Теория развития пиаже: Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Содержание

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

​​​​​​​В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).

Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.

Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме.

Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.

Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются.

Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет собой абсурдные выдумки или является результатом их желания оправдаться любой ценой.

Стадия конкретных операций

характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.

В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.

Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Что такое «Теория когнитивного развития Жана Пиаже»? Понятие и определение термина «Теория когнитивного развития Жана Пиаже» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Теория когнитивного развития Жана Пиаже – концепция, названная по имени ее создателя, которая рассматривает развитие мыслительных процессов. Концепцию швейцарского психолога Жана Пиаже считают конструктивистской, так как автор утверждает, что человек имеет возможность самостоятельно конструировать когнитивные способности посредством своих действий, произведенных при взаимодействии с окружающей средой.

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже

предполагает четыре стадии развития ребенка от его рождения до пятнадцатилетнего возраста. Самая первая стадия, сенсомоторная, продолжается до двух лет – на этом этапе главную роль играет чувственный опыт, который позволяет ребенку изучать окружающий мир. Далее следует дооперационный период (до 7 лет), во время которого дошкольник познает явления и объекты с помощью игр.

Стадию конкретных операций проходят дети от семи до одиннадцати лет – в этот период появляется способность к логическому мышлению и анализу, однако оно отлично от мышления взрослого человека, абстрактные и гипотетические понятия еще не доступны для понимания. На последнем этапе (стадия формальных операций) ребенок учится анализировать абстрактные идеи, развивается его способность к дедуктивным рассуждениям.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

оказала огромное влияние на развитие педагогической психологии, была источником множества понятий, ставших в дальнейшем основными в психологии развития. Альберт Эйнштейн утверждал, что только настоящий гений мог создать настолько доступную для понимания концепцию.

< Темперамент

Тест >

Популярные термины

    Теория когнитивного развития Жана Пиаже

    Вырастить в себе нравственное чувство

    Галина Бурменская прочитала для нас книгу Жана Пиаже «Моральное суждение у ребенка»

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • Сексуальная гармония и удовлетворенность браком: как любовь к телу улучшает отношения — выводы ученых
    • Почему сложно забеременеть: 3 неочевидные причины — мнение психолога
    • Так говорил Жванецкий: 12 мудростей
    • Бизнес, наука, творчество: где работают нарциссы — ответ ученых
    • «Муж скоропостижно скончался в 41 год. Как жить дальше?»
    • Как провести 8 Марта оригинально и с удовольствием: 9 способов

    Сегодня читают

    • «Что делать с чувством пустоты внутри?»
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • Закоренелые холостяки: как впустить в свою жизнь человека, если вы привыкли к одиночеству
    • Газлайтинг на работе: как распознать и защититься
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Дооперациональная стадия по Пиаже (возраст 2–7 лет): определение и примеры

    Дооперациональная стадия — это вторая стадия теории когнитивного развития Пиаже. Эта стадия начинается примерно в два года и длится примерно до семи лет. В этот период дети мыслят на символическом уровне, но еще не используют познавательные операции.

    Мышление ребенка на этом этапе до-(до) операций. Это означает, что ребенок не может использовать логику или трансформировать, комбинировать или разделять идеи (Пиаже, 19 лет). 51, 1952).

    Развитие ребенка состоит из накопления опыта о мире посредством адаптации и продвижения к (конкретной) стадии, когда он может использовать логическое мышление.

    В конце этой стадии дети могут мысленно представлять события и объекты (семиотическая функция) и участвовать в символической игре.

    Содержание

    основные характеристики

    Центрирование

    Центрирование – это тенденция сосредотачиваться только на одном аспекте ситуации в определенный момент времени. Когда ребенок может сосредоточиться более чем на одном аспекте ситуации, в то же время у него есть способность децентрироваться.

    На этом этапе детям трудно думать более чем об одном аспекте любой ситуации одновременно; и у них есть проблемы с децентрацией в социальной ситуации, как и в несоциальных контекстах.

    Эгоцентризм

    Эгоцентризм относится к неспособности ребенка увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Эгоцентричный ребенок предполагает, что другие люди видят, слышат и чувствуют точно так же, как ребенок.

    В теории развития Жана Пиаже это особенность дооперационного ребенка. Мысли и общение детей обычно эгоцентричны (т. е. о самих себе).

    Игра

    В начале этого этапа вы часто видите, что дети участвуют в параллельной игре. То есть они часто играют в одной комнате с другими детьми, но играют рядом с другими, а не с ними.

    Каждый ребенок поглощен своим внутренним миром, а речь эгоцентрична. То есть основная функция речи на этом этапе — экстернализировать мышление ребенка, а не общаться с другими.

    Ребенок еще не понял социальной функции ни языка, ни правил.

    Символическое представление

    Ранний предоперационный период (2-3 года) характеризуется резким увеличением использования детьми символической функции.

    Это способность превращать одну вещь — слово или объект — в нечто иное, чем она сама. Язык, пожалуй, самая очевидная форма символизма, которую демонстрируют маленькие дети.

    Однако Пиаже (1951) утверждает, что язык не способствует когнитивному развитию, а просто отражает то, что ребенок уже знает, и мало способствует новым знаниям. Он считал, что когнитивное развитие способствует развитию речи, а не наоборот.

    Притворяться (или символически) Играть

    Малыши часто притворяются людьми, которыми они не являются (например, супергероями, полицейскими), и могут играть эти роли с реквизитом, символизирующим объекты реальной жизни. Дети также могут придумать воображаемого товарища по играм.

    «В символической игре маленькие дети совершенствуют свои знания о людях, объектах и ​​действиях и таким образом создают все более сложные представления о мире» (Борнштейн, 1996, стр. 293).

    По мере развития предоперационной стадии эгоцентризм снижается, и дети начинают получать удовольствие от участия другого ребенка в своих играх, и «давайте притворимся», игра становится более важной.

    Чтобы это сработало, потребуется какой-то способ регулирования отношений каждого ребенка с другим, и из этой потребности мы видим начало ориентации на других с точки зрения правил.

    Анимизм

    Это вера в то, что неодушевленные предметы (такие как игрушки и плюшевые мишки) имеют человеческие чувства и намерения. Под анимизмом Пиаже (1929) понимал, что для дооперационального ребенка мир природы жив, сознателен и имеет цель.

    Пиаже выделил четыре стадии анимизма:
    1. В возрасте до 4 или 5 лет ребенок верит, что почти все живо и имеет цель.
    2. На втором этапе (5-7 лет) цель имеют только движущиеся предметы.
    3. На следующем этапе (7-9 лет) живыми считаются только объекты, которые движутся самопроизвольно.
    4. На последнем этапе (9-12 лет) ребенок понимает, что живы только растения и животные.

    Искусственность

    Это убеждение в том, что определенные аспекты окружающей среды создаются людьми (например, облака в небе).

    Необратимость

    Это невозможность обратить направление последовательности событий в исходную точку.

    Задание «Три горы»

    Жан Пиаже использовал задание «Три горы» (см. рисунок ниже), чтобы проверить, эгоцентричны ли дети. Эгоцентричные дети предполагают, что другие люди увидят тот же вид на три горы, что и они.

    Согласно Пиаже, в возрасте 7 лет мышление перестает быть эгоцентричным, так как ребенок может видеть больше, чем свою собственную точку зрения.

    Цель : Пиаже и Инхельдер (1956) хотели выяснить, в каком возрасте дети децентрируются, т. е. перестают быть эгоцентричными.

    Метод: Ребенку показывают изображение трех гор; самая высокая гора покрыта снегом. На другом несколько деревьев, а на третьем церковь. Ребенок стоит с одной стороны витрины, а с другой стороны от нее кукла.

    Ребенку разрешили пройтись вокруг модели, посмотреть на нее, затем сесть сбоку. Затем куклу помещают на разные позиции на столе.

    Ребенку показывают изображения сцены с разных точек зрения и просят выбрать вид, который лучше всего соответствует тому, что кукла может «видеть».

    Затем ребенку показывают 10 фотографий гор, сделанных с разных точек, и просят указать, на какой из них изображен вид куклы.

    Пиаже предположил, что если ребенок правильно выбрал карточку с видом куклы, он не был эгоцентричным. Эгоцентризм проявлял ребенок, который выбирал карточку с изображением увиденного.

    Находки – Обычно четырехлетний ребенок сообщает о том, что можно увидеть с его точки зрения, а не о том, что можно увидеть с точки зрения куклы.

    Шестилетние дети лучше осведомлены о других точках зрения, но все же склонны выбирать неправильную. Это свидетельствует об эгоцентризме, поскольку ребенок предполагал, что кукла «видела» горы так же, как и он.

    Четырехлетние дети почти всегда выбирали картинку, изображающую то, что они могли видеть, и не показывали, что взгляд куклы будет отличаться от этого.

    Шестилетние дети часто выбирали картинку, отличную от их собственной точки зрения, но редко выбирали правильную картинку с точки зрения куклы. Только семи- и восьмилетние дети последовательно выбирали правильную картинку.

    Заключение – В возрасте 7 лет мышление больше не является эгоцентричным, поскольку ребенок может видеть больше, чем его собственная точка зрения.

    Оценка . Было высказано предположение, что задачи Пиаже на этом этапе могли недооценивать способности ребенка из-за ряда факторов, включая сложный язык, незнакомые материалы, отсутствие контекста и неверное истолкование детьми намерения экспериментатора.

    В более поздних исследованиях были предприняты попытки более четко задавать вопросы и представлять ситуации, с которыми дети могут легче разобраться
    .

    Критическая оценка

    Исследование куклы-полицейского

    Мартин Хьюз (1975) утверждал, что задача с тремя горами не имеет смысла для детей и усложняется тем, что дети должны сопоставлять вид куклы с фотографией.

    Хьюз придумал задачу, которая понятна ребенку. Он показал детям модель, состоящую из двух пересекающихся стен, куклы-мальчика и куклы-полицейского. Затем он поместил куклу-полицейского в разные положения и попросил ребенка спрятать куклу-мальчика от полицейского.

    Хьюз сделал это, чтобы убедиться, что ребенок понял, о чем его спрашивают, поэтому, если он/она делал ошибки, их объясняли, и ребенок пытался снова. Интересно, что было сделано очень мало ошибок.

    Эксперимент начался. Хьюз принес вторую куклу-полицейского и поместил обеих кукол в конце двух стен, как показано на иллюстрации выше.

    Ребенка попросили спрятать мальчика от обоих полицейских, то есть он должен был учитывать две разные точки зрения. 9В выборку 0003

    Hughes вошли дети в возрасте от трех с половиной до пяти лет, из которых 90 процентов дали правильные ответы. Даже когда он придумал более сложную ситуацию, с большим количеством стен и третьим полицейским, 90 процентов четырехлетних детей добились успеха.

    Это показывает, что к четырем годам дети в значительной степени утратили свое эгоцентрическое мышление, потому что они способны принимать точку зрения другого. Эксперимент «

    Хьюза» позволил им продемонстрировать это, потому что задача имела смысл для ребенка, а задача Пиаже — нет. Предположение, что различия в «значении», которое дети приписывают ситуации, может привести к тому, что они сдадут или не сдадут задание.

    Задание «Вертушка»

    В тесте на эгоцентризм Борке (1975) ребенку даются две идентичные модели трехмерной сцены (использовалось несколько разных сцен, включая различное расположение игрушечных людей и животных и модель горы, похожая на Пиаже и Инхельдера). Одна из моделей установлена ​​на поворотном столике
    , поэтому ее может легко повернуть ребенок.

    После практического занятия, на котором ребенок знакомится с материалами и идеей смотреть на вещи с точки зрения другого человека, вводится кукла (в исследовании Борке это был персонаж Гроувер из «Улицы Сезам», программы, дети были знакомы).

    Куклу Гроувера поместили так, чтобы она «смотрела» на модель с определенной точки зрения, и ребенку было предложено поворачивать другую модель до тех пор, пока его взгляд на модель не совпадет с тем, что мог видеть Гроувер.

    Borke (1975) обнаружил, что с помощью модели «горы» трехлетние дети выбирали правильный вид в 42% случаев, а четырехлетние дети выбирали правильный вид в 67% случаев. С другими дисплеями точность трехлетних детей увеличилась до 80%, а четырехлетних — до 9.3%.

    Ограничения в мышлении ребенка

    Пиаже сосредоточил большую часть описания этой стадии на ограничениях в мышлении ребенка, определив ряд умственных задач, которые дети, по-видимому, не в состоянии выполнить.

    К ним относятся неспособность децентрировать, сохранять, понимать серийность (неспособность понять, что объекты можно организовать в логическую серию или порядок) и выполнять задачи включения.

    Дети на предоперационном этапе способны сосредоточиться только на одном аспекте или измерении проблемы (т. е. на концентрации). Например, предположим, что вы расположили два ряда блоков таким образом, что ряд из 5 блоков длиннее, чем ряд из 7 блоков.

    Дети, находящиеся в предоперационном периоде, обычно могут сосчитать кубики в каждом ряду и назвать число, содержащееся в каждом. Однако, если вы спросите, в каком ряду больше, они, скорее всего, скажут, что это тот, который образует более длинный ряд, потому что они не могут одновременно сосредоточиться и на длине, и на количестве. Эта неспособность к децентрации способствует дооперационному эгоцентризму ребенка.

    Сохранение — это понимание того, что что-то остается неизменным в количестве, даже если его внешний вид меняется. Говоря более технически, консервация — это способность понять, что перераспределение материала не влияет на его массу, количество или объем.

    Возможность решения этой и других «сохранительных» задач сигнализирует о переходе на следующий этап.

    Итак, что эти задачи говорят нам об ограничениях предоперационного мышления в целом?

    Пиаже сделал ряд связанных выводов:

    1. Понимание этих ситуаций «связано с восприятием». По изменениям во внешнем виде материалов ребенок делает вывод, что изменение произошло.
    2. Мышление «сосредоточено» на одном аспекте ситуации. Дети замечают изменения уровня воды или длины глины, не замечая, что одновременно с этим изменились и другие аспекты ситуации.
    3. Мышление сосредоточено на состояниях, а не на преобразованиях. Дети не могут отследить, что произошло с материалами, и просто делают интуитивное суждение, основанное на том, как они выглядят «сейчас».
    4. Мышление «необратимо» в том смысле, что ребенок не может понять, что обратное преобразование вернет материал в исходное состояние. Обратимость — важнейший аспект логического (операционального) мышления более поздних стадий.

    Ссылки

    Борке, Х. (1975). Возвращение к горам Пиаже: изменения в эгоцентрическом ландшафте. Психология развития, 11(2) , 240.

    Пиаже, Дж. (1929). Представление ребенка о мире . Лондрес, Рутлдж и Кеган Пол.

    Пиаже, Дж. (1951). Эгоцентрическая мысль и социоцентрическая мысль. Ж. Пиаже, Социологические исследования , 270-286.

    Пиаже, Дж., и Кук, М.Т. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Международного университета.

    Пиаже, Дж., и Инхелдер, Б. (1956). Детское представление о пространстве . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

    Хьюз, М. (1975). Эгоцентризм у дошкольников . Неопубликованная докторская диссертация. Эдинбургский университет.

    Тамис-ЛеМонда, К.С., и Борнштейн, М.Х. (1996). Вариации в детской исследовательской, несимволической и символической игре: объяснительная многомерная структура. Успехи в исследованиях младенчества, 10 , 37-78.

    Джером Брунер

    Сенсомоторная стадия когнитивного развития Пиаже

    Сенсомоторная стадия является первой из четырех стадий теории когнитивного развития Пиаже. Он длится от рождения до примерно 2 лет и является периодом быстрого когнитивного роста.

    В этот период у младенцев развивается понимание мира путем координации сенсорных переживаний (зрение, слух) с двигательными действиями (дотягивание, прикосновение).

    Основным развитием на сенсомоторной стадии является понимание того, что объекты существуют и события происходят в мире независимо от собственных действий («понятие объекта», или «постоянство объекта»).

    Например, если положить игрушку под одеяло, ребенок, достигший постоянства объекта, знает, что он там, и может активно его искать. В начале этой стадии ребенок ведет себя так, как будто игрушка просто исчезла.

    Достижение постоянства объекта обычно сигнализирует о переходе на следующую стадию развития (дооперациональную).

    Подстадии: развитие и примеры

    Сенсомоторную стадию развития можно разбить на шесть дополнительных подстадий, включая простые рефлексы, первичные круговые реакции, вторичные круговые реакции, координацию реакций, третичные круговые реакции и раннее символическое мышление. .

    Рефлекторные акты

    Первая подстадия (первый месяц жизни) — стадия рефлекторных актов . Новорожденный реагирует на внешнюю стимуляцию врожденными рефлекторными действиями.

    Например, если вы коснетесь пальцем рта или щеки ребенка, он будет рефлекторно сосать.

    Первичные круговые реакции

    Вторая подстадия — стадия первичных круговых реакций . Ребенок будет повторять приятные действия, сосредоточенные на собственном теле.

    Например, дети в возрасте от 1 до 4 месяцев будут шевелить пальцами, пинать ножки и сосать большой палец. Это не рефлекторные действия. Они делаются намеренно – ради производимой приятной стимуляции.

    Вторичные круговые реакции

    Далее идет стадия вторичных круговых реакций . Обычно это длится от 4 до 8 месяцев. Теперь дети повторяют приятные действия с участием предметов, а также действия с собственным телом.

    Примером этого является младенец, который трясет погремушкой, чтобы услышать издаваемый ею звук.

    Координационные вторичные схемы

    Четвертый подэтап (от 8 до 12 месяцев) – этап координирующих вторичных схем . Вместо того, чтобы просто продлевать интересные события, дети теперь демонстрируют признаки способности использовать полученные знания для достижения цели.

    Например, младенец будет не просто трясти погремушкой, а протянуть руку и ударить в сторону предмет, который стоит на пути к тому, чтобы ухватиться за погремушку.

    Третичные круговые реакции

    Пятая стадия третичных круговых реакций . Они отличаются от вторичных круговых реакций тем, что представляют собой преднамеренную адаптацию к конкретным ситуациям. Младенец, который когда-то исследовал объект, разбирая его, теперь пытается собрать его обратно.

    Например, он снова складывает кирпичи, которые вынул из своего деревянного грузовика, или кладет обратно гнездовые стаканчики — один в другой.

    Символическая мысль

    Наконец, на шестой подстадии начинается символическая мысль . Это переход к дооперациональной стадии когнитивного развития. Младенцы теперь могут формировать мысленные представления об объектах.

    Это означает, что они развили способность визуализировать вещи, которых нет физически. Это имеет решающее значение для приобретения постоянства объекта — самого фундаментального достижения всей сенсомоторной стадии развития.

    Ссылки

    Пиаже, Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *