым ребенком? Для него всегда образчиком остается старший брат или сестра. Сложившаяся ситуация подталкивает его к тому, чтобы соперничать с ним или с ней, стремясь побить его рекорды. Если в семье есть еще дети, то второй ребенок также борется с ними за родительскую любовь. И это лишь увеличивает его амбиции. Стиль жизни выросшего из второго ребенка взрослого – это сплошное желание доказать свое превосходство. Бессознательно он стремится показать: я лучше старшего брата или сестры.

Особое положение занимает последний ребенок. Он – это тот, кто никогда не испытает ощущения «свержения с трона». Но если семья бедна, то ему будет постоянно приходиться использовать вещи и игрушки старших. У младшего ребенка также разовьется чувство неполноценности. Но он обладает одним преимуществом: его мотивация превзойти старших – самая высокая.

Уникальным считает Адлер положение единственного ребенка в семье. Поскольку конкурировать ему не с кем, то особенно сильным у таких детей становится соперничество с отцом. Стиль жизни ставшего взрослым единственного ребенка – это эгоцентризм, смешанный с зависимостью.

Деятельностный подход: А. Н. Леонтьев

На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась.

Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А. Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.

Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности:

  • Его первый тезис – человек развивается в процессе биографии. Ученый считает, что личность – это не биологическое, не социальное или определяемое иными факторами психическое образование, отличающее человека от животного. Личность – это конкретные поступки, которыми заполняются строки биографии.
  • Следующее положение Леонтьева касается развития личности. Он утверждал, что оно происходит вне зависимости от физиологического и психического роста.
  • В-третьих, отечественный исследователь строго разделал понятие индивида и личности. Индивид – это биологическое существо. Личность – это единство не биологической природы, которое развивается постоянно. Факторы развития личности по Леонтьеву – деятельность человека, а также его способность соединить между собой внутренние и внешние условия.

В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.

Вывод:

Есть еще немало взглядов на процессы человеческого становления. Другие теории развития личности – это бихевиоризм, экзистенциальное направление, гуманистические теории, уже упоминавшийся психоанализ. Каждая из этих концепций занимает особое место в психологическом знании.

Размышляя о собственном развитии, мы не требуем от психологических теорий точности и математической строгости. Ведь жизнь подобна руслу реки, а личность нельзя описать с помощью единственной формулы, как нельзя дать точное определение каждой волне в этой реке.

Тематика: Психология женщин, Психология мужчин, Личностный рост

Теория личности в индивидуальной психологии

Альфред Адлер

Дитя человека — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной социальной средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с другими людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой социальной среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и других. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь человека.

В учебных целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Например, человек, придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение человека тем не менее, в целом соответствует им.

Так, в рамках одного и того же жизненного стиля человека может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя.

Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера когнитивную основу.

Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».

Т. к. овладение окружающей средой является жизненно важным, человек создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач:

1) Работа, которая для детей и многих взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает подзадачи:

  • профессиональный выбор;
  • профессиональная подготовка;
  • исполнение профессиональных обязательств;
  • использование свободного времени;
  • отход от дел и/или уход на пенсию.

2) Социальная задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к социальной группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, которую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play).

3) Основана на том, что человеческий род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к другому полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (например, пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для некоторых, на разводе.

Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «Да», «Да, но» («если только») и «Нет».

1) «Да». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют социальный интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни.

  • Адлерианская психология, будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в обществе, когда последнее не оправдывает ожиданий. Социальный интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, социальная кооперация, содействие общему благосостоянию и социальной помощь. Люди, демонстрирующие социальный интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого социального интереса служит показателем психического здоровья, или нормальности.

2) «Да, но». Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем.

  • Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, которые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению.

3) «Нет». Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам.

  • Т. к. адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные.

Теория Адлера против теории личности Фрейда Образец эссе

Введение

Понимание человеческого поведения — сложная задача, требующая критического понимания. Таким образом, неудивительно, что многие теоретики исследовали тему личности и связанных с ней человеческих аспектов. Фрейд и Адлер входят в число авторов, которые поделились своими взглядами на личность. Несмотря на разницу во взглядах, их теории постулируют, что молодость оказывает заметное влияние на развитие на протяжении всей жизни. В то время как Фрейд считал, что сексуальность влияет на личность, Адлер считал, что комплекс неполноценности является важной движущей силой человеческого поведения. Однако последний заявил, что люди обладают способностью меняться, хотя их ранняя жизнь является главной детерминантой дальнейшего поведения. Поэтому важно проанализировать основные сходства и различия между психоанализом и теорией Альдера.

Узнать цену

 

Психоанализ

Предыстория и характер разработчика теории

Фрейд разработал столп психоанализа, предоставив объяснения, касающиеся сексуальности. Эрнст Брюк и Чарльз Дарвин в значительной степени повлияли на Фрейда, хотя наиболее влиятельной фигурой для теоретика был Жан-Мартен Шарко, чье использование гипноза оказалось решающим. Фрейд слышал, как Шарко говорил о пациентке с симптомами истерии, которые он приписывал гениталиям. Этот случай был среди движущих сил, которые убедили Фрейда связать сексуальность с личностью. Согласно анализу теоретика, существовала связь между неразрешенной сексуальной озабоченностью и неврозом.

Находясь в Париже, Зигмунд Фрейд восхищался применением Шарко гипноза для лечения истериков. Однако, вернувшись в Вену, он изучил гипнотерапию и нашел ее неэффективной с точки зрения продвижения долгосрочного лечения. Фрейд решил работать с Йозефом Брейером, который в то время использовал метод катартического лечения, чтобы гипнотизировать пациентов с истерией, прежде чем просить их вспомнить свои первоначальные симптомы. Предоставление пациенту возможности вновь пережить свои переживания облегчило выражение подавленных эмоций. После катарсиса симптомы часто исчезали. Лечение оказалось более эффективным, чем гипнотерапия. Полученный опыт позволил Фрейду приступить к изучению психоанализа.

Представления о человеческой природе

По мере того, как Фрейд продолжал совершенствовать область психоанализа, теоретик все больше убеждался, что невроз связан с сексуальным конфликтом. Фрейд полагался на эту связь для продвижения теории развития ребенка. Последняя включает оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии развития. По мнению теоретика, пять стадий оказали влияние на структурирование человеческого разума.

Фрейд придерживался своего личного пути, заняв детерминистскую позицию, утверждая, что выбор, который делают люди, определяется наследием. Особое беспокойство вызывало время обострения психических заболеваний. В этот период Фрейд страдал от фобий, страха и связанных с ними эмоциональных проблем. Это объясняет, почему большинство теорий автора основаны на самоанализе. Ссылка на себя — главная причина, по которой теории Фрейда подвергаются резкой критике. Понимаемый иначе, личный опыт нельзя использовать для обобщения человеческого поведения.

Согласно психоаналитической теории, на человека в значительной степени влияют ранние переживания и психическая энергия. Бессознательные конфликты и мотивы играют центральную роль в нынешнем поведении людей. Фрейд считал, что сила иррациональных сил подразумевает, что агрессивные и сексуальные импульсы управляют поведением людей. Теоретик подчеркивал роль раннего возраста в формировании личности. Таким образом, для понимания личности необходимо проследить его/ее детские конфликты.

В норме развитие характера является результатом успешного разрешения и усвоения различных стадий психосексуального развития. Для Фрейда аномальное развитие личности является результатом неадекватности решения вопросов на любой из стадий развития. Тревога также является одним из результатов подавления основных конфликтов. Кроме того, бессознательные процессы связаны с текущим поведением человека.

Всякий раз, когда возникает конфликт, человек должен обратиться за помощью к терапии. Цель состоит в том, чтобы внедрить мысли совести в подсознание с целью реконструкции первичной личности. Также отмечается, что роль теории может помочь людям пережить свой ранний жизненный опыт. Следовательно, теоретики могут помочь в разрешении предыдущих конфликтов, с которыми сталкивались пациенты/клиенты. Теория также имеет решающее значение для создания как эмоционального, так и интеллектуального осознания. При разработке планов лечения аналитики остаются анонимными, что позволяет клиентам делать прогнозы. Центральным моментом является снижение сопротивления, которое возникает при работе над вопросами, граничащими с эмоциональным контролем. Клиентам, проходящим долгосрочный анализ, разрешается вступать в свободные отношения, чтобы они выявляли конфликты. Аналитики полагаются на интерпретацию и обучение эмоционально неблагополучных людей.

По словам Кори, ранние мысли Фрейда поддерживали положение о том, что человек состоит из совести и бессознательного. Через некоторое время Фрейд придумал ид, эго и суперэго. Согласно идеям теоретика, организмы действуют с целью улучшения выживания и репродуктивных возможностей в дополнение к другим потребностям. К ним относятся потребность в еде, сексе и необходимость избегать жажды, голода или боли среди прочего. Ид стремится к немедленному удовлетворению независимо от обстоятельств. С другой стороны, Эго пытается помочь, стремясь достичь удовлетворения, основанного на инстинктах Ид. Суперэго фокусируется на совершенстве. Конфликт, возникающий между Супер-Эго и Ид, может привести к тревоге или чувству вины. В стремлении сохранить внутренний покой человеческий разум должен разработать защитные механизмы.

При реагировании на сексуальный конфликт некоторые защитные механизмы включают проекцию, интеллектуализацию, замещение, рационализацию, сублимацию, отрицание и любовь. Теория помогает продемонстрировать, что на людей влияют другие мотивы и биологические побуждения. Например, прошлые травмы и социальные факторы напрямую влияют на людей, формируя их поведение. Теория человеческого разума привела к выводу, что поиск компромиссов — лучший способ урегулировать противоречивые требования жизни.

Теория Адлера

Происхождение и характер разработчика теории

Ранние годы жизни Адлера характеризовались болезнью и чувством неполноценности и неадекватности по сравнению с его братьями и сестрами. Этот опыт угнетал Алдера. Первоначальная жизнь повлияла на его мышление, так как он считал, что комплекс неполноценности является побудительным фактором человеческого поведения. Указано, что Адлер был вторым сыном в его семье. С ним плохо обращались из-за его слабого здоровья по сравнению со здоровьем его старшего брата. Адлер был недоволен положением дел и решил компенсировать свое неблагополучное положение упорной работой в школе.

Представления о человеческой природе

Согласно Адлеру, основной элемент невроза способствовал чувству неполноценности. Людям, привязанным к этому феномену, требовалось много времени, чтобы преодолеть связанные с ним негативные чувства. Теоретик полагал, что если симптомы проявляются на раннем этапе жизни, часть поведения взрослого человека будет продолжать демонстрировать возраст, в котором человек перестал развиваться. Комплекс неполноценности рассматривается как стадия, на которой человек становится неспособным компенсировать свою отсталость в развитии. В рамках теории предполагается, что социальный интерес побуждает людей к достижению целей и решению жизненных задач. Позитивная способность человека к сотрудничеству при проживании в обществе составляет центральную идею теории. Понятно, что люди обладают компетенцией создавать, влиять и интерпретировать события. На любом этапе каждый человек способен создать уникальный образ жизни, который, как правило, остается относительно постоянным на протяжении всей жизни.

Единство индивидуальности является одним из основных понятий теории. Изучение людей с субъективной точки зрения и рассмотрение важности жизненных целей в определении направления жизни являются основными факторами. Стремление к цели имеет решающее значение для достижения определенного уровня самореализации. Общественный интерес также обогащает жизнь людей. Стремление к превосходству и значимости, развитие особого образа жизни и понимание семейной расстановки — вот некоторые из фундаментальных аспектов, которые исследует теория. Что касается продления лечения, основным фактором является поощрение и помощь в изменении когнитивной точки зрения и поведения.

Используя теорию Адлера для консультирования людей, основная цель состоит в том, чтобы бросить вызов основным предпосылкам и личным целям. Теория подчеркивает необходимость поощрения для достижения общественно полезных целей и развития у человека чувства принадлежности. Акцент делается на совместной ответственности или равенстве. Таким образом, идентификация, исследование и раскрытие ошибочных целей или ошибочных предположений помогают исправить проблемы. По словам психолога Адлера, то, что движет людьми, лежит в основе мотивации, которая продвигает людей в различных обстоятельствах. «Стремление к совершенству» отражает желание реализовать индивидуальный потенциал или реализовать заданный набор идеалов. Это похоже на самореализацию. В психологии стремление к совершенству проблематично, поскольку оно неоднозначно как термин и в значительной степени недостижимо. Те, кто стремится к самосовершенствованию, в конечном итоге разочаровываются, что может привести к агрессии.

Адлер использовал компенсацию для обозначения процесса стремления, который также обозначал стремление преодолеть присущие человеку ограничения. Согласно взглядам Адлера, у каждого человека есть недостатки, которые влияют на развитие личности в том смысле, в каком люди компенсируют трудности. Хотя теоретик частично отверг эту идею, он включил ее, предположив, что проблемы определяют, кем человек станет.

Идея «мужского протеста» также фигурирует в теории Адлера. После выявления различий в культурных ожиданиях от девочек и мальчиков возникает сценарий, в котором мальчики рассматриваются как сильный и агрессивный пол. Адлер избегал субъективности, указывающей на то, что мужское напористое поведение и успех являются результатом причудливого врожденного превосходства. По мнению теоретика, это явление можно объяснить тем, что мальчики поощряются к напористости, а девочки воздерживаются от демонстрации таких черт.

Теория Адлера также известна как модель «стремления к превосходству». Это связано с теорией Ницше, основанной на необходимости подстегивания человеческой мотивации, иначе рассматриваемой как невротическое стремление, граничащее с нездоровой/деструктивной конкуренцией. Такое поведение отражает стремление к превосходству.

Фишер признал, что Адлер не тратил много времени на исследование неврозов, так как он определил ряд типов личности. Различие между личностями заключается в вариациях проявленных энергетических уровней. Категоризация не является абсолютной, хотя Адлер продемонстрировал эвристические функции. Правящий тип – это первая категория, под которой люди характеризуются склонностью к агрессивности и доминированию над другими. Люди в группе обладают огромной энергией, чтобы сокрушить кого-либо или что-либо, что встречается на пути. Хотя люди не всегда являются садистами/хулиганами, некоторые из них направляют энергию внутрь таким образом, что это вредит им самим. В эту категорию попадают наркоманы, алкоголики и люди, совершившие самоубийство. Наклонный тип также является еще одной группой, которую исследовал Адлер. Люди из этой категории чувствительны и часто возводят вокруг себя барьеры для защиты. Несмотря на такие меры, они в конечном итоге полагаются на других, чтобы увидеть их в жизни. Этим людям не хватает энергии для борьбы. Таким образом, неудивительно, что они подвержены фобиям, навязчивым идеям, беспокойству, диссоциациям и компульсиям. Существует и избегающий тип людей. В этой категории люди проявляют ограниченную энергию, поскольку они внутренне отступают и сохраняют свои чувства. Такие люди применяют стратегию избегания, поскольку они держатся подальше от других людей или действий. В экстремальных обстоятельствах у жертв развивается психоз, который может привести к полному отступлению. Последняя категория Адлера — общественно полезная группа. Индивиды, попадающие в группу, — это здоровые люди, обладающие достаточной энергией, хотя и не имеющие властного социального интереса. На таких людей не влияет чувство неполноценности, и они могут обращаться за помощью к другим в случае беспокойства.

Особенности

Мы предусмотрели все ваши потребности и подготовили полезные предложения для вашего удобства.
Независимо от того, какую письменную помощь вы ищете, обязательно отправьте нам свой запрос, когда он вам понадобится.

300 слов на странице
вместо 280

Система скидок

VIP-услуги

Бесплатная редакция
(по запросу)

Партнерская программа

Контент без плагиата

Сравнение и контраст

В то время как Зигмунд Фрейд считал, что человеческие инстинкты и многие проблемы, с которыми сталкиваются люди, проистекают из их сексуальных конфликтов, Адлер придерживался мнения, что человеческая личность является социальной конструкцией, в которой порядок рождения играет главную роль. влияющие на развитие. Фрейд полагался на свободную ассоциацию с пациентами, что привело к его открытию, что воспоминания можно проследить до детства. По мнению теоретика, подавленные чувства граничили с сексуальными проблемами.

Теории Фрейда и Адлера также во многом различаются. Одно из отличий состоит в том, что первые дифференцировали составляющие личности, а Адлер рассматривал личность в целом. В рассуждениях Фрейда совесть и бессознательное различались. Кроме того, Фрейд считал, что бессознательное находится вне контроля. Таким образом, неудивительно, что он чувствовал, что аналитик должен использовать свободные ассоциации и связанные с ними техники для выявления необходимой информации из бессознательного. С другой стороны, Адлер считал, что сознательный и бессознательный умы работают гармонично. Теоретик пояснил, что в то время как сознание представляет то, что понято, бессознательный ум — это то, что еще предстоит понять. Кроме того, Адлер считал, что они могут чередоваться в любое время.

После пересмотра теории Фрейда возникли три новых жестких подразделения: Ид, Эго и Супер-Эго. Они часто конфликтуют в формировании личности. Если с этим не справиться должным образом, разногласие может привести к неврозу. Однако Адлер настаивал на том, чтобы рассматривать человека в целом, а не его части. Замечено, что он часто не соглашался с Фрейдом в том, как оценивать человека. Фрейд подчеркивал сексуальность, а Адлер сосредоточился на социальных и культурных факторах. Последний также основывал свою теорию на собственном детском опыте. Адлер считал, что неполноценность, а также порядок рождения влияют на личность в отношении социального взаимодействия.

Заключение

Хотя теория Адлера не столь увлекательна, как теория Фрейда, учитывая отсутствие сексуальности, она практична, влиятельна и применима для понимания человеческого поведения. Несмотря на заметные различия между теориями, очевидно, что обе они сосредоточены на основных проблемах, с которыми люди сталкиваются в жизни. Теоретики стремились диагностировать и лечить различные психологические заболевания. Несмотря на различные подходы, Фрейд и Адлер остаются фундаментальными в истории психологии.

Порядок рождения: что вам следует знать

Авторы: Редакторы WebMD

В этой статье

  • Наука о порядке рождения
  • Порядок рождения и интеллект
  • Порядок рождения и влияние на здоровье
  • Другие факторы

Порядок рождения используется для предсказания успеха, процветания, работы и многого другого. Но действительно ли это влияет на то, кем вы являетесь и чем занимаетесь в жизни? Вот более пристальный взгляд на правду и науку о порядке рождения.

Наука о порядке рождения

Исследователь по имени Альфред Адлер разработал теорию порядка рождения в 20 веке. Теория утверждает, что порядок, в котором рождается ребенок, определяет его развитие и личность. Адлер также утверждал, что семья, общество и социальные аспекты играют важную роль в формировании личности ребенка.

Сегодня многие психологи считают, что ваше место в очередности рождения вашей семьи оказывает большое влияние на развитие вашей личности.

Старший ребенок. Если вы первенец, то на какое-то время ваши родители будут предоставлены вам сами. Поскольку ваши родители впервые становятся родителями, они, как правило, уделяют вам внимание. Они также особенно осторожны, когда речь идет обо всех аспектах воспитания детей — от шишек и синяков до раннего обучения. Все это внимание приносит пользу старшим детям.

Ваши родители могут ожидать от вас многого, особенно если в вашей семье рождаются другие дети. Ваши родители могут казаться более строгими с вами и часто ожидают, что вы подадите пример своим младшим братьям и сестрам и проявите ответственность.

Исследования показывают, что если вы самый старший ребенок, вы склонны демонстрировать лидерские качества. Возможно, вы уже являетесь лидером на рабочем месте или поднимаетесь на вершину своей отрасли.

Средний ребенок. Стереотип, что если ты средний ребенок, то ты миротворец, но, кажется, в этой поговорке есть доля правды. Поскольку вам не хватает звания старшего или младшего, вы стремитесь занять свою нишу в семейной динамике. Вы склонны получать удовольствие от переговоров и компромиссов. Вы легко можете найти общий язык с людьми разного возраста.

Вы можете соревноваться со своим старшим братом или сестрой, например, побив их спортивные рекорды, лучше владея языком или получая более высокие оценки. Или вы можете вести себя более бунтарски.

Младший ребенок. По словам Адлера, будучи ребенком в семье, вы обычно выбираете один из двух путей развития своей личности. Первый путь — это четкое путешествие к успеху, где вы стараетесь преуспеть во всех отношениях, часто становясь любимым человеком в семье. Самые маленькие дети также могут стать избегающими, если им не хватает уверенности или стремления к успеху.

У вас могут быть свободы, которых нет у ваших старших братьев и сестер. По мере того, как правила ваших родителей становятся более мягкими, ваши родители могут быть более невмешательными с вами. Вы обычно уверены в своем месте в семье и можете быть очень творческими, мятежными и общительными.

Единственный ребенок. Если вы единственный ребенок, вы с рождения окружены взрослыми. Это не значит, что вы не общались с другими детьми в детском саду, на игровой площадке или в школе. Но во время вашего пребывания дома вы общались с родителями и другими взрослыми, подражая их поведению и становясь «маленькими людьми».

Возможно, ваши родители чрезмерно защищают вас, что приводит к тому, что вы начинаете зависеть от родителей в плане поддержки. Вы не привыкли делить одежду, пространство или родительское внимание с братьями и сестрами. Это может сделать вас умным и творческим, но в то же время упрямым и упрямым.

Порядок рождения и интеллект

Некоторые теории утверждают, что первенцы более умны и имеют более высокий IQ, чем младшие. Но самые последние исследования показывают, что IQ первенцев в среднем всего на 1 балл выше, чем у их братьев и сестер. Социальные факторы могут быть виноваты в этой идее.

Другое исследование показывает, что первенцам полезно находиться в окружении взрослых в первые годы жизни. Они усваивают то, как говорят взрослые, в то время как более поздние дети больше подвержены менее развитой речи своих братьев и сестер.

То же исследование показало, что первенцы часто берут на себя роль лидеров и учителей для своих младших братьев и сестер. Некоторые теории говорят, что репетиторство улучшает интеллект репетитора — в данном случае старшего брата или сестры.

Порядок рождения и здоровье

Некоторые считают, что порядок рождения влияет на здоровье. Исследования показывают, что если вы самый старший возраст, у вас больше шансов иметь меньший вес при рождении, чем у ваших братьев и сестер.

У более поздних детей повышен риск госпитализации из-за несчастных случаев, которых можно было избежать. Это может быть связано с недостатком родительского внимания в большой семье. У младших братьев и сестер могут быть проблемы с психическим здоровьем в период полового созревания и юности, и они с большей вероятностью попадут в больницу по причинам, связанным с алкоголем.

В целом, исследователи обнаружили, что большинство различий в очередности рождения связаны с тем, где ваши родители предпочитают проводить свое время и ресурсы.

Другие факторы, влияющие на порядок рождения

Порядок рождения — сложный вопрос. Не существует «универсального» решения для каждой семьи. Различные факторы влияют на социальную динамику семьи, и результаты различаются от ребенка к ребенку и от семьи к семье.

Некоторые другие факторы, влияющие на порядок рождения, включают:

  • Отношение и культура родителей. В некоторых культурах, даже если мальчик рождается после четырех девочек, он все равно может считаться самым старшим.
  • Разница в возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *