что это и как работает
Сделать пожертвование! |
«Сила арт-терапии как невербальной методики заключается в первую очередь в том, что она доступна людям, которые не могут говорить, не обладают достаточным уровнем рефлексии и закрыты для многих способов психотерапевтического взаимодействия», – считает педагог Центра лечебной педагогики Дарья Боголюбова-Кузнецова.
В интервью она рассказывает, как арт-терапия помогает особым детям и взрослым: развивает самоидентичность, помогает лучше концентрироваться, запускает речь – и даже учит улыбаться.
Интервью: Полина Сурнина
Дарья Боголюбова-Кузнецова
Арт-терапевт, преподаватель рисования, графический дизайнер.
Окончила факультет графических искусств Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова и Дрезденскую академию изобразительных искусств.
Работает в Центре лечебной педагогики с 2010 года.
В рамках арт-терапии мы не стремимся получить произведение искусства, но и не исключаем, что оно получится
Что такое арт-терапия и в каких случаях она может помочь?
Это терапия искусством – в моем случае изобразительным, хотя бывает, что и кулинарным: рисованием интересуются не все дети, а вот к еде у большинства интерес есть. Любой человек, занимаясь арт-терапией, может узнать о себе что-то новое. Даже если я рисую пейзаж или натюрморт, а не автопортрет, мой рисунок что-то говорит обо мне. И арт-терапия использует это очень широко. Она помогает развитию самоидентичности. Особенно арт-терапия полезна тем, у которых нет чувства «я», или оно слабое. Например – детям с расстройством аутистического спектра. Для них ощущение, что «я» что-то сделал, воздействовал на мир с определенным результатом, – ценная обратная связь. Это очень важный шаг – когда ребенок видит, что он что-то сделал и начинает это ценить.
Чем арт-терапия отличается от искусства?
Некоторые художники вообще считают арт-терапию кошмаром, потому что искусство должно быть бесцельным, а у арт-терапии цель есть. Но у нас в Дрезденской академии изобразительных искусств была группа художников, которые хотели стать именно арт-терапевтами.
С одной стороны, в рамках арт-терапии мы не стремимся получить произведение искусства, но, с другой стороны, мы не исключаем, что оно получится. Ведь процессы, происходящие в рамках арт-терапии, такие же, как в искусстве. И для того, чтобы быть арт-терапевтом, нужно самому иметь опыт не только и столько рисования, сколько проживания творческого процесса, в котором есть этапы задумки, инкубации замысла и так далее. Если ты сам не раз через это прошел, тогда ты сможешь помогать другим.
Как я уже говорила, в арт-терапии важна ориентация на процесс, а не на конечный продукт. Вернее, нужно понимать, что для конкретного ребенка сейчас важно – продукт, который он увидит, или процесс, в рамках которого он получит важный для себя опыт. В этом и состоит отличие от педагогики, которая нацелена на развитие конкретных навыков и получение конкретного результата. Но буквально учить рисовать я тоже могу. И я не считаю, что в этом случае я изменяю арт-терапии, потому что для ребенка важно этот этап освоить, смочь что-то изобразить, потому что многих детей это интересует.
Вообще педагогика играет в работе с детьми важную роль даже в рамках арт-терапии. Например, необходимо поддерживать дисциплину. В группе взрослых реже случается, что кто-нибудь вопит, бегает и мешает. А в детской группе такое случается практически каждый раз. И нужно особенно чётко указывать на правила.
Кто решает, что рисовать на занятии?
Арт-терапевт может предлагать темы или давать клиенту возможность рисовать то, что хочется. Бывает, что клиенту нужно помочь найти тему. И еще бывает, что у ребенка есть стереотип. Ну, например, комната, где мы сейчас разговариваем, провоцирует играть с водой. Большинство детей, когда были совсем маленькими, играли здесь с водой. И ребенку сложно уйти от этого стереотипа. И вот эту ситуацию нужно как-то изменить. Например, сказать: «Давай ты сейчас пять минут поиграешь с водой, потом ты ее выключишь, и мы будем делать что-нибудь другое».
Не только детям, но и взрослым трудно из пустоты что-то начать делать. Взрослым можно предложить поискать вдохновение в коробке с открытками. Выбрать для себя что-то интересное, перерисовать или нарисовать что-то на эту тему.
В свою очередь, дети, особенно если это дети с РАС, могут «залипать» на чем-то. В прошлом году у меня занимался мальчик, который все время лепил Лунтика. Лепил гениально. Я сама так не умею лепить. Мельчайшие детали вылепливал из пластилина. Но это были копии того, что он видел на экране. И мы старались насыщать мир мультика, делать его менее стереотипным, более подвластным этому мальчику, пытаться привнести в него свой опыт, чтобы Лунтик не был отдельным сверхинтересом, ни с чем больше не связанным. И вот когда мы смогли ввести трехмерность в этот пластилиновый мир (поставив вертикальное картонное дерево), мальчик наконец обратил внимание на себя. Например, полюбил по-индейски разрисовывать себе лицо.
Часто контакт со своим телом позволяет установить лучший контакт со своими эмоциями
Как еще арт-терапия может повлиять на ребенка? Насколько она полезна при гиперактивности?
У меня занимался гиперактивный мальчик, которому было сложно сосредоточиться на рисовании. Он убегал в игровую, кидался предметами. Я хотела, чтобы он увидел эти активные импульсы. Сначала мы просто брызгали краской на большой лист – получался фейерверк. Потом перешли к изображению космоса: красили лист в темный цвет, брызгали сверху краской и рисовали ракету или солнце. По нарастающей я предлагала ему сделать что-то, что требует большей концентрации и включенности. И если ему это не удавалось, в этом тоже не было проблемы: поскольку не было задания, не было и ошибки. Мальчик все дольше мог удерживаться в нашем занятии – пять, десять, двадцать минут.
А потом он нашел в игровой пластмассового динозавра, притащил в комнату для занятий и сказал, что это будет настольной лампой. Мы нарисовали розетку, из скотча сделали шнур, поставили динозавра. И с этого времени мы стали строить с ним бумажный дом. Я не могла и представить себе в начале наших занятий, что он сможет 45 минут рисовать и расставлять мебель, красить дом. Мальчик научился сам себя организовывать, чувствовал, когда ему надо сделать что-то более размашистое, экспрессивное.
Если сформулировать по пунктам, какие цели у занятий арт-терапией с особыми детьми?
Первое и главное – дать ощущение, что ты можешь что-то сделать и увидеть материальный результат своего труда. Второе – осознание своего «я» на основании этого опыта. Третье – осознание пространства, потому что в рамках работы с любыми изобразительными материалами мы сталкиваемся с пространством. Я очень люблю с детьми делать всякие замки, дома из коробок, которые между собой можно складывать по-разному… Это помогает осознанию трехмерности. Четвертое – работа с осознанием своего тела. Есть много разных методик: контурные линии, которые можно заполнять, рисование портрета с помощью зеркала или изготовление маски.
А что происходит, когда ребенок осознает свое тело?
Осознание своего тела — базовая вещь для развития идентичности. Часто контакт со своим телом позволяет установить лучший контакт со своими эмоциями.
Был мальчик, с которым я занималась где-то год, и все у нас было скучновато: мы постоянно рисовали какие-то повторяющиеся картинки. Я решила, когда мы уже привыкли друг к другу, предложить ему обвести его туловище. Затем мы заполнили контур краской (я помогала, потому что этому мальчику было сложно самостоятельно обработать такую большую плоскость кистью). Он нарисовал лицо, пупок – самое главное место, центр тела. И в этот момент ему стало интересно. Он стал улыбаться. Затем этот мальчик стал интересоваться собой и своим видом. В какой-то момент он взял синее резиновое кольцо, сложил его пополам, приложил к лицу и сказал, что это его губы. Тогда мы сделали рисунок кого-то с синими губами, сделали маску. И на следующий год, когда мы с ним с энтузиазмом продолжили заниматься, меня спросил другой педагог, только-только с ним познакомившийся: «Он вообще улыбаться умеет?» И вот год назад я бы об этом тоже спросила.
Он нарисовал лицо,
пупок – центр тела. И в этот момент ему стало интересно. Он стал улыбаться. А потом взял синее резиновое кольцо, сложил его пополам, приложил к лицу и сказал, что это его губы
Чем с психологической точки зрения полезна арт-терапия?
Важно, что есть человек, который ориентирован на тебя, ты к нему постоянно приходишь, он тебя ждет. Он предлагает тебе материалы и не ограничивает в выборе. Это важно для людей, у которых был опыт недостаточной заботы, при депрессии часто такое бывает. В арт-терапии дефицит заботы и внимания очень здорово восполняется таким элементарным способом: «У меня есть для тебя материалы. Я принес, предложил, пожалуйста, бери и пользуйся». Но нужно понимать, кому какие материалы подходят. Кому-то из детей можно предлагать играть с водой, а другой так перевозбудится, что не надо. Кому-то нравится глина, но у меня занимался мальчик, у которого она вызывала серьезные агрессивные импульсы.
Мама ей дома говорила: «Садись. Тебе лист, мне лист. Повторяй. Рисуем черепаху. Я нарисовала овал – рисуй овал. Плохо нарисовала овал, криво. Стирай»
С какого возраста с детьми начинают заниматься арт-терапией?
Наверное, самой маленькой девочке, с которой я занималась, было 3 года. Мы с ней не рисовали, а играли материалами. Девочка была с полным отсутствием речи, она даже звуков не издавала.
У меня было ощущение, что она очень аккуратно ко всему относится – и к своему рту, и вообще к любым предметам. Мы с ней брали краску, брызгали ее на кафель и старались это озвучить. Благодаря этому упражнению она стала «звучать», а сейчас замечательно разговаривает, конечно, это результат кропотливой работы логопеда.
Почему вы работаете именно в ЦЛП?
Я в ЦЛП пришла еще в университете. А арт-терапии решила учиться, позанимавшись со здешними детьми. У меня была девочка-ученица, с которой я где-то год рисовала, но подозревала, что вообще-то ей нужно что-то другое. Девочка совершенно не собиралась учиться рисовать, категорически не хотела. Она была с большим количеством страхов, очень импульсивная, с истеричным характером. Мне хотелось ей помочь. И параллельно меня интересовал философский вопрос – зачем же нам нужно искусство. И я поехала в Дрезден. А потом вернулась туда, откуда уехала.
И когда мы обвели его контур, мальчик вдруг стал дорисовывать себе глаза, уши, нос. Покрасил этого человека. Потом нарисовал огромное дерево рядом – ветки, плоды, новогодние шарики
А чем все кончилось с той девочкой, которая не хотела учиться рисовать?
Оказалось, что рисунок не развивался, потому что слишком рано началась критика. Мама ей дома говорила: «Садись. Тебе лист, мне лист. Повторяй. Рисуем черепаху. Я нарисовала овал – рисуй овал. Плохо нарисовала овал, криво. Стирай». Мы с мамой договорились, что дома они сделают перерыв, и девочка будет рисовать только в ЦЛП. И к концу года девочка рисовала дома и не дома, предметы и сюжеты, и все у нее было хорошо.
Дело в том, что у ребенка есть определенные этапы развития рисунка, и попытка перепрыгнуть с первого сразу на десятый приводит к провалу. Когда то, что мы делаем, не соответствует нашему опыту, оно нам ни для чего не нужно. Поэтому нам не хочется рисовать. Вот, например, есть дети, которые рисуют стереотипные дерево, цветок и солнышко в левом или правом углу – в зависимости от того, как у них принято в детском саду. Если они стараются быть послушными детьми, они бросят это занятие, как только оно перестанет вызывать похвалу у взрослых. Потому что это не связано с их опытом. Их вот так научили рисовать солнышко, а вот так дерево.
А с их опытом это будет связано, если вырастет из их стадий развития. Ребенок сначала рисует каракули, потом появляются какие-то контуры, потом ручки-ножки. Но для ребенка это пока никак не называется – ни солнышком, ни человечком. Потом появляются решетки, потом квадратные замкнутые контуры, и это все в психологическом подходе связано с осознанием разных этапов развития ребенка. И только после того, когда ребенок сам начинает называть своих головоногов кем-то, появляется сюжетный рисунок. Нужно дождаться этой стадии и не навязывать свои интерпретации.
Когда два года назад мы начали заниматься с одним мальчиком, он был довольно безынициативным. Не только в плане рисования – ему вообще не хватало фантазии на то, чтобы сделать свою жизнь интереснее. Педагоги, занимавшиеся с ним, считали важным развивать инициативность. Для мамы же было важно, чтобы он научился рисовать, потому что он мог изобразить только каракули, хотя по возрасту уже предполагался схематичный рисунок. И мне приходилось лавировать между двумя этими сложносвязываемыми задачами.
У меня всегда много разных материалов, из которых ребенок может выбрать: мелки, фломастеры, краски. Этот мальчик любил краски, из которых получались прекрасные лужи. И мы примерно год занимались рисованием луж красками, брали и другие материалы, мальчик рисовал каракули. И где-то весной, ближе к маю, я предложила ему: «Давай я обведу твой контур, посмотрим, какого ты размера». Он согласился. И когда мы обвели его контур, мальчик вдруг стал дорисовывать себе глаза, уши, нос. Покрасил этого человека. Потом нарисовал огромное дерево рядом – ветки, плоды, новогодние шарики. А в конце года ко мне подошла его мама: «Не знаю, что делать. Сын только тем и занимается, что рисует дома. Изрисовал всю бумагу. Постоянно рисует, потом рвет все на мелкие клочки, складывает в машину и возит как песок».
А у вас остается время и желание рисовать?
Хочется, но времени почти не остается. Я параллельно работаю как графический дизайнер и продолжаю учиться. Я думаю, что для меня было важно пойти учиться арт-терапии, поступить в аспирантуру по искусствознанию ровно потому, что я не знаю, что хочу сказать своим искусством. Я рисую для удовольствия, всерьез этим не занимаюсь. И еще мне кажется, что арт-терапия – это тоже искусство. Вот есть же сейчас перфомансы, когда художник предлагает участникам быть активными, организует для них среду. Это то, что я здесь делаю.
С вашей помощью мы надеемся собрать деньги на еженедельные занятия арт-терапией для 50 особых детей в течение года.
Рисование, лепка, музыка необходимы для гармоничного развития любого ребенка. Для ребенка с особенностями (аутизмом, ДЦП, эпилепсией и другими нарушениями развития) арт-терапия может быть лучшим способом наладить контакт с миром людей.
Поддержать проект! |
Ваше участие важно для нас.
Нажмите на значок вашей соцсети в меню наверху.
© 2016 РБОО «Центр лечебной педагогики»
О центре
Специалистам
Арт-терапия — приятное лечение для всех
Приветствую вас друзья, подписчики и посетители сайта!
Если вы на сайте не впервые, то уже знаете, что он посвящен искусству и творчеству. Это то, что я люблю делать больше всего)) И если арт пересекается с другими вещами, я тоже об этом пишу. Например об арт-терапии… вот об этом и пойдет речь!
Представьте, что вы взяли в руки книгу с репродукциями картин, сели в любимое кресло и углубились в рассматривание живописи… Это вас даже как то успокаивает, дает возможность поразмышлять и напитаться интеллектуально прекрасным.
Думаю, такой вид релакса знаком многим из нас, но не все знают, что живописью еще можно и лечиться! Конечно, для этого не достаточно смотреть на картины, а самому начать рисовать, ну хоть немножко)) Во многих странах есть арт терапия, например, во Франции о ней говорят, как об анти стрессовом методе. Стресс это негативное душевное состоянии и как вы понимаете, взаимосвязь между душевным и телесным очень даже прямая! Как говорится, Здоровый дух, живет в здоровом теле, не так ли?
И существуют даже различные разветвления в арт-терапии. Цель — лечение искусством и творчеством. Звучит здорово, правда? Практическое применение арт-терапии именно рисованием было описано еще в 1938 году художником Адрианом Хиллом. И это послужило началом для развития такого обширного направления для лечения сложных эмоциональных и психологических проблем.
В основе арт-терапии лежит аксиома, что рисование полезно всем без исключения. Тут совсем неважно, имеет человек способности рисовальщика или нет! Кстати, вопрос о врожденных талантах к живописи постоянно обсуждается. Одни считают, что без определенных способностей не добиться успехов. А другие утверждают, да еще и доказывают собственным примером, что врожденный талант это только малая часть большого пути.
На моем сайте есть очень познавательная статья «Первые картины известных художников», в которой я рассказываю о примерах живописи юных художников, ставших впоследствии профессионалами своего дела!
Кстати, многие считают, что сегодняшняя арт-терапия это просто модное направление, а не ключ к проблемам здоровья. А как считаете Вы? Пишите об этом в комментариях.
Но вернемся к нашей теме и раздробим ее по артам )) Замечу, что видов арт-терапии огромное количество, да еще появляются и новые.
Самые популярные:
Изотерапия. Так называются занятия арт-терапии при помощи изобразительного искусства. Об этом виде арт-терапии будем говорить подробнее немного позже.
Песочная терапия. Я точно знаю, что этот вид терапии пробовали все без исключения. Это я о детских песочницах)) А если более серьезно, то струящийся из ладони песок уносит проблемы и напряжение естественным образом. Даже к доктору не надо! Правда эта терапия больше забавляет детей, но и взрослые с удовольствием ходят на такие занятия.
Музыкотератия. Это лечение психологических проблем при помощи музицирования или прослушивания музыкальных произведений. Думаю такой вариант подходит многим, главное, подобрать правильную музыку, под настроение.
Библиотерапия. Чтение и написание литературных произведение, придумывание сюжетов, сказов, стихов.
Танцевальная арт-терапия. Особенно ее любят женщины после 4о лет,. сегодня есть не только школы для обучения определенных танцевальных направлений, но и простые движения тела в ритм спокойной релакс музыки! Как йога несет в себе умиротворение, так и танец может дать отличную терапию человеку.
Игровая арт-терапия. Это может быть актерство, мини театры, например.
Куклотерапия и так далее... Принцип вы поняли, любое искусство ЛЕЧИТ!
Давайте рассмотрим чуть подробнее Изотерапию, так как я имею к ней прямое отношение. Его считают одним из самых популярных методом лечения психологических проблем.
По сути, такие занятия по арт-терапии проводят специалисты. Это арт-терапевты, которые прошли профессиональную подготовку по психологии, а также обладают знаниями по изобразительному искусству. То есть, в первую очередь он терапевт и только потом художник))
В основном они работают в реабилитационных или медицинских центрах, оказывающих психологическую помощь. В последние годы стали довольно популярными онлайн занятие арт-терапией, так что консультации доступны из любой точки мира.
Почему занятия арт-терапии лучше проводить со специалистами, а не с художников в мастерской? К сожалению, не каждый человек способен к самоанализу. Иногда нам многое кажется сложнее, чем есть на самом деле. Арт-терапевт, изучая рисунки арт-терапии, используемые краски, геометрию линий и другие нюансы, делает вывод об эмоциональном состоянии пациента. А затем дает определенные арт-упражнения, которые помогают расслабиться, снять напряжение и тревогу.
В арт-терапии рисованием важен не талант, а желание самореализоваться и показать свои эмоции. Если такие целенаправленные занятия вас пугают, то можно просто начать простые курсы с художником. Это тоже здорово помогает бороться со стрессом, а значит лечит дух и соответственно тело. Кстати, можно совмещать, например рисование и микс медиа, это тоже помогает…
Так вот, если начнете рисовать в группе с художником для релакса, не углубляясь в понимание рисунка и цвета, то такая терапия будет называться чуть иначе — правополушарное рисование. Здесь самоанализом занимаетесь вы сами. Открываете себя по новому, получаете позитив и смотрите на мир глазами ярких красок. У меня на сайте есть отличная статья об правополушарном рисовании и об интуитивном рисовании. По сути это очень похожие вещи с небольшим отличием… Если вы уже знаете о них, не стесняйтесь, пишите об этом в комментариях.
Существует несколько быстрых простых методов арт-терапии:
- Эмоции. Эти упражнения лежат в основе коррекции эмоциональных состояний.
Если вы чувствуете грусть, апатию, гнев, пробуйте сделать такие упражнения:
- При помощи красок или цветных карандашей нарисуйте свои эмоции. Используйте линии, геометрические фигуры, да все что угодно, чтобы выразить свое внутреннее состояние.
- Нарисуйте открытку, выражая свой эмоциональный порыв. Рисуйте свободно, не стесняясь. Она только для вас, отправлять адресату вы ее не будете.
2. Счастье. Упражнения для уверенности в себе и своем пути, которые помогают сосредоточиться на позитиве.
- Изобразите сюжет, обозначающий для вас свободу. Не напрягайтесь, рисуйте свободно, как бы из подсознания. Помните, как рисуют свои картины сюрреалисты? Как бы отключая внешние чувства. Почитайте об этом в моей статье «Сюрреализм, живопись из подсознании
- Нарисуйте свою любимую цитату, которая означает счастье. Используйте приятные вам цвета и образы. Сохраняйте свои рисунки арт-терапии для себя, чтобы вернуться к ним в сложные периоды жизни.
3. Травмы и потери, от них тоже помогают избавиться занятия арт-терапии.
- Если вас одолевают тревожные состояния, страх, неуверенность нарисуйте то место, где вы чувствуете себя в безопасности.
- Нарисуйте свои страхи на белом листе бумаги, это поможет избавиться от навязчивых мыслей и беспокойства.
- Если вы больны, превратите время болезни в яркий творческий дневник. Не дайте тревожным мыслям угнетать вас. Это поможет быстрее вылечиться и преодолеть негативные мысли.
4. Самовыражение. Для того, чтобы лучше понять самого себя отлично подходит арт-терапия рисованием. Эти упражнения отлично подходят для того, чтобы найти себя в мире, открыть свои таланты и способности.
- Нарисуйте вид деятельности, когда вы ощущаете себя счастливым. Возможно, их несколько, рисуйте все, когда вы счастливы и уверены в себе.
- Создайте картину из отпечатков своих пальцев. Используйте те цвета, которые рассказывают о вашем характере и способностях. Этот рисунок поможет вам увидеть, что вы уникальны также, как ваши отпечатки пальцев.
Кстати, вот еще одно преимущество рисования перед другими методами арт терапии. Это Цвето-терапиия. Тут целая наука, которая тоже лечит))
Почитайте мою статью на тему лечением цветом, вы будете сильно удивлены тем фактом, почему мы любим носить один цвет на себе больше других. Или почему цвет мебели на кухне вы выбрали таким… Случайность или нет, как вы думаете?
Даже если вы впервые читаете об арт-терапии, хочу заверить вас, что это очень действенный метод для лечения различного вида психологических расстройств. Возможно, пока он не очень популярен и востребован. Многие считают, что от любой тревоги или психологического неравновесия лучше выпить таблетку. Но я думаю, что это не так. Даже очень хорошая таблетка имеет противопоказания, а у рисования нет побочных эффектов. Так что рисуйте и будьте здоровы!
Кстати, рисовать можно не только на бумаге или холсте, а еще на стекле, мебели и так далее. Я специально записывала мастер классы, например, по расписному витражу, для особо смелых и любознательных людей. Как правило, они сами занимаются по урокам дома, пополняя копилку знаний. Надо сказать, что витражная живопись здорово успокаивает и подходим многим. Почитать о витражной технике можно здесь, а найти видео уроки можно здесь. Есть и другие МК в других техниках))
Прелесть арт-терапии в том, что если у вас нет желания заниматься со специалистом, посещать специальные реабилитационные центры, то вполне возможно все это делать дома, в привычной обстановке.
Ведь арт-терапия самый приятный метод лечения: собственный выбор темы и красок. А затем рисуйте, как будто вас никто не видит, выражайте себя, познавайте, творите. Будьте свободными и уверенными в собственных способностях!
Мое видео о витражной живописи с примерами
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Арт-терапия | Виды терапии
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия — это терапевтический метод, который использует различные формы искусства и творчества, чтобы помочь людям справиться со своими эмоциями и обрести психологическое понимание посредством изучения своего искусства.
Арт-терапия может использоваться сама по себе, а также как компонент или дополнение к другому лечению психических расстройств. Формы искусства, используемые в арт-терапии, обычно представляют собой изобразительное искусство, включая живопись, рисунок, коллаж и скульптуру. Другие творческие искусства, такие как музыка и творческое письмо, также используются в терапевтических целях, но обычно считаются их собственными уникальными модальностями.
Арт-терапия используется не только в индивидуальной терапии, но и в терапии пар, семей и даже в программах психического здоровья на базе местных сообществ.
Продолжительность арт-терапии может широко варьироваться в зависимости от вашего терапевта и целей лечения. Некоторые люди могут заниматься арт-терапией всего один или два сеанса, тогда как в других случаях арт-терапия может быть частью постоянного лечения.
Как работает арт-терапия?
Арт-терапия предназначена для оказания ряда различных психологических преимуществ. Вам не нужно быть художником или иметь какой-либо художественный талант, чтобы воспользоваться арт-терапией, и она не предназначена для того, чтобы помочь вам улучшить свои художественные навыки. Ее цели могут варьироваться в зависимости от контекста, в котором она используется, но некоторые из наиболее распространенных способов работы арт-терапии включают в себя:
- Предоставление возможности для самовыражения : Искусство может быть безопасным, позитивным способом выражения мыслей, чувств или воспоминаний, которые иначе было бы трудно выразить.
- Повышение самооценки : Процесс завершения творческого проекта может стать способом найти ценность в себе и развить уверенность в себе, чтобы попробовать то, что может показаться вам пугающим.
- Обретение психологического понимания : Некоторые формы арт-терапии могут включать в себя внимание к символам, присутствующим в вашей творческой работе, при этом ваш терапевт помогает вам понять потенциальное подсознательное значение образов, которые вы создаете.
- Обработка эмоций : Границы творческого проекта могут служить так называемым «контейнером» для сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, предоставляя вам место для их выражения, не беспокоясь о том, что они могут стать подавляющими.
- Снижение стресса : Известно, что творческая работа является эффективным способом борьбы со стрессом, поэтому арт-терапия может помочь вам избавиться от беспокойства и создать новые механизмы преодоления трудных ситуаций.
Независимо от цели, арт-терапией всегда руководит обученный терапевт, который всегда рядом, чтобы создать безопасное пространство для самовыражения и помочь вам обработать вашу творческую работу. Арт-терапевт никогда не будет оценивать или критиковать ваше искусство.
Структура сеансов арт-терапии
Поскольку арт-терапия является относительно широкой областью, структура сеансов может различаться. Тем не менее, в большинстве случаев вы начнете свой первый сеанс с обсуждения проблем или проблем, на которых вы хотели бы сосредоточиться, со своим терапевтом. Ваш терапевт может задать вопросы о ваших мотивах для начала терапии и о том, какие цели вы хотели бы достичь, а затем вы будете работать вместе, чтобы разработать план лечения.
После этого большинство сеансов будет посвящено созданию и обсуждению вашего искусства. Особенно на раннем этапе ваш терапевт может просто предложить определенные виды творческой работы и наблюдать за тем, как вы рисуете, рисуете, лепите или работаете над любым видом искусства, о котором вы договорились.
Ваш терапевт, вероятно, будет время от времени останавливаться, чтобы спросить о ваших чувствах и опыте создания вашего искусства, а также о любых воспоминаниях или мыслях, которые возникают в процессе. Позже ваш терапевт, вероятно, сделает замечания по поводу вашей работы и задаст вопросы, чтобы определить их значение. Например, ваш терапевт может заметить, что вы часто рисуете птиц или что вы всегда делаете наброски своих рисунков, прежде чем раскрашивать их. Большинство сеансов завершаются обсуждением дневной работы и ваших эмоциональных и психологических реакций на нее.
Чем может помочь арт-терапия?
Арт-терапия может использоваться для лечения различных состояний, и любое из этих методов лечения может включать различные художественные средства, хотя живопись и рисунок остаются наиболее распространенными. Некоторые из состояний, которые обычно лечат арт-терапией, включают:
- Тревога
- Депрессия
- Зависимость
- Травма
- Проблемы психического здоровья, связанные с болезнью или лечением имеют менее развитые вербальные навыки
Арт-терапия не ограничивается теми, кто справляется с вышеуказанными проблемами. Вообще говоря, любой, кто заинтересован в психологическом озарении и творческой обработке эмоций, может получить пользу от работы с арт-терапевтом.
Работает ли арт-терапия?
Да, исследования показывают, что арт-терапия может быть эффективным методом лечения множества проблем. Один обзор широкого круга исследований арт-терапии показал, что она была связана с положительными результатами для широкого круга целей лечения и групп населения.
В другом исследовании был проанализирован другой набор исследований, и были сделаны аналогичные выводы, хотя оба они рекомендовали провести дополнительные исследования, чтобы точно установить, насколько эффективна арт-терапия в различных контекстах. Терапию может проводить широкий круг специалистов, включая социальных работников, психологов и психиатров. Не существует специального сертификата, который есть у всех практикующих арт-терапевтов, но многие из них сертифицированы Советом по сертификации арт-терапии (ATCB), и все арт-терапевты прошли повышение квалификации как в области лечения психических заболеваний, так и в художественной практике.
В дополнение к поиску терапевтов, сертифицированных ATCB, вы можете спросить потенциальных терапевтов, как долго они практикуют арт-терапию, какое обучение они получили в этой модальности и какие виды художественных практик они обычно используют. на своих сессиях.
Впервые в терапии? О том, как найти психотерапевта, читайте здесь.
Найти проверенных терапевтов, практикующих арт-терапию
- Алабама
- Аризона
- Арканзас
- Калифорния
- Колорадо
- Коннектикут
- Делавэр
- Флорида
- Грузия
- Гавайи
- Айдахо
- Иллинойс
- Индиана
- Канзас
- Кентукки
- Луизиана
- Мэн
- Мэриленд
- Массачусетс
- Мичиган
- Миннесота
- Миссисипи
- Миссури
- Монтана
- Небраска
- Невада
- Нью-Гемпшир
- Нью-Джерси
- Нью-Мексико
- Нью-Йорк
- Северная Каролина
- Огайо
- Оклахома
- Орегон
- Пенсильвания
- Род-Айленд
- Теннесси
- Техас
- Юта
- Вермонт
- Вирджиния
- Вашингтон
- Вашингтон
- Западная Виргиния
- Висконсин
- Вайоминг
Что такое арт-терапия? — Canadian Art Therapy Association
1.
Арт-терапевты — это обученные профессионалыАрт-терапевты — это обученные профессионалы с опытом психологического консультирования и изобразительного искусства.
В Канаде и США арт-терапевты должны иметь как минимум степень магистра или диплом магистра в области арт-терапии, прежде чем идентифицировать себя в профессии. Это высшее образование включает часы клинической практики под наблюдением (1000 часов для канадских арт-терапевтов), что обеспечивает безопасность клиента, а также профессиональную ответственность агентств и работодателей, предлагающих эту форму терапии.
Зарегистрированный канадский арт-терапевт (RCAT) является профессиональным членом с хорошей репутацией, который прошел дополнительное обучение по профессии, клиническое наблюдение (50 часов за 1000 часов контакта с клиентом) после окончания учебы, демонстрирует участие в сообществе арт-терапии и имеет опыт в работа с разными клиентами в разных условиях. Для получения дополнительной информации посетите нашу страницу «Уровни членства».
2. Арт-терапевты соблюдают Этический кодекс, относящийся к арт-терапии
Подробнее см. на странице «Стандарты практики»
3. Арт-терапевты работают с разными клиентами
Арт-терапия эффективна для людей любого возраста. Арт-терапевт работает с отдельными лицами, парами, семьями или группами в таких учреждениях, как консультационные агентства, школы, лечебные центры, реабилитационные учреждения, больницы, исправительные учреждения и учреждения по уходу за престарелыми.
4. Профессиональные и зарегистрированные арт-терапевты имеют страховку ответственности
Чтобы получить высшее образование, арт-терапевты должны иметь не менее 1000 часов практических занятий по арт-терапии под наблюдением. Это гарантирует, что дипломированные арт-терапевты имеют глубокое и профессиональное понимание работы с клиентами, а также обеспечивает безопасность клиентов при работе с глубокими психологическими проблемами. Как работающие профессионалы, профессиональные и зарегистрированные канадские арт-терапевты должны иметь страховку профессиональной ответственности, чтобы предлагать арт-терапию.
5. Существуют исследования в поддержку арт-терапии
Исследования результатов арт-терапии с участием различных групп населения продолжают публиковаться в различных академических журналах по арт-терапии, психологии, психотерапии, консультированию, особым группам населения, художественному образованию и т. д.
Канадская ассоциация арт-терапии публикует количественные, качественные, смешанные -методы и основанные на искусстве академические исследования арт-терапии с различными группами населения с 1985 года в нашем академическом журнале.
Исследовательский комитет Американской ассоциации арт-терапии создал Библиографию результатов исследований по результатам и исследованиям отдельных субъектов в арт-терапии, чтобы поддержать практику арт-терапии путем предоставления эмпирических доказательств ее использования.
6. Где я могу найти арт-терапевта в Канаде?
Чтобы найти профессионального или зарегистрированного члена CATA, ознакомьтесь с нашим онлайн-каталогом арт-терапевтов.