Теория развития личности э эриксона: Эрик Эриксон: эго-теория личности

Теория психосоциального развития личности (Э. Эриксон)

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.

Под этим Эриксон понимает следующее:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2.  Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.

Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.

Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.

Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты, успешно разрешая которые личность развивается.

В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз. Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

Область социальных отношений

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Результат прогрессивного развития

0 — 1 год — раннее младенчество
социальное качество — надежда

доверие к людям, к окружающему миру.

взаимная любовь, связь ребенок — родитель

удовлетворение потребности в общении с родителями

недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

мать или заменяющее ее лицо

энергия и жизненная радость

1-3 года — позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество — воля

самостоятельность

уверенность в себе

сомнения в себе

гипертрофированное чувство стыда

родители

независимость

3-5 лет — возраст игры
социальное качество- целеустремленность

инициативность

активность, живое воображение

подражание взрослому

признаки полоролевого поведения

чувство вины

пассивность

отсутствие инициативы

отсутствие признаков полоролевого поведения

родители, братья, сестры

целеустремлен-

ность

5-11 лет  предпубертантный возраст социальное качество- компетентность

стремление к достижению

трудолюбие

развитие познавательных и коммуникативных навыков

чувство собственной неполноценности

избегание сложных заданий, ситуаций соревнования

слаборазвитость познавательных и трудовых навыков

конформность

школа, соседи

овладение знаниями и умениями

11-18 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

эгоидентичность (собственная уникальность)

жизненное самоопределение

поиск себя

формирование мировоззрения

половая поляризация в формах поведения

диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)

путаница ролей

смещение временных перспектив

смешение форм полоролевого поведения

группы сверстников

самоопределение, преданность, верность

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество — любовь

интимность

стремление к контактам с людьми

желание и способность посвятить себя другим людям

рождение и воспитание детей

изоляция

избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) — 60 лет средняя взрослость социальное качество — забота

творчество (особенно в труде)

продуктивная и творческая работа над собой и другими

застой (особенно в труде)

эгоизм, эгоцентризм

непродуктивность в работе

ранняя инвалидность

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Теория психосоциального развития личности (Э. Эриксон)

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Теория психосоциального развития личности (Э. Эриксон)

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Теория психосоциального развития личности (Э. Эриксон)

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Эго-теория Э.Эриксона

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Российской

Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

ПЕТЕРБУРЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

Факультет: Экономика и  социальное управление

Кафедра: Прикладной психологии, социологии  педагогики

 

 

Реферат на тему:

Эго-теория Э.Эриксона

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнила:

                                                                                         Студентка III курса

                                                                                Заочного отд.

                                                                                 Тетерина И.М.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Личность. Эрик Эриксон: эго — теория личности.

Эриксон строил свою теорию исключительно в связи с развитием  эго. Хотя он неизменно настаивал  на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое продолжение концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках. Однако Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный  сдвиг акцента от ид к эго, что  сам Фрейд лишь частично признавал  в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения  и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов.

Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает  новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка.

Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное  пространство индивидуума (т.е. от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И наконец, в-четвертых, у  Фрейда и Эриксона различные взгляды  на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, т. е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию своей жизни

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

1. Социум для ребенка не антагонистичен.

2. Личность развивается от рождения до смерти.

3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.

4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

5. В развитии человека восемь стадий.

6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно,       так и нет.

7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.

8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.

Подробнее о каждом пункте :

  1. Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности. См.→

Это еще один отход от классического психоанализа, где  развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона — пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а «согласие с самим собой».

  1. Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые  обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма  развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи  считают, что личность может развиваться  и по типу сот, и по типу короны. См.→

  1. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см.→

  1. В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным  для неё конфликтом, благоприятное  разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

  1. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение  определяется обычно тем, насколько  благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также  благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал  с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим  себя по плану и сознательно. Эриксон  описывал то, что происходит в стихийном  развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с  пациентами Эриксона благополучное  прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

  1. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных  кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком  оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует  называть кризисом?

Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором  неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые  проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей  и порождать непредсказуемые  проблемы, то, действительно, каждый выбор  будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать  на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и  здорового, строительство нового этапа  его жизни является кризисом –  наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих  жизненных событий. См.→

  1. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное  в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый». См.→

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение  как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности.

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона – одна из наиболее авторитетных, зарекомендовавших себя теорий развития личности. Важно при этом понять, какой подход она реализует, на какие вопросы она отвечает, а на какие – нет.

Развитие личности интересно  не только для психологов. Развитие личности важно и для педагогов, развивающих личность детей разного  возраста, развитие личности важно  для бизнесменов, заинтересованных в развитии личности своих сотрудников, развитие личности важно и просто для людей, которые хотят развивать  свою личность.

Важно отметить, что концепция  Э. Эриксона почти полностью находится  в психологическом поле, в малой  степени ориентируясь на педагогические запросы. Как писал А.В.Петровский:

«Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному  вычленению социально обусловленных  задач формирования личности на этапах онтогенеза.

Первый из них ориентирован на то, что реально обнаруживает психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих  конкретно-исторических условиях, что  есть («здесь и теперь») и что может  быть в развивающейся личности в  условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Второй — на то, что  и как должно быть сформировано в  личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к ней общество»[2].

Тем не менее, скрытым образом  модель Эрика Эриксона предлагает некоторые  педагогические решения. Перечисляя общие  для всех людей, естественные этапы  развития личности, Эриксон по факту  подсказывает своим читателям, в  каком возрасте следует принимать  какие решения, чтобы следующий  этап его жизни прошел благополучно, а не криво. Поскольку нет никаких  данных, что подобные выборы могут  делаться лишь бессознательно и не могут быть сделаны сознательно (действительно, а почему бы и да?), то определенный, замаскированный педагогический смысл в модели Э. Эриксона содержится.

Учебник Houghton Mifflin — чтобы узнать больше

Психосоциальные стадии Эриксона

Исследователи личности часто благодарят Эрика Эриксона за изменение акцента в теориях Фрейда с биологических на социальные факторы. Например, первая стадия развития Эриксона, доверие против недоверия, отражает оральную стадию Фрейда, но вместо того, чтобы подчеркивать биологический акт кормления, подчеркивает межличностные отношения между младенцем и теми, кто несет ответственность за его заботу.

Психосоциальные стадии Эриксона

Исследователи личности часто отдают должное Эрику Эриксону за изменение акцента в теориях Фрейда с биологических факторов на социальные. Например, первая стадия развития Эриксона, доверие против недоверия, отражает оральную стадию Фрейда, но вместо того, чтобы подчеркивать биологический акт кормления, подчеркивает межличностные отношения между младенцем и теми, кто несет ответственность за его заботу. Эриксоновская теория стадий развития также гораздо шире охватывает продолжительность жизни, чем теория Фрейда. В то время как Фрейд считал, что личность по существу «устанавливается» в детстве, Эриксон предположил, что личность может значительно измениться в более позднем возрасте в зависимости от того, как люди справляются с кризисами, с которыми они сталкиваются в молодом, среднем и более позднем возрасте.

Интересно поразмышлять о том, каким образом культурные или демографические переменные могут влиять на опыт и время прохождения стадий развития Эриксона. Например, в некоторых культурах в некоторые моменты времени продолжительность жизни может быть короче, чем в других. Эриксон, кажется, предполагает долгую жизнь (его последний этап начинается в возрасте 65 лет), но такая продолжительная продолжительность жизни не является универсальной. Если человек рассчитывает умереть к 60 годам, проходит ли он или она через каждую из эриксоновских стадий быстрее? Некоторые этапы усекаются или вообще пропускаются? Подобные вопросы могут возникнуть у человека, который узнает, что у него неизлечимая болезнь. Если они рассчитывают умереть в течение определенного периода времени, сколько из этого времени они проводят на каждом из оставшихся этапов? Переходят ли они сразу к финальной стадии, целостности эго против отчаяния, независимо от возраста?

Что касается культуры и демографии, этапы развития Эриксона могут потребовать пересмотра для членов некоторых групп. Критики теории личности Эриксона описали ее как наиболее подходящую для мужчин в западных культурах и менее подходящую для других групп. Например, они указывают, что кризисы многих эриксоновских стадий в той или иной степени связаны с проблемой продуктивности. Стадии, определяемые автономией и стыдом и сомнением, инициативой и виной, трудолюбием и неполноценностью, продуктивностью и застоем, означают, что достижение цели является важной задачей для данного периода жизни человека. Некоторые утверждают, что для многих женщин такой акцент может быть неуместным; вместо этого акцент на взаимосвязанности и отношениях может быть более сильной темой на протяжении всей жизни.

Эндрю М. Померанц, доктор философии
Southern Illinois University Edwardsville

Вопросы критического мышления:

  1. Если бы вы были практикующим психотерапевтом, какие проблемы или диагнозы вы бы чаще всего ожидали увидеть от людей, находящихся на разных стадиях теории развития Эриксона?
  2. Выберите определенную культурную группу на основе пола, этнической принадлежности, возраста или другой важной переменной. Как можно изменить этапы Эриксона, чтобы лучше применить их к этой группе?
  3. Выберите одну из психосоциальных стадий Эриксона и предложите некоторые изменения в социальной политике или социальных ценностях, которые приведут к лучшим возможностям для достижения добродетели на этой стадии.
Веб-ссылки:
http://www.ship.edu/~cgboeree/erikson.html
Подробная статья о жизни и теориях Эриксона. С веб-сайта доктора К. Джорджа Бори.

http://www.psychology.about.com/library/weekly/aa091500a.htm
Описание восьми психосоциальных стадий Эриксона.

http://www.childdevelopmentinfo.com/development/erickson.shtml
Описание восьми психосоциальных стадий Эриксона с упором на отношения между родителями и детьми на ранних стадиях.


Глава 8, часть 3: Эриксоновские восемь стадий развития – PSY321 Текст курса: Теории личности

Многие люди знакомы с восемью стадиями жизни Эриксона, но менее известно то, что каждая стадия связана с определенными базовыми социальными институтами. Кроме того, они также связаны с особой силой, которая, по мнению Эриксона, придает индивидууму «подобие инстинктивной уверенности в его социальной экологии» (Эриксон, 19).68а; см. также Эриксон, 1950). Каждую стадию также можно рассматривать как пробуждение специфического чувства отчужденности, которое может стать основой психопатологии. Как мы скоро увидим, первая стадия — это базовое доверие против базового недоверия. Если ребенок разовьет базовое доверие, он также разовьет базовую силу надежды. Затем, по мере продвижения по жизни, они, вероятно, будут сталкиваться с ситуациями, в которых людям нельзя доверять, но человек может сохранять надежду. Напротив, безнадежность — это термин, тесно связанный с депрессией, и легко увидеть, как человек, который с самого начала жизни узнает, что окружающие его люди, да и весь мир (как они его воспринимают), представляет собой угрозу и не заслуживает доверия. место. По мере введения каждой из восьми стадий заголовок будет начинаться с общего возраста, в котором происходит стадия, психосоциального кризиса, пережитого на этой стадии, и, наконец, основной человеческой силы, связанной с успешным разрешением кризиса.

Младенчество — Базовое доверие против Базового недоверия — Надежда: Основными отношениями (или социальными институтами) на этом первом этапе является мать. Младенца нужно кормить (и традиционно это было только грудное вскармливание), утешать и защищать. Как мы видели в предыдущих главах, ребенок не обязательно осознает, что мать — отдельная личность, поэтому связь между ними чрезвычайно тесная. Однако неизбежно, что ребенок будет испытывать дискомфорт и боль, и что мать не сможет немедленно удовлетворить каждую потребность. В такие тяжелые времена ребенок, который больше всего доверяет заботе своей матери, сможет надеяться, что забота придет.

Раннее детство — автономия против стыда, сомнения — воли:  на этом этапе оба родителя становятся основным социальным институтом. Когда маленькие дети развивают способность ходить и говорить, они начинают многое делать сами. Однако их действия часто приводят к ограничениям, поскольку они испытывают на себе категорические правила «да и нет», «правильно и неправильно» или «хорошо и плохо». Стыд – это следствие того, что вам говорят, что вы плохой или неправильный. Сомнение возникает, когда ребенок не уверен. По мере того как они развивают свою силу воли, т. е. проявляют свободу воли, они могут не знать, что делать в определенной ситуации. Ребенок, которого поддерживали в реализации его автономии, разовьет силу воли, чтобы сдерживать себя, не испытывая стыда или сомнения. Например, они научатся не выбегать на оживленную улицу и даже будут довольны своей способностью заботиться о себе и защищать себя. Часто бывает увлекательно наблюдать, как маленький ребенок демонстрирует эту защиту, когда он общается с еще более маленьким ребенком. Можно легко увидеть удовлетворение от понимания правил и указаний, как, скажем, восьмилетний ребенок присматривает за двухлетним двоюродным братом.

Возраст игры — инициатива или чувство вины — цель: вся семья (например, братья и сестры, дедушки и бабушки и т. д.) обеспечивает социальный контекст для этой стадии развития. По мере того как ребенок в возрасте трех или четырех лет становится способным делать гораздо больше и делать это более энергично, он начинает осознавать кое-что из того, что ожидается от него во взрослой жизни. Итак, они начинают играть с другими детьми, детьми постарше, и играть в игры, имитирующие действия взрослых. Это помогает им развивать целеустремленность и добиваться ценных целей и навыков. Чрезмерная инициатива, особенно в сочетании с автономией, может привести к таким проблемам, как соперничество и ревность, особенно с младшими братьями и сестрами. Это также может привести к агрессивным манипуляциям или принуждению. Следовательно, ребенок может начать испытывать чувство вины за свои действия, особенно если они наказаны.

Пиксель2013/2339. Получено с сайта Pixabay по адресу https://pixabay.com/photos/dolls-houses-doll-s-house-old-toys-1576105/. Лицензия CCO.

Школьный возраст — трудолюбие против неполноценности — компетенция: социальные институты, относящиеся к этому этапу, теперь выходят за пределы семьи, включая район, сообщество и школы. Одно дело играть роли взрослых, как на предыдущем этапе, но на этом этапе ребенок фактически начинает процесс подготовки к тому, чтобы быть опекуном и добытчиком для других, например, для своих собственных детей. Во всех культурах, согласно Эриксону, в этом возрасте (начиная с 5–6 лет) дети получают ту или иную форму систематического обучения, а также охотно учатся у старших детей. К сожалению, некоторые дети не так успешны, как другие, особенно в ограничительной школьной среде. Имейте в виду, что Эриксон был обучен стилю обучения Монтессори, который делает упор на свободное исследование и активное обучение в индивидуальном темпе каждого ребенка (Lillard & Jessen, 2003; Spietz, 19).91). Если дети действительно успешны и если им предоставлена ​​свобода учиться, у них разовьется чувство компетентности, которое поможет им проявить настойчивость при столкновении с более сложными задачами.

Подростковый возраст — идентичность против диффузии ролей, путаница — верность: На этом этапе семья окончательно теряет свое первенство как социальный институт, поскольку группы сверстников и внешние группы становятся наиболее значимыми социальными институтами. По Эриксону, детство заканчивается, когда человек развил в себе навыки и инструменты для перехода во взрослую жизнь. Во-первых, однако, есть период, в течение которого тело превращается из ребенка во взрослое: половое созревание. Психологически известный как подростковый возраст, это период, в котором каждый человек должен определить, как он будет вписывать свои особые навыки во взрослый мир своей культуры. Это требует формирования личности. Верность, о которой говорит Эриксон, относится к способности оставаться верным себе и своим значимым другим. Этот период является самым легким для детей, которые одарены и хорошо подготовлены к достижению четких целей, а также для детей, которые получают много одобрения.

«Руки четырех человек обвивают плечи, глядя на закат». Хелена Лопес. Получено с https://unsplash.com/photos/PGnqT0rXWLs Лицензия: Бесплатно для коммерческого использования. Атрибуция не требуется.

Поиски своей идентичности могут быть довольно сложными, и мы рассмотрим идентичность более подробно в следующем разделе. Но, во-первых, один из способов справиться с проблемой формирования своей идентичности — это перестать делать это на какое-то время, что Эриксон назвал психосоциальным мораторием (Эриксон, 19 лет). 59). Мораторий — это перерыв, который человек делает в жизни, прежде чем посвятить себя карьере. Некоторые люди служат в армии или в Корпусе мира, прежде чем вернуться домой и занять свое место в обществе. Некоторые путешествуют и пытаются «увидеть мир» перед поступлением в колледж. Эриксон считал мораторий естественной и во многих случаях весьма продуктивной деятельностью. Приведу один из примеров Эриксона: молодой Чарльз Дарвин, готовившийся к служению, уехал из Англии в пятилетнее плавание на корабле под названием «Бигль», чтобы участвовать в геологических исследованиях (он также изучал геологию). Именно во время этой поездки он провел первые наблюдения за животными и окаменелостями, которые в конечном итоге привели к его теории эволюции.

Молодость — близость или изоляция — любовь: с наступлением взрослой жизни наиболее значимые социальные факторы становятся партнерами в дружбе, сексе, соперничестве и сотрудничестве. Как только человек укрепил свою собственную идентичность, он способен к самоотречению, необходимому для интимных связей, страстных сексуальных союзов или вдохновляющих встреч. Согласно Эриксону, сексуальные контакты до прохождения этой стадии относятся к типу подтверждающих личность, а не к действительно интимным сексуальным отношениям, основанным на любви. Любовь – это взаимная преданность двух людей. Люди, которым не удается установить интимные контакты, рискуют преувеличить свою изоляцию, что влечет за собой опасность не установить какие-либо новые контакты, которые могли бы привести к очень близким отношениям, которых им не хватает.

Взросление — генерация против стагнации, эгоцентризма — забота: семейное хозяйство, включая разделенный труд и общие домашние обязанности, становится основным социальным институтом взрослой жизни. Эриксон также называл взрослую жизнь зрелостью и считал эту стадию взаимной. Зрелому человеку нужно быть нужным, и именно его зрелость побуждает его заботиться о нуждах других. Таким образом, генеративность — это забота о том, чтобы помочь создать и направить следующее поколение. Это психосоциальное, потому что оно включает в себя продуктивность и творчество, а не только размножение. Когда потенциальное обогащение, которое можно найти в генеративности, терпит неудачу, последствия часто видны в отчуждении следующего поколения. Другими словами, дети застойных, поглощенных собой родителей могут иметь большие трудности с формированием собственной идентичности и достижением близости в своих отношениях.

Старость — Целостность против отчаяния — Мудрость: Социальные проблемы для тех, кто приближается к концу жизни, включают «Человечество» и «Семья». Мудрость позволяет сохранять и передавать целостность своего жизненного опыта, несмотря на постепенный физический упадок тела. Мудрые люди способны передать комплексное наследие следующему поколению. У тех, кто не смог интегрировать свой жизненный опыт, отчаяние возникает как страх смерти. В этом контексте смерть является предельным сроком их возможности достичь целостности. Эриксон описывал мудрость как «отстраненное, но активное отношение к жизни перед лицом смерти» (Erikson, 19).68а).

Есть ли девятый этап? После смерти Эриксона Джоан Эриксон написала несколько коротких глав, которые были добавлены к книге «Жизненный цикл завершен» (Erikson & Erikson, 1997). Эриксон предположил, что его жена внесла важный вклад во все его теории на протяжении всей его карьеры, поэтому неудивительно, что она предложила эти дополнения после его смерти. В самом деле, они, скорее всего, являются результатом ее наблюдений за его смертью, о чем он тогда уже не мог писать.

Очень старость — Отчаяние против Геротрансценденции: В отличие от более ранних стадий, Джоан Эриксон считала, что отрицательный аспект этой стадии следует поставить на первое место. Люди, дожившие до 90 лет и старше, близки к смерти. Их тела неуклонно разлагаются, и большинство, если не все их друзья, умерли, некоторые из их детей, возможно, умерли, их супруг, вероятно, умер, и отчаяние, с которым они сталкиваются, вполне реально. В то время как отчаяние, переживаемое на восьмой стадии, включает в себя оглядывание назад на свою жизнь, на девятой стадии оно включает в себя взгляд прямо на свою нынешнюю реальность и повторное прохождение через этапы жизни. Очень старые люди больше не могут доверять своим способностям, и о них может потребоваться забота, в результате чего они теряют часть своей автономии. Их целеустремленность притупляется, и они теряют настойчивость и энергию, необходимые для трудолюбия. Точно так же их личность может снова стать неясной, и они могут стать изолированными и поглощенными собой. Тем не менее, некоторые очень старые люди занимают особое место в своих семьях и/или общинах, и они могут удалиться только по собственному выбору, чтобы созерцать и быть в мире со своей жизнью. Джоан Эриксон называет этот выбор танцем с жизнью.

Достичь геротрансцендентности означает подняться выше, превзойти, превзойти, выйти за пределы, независимо от вселенной и времени. Она включает в себя превосходство над всеми человеческими знаниями и опытом. Как, ради всего святого, это осуществить? Я убежден, что только делая и делая, мы становимся. (стр. 127; Эриксон и Эриксон, 1997)

Джоан Эриксон предложила девятую стадию, когда смерть неизбежна. Согласны ли вы с этим этапом; Вы надеетесь, что можно достичь геротрансценденции? Знали ли вы кого-нибудь, кто был очень стар и стоял перед лицом смерти, и каково это было для них?

Дополнительный материал:

8 стадий развития Эрик Эриксон

В этом видео [5:19] описывается каждый из этапов психосоциального развития Эриксона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *