Лекция 14. Узнадзе — презентация онлайн
Похожие презентации:
Сознание и бессознательное
Теории личности в отечественной психологии 20 века
Теории личности в отечественной психологии XX века. Методологический анализ
Социальная установка
Общая психология (мышление)
Внимание
Основные вопросы и понятия темы “общепсихологическая теория деятельности”
Общепсихологическая теория деятельности
Проблемы личности в социальной психологии
Структура современной психологии
Теория установки
Д. Н. Узнадзе
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950)
Основатель Тбилисского государственного университета
Декан факультета психологии
«Постулат непосредственности» — методологическая
установка, в соответствии с которой считается, что
объективная реальность непосредственно и сразу влияет
на содержание сознания. Свойственна интроспективной
психологии и раннему бихевиоризму.
*Делались попытки снять этот постулат за счет введения компонентов,
компонентом выступала установка, в деятельностной школе — деятельность.
Испытуемому предъявляли в левую руку шар с меньшим объемом, а в
правую – с большим. Установочная серия включала в себя в себя 10 – 15
таких проб. После тренировочной серии испытуемому давали в руки
одинаковые по объему шары с заданием их сравнить. Оказывается, что
испытуемый не оценивал эти шары в контрольной пробе как равные. Чаще
всего возникала иллюзия контраста, то есть испытуемому большим казался
шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший
по объему шар. Данный эксперимент проводился без участия зрения.
Перед осуществлением деятельности человек психологически готовится
к ее осуществлению. Процесс подготовки может не осознаваться. Этот
факт подготовки Д.Н. Узнадзе и назвал установкой.
Установка является первичным свойством организма, т.е. это самая
примитивная реакция на внешние раздражения.
Установка по Узнадзе:
• означает неосознаваемую готовность субъекта к восприятию
будущих событий и действиям в определенном направлении;
• возникает при наличии потребности и ситуации
удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой.
ее
Установки можно подразделить на:
Диффузная
Возникает при первом
воздействии и
характеризуется
неопределенностью.
Она неспособна
ориентировать активность в
необходимом направлении.
Фиксированная
Возникает в результате
многократного повторения и
у упрочнения первичной
(диффузной) установки.
Способна ориентировать
активность.
На сознательном уровне наличная ситуация становится
предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе
назвал объективацией. Необходимость в ней возникает
связи с изменившейся обстановкой, в результате чего
перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе
поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки
к «активированному на основе объективации мышлению».
• а) установка определяет устойчивый целенаправленный характер
протекания деятельности и выступает как механизм стабилизации
деятельности личности, позволяющий сохранить ее направленность в
непрерывно изменяющихся ситуациях;
• б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать
решения и произвольно контролировать протекание деятельности в
стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
• в) (фиксированная) установка может выступать в качестве фактора,
обусловливающего инерционность, косность динамики деятельности и
затрудняющего приспособление к новым ситуациям.
Психические типы людей:
• Динамический – личность, имеющая развитую способность к
объективации и обладающая готовностью легко переключаться в
направлении объективированных целей.
• Статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая
состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и
выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе
значит, волевых усилий.
• Вариабельный
–
обладающая
достаточной
легкостью
объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей
для ее реализации.
На
ХVIII
Всемирном
конгрессе
психологов
в
Москве (1966) Жан Пиаже, отмечая значительные
достижения
психологической
предложил
ввести
«феномен
Узнадзе».
в
школы
Узнадзе,
психологию
понятие
Советские
психологи
не
остались в долгу, предложив термин «феномен
Пиаже».
English Русский Правила
Теория установки Узнадзе, контрастная иллюзия и расширение на 3 и более объекта
Введение
О чем здесь пойдет речь, семантически связанные области: теория установки узнадзе, узнадзе теория установки, психология установки узнадзе, узнадзе психология установки, узнадзе установка, установка узнадзе, узнадзе установка это, установка по узнадзе это, установка по узнадзе, теория установки по узнадзе, узнадзе психология установки скачать, узнадзе теория установки купить, узнадзе экспериментальные основы психологии установки скачать, установки по теории узнадзе, внимание и установка узнадзе, дмитрий узнадзе психология установки читать, теория неосознаваемой психологической установки узнадзе, теория установки узнадзе книга, узнадзе основатель психологии установки, узнадзе понятие установки, узнадзе психология установки читать, узнадзе психология установки pdf, узнадзе теория неосознаваемой психологической установки, узнадзе теория установки книга, установка психология узнадзе, установка узнадзе психология
В каждой науке, несомненно, существуют проблемы, решением которых ученые занимаются целые годы, а иногда и сотни лет. Одной из таких проблем является контрастная иллюзия в установке (set) Узнадзе, основа которой является теория установки Узнадзе, психология установки и связь установки и внимания. На сегодняшний день данный феномен не получил объяснения. Мы не претендуем в этой работе на разработку однозначного и неоспоримого объяснения данного феномена, но пытаемся продвинуться в направлении понимания внутренних процессов и механизмов приводящих к контрастной иллюзии.
Контрастная иллюзия в установке Узнадзе.
Д. Узнадзе проводил серию экспериментальных исследований с целью изучить устойчивость установки, ее необратимость на определенном промежутке времени. Результат получился довольно неожиданным и интересным.
Иллюзия объема.
Испытуемому предъявляли в левую руку шар с меньшим объемом, а в правую – с большим. Установочная серия включала в себя в себя 10 – 15 таких проб. Цель, которую преследовал экспериментатор, проводя установочные опыты, — сформировать у испытуемого активную установку. После тренировочной серии испытуемому давали в руки одинаковые по объему шары с заданием их сравнить. Оказывается, что испытуемый не оценивал эти шары в контрольной пробе как равные. Чаще всего возникала иллюзия контраста, то есть испытуемому большим казался шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар. Данный эксперимент проводился без участия зрения.
Затем с помощью тахистоскопа испытуемому предъявляли два круга разного диаметра. Один круг, например, тот, который предъявлялся в паре слева, явно больше другого. После 10 – 15 предъявлений следовал контрольный опыт: испытуемый должен сравнить два равных по диаметру круга. Результаты этих опытов оказались следующие: испытуемые воспринимали их иллюзорно; причем иллюзии, как правило, возникали почти всегда по контрасту. Число иллюзий доходит почти до 100% всех случаев.
Иллюзия силы давления.
Испытуемый получал два тактильных раздражителя при помощи специального прибора – барестезиометра: сначала сильный, затем слабый. Такая последовательность повторялась 10 – 15 раз. В критическом опыте предъявлялись два равных по силе раздражителя. Результаты показали, что давление в первый раз кажется более слабым, чем во второй. В целом по выборке иллюзия контраста составила 45,6%. Но установка имела прямое действие, то есть возникала иллюзия ассимиляции. Таких иллюзий было 25%.
Иллюзия слуха.
Испытуемому предъявляли попарно два слуховых раздражителя, первый член пары значительно сильнее по интенсивности, чем второй член. После 10 – 15 повторений проводился критический опыт: предъявлялись два равных слуховых раздражителя. Испытуемым необходимо было сравнить их между собой. В этом случае общее количество иллюзий доходило до 76%, из них 57% контрастных и 19% ассимилятивных.
Иллюзия освещения.
Испытуемому предъявляли на экране два круга. Сначала круг, который темнее, затем тот, что светлее. Зафиксировав установку в тренировочной серии, экспериментатор в критическом опыте предъявлял два одинаково светлых круга, которые испытуемый должен сравнить по освещенности. И опять чаще возникает иллюзия контраста – 56%, чем иллюзия ассимиляции – 17%. То есть в контрольном опыте первый в паре круг оценивался чаще как более светлый, чем второй.
Иллюзия количества.
Испытуемый получает в предварительных опытах два круга, из которых в одном значительно большее число точек, чем в другом. Число экспозиций колеблется в пределах 10-15. В критических опытах испытуемый получает опять два круга, но на этот раз число точек в них одинаковое. Снова чаще возникала иллюзия контраста, то есть испытуемый отвечал, что точек в одном из этих кругов заметно больше, чем в другом, а именно больше в том круге, в котором в предварительных опытах он видел меньшее число этих точек. Количество контрастных иллюзий – 56,6%, ассимилятивных – 16,6%.
Узнадзе, пытаясь поставить под контроль действие всех возможных факторов, которые могли бы вызывать контрастную иллюзию, разными способами варьировал условия экспериментальной процедуры. Например, проводил установочную серию на правой руке, а критический опыт на левой руке. Или вырабатывал установку на одном глазу, а в контрольном опыте испытуемый оценивал характеристики стимуляции другим глазом. Но и при этих условиях контрастная иллюзия имела место и в последнем случае даже составила 70%. Контрастные иллюзии возникали и в тех случаях, когда испытуемые не осознавали факта установочных опытов. Такие опыты проводили с испытуемыми, находящимися в состоянии гипноза. В гипнотическом состоянии закрепляли установку и в постгипнотическом состоянии проводили контрольный опыт. Количество контрастных иллюзий увеличилось и составило 82%.
По словам Агафонова А. Ю.: «Узнадзе породил аномалию, которую сам не смог устранить»[1] .
1.1. Результаты предыдущих работ (Шенцевой Т.П. 2004 г.)
Кроме всего прочего в работе Шенцевой Т.П. был получен результат, который можно положить в основу объяснения контрастной иллюзии:
«…Непосредственно перед началом эксперимента испытуемому давалась следующая инструкция: «На экране Вам будет предъявлен прямоугольник определенной высоты. Он будет расположен с левой стороны под надписью «Норма». Прямоугольник будет предъявлен Вам на определенное время. Нажатием на любую клавишу клавиатуры, справа под надписью «Ваш результат» Вы можете построить прямоугольник любой высоты. Вам будет необходимо построить прямоугольник, равный тому, что был предъявлен слева. Высота построенного Вами прямоугольника зависит от длительности нажатия на клавишу, т.е. чем дольше Вы нажимаете клавишу, тем выше получится прямоугольник. Во время нажатия на клавишу, т.е. построения прямоугольника, сам процесс построения Вы видеть не будете. После того как клавиша будет отпущена, на экране появятся два прямоугольника: справа, который построили Вы, а слева, прямоугольник того размера, который Вам нужно получить. Возможно, с первой попытки Вы не воспроизведете необходимый размер прямоугольника. У Вас будет 21 попытка. Каждый раз при нажатии на клавишу прямоугольник будет строиться заново. Как только ваш результат совпадет с эталонным размером, эксперимент закончится».
Эксперимент проводился по данной инструкции. В нем приняло участие 36 испытуемых обоего пола. Ни у одного испытуемого результат не совпал с эталоном, в 87% случаев воспроизводимый объект оказывался меньше эталона.
«…Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в большинстве случаев средняя оценка объекта оказывается меньше реального его размера».
Мы также провели подобный опыт. Действительно, при воспроизведении объектов в 87% случаев воспроизводимый объект оказывался меньше реального.
Эмпирическое исследование
Как известно, вся информация запоминается во взаимосвязи с эталонами и объектами на представленном изображении. Например, «стол длинной около метра» — эталоном является метр. Другой пример: изображение на рис.1 . После предъявления изображения 15 испытуемым задали следующие вопросы:
1. Из двух кругов на этом рисунке, какой больше?
2. Вы можете точно назвать реальный размер нарисованных кругов?
На 1 вопрос 15 из 15 ответили, что стол больше. На 2 вопрос 12 ответили, что невозможно назвать точный размер, и 3 затруднились ответить.
рис 1.
Более того, наши глаза, как рецепторы, могут дать нам информацию с ограниченной точностью. Что приводит к тому, что точный размер в абсолютной величине получить не возможно (у любого прибора есть погрешность), и ценность данной информации уменьшается, а на первый план выходит относительная величина. Например, на рис 1. стол примерно на 50% больше стула по высоте. Здесь 50% число не точное, а примерное с какой-то допустимой, в данных условиях, погрешностью. При увеличении количества объектов на изображении, начинают возникать сложности и неоднозначность, например:
Четыре круга разного диаметра (рис 3). Если запоминать для каждого круга всю относительную информацию, то
1. Возникает много ненужной и избыточной информации.
2. Это не дает возможность ответить быстро на вопрос, какой шар в случайной паре больше, а какой меньше.
И чем больше объектов будет предъявляться, тем дольше и сложнее будет этот процесс. Приведем список полной относительной информации для рис.3:
А) Круг №1 больше круга 4, меньше кругов 2,3.
Б) Круг №2 больше круга 1,3,4.
В) Круг №3 больше кругов 1,4, меньше круга 2.
Г) Круг №4 меньше кругов 1,2,3.
Из этих данных, получить информацию очень сложно, тем более получить ее быстро. Как известно все в природе стремится к выполнению задачи минимальными ресурсами, этот принцип распространяется синергетикой и на сложные системы, к которым, в том числе, относятся и человек, и животные. С математической точки зрения, самым экономным в данном случае методом является выстраивание по размеру. В таком случае нам нужно запомнить только порядок кругов: 4,1,3,2. Либо 2,3,1,4. Таким образом, в дальнейшем идти либо от самого маленького и указывать что:
1. Круг №1 больше круга №4 раза в 3.
2. Круг №3 больше круга №1 раза в 4.
3. Круг №2 больше круга №3 в 1. 5 раз.
Либо то же самое, но от большего круга к меньшему.
рис 3.
Нами был поставлен эксперимент:
Давались 2 шара разного размера, и задавался вопрос:
а) Какой шар больше и во сколько раз?
б) Какой шар меньше и во сколько раз?
В опросе приняло участие 23 испытуемых.
Регистрировалось время решение задачи испытуемым и точность.
На вариант а) ответы оказались точнее на 84% и быстрее в 2.5 раза, чем в случае варианта б).
По нашим предположениям для ответа на вариант а) испытуемые используют операцию умножения, а для б) либо деления, либо инвертируют задачу, переводя ее в вариант а), и решают ее, что приводит к увеличению времени решения задачи и потери точности. Вероятно, операция умножения является более простой, чем деление. И человек, в процессе его онтологического развития, изучает сначала операцию умножения, а после, как обратную умножению, операцию деления. Таким образом, окончательно, наше предположение можно сформулировать таким образом:
При сравнении объектов, человек идет от меньшего объекта, к большему.
Объяснение контрастной иллюзии с помощью полученных результатов
Итак, мы имеем два утверждения:
1. При сравнения объектов, человек идет от меньшего объекта, к большему.
2. При сравнении средняя оценка объекта меньше реального объекта.
Теперь рассмотрим контрастную иллюзию, например на кругах: последовательное предъявление 2-х кругов разного размера, слева всегда больше чем справа в установочных опытах, и два одинаковых круга в контрольном. По нашему предположению, в контрольном опыте человек всегда начинает сравнение с круга, находящегося справа (т.к. он меньше). Следовательно, вырабатывается установка, что начинать сравнение надо с правого объекта (т.е. что меньший объект всегда справа). В контрольном опыте испытуемый начинает сравнивать объекты справа на лево и, оценивая объект находящийся слева относительно правого объекта, в соответствии с пунктом 2, он ошибается в меньшую сторону, и таким образом считает, что объект слева меньше.
Таким образом, установка проявляется не в формировании контрастной иллюзии, а в установлении начального условия – откуда начинать сравнение. Сама контрастная иллюзия – это результат совмещения трех механизмов:
1. Установки Узнадзе.
2. Эффекта описанного в работе Шенцевой Т.П. («При сравнении средняя оценка объекта меньше реального объекта.»)
3. При сравнении человек опирается на размеры наименьшего объекта и продолжает сравнение от меньшего к большему.
Но из такого объяснения не следует ограничение количества объектов, участвующих в контрастной иллюзии. Мы можем последовательно продолжить и включить в эксперимент три и более круга. Данный эксперимент сможет подтвердить или опровергнуть наше предположение о механизмах контрастной иллюзии. Предположение о наличие контрастной иллюзии на три и более объекта не следует напрямую из существующих объяснений контрастной иллюзии и не нашло отражения в научной литературе. Таким образом, наше предположение расширяет понятие контрастной иллюзии.
План эксперимента
Теоретическая гипотеза:
Контрастная иллюзия возникает в результате совместной работы трех механизмов :
1. Установки Узнадзе. (далее п.1)
2. Эффекта описанного в работе Шенцевой Т.П. («При сравнении средняя оценка объекта меньше реального объекта.») (далее п.2)
3. При сравнения объектов, человек идет от меньшего объекта, к большему.(далее п.3)
Описание:
Круги перечислены слева на право, слева наименьший круг, далее, по возрастанию диаметра, располагаются круги большего диаметра, справа – круг наибольшего диаметра. d- диаметр круга; x-y означает что диаметр круга меняется от x до y в случайном порядке (например 3-4 означает что диаметр круга меняется от 3 до 4 в случайном порядке).
Задача испытуемого: распределить круги по возрастанию.
Установочные опыты: повторяются 20 раз.
Вариант эксперимента №1:
· Круг №1 d=3-4 см
· Круг №2 d=4. 5-5.5 см
· Круг №3 d=6-7 см
· Круг №3 d=7.5-8.5 см
Вариант эксперимента №2:
· Круг №1 d=3-4 см
· Круг №2 d=6-7 см
· Круг №3 d=4.5-5.5 см
· Круг №3 d=7.5-8.5 см
Контрольный опыт: изображение предъявляется на 1 сек.
Для обоих вариантов один.
· Круг №1 d=5 см
· Круг №2 d=5 см
· Круг №3 d=5 см
· Круг №3 d=5 см
Вывод практической гипотезы:
Общий: при установочных опытах вырабатывается установка по расположению кругов по размеру (см. п.1).
Для варианта №1 — Контрольный опыт.
Т.к. самый маленьким кругом всегда был круг №1, то, в соответствии с п.3 нашей теоретической гипотезы, человек начинает сравнение с него и сравнивает его с кругом №2, в соответствии с п.2 получаем, что круг № 2 меньше круга №1.
Следующее сравнение:
Так же в соответствии с п. 3 сравниваем круг №2 и круг №3, в соответствии с п.2 получаем, что круг №3 меньше круга №2.
Следующее сравнение:
Так же в соответствии с п.3 сравниваем круг №3 и круг №4, в соответствии с п.2 получаем, что круг №4 меньше круга №3.
Таким образом, в контрольном опыте испытуемый должен распределить круги по возрастанию в очередности:
№ 1 самый большой
№ 2 чуть меньше №1
№3 чуть меньше №2
№4 самый маленький.
Для варианта №2 — Контрольный опыт.
Т.к. самый маленький круг всегда был круг №1, то, в соответствии с п.3 нашей теоретической гипотезы, начинается сравнение с него и сравнивается с кругом №3, т.к. по размеру диаметра он следующий, в соответствии с п.2 получаем, что круг № 3 меньше круга №1.
Следующее сравнение:
Так же в соответствии с п.3 сравниваем круг №3 и круг №2, в соответствии с п.2 получаем, что круг №2 меньше круга №3.
Следующее сравнение:
Так же в соответствии с п.3 сравниваем круг №2 и круг №4, в соответствии с п. 2 получаем, что круг №4 меньше круга №2.
Таким образом получаем, в контрольном опыте испытуемый должен распределить круги по возрастанию в очередности:
№ 1 самый большой
№ 3 чуть меньше №1
№2 чуть меньше №3
№4 самый маленький.
Практическая гипотеза:
Для варианта №1, в контрольном опыте испытуемый распределит круги по возрастанию следующим образом:
№ 1 самый большой
№ 2 чуть меньше №1
№3 чуть меньше №2
№4 самый маленький.
Для варианта №2, в контрольном опыте испытуемый распределит круги по возрастанию следующим образом:
№ 1 самый большой
№ 3 чуть меньше №1
№2 чуть меньше №3
№4 самый маленький.
Экспериментальная проверка:
В эксперименте приняло участие 37 испытуемых (15 испытуемых женского пола, 22 испытуемых мужского). С каждым проведено по 3 сессии каждая по 2 варианта. ( таким образом в общем 222 контрольных опыта), в 191 контрольных опытах результат совпал с практической гипотезой. В 11 опытах испытуемые попросили повторить показ контрольного изображения т.к. по их словам они «не разглядели», в 20 случаях результат не совпал с гипотезой. Таким образом в 86% результат совпал с нашей гипотезой.
Эпилог
В нашей работе было проведено исследование, результатом которого стало возникновение нового факта в психологии. Результаты исследования интересны, но требуют дальнейшей разработки. Планируется увеличить выборку с целью получения более достоверных результатов и возможности выявить более точное соотношение различных ответов, а также проведение эксперимента с участием других модальностей для подтверждения того, что феномен носит амодальный характер. Подтверждение полученных данных может способствовать объяснению до сих пор не понятой в психологии контрастной иллюзии в установке Д.Узнадзе.
Практический пример контрастной иллюзии по Узнадзе на 3 объекта,на 2 объекта
Возврат на СОЗНАНИЕ и ПАМЯТЬ
Литература
1. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
2. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. – Самара, 2001.
3. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
4. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. – СПб., 1993.
5. Глейтман Г. и др. Основы психологии: Пер. в англ./ Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В.Н. – СПб.: Речь, 2001.
6. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1997.
7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2002.
8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти//Романтическое эссе. – М.,1996.
9. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.
О проекции концепции STEM в области астрономических знаний
NASA/ADS
О проекции концепции STEM на область астрономических знаний
- Геонджян, Л. А.
Аннотация
Астрономию, как результат деятельности и развития технологии познания человеком среды своего существования, следует рассматривать как основу эффективного образовательного подхода. Подход STEM (наука, технология, инженерия и математика) потерпел неудачу из-за ограничений, вызванных сосредоточением внимания только на потребностях инженерного образования. Проекция STEM на область астрономических знаний, технологии средств, приборостроения и математического моделирования как языка науки и техники снимает ограничения и решает задачу формирования образованного человека. Эта идея обретает твердую почву, если от философии, как инструмента объединения, обратиться к психологии, изучающей системы, организованные вокруг феномена памяти с целью отражения и осмысления действительности с целью создания новой действительности и среды для сохранения жизнеспособности. человека. Этот подход присутствует и развивается в разных аспектах Общепсихологической теории установки Дмитрия Узнадзе. По Узнадзе, образование – это организованный процесс накопления в памяти сведений, которые мы неосознанно, но адекватно используем в ситуациях действительности, признавая их уже известными. Сознание служит памяти для создания новых наборов поведения в новых ранее неизвестных ситуациях. Обучение представляется идеальным, если поэтапно организовывать ситуации-задачи сознания, «включающиеся» на поиск решений в собственной памяти, во внешнем источнике или экспериментально. Если использовать Психологию Сета как модель образовательного процесса, то наилучшей информационной средой для него является астрономия.
- Публикация:
Связь Бюраканской астрофизической обсерватории
- Дата публикации:
- декабрь 2021
- DOI:
- 10. 52526/25792776-2021.68.2-515
- Биб-код:
- 2021КоБАО..68..515G
Альтметрика – Предвосхищение: уроки прошлого
Общее внимание к этой книге и ее главам
Значок альтметрики
Упоминается
- блогов
- 1 блог
- твиттер
- 5 твитеры
- 2 Страницы Facebook
- Википедия
- 1 Страница Википедии
- googleplus
- 1 пользователь Google+
Цитаты
- размеры_цитирование
- 28 Размеры
Считыватели на
- mendeley
- 39 Менделей
Обзор книги1. Введение: приверженность к знаниям2. Концепция доминирования А.А. Ухтомский и предвкушение3. Взгляды на время и антиципацию в теории доминирования4. Принцип доминирования и креативность в функциях человеческого мозга5. Вклады академиков А.А. Ухтомский и Н.П. Бехтеревой в междисциплинарную науку о мозге человека6. Агентное предвосхищение в центральной нервной системе7. О наследии и жизни академика А. А. Ухтомского8. Представление Ухтомского о хронотопе как обрамлении предвосхищения9. Теория функциональных систем: краеугольный камень интегративной биологии10. Эндогенная генерация целей и гомеостаз11. Познание как системогенез12. «Принцип мгновенной мобилизации» Анохина и возможные механизмы его нейронной реализации13. Целеустремленность как принцип мозговой деятельности14. Повторение без повторения: как Бернстайн раскрывает моторику в музыкальном исполнении15. Футуризм в физиологии: Николай Бернштейн, антиципация и кинестетическое воображение16. «Желаемое будущее» Бернштейна и физика человеческого движения17. Память, вероятностный прогноз и предварительная установка для действия18. Новые страницы биографии Николая Александровича Бернштейна19. Изменчивость под другим именем: «Повторение без повторения»20. Теория установки Дмитрия Узнадзе: проблемы антиципации и бессознательные формы памяти21. Роль неявной оценки временных интервалов и пластичности набора в обработке выражений лица22. Разум визионера: морфология когнитивного предвосхищения как кардинальный симптом23. Нейронная модель стимулов Соколова как нейрокибернетический подход к опережающему восприятию24. ЯВЛЯЕТСЯ. Бериташвили и психонейронная интеграция поведения25. Способность к экстраполяции у животных и ее возможные связи с исследованием, тревогой и поиском нового26. На пути к пониманию биотических, психических и семиотически опосредованных механизмов антиципации27. Александр Лурия: Творец в перспективе времени28. Индивидуальность доминант мозга как проблема специального образования и педагогики29. Антиципация в теории установки Узнадзе и некоторые открытия в прикладной психологии30. Антиципация и понятие системообразующего фактора в теории функциональных систем
Резюме Блоги Твиттер Фейсбук Википедия Google+ Размеры цитаты
Вы видите бесплатный, но ограниченный набор действий, собранных Altmetric в отношении результатов этого исследования. Нажмите здесь, чтобы узнать больше .Название | Ожидание: уроки прошлого |
---|---|
Опубликовано | Springer International Publishing, январь 2015 г. |
DOI | 10.1007/978-3-319-19446-2 |
ISBN | 978-3-31-919445-5, 978-3-31-919446-2 |
Редакторы | Михай Надин |
Посмотреть на сайте издателя Сообщать мне о новых упоминаниях
Демографические данные Twitter
Приведенные ниже данные были получены из профилей 5 твиттеров, которые поделились результатами этого исследования.