Тест люшера интерпретация цветовых пар: Недопустимое название — Psylab.info

Интерпретация цветных пар (по м. Люшеру)

Характеризуемые выше алгоритмы оценки и толкования цве­тов дополняются и уточняются при интерпретации их сочетаний. Трактовка различных сочетаний выборов дана М. Люшером, как уже отмечалось, на основе фактических материалов обследования 36892 человек. Но далеко не все варианты толкования пар цветов, сделанные Люшером, представляются логичными и не могут быть приняты как универсальные уже потому, что обследу­емые люди были из социальных условий воспитания, резко отличающихся от наших. Можно лишь говорить о совпадении ряда тенденций.

Рассмотрим в несколько адаптированном виде примеры толкования Люшером сочетаний выбора цветов.

Позиции «++». Первый цвет синий

+1+2 (синий и зеленый)—чувство удовлетворенности, спо­койствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участ­вовать в конфликтах, в стрессе.

+1+3 (синий и красный)—чувство целостности, активное стремление к гармоничному отношению в деятельности.

+1+4 (синий и желтый)—небольшое беспокойство, эмоцио­нальное и не всегда осознанное стремление к тесным отношени­ям. Потребность во внимании со стороны других.

+1+5 (синий и фиолетовый)—небольшое беспокойство, пот­ребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

+1+6 (синий и коричневый)—чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов.

+1+7 (синий и черный)—негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношения к себе, негатив­ное отношение к ситуации.

+1+0 (синий и серый)—негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

«++». Первый цвет зеленый

+2+1 (зеленый и синий)—позитивное состояние, желанно признания, стремление к деятельности, обеспечивающей успех.

+2+3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к преодолению преград в деятельности, к самостоятельным реше­ниям.

+2+4 (зеленый и желтый) —желание признания, популярности, небольшое беспокойство, стремление произвести впечатление.

+2+5 (зеленый и фиолетовый)—небольшое беспокойство, желание признания, популярности, стремление к супервпечатлению, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои по­ступки.

+2+6 (зеленый и коричневый)—чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2+7 (зеленый и черный)—чувство обиды, злости, стремле­ние к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2+0 (зеленый и серый)—чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

«++». Первый цвет красный

+3+1 (красный и синий)—деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, к впечатлениям, к удовольствиям.

+3+2 (красный и зеленый) —деловое возбуждение, активное стремление к цели, к преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3+4 (красный и желтый) —деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3+5 (красный и фиолетовый)—повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впе­чатление.

+3+6 (красный и коричневый)—негативное настроение, огор­чение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуа­ции.

+3+7 (красный и черный)—негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3+0 (красный и серый)—чувство неудовлетворенности, на­правленность на рискованное действие.

«++». Первый цвет желтый

+4+1 (желтый и синий)—.настроение в общем положитель­ное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаи­мовыдержке.

+4+2 (желтый и зеленый)—настроение в общем положи­тельное, желание поиска верных путей решения стоящих задач, к самоутверждению.

+4+3 (желтый и красный)—несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.

+4+5 (желтый и фиолетовый)—небольшая эйфория, стрем­ление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+4+6 (желтый и коричневый) —негативное настроение, огор­чение и потребность в эмоциональной разрядке, в отдыхе.

+4+7 (желтый и черный)—весьма негативное настроение,

стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4+0 (желтый и серый)—негативное угнетенное состояние, стремление выйти из .неприятной ситуации, нечеткое представле­ние о том, как это сделать.

«++». Первый цвет фиолетовый

+5+1 (фиолетовый и синий)—неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5+2 (фиолетовый и зеленый)—настороженность, желание произвести впечатление.

+5+3 (фиолетовый и красный)—некоторое возбужденна, ув­леченность, активное стремление произвести впечатление.

+5+4 (фиолетовый и желтый) —возбуждение, фантазирова­ние, стремление к ярким событиям.

+5+6 (фиолетовый и коричневый)—возбуждение, направлен­ность на сильные эмоциональные переживания.

+5+7 (фиолетовый и черный) —негативное состояние.

+5+0 (фиолетовый и серый)—напряжение, стремление огра­дить себя от конфликтов, стресса.

«++». Первый цвет коричневый

+6+1 (коричневый и синий)—напряженность, страх одино­чества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

+6+2 (коричневый и зеленый)—чувство беспокойства, стрем­ление к строгому контролю над собой, чтобы не сделать ошибки.

+6+3 (коричневый и красный) —активное стремление к эмо­циональной разрядке.

+6+4 (коричневый и желтый) —утрата веры в положитель­ные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

+6+5 (коричневый и фиолетовый)—чувство неудовлетворен­ности, стремление к комфорту.

+6+7 (коричневый и черный) —негативное состояние, разо­чарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6+0 (коричневый и серый)—весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

«++». Первый цвет черный

+7+1 (черный и синий) —весьма негативное состояние, стре­мление уйти от проблем («оставили бы в покое»).

+7+2 (черный и зеленый) —возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

+7+3 (черный и красный) —сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

+7+4 (черный и желтый) —весьма негативное состояние, от­чаяние, суицидные мысли.

+7+5 (черный и фиолетовый) —напряженность, мечты о гар­монии.

+7+6 (черный и коричневый)—возбуждение, постановка не­реальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, небла­гоприятной ситуации.

+7+0 (черный и серый)—чувство безнадежности, обречен­ности, неадекватность решений.

« + + ». Первый цвет серый

+0+1 (серый и синий) —негативное состояние, желание по­коя.

+0+2 (серый и зеленый)—негативное состояние, ощущение враждебности окружающих, желание оградиться от среды.

+0+3 (серый и красный) —негативное состояние, повышен­ная требовательность к окружающим, не всегда адекватная ак­тивность.

+0+4 (серый и желтый) —негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.

+0+5 (серый и фиолетовый)—чувство беспокойства, насто­роженности, стремление скрыть это чувство.

+0+6 (серый и коричневый)—весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0+7 (серый и черный) —весьма негативное состояние, оби­да, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

Цветовой тест Люшера. Восьмицветовой ряд — Мегаобучалка

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, на наш взгляд, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается,

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7, серый — 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

Важно отметить, что Макс Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется следующим образом: явное предпочтение обозначается знаком «+», который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а на второй — «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «*» и указывает на «истинное положение вещей»(ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком «=» и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) — 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак «-«, их функциональное значение — «подавленные потребности». Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру.

Цвета разделяются на основные (1 — темно-синий, 2 — сине-зеленый, 3 — оранжево-красный и 4 — светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) -ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) — смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как потребность в удовлетворении и привязанности (синий цвет), потребность в самоутверждении (зеленый), потребность «действовать и добиваться успеха» (красный) и потребность «смотреть вперед и надеяться» (желтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люшера, они не являются психологическими «первоэлементами» и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет — окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела — отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый — цвет травы, кустарников и деревьев — мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности. Серый — как отсутствие цвета — трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, а фиолетовый — красного и синего. Исходя из символики цветов и накопленного практического опыта, структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность, (т.е. сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность, гетерономность (т.е. зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный оттенок по Люшеру — спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь. По данным автора руководства (см. далее) предпочтение синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно неудовлетворенной ранимой личности.

Зеленый цвет по Люшеру символизирует упругость воли (по данным автора книги — ригидность, тугоподвижность), концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты -настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение.

Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты — желание, возбудимость, властность, сексуальность. (Структурные значения здесь приводятся буквально, описательная их форма подчеркивает эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок).

В своих более поздних публикациях Макс Люшер соотносит предпочтительный цветовой выбор с гиппократовской типологией следующим образом: синий цвет — флегматик, зеленый -меланхолик, желтый — сангвиник и красный — холерик, что не только не подтверждается на практике, но и противоречит его собственным характеристикам. Многолетний опыт применения цветового теста в сопоставлении с данными других методик и результатами объективного наблюдения позволяют автору данной книги с убежденностью утверждать, что красный цвет соответствует сангвиническому темпераменту (если уж придерживаться этой классификации), синий — меланхолическому, зеленый — флегматическому, а желтый ближе к холерическому.

К интерпретационному подходу мы в дальнейшем еще вернемся, а пока попробуем разобраться с техникой разбиения цветовых выборов на так называемые функциональные пары. Группировка, на основании которой сочетаниям цветов дается определенная интерпретация в зависимости от их позиции, совершенно проста, если выбор один. В этом случае первые две позиции получают обозначение «+», две последующие — «X*», две, следующие за ними — » = » и двум последним придается знак «-«. Например: выбор 31542607 после группировки выглядит следующим образом: +3+1, Х5Х4, =2=6, -0-7 или 31 54 26 07 ++ XX == — —

После проведенной группировки интерпретация пар проводится согласно приложению (см. методическое пособие или главу Приложение), где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, т.е. присвоенных им в процессе группировки знаков. Если же испытуемому предлагается сделать два выбора (что чаще всего и делается для получения большей надежности результатов, так как считается, что второй выбор является более непосредственным и непринужденным), то опять-таки можно провести группировку только второго выбора и интерпретировать только его. Однако, более информативным является сравнение двух выборов и группировка, ориентированная на устойчивые пары. Так при выборах:

1-й выбор — 31542607
2-й выбор —35142670

синий и фиолетовый соответствуют понятию пары, хотя их расположение изменилось на противоположное. Так же составляют пару серый и черный. Красный в обоих случаях занимает первую позицию; желтый, зеленый и коричневый при повторном выборе занимают прежние позиции. Поэтому 5 1 и 70помечаются как пары,3 остается изолированным, а 42 и 26 выделяются как две группы. В связи с такой группировкой, цветам придаются следующие функциональные значения:

3(1 5) (4 (2) 6) (0 7)
3(5 1 ) (4 (2) 6) (7 0) + XX === —

Согласно правилу первая группа (или одна цифра) помечается знаком «+», 2-я группа (или одна цифра) помечается знаком «X», последняя группа (или одна цифра) помечается знаком «-«, все остальное помечается знаком » = «. Это может привести к такой группировке, что одни и те же цвета при 1-ми 2-м выборе окажутся снабженными разными знаками. В таком случае каждый выбор следует помечать отдельно:

++ X ==== —
1-й выбор: (5 1)3(42)(60)7
2-й выбор: 3(5 1)(4 2)7 (6 0) +Х == = = —

Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго выбора. Если после группировки два цвета, составляющие пару при первом выборе, при втором выборе «расщепились», т.е. стоят отдельно, то каждый из них заключается в квадратные скобки:

++ XX == — —
(3 1)5 4 (0 6)(7 2) (3 1)[4](6 0)(27)[5]
++ О ==== = —

В таких случаях следует рассматривать соответствующие значения как группы, так и отдельно взятые цвета из разъединенной пары; в данном примере: Х4 Х5 и Х4 и-5.

Итак, группировка цветовых эталонов при двойном выборе происходит путем сравнения двух выборов, выделения устойчивых пар (даже если цвета поменялись местами) и расщепившихся цветовых пар в виде изолированных цветов. При этом первая пара (или оставшийся изолированным, но находящийся на первом месте цвет во втором выборе) помечается знаком «+», следующая пара получает знак «X», последняя пара (или изолированный цвет) обозначается знаком «-«, а остальные — «=», сколько бы их ни оказалось. Для того, чтобы ценная информация не была упущена, цвета, попавшие в разные функциональные группы, должны интерпретироваться двояко

XX
+ + =====
5 1340627 3 1 540726
+ + =====
XX

В данном случае в таблицах следует искать интерпретацию следующих пар:+3 +1, XI О5, =4 =0, =7 =2, -2 -6 (дополнительные группы, вытекающие из приведенного выбора, +3-6 и + 3-2 будут обсуждаться дальше).

Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т. е. является источником стресса: тогда он должен быть помечен знаком «-«, так же, как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значения; кроме того, и он сам, и стоящие справа от него цвета означают неприятие и помечаются дополнительным знаком А — anxity (тревога):

Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы обратить на это внимание, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак «А», цвет, находящийся на первой позиции помечается знаком «С» — compensacion (компенсация). Компенсация с помощью одного из основных цветов считается более успешной, чем с дополнительными цветами, обусловливающими «утрированность» поведения, придающими обсессивный (навязчивый) характер поступкам. Присутствие серого, черного и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком «+», а также «С». Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками «+» и «С»:

34025 1 67
+ + + — — —
ССС А А А

Психологический (частично или полностью, осознанный конфликт между желаемым и возможным) или физиологический стресс (чаще — неосознаваемая эмоциональная напряженность, трансформированная в вегетативный и функционально-организменный дисбаланс), считается относительно слабым, когда основной цвет находится на 6-м месте, и более выраженным, если он на 8-м. Интенсивность тревоги при напряженности и стрессе измеряется количеством знаков «!». Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на 6- и позиции оценивается как один знак «!», на 7-й как два «И», на 8-й как три «!!!». Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6, 7 или 0 цвет находится на третьем месте — это «!», если на втором — «И», на первом — «И! «. (5-й цвет не обозначается «!» ни на какой позиции).

Таким образом, тревога в целом оценивается суммой «!» каждого ряда в отдельности, числовое выражение баллов — от 0 до 12. Сравнение количества «!» в первом и втором выборе является прогностически ценным и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе «!» больше, чем в первом, и, наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество»!» больше в первом выборе. В приведенном выше примере речь идет о нарастании тревожности, а прогноз состояния должен расцениваться как пессимистический. !!! !! ААА Тревога=8!

+ + ХХ = —
065 13427
706 1 5243
+ + +Х X — — —
СССААА Тревога 12!
!!! !! !! !! !!!

Итак, 8-я позиция ряда всегда означает подавленную потребность и обозначается знаком «-«. Если какой — либо из основных цветов (1, 2, 3 или 4 ) занимает 6-ю, 7-ю или 8-ю позицию, то он вместе с цветами, расположенными вправо от него, означает «тревогу», поэтому все они обозначаются знаком «-» и буквой А и вскрывают основной источник стресса. При этом, по крайней мере, цвет, находящийся на 1-й позиции, следует рассматривать как компенсацию и пометить буквой С. Цвет, занимающий первую позицию, всегда обозначается знаком «+».

Если какой- либо из дополнительных цветов (0, 6 или 7 занимает 1-ю, 2-ю или 3-ю позиции, то он и все расположенные слева от него цвета обозначаются знаком «+» и буквой С, и выявляют компенсацию. Если имеется цвет, обозначенный С, то, по крайней мере, цвет, занимающий 8-ю позицию, можно рассматривать как «тревогу» и пометить буквой А. Интенсивность тревоги или компенсация выражается суммой «!». При этом «!» соответствует наличию на 3-й позиции одного из дополнительных (0, 6, 7) или на 6-й позиции одного из основных (1,2,3,4) цветов: «И» говорит о том, что на 2-й позиции находится один из ахроматических или на 7-й — один из основных цветов; «И!» признак того, что яркий цвет расположен на 8-й позиции или ахроматический на 1-й.

Проблема, с которой связана эмоциональная напряженность, выявляется соотношением цветов со знаком » + » и «-«, т.е. тех, которые обозначены как .«тревога» и «компенсация». Наиболее значима проблема, представленная сопоставлением цветов 1-й и 8-й позиции, наименее значимой представляется проблема, выявляемая цветами, отдаленными от крайних позиций, т.е. 3-й и 6-й. Обычно количество рассматриваемых проблем не ограничивается сопоставлением диаметрально противоположных пар, а возрастает за счет перебирания всех возможных сочетаний С и А. Так. в случае 06513427

7061 5243

помимо +7-3, +0-7, +0-4, +6-2, следует рассматривать значения таких сочетаний как +7-4, +0-3, +7-2, +0-2, +6-3, +6-4 , при этом наиболее значимы +7-3, +7-4, +0-3, +0-4 , второстепенны +7-2, +0-2, +6-3, наименее значимы +6-4 и +6-2 . Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символизируемой этим цветом потребности. Наиболее информативными считаются цвета, расположенные на 8-й позиции, или группа «-«, которая имеет два аспекта интерпретации: физиологический и психологический.

Выбор расценивается как «нормальный», если он не помечен как «тревога» и не выделяется в специальной таблице ранжированных оценок значимости проблемы знаком «х», «хх» или «ххх»(см. таблицу И.Скотта). Так 6,0,7 на последних позициях не выявляют стресса. Слабый источник стресса выявляется, когда основной цвет помечен «А» только потому, что один из дополнительных цветов помещен в начале ряда. Серьезным источником стресса являются те сочетания, которые в специальной таблице помечены звездочками (одной или более). Психологические аспекты интерпретации представлены описанием личностных свойств и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов).

Контрастность позиций наиболее ярких 3 и 4 цветов с группой наиболее темных 1 и 7 свидетельствует о неустойчивости саморегуляции: особенно выраженный конфликт между анаболическими и катаболическими тенденциями (т. е. стремлением к накоплению или затрате энергии) выявляется выбором, в котором 7 1 располагаются в начале ряда, а 3 4-в конце, активность и хорошую работоспособность. Комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется «рабочей группой», их положение в начале ряда (или ближе К началу) выявляет целенаправленную Если рабочая группа «разбита», то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется истощаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда. «Уход» собранной рабочей группы в индифферентную зону в этом отношении прогностически более благополучен, так как может быть отнесен за счет временно существующей неблагоприятной ситуации.

Значения восьми цветов описаны Люшером в весьма своеобразной манере и звучат следующим образом: Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. При этом испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается К началуряда.

Синий (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость ( что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3 -1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4 -1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную помимо первых 3-х позицию.

Зелёный (2). По Люшеру — это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений.

Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение».

Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й).

Компенсация за счет +4 («бегство к свободе») представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й.

Красный (3) Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это — воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 — поиск приключений, активация сексуальности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2,3,4 и 5.

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим В позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается К началуряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места.

Черный (7). Это — «нет» в противоположность — «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». 7 4 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1 -и позиции, 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета — статистически наиболее часто встречающаяся.

Согласно данным Г.Клара и Л.Буша «предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эталонов, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. В нем используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого. Коэффициент вегетативного баланса КВБ вычисляется следующим образом

КВБ=(18-(3+4))/(18-(1+2))

На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. Значение, превышающее единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы — доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях, и о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

Как уже говорилось, дальнейшая углубленная интерпретация цветового ряда проводится согласно структурному значению цветовых эталонов и пар в зависимости от их функционального распределения, связанного с предпочтением и неприятием. При этом в

оригинальном варианте используемый в контексте методики тезаурус несет на себе отпечаток определенного своеобразия, не всегда легко переводимого на язык, привычный для отечественных психологов. Здесь и такие сентенции как: «Томится по узам, исполненным нежности и тонкости чувств», «Ищет роскоши, комфорта и возможности потворствовать своей склонности к сладострастию», «Горд, но безропотен», «Хочет доказать окружающим, что его ничем не проймешь» и т. д. Предполагая определенную феноменологию, которая стоит за такого рода выражениями, психолог вынужден трансформировать их в более строгую форму, излагая анализ проблем обследуемого человека на языке более понятном и близком нашей культуре и традициям.

Во избежание субъективной произвольности в процессе реадаптации методики автором руководства введена терминологическая созвучность трактовок выявляемых методикой феноменов в соответствии с приведенной выше теорией ведущих тенденции и целостным подходом к понятию личность.

 

Краткие справочные карточки по цветовой психологии

Краткие справочные карточки по психологии цвета

My-Photoshop

в

Теория цвета

Если вы собираетесь стать профессионалом в любой из творческих/художественных областей, вы должны понимать цвет. Мы немного разобрались с теорией цвета на нашем сайте, но сейчас мы собираемся погрузиться в нечто не менее важное — психологию цвета.

Цвета влияют на наше настроение. В зависимости от того, в какой части мира мы живем, мы приносим с собой восприятие цвета, основанное на нашей культуре. Даже в пределах одной страны «значение» цветов со временем менялось. Однако сегодня психиатры могут указать несколько универсальных истин о цвете и его влиянии на нашу «психику» (традиционная психология полностью отвергает идею о том, что цвет может влиять на наше настроение).

Почему это так жизненно важно? Все просто: если вы создаете веб-сайт, который должен отражать идеи природы и всего естественного, вы будете держаться подальше от фиолетового. Поскольку пурпур так редко встречается в естественном мире, его часто считают «искусственным». Однако, если ваш сайт посвящен мебели и роскошному убранству, фиолетовые акценты были бы идеальными, передавая идеи королевской власти, роскоши, богатства и изысканности.

Итак, вы поняли идею. Давайте готовить.

Цвета в рекламе

Я уже упоминал о том, что цвета могут и должны влиять на макет веб-сайта.

На самом деле существует множество простых правил выбора правильных цветовых комбинаций, и большинство из них связаны с тем, как цвет влияет на сознание человека.

Например, если вы продаете товары на своем веб-сайте, вы должны понимать особую роль психологии цвета в онлайн-маркетинге. Красный побуждает нас к действию, олицетворяет агрессивность, возбуждение, а в сочетании с серым — импульсивность. Синий представляет чувствительность в чувствах и лояльность. В онлайн-бизнесе оттенки красного, синего и коричневого оказались «наиболее безопасными». Хотя белый цвет всегда воспринимается как «профессиональный» при просмотре на бизнес-сайте, именно цвет производит первое впечатление.

История психологии цвета

Иоганн Вольфганг Гёте был одним из первых, кто соединил цвет и психологию в своей книге «Теория цвета». В 1947 году Макс Люшер сделал еще один шаг вперед в теории Гете и фактически создал цветовой тест для использования психиатрами, психологами, врачами и другими лицами, связанными с «сознательными и бессознательными характеристиками и мотивами других». Несмотря на простоту, с которой можно проводить тест Люшера, это очень «глубокий» психологический тест, который может выявить множество вещей о личности человека.

Значения цветов

Мне было очень весело с этим. Вы действительно можете распечатать следующие карты и сохранить их для справки — я обещаю, что вы не только будете «выглядеть» более профессионально с набором из них (могу ли я предложить заламинировать их?), но вы сможете быстро и легко выполнять более профессиональные действия. Работа. Эй, мы просто любим вас, ребята, как вы думаете, мы могли бы сделать что-то менее крутое, чем это? 🙂

Психология цвета: карты

Авторское право © . Все права защищены

Макс Люшер и цветовой тест

Макс Люшер и цветовой тест

Макс Люшер (9 сентября 1923 г. — 2 февраля 2017 г.) — швейцарский психотерапевт, разработавший «Цветовой тест Люшера», тест, используемый для измерения психологического состояния человека в соответствии с его цветовыми предпочтениями. Макс Люшер родился в Базеле, Швейцария. Люшер защитил докторскую диссертацию на тему «Использование цветов в психологической диагностике». Этот проект был принят профессорами как «summa cum laude» (с высшей наградой). Люшер опубликовал свой первый цветовой тест в 1947, продолжая обучение в области психотерапии. В этом тесте использовались цветные карты для определения текущего эмоционального состояния участников теста. С 1961 по 1965 год Люшер работал психотерапевтом и педагогом в Берлине. Затем его направили в Психодиагностический институт TIPSAL в Люцерне.

Теория цветов Люшера

Согласно Максу Люшеру, сенсорное восприятие цветов объективно и универсально. Однако цветовые предпочтения субъективны. Следовательно, субъективные ситуации можно объективно измерить, взглянув на выбор цвета человека. Люшер предполагает, что выбор цвета раскрывается таким, какой он есть, а не таким, каким он себя воспринимает или как он хочет, чтобы его воспринимали. Следовательно, черты личности могут быть определены в соответствии с выбором цвета человека. Также ясно, что люди, выбирающие одинаковые цветовые комбинации, будут иметь похожие личности.

Значения цветов в тесте Люшера

В тесте испытуемых просят показать 8 карточек разных цветов и расположить их в порядке предпочтения. Цвета делятся на две группы: «основные цвета» (синий, желтый, красный, зеленый) и «вспомогательные цвета» (фиолетовый, коричневый, серый и черный). Человек, который участвует в тесте, первым выбирает карту своего любимого цвета. Затем он приказывает оставшимся картам понравиться меньше всего, так как карты ему нравятся больше. Числа на обратной стороне каждой карточки оцениваются по справочнику, в котором указаны все комбинации чисел и их значения. Выбор цвета человека свидетельствует о психологическом, психосоматическом и эмоциональном состоянии.
Оценки включают конкретные профессиональные рекомендации о том, как избежать психологических проблем и связанных с ними физических симптомов, а также дополнительную информацию о пероральной и гомеопатической терапии. Цветовые карты, использованные в тесте, указывают на некоторые значения, кратко изложенные ниже:
— Синий: «Глубина эмоций» (пассивный, концентрический-концентрический, спокойный, чувствительный).
— Зеленый: «Гибкость» (пассивный, концентрический, оборонительный, настойчивый, амбициозный, гордый, контролируемый).
— Красный: «Сила воли» (четкий, активный, агрессивный, конкурентоспособный, готовый, взволнованный, горячий).
— Желтый: «Спонтанность» (дискретный, активный, проективный, готовый, выжидательный, веселый).
— Фиолетовый: «Идентификация» (нереальный, желанный, обаятельный, завораживающий).
— Коричневый: «Телесное ощущение» (самопрослушивание, дворник).
— Черный: «Ничто» (нахождение в пустоте, отказ, сдача).
— Серый: «Неактуальность» (не связано, сокрытие).
Кроме того, «основные цвета» в тесте Люшера связаны с четырьмя основными вопросами о жизни человека:
— Синий: приятность и принадлежность. Например: «Что я чувствую к человеку рядом со мной?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *