Тест на фрустрацию – Тест на фрустрацию. Пройти онлайн тест бесплатно

Тест розенцвейга взрослый вариант пройти онлайн: да ничего все нормально

Пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно

Суть методики и ее описание

Данная методика направлена на определение реакции на неудачу и изучение способов, выбранных тестируемым для разрешения возникших сложностей. Другими словами, объектом анализа выступает индивидуальная фрустрация – тип эмоционального состояния, выражающийся во внутреннем беспокойстве индивидуума как результате реакции на негативные события последних дней. Представленная методика, позволяющая сегодня пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, дает возможность изучить реакцию испытуемого на:

  • Агрессию
  • Апатию
  • Идентификацию
  • Компенсацию
  • Перемещение
  • Подавление
  • Проекцию
  • Рационализацию
  • Регрессию
  • Фантазию
  • Фиксацию
  • Относящаяся к классу проективных тестов, она предлагает тестируемому 24 жизненных ситуации. В 16 из них воспроизводится сцена какого-то момента жизни, где человек сталкивается с определенными препятствиями. В 8 тестируемый условно является объектом обвинения. При этом обе группы ситуаций имеют общий раздражитель – тот фактор, который активировал режим «столкновения с препятствием», а после вызвал ощущение фрустрации. При этом абсолютно не играет роли как человек, решивший пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, воспринимает происходящее – как «препятствие» или как «обвинение».

    Выявление скрытой агрессии и фрустрации – прикладной значение методики

    Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга ставит главной задачей – вывить скрытую враждебность испытуемого. При этом он предполагает дополнительно определение типа агрессии:

  • Внешняя (экстрапутивная) – направлена на все, что человека окружает
  • Внутренняя (интропутивная)– в роли объекта агрессии выступает сам испытуемый
  • В никуда (инпутивная)– являющаяся следствием отрицания фрустратора
  • При этом барьер (фрустратор) также мог быть неоднозначным:

  • Лишение – отсутствие возможности достичь поставленную цель
  • Потеря – лишение какой-то вещи, близкого человека, внутренней силы и т.д.
  • Конфликт – наличие ситуации, вызывающей внутреннее напряжение
  • Попутно выделялось такое понятие, как «фрустрационная толерантность» – устойчивость тестируемого к фрустрирующим ситуациям (отсутствие выраженной реакции на раздражитель).

    В конечном итоге лицам, решившимся пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, помогали не только определить адекватность реакций на происходящее, но и выявить наиболее часто используемые тестируемым способы его преодоления.

    Теоретические основы

    Каждый из полученных ответов, согласно теории Розенцвейга**, оценивается по 2-м критериям:

  • Направлению реакции
  • Типу реакции
  • В свою очередь, направление реакции может быть экстрапунитивным, интропунитивным и импунитивным. Первый тип направления реакции выражается в проявлении агрессии к внешней среде. Здесь акцент ставится на степени фрустрирующей ситуации. Индивидуум передает право разрешения проблемы кому-то на стороне. Второй тип характеризует человека с глубоким чувством самокритики. Источником проблем и лицом, способным их решить, он видит исключительно себя. Третий тип говорит о том, что человек видит происходящее следствием неизбежности. Решив пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, он в конечном итоге выясняет, что «его» решение проблем зависит только от времени и терпения.

    Тип реакции бывает препятственно-доминантным, самозащитным и необходимо-упорствующим. Первый акцентирует внимание на «препятствии» вне зависимости от того, какую оценку ему дает сам тестируемый – положительную, нейтральную или отрицательную. Второй берет за основу самозащиту. Испытуемый всеми силами пытается найти себе оправдание, ищет причины возникновения проблемы вовне. Третий тип предполагает взятие установки на удовлетворение собственных потребностей. Человек в зависимости от ряда сторонних факторов имеет разные взгляды на происходящее в то или иное время.

    Он либо ищет пути разрешения конфликта, либо перекладывает эту ответственность на другого, либо позволяет ситуации «плыть по течению», надеясь на ее разрешение спустя необходимое для этого время.

    Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

    В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эври­стическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.

    В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.

    1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологи­ческая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.
    2. Автономный уровень, называемый также уровнем не­медленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, стра­данию, ярости, а на физиологическом — биологическим изменени­ям типа «стресса».
    3. Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это -уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.

    Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг под­черкивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. На­пример, серия психических состояний: страдание, страх, беспо­койство, — относясь в принципе к трём уровням, на деле пред­ставляют колебания; страдание относится одновременно к уров­ням 1 и 2, страх — к 2 и 3, только беспокойство — исключительно к уровню 3.

    Розенцвейг различает два типа фрустрации.

    1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
    2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво­рению потребности.

    Данное уже определение фрустрации относится главным образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство экспериментальных исследований. Примером вторичной фруст­рации может служить: субъект, голодая, не может поесть, по­скольку ему мешает приход посетителя.

    Было бы естественно классифицировать реакции фрустра­ции, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг счи­тает, что современное отсутствие классификации потребностей не создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что могло бы стать основой классификации.

    Рассматривая пресеченные потребности, можно различать два типа реакций.

    1. Реакция продолжения потребности. Она возникает посто­янно после каждой фрустрации.
    2. Реакция защиты «я». Этот тип реакции имеет в виду судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях угрозы личности.

    В реакции продолжения потребности она имеет целью удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В ре­акции защиты «я» факты более сложны. Розенцвейг предложил разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классифика­цию для основы своего теста.

    1. Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст­вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, — гнев и возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, за­тем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму проекции.
    2. Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувст­ва, связанные с ними, — виновность, угрызения совести.
    3. Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить­ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас­сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра­зом.

    Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фру-стрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по­требностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее заместительный и в максимальном случае символический.

    И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения, адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в какой они представляют прогрессивные тенденции личности ско­рее, чем регрессивные.

    В ответах продолжения потребностей можно различить два крайних типа.

    1. Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по прямой линии вопреки препятствиям.
    2. Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не­определенно и глупо.

    В ответах защиты «я» также различают два типа.

    1. Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельст­вами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми способностями и проваливается в своём предприятии. Если он обвиняет в провале себя — его ответ адаптивен.
    2. Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале, который вызван на самом деле ошибками других людей.

    Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.

    • К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необхо­димых средств для достижения цели или удовлетворения потреб­ности. Лишения бывают двух видов — внутренние и внешние. В ка­честве иллюстрации «внешнего лишения», т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. При­мером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувст­вует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он на­столько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаим­ность.
    • Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов — внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит сле­дующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
    • Третий тип фрустратора — конфликт: внешний и внутрен­ний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг при­водит пример с человеком, который любит женщину, остающую­ся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блоки­руется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

    Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фруст­рацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделе­ны конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояни­ям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.

    Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать, что психические состояния при потере, лишении и конфликте весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных по­терях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, си­лы и значимости их.Важную роль играют индивидуальные особенности субъек­та: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей совершенно разные реакции.

    Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность.

    Наряду со стеническими проявлениями фрустрации суще­ствуют и астенические реакции — депрессивные состояния. Для депрессивных состояний типичны чувство печали, сознание не­уверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы вре­менного оцепенения.

    Регрессиякак одна из форм проявления фрустрации — это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.

    Выделяя регрессию как универсальное выражение фруст­рации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустра­ции в известной примитивности переживаний и поведения суще­ствуют (при препятствиях, например, слёзы).

    Подобно агрессии, регрессия не обязательно является ре­зультатом фрустрации. Она может возникать и по другим причи­нам.

    Эмоциональностьтакже является одной из типичных форм фрустрации.

    Фрустрация различается не только по своему психологиче­скому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие формы психического состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть про­должительными настроениями.

    Фрустрация как психическое состояние может быть:

    1. типичной для характера человека;
    2. нетипичной, но выражающей начало возникновения но­вых черт характера;
    3. эпизодической, преходящей (например, агрессия типична для человека несдержанного, грубого, а депрессия — для человека неуверенного в себе).

    Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важ­ности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к фрустрирующим ситуациям.Она определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло­гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от­ветов.

    Существуют разные формы толерантности.

    1. Наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без любых сетований на себя.
    2. Толерантность может быть выражена в напряжении, уси­лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.
    3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав­нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры­ваемое озлобление или уныние.

    В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности. Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрационной толерантности?

    Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается даль­нейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других ас­пектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормаль­ный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не приобретает способности разрешить благоприятным способом проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограниче­ния, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопро­тивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фруст­рации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заклю­чается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нуж­но вести себя по отношению к нему.

    Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 годупод названием тест «рисуночной ассоциации», или «тест фрустрационных реакций».

    Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

    Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

    Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

    Инструкция для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка (приложение в отдельных папке). На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

    Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

    Оценка теста:

    Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. По направлению реакции подразделяются на:

    а) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

    б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

    в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

    Реакции различаются также с точки зрения их типов:

    Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

    Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

    Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

    Для обозначения направления реакции используются буквы: Е – экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные реакции, М – импунитивные.

    Типы реакций обозначаются следующими символами: OD – «с фиксацией на препятствии», ED – «с фиксацией на самозащите», NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

    Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

    Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

    Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (М), а по типу реакции – «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP).

    Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение. В том случае, если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обо значается прописными буквами без значка (Е, I, M). Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m). Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

    Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

    Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации №1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».

    Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

    Е’ – «Как это неприятно».

    I’ – «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).

    М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».

    Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа».

    I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».

    М – «Ничего особенного».

    е – «Вам придется почистить».

    i – «Я почищу».

    m – «Ничего, высохнет».

    Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами. Например, если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii. В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.

    Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов
    Взрослый вариант
    ODEDNP
    Е’. Если в ответе подчеркивается наличие препятствия. Например: «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати». (рис.9). «А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе». (8). Встречается главным образом в ситуациях с препятствием. Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо В окружении. Пример: «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте». (9). «Изношенный механизм, новыми их уже не сделать». (5). «Мы уходим, она сама виновата». (14). Е. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21) е. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример: «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу». (18). «Она могла бы объяснить нам, в чем дело». (20).
    I’. Фрустирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение. Пример: «Мне одному будет даже проще». (15). «Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу». (24). I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Пример: «Это я опять пришел не вовремя» (13). JL Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, Призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу». (19) i. Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность. Пример: «Как нибудь сам выкручусь». (15). «Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину». (12).
    М’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию. Пример: «Опоздал так опоздал». (4). М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Пример: «Мы же не могли знать, что машина сломается». (4). m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Подождем еще минут 5».(14). «Было бы хорошо, если бы это не повторилось.».(11).

    Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.

    За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой – другую.

    Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I’, е, i, m) выносятся в таблицу.

    Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице.

    Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+». Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «–». Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого. Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.

    Пример заполнения таблицы ответов испытуемого

    № рисункаОбщая таблица GCR для взрослых
    ODEDNP
    1М’Е
    2I
    3
    4
    5I
    6Е
    7Е
    8
    9
    10Е
    11
    12Еm
    13е
    14
    15Е’
    16Е;I
    17
    18Е’е
    19I
    20
    21
    22М’
    23
    24М’
    Таблица 3 для пересчета в проценты GCR для взрослых

    Следующий этап – заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 5 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен «Ее», то значение «Е» будет равняться 0,5 и «е», соответственно, тоже 0,5 балла. Полученные числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.

    «Таблица профилей»
    ODEDNPсумма%
    Е
    I
    М
    сумма
    %
    Таблица для пересчета в проценты

    Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, CD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

    На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

    Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.

    Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы до лучи л и ОД – 10, ED – 6,NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.

    Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е > Е’ > М.

    Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» иситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчетЕ и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.

    Анализ тенденций

    Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого окстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

    Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

    Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «–» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле: (а-б):(а+б). Где «а» – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1–12), а «б» – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

    Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

    Анализируются пять типов тенденций:

    Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе ОД. Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.

    Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M.

    Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.

    Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.

    Тип 5. Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4).

    Аналогично рассматриваются графы ED и NP. В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.

    Интерпретация:

    Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

    Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т.е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации».

    Во-вторых, изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

    Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

    Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

    В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

    Стимульный материал к методу рисуночной фрустрации Розенцвейга

    Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

    Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

    • Тест «Сказка»
    • Рисуночный тест «Я и группа»
    • Цветовой тест М. Люшера
    • Цветовой тест М. Люшера
    • Графическая беседа «Мой круг общения»
    • Методика «Рисунок семьи»
    • Методика Рене Жиля
    • Методика «Заданная сказочная ситуация»
    • Тест юмористических фраз (ТЮФ)
    • Оценка проведения рисуночных методик

    eg-nsk.ru

    как тестировать детей с его помощью

    Главная→Лечение кашля→Тест на фрустрацию. Фрустрационный тест Розенцвейга: как тестировать детей с его помощью

    2. ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА (детский вариант)

    Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.

    Инструкция

    «На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации ? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».





























    3. ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

    (А.Я. Варга, В.В. Столин)

    Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

    Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

    Структура настоящего опросника была построена на основе математического выявления значимых факторов. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной , 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник».

    Валидность опросника определялась методом контрастных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, было показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

    Содержание

    Стимульный материал:

    1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

    2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

    3. Я уважаю своего ребенка.

    4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

    5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

    6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

    7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

    8. Мой ребенок часто неприятен мне.

    9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

    10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

    11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

    12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

    13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

    14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

    15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

    16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

    17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

    18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

    19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

    20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

    22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

    23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

    24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

    25. Я жалею своего ребенка.

    26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

    27. Я с удовольствием провожу с

    zaribko.ru

    ФРУСТРАЦИОННЫЙ ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ Л.Н.Собчик

    ФРУСТРАЦИОННЫЙ ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕСТ (ФВТ)

    (Л.Н.Собчик)

    Обзор

    Проективная методика исследования личности, предназначенная для изучения: поведения индивида в ситуации фрустрации; реакций страха, тревоги, агрессии. Данный тест продолжает «традиции» изучения фрустрации как психологического феномена, заложенные С.Розенцвейгом (см. Розенцвейга рисуночной фрустрации методика).

    Стимульный материал представлен различными гипотетическими ситуациями, на которые испытуемому необходимо дать ответы в свободной форме. Круг фрустрирующих ситуаций затрагивает такие области межличностного взаимодействия как отношения со значимыми близкими людьми (отец, мать, жена, муж, дочь, сын), а также сферу делового взаимодействия и бытового общения.

    В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор в первую очередь исходил из следующих посылок:

    1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.

    2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.

    3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

    Для учета и формализации данных обследования, по мнению автора, оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответы-высказывания (Что бы я сказал?) но и описание испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.

    Разработана достаточно подробная интерпретационная схема, позволяющая проводить качественно-количественный анализ полученных результатов.

    Практическое применение теста показало его надежность и меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на измерение агрессивности.

    Содержание

    Стимульный материал.

    Что бы я сказал(а) и что бы при этом почувствовал(а), если бы»…

    1. Мой отец сказал мне:

    а/ Ну и дурацкая у тебя прическа!

    b/ Ты совсем не следишь за своим здоровьем!

    c/ До чего же у тебя противный характер!

    d/ Неужели нельзя зарабатывать побольше?

    е/ Так тебе и не удалось ничего в жизни добиться!

    f/ Ты ни в чем не разбираешься, поэтому и не спорь со старшими!

    g/ Бессовестный ты человек, ничего для отца сделать не хочешь!

     

    2. Моя мать сказала мне:

    а/ Нужно же такое нагородить на голове!

    b/ Ты питаешься так, что бы окончательно испортить свое здоровье!

    с/ С тобой никогда ни о чем договориться нельзя!

    d/ Опять ты без денег и мать должна тебе помогать!

    е/ Мне стыдно людям сказать, кто ты у меня и чем занимаешься!

    f/ Ты так мало знаешь и так много мнишь о себе!

    g/ И не стыдно тебе вести себя так безнравственно!

     

    (для женатого мужчины)

    3. Моя жена сказала мне:

    а/ У тебя как-то изменилось лицо, раньше ты мне больше нравился.

    b/ Какой-то ты стал вялый, бледный, и аппетит хуже, чем раньше…

    с/ До чего же ты тяжелый человек, ни в чем с тобой не нахожу взаимопонимания!

    d/ Опять у тебя нет денег! Куда они делись?

    е/ Твой дружок опять пошел на повышение! А ты что же?

    f/ Боже, какое невежество! Ты не читал Набокова!

    д/ Как ты можешь так оскорблять меня, слабую женщину!

     

    (для замужней женщины)

    4. Мой муж сказал мне:

    а/ Ну и платье ты напялила: оно идет тебе как корове седло!

    b/ Что-то у тебя плохой цвет лица и бледность нехорошая.

    с/ Более склочной женщины я в жизни не встречал.

    d/ Наше жилье выглядит убого, никакого уюта!

    e/ В конце концов — что ты из себя представляешь, чтобы предъявлять мне какие либо претензии.

    f/ Боже, какая ты серость!

    g/ Ты просто бессовестная и корыстная женщина!

     

    (если имеется сын или дочь)

    5 Моя дочь сказала мне:

    a/ И прическа, и одежда у тебя старомодные!

    b/ Опять ты не следишь за свои весом, не придерживаешься диеты!

    c/ И все то ты меня мучаешь, и все тебе не так!

    d/ Опять ты мне не можешь дать необходимую сумму! Мы что — нищие?

    е/ Мне не хочется знакомить тебя с моим другом, неловко — что ты из себя представляешь?

    f/ Боже мой, ты даже не знаешь что такое «Высокая мода»!

    g/ Тебе никого не жалко!

     

    6. Мой сын сказал мне:

    а/ Ну и видок у тебя! Приведи себя в порядок — мои друзья могут зайти!

    b/ Ты последнее время все хандришь!

    с/ Надоело твое постоянное ворчание и недовольство! Сколько можно пилить человека!

    d/ Вечно тебе для сына жалко лишней сотни ?

    е/ Всю жизнь вкалывать и ничего особенного не добиться — как это тебя угораздило!

    f/ A ты знаешь, что такое «Тяжелый металл»?

    g/ Тебе нет никакого дела до моих проблем!

     

    7. Мой приятель:

    а/ Да тебя разнесло как на дрожжах!

    b/ Что-то ты плохо выглядишь?

    с/ А ты, как всегда, со своим особым мнением?

    d/ Что-то не заметно, чтобы тебе привалило богатство!

    е/ А ты все на прежнем месте работаешь?

    f/ Как, ты не можешь ответить на такой простой вопрос? В твоем возрасте каждый образованный человек в этом разбирается!

    g/ Слушай, а ведь ты поступаешь некрасиво, не по-приятельски!

     

    8. Моя приятельница:

    a/ Такая как у тебя прическа уже давно не в моде.

    b/ У тебя болезненный вид, сходи к врачу.

    c/ Ну, с тобой спорить бесполезно, твое упрямство давно известно

    d/ А ты по-прежнему бедствуешь?

    e/ Так тебе и не удалось чего-то в жизни добиться?

    f/ Боже, с тобой и поговорить не о чем: ничего не читаешь, в театр не ходишь…

    g/ НУ, тебе подвести человека — ничего не стоит.

     

    9. Мой сотрудник (соученик):

    a/ Ты в последнее время потерял форму.

    b/ Смотрю, ты ходишь как-то осторожно — болит что-нибудь?

    с/ Ну, ты и зануда!

    d/ Что, опять ни на что денег не хватает? Одолжить тебе немного, что ли?

    е/ А тебя с премией опять обошли?

    f/ У меня вопрос один назрел, но ты вряд ли сможешь мне на него ответить.

    g/ Кто бы меня в трудную минуту выручил? Может быть, ты мне поможешь? Но это — большая жертва.

     

    10. Моя сотрудница (соученица):

    а/ Ну и вид у тебя, страшнее войны!

    b/ Я последнее время замечаю, что у тебя усталый и болезненный вид.

    с/ Думала, сумею с тобой договориться, но с твоим характером это невозможно.

    d/ Твоя необеспеченность тебя вполне устраивает?

    е/ Ты так и будешь всю жизнь на побегушках у тех, кто чего-то добился в жизни?

    f/ Ты мне можешь что ни будь рассказать об импрессионистах, или это- за пределами твоих интересов?

    g/ Что за эгоизм с твоей стороны — так подвести весь коллектив!

     

    11. Мой начальник (руководитель, директор):

    а/ В таком виде на работу ходить не стоит.

    b/ Вы опять на больничном? А работу за Вас кто будет делать?

    с/ С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне — другое! Трудный у Вас характер.

    d/ Все сотрудники внесли на мероприятие необходимую сумму, Вы беднее других?

    е/ Уж Вам то в ближайшее время повышение по службе не угрожает.

    f/ Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.

    g/ На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести меня, и весь коллектив!

     

    12. (для подростка).

    Мой преподаватель, директор:

    а/ В таком виде в школу (в институт) ходить не стоит.

    b/ Вы опять на больничном? А учиться кто за Вас будет?

    с/ С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне — другое! Трудный у Вас характер!

    d/ Все ученики внесли на мероприятие необходимую сумму, Вы беднее других?

    е/ Уж Вам то закончить нормально обучение вряд ли удастся.

    f/ Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.

    g/ На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести меня, и весь коллектив!

     

    13. Уличные контакты:

    а/ Прохожий в мой адрес: Ну и чучело!

    b/ Пассажир в автобусе: Садитесь, ведь Вы еле на ногах стоите больны наверное…

    c/ Пассажир в вагоне метро — мне: Ну и склочная Вы личность Вам бы только учить других — как себя вести!

    d/ Продавец в магазине: Не трогайте товар! Это Вам не по карману

    g/ В кинозале сидящий сзади: Ходят тут всякие, строят из себя, а на деле

    f/ Продавец книжного лотка: Ну, эта книга не про Вас. Сложновато — не осилите!

    g/ Прохожий у входа в метро: Пропустите немедленно! Не видите — я тороплюсь!

    Ключи

    Алгоритм обработки результатов.

    Варианты возможных ответов.

    Высказал:

    Высказывания или действия:

    Почувствовал:

    Чувства:

    Агрессивные действия в адрес обидчика.

    Резкие высказывания.

     

    Убью! Уничтожу! Стукну! Двину! Дам пощечину!

     

    Оценка и в том и в другом варианте – 6 баллов.

     

     

     

     

    Ярость, злость, ненависть

    Ругань, обвинения в адрес обидчика.

     

    Пошел ты…!

    Ах ты дрянь!

    Сам дурак (дура)!

    На себя посмотри(те)!

    Не Ваше (не твое) дело!

     

    Оценка – 5 баллов.

     

     

     

    Возмущение, гнев.

    Отрицание вины.

     

    Это не так!

    Неправда!!

    Ничего подобного!

    Не могу с этим согласитьтся.

     

    Оценка – 4 балла.

     

     

     

    Раздражение, обида

     

    Стремление оправдаться или ссылка

    на обстоятельства, смягчающие вину:

     

    Возможно это так, но иначе не получается.

    Да, но этому есть причины.

    Нехорошо, но – что поделаешь.

    Так вышло, но это – не моя вина.

     

    Оценка – 3 балла.

     

     

     

     

    Неловкость

    Признание вины:

     

    Да, нескладно вышло.

    Приходится признать, что это – моя вина.

    Прошу извинить меня.

    Вы правы (ты прав).

     

    Оценка – 2 балла.

     

     

     

     

    Стыд, смущение

    Обвинение в свой адрес,

    выраженное чувство вины:

     

    Вечно у меня все хуже, чем у всех!

    Это – мой злой рок!

    Так мне и надо!

    Я виноват. Прости(те)!

     

    Оценка – 1 балл.

     

     

     

     

    Самобичевание, недовольство собой

     

    Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются в суммарные по двум категориям: высказывания и чувства. Таким образом, 5, 6 баллов — выраженная внешнеобвиняющая агрессия. 1, 2 балла — выраженная аутоагрессия.

    Данные исследования в баллах проставляются в соответствующих ячейках регистрационного бланка (см. ниже Регистрационный бланк к тесту ВФТ), определяются сферы отношений, вызывающих у обследуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, что позволит выстроить иерархию ценностей обследуемого лица.

    Затем:

    1.суммируются баллы в вертикальных столбцах и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволит выявить усредненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории;

    2. суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей) баллы в горизонтальных строках, что поможет составить представление о наиболее напряженной потребности.  — это сумма всех баллов по вертикали, деленная на число лиц, n, вызывающих фрустрацию у испытуемого своими высказываниями; лица выбираются в зависимости от ситуации и возраста испытуемого. ( max (а, b, с, d, e, f, g) = наиболее значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию. ( min (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) = значимые другие, в присутствии которых повышается самоконтроль.

     

    Если значимо больше чем

    (или наоборот), то выявляется разница в проявленной агрессивности в контактах с противоположным полом. В частности, в первом случае (когда первая величина больше второй) выявляется более агрессивное отношение к женщинам, а во втором — большая агрессия направлена на представителей мужского пола.

    Ключ:

    Оценка агрессивности.

       

        

    Высказал:

        

    Почувствовал:

    Агрессивные угрозы, обещания,

    расправы, желание ударить

    6 баллов

    Ярость, злость.

     

    Ругань, обвинения в адрес обидчика

     

    5 баллов

     

    Возмущение, гнев.

     

    Отрицание вины

     

    4 балла

     

     

    Раздражение, обида

    Стремление оправдаться или ссылка

    На обстоятельства, смягчающие вину

     

    3 балла

     

    Неловкость

    Признание вины

     

    2 балла

    Стыд, смущение

    Обвинения в свой адрес, самобичевание

     

    1 балл

    Чувство вины, приниженности

     

    Регистрационный бланк ВФТ

    Фрустрированные ценности

    Источник фрустрации

    a

    b

    c

    d

    e

    f

    g

      

    1

    отец

        

       

       

       

       

        

        

     1/n

    2

    мать

        

       

        

        

       

      

       

     2fn

    3

    жена

        

       

       

       

       

       

      

     3/n

    4

    муж

        

       

       

       

       

       

       

     4/n

    5

    дочь

        

       

       

        

      

       

      

     5f/n

    6

    сын

       

      

      

      

      

       

       

     6/n

    7

    приятель

       

      

      

     

       

       

       

     7/n

    8

    приятельница

       

      

       

       

       

       

       

     8/n

    9

    сотрудник

       

      

      

       

       

      

       

     9/n

    10

    сотрудница

       

       

      

       

       

       

       

     10/n

    11-12

    начальство

        

      

      

       

      

       

       

     11/n или

     12/n

    13

    посторонние

        

       

       

       

       

       

       

     13/n

       

       

        

       

       

       

       

       

     общ.

    ценн.

       

     a

     b

     c

     d

     e

     f

     g

       

        

    n

    n

    n

    n

    n

    n

    n

    общ.

                                                                                                                                           общ. сумма

    Анализ

    Интерпретация.

    Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие фрустрация в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, автор методики имеет в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку. В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется:

    1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта;

    2) как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия;

    3) как стремление подавить и те и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта.

    Естественно, «выбор» типа реагирования в основном — непроизвольный, но в значительной степени зависящий от базисных свойств личности.

    В целом преобладание ответов, оцениваемых в среднем 3 или 4 балла характерно для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности, при этом оценка 3 характерна для лиц с умеренно выраженными гипотимными, тормозимыми чертами. Преобладание оценок 4 более характерно для стеничных, активных, оптимистичных личностей. Агрессивность внешнеобвиняющая — 5 или 6 свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим самоконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя — 2 или даже 1 балл — характерна для гипотимных акцентуаций, то есть лиц с тревожно-мнительными чертами, сензитивных, пессимистичных интровертов.

    Низкая агрессивность как правило обнаруживается в той сфере межличностных отношений, которая свехзначима и способствует блокировке агрессии или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные эмоциональные проявления.

    Ценности:

    а/ внешний вид

    b/ здоровье

    с/ характер

    d/ благополучие

    e/ социальный статус

    f/ кругозор

    g/ нравственность.

    Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом проявляется значительным перевесом баллов агрессивности в отношении особ собственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола. Максимальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наиболее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг наиболее значимых контактов определяется наиболее низкими баллами, то максимальные баллы выявляются в наименее значимой сфере отношений. Для большинства это — уличные контакты. Высокая агрессивность выявляется также в зоне наиболее неблагополучных контактов, в зоне конфликта.

    Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные показатели выраженной агрессивности (  /п равняются 5 или 6 баллов) у эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, паранойяльных и эксплозивных. У сензитивных, интровертных, тревожных и индивидуалистичных личностей значимо чаще встречались самообвиняющие реакции ( /n = 1 или 2 балла). Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или генерализованной при выраженной аффективной неустойчивости.

    studfiles.net

    Тест на сексуальную фрустрацию : evo_lutio — LiveJournal

    Этот тест — для женщин. Для мужчин — другой.

    Тест очень простой, а простые тесты не очень точны (потом покажу более сложные и точные).

    Однако, с помощью этого теста вы можете примерно прикинуть уровень своей сексуальной фрустрации.

    Уровень сексуальной фрустрации — это то, насколько хорошо подключен или, наоборот, заблокирован ваш ресурс секса. При сильной сексуальной фрустрации человек становится асексуальным, а иногда у него развиваются мучительные сексуальные девиации. При полном отсутствии фрустрации сексуальная энергия поступает хорошо. Это не означает, что человек как-то особенно продвинут в сексе, данный тест прокачку ресурса не определяет, только свободный или несвободный доступ сексуальной энергии (в настоящий момент, то есть в момент прохождения теста, все может меняться).

    Нужно ответить на все вопросы честно, без лукавства, без подтасовки. Каждому утверждению нужно присвоить ответ «да» «может быть» (наверное, возможно, иногда и т.д.) или «нет».

    Каждый ответ имеет оценку баллами. ДА – 10, НЕТ – 0, МОЖЕТ БЫТЬ – 5.

    Дальше баллы нужно подсчитать и оценить уровень своей сексуальной фрустрации.

    Итак. Верны ли эти утверждения по отношению к вам?

    1. Слыша об изнасиловании женщины, вы испытываете желание убить насильника.

    2. Изнасилование – хуже, чем побои, даже если второе заканчивается тяжелыми физическими травмами.

    3. Если на вас похотливо смотрит незнакомый мужчина не очень приятной наружности, вы испытываете сильное омерзение.

    4. Все вокруг помешаны на сексе, а вас раздражает обилие этой тематики.

    5. Сексистские словечки вроде «телка» «я бы вдул» вызывают у вас гнев, даже если относятся не к вам.

    6. Порнография отвратительна как явление, это — унижение женщины.

    7. Быть женщиной в этом мире намного сложней, чем мужчиной.

    8. Выделения человеческого тела обычно неприятны: пот, слюни, сперма – это гадость.

    9. Вы можете заниматься сексом только с тем, кто вас по-настоящему любит.

    10. Перед сексом душ — строго обязательно.

    11. Анальный секс недопустим никогда.

    12. Откровенное и жесткое доминирование мужчины в сексе отвратительно.

    13. Без секса жизнь не становится хуже, нисколько.

    Все. Теперь подсчитайте баллы и смотрите результаты.

    0-25 – уровень сексуальной фрустрации у вас очень низкий, возможно, ее нет вообще, то есть сексуальный ресурс подключен нормально.

    30-60 — уровень сексуальной фрустрации у вас выше нормы, есть проблемы с восприятием своей сексуальной роли и с отношением к сексу, нужны особые условия, чтобы секс был вам интересен.

    65-100 – уровень сексуальной фрустрации довольно высокий, сексуальные порывы бывают, но короткие, а чаще об этом неприятно думать.

    105-130 – очень высокий уровень сексуальной фрустрации, ваш ресурс секса либо наглухо заблокирован, либо изредка мучает вас аддикцией (девиантной скорее всего), а потом опять блокируется.

    (С)Марина Комиссарова

    evo-lutio.livejournal.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *