Теория жан пиаже: Теория когнитивного развития Ж. Пиаже: ключевые понятия

Теория Жана Пиаже — презентация онлайн

Похожие презентации:

Теория развития интеллекта Жана Пиаже

Когнитивная теория Жана Пиаже

Когнитивная теория Жана Пиаже

Истоки познания. Теория Жана Пиаже

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже

Концепция интеллектуального развития Жана Пиаже

Возрастная психология. Восприятие ребенка. Теория Пиаже

Жан Вильям Фриц Пиаже́ 1896 — 1980

Генетическая психология Пиаже

Проверить свои знания
Теория Жана Пиаже
Жан Пиаже – величайший психолог ХХ-го века.
Экспериментально он вывел несколько закономерностей в
развитии детей. Далее мы познакомимся с этапами
интеллектуального развития детей. Развитие, по Пиаже, – это
переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия
всегда подготавливает последующую. Поскольку порядок
следования стадий неизменен, возникает мысль о том, что он
предопределен биологически, т.

е. заложен в человеческой
природе. Но Пиаже подчеркивал, что порядок следования
стадий не является какой-то наследственной программой, а
является совокупностью некоторых возможностей, которые
еще надо реализовать.
Жан Пиаже (1896 – 1980)
Жан Пиаже родился в городе Нёвшатель,
столице франкоговорящего кантона Нёвшатель,
Швейцария. Его отец, Артур Пиаже, был
профессором средневековой литературы в
Невштательском университете. Пиаже начал
рано интересоваться биологией, особенно
моллюсками, и даже опубликовал несколько
научных работ до окончания школы. Свою
долгую научную карьеру Пиаже начал в
возрасте десяти лет, когда опубликовал в
1907 небольшую заметку о воробьяхальбиносах. За свою научную жизнь Пиаже
написал более 60 книг и несколько сотен
статей.
Проверить свои знания
Теория Жана Пиаже
Теория
интеллектуального
развития

4. Основные понятия теории Ж.Пиаже

Гомеостаз – процесс поддержания
психической сферы в равновесии.
Ассимиляция – приспособление к новой
схеме действия без изменений в
существующих схемах.
Аккомодация – усвоение новой схемы
действия при изменении существующих
схем
Проверить свои знания
Теория интеллектуального
развития
Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из
трех больших периодов
I.Сенсомоторный
интеллект.
III. Стадия
формальных
операций.
II. Стадия
конкретных
операций.
ВЕРНУТЬСЯ В НАЧАЛО
Проверить свои знания
I. Сенсомоторный интеллект.
НАЗАД
А. Центрация (сосредоточение) на собственном
теле.
Возраст 0 – 1 месяц.
Развитие (упражнение) рефлексов.
Возраст 1 – 4,5 месяцев.
Первые навыки (хватание и пр.).
Возраст 4,5 – 8-9 месяцев.
Координация зрения и хватания.
Б. Объективация практического интеллекта.
Возраст 8-9 – 11-12 месяцев.
Различение (дифференциа-ция) средства и цели. Начало
практического интеллекта.
Возраст 11-12 – 18 месяцев.
Различение (дифференциа-ция) схем действия. Появление новых
средств для достижения цели.
Возраст 18 – 24 месяца.
Начало решения некоторых проблем с помощью дедукции.
Проверить свои знания
II. Стадия конкретных операций.
НАЗАД
А. Предоператорный интеллект.
Возраст 2 – 4 года
Появление символической функции. Начало интериоризации
(присвоения) схем действия.
Возраст 4 – 6 лет
Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.
Возраст 6 – 8 лет
Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные
представления.
Б. Конкретные операции
Возраст 8 – 10 лет
Простые операции (классификация, сериация и др.).
Возраст 9 – 12 лет
Система операций (умение работать с системами координат и др.)
Проверить свои знания
III. Стадия формальных операций.
А. Становление формальных операций.
Возраст 12 – 14 лет
Умение выстраивать гипотезы на основе логики и
комбинаторика.
Б. Достижение формальных операций
Возраст 12 – 14 лет
Умение устанавливать взаимосвязи на основе логических
рассуждений; умение логически определять как следствие
на основе причин, так и наоборот.
НАЗАД
ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ
1) Назовите характерные черты
для стадии сенсомоторного
интеллекта
ОТВЕТ
2) Назовите характерные черты
для стадии конкретных
операций
ОТВЕТ
3) Назовите характерные черты
для стадии формальных
операций
ОТВЕТ
4) Дайте рекомендации по
развитию интеллекта в
становлении формальных
операций
ОТВЕТ

10. Аналитическое задание (8 баллов)

Опишите какой-нибудь возрастной период
известного Вам человека (можно своего
развития) на основе теории Жана
Пиаже. Сделайте выводы.
Сформулируйте рекомендации (как
организовать среду, в какие игры играть,
какие формы работы использовать в
работе педагога-организатора).

11. Темы возможных выступлений(10 баллов)

1. Роль ведущей деятельности в разные
периоды. Примеры из жизни.
2. Роль возрастных кризисов в разные
периоды. Примеры из жизни.
3. Роль социальной ситуации развития в
разные периоды жизни.

12. Темы мини-исследований (15 баллов)

• Стратегии разрешения возрастного кризиса в
юношеском (любом другом) возрасте
• Стратегии реализации ведущей деятельности
в юношеском (любом другом) возрасте
• Стратегии организации социальной ситуации
развития в юношеском (любом другом)
возрасте

13. Примерная структура портфолио (10 баллов)

1. Титульный лист
2. Описание своего развития в курсе (что
узнали, какие представления изменились и
т.д.).
3. Анализ наиболее сложных (или
интересных) моментов курса.
4. ДКР
5. Аналитические задания.
6. Список наиболее интересных сайтов с
краткой аннотацией.

14. Ассистирование (10 баллов)

• Помощь отстающему студенту.
• Организация своевременной сдачи
задолженностей.
• Совместное проведение элементов
занятий.

English     Русский Правила

125 лет со дня рождения Жана Пиаже

Когда вы чему-то учите ребенка, вы навсегда лишаете его возможности открыть это для себя

Ж. Пиаже

9 августа исполняется 125 лет со дня рождения Жана Пиаже — психолога и философа, создателя теории когнитивного развития и основателя Женевской школы генетической психологии.

Ж. Пиаже родился в 1896 в Швейцарии. Учился Ж. Пиаже в Невшательском университете, там же получил степень доктора философии, некоторое время провел в Цюрихе, где изучал психоанализ.

Важным этапом для становления Ж. Пиаже как психолога-исследователя была работа в школе А. Бине в Париже. Ж. Пиаже проверял результаты тестирования умственного развития учеников школы и заметил, что дети одного возраста совершают одни и те же ошибки в одних и тех же вопросах, и эти ошибки не свойственны более старшим детям. Это натолкнуло его на мысль о том, что детское мышление строится по другим законам, нежели взрослое. В дальнейшем эта догадка стала основой для целой теории. Результаты наблюдений и экспериментов Ж. Пиаже обобщил в своей концепции когнитивного развития детей, которое рассматривается им как постепенный процесс, проходящий ряд стадий.

Жан Пиаже награждается премией Эразма в 1972 году в Королевском институте Амстердама

Можно вспомнить, какими наработками Ж. Пиаже пользуются современные детские (и не только) психологи.

Во-первых, это метод клинической беседы – искусство спрашивать и искусство слушать. До появление клинической беседы в арсенале психолога было лишь два метода исследования интеллектуального развития – метод тестов и метод наблюдения. Первоначально метод клинической беседы применялся для исследования речевого мышления ребенка, однако впоследствии он был модифицирован для того, чтоб ребенок мог не только беседовать с экспериментатором, но и манипулировать предметами, что позволяло устанавливать уровень развития умственных операций ребенка, опираясь на предметный материал. Благодаря повышенному вниманию исследователя к методологической основе, работы Ж. Пиаже отличались экспериментальной основательностью и продуманностью.

Во-вторых, выполненные Ж. Пиаже исследования особенностей развития мышления ребенка легли в основу общих принципов работы психологов и воспитателей с дошкольниками. Ж. Пиаже впервые обратил внимание на качественное своеобразие мышления ребенка, которое исследователь связал с понятием детского эгоцентризма. Опираясь на результаты проведенных им разнообразных экспериментов и наблюдений, ученый установил такие особенности детского мышления, как трудности осознания, неспособность к логике отношений, синкретизм и т.д.

В-третьих, Ж. Пиаже создана теория когнитивного развития ребенка. Выделенные им стадии и подстадии развития детского интеллекта в настоящее время лежат в основе большинства западных методик по развитию ребенка.

Для российского психолога имя Ж. Пиаже ассоциируется с известной дискуссией относительно движущих сил развития ребенка, которая заочно происходила между ним и Л.С. Выготским. В книге «Мышление и речь» отечественный психолог упрекает своего коллегу в слишком абстрактном подходе к рассмотрению развития высших психических функций без учета социальной и культурной среды. К сожалению, в силу известных исторических причин Ж. Пиаже смог ознакомиться с критикой в свой адрес лишь спустя много лет после смерти Л.С. Выготского. Однако эта дискуссия, касавшаяся источника и движущих сил психического развития, была продолжена последователями Л.С. Выготского.

«Бергсон говорил, что нет никакой такой вещи, которую можно назвать беспорядком, а скорее есть два вида порядка – геометрический и обыденный. В моем случае, это определенно обыденный. Папки, которые должны быть в пределах моей досягаемости, упорядочены по частоте использования. » Жан-Клод Брангье
Беседы с Жаном Пиаже

Несмотря на критику со стороны Л.С. Выготского и его учеников, значение теории Ж. Пиаже для мировой психологии трудно переоценить.

Жан Пиаже являет собой пример настоящего ученого-исследователя, который, благодаря своей наблюдательности и таланту эмпирического исследователя, смог к концу жизни создать огромный проект философской теории познания, названной генетической эпистемологией.

Материалы по теме:

  • Сайт Общества Жана Пиаже
  • Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 5–14. doi:10.17759/chp.2020160302
  • Перре-Клермон А.Н., Аркидьяконо Ф. Revisiting the piagetian test of conservation of quantities of liquid: argumentation within the adult-child interaction // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 3. С. 25–33.
  • Щедровицкий П.Г. Пиаже vs Выготский: понимание vs мышление//Школа и мышление. М., 2020. С. 40-65

Piaget — StatPearls — NCBI Bookshelf

Введение

Жан Пиаже (1896-1980) был известным психологом 20 века и пионером детской психологии развития. Пиаже не принимал преобладающую теорию о том, что знание является врожденным или априорным . Вместо этого он считал, что детское знание и понимание мира развивалось со временем в результате взаимодействия ребенка с миром эмпирическим путем. Его размышления о когнитивном развитии параллельно с его эпистемологическим взглядом породили изучение генетической эпистемологии. Самое известное, что Пиаже смог понять, как дети создавали схемы, которые формировали их восприятие, познание и суждение о мире. Он классифицировал развитие ребенка на четыре последовательных периода: (1) сенсомоторный период от рождения до первых 18–24 месяцев, (2) дооперационный период в возрасте от двух до семи лет, (3) конкретные операции. период от семи до 11 лет и (4) период формальной деятельности, который начинается примерно в 11 лет и продолжается до подросткового возраста.[1][2]

Проблемы, вызывающие озабоченность

За свою жизнь Пиаже внес значительный вклад в изучение детского развития и наиболее известен своими этапами когнитивного развития.[3]

Сенсомоторный период начинается с рождения и продолжается в течение первых двух лет жизни ребенка. На этом этапе ребенок познает мир через ощущения (сенсорные) и движения (двигательные). Сенсомоторная стадия далее делится на 6 подстадий. Стадия 1 включает врожденные двигательные и сенсорные рефлексы, такие как сосательный и ладонный рефлексы. На стадии 2 наблюдается первичная круговая реакция, при которой младенец переживает событие, а затем пытается повторить это действие. Стадия 3 представляет собой вторичную круговую реакцию, когда младенец повторяет действие с определенным желаемым последствием или достигает не связанного с ним последствия. Стадия 4 включает использование привычных средств для достижения целей. Это влечет за собой преднамеренное планирование шагов для достижения цели или задачи. Стадия 5 представляет собой третичную циркулярную реакцию, при которой младенцы экспериментируют со своим окружением, используя свойства одного объекта для манипулирования другим, т.е. использование экспериментального объекта, например палки, для толкания мяча, который затем издает звук. Инсайт характеризует стадию 6, на которой ребенок наблюдает, как другие люди манипулируют окружающей средой, т. е. аллопластическая адаптация — для достижения желаемой цели; затем ребенок имитирует действие, чтобы воплотить свое собственное желание в окружающей среде. Кульминацией этапа 6 и сенсомоторного периода является понимание ребенком постоянства объекта и способность признавать, что объекты существуют независимо от взаимодействия ребенка с ними. Классические примеры понимания постоянства объекта включают осознание ребенком того, что, когда родитель уходит, родитель продолжает существовать, или попытку ребенка найти спрятанную игрушку, указывающую на то, что ребенок понимает, что игрушка все еще существует вне поля зрения [4].

Предоперационный период, который начинается примерно в возрасте 2 лет, определяется семиотической функцией или репрезентативным мышлением с помощью знаков и символов. Для этой стадии характерны пять типов поведения: имитация, символическая игра, рисование, мысленный образ и вербальное воспроизведение событий. Первое поведение, подражание (или, точнее, отложенное подражание), — это когда ребенок моделирует наблюдаемое поведение даже после исчезновения имитируемой им вещи. Например, ребенок может имитировать чью-то хромоту даже после того, как этого человека больше нет. Следующее поведение, символическая игра, выходит за рамки подражания. Это «воображаемое» или «притворное» поведение характеризуется способностью ребенка символически проецировать идею на объект. «Давай представим, что я мама, а это мой малыш», — и ребенок показывает на мягкую игрушку. В этом примере и ребенок, и мягкие игрушки являются сгенерированными символами. Третье идентифицированное поведение, рисование, начинается в раннем предоперационном периоде и включает в себя как игру, так и подражание. Рисование часто начинается с каракулей и переходит к графическим изображениям с изображением предметов, присутствующих в мире ребенка. Рисуя, ребенок может изображать членов семьи с помощью фигурок из палочек, при этом ключевая характеристика заключается в том, что ребенок понимает, что фигурки из палочек — это только изображения семьи, а не настоящие члены семьи. Масштабы этих первых трех видов поведения растут по мере того, как у ребенка развиваются ментальные образы, которые являются продуктом детского восприятия, чем-то, что он создает. Это часто проявляется в том, что ребенок настойчиво просит взрослых назвать или идентифицировать объекты, чтобы ребенок мог связать название объекта с мысленным образом этого объекта. Наконец, вербальное воспоминание о событиях, являющееся кульминацией семиотической функции, представляет собой использование ребенком языка для имитации и отражения событий, имевших место в прошлом ребенка. Овладение семиотической функцией указывает на то, что ребенок может думать и усваивать знания, а не просто воздействовать на имеющиеся объекты.[5]

Последующая стадия, конкретная операциональная стадия, начинается в возрасте 7 лет и знаменует собой прекращение ранее проявлявшейся эгоцентрической установки; эта стадия продолжается примерно до 11 лет. В этот период ребенок учится применять логические правила к конкретным или осязаемым объектам и мысленно преобразовывать, модифицировать или манипулировать тем, что он видит и слышит. Существенным навыком, вырабатываемым в период конкретных операций, является осознание ребенком понятия сохранения, когда ценности остаются неизменными в процессе визуального преобразования. Например, сохранение количества классически демонстрируется, когда вода из маленького толстого стакана наливается в высокий тонкий стакан. На этом этапе ребенок неосознанно использует логику, чтобы сделать вывод, что количество жидкости не изменилось, изменился только контейнер, в котором она содержится. Со временем ребенок опирается на базовое понимание сохранения, чтобы освоить концепции большей сложности. На раннем этапе ребенок понимает, что когда пластилин превращается из круга в квадрат, объем или количество пластилина не меняется, меняется только форма. Около 9 лет, ребенок поймет, что вес сохраняется даже при изменении формы. Сохранение овладевает, когда ребенок полностью понимает, что свойства объекта не меняются, когда объект подвергается воспринимаемому преобразованию. В базовое понимание сохранения входит концепция и применение количественных чисел или подсчета, чтобы определить, что количество или количество могут быть постоянными, даже если они распределены по большей площади. Ребенок, развивающий эту концепцию, сравнит два ряда по пять точек, один с точками на расстоянии одного сантиметра, а другой с точками на расстоянии одного дюйма, и поймет, что количество или количество точек в каждом ряду постоянно, даже если они распределены по всей площади. большая площадь. По мере того, как у ребенка развивается понимание сохранения, он также начнет реконструировать логические правила. Эта «обратимость» делится на две категории: инверсия и взаимность. Вернитесь к стаканам разного размера с одинаковым количеством воды. Когда ребенок увидел, как вода переливается из более низкого стакана в более высокий, и понял, что количество воды не изменилось, ребенок понял сохранение. Когда впоследствии ребенок сможет мысленно перевернуть жидкость из более высокого стакана в более низкий или наоборот и поймет, что количество воды не изменилось, он или она овладевает обратимостью путем переворачивания. Ребенок овладевает обратимостью путем взаимности, когда ребенок понимает, что разные стаканы могут вместить одинаковое количество жидкости, потому что то, что один сосуд теряет в высоте, он компенсирует в ширине; и наоборот, то, что тонкий сосуд теряет в ширине, компенсирует в высоте. Конкретные операции не ограничиваются консервацией и обратимостью. Включение классов, то есть способность ребенка классифицировать объекты по форме или типу, представляет собой форму конкретных операций, как и отношения, то есть способность ребенка применять логические правила к ряду элементов с постепенными изменениями, например классифицировать объекты от наименьшего к самому большому.[4]

Стадия формальных операций является заключительным периодом когнитивного развития и обычно начинается в возрасте одиннадцати лет и продолжается до взрослой жизни. В этот период подросток учится применять логические правила к абстрактным понятиям, анализируя окружающую среду и переходя от конкретных фактов (что есть) к решению проблем (что возможно). Ключевые мыслительные процессы, развившиеся в этот период, включают гипотетико-дедуктивное мышление, пропозициональное мышление и, в конечном счете, выделение переменных и изучение комбинаций. Во-первых, подросток, развивающий гипотетико-дедуктивное мышление, берет общую информацию из реального мира, синтезирует информацию, чтобы применить ее к более уникальной, конкретной идее или гипотезе, поддающейся проверке, а затем выводит решение посредством рассуждений. Во-вторых, подросток продвигается вперед и развивает пропозициональное мышление, которое не требует конкретной информации из реального мира для развития или разрешения умозаключений. Пропозициональное мышление позволяет подростку манипулировать несколькими переменными и абстрагировать результаты, не проверяя конкретную рассматриваемую переменную. Например, если A меньше, чем B, а B меньше, чем C, то A меньше, чем C. Подростки, развивающие пропозициональное мышление, могут получать результаты в реальном времени и постулировать будущие, непроверенные результаты на основе этих данных. Наконец, подросток учится выделять переменные и проверять комбинации переменных, чтобы понять причину и следствие, на основе информации, полученной с помощью гипотетико-дедуктивного мышления и пропозиционального мышления. Распространенной иллюстрацией этой концепции является просьба к подростку найти то, что определяет частоту колебаний маятника. В отличие от конкретного мыслителя, который учится на фактических, реальных свойствах по мере их наблюдения (например, частота колебаний определяется толчком экспериментатора), формально мыслящий подросток способен применять конкретные данные и экстраполировать, как изолированные переменные (т. толчок, длина струны и вес боба) повлияют на независимые взаимодействия.[6]

Клиническое значение

Благодаря ассимиляции и аккомодации объекта теория когнитивного развития Пиаже характеризуется пошаговым движением к адаптации. Ассимиляция — это процесс, посредством которого ребенок применяет ранее изученные адаптивные методы к новым внешним объектам и контекстам. ребенок тянет все в рот. Приспособление — это тенденция организма модифицировать существующую схему для нового события, т.е. обучение новому навыку. Пиаже представляет ассимиляцию и аккомодацию как синтез, дающий импульс интеллектуальному развитию. Поскольку эти два адаптивных процесса находятся в постоянном конфликте, они создают динамическую и сбалансированную систему, которая приводит к дальнейшему когнитивному развитию ребенка. Таким образом, через эмпирически выведенные динамические отношения с окружающей средой ребенок может развиваться. От Пиаже у нас есть понимание того, что познание ребенка развивается дальше по мере того, как он переходит от одной стадии к другой.

Улучшение результатов медицинских бригад

Теории Пиаже, в частности те, которые касаются стадий когнитивного развития, имеют отношение к клиницистам, поскольку они могут помочь определить ожидания при оценке пациентов в разных возрастных группах. До подросткового возраста модели мышления упрощены и догматичны; по мере взросления познания ребенок становится менее эгоцентричным и более эмпатичным, с меньшей фиксацией на себе. Таким образом, при обследовании 6-летнего ребенка клиницист не будет встревожен тем, что ребенок не может понять абстрактные понятия, в то время как можно было бы по понятным причинам обеспокоиться, если подросток продемонстрирует неспособность понимать точки зрения других или взаимодействовать с ними. в гипотетических ситуациях. Более того, взрослеющий подросток переходит от понимания себя как объекта с набором определенных свойств к осознанию их динамизма. Однако они могут стать тревожными, сверхчувствительными и самовлюбленными, нереалистично предполагая, что внимание других сосредоточено на них. Бесчисленные виньетки могут быть дополнительно разъяснены в отношении следствий теорий Пиаже; таково неизгладимое значение, которое он оставил в области как психологии, так и психиатрии.

Ссылки

1.

Виаруж А., Худе О., Борст Г. Прогрессивный 6-летний консерватор: числовая значимость и чувствительность как основные механизмы числовой абстракции в задаче оценки, подобной Пиаже. Познание. 2019 Сентябрь; 190: 137-142. [PubMed: 31079014]

2.

Ларанхейра С., Кампос С., Бесса А., Невес Г., Маркес М.И. Восстановление психического здоровья с помощью «арт-терапии»: пилотное исследование в условиях стационара в португальском отделении неотложной помощи. Вопросы Ment Health Nurs. 2019Май; 40 (5): 399-404. [PubMed: 30943062]

3.

Бьорклунд Д.Ф. Метатеория когнитивного развития (или «Возвращение к Пиаже мертв»). Детский Дев. 2018 ноябрь;89(6):2288-2302. [PubMed: 29336015]

4.

Бейлин Х. , Пожарный Г. Основы теорий Пиаже: умственное и физическое действие. Adv Child Dev Behav. 1999;27:221-46. [PubMed: 10884847]

5.

Марваха С., Госвами М., Вашист Б. Распространенность принципов теории Пиаже среди детей 4-7 лет и их корреляция с IQ. J Clin Diagn Res. 2017 авг; 11 (8): ZC111-ZC115. [Бесплатная статья PMC: PMC5620909] [PubMed: 28969287]

6.

Остердихофф Г.В. Младенец и древний человек: как определить их сходства и различия. Ам Джей Психол. 2016 Сентябрь; 129: 295-312. [PubMed: 29558593]

Жан Пиаже: биография, теория и этапы

В какой-то момент нашей жизни игра «ку-ку» была, вероятно, одной из самых захватывающих вещей, которые мы могли испытать. В детстве, если мы не видели чье-то лицо, мы, вероятно, думали, что они исчезли или больше не существуют. Так что, когда кто-то просто прятался за руки, а потом вдруг снова появлялся, наверное, это было так же захватывающе, как если бы кто-то действительно исчезал прямо у вас на глазах. Но со временем мы узнали что-то новое об окружающем нас мире, и наше мышление изменилось, способствуя нашему когнитивному развитию.

  • Какова биография Жана Пиаже?
  • Какие концепции лежат в основе теорий Жана Пиаже?
  • Что такое теория когнитивного развития Жана Пиаже?
  • Каковы этапы теории когнитивного развития Жана Пиаже?
  • Какие цитаты Жана Пиаже?

Жан Пиаже Биография

Жан Уильям Фриц Пиаже произвел революцию в нашем взгляде на когнитивное развитие и обучение. Даже сегодня его теория влияет на образование и преподавание. Он родился в Невшателе, Швейцария, 9 августа., 1896. Его отец, Артур Пиаже, был историком и архивариусом, преподававшим средневековую литературу в Невшательском университете. Пиаже часто приписывает своей матери интерес к психологии из-за ее часто невротического поведения.

С самого раннего возраста Пиаже интересовался естественными науками и даже написал статью о воробьях-альбиносах, когда ему было всего 11 лет. В конце концов он получил докторскую степень в Невшательском университете по зоологии. Продолжая учебу, он отправился в Цюрих, чтобы учиться у некоторых из лучших психологов того времени, включая Ойгена Блейлера и Карла Юнга. В 19В 23 года он женился на Валентине Шатенэ, и вместе у них родилось трое детей.

Рисунок 1: Портрет Жана Пиаже, commons.wikimedia.com.

Его карьера в конце концов привела его в детское учреждение Ecole de la rue de la Grange-aux-Belles, где он работал с французским психологом Альфредом Бине. Пиаже помогал Бине в разработке первого типа тестирования интеллекта. В это время Пиаже начал замечать фундаментальные различия в том, как думают дети, по сравнению с тем, как думают взрослые. Это заложило основу для некоторых из его самых преобразующих теорий.

Теория Жана Пиаже

Жан Пиаже сформулировал несколько теорий о том, как дети воспринимают окружающий их мир. Теория конструктивизма Жана Пиаже — одна из теорий, которая заложила основу его теории когнитивного развития.

Теория конструктивизма Жана Пиаже : теория, утверждающая, что мы собираем знания и формируем смысл через наш опыт.

Другими словами, мы не просто рождаемся с пониманием нашего мира. Мы учимся, наблюдаем и подражаем, чтобы лучше понять наш мир. Пиаже предположил, что каждый новый опыт помогает детям создавать и/или реструктурировать свои схемы.

Схема : базовая поведенческая и мыслительная модель, которая помогает организовать информацию о стимулах вокруг нас, формируя отношения между ними и другим прошлым опытом.

Все мы стремимся организовать и понять мир вокруг нас. С помощью процесса, называемого адаптацией , Пиаже предположил, что мы переупорядочиваем наш опыт и другую сенсорную информацию вокруг нас, чтобы адаптироваться или приспособиться к нашему окружению. Этот процесс является важной частью нашего когнитивного развития.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

До того, как была формализована теория когнитивного развития Жана Пиаже, многие считали, что дети думают так же, как взрослые в миниатюре. Но Пиаже утверждал, что мышление детей и взрослых принципиально различно. Три основные концепции, лежащие в основе теории когнитивного развития Пиаже, — это адаптация и уравновешивание. Ассимиляция и аккомодация являются ключевыми процессами, необходимыми для адаптация произойти.

Ассимиляция : процесс получения новой информации и адаптации ее к вашей текущей схеме.

Приспособление : процесс адаптации вашей схемы и мыслительных процессов, чтобы они больше соответствовали вашей среде.

Ребенок, который учится использовать язык, может услышать слово «мама» и ассимилировать это слово в соответствии со своей текущей схемой. Вместо мамочки говорят «ма, ма». Однако по мере того, как ребенок слышит это слово чаще, он начинает приспосабливаться к нему, корректируя свою схему. «Ма, ма» постепенно начинает звучать больше как «мама».

Рисунок 2: Дети изучают цвета с помощью уравновешивания, Freepik.com.

Этот цикл ассимиляции с приспособлением обеспечивает равновесие или баланс между вашей средой и вашей схемой. Согласно Пиаже, уравновешивание — это процесс, происходящий при переходе детей от одной стадии когнитивного развития к другой.

Равновесие : состояние равновесия после того, как ассимиляция и аккомодация произошли, и человек удовлетворен взаимодействием между своей схемой и окружающим миром.

Когда ребенок получает новую информацию, которая идет вразрез с его текущим мышлением или схемой , он стремится найти равновесие между своим мышлением и окружающей средой. Процесс идет ассимиляция, аккомодация и уравновешивание. Когда ребенок получает новую информацию, выявляющую недостатки его мышления, процесс начинается снова. Уравновешивание должно произойти для того, чтобы ребенок перешел к следующему этапу.

Жан Пиаже Стадии

Хотя каждый ребенок должен уравновешивать себя, чтобы перейти к следующему этапу, не все дети проходят этапы с одинаковой скоростью. Все дети разные, и возраст, установленный для каждого этапа, является приблизительным. Существует четыре стадии когнитивного развития по Жану Пиаже: сенсомоторная стадия, предоперационная стадия, конкретная операционная стадия и формальная операционная стадия. Каждая стадия описывает не нормальный уровень когнитивного функционирования, а скорее емкость для когнитивного функционирования. Ни один из этапов нельзя пропустить, потому что каждый этап по существу закладывает основу для следующего этапа.

Сенсомоторная стадия

Первая стадия теории когнитивного развития Жана Пиаже начинается с рождения и примерно до двухлетнего возраста. На сенсомоторной стадии дети учатся и исследуют окружающий мир с помощью органов чувств, а также двигательных навыков. Вот почему многие младенцы исследуют мир, кладя предметы в рот, потому что рот — одна из самых чувствительных частей нашего тела. Именно поэтому вы видите, как дети играют с погремушкой или мобильным телефоном, подвешенным к потолку. Они учатся, соединяются и понимают свой новый мир, наблюдая за причинами и следствиями своих развивающихся моторных навыков.

По мере того, как ребенок приобретает больше опыта, его схема начинает меняться, и ему приходится адаптировать свое мышление, чтобы достичь равновесия. Например, в возрасте до 8 месяцев у младенцев отсутствует когнитивный навык, называемый постоянством объекта .

Постоянство объекта : когнитивный навык, который позволяет нам признать, что мы существуем независимо от объектов вокруг нас и что даже если он находится вне нашего поля зрения, он все еще существует.

Если бы вы спрятали игрушку от очень маленького ребенка, скорее всего, он перестанет ее искать, потому что для него этот предмет больше не существует. Однако по мере того, как постоянство объекта начинает развиваться, они могут начать искать объект после того, как он был спрятан, предполагая, что на каком-то уровне они знают, что объект все еще там, даже если они не могут его видеть.

Рисунок 3: Пикабу, Freepik.com.

Дооперациональная стадия

Дооперациональная стадия теории когнитивного развития Пиаже охватывает возраст примерно от 2 до 7 лет. Эту стадию можно охарактеризовать использованием воображаемой игры . Другими словами, дети начинают формировать символы для представления объектов. Развитие речи — еще одна важная характеристика предоперационной стадии. Дети проходят через постоянный цикл адаптации, когда они изучают язык — постоянный цикл ассимиляции и приспособления.

Конкретная операционная стадия

Третья стадия когнитивного развития, конкретная операционная стадия, длится с 7 до 11 лет. Дети в этом возрасте начинают мыслить более логически. Например, до этого этапа большинство детей борются с концепцией сохранения.

Сохранение : концепция, согласно которой масса остается неизменной, даже когда объект меняет форму.

Дети, которые еще не умеют консервировать, могли бы заплакать, если бы их друг получил такое же количество сока, но в более высокой чашке, которая казалась больше. В то время как дети на этапе конкретной операции проявляют большую способность к логическому мышлению, они еще не способны усвоить более теоретические и абстрактные способы мышления.

Формально-операционный этап

На формально-операционном этапе дети способны к дедуктивным рассуждениям и абстрактному мышлению. Этот заключительный этап теории когнитивного развития Пиаже охватывает период примерно от 12 лет до взрослой жизни. Однако не все детей и людей достигнут этого этапа. На самом деле, некоторые никогда не будут. У людей, никогда не достигших этой стадии, могут возникнуть трудности с решением более абстрактных математических задач.

Jean Piaget Quotes

Влияние Пиаже распространяется на несколько дисциплин, включая когнитивную психологию, психологию развития, эпистемологию и образование. Давайте посмотрим на несколько цитат Жана Пиаже.

Жизнь есть непрерывное создание все более сложных форм и постепенное уравновешивание этих форм с окружающей средой» (Пиаже, 1952, стр. 3).

«Тогда мы просто скажем, что каждое действие включает в себя энергетический или структурный или когнитивный аспект, который, по сути, объединяет уже упомянутые различные точки зрения» (Пиаже, 1950, с. 5)

«Всякое психологическое объяснение рано или поздно приходит к тому, чтобы опираться либо на биологию, либо на логику (или на социологию, но это, в свою очередь, приводит к тем же альтернативам)» (Piaget, 1950, стр. 1)

«Итак, мы следует исходить из этой двойственной природы интеллекта как чего-то одновременно биологического и логического» (Пиаже, 1950, с. 4).

«Основной целью образования в школах должно быть создание мужчин и женщин, способных делать что-то новое, а не просто повторять то, что сделали другие поколения; мужчин и женщин, творческих, изобретательных и первооткрывателей, которые могут быть критичными и проверять, а не принимать все, что им предлагают» (Пиаже, 1988, неопубликованная статья).

Жан Пиаже — Основные выводы

  • Жан Пиаже начал формировать свою теорию когнитивного развития, помогая Альфреду Бине создать первый тест интеллекта.
  • Теория конструктивизма Жана Пиаже
    утверждает, что мы собираем знания и формируем смысл через наш опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *