Архетипы Карла Густава Юнга, теория архетипов по Юнгу
Существует такое понятие, как архетип, что с греческого переводится как первообраз. Разработано понятие Карлом Юнгом. Давайте же его разберём и постараемся понять, что в него вложено великим психологом. В первую очередь архетип это – воспоминание или же идея, что врожденна. Всё это в обязательном порядке предрасполагает людей действовать, говорить и вообще вести себя определённым образом.
Реакция на события в нём, в архетипе, тоже предопределена. А, в общем и целом, по Юнгу архетип – это первичный процесс психических образов, что заключён в коллективном бессознательном.
В великом множестве архетипов – Юнг считал, что их количество не следует ограничивать – существует четыре главных и восемь основных, описанных ещё им самим – это мать, божество Солнца, смерть, мудрец, герой, ребёнок, плут и Бог.
Так же следует отметить, что архетипы способны создавать восхитительные в своём своеобразии замесы в человеческой личности, а, значит, они прекрасно
Итак, приступим к описанию теории. И начнём мы, пожалуй, с самости.
- Самость есть архетип, представляющий собой объединенное бессознательное и сознательное начало человеческой личности. Формируется самость под влиянием процесса индивидуации, в котором объединяются все аспекты человеческого «Я». В завершении этого процесса достигается гармония, целостность и единство. Юнг полагал, что развитие самости – основная цель жизни.
Но необходимо сознавать, что архетип самости не способен реализоваться, пока вся душа человека не объединена, а, следовательно, все аспекты души как сознательные, так и бессознательные не приведены в состояние гармонии. Изображается самость чаще всего, как мандала, круг или же квадрат.
Следующей у нас выступает Тень.
- С точки зрения коллективного бессознательного Тень – это инстинкт и потаённая природа человека, почти не изменившаяся с тех времён, когда человек впервые себя осознал. Тень невозможно абсолютно подавить воспитанием и во многом она несёт в себе отпечаток детства, когда деяния наши излишне прямолинейны и импульсивны.
Самый знаменитый символ Тени – Дьявол, как властитель чего-то скрытого, потаённого, а так же подземного, невидимого мира. Воспринимается он, конечно же, как наиболее яркий образ коллективного бессознательного.
Для наиболее значимого отражения Тени Юнг использует образы обманщиков-трюкачей. Что щеголяют своими наихудшими качествами. Да к тому же они зачастую выдают себя за тех, кем не являются.
Для начала нам следует рассмотреть Тень, как нечто потаённое, а потому и наиболее грозное и страшное в человеке.
Тень в большинстве случаев выступает, как подсознательные желания, не находящие ничего общего с общественной моралью. Это – самый низкий уровень сознания по отношению к современности.
Человек понимает, что этот чуждый ему индивид, что живет в нем самом, существует и проявляется тогда, когда, войдя в раж уже не остановиться. Однако потом зачастую он оправдывает себя, что это не он, он был таков лишь под влиянием момента. И, вообще, что-то на него сегодня нашло эдакое.
Нашедший на него влиятельный момент – не что иное, как тень – слабоосознаваемая часть личности, сохранившаяся ещё с первобытных времён и включающая в себя всё животное начало человека. Он — своеобразная тёмная сторона психики, олицетворяющая хаос, дикость и неизвестность.
- Перейдём к следующему архетипу, а им у нас является персона. Именно он имеет наибольшую власть над сознанием человека. Однако в то же время он подобен маске, что актёр древнегреческого театра приложил к своему лицу. Общество ожидает от человека определённого поведения, что способствует формированию коллективных образов.
Но мы совершим непоправимую ошибку, начав воспринимать кого-либо через призму этого образа. Разумеется, люди выбирают себе роли по вкусу и с этой точки зрения персона – часть человека, но никогда не весь человек.
Персона, безусловно, нужна. И тому, кто не видит смысла работать над её развитием, сложно социализироваться, ведь его поведение нередко вызывающе, а то и попросту оскорбительно. Однако, несмотря на удобство сей маски, она вполне способна затмить всю остальную личность, замыкая человека в одну лишь социальную роль.
- Мы подходим к окончанию нашего рассказа, и потому рассмотрим Аниму и Анимус… Если подходить к делу из предположения о том, что все люди андрогинны, то
Эти архетипы с точки зрения биологии объясняются тем, что в организмах людей вырабатываются оба типа гормонов как мужские, так и женские. Эволюция сего архетипа основывается на представлении о противоположном поле и опыте взаимодействия с ним.
В процессе совместной жизни многие мужчины приобрели женские черты, а женщины – мужские. При неразвитости противоположного начала в человеке может возникнуть однобокий личностный рост и неправильное функционирование.
2 139
Реклама по Юнгу: что такое архетипы и как бренды используют их :: РБК Pro
Pro Партнер проекта*
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
Материал раздела Основной
Маркетинг и реклама   · Потребительское поведение
Кейсы Нетология
Реклама действует, когда в ней видится нечто созвучное собственному опыту. С точки зрения психологии в этом случае работает архетип. Эксперт по контекстной и таргетированной рекламе Саша Атум рассказала, как бренды используют для продвижения теорию Юнга
Что такое архетипы
Каждый день в прокат выходят фильмы с простейшими сюжетами. Они похожи друг на друга — но зрители все равно смотрят и, самое главное, испытывают эмоции. Даже самый банальный, знакомый с детства сюжет способен растрогать или обрадовать. Мы с интересом следим за одними и теми же сюжетам в фильмах, но часто не замечаем однотипную рекламу. Причиной может быть то, что в фильме использован близкий нам архетип, а в рекламном ролике — чуждый.
Согласно теории Карла Густава Юнга, архетипы — это символы, отражение пережитого личного или коллективного опыта (доклад «Инстинкт и бессознательное»). Если потребителю нравится тот или иной фильм или рекламный материал, значит он связан с архетипом человека.
Среди всех существующих архетипов маркетологи отдают предпочтение тем, на потребностях и страхах которых можно сделать упор в рекламе. Далее мы подробно разберем каждый из них и рассмотрим возможные стратегии продвижения.
Творец
Этот архетип близок каждому, чья жизнь связана с творчеством, самореализацией или разработкой новых продуктов. Он находится в постоянном движении и стремится стать лучше. Страх таких людей — быть как все и слиться с толпой. Реклама привлечет внимание творца, если тот увидит в ней инструменты для самовыражения и претворения в жизнь смелых идей.
Кого зацепит реклама
Рекламу с таким архетипом можно таргетировать на:
- предпринимателей;
- тех, кто учится какому-либо ремеслу, языку или искусству;
- творческих людей, которым нужно время от времени обновлять инструмент (например, швеи, художники, скульпторы).
Что можно рекламировать
- инструменты для развития и работы, обучающие курсы;
- декоративную косметику, одежду и аксессуары;
- предметы интерьера;
- товары для творчества и рукоделия;
Архетипы, теория, книги и личность
Возможно, вы слышали о некоторых психологических концепциях, таких как коллективное бессознательное и архетипы. Если нет, то вы наверняка слышали такие термины, как интроверсия и экстраверсия. Знаете ли вы, что все эти термины и понятия исходят от одного известного мыслителя? Все они являются частью вклада Карла Юнга в психологию.
Рис. 1 – Портрет Карла Юнга.
Теория Карла Юнга
Карл Густав Юнг родился в Швейцарии в 1875 году. Его детство было связано с его богатым воображением, яркими мечтами и философским интересом к богу и духовности. Юнг изучал психиатрию и медицину в Базельском университете и продолжил работу в психиатрической больнице Бургхольцли в Цюрихе.
Юнг был учеником Зигмунда Фрейда, но вскоре отошел от фрейдовской традиции, отвергнув некоторые элементы своего учения и расширив другие.
Ученики Фрейда, которых часто называют неофрейдистами, соглашались с концепциями Фрейда об ид, эго и суперэго.
Однако Юнг и его современники отличались от Фрейда в нескольких важных аспектах.
Юнг считал, что сознательный разум играет большую роль в обработке переживаний, тогда как Фрейд придавал гораздо большее значение бессознательному разуму в этой роли.
Юнг не считал, что агрессия или сексуальные импульсы играют столь же важную роль в человеческой мотивации, как это делал Фрейд. Юнг считал, что высшие личные устремления и философские концепции подпитывают наши мотивы в значительной степени.
Юнг считается отцом аналитической психологии. Аналитическая психология — это название теории сознания Юнга. Самореализация является целью аналитической психологии.
Архетипы Карла Юнга
Юнг создал концепцию коллективного бессознательного .
Коллективное бессознательное можно рассматривать как универсальный набор идей или архетипов, построенных на нашем опыте как людей, к которым все люди имеют доступ и с которыми могут иметь дело.
Коллективное бессознательное, по Юнгу, объясняет, почему люди, независимо от культурного происхождения, склонны одинаково интерпретировать определенные моральные, религиозные или этические ценности. Например, определенные символы или истории можно найти во многих культурах. Имена и места могут быть разными, но сказки одни и те же.
Юнг назвал эти общие темы и истории архетипами . Архетипы выражаются через искусство, истории, мечты или религию. Многие архетипы существуют в нашем мире и продолжают создаваться по мере развития нашего мира. Однако Юнг выделял четыре основных архетипа: личность, тень, анима/анимус, и самость.
Персона
Этот архетип получил свое название от латинского слова персона , что означает маска . Архетип персоны — это наша социальная маска, роль, которую мы играем в разнообразных социальных ситуациях, с которыми сталкиваемся в жизни. Мы должны вести себя определенным образом в определенных социальных ситуациях, чтобы быть функциональными членами общества. Наши социальные маски позволяют нам успешно ориентироваться в социальной сфере, но они также скрывают нашу истинную природу. Таким образом, персона имеет немного двоякое значение. Маска представляет собой не только различные роли, которые мы играем, но и способ спрятаться.
Тень
Архетип тени иногда рассматривается как темная часть психики или бессознательного. Он содержит наши подавленные желания, страхи, агрессию и слабости. Однако теневая сторона также может содержать определенные хорошие качества, которые мы могли подавить или изгнать из страха или беспокойства. Возможно, нас стыдили за наши увлечения или творческие амбиции. По Юнгу, наша цель — считаться со своей теневой стороной. Вынести это на свет и интегрировать в нашу жизнь здоровым образом. Учитывая природу теневой стороны, это непростая задача, хотя и необходимая для самореализации.
Анима/Анимус
Архетип анима/анимус основывается на традиционном представлении о мужском и женском полах. Анима является олицетворением традиционных женских качеств и тенденций, таких как чувствительность, сочувствие, творчество и способность к любовным отношениям. Анимус является олицетворением традиционных мужских качеств и тенденций, таких как сила, мужество, жизненная сила и достижения.
Согласно Юнгу, внутри каждого мужчины есть элемент женщины или женского начала, анима. Точно так же внутри каждой женщины есть элемент мужчины или мужского начала, анимус. Если эти противоположные гендерные идентичности успешно интегрированы и не подавлены, у нас есть наилучшие шансы познать свое истинное «я» и испытать самореализацию.
Самость
Для Юнга архетип самопредставленной целостности. Действительно, он часто сравнивал его с кругом или мандалой. Если мы сможем успешно интегрировать нашу личность, нашу аниму/анимус и нашу теневую сторону, мы получим доступ к нашей тотальности или себе. Мы достигаем себя через процесс, называемый индивидуацией .
Индивидуация — это процесс интеграции наших сознательных и бессознательных аспектов. Если мы сможем интегрировать эти стороны себя, мы достигнем самореализации.
Рис. 2 — Сочинения Карла Юнга.
Карл Юнг: книги
Карл Юнг много писал на протяжении всей своей карьеры. Он является автором 14 книг, и его сочинения опубликованы в бесчисленных томах собрания сочинений. Его работы использовались в академической среде, а также нашли широкое признание в массовой культуре.
Архетипы и коллективное бессознательное — это сборник эссе, в котором подробно рассказывается о природе бессознательного и о том, как каждый архетип проявляется в нашей жизни, а также в традициях и культурах.
Человек и его символы , написанный прямо перед его смертью, исследует значимые символы, найденные в бессознательном и на протяжении всей истории. В нем также подробно описывается, как эти символы появляются в наших снах и как мы можем лучше понять себя, научившись интерпретировать эти символы.
Карл Юнг о личности
Юнгу приписывают введение терминов интроверт и экстраверт в область психологии. По Юнгу, экстраверт — это тот, кто предпочитает внешние раздражители и взаимодействует с внешним миром. И наоборот, интроверт — это тот, кто направляет свою энергию внутрь с помощью рефлексивной и уединенной деятельности.
Согласно Юнгу, все обладают функциями интроверсии и экстраверсии, но все мы различаемся по спектру обоих в отношении определенных типов.
Четыре основных типа личности Юнга: мышление /чувство, ощущение/интуиция, и оценка/восприятие . Наша уникальная комбинация функций и типов личности создает наши индивидуальные профили личности.
Аналитическая психология Карл Юнг
Аналитическая психология была новым движением в области психологии, начатым Юнгом после того, как его пути разошлись с Зигмундом Фрейдом. Это название, данное теории психики Юнга, а также название особого подхода Юнга к психотерапии.
Подобно Фрейду, Юнг признавал значение детских переживаний для формирования личности и то, что они в значительной степени хранятся в личном бессознательном каждого человека. Однако Юнг уделял такое же внимание внешним факторам, формирующим личность.
Эти внешние факторы Юнг назвал архетипами, и они хранятся в коллективном бессознательном.
Целью юнгианского анализа является индивидуация, объединяющая личное и коллективное бессознательное. Благодаря этому процессу мы можем понять, как мы можем целенаправленно двигаться в будущее.
Карл Юнг — Основные выводы
- Карл Густав Юнг родился в Швейцарии в 1875 году.
- Юнг считается отцом Аналитической психологии — название, данное теории сознания Юнга и его подходу к психотерапии.
- Юнг создал концепцию коллективного бессознательного , универсального пула идей или архетипов, построенных на нашем человеческом опыте, к которому все люди имеют доступ и могут относиться к нему.
- Юнг выделил четыре основных архетипа: личность, тень, анима/анимус, и самость.
- Юнгу приписывают введение терминов интроверт и экстраверт в психологию.
Каталожные номера
- Рис. 1 — «Карл Юнг» от orionpozo под лицензией CC BY 2.0.
- Рис. 2 — «Человек и его символы», К. Г. Юнг (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Man_and_His_Symbols_by_Carl_Jung.jpg), Майк Стил (https://www.flickr.com/photos) /21022123@N04/49807172951/) находится под лицензией CC BY 2.0 (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/deed.en).
Путеводитель: 12 юнгианских архетипов, популяризированных «Героем и преступником»
Карл Юнг опубликовал свои архетипы, которые охватывают ключевые человеческие роли и мотивы, в своих работах «Архетипы и коллективное бессознательное» (1969), а также «О природе психики» (1954).
Его детализированные и абстрактные идеи до сих пор широко используются в кинопроявке, рассказывании историй и рекламе.
Юнг утверждал, что архетипы существуют в «психической системе коллективного, универсального и безличного характера». Он предположил, что «групповой опыт имеет место на более низком уровне сознания, чем индивидуальный опыт», как предполагает психология толпы.
12 архетипов были популяризированы Марком и Пирсоном в популярной книге по психологии бренда «Герой и преступник » (2002). Пара преобразовала оригинальные термины Юнга в более современный жаргон. Например, Child был переименован в Innocent .
Говорят, что у каждого человека есть сложная смесь нескольких из 12 юнгианских архетипов, которые могут постепенно развиваться и меняться с течением времени в зависимости от наших жизненных обстоятельств и личного роста. Эти архетипы дают общее объяснение нашим различным методам чувств и рассуждений.
Существует значительное количество совпадений печально известных юнгианских архетипов с другими теориями личности , такими как четыре юмора,
У каждого из юнгианских архетипов есть основная цель, фатальный недостаток и основная зависимость. Эти качества проявляются у всех немного по-разному, однако их отличительные черты по-прежнему легко определить в поведении.
Прежде чем мы перейдем к архетипам, необходимо выделить четыре кардинальных ориентации (т. е. основной жизненный девиз/вдохновение):
12 юнгианских архетипов, популяризированных Марком и Пирсоном:
Попечитель
Попечитель считает альтруизм и самопожертвование вершинами поддержания социальной структуры. Они бескорыстны и щедры в своих действиях и хотят, чтобы их близкие были удовлетворены и счастливы своей неугасимой заботой и преданностью.
Основная цель: Помогать другим, жертвовать бесплатно и получать признание за их заботу и преданность Фатальный недостаток: Склонность «спасать» людей, которые наносят ущерб их психическому здоровью Зависимость: Созависимость в романтических и платонических отношениях |
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 2, Эннеаграмма 9, инстинктивный вариант СО, флегматик
Творец
В любой момент времени Творец имеет множество проектов в работе. Будь то снятие стресса или пробуждение чувства смысла, работа — это их жизненная сила. Творец стремится полностью принять и направить свое подлинное «я» во внешний мир.
Основная цель: Создавать и выражать свои мысли и чувства с помощью различных средств Фатальный недостаток: Обилие незавершенных дел и склонность к прокрастинации Зависимость: Переутомление, навязчивость и склонность к бедности |
Сходства с другие системы типологии личности: Эннеаграмма 4, инстинктивный вариант SX
Исследователь
Исследователь ищет спасения, чтобы сосредоточиться на следующем приключении. Несмотря на то, что Исследователь эгоистичен по своей природе, он приобретает знания и понимание из своего личного опыта и твердой автономии. Их определение успеха можно определить так: « Я сделал это сам.
Основная цель: Возможность свободно бродить и взаимодействовать с окружающей средой и открывать новые открытия Фатальный недостаток: Чувство незаземленности; постоянное чувство тяги к путешествиям Зависимость: смена работы, длительные путешествия, новые впечатления, гипернезависимость |
Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, Эннеаграмма 4
Герой
Герой стремится бороться за справедливость и большее благо, как бы «добро» ни определялось в их умах. Во время своих завоеваний и путешествий они столкнутся со многими препятствиями, которые проверят их истинный характер. Герой целеустремлен и может развить в себе комплекс спасителя.
Основная цель: Спасти день, человека или достичь цели всей жизни Фатальный недостаток: Туннельное видение, чтобы сосредоточиться на одной цели, страх неудачи Зависимость: Подпитывание эго и самоутверждение нарциссизм |
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 1, Эннеаграмма 3, вариант SO инстинктивный вариант
Невинный
Широко раскрытые глаза и чрезмерно доверчивый, Невинный купается в забвении потенциальных угроз жизни в своей воображаемой утопии . Они склонны к прожорливому поведению, чтобы еще больше отвлечься от опасностей мира.
Основная цель: Сохранить детское удивление и жизнерадостность, чтобы жить мирно Фатальный недостаток: Наивность и отрицание опасностей скрытых социальных ловушек Зависимость: Чрезмерное потребительство и зависимость от сладких кайфов |
системы типологии личности: SP инстинктивный вариант
Шут
Шут, по сути, является вольным, вопиющим гедонистом, который затевает глупые шалости просто ради удовольствия. Момент важнее всего — прошлое и будущее — это мете иллюзии, которые разъедают радость. Даже в самых ужасных ситуациях Шут всегда найдет способ пошутить.
Основная цель: Жить настоящим и наслаждаться жизнью без каких-либо умственных или физических ограничений Фатальный недостаток: Потеря самоконтроля и неспособность брать на себя ответственность за что-либо Зависимость: Галлюциногены, стимуляторы, депрессанты, адреналин спешка |
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, SO/SX инстинктивные варианты, Сангвиник
Любовник
Что за жизнь без страсти и романтики? Любовник стремится разжечь и подпитать пламя похоти, чтобы получить эмоциональный кайф за кайфом. Несмотря на то, что изначально они энергичны, их борьба с истинной близостью может в конечном итоге привести их к недолгим интрижкам.
Основная цель: Испытывать чувство блаженства в своих отношениях Фатальный недостаток: Объективация других и проблемы с близостью Зависимость: Отношения, вожделение и склонность растворяться в другом к другим системам типологии личности: Эннеаграмма 2, SX/SO инстинктивные варианты МагКак эмоциональный алхимик, Маг наполняет свой мозг психологическими тактиками и стратегиями, чтобы завоевывать друзей и в конечном итоге влиять на людей. Им нравится быть на высоте благодаря своей харизме и острому языку.
Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 5, инстинктивные варианты SO/SX УчастникЧлен сделает все, что в его воле, чтобы приспособиться и чувствовать себя в безопасности в обществе. Они ценят традиции, верность и безопасность. Когда они непреднамеренно высовываются, как рыба из воды, у них может развиться тревожное и компульсивное поведение.
|