Тест на конформизм — «Конформность-внушаемость» Клаучек, Деларю
Перейти к содержаниюSearch for:
Инструкция: чтобы узнать свой уровень конформности, склонности к изменению мнения или поведения под давлением других людей, ответьте на 20 вопросов психологического теста –личностного опросника, составленного по методике С.В.Клаучека и В.В.Деларю, в формате «Да» или «Нет».
Пройдите на сайте тест на конформность онлайн, который используется в современной психологии для диагностики наличия собственного мнения и собственной позиции, уровня приспособленчества – пассивного принятия существующего порядка вещей. Вы узнаете результат бесплатно после ответа на последний вопрос.
Содержание
- Что нужно знать о конформности и конформизме?
- Кому нужно пройти тестирование?
- Интерпретация результатов
- Как избавиться от конформного поведения?
Что нужно знать о конформности и конформизме?
Конформизмом называют жизненную позицию, характеризующуюся пассивным следованием за большинством, «слепым» подчинением правилам, нормам, установкам определенной группы людей или социума в целом.
- слабая информированность;
- недостаток образования;
- низкий интеллект;
- плохие коммуникативные навыки;
- равнодушие ко всему происходящему вокруг;
- низкое социальное положение в обществе;
- ошибки в воспитании;
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность;
- страх перед одиночеством и т.д.
На уровень конформности человека влияют различные факторы, среди которых – возраст, тип нервной системы, социальное положение, личностные черты, а также ситуация и межличностные отношения в группе.
Кому нужно пройти тестирование?
Психологические тесты на конформность и конформизм нужно пройти каждому человеку для оценки психологической зрелости и уверенности в себе.
Интерпретация результатов
Результат теста указывает на уровень конформности – слабая, умеренная, сильная. Он требует дополнительной диагностики для построения психологического портрета личности. Вам нужно обратиться к практикующему психологу, который поможет оценить все плюсы и минусы присущей вам конформности в разных жизненных ситуациях.
Как избавиться от конформного поведения?
Конформное поведение имеет свои плюсы и минусы. В некоторых ситуациях следование правилам очень помогает. Если же конформность приносит вам дискомфорт, от нее нужно избавляться. Для этого рекомендуется развивать коммуникативные навыки, ставить цели и задачи на ближайшее будущее, контролировать их выполнение, а также поднимать самооценку и снижать уровень тревожности.
Статья Конформист ли вы? Тест
Варианты ответов
«Да»
«Иногда, в средней степени»
«Нет»
1. Вы любите спорить, для вас это вроде спорта?
2. Вам нравится что-нибудь усовершенствоват
3. Когда в компании обсуждают последний фильм или модную книгу, вы всегда стараетесь высказывать свое мнение об этом?
4. Вам легко говорить «нет»?
5. Разговаривая с кем-либо, вы довольно часто перебиваете его?
6. На собраниях вы не ждете, когда выскажется старший по возрасту или по статусу, а всегда высказываетесь одним из первых?
7. Вы умеете торговаться на рынках?
8. Вы любите общаться, отдыхать в больших шумных компаниях?
9. Скажите честно, в детстве любили драться?
10. Вы всегда одеваетесь так, как вам удобно и комфортно, не обращая внимания на окружающих, верно?
11. В школе вам доводилось спорить с учителями?
12. Вы хотели бы добиться более высокого служебного положения?
13. Бывало, что в детстве вы выступали против всех ваших приятелей?
14. Вы очень редко уступаете место в транспорте?
15. Вам доводилось защищать своего приятеля в школе или в вузе, коллегу на работе от несправедливых нападок?
16. В коллективе у вас репутация спорщика и забияки?
17. Вам легко попросить денег взаймы?
18. Когда в школе вы писали сочинение, то не старались придерживаться общепринятых положений из учебника, а старались выразить свои мысли?
19. Вас не тревожит, что вы можете произнести какое-нибудь слово, например, «творог» или «кухонный», «позвонишь» не с тем ударением? Вы всегда говорите так, как вам удобно?
20. Вы обычно не стремитесь побыстрее прочитать модную книгу или посмотреть модный нашумевший фильм, «как все»?
21. В школе или в вузе вас часто считали «белой вороной»?
22. В потенциально конфликтных ситуациях вы всегда отстаиваете свою точку зрения?
23. Вы любите поспорить о политике?
24. Вы любите и умеете рассказывать анекдоты, говорить тосты?
25. Если вам приходиться готовить какое-то блюдо, то вы всегда доверяете себе, своему вкусу и таланту и не обращаете особого внимания на жесткие рекомендации поваренной книги. Это верно?
26. Вам нравятся «контактные» виды спорта?
27. Готовясь сделать покупку дорогостоящей вещи, вы редко доверяете чужому мнению и всегда стремитесь убедиться в чем-либо самостоятельно?
28. Вы часто выступаете на собраниях, совещаниях и даже не боитесь критиковать кого-нибудь. Это так?
29. Ваши друзья и коллеги считают вас лидером и заводилой?
30. Обставляя, оформляя и украшая вашу квартиру или дачу, вы стремитесь, чтобы все было интересно и оригинально, а не «как у всех»?
31. Вас трудно уговорить сделать что-либо, если вы этого не хотите?
32. Вы всегда ходите на выборы, чтобы выразить своё особое мнение?
33. У вас высокая самооценка, вы всегда уверены в себе?
34. Вы любите критиковать рекламу?
35. У вас есть какое-либо творческое интересное увлечение?
Обработка
Каждый выбранный Вами вариант «да, часто» – это 2 балла, вариант «иногда, нечто среднее» – 1 балл и «нет» – 0 баллов. Просуммируйте набранные баллы.
Интерпретация
Более 55 баллов
Скорее всего, вы весьма активная самостоятельная личность, имеющая на всё собственную точку зрения и чётко знающая, чего она хочет от жизни. Общаетесь вы, наверное, без особых проблем и, как рыба в воде, прекрасно чувствуете себя в больших компаниях. Про вас можно определенно сказать, что вы, как и известный герой мультика – «свой собственный» и всегда «гуляете, где хотите и сами по себе». Вы не склонны соглашаться с кем-либо в чем-то, пока сами на собственном опыте не убедитесь в этом. При этом, вы умеете не только спорить и не поддаваться на групповое давление, но и сами неплохо можете давить и переубеждать. Про таких, как вы, иногда говорят: «им палец в рот не клади». Если какой-нибудь хитрый продавец захочет вам что-нибудь «впарить», то это у него вряд ли получится.
У вас наверняка есть лидерские склонности и это знаете не только вы, но и ваше окружение. Иногда, правда, это окружение и страдает от этих ваших лидерских наклонностей, но вы это редко замечаете. Когда вы будете общаться с кем-то, понаблюдайте, сколько времени говорите вы, а сколько – другой человек.
40-54 балла
Вы довольно общительный человек, но и «душой компании» вас тоже не назовешь. Вероятно, вы честный и принципиальный человек, но отстаивать свои принципы вам не всегда бывает легко. Скорее всего, вы не любите рисковать и лезть на рожон. В сложных ситуациях вы можете задуматься на тему «как наше слово отзовется?» или «а мне это надо?». У вас наверняка бывали случаи, когда вы выступали против мнения большинства, но это было очень нелегко. Этот опыт не прошел для вас даром и теперь, когда надо, вы способны проявить гибкость и уйти от открытого конфликта. Может, вы теперь и нечасто высказываете свое особое мнение, но оно у вас, по крайней мере, есть и это уже ваше большое достоинство. Однако, вы, наверное, задумываетесь иногда: «А не слишком ли часто я проявляю гибкость?». Может быть, вы также считаете, что припев одной песни обращен именно к вам: «Будь или не будь! Сделай хоть что-нибудь!». Ну, что же, вы правильно задумываетесь, иногда надо проявлять твёрдость и защищать свою принципиальную позицию, даже если все остальные против вас. Чтобы это было эффективно, надо тренироваться понемногу в безопасных ситуациях или, как было сказано в замечательной старой комедии: «Тренируйся на кошках!». Помните – вы неповторимая индивидуальность и имеете право на своё мнение.
Менее 39 баллов
По всей вероятности, вы – спокойный разумный человек, в меру общительный, и раскрывающий свою душу только в узком кругу людей, которым полностью доверяете. Поэтому вы стараетесь избегать шумных компаний, вряд ли вы пойдете на дискотеку или станете артистом. В школе вы, скорее всего, не особенно стремились выходить к доске, выступать на утренниках и концертах. Вы вообще не любите выступать – в прямом и в переносном смысле. Может быть, это из-за низкой самооценки? В тех сферах жизни, где вы не считаете себя специалистом, вы предпочитаете не выпячивать свое мнение, а обратиться за помощью к авторитетному для вас лично человеку. Вы часто склонны доверять мнению большинства и не всегда цените свое собственное мнение. Вы стараетесь избегать конфликтов, а если это сделать не удается, то в некоторых стрессовых ситуациях вы предпочитаете смолчать. Конечно, «молчанье – это золото», но далеко не всегда. Вы не боитесь, что вас могут назвать конформистом? Ваше мнение и голос нужен и вашим близким, и вам самим.
Вам бывает трудно отказать в просьбе кому-нибудь из ваших знакомых и некоторые этим пользуются и даже злоупотребляют. Часто это те, кто набрал по этому тесту очень много баллов. Есть такое выражение: «делать из козла отпущения дойную корову». Временами вам кажется, что оно относится и к вам тоже. Ну, что же, значит, вам нужно научиться защищаться от манипуляций, хотя, если разобраться, не вы ли сами провоцируете других своей слабостью.
Объяснение эксперимента соответствия Asch: современная терапия
Современная терапия
Объяснение экспериментов
Современная терапия
Объяснение экспериментов
Соломон Элиот Аш (1907–1996) был польско-американским гештальт-психологом и пионером социальной психологии. Он создал работы по формированию впечатления, внушению престижа, конформизму и многим другим темам социальной психологии.
Соломон Аш провел эксперимент, чтобы выяснить, в какой степени социальное давление со стороны группы большинства может заставить человека подчиняться. В 1951 году он создал и провел социально-психологический эксперимент, в котором попросил участника дать ответ, в то время как остальная часть группы не согласилась с ними, чтобы увидеть, сколько участник уступит групповому давлению.
Экспериментальная процедура
Он провел лабораторный эксперимент с 50 студентами мужского пола из Суортморского колледжа и сказал им, что они участвуют в проверке зрения. Используя задачу оценки линии, он поместил участника с семью другими студентами, которые были частью эксперимента.
Семь студентов заранее договорились, каким будет их ответ, когда им будет предложено линейное задание. Участник думал, что все они участвуют в эксперименте.Экспериментатор стоял в передней части комнаты и держал в руках дисплей с одной линией сравнения, и студентам было предложено выбрать линию (из трех) одинаковой длины. Каждый человек в комнате произносил вслух свой вариант ответа (A, B или C). Настоящий участник сидел в конце ряда и давал ответ последним.
Всего было проведено 18 попыток, и семь студентов, участвовавших в эксперименте, намеренно дали неверный ответ 12 раз. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы увидеть, даст ли настоящий участник правильный ответ или он будет соответствовать большинству.
Был еще один эксперимент, в котором не участвовали другие ученики, а был только настоящий участник.
Вот видео на YouTube с фрагментом эксперимента: ССЫЛКА
Выводы
Аш измерил, сколько раз каждый участник соглашался с мнением большинства. В среднем около 1/3 участников, попавших в эту ситуацию, соглашались и соответствовали явно неправильному большинству.
На протяжении 12 испытаний около 3/4 участников хотя бы раз соответствовали требованиям, а 1/4 участников никогда не соответствовали требованиям. В контрольной группе, где не было давления со стороны других студентов, принимавших участие в эксперименте, менее 1% участников дали неправильный ответ.
Заключение
Эксперимент показал, что люди подчиняются по двум основным причинам: они хотят соответствовать группе (нормативное влияние) и потому, что они считают, что группа более информирована, чем они (информационное влияние).
Ссылки
Asch, S.E. (1951). Влияние группового давления на изменение и искажение суждения. В H. Guetzkow (ed.) Группы, лидерство и мужчины . Питтсбург, Пенсильвания: Carnegie Press.
Аш, SE (1956). Исследования независимости и соответствия: I. Меньшинство одного против единодушного большинства. Монографии по психологии: общие и прикладные, 70(9)
, 1-70.Tagged: Соломон Аш, Объяснение эксперимента соответствия Аша, эксперименты в социальной психологии, самые влиятельные психологические эксперименты
Исследование линии Аша (+3 эксперимента на соответствие)
Практическая психология
Овцы. Соучастник. Коврик. Есть много негативных коннотаций, связанных с соответствием, особенно в Соединенных Штатах. Индивидуалистические общества сопротивляются тому, чтобы «следовать тому, что делают все». И все же мы соответствуем больше, чем мы думаем. Согласно исследованиям, подобным «Исследованию линии Аша», люди имеют естественную склонность к конформизму.
Исследование линии Аша — один из самых известных экспериментов в современной психологии, но он не лишен недостатков. Продолжайте читать, чтобы узнать о том, как работало исследование линии Аша, о его критике и подобных экспериментах!
Как работало исследование линии Эша?
Кем был Соломон Аш?
Результаты исследования соответствия Asch
Интервьюирование участников
Выводы из исследования Asch Line
Исследование линии Аша против эксперимента Милгрэма
Дальнейшие эксперименты и вариации
Почему исследование Asch Line этноцентрично? И другие критические замечания
Как работало исследование линии Эша?
В своем знаменитом «Эксперименте с линией» Аш показал испытуемым изображение вертикальной линии, за которой следуют три линии разной длины, одна из которых, очевидно, была той же длины, что и первая. Затем он попросил испытуемых определить, какая линия имеет ту же длину, что и первая линия.
Соломон Аш использовал 123 студента колледжа в качестве испытуемых и сказал им, что его эксперимент был просто «проверкой зрения». Что касается его контрольной группы, Аш только что попросил испытуемых самостоятельно ответить на его 18 вопросов.
Однако в своей экспериментальной группе испытуемые отвечали на каждый из тех же 18 вопросов в группе примерно из дюжины человек, где первые 11 человек намеренно давали явно неверные ответы один за другим, а последним ответившим был фактический ответ. предметом эксперимента.
Кем был Соломон Аш?
Соломон Э. Аш был пионером социальной психологии. Он родился в Польше в 1907 году и переехал в Соединенные Штаты в 1920 году. Аш получил докторскую степень. из Колумбийского университета в 1932 году, а в 1950-х годах провел несколько известных психологических экспериментов по конформизму.
Одно из этих исследований известно как «Эксперимент с линией Аша», где он нашел доказательства, подтверждающие идею о том, что люди будут подчиняться и принимать идеи окружающих, даже если эти идеи явно ложны. Это исследование является одним из самых влиятельных исследований в области социальной психологии.
Результаты исследования соответствия Аша
Аш обнаружил, что его испытуемые действительно чаще давали ложные ответы после того, как другие члены их группы (актеры) давали ложные ответы. Как показано в этой «Таблице 1» из его эксперимента, в течение 18 испытаний столбец «Ошибка большинства» не показывает ошибок, когда ответ группы был правильным ответом, например, в испытании № 1.
Однако, когда вся группа намеренно дала неверный ответ (эти ситуации отмечены * в столбце «Ответ группы»), «Ошибка большинства» действительно существовал и был склонен к мнению группы.
Например, если группа ответила слишком длинной строкой, как в испытании № 3, столбец «Ошибка большинства» показывает, что испытуемые обычно оценивали строку как более длинную, чем она была на самом деле (обозначается знаком ‘ +’), и наоборот, когда группа ответила слишком короткой строкой, например, в испытании № 4.
Что касается его контрольной группы, Аш обнаружил, что люди обычно говорили правильный ответ, когда перед ними не было группы актеров, говорящих ответы.
Интервью с участниками
После эксперимента Аш рассказал испытуемым об истинном эксперименте и взял у них интервью. Некоторые испытуемые были очень взволнованы во время эксперимента, недоумевая, почему они продолжают не соглашаться с группой. Когда группа настаивала на одном конкретном вопросе, почему он считает, что он прав, а вся группа ошибается, он вызывающе ответил, восклицая: «Вы , возможно, правы, но вы можете ошибаться!»
Другие испытуемые признались во время интервью, что они изменили свои ответы, услышав другие ответы в своей группе. Один из них сказал: «Если бы я был первым, я бы, наверное, отреагировал иначе». Другой испытуемый признался: «…Иногда у меня было чувство: «К черту это, я соглашусь с остальными»» 9.0003
Выводы из исследования линии Аша
Аш обнаружил, что его испытуемые часто меняли свои ответы, когда они слышали, как остальные члены группы единогласно дают другой ответ.
После интервью Аш в своем исследовании пришел к выводу, что его испытуемые соответствовали мнению группы по трем различным причинам:
Искажение восприятия из-за стресса группового давления: Эта группа испытуемых всегда соглашалась с группой и сказали во время интервью, что искренне верят в то, что их заведомо неправильные ответы были правильными. Аш пришел к выводу, что стресс от группового давления исказил их восприятие.
Искажение суждения: Это был наиболее распространенный результат, когда испытуемые предполагали, что их индивидуальные ответы были неправильными, после того как остальные участники группы отвечали иначе, поэтому они меняли свой ответ, чтобы соответствовать группе.
Искажение действия: Эти испытуемые никогда не сомневались в своей правоте, а группа была неправа, но из-за боязни быть воспринятыми как иные, подавляли свое мнение и намеренно лгали, когда подходила их очередь давать ответ.
Исследование линии Эша против эксперимента Милгрэма
И исследование линии Эша, и эксперимент Милгрэма рассматривают соответствие, послушание и негативные последствия согласия с мнением большинства. Эти отрицательные эффекты немного неудобны, как в исследовании линии Эша, или опасны, как в эксперименте Милгрэма. Оба эксперимента были проведены в послевоенном мире в ответ на соответствие требованиям, которое требовалось нацистской Германии для обретения власти. Предпосылки исследования Аша были далеко не такими драматичными. Милграм был.
Чтобы проверить соответствие, Милграм и его исследователи поручили участникам нажать кнопку. Участники считали, что пуговицы ударят током другого «участника» в кресле, который на самом деле был актером. (Никто не был шокирован.) Исследование продолжалось до тех пор, пока участники продолжали подвергать участников все более опасным ударам током. Участники знали, что могут нанести серьезный вред человеку в кресле. Тем не менее, многие повиновались.
Дополнительные эксперименты и варианты
Соломон Аш не просто провел один эксперимент и пошел дальше. Он повторил свой эксперимент с новыми факторами, в том числе:
- Изменение размера группы актеров
- Переключение на неединодушную группу актеров
- Наличие единогласной группы актеров, за исключением одного актера, который придерживается правильного ответа независимо от что говорит группа или субъект
- Инструктирование того актера, который дает правильный ответ, приходите позже
- Когда один актер решает изменить свой ответ с ответа группы на ответ субъекта
В Интернете также есть множество репродукций и копий этого исследования. Не все приходят к одинаковым выводам! Прочтите следующие тексты, чтобы понять, как другие психологи подходили к этому вопросу:
- Ларсен, К. С. (1990). Эксперимент соответствия Аша: репликация и трансисторические сравнения. Журнал социального поведения и личности, 5 (4), 163–168.
- Мори К., Араи М. Не нужно притворяться: воспроизведение эксперимента Аша без сообщников. Int J Psychol. 2010 1 окт;45(5):390-7. дои: 10.1080/00207591003774485. PMID: 22044061.
- UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Повторение исследований соответствия Соломона Аша. Получено с https://www.ukessays.com/essays/psychology/a-replication-of-solomon-aschs-conformity-studies.php?vref=1
Почему исследование Asch Line этноцентрично? И другие критические замечания
Одна большая проблема с исследованием линии Аша заключается в том, что все испытуемые были белыми студентами мужского пола в возрасте от 17 до 25 лет со средним возрастом 20 лет. Поскольку эксперимент показывает результаты только для этого небольшого и конкретной группы людей, он сам по себе не может быть применен к другим группам, таким как женщины или пожилые мужчины.
Предвзятость экспериментатора в исследовании линии Аша
Только выбор субъектов из одной демографической группы является формой предвзятости экспериментатора. Конечно, исследователи могут использовать одну демографическую группу, если они специально изучают эту демографическую группу. Но Аш смотрел не только на молодых белых мужчин. Если бы он расширил свое исследование, включив в него больше участников, то, возможно, получил бы другие ответы.
Мы предполагаем, что Эш не собирался заниматься своим исследованием с намерением быть предвзятым. Это сложная вещь о предубеждениях. Они подкрадываются к нам! Даже то, как мы делимся информацией об исследованиях в области психологии, является результатом предвзятости. Предвзятость репортера — это тенденция выделять определенные исследования из-за их результатов. Исследование Asch Line дало потрясающие результаты. Поэтому профессора психологии, репортеры и студенты находят это увлекательным и продолжают разделять эту концепцию. Однако они не всегда рассказывают полную историю.
Знаете ли вы, что 95% участников на самом деле бросили вызов большинству хотя бы один раз во время эксперимента? В большинстве учебников об этом не говорится. Они также не сообщали, что опрошенные всегда знали, что они были правы! Отсутствие этой ключевой информации не является ошибкой Аша. Но это должно дать вам, студенту-психологу, некоторую паузу. Одна вещь, которую мы должны вынести из этого исследования, заключается в том, что у нас есть естественная склонность к конформизму. Эта тенденция имеет место и тогда, когда мы делаем выводы из известных исследований! Будьте критичны, узнавая об этих известных исследованиях, и по возможности обращайтесь к источнику.
Дальнейшая критика исследования линии Эша
Выдерживает ли исследование линии Эша испытание временем? Не совсем. Если мы посмотрим на то, что происходило в обществе 1950-х годов, мы сможем понять, почему Аш получил такие результаты. Молодые белые мужчины в начале 1950-х годов, возможно, отреагировали на этот эксперимент иначе, чем современные белые мужчины. В Соединенных Штатах, где проводился этот эксперимент, середина 1950-х годов стала историческим поворотным моментом с точки зрения отказа от конформизма.
Молодежь стремилась к более свободомыслящему обществу. Этот эксперимент был проведен как раз в то время, когда движение только начинало расцветать, поэтому испытуемые не выросли в центре этого нового антиконформистского движения. Если бы Аш провел этот эксперимент десятилетием позже с молодежью, которая более высоко ценила свободомыслие, он мог бы получить совсем другие результаты.Следует также отметить, что, по крайней мере, в Соединенных Штатах образование развивалось вместе с этим движением поощрения свободомыслия. Учителя сегодня говорят ученикам подвергать сомнению все, и многие школы отвергают идеи конформизма. Это может еще раз означать, что, если бы Аш повторил эксперимент сегодня, он получил бы совсем другие результаты.
Еще одна проблема с этим экспериментом заключается в том, что, поскольку испытуемым не сказали, что это психологический эксперимент, пока он не закончился, испытуемые могли испытать эмоциональную и психологическую боль во время того, что они считали простой «проверкой зрения».