Техника активного слушания | ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
Такая методика часто применяется психотерапевтами во время сеансов, психологического консультирования или групповой терапии. Также приемы активного слушания с успехом применяются менеджерами для увеличения продаж.
Впервые понятие «активное слушание» ввела в обиход советский психолог Юлия Гиппенрейтер. Она специализировалась на психологии восприятия, внимания, семейной психологии. Приемы активного слушания, по ее мнению, имеют большое значение при беседах с близкими людьми, в семье. Юлия Гиппенрейтер выпустила книгу «Чудеса активного слушания», в которой доступным языком и на простых примерах продемонстрировала важность такого навыка, как слушание/ Использование этой техники способно расположить собеседника, снять возникшее напряжение или создать спокойную, доверительную атмосферу. С помощью этой уникальной техники общения можно достичь близости с ребенком, стать ему не просто родителем, а другом.
Основные принципы:
Умение внимательно слушать важно не только для психотерапевтов и психологов.
Активное слушание можно сопоставить с эмпатией, то есть умением сопереживать и ощущать эмоции собеседника. Таким образом, достигается взаимопонимание.
Любому человеку необходимо чувствовать себя важным и значимым, а неподдельное внимание дает ему это ощущение.
Техника активного слушания имеет в своем арсенале множество приемов. Однако, есть несколько основополагающих принципов, которые актуальны во всех случаях:
- Нейтральная позиция.
Во время беседы очень важно постараться воздержаться от оценки собеседника или его мнения. Постарайтесь оставаться беспристрастным, уважайте личность и взгляды оппонента;
- Сохраняйте спокойствие.
Доброжелательное отношение к собеседнику призвано обеспечить бесконфликтную обстановку и атмосферу. При установке зрительного контакта лучше смотреть в глаза учтиво, с небольшой долей любопытства. Во время сеанса психотерапии лучше постараться поощрить пациента говорить. Для этого необходимо задавать уточняющие или наводящие вопросы, но не перебивать его;
- Искренность.
При ведении беседы важна искренняя заинтересованность не только в теме разговора, но и в самом собеседнике.
Даже приемы активного слушания не помогут, если не хотеть слушать человека. Не стоит начинать серьезный и важный разговор в том случае, если вы устали или раздражены. В этой ситуации даже самые изощренные приемы не способны прояснить ситуацию, если вы не настроены внимательно слушать.
Во время сеанса психотерапии или в простом разговоре формальная вежливость никогда не сможет заменить подлинного интереса. В то же время не стоит заставлять человека раскрывать свои мысли, если он сам находится в плохом настроении. Важно концентрироваться больше на словах, чем на эмоциях. Ведь умение слушать и проникаться чувствами и настроем собеседника сродни эмпатии.
- Паузы.
Простые паузы способны творить чудеса! Они «подталкивают» оппонента на продолжение монолога, дают дополнительную возможность собраться с мыслями. После этого человек может высказать то, что изначально говорить не планировал.
- «Глаза в глаза»
Во время диалога необходимо установить зрительный контакт. Лучше всего смотреть в глаза или сосредоточить взгляд на треугольнике «глаза-нос». Движения глаз могут рассказать о реакции собеседника на наши слова или жесты. Также визуальный контакт способствует формированию более доверительной атмосферы.
- Уточнение
В некоторых случаях уточнение уже сказанного помогает собеседнику более полно выразить свою мысль. Такой прием позволяет человеку услышать сказанное со стороны и дополнительно обдумать свои слова. Также в повседневном общении такой прием помогает избежать лишних «додумываний» и недосказанностей.
- «Пересказ»
Краткий, но содержательный пересказ позволяет собеседнику услышать себя со стороны, еще раз оценить сказанное и, при желании, что-то уточнить или добавить. При этом слушатель интонацией старается выделить ключевые, по его мнению, моменты. Это делается для того, чтобы дать собеседнику понять, что именно вы услышали из его монолога.
- «Эхо»
Этот прием активного слушания подразумевает под собой повторение последних фраз собеседника, но с вопросительной интонацией. Таким образом, вы как бы уточняете информацию. Такой метод несет следующий информационный посыл: «Правильно ли я тебя понял?».
Алгоритм действий:
Активное слушание – это процесс. Поэтому для воплощения этой методики в жизнь следует соблюдать основные правила. С их помощью можно добиться лучшего результата.
Необходимо установить зрительный контакт. Он крайне важен и помогает раскрепостить собеседника и настроить его на свою волну. Таким образом, вы показываете свою заинтересованность не только в словах человека, но и в нем самом.
Старайтесь показать собеседнику, что вы внимательно его слушаете. Не стоит отвлекаться на посторонние предметы или оглядывать его с ног до головы. Можно кивать во время произносимой речи, задавать уточняющие вопросы. Однако, необходимо уметь соблюдать баланс и не переборщить с «поддакиванием».
Не пытайтесь закончить мысль вместо собеседника. Это не настраивает на одну волну, но действует раздражающе.
Для достижения понимания можно перефразировать выражения оппонента, искренне стараться понять его чувства и переживания. Эмоциональный аспект в ряде случаев намного важнее информационного. Такая тактика особенно необходима при беседе с ребенком.
Активное слушание позволяет помочь собеседнику уверовать в свою значимость. Эта техника важна для пациентов с низкой самооценкой, она помогает преодолеть определенные проблемы и найти способы их решения.
Слушание по «мужскому типу»
Активное слушание, как и любой другой метод психотерапии имеет свои ответвления. К такому и относится рефлексивное слушание. Это стиль беседы, в котором подразумевается активное поведение собеседников.
Рефлексивное слушание важно для точного понимания информации и настроено в первую очередь на логику и разум. Чаще всего этот стиль беседы используется при деловом общении, когда анализ и сбор информации играют первостепенную роль. Это очень важный коммуникативный навык, который способен уберечь от губительный недомолвок или «непоняток».
Техника активного слушания
- 2,0K просмотров
Метод активного слушания применяется в психологическом консультировании, психотерапии, а также является важным инструментом в работе профайлера – верификатора. Метод позволяет лучше понять чувства и состояние собеседника, способствует тому, чтобы человек разговорился, а также помогает расположить к себе собеседника. Метод предполагает применение в беседе особых приемов, о которых поговорим в этой статье.
Паузы. Казалось бы, это всего лишь пауза… Но самые откровенные признания, могут случиться, как раз после нее.
Пауза дает возможность собеседнику подумать. Паузы выдерживать крайне сложно, и если получается выдержать это молчание, то собеседник после паузы может сказать что-то еще, что не стал бы говорить без нее.Уточнение. Просьба рассказать подробнее или «развернуть» вышесказанное. У каждого в голове есть свое понимание слов, которые, казалось бы, для всех означают одно и тоже. Например: «А как Вы поняли, что они Вас не ценят?», «Что именно Вы имеете ввиду, когда говорите, что хотите спокойствия?».
Перефраз. Прием предполагает, что слушатель своими словами повторяет то, что только что сказал его собеседник, в более общей форме. Этот прием направлен на создание между собеседниками доверительного контакта и чувства, что «меня понимают».
Эхо. Эффект от этого приема похож на эффект от приема «пауза». Слушатель ничего особо не говорит, только повторяет несколько слов собеседника, которые отображают суть сказанного им.
Сообщение о восприятии. Слушатель дает обратную связь собеседнику, показывает, что понимает его, использует описание своего восприятия услышанного: «я вижу, что это тема очень тяжелая для Вас», « я слышу много тревоги, когда Вы вспоминаете о том случае», «то что Вы рассказываете, действительно может злить».
Отражение чувств. Применяются фразы, соответствующие переживанию человека: «Вам сейчас больно…», «Вы в тот момент злились».
Используя метод активного слушания важно помнить следующие правила:
– собеседника не следует перебивать;
– визуальные контакт важен на протяжении всей беседы;
– не следует помогать собеседнику с ответом, лучше выдержать паузу и дать возможность ответить ему самому;
-обратная связь важна, пусть это будет кивок головой или многозначительное «ммм»;
Метод активного слушания позволяет правильно воспринять информацию, верно ее интерпретировать и дает возможность получить как можно больше деталей и подробностей. Продуктивная беседа требует не только умения задавать вопросы и говорить самому, но и умения слушать и слышать.
Активное слушание может быть использовано везде, где есть два человека. В большей степени оно играет важную роль в сфере работы и взаимоотношений.
Шмакова Альбина
Related Tags
- влияние,
- коммуникация,
- манипуляции
стратегий активного слушания | Обучение пациентов
Если вы страдаете от потери слуха, следующие стратегии активного слушания улучшат ваше общение с другими людьми и создадут более позитивную коммуникативную среду, чем могут обеспечить только слуховые аппараты.
- Посмотрите на говорящего. Расположитесь так, чтобы видеть лицо полностью, а не только профиль. Много информации можно получить, как наблюдая, так и слушая. Хотя никто не может получить всю информацию только с помощью зрения, у каждого есть способность читать по речи; то есть получать информацию о том, что говорится, наблюдая за губами говорящего, выражением лица, жестами, языком тела и т. д.
- Носите очки по показаниям. Они помогут вам читать речь.
- Сядьте лучшим ухом, если одно лучше другого, к говорящему.
- Сократите расстояние между вами и собеседником. Идеальное расстояние составляет примерно от трех до пяти футов.
- Избегайте разговоров из другой комнаты.
- Концентрация на мысли или идеях, которые выражает говорящий вместо того, чтобы пытаться понять каждое сказанное слово. Не расстраивайтесь и не сдавайтесь, если пропустите несколько слов. Речь обычно избыточна и предсказуема.
- Старайтесь следить за темой разговора и подсказками окружающей среды , которые могут помочь вам сделать обоснованные предположения. Можно научить друзей время от времени давать наводки на обсуждаемую тему. Они могут ненавязчиво сказать: «Мы обсуждаем жилищный вопрос», или вы можете тихо попросить кого-нибудь из группы рассказать вам, что они обсуждают.
- Познакомьтесь с тем, как разные люди выражают себя , например, с выражением лица, словарным запасом, структурой предложения, акцентом или диалектом и т. д.
- Поддерживайте активный интерес к людям и событиям. Знания о национальных и мировых делах, а также о делах вашего сообщества и друзей помогут вам с большей готовностью следить за многими дискуссиями или разговорами.
- Не бойтесь, что люди подумают, что вы смотрите на них , пока вы пытаетесь понять, что они говорят. Всегда вежливо смотреть на говорящего.
- Не блефуйте и не кивайте, как будто вы понимаете, когда это не так. Лучше задавать вопросы, чем продолжать идти по ложному пути.
- Не стесняйтесь попросить кого-нибудь уточнить информацию, которую вы могли пропустить. Чтобы уменьшить разочарование с обеих сторон, полезно очень конкретно указать, что вы упустили, чтобы человеку не пришлось повторять все сообщение целиком. Вы также можете попросить человека не только повторить информацию, но и перефразировать ее так, чтобы слова, которые вы плохо слышите, можно было заменить словами, которые легче услышать.
- Сообщите говорящему конкретно, какую часть только что сказанного вы не поняли. Простое высказывание «Я не расслышал» или «Я не понял» не дает говорящему необходимой информации для решения вашей проблемы. Скажите им, если они говорят слишком тихо, слишком быстро, если их рука находится перед ртом или фоновый шум мешает вам понять.
- Старайтесь слушать и не позволяйте кому-то другому, например, вашему супругу или другу, слушать вместо вас.
Продолжить чтение
- Помните, что разговор — это двустороннее взаимодействие. Не монополизируйте его, пытаясь направлять и контролировать. Слушание требует больше энергии, чем разговор.
- Будьте готовы признать свою потерю слуха и обратиться за помощью. Самые разумные люди будут рады помочь, если ваша просьба конкретна и если они знают, что делать.
- Не стесняйтесь рассказывать окружающим, что они могут сделать, чтобы облегчить общение. Сообщите им о важности говорить медленнее, убедившись, что они находятся рядом с вами и лицом к вам, а также используйте мимику и жесты, чтобы донести сообщение. Многие люди смущаются, потому что не знают, как разговаривать с носителем слухового аппарата. Расслабьте их и заверите, что вам легче всего понять естественную, не преувеличенную речь.
- По возможности, запрашивайте подробности , такие как направление или медицинскую информацию, в письменном виде.
- Максимально используйте освещение. Расположите свет позади себя, а не за динамиком, где он может отбрасывать тень.
- Рассмотрите возможность использования слуховых аппаратов с несколькими микрофонами , которые обеспечивают максимальное усиление звуков, исходящих непосредственно перед вами, и подавляют звуки, исходящие позади вас.
- Не отвлекайтесь. Попробуйте уменьшить или устранить мешающий фоновый шум. Это включает в себя уменьшение или выключение телевизора, радио, проточной воды или вентилятора во время разговора. В общественной обстановке или ресторане вы можете найти более тихий уголок вдали от шума для ваших разговоров.
- Если вы находитесь в комнате с открытой дверью или окном, выходящим на шумное или людное место, закройте его. Также полезно держать окно автомобиля закрытым или уменьшать громкость слухового аппарата, расположенного ближе всего к окну. Большинство слуховых аппаратов автоматически адаптируются к шуму.
- При необходимости, рассмотрите возможность улучшения акустики в помещении, часто используемом для разговоров. Это может включать установку коврового покрытия, драпировок, мягкой мебели или акустических потолочных плит.
- Отправляясь в ресторан, постарайтесь планировать заранее. Посмотрите рейтинг шума в газете. Приходите в непиковые часы, зарезервируйте столик в тихом уголке и сядьте спиной к стене (или к центру комнаты, если вы носите слуховые аппараты с несколькими микрофонами). Запросите стенд, если он доступен.
- При посещении спектакля, концерта, церковной службы или лекции постарайтесь прийти пораньше, чтобы занять место как можно ближе к первому месту . Запросите вспомогательное устройство для прослушивания.
- Собираясь в кино или на спектакль, заранее прочтите рецензию или краткое содержание сюжета.
- При посещении лекций попросите докладчиков использовать микрофоны или FM-системы.
- При получении информации по телефону повторите то, что вы услышали, чтобы убедиться, что это правильно.
- Сохраняйте реалистичные ожидания относительно того, что вы сможете услышать в различных ситуациях и средах. Будут некоторые ситуации, когда слушать будет труднее, и вам нужно будет приложить больше усилий и стратегий, чтобы следовать тому, что было сказано. Помните, что это относится и к слушателям с нормальным слухом.
- Проверьте ситуацию в общественных местах, прежде чем обвинять себя в потере слуха. Узнайте, есть ли у других трудности. Это может быть связано с неисправной системой громкой связи (PA), плохим динамиком или сильным фоновым шумом.
- Обратите особое внимание на свою речь. Длительная или даже внезапная потеря слуха может привести к ухудшению голоса и дикции.
- Всем нужно время для отдыха. Признайте, что болезнь и усталость затрудняют слушание. Позвольте себе роскошь иногда уйти в себя.
- Избегайте напряжения. Постарайтесь расслабиться и сохранить чувство юмора. Напряжение значительно мешает способности читать речь и истощает энергию. Даже самые лучшие слушатели не в состоянии услышать все. Умение посмеяться над собой очень помогает приспособиться к любой ситуации или состоянию.
Медицинские специалисты UCSF Health изучили эту информацию. Он предназначен только для образовательных целей и не предназначен для замены рекомендаций вашего врача или другого поставщика медицинских услуг. Мы рекомендуем вам обсудить любые вопросы или опасения, которые могут у вас возникнуть, с вашим поставщиком медицинских услуг.
Связанные клиники
Клиника аудиологии
Почтовая ул., 2330, офис 270
Сан-Франциско, Калифорния 94115
(415) 353-2101
Рекомендуемое чтение
Системы сигнализации и текстового отображения
Людям с потерей слуха могут быть полезны системы сигнализации и замены, которые преобразуют звук или нажатие клавиш в другой режим. Узнать больше.
7 шагов к мастерству активного слушания для менеджеров
Слушание, как бы просто это ни звучало, уходит глубоко. Мы часто не уделяем должного внимания этому, казалось бы, очевидному аспекту общения. И в результате мы позволяем недопониманию управлять нашими разговорами. Хороший менеджер никогда не может этого допустить. Вот почему они сосредотачиваются на активном слушании. В этом блоге мы раскроем значение и важность активного слушания на рабочем месте для каждого руководителя команды. Мы также увидим примеры навыков активного слушания менеджера в действии и поймем несколько простых шагов, необходимых для развития навыков активного слушания. Так. Давайте начнем!
- 7 шагов к освоению активного слушания для менеджеров
- Что такое активное слушание?
- Почему менеджеры должны иметь навыки активного слушания?
- 7 Техник активного слушания для менеджеров
- Понимать цель общения
- Обращать внимание и действительно слушать
- Будьте открыты для обучения
- Будьте терпеливы и не перебивайте
- Не берите на себя ответственность за беседу
- Предлагайте искреннюю обратную связь после активного прослушивания
- Поблагодарите человека за сообщение после активного прослушивания
- Заключение
- Другие связанные блоги
Что такое активное слушание?
Активное слушание — это навык, с которым борются многие менеджеры. Это необходимо для создания продуктивного, дружелюбного и уважительного рабочего места. Активное слушание предполагает сосредоточение внимания на другом человеке, попытку понять не только произнесенные слова, но и эмоции, стоящие за ними. Это также влечет за собой адекватную реакцию и запоминание того, что было сказано. Активное слушание — ценный навык, при котором слушатель принимает осознанное решение. В результате это позволяет вам расширить свои возможности, чтобы стать более эффективным в своей роли. Активное слушание, в отличие от пассивного слушания, представляет собой намеренное действие, направленное на демонстрацию того, что мы услышали то, что сказал другой человек. Это делается путем сосредоточения внимания на его или ее словах и задавания вопросов, чтобы глубже проникнуть в суть их сообщения. Это один из самых эффективных коммуникативных навыков, которому может научиться и практиковать каждый.
Почему менеджеры должны иметь навыки активного слушания?
Внимательное слушание позволяет менеджерам лучше понимать членов своей команды и влиять на них. Это также позволяет вам продемонстрировать уважение и помочь в построении более прочных отношений между менеджером и сотрудником. Отличные навыки активного слушания не только повысят вашу продуктивность как менеджера, но и помогут вам в ведении переговоров и принятии решений. Активное слушание — один из самых важных коммуникативных навыков. Это важная часть хорошего менеджера. Тем не менее, многие люди либо не знают, как это сделать, либо не хотят. Когда вы менеджер, слушать — это больше, чем просто слышать, что говорят другие люди. Речь идет о понимании того, чего они хотят от ситуации и как вы можете помочь им получить это. Так что вместо того, чтобы просто ждать своей очереди говорить, начните активно слушать сегодня.
7 Техники активного слушания для менеджеров
Понимание цели общения
Первый шаг к тому, чтобы стать лучшим слушателем, — это понять, почему вы общаетесь с кем-то еще. Чего вы надеетесь достичь? Если это просто ради того, чтобы услышать, как вы говорите, это может быть недостаточно веской причиной, чтобы действительно вкладываться в внимательное слушание. Убедитесь, что ваши цели совпадают с целями другого человека и наоборот. Если они чего-то хотят от вас, но не знают, как об этом попросить, возможно, вы мешаете им получить то, что они хотят. Это не только помогает в разрешении конфликтов, но и способствует культуре уважения.
Будьте внимательны и внимательно слушайте
Как только вы поймете цель общения, следующий шаг — обратить внимание и внимательно выслушать. Не выполняйте многозадачность и не сосредотачивайтесь на чем-то другом — если вы действительно заинтересованы в том, чтобы услышать, что кто-то говорит, все ваше внимание должно быть сосредоточено на нем. Это означает не смотреть вниз и не ерзать. Если вы действительно слушаете, все это признаки того, что вы действительно взаимодействуете с человеком. Смотрите прямо на говорящего, отбрасывайте отвлекающие мысли и не готовьте мысленно опровержение! Отвлечение — еще одна большая проблема, когда мы пытаемся активно слушать разговор. Когда мы пытаемся обратить на что-то внимание, мы легко отвлекаемся. В разговоре велика вероятность, что вас отвлекут язык тела и выражение лица собеседника. Скорее всего, вы обнаружите, что вас втягивают эмоции другого человека. Это может отвлечь вас от разговора и заставить вас потерять фокус на том, что они говорили. Это проблемы, которые нужно будет преодолеть, чтобы улучшить свои навыки активного слушания.
Будьте открыты для обучения
Неважно, насколько вы хороший слушатель, если вы никогда не пытаетесь извлечь урок из того, что кто-то хочет сказать. Даже если они не могут сказать ничего ценного или конструктивного. Им может быть полезно чувствовать, что их мысли воспринимаются всерьез. Откройте свой разум для возможностей того, что они могут сказать, и посмотрите, есть ли что-то, что вы можете извлечь из этого. Люди слушают по разным причинам, включая получение информации, обучение пониманию и просто удовольствие от разговора с другими. Однако, если ваша цель состоит в том, чтобы на самом деле разрешать конфликты и достигать общих целей, важно убедиться, что вы действительно слушаете. Поступая так, вы не только укрепляете доверие и взаимопонимание с другим человеком, но и узнаете больше о том, чего он хочет и в чем нуждается.
Будьте терпеливы и не перебивайте
Хотя важно быть открытым для обучения, не ожидайте, что каждый, кто разговаривает с вами, сразу получит ответы на все вопросы. Людям часто требуется некоторое время, чтобы обработать информацию и сформировать мнение по теме. Будьте терпеливы и позвольте им сделать это. Еще одна распространенная ошибка, которую люди совершают, когда слушают, — это перебивание. Когда вы пытаетесь ДЕЙСТВИТЕЛЬНО слушать, может быть сложно, если кто-то перебивает вас каждые несколько минут, чтобы поговорить о чем-то совершенно не относящемся к делу. Если человек говорит, и вы чувствуете, что он, возможно, еще не закончил, попробуйте подождать, пока он не закончит, прежде чем отвечать. Это даст им возможность правильно завершить свои мысли и избежать возможных конфликтов или недоразумений.
Не брать на себя ответственность за беседу
Одна из распространенных ошибок, которую люди совершают, когда слушают, заключается в том, что они думают, что им нужно выбросить все из головы, даже если это означает полное игнорирование того, что человек только что сказал. Это может разочаровать обе стороны, так как часто приводит к недопониманию и спорам. Вместо этого постарайтесь уделить некоторое время тому, чтобы обдумать сказанное. Вам также следует подумать о том, как вы могли бы ответить конструктивным образом. Это работает в обоих направлениях: когда вы являетесь спикером, вы должны взять на себя ответственность за свое общение и найти другой способ донести свою точку зрения.
Другие интересные материалы для чтения
Предлагайте искренние отзывы после активного прослушивания
После того, как вы выслушали то, что хочет сказать другой человек, важно предложить ему конструктивную критику. Обратная связь должна быть конкретной и иметь отношение к тому, что было сказано, иначе может показаться, что вы просто придираетесь (или, что еще хуже, осуждаете). Вместо «Отличная работа! Продолжайте хорошую работу!» попробуйте что-нибудь вроде: «Я заметил, что, когда ты _________, я почувствовал _________. Хотели бы вы изучить это подробнее?» Ваша обратная связь может быть сосредоточена на фактах, чувствах или на том и другом. Когда вы активно слушаете, вы размышляете и резюмируете, что придает уверенности говорящему и обеспечивает общее понимание проблемы (вопросов). Вы можете использовать эти советы в повседневных разговорах.
Поблагодарите человека за общение после того, как активно его выслушаете
Наконец, всегда приятно поблагодарить человека, который общался с вами, даже если то, что он сказал, не было особенно поучительным или полезным. Это может показать им, что вы цените их усилия, что может привести к более плодотворному взаимодействию в будущем. Активное слушание — это основа успешного общения, и оно может способствовать ощущению того, что вас ценят или слышат, а также ощущению, что доверие и укрепление рабочих отношений — один из очень полезных способов сделать это — быть благодарным людям за их общение. с тобой. Активное слушание следует считать ценным в организациях.
Заключение
Умение слушать — ценный навык для любого менеджера. Это также один из самых важных навыков, который может развить каждый менеджер. Если вы новичок в менеджменте или просто не умеете слушать так хорошо, как хотелось бы, вот несколько советов, которые помогут улучшить ваши навыки активного слушания. Активное слушание является важным навыком для менеджеров. Это то, чем мы все должны заниматься больше! Надеюсь, эти советы помогут вам улучшить свои навыки общения. Если вы обнаружите, что между вами и кем-то еще что-то не так, не бойтесь попробовать одну из этих техник — это может привести к улучшению отношений в целом.