Тест фрустрационных реакций розенцвейга: Недопустимое название — Psylab.info

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга — Мегаобучалка

Классификация:

Разработан Розенцвейгом в 1944 году. Изначально только взрослый вариант, без определения четких возрастных границ. Первая адаптация для нашей страны была проведена Тарабиной Н.В. (1975). Детский вариант был предложен Розенцвейгом в 1948 году. Заявленные возрастные границы для детского варианта – 4-14 лет. Л.А. Ясюкова заявляет о более узком возрастном диапазоне – 6-12 лет. Если ребенок младше 12, но уже учится в 7 классе, то ему следует давать взрослый вариант [Ясюкова].

Предмет диагностики: вырабатывает специфические эмоциональные и поведенческие способы реагирования на фрустрирующие ситуации – в узком смысле. Индивидуальные особенности психических процессов и состояний, возникающих при фрустрации – в широком смысле.

Диагностические задачи:

1.Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль реакций и делается вывод о наличии эмоционально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию.

2.Оценка степени социальной адаптированности личности.

3.Анализ отношений личности к себе и к социальному окружению.

4.Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.

5.Оценка фрустрационной толерантности.

6.Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.

Стимульный материал представляет собой 24 картинки, на которых изображены люди во взаимодействии друг с другом. В левом квадрате верхней части написана фраза, которая представляет ситуацию неприятной либо для всех участников, либо для того участника, над которым изображен пустой квадрат. Его ответ испытуемый и должен придумать. Особенность методики в том, что изображения выглядят неопределенно: контурные и схематичные, без нарисованных деталей, позы невыразительны. Это ведет к широте трактовки событий.

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы. А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуацийэтого типа. Например, ситуация 1. Б. Ситуация препятствия «сверхя» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призываюткответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Например, ситуация 2.

Между этими двумя типами ситуаций имеется связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор былобъектом фрустрации. В исключительных случаях субъект можетинтерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно.

Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следующая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более человек. Один человек всегда изображен говорящим определённые слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее». Оговорка в инструкции относительно юмора возникла неслучайно. Комичные ответы, даваемые некоторыми респондентами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка, трудно поддаются подсчету.

Методологическую основу методики составили теоретические взгляды С. Розенцвейга на природу фрустрации. Фрустрация обычно понимается, как психическое состояние, возникающее вследствие реальной или мнимой помехи, препятствующей достижению цели. Но Розенцвейг понимал этот термин гораздо шире: фрустрирующая ситуация – это любые вмешательства, ограничения, неожиданно происходящие события, нарушающие самоощущение и жизнедеятельность человека.

С. Розенцвейг выделяет три уровня индивидуальной защиты от фрустратора: 1) клеточный; 2) организменный; 3) кортикальный, или личностный. Методика предназначена для изучения реакций человека, формирующихся на третьем уровне защиты.

Розенцвейг предлагает эти реакции классифицировать по трем направлениям и трем типам. По направлению:

Экстрапунитивные (E) – Реакции, направленные вовне (Все кругом виноваты, они должны всё исправить.) Высказываются негативные эмоции, по поводу возникшей ситуации, происходящих событий и причин, их породивших. Окружающие люди критикуются, поучаются, высмеиваются.

Интропунитивные (I) – Реакции, направленные на себя (Я сам во всём виноват, сам исправлю ситуацию.) Человек считает себя источником неприятностей, признает свою вину, принимает на себя ответственность за исправление ситуации.

Импунитивные (M) – Реакции без направления, в «никуда» или отсутствие реакции вообще (Ничего не случилось, никто не виноват, ничего не надо делать.) Ситуация рассматривается, как незначительная, неприятности – как несущественные или неизбежные, в случившемся никто не обвиняется.

По типу:

Реакция с фиксацией на препятствии (O-D) – в реакции содержится эмоциональная оценка того, что произошло, выражается отношение именно к событию, а не к людям.

Реакция с фиксацией на самозащите (E-D) – обсуждаются люди, оказавшиеся в неприятной ситуации. Все высказывания имеют личную направленность: на окружающих или на самого себя.

Реакция с фиксацией на разрешении ситуации (N-P) – Ищется рациональный способ разрешения проблемы или конфликта. Человек может обращаться за советом, предлагает совместно обсудить ситуацию.

Оценка теста и обработка результатов исследованиясостоит из двух последовательных этапов:

1) Качественная обработка (Кодирование ответов) – перевод высказываний в систему символов, характеризующих тип и направленность фрустрационных реакций.

2) Количественная обработка (Подсчет процентного распределения реакций по каждому направлению и каждому типу)

Качественная обработка

Необходимо определять, к какому типу реакции относится высказывание испытуемых. Трем типам реакции соответствуют три столбца в бланке ответов. Первый столбец (O-D) Сюда попадают ответы, в которых дается эмоциональная оценка событиям. Второй столбец (E-D) Сюда попадают ответы, в которых оцениваются люди, попавшие в неприятную ситуацию. Третий столбец (N-P) Сюда попадают ответы, в которых предлагается рациональное решение проблемы или конфликта, предпринимается попытка преобразовать ситуацию.

Кодирование в столбце O-D: Е’ – ответы, в которых всё происходящее оценивается как крайне неприятное. Отрицательное отношение к случившемуся, неприятные эмоциональные переживания могут выражаться как восклицаниями («Ужасно!»), так и акцентированием внимания на каком-либо фрустрирующем аспекте ситуации. («Но мне для работы нужны книги!»). I’– несмотря на имеющееся препятствие, фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятная, выгодная, полезная. Образец: «Эта ситуация, по существу, благо, из нее можно извлечь выгоду» («Зато теперь тебе купят новую куклу»). В ответе также может подчеркиваться причастность субъекта к фрустрации другого лица. Образец: «Мне очень жаль, что ты так расстроилась из-за этой куклы»). М’ – фрустрирующее действие препятствия сводится к минимуму, вплоть до полного отрицания ее существования. Образец: «Эта ситуация не имеет никакого значения и меня практически не беспокоит» («Ничего страшного»).

Кодирование в столбце E-D: Е – обвинения, порицания, враждебность, угрозы и другие открытые проявления агрессии направлены против другого лица или предмета в окружении. Образец: «Это все надо порицать. Вы виноваты в том, что произошло», или «Больше не повторяйте ничего подобного» («Ты сама виновата», «А ты сломала мою куклу»). E_ (Подчеркнутая E) – субъект активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Этот фактор встречается, как правило, в ситуациях обвинения. Образец: «Я не делал того, в чем вы меня обвиняете» («Я не разбивала твоей куклы!»). I – агрессия в форме порицания, осуждения, обвинения обращается субъектом на самого себя. Доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Образец: «Это меня надо осуждать, винить за то, что произошло» («Извини, я больше так не буду»). _I_ (Подчеркнутая I) – субъект признает свою вину, но при этом отрицает свою ответственность, ссылаясь на объективные, смягчающие обстоятельства. Фактор встречается обычнов ситуациях обвинения. Образец: «Да, я виноват, но я сделал это не нарочно, я не желал зла» («Я нечаянно, я не хотела разбивать»). М – ответственность лиц, вовлеченных во фрустрирующую ситуацию, отвергается, какое-либо осуждение избегается. Образец: «Никого (ни вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло» («Ладно, такое с каждым может случиться»)

Кодирование ответов в столбце N-P: i – субъект пытается самостоятельно найти выход из фрустрирующей ситуации (по большей части из-за собственного чувства вины). Образец: «Я беру на себя ответственность за исправление этой ситуации» («Я ее сейчас починю»). е – разрешение фрустрирующей ситуации в подчеркнутой форме ожидается от другого лица. Образец: «Это вы должны решить эту проблему» («А ты ее почини»). m – выражается надежда, что время или нормальный ход событий сами собой приведут к решению проблемы, надо только подождать, или же взаимопонимание устранят фрустрирующую ситуацию. Образец: «Проблема решится сама собой» или «Давай спокойно поговорим, подумаем и положение будет исправлено» («Подожди, придет папа и починит тебе куклу»)

Количественная обработка. Необходимо подсчитать сколько раз каждый символ встречался в протоколе испытуемого. Если ответ обозначен одним символом, то этот символ оценивается в 1 балл, если двумя, то каждый из них оценивается в 0,5 баллов. Далее баллы суммируются и записывается в таблице профилей.

После подсчета баллов и перевода суммарных численных значений трех строк и столбцов в проценты происходит процедура интерпретации результатов, согласно стандартному образцу относительно нормативных значений. Особое внимание необходимо уделить показателю КГА – коэффициент групповой адаптации – который свидетельствует о степени совпадении реакций респондента с наиболее часто встречающимися в выборке стандартизации.

Сферы применения:

1. Изучение личности больного невроза или пациена, имеющего невротическую симптоматику. Применение методики позволяет выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их разрешения и компенсации.

2. Психотерапия. С помощью методики может быть определенно направление коррекционного воздействия. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позволит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные способы воздействия.

3. Социально-психологический эксперимент. Методика используется для определения индивидуальной и социальной адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.

4. Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях, связанных с изучаемой профессиональной деятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств.

Достоинства:

1. В методике Розенцвейга наиболее удачно формализована и стандартизована процедура обработки и интепретации ответов испыьуемого по сравнению с другими проективными методиками.

2. Обработка результатов производится проще, легко разбивается на этапы.

3. Используются стандартные оценочные категории, рассогласований по применению которых практически не происходит.

4. Быстрота легкость выполнения, возможность группового обследования.

Недостатки:

1. Слабый контроль за процессом реакций. Стимульный материал располагает испытуемого к прямой идентификации с персонажем. В результате он может начать отвечать от себя, привлекая совсем ненужные здесь самооценочные механизмы и пропуская свои ответы через фильтр защитных механизмов. Корректируется за свет акцентирования внимания на этом в инструкции и нескольких напоминаний во время выполнения самого теста.

2. Стимульные карточки имеют свой (хоть и довольно широкий) диапазон пригодности. Ситуация на карточке не всегда воспринимается испытуемым как фрустрирующая. Это объясняется либо определенной стратегией реагирования, которая уменьшает эмоциональное воздействие ситуации через ее восприятие как незначительной, либо отсутствием в социальном опыте аналогичных ситуаций.

 

Методика исследования темперамента. Опросник EP (Айзенка). Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Методика исследования темперамента. Опросник EP (Айзенка)

Цель:  определить уровень экстраверсии-интроверсии и нейротизма эмоциональной стабильности. Методика направленена на выявление индивидуально-психологической личности: а) экстраверсия- направленность личности на внешний мир б) интоверсия- напвленность личности на внутренний мир в) нейротизм- эмоциональная подвижность г) эмоциональная стабильность. Тест состоит из 57 вопросов.

Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Описание теста: В качестве стимульного материала используются картинки, эти рисунки однообразны по характеру, употребляются для того чтобы получить от субъекта  сравнительно простые и не зависимые ответы, ограниченные как по длине так и содержанию.

Материал текста состоит из 24 рисунков, в которых персонаж попадает во фрустрирующую ситуацию. На каждом рисунке лева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрацию, персонаж справа имеет над собой пустой квадрат в который испытуемый должен вписать свой ответ. Черты и мимика  персонажей устранена из рисунка, чтобы способствовать идентификации.

Ситуации представлены в тесте можно разделить на 2 основные группы: 1) Ситуация препятствия «Я»( Эго блокинговые  ситуации). В этих ситуация какие-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают с толку, т.е любым прямым способом фрустрируют субъекта. 16 ситуаций этого типа 2) Ситуация препятствия «Сверх я»( Супер эго блокинговые ) Субъект при этом служит объектом обвинения, его призывают к ответственности, чем обвиняют др люди.

Обработка и анализ результатов. Обработка проводится в 3 этапа: первичная обработка протокола; Подсчет диагностических показателей; Психологическая интерпретация.

Первичная обработка: каждый ответ оценивается по 2м критериям: по направлению реакции и по типу реакции.

По направлению реакции: 1) Экстрапунитивные (Е)- реакция направлена на живое или не живое окружение. Осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешение ситуации требуется от др лица.

2) Интнопунитивные(I)- реакция направлена на самого себя, с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации. Фрустрирующая  ситуации не подлежит обсуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благополучную для себя. 3) Импунитивные(М) – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто не значительное им же как не избежное, преодалимое со временем. Обвинение себя или окружающих отсутствует.

По типу реакции: 1) Препятственно- динамическое(ОД)- тип реакции с фиксацией на фрустрации. Препятствие вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, не зависимо от того расцениваются они как благоприятные, не благоприятные, незначительные. 2)Самозащитные(ЕД)- выражаются в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины. Укланение от упрека, т.е все реакции направлены на защиту своего «я». 3) Необходимо- упорствующие(NP) – тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребностей (ситуации обязательно должна быть разрешена либо с помощью др, либо самостоятельно, либо сама по себе со временем.)

В начале определяется направление реакции, а затем тип реакции. За основу подсчета принимается значение слов субъекта. Далее вычисляется коэффициент групповой комформности(GCR). Иначе говоря, определяется мера адаптации субъекта к своему социальному окружению.

Интерпретация результатов:

1этап: Изучение GC, уровня социальной адаптации испытуемого2этап: Оцениваются полученные результаты в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования.

Методика исследования самоотношения(МИС) С. Р.Пантелеев.

Методика разработана в 1989г, содержит 110 утверждений, которые оцениваются по 9 шкалам. Предназначена для углубленного изучения сферы самосознания личности: динамики самосознания, специфики отношения личности к собственному «Я». Самоотношение понимается как сложная эмоционально-оценочная система.

16 факторный личностный опросник Р.Кеттела.(16FF)

Был опубликован в 1950г. Предназначен для измерения 16 личностных факторов. Существует 2 эквивалентных форм опросника по 187 в каждой. Предназначен для обследования взрослых с образованием не ниже 8-9 классов. Кеттел выделил 16 биполярных факторов.

Форма С и D сокращенные по 105 заданий с низким уровнем образования. Форма Е для малой граммы, для людей которые умеют плохо писать или читать.

С.Розенцвейг фрустрация— имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодалимое препятствие на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Н.Д. Левитов фрустрация- это состояние че-ка, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведений.

Розенцвейг выделил 3 уровня психологической защиты организма: 1) Клеточный – защита организма от инфекционных воздействий. 2) Автономный- обеспечивает защиту организма в целом против физический воздействий. 3) Высший кортикальный- защита личности против психологической агрессии.

Розенцвейг различал 2 вида фрустраций: 1) ПЕРВИЧНАЯ- она образуется в случае если субъект лишен возможности удовлетворить свои потребности. 2) ВТОРИЧНАЯ- характеризуется наличием препятствий  на пути к удовлетворению потребности.

Типы фрустраторов: 1)ЛИШЕНИЕ, т.е отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Лешения бывают: внешние и внутренние. 2) ПОТЕРИ. Бывают ВНУТРЕННИЕ-потери идут из внутри. ВНЕШНИЕ- че-к теряет что-то из внешнего мира  3) КОНФЛИКТ, внешний и внутренний.

Виды фрустрационного поведения:

 а) Двигательное или эмоциональное возбуждение

б) апатия- воздействие

в) агрессия

г) стереотипия- тенденции к слепому повторению фиксированного поведения

д) регрессия- «примитивизация» поведения

Издательство Juniper | Open Access Journal

Engineering Group

Pharma Group

Medical Group

Health Care Group

General Sciences

Microbiology Group

PDF

Формат PDF (Portable Document Format) 90 имеет формат 90

HTML

База данных HTML представляет собой сборник документов

Подробнее

Электронные книги

Издатели Juniper с честью принимают написанные электронные книги

Посмотреть ещё

Juniper Publishers Vision

«Содействовать созданию, распространению и применению научных знаний на благо общества и улучшению жизни людей. Основная миссия издательства Juniper — постоянно прилагать усилия для преобразования научной информации от исследователей со всего мира, в легкодоступные данные путем публикации на нашем веб-сайте. Наше видение состоит в том, чтобы создать открытую научную платформу, где у всех есть равные возможности искать, делиться и генерировать знания, расширяя возможности исследователей и ученых в их повседневной работе».


Последние статьи

Отзывы

Я очень горжусь тем, что являюсь главным редактором Журнала кардиологии и сердечно-сосудистой терапии, онлайн-журнала высокого качества, привлекательного графического формата и интересного, полезного… Подробнее

Джузеппе Гуллас


Флорентийский университет , Италия

Global Journal of Archeology & Anthropology — очень величественный журнал. И я очень, очень, очень рад, что мне дали возможность писать статьи для журнала. Я… Подробнее

Лоуренс Томас


Школа Максвелла Сиракузский университет

Мне посчастливилось участвовать в кейс-стади Juniper Online Journal, где выдающиеся исследователи поддерживают меня и поддерживают их работу.

Сам журнал показал высокий уровень и качество… Подробнее

Мохаммед Низар Баттихи


Центральные лаборатории Баттихи, Иордания

Мне нравится читать International Journal of Pulmonary and Respiratory Science, так как он объединяет представителей легочных дисциплин для обсуждения новых тенденций, результатов исследований и новых… Подробнее

Келли Л. Колвелл


Государственный университет Янгстауна, США

Наша работа была опубликована в журнале «Достижения в области стоматологии и гигиены полости рта» в 2017 году на тему «Управление вызовами реакции на лекарственные лихеноиды полости рта». Процесс публикации нашего ма… Подробнее

Кобкан Тонгпрасом


Университет Чулалонгкорн, Таиланд

Существует множество онлайн-журналов, которые следует учитывать, когда один из авторов представляет рукопись. Достижениям в стоматологии и гигиене полости рта следует уделять первостепенное внимание из-за их профессионального уровня. .. Подробнее

John E Nathan


Американский совет детской стоматологии, США

Я был действительно впечатлен качеством процесса публикации и высокой заметностью моей статьи, опубликованной в OAJT.

Акопова Ольга В.


Институт физиологии им. Богомольца, Украина

Для исследователя и ученого важно иметь возможность делиться идеями и мыслями с другими профессионалами по всему миру. Журнал хирургии с открытым доступом (OAJS) позволил мне с… Подробнее

Уильям Джеймс Кобб


Оксфордский университет, Великобритания

Журнал медицины анестезии и интенсивной терапии (JAICM) — превосходный журнал, посвященный серьезным проблемам в отделениях анестезии и интенсивной терапии. Все опубликованные рукописи не… Подробнее

Gamal Agmy


Университет Асьюта, Египет

Что такое тест Rosenzweig Picture Frustration? – idswater.

com

Что такое тест Розенцвейга на фрустрацию?

Проективный тест, применяемый для оценки личностных характеристик, в котором испытуемому показывают сцены, изображающие умеренно фрустрирующие ситуации, и спрашивают, что, вероятно, сделал бы изображенный фрустрированный человек или как субъект отреагировал бы в таких ситуациях.

Что такое превосходство над препятствиями?

заключается в воспрепятствовании поведению, направленному на достижение цели, и. в ответ человек может забеспокоиться о фрустрации. агент (препятствие доминированию ОД), освобождая себя от. ответственности (эго-защита ЭД), или он может продолжать искать. цель другими средствами (нужна настойчивость NP).

Что такое изучение PF в психологии?

ROSENZWEIG ИССЛЕДОВАНИЕ ФРУСТРАЦИИ (P-F) By. 28 ноября 2018 г. Проективный тест, оценивающий паттерны реакции на типичные стрессовые ситуации. Слишком очевиден тот факт, что фрустрирующие переживания являются обычным явлением в повседневной жизни, и столь же очевидно, что они провоцируют эмоциональные реакции.

Каковы ограничения ТАТ?

Критика. TAT часто критикуют за то, что он не стандартизирован, что означает отсутствие правил администрирования или формальной системы подсчета очков. Клиницисты часто различаются в том, как они проводят тест.

Для чего используется тест ТАТ?

ТАТ — широко используемый проективный тест для оценки детей и взрослых. Он предназначен для выявления индивидуального восприятия межличностных отношений. Тридцать одна карточка с картинками служит стимулом для рассказов и описаний отношений или социальных ситуаций.

Кто дал индийскую адаптацию ТАТ?

Индийская адаптация была разработана в 1960 г. г-жой Умой Чоудхари (Ума Чоудхари. (1960). Индийская адаптация ТАТ.

Каковы ограничения проективных тестов?

Слабые стороны

  • Проективные тесты, не имеющие стандартных оценочных шкал, как правило, не обладают ни валидностью, ни надежностью.
  • Оценка проективных тестов очень субъективна, поэтому интерпретация ответов может сильно отличаться от одного экзаменатора к другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *