Теория развития личности эриксон: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Теория личности Эриксона

19.07.2012

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория личности Эриксона. Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Будучи учеником и последователем А. Фрейд, дочери 3. Фрейда, он обучался и в дальнейшем развивал уже не столько идеи классического психоанализа, но Эго-психологии. В основе этой концепции, заложенной А. Фрейд и А. Кардинером, лежала мысль о том, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Не менее важно и то, что теория личности Эриксона связала воедино несколько тенденций в развитии психологии личности,

соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главным образом мысли о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности. Основные положения его концепции были изложены в книге «Детство и общество», которая принесла Эриксону широкую известность. Последующие его работы «Молодой Лютер» (1958), «Идентичность» (1968) и «Истина Ганди» (1969) заложили основу нового подхода к анализу взаимоотношений между человеком и обществом, в том числе и при анализе исторических событий и персонажей. Созданное им направление в изучении истории психологической науки получило название психоистории.

Теория личности Эриксона не только пересматривает позиции Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на развитие. Он делает специальный акцент на отношениях ребенок — семья, а более конкретно на отношениях ребенок — мать. Он считал, что «врожденные влечения» человека являются отрывками стремлений, которые должны собираться, приобретать значение и организовываться в периоде затяжного детского возраста.

Удлинение периода детства как раз и связано с этой необходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон доказывал, что «инстинктивное вооружение» (сексуальное и агрессивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у животных. Организация и направление развития этих врожденных влечений связаны с методами воспитания и образования, которые изменяются от культуры к культуре и предопределяются традициями. Каждое общество вырабатывает свои собственные институты социализации для того, чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами стать полноценными членами данной социальной группы.

Главными для Эриксона становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Он считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т.е. не только узкий круг людей, как принято в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл процессом формирования идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных стадий в развитии идентичности.

Подчеркивая важность формирования у человека активной, открытой и творческой позиции, Эриксон постоянно говорил о важности сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности или преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считает эти качества положительными, тем не менее утверждает, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью, гораздо важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем менять его на противоположный, несвойственный им, так как он может нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность.

В принципе эти взгляды Эриксона являются особенно важными для практической психологии, для коррекции и формирования у людей свойственного им, индивидуального стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение этой стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека. На основании материалов, полученных в своих исследованиях, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части:

  1. соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром,
  2. личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и
  3. социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности.

Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.

Обосновывая положения своей психоистории, Эриксон стремился проанализировать исторические события с точки зрения биографии выдающихся людей. Так, в своих книгах о М. Лютере и М. Ганди он соединяет их личные проблемы, связанные с переживанием кризиса идентичности, с историческими проблемами и кризисом целого поколения. Описывая деятельность выдающихся людей, Эриксон подчеркивал, что значение этой деятельности связано с тем, что та новая идентичность, которую они разрабатывали, становилась впоследствии достоянием общества, переходя из области личной в социальную.

Теория личности Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс ее развития под разными углами.

Ключевые слова: Эриксон, Личность

Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология

Материалы по теме

Эпигенетическая теория личности Эриксона

Столяренко Л. Д., Психология и педагогика для технических вузов

Факторы социализации и формирования личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Государство и правовой статус личности

Теория государства и права — Учебник (под ред. М.Н. Марченко)

Методы (методики) для исследования личности

Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. — Клиническая патопсихология

Предмет психологии личности

Мельник С.Н., Психология личности

Понятие личности в социологии. Ролевая концепция

Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.

Зарубежные концепции личности

Константинов В.В., Методологические основы психологии

Л. С. Выготский о личности

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2

Теории личности. — Эрик Эриксон: эго

Страница 14 из 42

Эрик Эриксон: эго — теория личности.

Эриксон строил свою теорию исключительно в связи с развитием эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое продолжение концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках. Однако Эриксон реши­тельно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функци­онирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу чело­века, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодина­мического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рацио­нальных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решаю­щих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и мораль­ными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внима­ния и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуально­го взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадле­жащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (т.е. от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, огра­ничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жиз­ни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внима­ние к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциаль­ного характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, т. е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее разли­чие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый лич­ный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Зна­ние того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справ­ляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единствен­ный ключ к пониманию своей жизни.

Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, а порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.

Эпигенетический принцип.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положе­ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон по­нимает следующее:

1) в принципе личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

2) общество в принципе устроено так, что развитие социальных возможнос­тей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития.

В книге «Детство и общество» (1963) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению эти стадии являются результа­том эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии после­довательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви­дууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазоспецифи­ческой») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, ко­торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловле­ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в тео­рии Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отноше­ний связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый пози­тивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающему­ся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития лично­сти возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязатель­но одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся услови­ям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представле­ны в табл. 1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциаль­ных конфликтов. Эриксон выдвинул предположе­ние, согласно ко­торому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приори­тетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсаль­ную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на куль­турные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует «решающая коорди­нация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — зако­не согласованного развития, согласно которому развивающейся личности обще­ство оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и воз­можности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.


<< Предыдущая — Следующая >>


Развитие личности в период взросления: наследие Эриксона | История жизни, области идентичности и развитие личности в период взросления: интеграция повествовательного и традиционного подходов

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория жизни, области идентичности и развитие личности в становлении взрослой жизни: интеграция нарративных и традиционных подходовПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория жизни, области идентичности и развитие личности в становлении взрослой жизни: интеграция нарративных и традиционных подходовПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Ссылка

Пратт, Майкл В. и М. Кайл Мацуба,

«Развитие личности в период взросления: наследие Эриксона»

,

История жизни, области идентичности и развитие личности в период взросления: интеграция повествования и традиций Подходы

, Emerging Busulthood Series

(

New York,

2018;

Online Edn,

Oxford Academic

, 21 июня 2018 г.

), https://doi.org/10.10.109

), https://doi.org/10.1099

), https://doi.org/10.10993/oso/9780199934263.003.0001,

, по состоянию на 26 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория жизни, области идентичности и развитие личности в становлении взрослой жизни: интеграция нарративных и традиционных подходовПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория жизни, области идентичности и развитие личности в становлении взрослой жизни: интеграция нарративных и традиционных подходовПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В Главе 1 авторы описывают общие цели книги и, в частности, внимание к подходу Эрика Эриксона к развитию личности, используя собственную жизнь Эриксона как способ иллюстрации некоторых вопросов. перехода к взрослой жизни в соответствии с его собственной теорией. Затем рассматривается теория Эриксона и описывается ее роль в развитии направлений исследования идентичности, как традиционных, так и нарративных по своей природе. Представлена ​​идея возникновения взрослости как основы для размышлений об исторических изменениях в паттернах перехода от подросткового возраста к взрослой жизни, и обсуждаются некоторые из ее идей и противоречий, а также ее связь со стадийной моделью Эриксона. Наконец, в главе рассматривается история исследования будущего молодых канадцев, переходящих во взрослую жизнь, и объясняются общие черты выборки и общие закономерности ее развития в этот период.

Ключевые слова: стадии личности, теория Эриксона, идентичность, взросление, нарративные исследования

Предмет

Психология развития

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Неофрейдистская теория личности Эрика Эриксона

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о неофрейдистской теории личности Эрика Эриксона.

После смерти Фрейда Эриксон больше, чем кто-либо другой, выполнял функцию продолжения идеи Фрейда о личности и ее развитии.

Эриксон считает себя фрейдистским психоаналитиком. Но он более широко известен как неофрейдист после Карла Юнга и Альфреда Адлера.

РЕКЛАМА:

Эриксон, сформулировав свою теорию личности, пошел по стопам Адлера больше, чем по стопам Зигмунда Фрейда, хотя основные положения психоанализа Фрейда оставались таким же влиятельным фактором в формировании его теории, как и эго-психология Адлера.

Наиболее значительный вклад Эриксона в теорию личности можно разделить на две основные категории:

(1) Психосоциальная теория развития, из которой вытекает расширенная концепция эго; и

(2) психоисторические исследования, иллюстрирующие его психосоциальную теорию в жизни всемирно известных людей.

Вторая область исследований, проведенных Эриксоном, выходит за рамки этой книги и поэтому остается за рамками настоящего обзора.

Что касается структуры и динамики личности, Эриксон поддерживает точку зрения Фрейда и соглашается с ним в отношении трехчастной системы разума. Но что касается развития личности, то он отклоняется от идеи Фрейда о психосексуальных стадиях развития либидо. Он скорее согласен с концепцией Альфреда Адлера о развитии эго, которое придает человеку его индивидуальность. Как и теория Адлера, теория Эриксона применима ко многим моментам на протяжении всей жизни. Адлер и Эриксон согласны с тем, что все мы вносим активный вклад в развитие нашей личности, понимая, кто мы есть и кем мы хотим стать. Именно этот аспект идентичности эго в социальном контексте был сильно подчеркнут Эриксоном при разработке его теории психосоциального роста личности.

В отличие от Адлера, Эриксон считает, что последствия нашего раннего социального опыта зависят от того, «когда» он произошел. Кроме того, в отличие от Адлера, Эриксон рассматривает рост личности как следование эпигенетическим принципам. Он принимает точку зрения ученых-биологов о том, что развитие генетически детерминировано и происходит поэтапно, разворачиваясь инвариантным и универсальным образом. Они демонстрируют неизменную последовательность для всех особей. Эпигенез определяет «правильную скорость и последовательность» развития. Эпигенез — чрезвычайно важная идея.

Биологическая теория эпигенеза состоит в том, что в ходе своего развития зародыш формируется и видоизменяется силами окружающей среды и что поэтому зрелый зародыш обладает характеристиками, которых не было у оплодотворенной яйцеклетки. В самом крайнем случае теория утверждает, что даже привычки чтения матери во время беременности влияют на интеллектуальное развитие ее ребенка. Эпигенез означает, что то, что происходит позже в развитии, полностью зависит от всего, что ему предшествовало. Эта интерпретация была использована Эриксоном для описания эпигенеза на стадиях развития. По его словам, наша первая социальная встреча закладывает основу для всего последующего.

Он указывает на особые требования зрелости, предъявляемые нашими культурными и социальными группами на каждом этапе жизни, требования, которые побуждают нас реагировать адаптивно или неадекватно. Каждое общество должно иметь свои взгляды на идеальные характеристики зрелого человека. Все социальные агенты общества, особенно родители, продвигают эти ценные личностные качества. Развитие личности, по Эриксону, является постоянным продуктом взаимодействия наших индивидуальных потребностей с социальными ожиданиями.

Теория Эриксона включает восемь стадий, каждая из которых связана с определенным кризисом развития. Он использует термин «кризис» для обозначения поворотного момента в развитии, решающего периода, в течение которого индивидуум либо приобретает новые жизненные способности, либо перестает расти и процветать. Положительное разрешение каждого кризиса укрепляет растущее эго; отрицательное разрешение ослабляет его. Более того, положительное разрешение кризиса на одном этапе увеличивает шансы на такое же положительное разрешение кризиса на более поздних этапах.

Положительное разрешение для Эриксона означает, что есть баланс, соотношение положительного и отрицательного опыта. благоприятный. Но положительное решение не обязательно означает, что кризис урегулирован навсегда. Новый конфликт может возродить старые кризисы. Он говорит: «Личность постоянно занята опасностями существования, пока метаболизм тела справляется с распадом».

Дано описание и блок эриксоновских стадий развития личности в виде схемы, приведенной ниже:

Приведенная выше таблица взята из книги Эриксона «Детство и личность», 1963 г.

Эриксон считается «неофрейдистом», потому что он использует основу психоаналитической теории Фрейда и следует принятым им методам. в развитии психосексуальных стадий развития личности. Но при описании характеристик более поздних стадий жизни Эриксон отклоняется от техники Фрейда и модифицирует ее в своем собственном направлении.

Эриксон принимает концепцию Фрейда для ранних стадий жизни и соглашается с ним в том, что либидинозная или эмоциональная энергия существует при рождении и лежит в основе человеческого функционирования. Он также согласен с ним в том, что развитие проходит через стадии, некоторые из которых также совпадают с фрейдистскими.

Тем не менее, он сделал определенные отклонения от фрейдистских стадий, особенно в зрелом возрасте. Взрослые годы жизни, очевидно, являются продолжением многого из того, что было раньше. Но они также влекут за собой неизбежные физические, социальные и психологические изменения.

Эриксон, говоря о психосоциальных стадиях развития, упоминает три взрослых стадии, каждая из которых включает в себя психосоциальный кризис. Они относятся к трем последним этапам жизни человека, о которых он говорил.

Согласно Эриксону, кризис, с которым сталкивается молодой взрослый, заключается в том, чтобы установить с другими отношения взаимного участия и заботы, предполагающие личное обязательство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *