Тест методика диагностики межличностных отношений лири: «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири)

Тест межличностных отношений Лири — Психологос

Предупреждение: использование психодиагностических методик неспециалистами может привести к недостоверным результатам и нанести прямой или косвенный ущерб испытуемому.

Описание методики

Тимоти Лири

Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)».

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива), можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность.

В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений.

При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я»», «мои партнеры» и т.д.

Инструкция

«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак » – » против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак » + » не ставьте.

После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: «Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. «Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле»; 2. «Мой идеал начальника»).

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Интерпретация результатов

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого.

Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к откровенности.

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант).

Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

Типы межличностных отношений

I.

Авторитарный

13 — 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9 — 12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13 — 16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 — 12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13 — 16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 — 12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 — 8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13 — 16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9 — 12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0 — 8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13 — 16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9 — 12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0 — 8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13 — 16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0 — 8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9 — 16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0 — 8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9 — 16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0 — 8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Первые четыре типа межличностных отношений —1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенден­ций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в от­стаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).

Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).

Текст опросника

Инструкция: Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте её в протоколе крестиком, если не соответствует – ничего не ставьте. Если нет полной уверенности, крестик не ставьте. Старайтесь быть искренними.

  1. Другие думают о нем благосклонно
  2. Производит впечатление на окружающих
  3. Умеет распоряжаться, приказывать
  4. Умеет настоять на своем
  5. Обладает чувством достоинства
  6. Независимый
  7. Способен сам позаботиться о себе
  8. Может проявлять безразличие
  9. Способен быть суровым
  10. Строгий, но справедливый
  11. Может быть искренним
  12. Критичен к другим
  13. Любит поплакаться
  14. Часто печален
  15. Способен проявлять недоверие
  16. Часто разочаровывается
  17. Способен быть критичным к себе
  18. Способен признать свою неправоту
  19. Охотно подчиняется
  20. Уступчивый
  21. Благодарный
  22. Восхищающийся, склонный к подражанию
  23. Уважительный
  24. Ищущий одобрения
  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
  26. Стремится ужиться с другими
  27. Дружелюбный, доброжелательный
  28. Внимательный, ласковый
  29. Деликатный
  30. Ободряющий
  31. Отзывчивый на призывы о помощи
  32. Бескорыстный
  33. Способен вызывать восхищение
  34. Пользуется у других уважением
  35. Обладает талантом руководителя
  36. Любит ответственность
  37. Уверен в себе
  38. Самоуверен, напорист
  39. Деловитый, практичный
  40. Любит соревноваться
  41. Стойкий и упорный, где надо
  42. Неумолимый, но беспристрастный
  43. Раздражительный
  44. Открытый, прямолинейный
  45. Не терпит, чтобы им командовали
  46. Скептичен
  47. На него трудно произвести впечатление
  48. Обидчивый, щепетильный
  49. Легко смущается
  50. Неуверенный в себе
  51. Уступчивый
  52. Скромный
  53. Часто прибегает к помощи других
  54. Очень почитает авторитеты
  55. Охотно принимает советы
  56. Доверчив и стремится радовать других
  57. Всегда любезен в обхождении
  58. Дорожит мнением окружающих
  59. Общительный, уживчивый
  60. Добросердечный
  61. Добрый, вселяющий уверенность
  62. Нежный, мягкосердечный
  63. Любит заботиться о других
  64. Бескорыстный, щедрый
  65. Любит давать советы
  66. Производит впечатление значительного человека
  67. Начальственно повелительный
  68. Властный
  69. Хвастливый
  70. Надменный и самодовольный
  71. Думает только о себе
  72. Хитрый, расчетливый
  73. Нетерпим к ошибкам других
  74. Корыстный
  75. Откровенный
  76. Часто недружелюбен
  77. Озлобленный
  78. Жалобщик
  79. Ревнивый
  80. Долго помнит свои обиды
  81. Самобичующийся
  82. Застенчивый
  83. Безынициативный
  84. Кроткий
  85. Зависимый, несамостоятельный
  86. Любит подчиняться
  87. Предоставляет другим принимать решения
  88. Легко попадает впросак
  89. Легко поддается влиянию друзей
  90. Готов довериться любому
  91. Благорасположен ко всем без разбора
  92. Всем симпатизирует
  93. Прощает все
  94. Переполнен чрезмерным сочувствием
  95. Великодушен, терпим к недостаткам
  96. Стремится покровительствовать
  97. Стремится к успеху
  98. Ожидает восхищения от каждого
  99. Распоряжается другими
  100. Деспотичный
  101. Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку
  102. Тщеславный
  103. Эгоистичный
  104. Холодный, черствый
  105. Язвительный, насмешливый
  106. Злой, жестокий
  107. Часто гневлив
  108. Бесчувственный, равнодушный
  109. Злопамятный
  110. Проникнут духом противоречия
  111. Упрямый
  112. Недоверчивый, подозрительный
  113. Робкий
  114. Стыдливый
  115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
  116. Мягкотелый
  117. Почти никогда никому не возражает
  118. Навязчивый
  119. Любит, чтобы его опекали
  120. Чрезмерно доверчив
  121. Стремится сыскать расположение каждого
  122. Со всеми соглашается
  123. Всегда дружелюбен
  124. Любит всех
  125. Слишком снисходителен к окружающим
  126. Старается утешить каждого
  127. Заботится о других в ущерб себе
  128. Портит людей чрезмерной добротой

Литература

  1. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002.
  2. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство. М., 1990.

Методика диагностики межличностных отношений т. Лири

История создания методики

Одна из попыток создать системную батарею для диагностики меж­личностных отношений индивида принадлежит Т. Лири и его сотрудни­кам. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуали­зированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систе­матизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 более кон­кретизированных вариантов межличностного взаимодействия. На психо­грамме они представлены в виде замкнутого континуума, по периметру которого расположены характеристики стиля межличностного поведения. Полярно по отношению друг к другу расположены варианты негативно коррелирующих между собой типов. Соответственно типам межличност­ного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов (всего 128).

Тест был задуман как инструмент клинической диагностики и про­ходил проверку на валидность путем сопоставления данных этой мето­дики с результатами обследования Миннесотского многоаспектного лич­ностного опросника (MMPI). Была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения и определенными клинически описанными состояниями, проявляющимися аналогично поведенческим характеристикам, что нашло свое отражение в соответствующих подъемах шкал профиля MMPI. Формирование методики Т. Лири происходило на базе использования контрастных, болезненно заостренных моделей меж­личностного стиля поведения, свойственных лицам с психическими от­клонениями.

Первые публикации по применению метода интерперсональной ди­агностики и его адаптированного варианта  диагностики межличност­ных отношений  в СССР относятся к 1972 году. Была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных ко­мандах (Л. Н. Собчик, 1972, 1974), психотерапевтических группах при изучении динамики состояния больных с пограничными нервно-психиче­скими расстройствами (Л.Н. Собчик, с соавторами, 1974, 1982). Г. С. Ва­сильченко и Ю. А. Решетняк исследовали особенности взаимных оценок супружеских пар в контексте проблем, связанных с сексуальными рас­стройствами (1972, 1979). Методика получила широкое применение в сфере изучения взаимоотношений между больным человеком и разными по стилю психотерапевтического воздействия врачами (Л. Н. Собчик, 1982; Л. И. Вассерман, В. В. Бочаров, В. А. Ташлыков, 1985). Работа по изучению проблемы межличностного взаимодействия в производствен­ных и иных малых группах проводилась по данной методике на промыш­ленных предприятиях, в студенческих коллективах, в группах по изучению иностранных языков (Л.Н. Собчик, 1985; М. С. Малешина, 1986 и др.).

Л. Н. Собчик, предлагая модифицированный вариант данной мето­дики, рассматривает феноменологию метода в контексте иной концеп­ции, с позиции индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе формирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, Л. Н. Собчик предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностных свойств, в основе которой лежит теория ведущих тенденций поведения.

Краткая характеристика методики

Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя  свое актуальное «Я». Это образ собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер.

Результаты всех измерений переводятся в так называемую психо­грамму-круг, состоящий из 8 психологических тенденций (октант), кото­рые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях: доминирование  подчинение и дружелюбие  агрессивность. Октанты заключают в себе качества, соот­ветствующие 8 психологическим тенденциям. Метод диагностики меж­личностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Автор данной методики явля­ется последователем идей Г.С. Салливена. Теоретический подход Г.С. Сал­ливена к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т. е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружением личность проявля­ется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символическая идентификация.

Возможности методики

Методика полифункциональна, она при незначительных изменениях в инструкции применяется для исследования представлений субъекта о себе и о других, точности межличностного восприятия, оценки социаль­ного поведения личности, взаимоотношений в малой группе, самооценки, «идеала Я», стиля руководства и др. Методика позволяет производить как количественную, так и качественную интерпретацию полученных данных, сравнивать результаты разных испытуемых. Методика может применяться при изучении проблем не только лиц с пограничными психическими расстройствами, но и на контингенте нормы при изучении социально-психологической структуры учебных, спортивных и производственных групп, а также в процессе решения сложных вопросов кадрового отбора, расстановки кад­ров.

Мотивирование испытуемых

Осуществив диагностику межличностных отношений посредством методики Т. Лири, Вы сможете расширить знания о самом себе, так как после обработки экспериментальных данных получите информацию о ре­зультатах (собственных индивидуальных качествах, влияющих на меж­личностные отношения) и небольшой комментарий. Вы приобретете на­вык работы с методикой. Проведя диагностику, сможете понять, каким образом сложилась Ваша группа и какие личности ее сформировали.

Инструктирование испытуемых

Перед началом исследования нужно дать испытуемым примерно следующую инструкцию:

«Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке, пред­назначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соот­ветствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регист­рационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регист­рационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования».

Тест на самооценку межличностных навыков

Другие люди хорошего мнения обо мне

Я произвожу впечатление на людей

Я умею управлять, командовать

Я могу настаивать на своем мнении

У меня есть чувство собственного достоинства

Я самостоятельный

умею постоять за себя

умею быть равнодушным

умею быть строгим

строг, но справедлив

умею быть искренним

критикую людей

люблю жаловаться

Я часто грущу

Я способен на недоверие

Я часто разочаровываюсь

Я способен критиковать себя

Я способен признать свою неправоту уступчивость

Благодарен

Восхищаюсь, склонен к подражанию

Уважительный

Ищу одобрения

Способен к сотрудничеству, взаимопомощи

Стремлюсь ладить с людьми

2 Дружелюбный, добрый

0003

Внимательный, ласковый

Тактичный

Ободряющий

Отзывчивый на призывы о помощи

Альтруистичный

Авторитетный тип

Вы известны своим диктаторским характером, авторитарностью и деспотичностью. Это тот тип личности, который характеризует лидера в любой командной работе. Вы любите учить людей, наставлять их, полагаться только на свое мнение, не способны принимать советы других людей. Люди замечают ваш властный характер и принимают его. Как насчет ваших друзей? Поделитесь этим тестом, чтобы узнать их тип!

Эгоистичный тип

Вы тот тип человека, который пытается быть выше всех и в то же время быть в стороне от людей. Вы известны своей самовлюбленной, расчетливой, независимой и себялюбивой натурой. Вы предпочитаете перекладывать ответственность на других людей и оставаться в стороне. Более того, для вашего поведения характерны хвастовство, самодовольство и высокомерие. Как насчет ваших друзей? Поделитесь этой ссылкой, чтобы узнать их тип!

Агрессивный тип

Вы жесткий и враждебный человек по отношению к другим людям. Вы известны резким, жестким и агрессивным характером. Иногда это приводит к асоциальному поведению. В общении с окружающими вы требовательны, прямолинейны и строги. Как насчет ваших друзей? Поделитесь ссылкой, чтобы узнать их тип!

Подозрительный тип

Ты словно инопланетянин во враждебном и злом мире. Вы известны своим подозрительным, мстительным и оскорбительным характером. Вы склонны сомневаться во всем. Вы постоянно на всех жалуетесь, всем недовольны. Много сложностей в общении с окружающими, это из-за вашей неуверенности в себе и боязни плохого отношения. Как насчет ваших друзей? Поделитесь ссылкой, чтобы узнать их тип!

Послушный тип

Вы покорный, безвольный человек со склонностью к ненависти к себе, склонный уступать всем и во всем. Ты всегда ставишь себя на последнее место. Вы склонны критиковать и обвинять себя. Вы также известны своей пассивностью, стремлением найти поддержку более сильного человека. Как насчет ваших друзей? Поделитесь ссылкой, чтобы узнать их тип!

Зависимый тип

Вы очень неуверенный в себе человек. У вас навязчивые страхи, тревога, беспокойство по любому поводу. В результате вы зависите от других людей и их мнения. Вы известны такими чертами характера, как послушание, беспомощность, отсутствие способности оказывать сопротивление. Как насчет ваших друзей? Поделитесь ссылкой, чтобы узнать о них больше!

Дружелюбный тип

Вы человек, который дружелюбен и добр ко всем, ориентирован на принятие и социальное одобрение. Вы стремитесь удовлетворить требования всех и для целей малых групп, желаете быть хорошими для каждого человека без учета ситуации, имеете развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильны и подвижны. Как насчет ваших друзей? Поделитесь ссылкой, чтобы узнать их тип!

Альтруистичный тип

Вы сверхответственный человек, который всегда жертвует своими интересами. Вы стремитесь помогать всем и проявлять сочувствие. Иногда ваша помощь может быть немного навязчивой, особенно если вы слишком активно предлагаете ее. Вы также известны тем, что берете на себя ответственность за других людей. Как насчет ваших друзей? Поделитесь ссылкой, чтобы узнать о них больше!

9

Представление межличностных взаимодействий на шкале Роршаха и уровне психопатологии

. 1990 Лето; 54 (3-4): 711-28.

дои: 10.1080/00223891.1990.9674032.

С. Дж. Блатт, С. Б. Тубер, Дж. С. Ауэрбах

  • PMID: 2348351
  • DOI: 10.1080/00223891.1990.9674032

SJ Blatt et al. J Pers Ass. 1990 Лето.

. 1990 Лето; 54 (3-4): 711-28.

дои: 10.1080/00223891.1990.9674032.

Авторы

С. Дж. Блатт, С. Б. Тубер, Дж. С. Ауэрбах

  • PMID: 2348351
  • DOI: 10. 1080/00223891.1990.9674032

Абстрактный

Недавние теоретические формулировки подчеркивают важность качества межличностных отношений в развитии личности и психопатологии и привели к созданию методов оценки репрезентации межличностных переживаний. Шкала взаимности автономии Уриста (МОА) является одним из наиболее часто используемых методов оценки качества межличностных отношений путем оценки взаимодействий, отображаемых на шкале Роршаха между людьми, животными и/или вещами. Это исследование взаимосвязи шкалы МОА с независимыми оценками межличностных отношений и клинических симптомов в группе подростков и молодых людей с серьезными расстройствами, недавно поступивших в стационарное стационарное учреждение длительного пребывания, показало, что среднее качество взаимодействий, отображаемых на Роршах в значительной степени связан с тяжестью клинических симптомов и наличием расстройства мышления, но не с качеством межличностных отношений. Кроме того, изображение по крайней мере одного интенсивно злонамеренного и деструктивного взаимодействия на тесте Роршаха коррелирует в первую очередь с показателями расстройства мышления и нарушенной проверкой реальности, тогда как отсутствие хотя бы одного взаимного и доброжелательного взаимодействия коррелирует с нарушением способности к социальной адаптации. например, неадекватное межличностное поведение и немодулированный аффект). Относительная неспособность дать хотя бы один взаимный доброжелательный ответ также коррелирует с тяжестью клинических симптомов. Хотя шкала МОА была разработана для оценки объектных отношений, кажется, что она более последовательно оценивает аспекты психопатологии, такие как тяжесть клинических симптомов и степень расстройства мышления, и только во вторую очередь качество межличностных отношений.

Похожие статьи

  • Изучение конструктивной валидности шкалы взаимности автономии Роршаха (MOA).

    Бомбель Г., Михура Д.Л., Мейер Г.Дж. Бомбель Г. и др. J Pers Ass. 2009 май; 91(3):227-37. дои: 10.1080/00223890902794267. J Pers Ass. 2009. PMID: 19365763

  • Психологическая оценка репрезентации объекта.

    Блатт С.Дж., Лернер Х. Блатт С.Дж. и соавт. J Pers Ass. 1983 г., февраль; 47 (1): 7–28. дои: 10.1207/s15327752jpa4701_2. J Pers Ass. 1983. PMID: 6834235

  • Репрезентативные структуры и психопатология: анализ спонтанных описаний себя и значимых других у пациентов с различными психическими расстройствами.

    Бенедик Э. Бенедикт Э. Психиатр Дануб. 2009 март; 21(1):14-24. Психиатр Дануб. 2009 г.. PMID: 19270617

  • Психоаналитический взгляд на «специальные баллы» Комплексной системы Роршаха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *