Арт-терапия: мода или ключ к проблемам?
Все мы в жизни периодически сталкиваемся с ситуациями, когда проблемы кажутся неразрешимыми. Заблудившись в собственных переживаниях, мы не можем разглядеть корень проблемы — причина ситуации ускользает от понимания, лишь усугубляя положение. Что делать?
Рисовать, танцевать, петь и сочинять сказки – использовать методы арт-терапии, позволяющие излить накопившиеся эмоции и ясно увидеть лежащие на дне причины.
Сам термин «арт-терапия» (лечение искусством) известен с 1938 года, его ввел в употребление художник Адриан Хилл, работавший с больными детьми.
На сегодняшний день арт-терапия – это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания.
В процессе создания произведения человек выражает собственные эмоции, чувства и убеждения в виде образов. И именно через эти образы можно корректировать эмоции, реакции и даже самооценку, избавляться от негативных переживаний и находить пути решения в сложных ситуациях.
Изначально арт-терапия предназначалась для детей, которым в силу возраста сложно озвучить свои тревоги и проблемы, и которым она до сих пор успешно помогает решить вполне недетские проблемы. Однако с течением времени методы арт-терапии завоёвывают всё больше поклонников среди взрослых, что и понятно – в душе каждого взрослого живёт ребёнок, который с радостью занимается творчеством.
Обязательные условия при занятиях любым видом арт-терапии (как для детей, так и для взрослых):
— отсутствие принуждения и заданных рамок и шаблонов исполнения (максимальное ограничение – тема занятия),
— отсутствие оценки с точки зрения качества, аккуратности и вообще любых оценочных суждений;
— отсутствие стороннего вмешательства в процесс создания произведения.
Соблюдение этих условий – залог того, что эмоции и чувства будут выражены максимально точно.
Арт-терапия имеет следующие основные направления:
рисуночная терапия (основанная на изобразительном искусстве), библиотерапия (включая сказкотерапию), музыкотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, песочная терапия.
Каждое направление имеет свои особенности, поэтому рассмотрим их по-отдельности.
Изотерапия. Именно это направление обычно подразумевается под словом арт-терапия. Оно включает в себя не только рисование, но и роспись, лепку и другие виды деятельности, позволяющие человеку воплотить визуальный образ. Сам процесс подразумевает изображение проблемы в произвольной форме. Далее происходит анализ изображения и коррекция образов. Есть различные способы анализа и коррекции, который больше подходит вам или вашему ребёнку – решайте сами.
Учитывая, что большинство людей на нашей планете визуалы, использующие зрение в качестве основного поставщика информации, это направление подходит большинству взрослых и многим детям.
Библиотерапия. Это направление арт-терапии предполагает воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
Сюда же относится Сказкотерапия. Сказки издавна использовались для передачи подрастающему поколению норм и правил, свойственных определённому социуму. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Не зря же, даже став взрослыми мы носим в себе синдромы сказочных героев. Поэтому работа с определёнными сказками или составление собственных позволяет решить широкий круг психологических проблем как у детей, так и у взрослых.
Музыкотерапия известна человечеству очень давно. Одним из её приверженцев был Пифагор. Ямвлих писал о терапевтической музыке Пифагора: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще мелодии, которые умеряли желания». Пифагор знал в деталях воздействие музыки на человека и благодаря своим навыком мог влиять на людей.
На сегодняшний день это направление активно развивается, и для того, чтобы подобрать подходящую музыку уже не нужно идти к психотерапевту, достаточно уделить время подбору музыкальных произведений и понаблюдать за изменениями.
Драматерапия — это новое направление арт-терапии, набирающее темп и становящееся модным в наши дни. Она использует технический приём драматизации, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. Исторически театр создавался, как терапевтическое действие (теория катарсиса Аристотеля), поэтому разыгрывание специально подобранных ролей позволяет не только по-другому взглянуть на проблемы, но и расширить диапазон поведенческих стратегий, помогает отработать новые способы взаимодействия с миром.
Танцевальная терапия также уходит своими корнями в глубокую древность, когда люди исполняли ритуальные танцы для того, чтобы объединиться со своими богами и отмежеваться от того, что вызывало дискомфорт.
Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии и автором теории «мышечного панциря», считал, что осуществление пациентом спонтанных движений тела в комплексе с ровным размеренным дыханием способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить. (Речь не идёт о занятиях танцами под руководством профессионального тренера!)
Даже если вы не удосужитесь познакомиться теорией Габриэллы Ротт, то отказывать себе в удовольствии потанцевать 5 минут под хорошую музыку для снятия стресса и поднятия жизненного тонуса вы, наверняка, больше не станете.
Куклотерапия – это направление арт-терапии, корректирующее поведение детей посредством кукольного театра. Зачастую дети не готовы прямо озвучить свои проблемы, но всегда или почти всегда готовы играть, копируя в ходе игры поведение персонажей, которые им знакомы. К примеру домашняя игра в детский сад, где ребёнок исполняет роль воспитательницы, может понять причины нежелания идти в настоящий. А родители или психолог смогут предложить другие модели поведения ребёнку, чувствующему себя одиноко в группе. Для взрослых это направление не очень актуально, а вот детям оно будет весьма занимательно и полезно.
Песочная терапия широко известна и активно используется в Европе как для диагностики, так и в качестве способа снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Подходит как детям, так и взрослым, позволяя проработать проблемы даже того периода жизни, о котором практически отсутствуют воспоминания – раннее детство.
Каждое из направлений по-своему интересно и полезно, и современным родителям, желающим оставаться в гармонии и равновесии, стоит попробовать все, чтобы выбрать лучшие и научить этому своих детей.
Ещё интересные материалы:
В.1. История арт-терапии — Студопедия
Поделись с друзьями:
Лекция № 1.
ТЕМА: АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, ВИДЫ, МЕТОДЫ
План:
1. История арт-терапии
2. Цель и задачи арт-терапии
3. Виды и подходы
4. Основные принципы
5. Методы арт-терапии
В.1. История арт-терапии
Арт-терапия считается сравнительно молодым направлением в практической психологии. Развиваясь быстрыми темпами, она стала популярна в работе с детьми. Ею пользуются в детских садах, школах, кружках и просто домашней обстановке.
Арт-терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт-терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.
Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США.
Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Адриан Хилл (художник, британец) первым стал использовать термин «арт-терапия» в своих публикациях. Он связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности, прежде всего, с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний». Цели сделать какое-то великое открытие у него не было абсолютно. Он был увлечен рисованием с детства, закончил колледж искусств. В период первой мировой войны он был художником на фронте. Написанные в те годы работы хранятся в имперском военном музее Лондона. Придя с фронта, Хилл устроился на работу преподавателем в школе искусств.
В 1938 году он вынужден был пребывать в санатории, где его лечили от туберкулеза. Все свободное время, которого было предостаточно, художник рисовал. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, он быстро шел на поправку. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия художественной терапии. Пациенты ощущали, что им становится легче, проблемы эмоционального, психологического характера уходят на второй план.
«Побуждая больного человека выражать свои мысли и переживания в визуальной форме, можно «вылечить» его душевные раны».
Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).
Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, т. к. оно зависит от теоретических представлений и области практической деятельности. Существует множество различных школ и направлений.
Родоначальница американской школы арт-терапии – Маргарет Наумбург п (1966). подчеркивала, что арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.
М. Наумбург развила концепцию динамически — ориентированной арт-терапии: «Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, участник постепенно двигается к их осознанию».
Эдит Крамер (американка) считала возможным достижения положительных эфектов арт-терапии прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Она отмечает, что «художественное творчество является средством обогащения субъективного опыта за счет того, что оно способно быть его эквивалентом. Благодаря этому, человек может выбирать, варьировать и воспроизводить заново по своему желанию разные виды опыта. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счете, разрешаются».
Ирена Чампернон (британка) – для ее подхода в арт-терапии характерно сочетание аналитических процедур с созданием условий для самостоятельных занятий пациентов художественным творчеством (работа на базе частной клиники под названием Уитмент-Центр с психиатрическими пациентами). Она говорит, что «слова, в особенности прозаическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глубоких наших переживаний. Наш внутренний мир наполнен визуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящими вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Эти образы являются не только средством коммуникации между людьми, хотя в этой деятельности это проявляется весьма наглядно, но и средством коммуникации между бессознательным и осознанием» (1963г.)
Основоположники арт-терапии на Западе свидетельствуют о том, что:
· художественное творчество помогает педагогу, специалисту установить с участником процесса контакт и получить доступ к его переживаниям;
· художественное творчество само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям;
· исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению от «патологии» и созданию положительного настроя.
Более развернутое и весьма точное определение арт-терапии содержится в одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов («Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере», 1991г.
Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом.
Арт-терапевты стремятся создать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания.
Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения.
Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством художественной экспрессии.
Весьма точное изложение основ арт-терапевтического метода содержится в работе М. Бетенски (1995г.). В арт-терапии:
· изобразительная деятельность является феноменом с определенной структурой;
· клиент обучается видеть в своей изобразительной продукции некий смысл;
· клиент обязательно дает своей изобразительной продукции точное вербальное описание;
· он учится определенным образом связывать свою изобразительную продукцию со своим внутренним опытом.
Приемы арт-терапии связаны с представлением о том. Что в любом человеке, как подготовленном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы.
По мере того как участник арт-терапии передает свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, он очень часто становится способным описывать его словами.
В России тоже использовалось лечение искусством, но оно являлось лишь одним из многочисленных методов психотерапии. В Санкт-Петербурге работает арт-терапевтическая ассоциация. На данном этапе развития отечественная арт-терапия стремится стать отдельной дисциплиной.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Что такое арт-терапия?
Фото предоставлено Робин Шиндлер, Paint The Stars Art Therapy, LLC.Первое использование искусства в качестве терапевтической дисциплины было разработано в 1940-х годах как в США, так и в Европе. Во время Первой мировой войны волонтеры Красного Креста и эрготерапевты работали с солдатами над лечением посттравматического стресса. В Англии Адриан Кит Грэм Хилл, художник, писатель, арт-терапевт, педагог и телеведущий, был первым, кто упомянул терапевтические применения искусства и ввел термин «арт-терапия» в 1919 году.42. Лечась в санатории от туберкулеза, Хилл предлагал художественные проекты своим коллегам-пациентам и наблюдал за лечебными эффектами. В 1945 году он опубликовал свою работу арт-терапевта в книге под названием «Искусство против болезни ».
В США Маргарет Наумбург, американский психолог, педагог, художник и писатель, а также основатель школы Уолдена в Нью-Йорке, приписывают введение искусства в качестве терапевтического метода в 1940-х годах. Она назвала свой подход динамически ориентированной арт-терапией. Доктор Эдит Крамер была еще одним пионером арт-терапии. После изучения искусства в Вене, Австрия, она стала гражданкой США в 1944 года и основал программу магистратуры по арт-терапии в Нью-Йоркском университете.
Во время Второй мировой войны эта практика прижилась в больнице Уолтера Рида. В 1960-х годах первая официальная программа обучения арт-терапевтов была основана в Ганемановской университетской больнице Дрекселя. Сегодня современная арт-терапия — это серьезная многогранная профессия, и многие колледжи и университеты предлагают степень магистра арт-терапии.
Что такое арт-терапия?
Для всего, что нужно знать об арт-терапии, есть один достоверный источник — Американская ассоциация арт-терапии, Inc., организация профессионалов, «приверженных вере в то, что искусство исцеляет и улучшает жизнь». AATA обеспечивает стандарты профессиональной компетентности, а также развивает и продвигает знания в области арт-терапии.
На веб-сайте AATA вы найдете множество информации, в том числе: «Арт-терапия — это профессия в области психического здоровья, в которой клиенты при содействии арт-терапевта используют художественные средства, творческий процесс и полученные в результате произведения искусства для исследования своих чувств, улаживать эмоциональные конфликты, способствовать самосознанию, управлять поведением и зависимостями, развивать социальные навыки, улучшать ориентацию в реальности, уменьшать тревогу и повышать самооценку».
Чем на самом деле занимается арт-терапевт?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к Робин Шиндлер, арт-терапевту со своей собственной практикой Paint The Stars Art Therapy, LLC (PTSAT) в Нью-Джерси, которую она создала для того, чтобы «помочь всем детям достичь звезд! ” PTSAT предлагает широкий спектр творческих возможностей, которые можно использовать наряду с психотерапией.
Робин Шиндлер помогает детям, подросткам и молодым людям в возрасте от 3 до 21 года. Дети, которых она посещает, страдают от множества проблем, включая, но не ограничиваясь: депрессией, тревогой, гневом, обсессивно-компульсивным расстройством, расстройством оппозиционного неповиновения, биполярным расстройством, семейными проблемами. проблемы, проблемы (т. е. разводы, смешанные семьи), поведенческие проблемы (такие как агрессия в школе и/или дома, постоянные истерики), психотические расстройства, проблемы, связанные с травмой (т. е. жестокое обращение, потеря родителей), задержки развития, включая аутистический спектр диагнозы и многое другое.
Она заявляет: «Я также вижу некоторых детей в профилактических целях, когда родитель считает, что ребенок может оказаться на пороге определенных проблем, и пытается остановить их до того, как они начнутся».
РП: Робин, каково ваше определение арт-терапии?
RS: «Я считаю, что искусство — это все, что создает человек, будь то краски, слова, песни, танцы и т. д. Искусство само по себе имеет естественный лечебный компонент. Акт создания искусства может быть источником расслабления, катарсическим освобождением или просто приятным отвлечением. Поскольку я работаю с детьми, я обнаружил, что большинство детей используют процесс создания произведений искусства как способ открыться и почувствовать себя более комфортно, говоря о некоторых вещах или проблемах, которых они обычно избегали».
РП: Как арт-терапия помогает молодым людям выразить себя?
RS: «Дети, как особая группа населения, общаются посредством игры и творчества. Если вы посмотрите, как ребенок играет, он медленно создает свой собственный мир. Некоторые создают место для бегства, в то время как другие создают место знакомства. Это начинается уже в кроватке с основными игрушками и продолжается на протяжении всего их развития. Как терапевт, специализирующийся на детях, вы хотите, чтобы каждый ребенок приглашал вас в свой мир игр и воображения».
RP: Какое образование требуется, чтобы стать арт-терапевтом?
RS: «Чтобы стать психотерапевтом или консультантом, вам нужна степень магистра в смежных областях, таких как психология, консультирование по вопросам психического здоровья, супружеская и семейная терапия, наркология и т. д. Поскольку я выбрала специализацию в области арт-терапии, я решил получить степень магистра в области консультирования по вопросам психического здоровья, прежде чем перейти к арт-терапии, потому что во многих штатах нет лицензии на арт-терапию. С того момента, как я открыл для себя арт-терапию, я также считал, что хороший опыт в области психологии будет важен, и поэтому я принял личное решение получить две степени магистра. У меня есть степень магистра в области консультирования по вопросам психического здоровья, а также дополнительная степень магистра (MA) в области клинической арт-терапии».
RP: Какие титулы и лицензии у вас есть?
. по всей стране) и Национальный сертифицированный советник (NCC). Я также получил сертификаты по игровой и песочной терапии».
Чтобы узнать больше об арт-терапии, посетите Американскую ассоциацию арт-терапии: http://www.arttherapy.org
Чтобы узнать больше о Робин Шиндлер и Paint The Stars Art Therapy, LLC, посетите: www.paintthestarsarttherapy.info и paintthestarsarttherapy.tumblr .com/
Недавно я написал статью «Арт-терапия — идеальная карьера для вас? для август-сентябрьского номера журнала Professional Artist. Для получения дополнительной информации посетите http://www.professionalartistmag.com
Арт-терапия – увлекательная практика и дисциплина. Я с нетерпением жду возможности представить вам больше статей на эту тему в будущем. Пожалуйста, пишите свои комментарии и вопросы ниже.
ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ
Арт-терапия – гораздо больше, чем искусство
Арт-терапия – это профессия в области психического здоровья, для работы в которой требуется ученая степень. Многие арт-терапевты продолжают свое образование, чтобы получить сертификат совета директоров, что требует более тысячи часов клинического опыта (по крайней мере, в США и большинстве европейских стран). Наряду с обучением психотерапии арт-терапевтов обучают четкому пониманию того, какие материалы лучше всего подходят для лечения конкретных диагнозов и проблем, а также какие материалы и директивы наиболее подходят для достижения конкретных целей.
Хотя акт творчества сам по себе может быть исцеляющим, арт-терапия берет понятия из психологии и консультирования и расширяет их, формируя уникальную область лечения психического здоровья.
История арт-терапии
Несмотря на то, что арт-терапия была официально учреждена как дисциплина где-то в середине 20-го века, она уходит своими корнями в историю человечества. Искусство как практика существовало веками, прежде всего потому, что человек и искусство глубоко взаимосвязаны. Британский художник Адриан Хилл признан первым человеком, который использовал термин «арт-терапия». Вылечившись от туберкулеза, Хилл использовал искусство как форму терапии для себя. Тем не менее, Зигмунду Фрейду и Карлу Г. Юнгу приписывают развитие первоначальных корней арт-терапии.
Вслед за Адрианом Хиллом исследования психиатрических пациентов, проведенные Эдвардом Адамсоном, и создание дома Уитимид Гилбертом Чамперноуном и Ирен Чамперноун оказали большое влияние на развитие арт-терапии. Маргарет Наумбург, Эдит Крамер и Элинор Ульман (США) и Ханна Квятковска (Польша) стали важными классическими мыслителями. Создание Британской ассоциации арт-терапии и Американской ассоциации арт-терапии в 1964 и 1969 годах, соответственно, имело решающее значение для развития современной арт-терапии.
Арт-терапия поддерживает людей с такими заболеваниями, как:
- Тревога
- Депрессия
- Аутизм
- Травмы
- Стресс
- Употребление психоактивных веществ 900 84
- Рак
- Черепно-мозговая травма
- Различные степени когнитивных нарушений, включая деменция и болезнь Альцгеймера
Терминология и определения
В общем, арт-терапия — это форма психотерапии, включающая поощрение свободного самовыражения посредством рисования, рисования или лепки, используемая в качестве лечебной или диагностической деятельности.
По данным Испанской профессиональной ассоциации арт-терапевтов, «Арт-терапия — это форма терапии, в которой используются визуальные и художественные языки для облегчения сдерживания, исследования и разрешения конфликтов. Это профессия здравоохранения, для которой характерно использование художественных средств и процессов, помогающих сдерживать и разрешать эмоциональные или психологические конфликты людей. В арт-терапии процесс художественного творчества и возникающие в результате объекты выступают в качестве посредников в терапевтических отношениях, позволяя определенным противоречивым чувствам или эмоциям найти дополнительные или альтернативные способы выражения слову. Области применения арт-терапии распространяются на здоровье, образование и социальную помощь».
С другой стороны, Американская ассоциация арт-терапии (ААТА) определяет арт-терапию следующим образом: «Арт-терапия дает возможность невербального выражения и общения, с одной стороны, путем вовлечения в решение эмоциональных конфликтов, а также способствовать самопознанию и личностному развитию». Речь идет об использовании искусства в качестве средства психотерапии, помогающего человеку найти более совместимые отношения между своим внутренним и внешним миром.
Таким образом, под арт-терапией понимается средство, с помощью которого человек познает себя, оно требует сопровождения человека (в процессе его внутреннего роста) и некоторой помощи человеку с социальными, образовательными, личными трудностями, через их художественное производство таким образом, что выполняемая работа порождает процесс трансформации самого человека.
Клиническая эффективность арт-терапии и рост популярности
Что касается клинической эффективности арт-терапии у самых разных пациентов, было проведено множество исследований, которые дали интересные результаты. Что касается людей с депрессией, в девяти исследованиях было обнаружено, что арт-терапия значительно уменьшала депрессию в шести из этих случаев. В семи исследованиях, изучающих тревожность, шесть из них показали сильное снижение тревожности. В трех исследованиях, посвященных травмам, все они показали уменьшение симптомов травмы. В одном исследовании, посвященном изучению когнитивных функций, контрольная группа показала значительное улучшение когнитивных функций по сравнению с группой арт-терапии. Наконец, когда дело доходит до стресса, все три группы демонстрируют меньше стресса.
Произведен поиск публикаций по «арт-терапии» с января 2006 г. по декабрь 2020 г. в базе данных PubMed, в результате выявлено 479 записей. Согласно статистике , в последние годы этой теме уделялось больше внимания: 84 % всех материалов относятся именно к живописи и рисунку, а 16 % – к лепке из глины, лепке, фотографии и т.