прогнозирование поведения в ситуации фрустрации //Психологическая газета
Татьяна Александровна Колосова, канд. психол. наук, специальный психолог, судебный эксперт-психолог, доцент кафедры специальной психологии СПбГУ, доцент кафедры психологии Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, преподаватель Института практической психологии «Иматон»
Фрустрационный тест С. Розенцвейга — методика, предназначенная для исследования того, как человек реагирует на ситуацию фрустрации, на ситуацию неудачи и каковы будут его дальнейшие стратегии поведения и выхода из этой ситуации, что он будет делать дальше.
Сам Розенцвейг выделял два типа фрустрационных реакций.
Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если мы не можем прямо сейчас удовлетворить свою потребность. Голод, жажда или, например, если мы намертво застряли в автомобильной пробке и можем только выйти из машины и пойти пешком, — и мы не можем удовлетворить свою потребность здесь и сейчас.
Второй тип — это вторичная фрустрация, которая характеризуется наличием каких-либо препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности. У нас есть некая потребность, не на физиологическом уровне, но нечто большее, и есть определенные препятствия, которые не позволяют нам удовлетворить данную потребность. Например, мы хотим купить что-то дорогое, но не можем позволить себе сделать это здесь и сейчас, потому что у нас не хватает на это денег или потому что мы понимаем, что деньги, которые у нас есть, нужны для другого дела. Это может быть система периодических или постоянных отказов себе самой во имя чего-то другого: «Я лучше эти деньги потрачу на что-то более необходимое, чем на себя». Это ситуации, когда мы не можем удовлетворить свою потребность в силу финансовых, или этических, или моральных препятствий и т.д. Все это и есть вторичная фрустрация, по Розенцвейгу.
Есть два варианта данной методики, детский и взрослый. Детский вариант можно использовать для работы с детьми от 4 до 12-13 лет, но по большому счету желательно использовать его до 11 лет, до окончания начальной школы. В детском варианте есть некоторые картинки, которые не подходят для работы с подростками, например, «Ты намочил свою постель», «Ты ведешь себя хуже, чем брат», «Отдай мою куклу»… Взрослый вариант можно использовать с 15 лет и, условно говоря, до бесконечности. Но нужно учитывать, что этот тест разрабатывался для людей активного возраста, и у человека старше 60 лет, когда он уже на пенсии, могут быть другие реакции. Что касается интервала от 12 до 15 лет, можно попробовать применять либо детский, либо взрослый вариант, смотря по обстоятельствам.
На просторах интернета можно найти вариант для подростков, но, насколько мне известно, этот вариант не прошел никакой стандартизации. Наверно, его можно попробовать применить «для себя», в частной практике, чтобы предположить, как клиент себя ведет, но если вы пишете официальное заключение, если вы пишете официальную экспертизу или если вы занимаетесь научной работой и вам эта методика нужна для вашего исследования, этот вариант использовать нельзя, с точки зрения соблюдения этических норм.
Авторский вариант теста Розенцвейга состоит из 24 картинок. В некоторых пособиях встречается вариант из 15 картинок, это усеченная версия, но я не рекомендовала бы ее использовать, потому что, скорее всего, для этого варианта тоже не была проведена стандартизация.
Когда мы даем инструкцию, и в детском, и во взрослом варианте мы говорим, что на картинке изображены два персонажа. «Представьте, что те слова, которые говорит один из персонажей, обращены к вам. Что бы вы ответили в данной ситуации?»
Есть момент, о котором обязательно нужно сказать, он возникает при работе со многими переводными американскими методиками, и в том числе с Тестом Розенцвейга. Во взрослом варианте есть картинки, связанные с автовождением. У нас дети в подростковом возрасте не получают права в 16 лет, как это происходит в Америке, и картинки, на которых изображены ситуации автовождения, считаются невалидными для подростков и для взрослых, у которых нет прав. При работе с этими картинками можно предложить: «Представьте, что Вы сидите за рулем. Вы не раз ездили в качестве пассажира и наверняка попадали в такие ситуации. Что бы Вы сказали в качестве водителя?»
Итак, мы показываем картинку, и человек дает нам какой-то ответ.
Отмечу еще один важный момент. Ответы человека могут быть совершенно нейтральные, и в этом случае мы обязательно спрашиваем, что он при этом чувствует, так как говорить мы можем одно, а чувствовать совершенно другое, поэтому при проведении этой методики мы всегда задаем дополнительные вопросы. Кроме того, я очень рекомендую записывать всю процедуру исследования на диктофон. Когда мы записываем от руки, может потеряться что-то очень важное, а когда мы прослушиваем запись, то всплывают те нюансы, на которые мы могли не обратить внимание в процессе диагностики.
Для каждого ответа мы определяем направление реакции.
Реакция может быть экстрапунитивная — внешнеобвинительная. В этом случае человек перекладывает вину за происходящее на кого-то живого или на что-то неживое, но только не на себя. Могут быть виноваты конкретные люди, может быть виновата погода, могут быть виноваты родители, правительство и т.д.
Вторая реакция – интропунитивная, самообвинительная. То есть человек или принимает на себя вину за происходящее, или он принимает на себя ответственность за происходящее и за решение. Например: это моя вина, я ошибся, надо было делать по-другому и т.д.
И третья реакция – импунитивная – это реакция безобвинительная., когда обвинение как себя, так и кого или чего-либо отсутствует, то есть человек воспринимает случившееся как неизбежное, «, это данность, это произошло и точка, это произошло, и с этим ничего не поделаешь»». Это как с петербургской погодой: в Петербурге, по статистике, 289 дней в году облачно, это данность, это «правила игры: если ты живешь в Петербурге, то всегда носишь с собой зонт». Нет никакого смысла обвинять погоду, природу, Петра Первого, который построил город… И люди, которые приезжают в Петербург и живут в нем какое-то время, начинают понимать, что переживать, фрустрироваться по поводу погоды – бесполезно, потому что дождь есть, он будет всегда и будет постоянно.
Затем мы определяем тип реакции.
Выделяется препятственно-доминантный тип реакции, это реакция с фиксацией на препятствии, которое вызвало фрустрацию. Препятствия могут рассматриваться как благоприятные или неблагоприятные, значительные или незначительные, но в любом случае они всячески подчеркиваются, акцентируются, происходит даже некоторое зацикливание.
Следующий тип реакции — эго-защитный, это тип реакции с фиксацией на самозащите, когда человек всячески пытается защитить собственное Я (к этому типу реакции относится и отрицание собственной вины).
И необходимостно-упорствующие реакции, это реакции с фиксацией на удовлетворении потребности, которую фрустрация не дает удовлетворить. В этом случае человек находит какой-либо конструктивный выход, либо он ждет помощи от других, либо он уверен в том, что рано или поздно ситуация сама собой разрешится.
Подробные примеры обработки и интерпретации результатов Татьяна Александровна Колосова приводит на вебинаре «Тест Розенцвейга (взрослый и детский варианты). Методика исследования фрустрационных реакций»…
Тест Розенцвейга
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Описание теста
Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.
Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций. Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
- Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция к тесту
Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.
Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».
Тестовый материал (см. распечатки)
Обработка результатов теста
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
По направлению реакции подразделяются на:
Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
По типу реакции делятся на:
Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
Для обозначения направления реакции используются буквы:
Е – экстрапунитивные реакции,
I – интропунитивные реакции,
М – импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами:
OD – «с фиксацией на препятствии»,
ED – «с фиксацией на самозащите»,
NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.
Тест на фрустрацию Розенцвейга — Пройди тест на фрустрацию Розенцвейга бесплатно
Тест на фрустрацию Розенцвейга — Пройди тест на фрустрацию Розенцвейга бесплатно29 отзывов
Тест личности, основанный на теории Розенцвейга профессором Солом Розенцвейгом из Университета Сент-Луиса, очень популярен среди проективных методов.
Что такое разочарование?
Фрустрация — состояние напряжения, растерянности, беспокойства, вызванное неудовлетворенностью потребностей, препятствиями на пути к важной цели.
Эта теория исследует типичные реакции на неудачи и поведение человека в преодолении трудных ситуаций. Он позволяет оценить уровень социальной адаптации испытуемого, а также сделать предположения о других особенностях его поведения.
К достоинствам методики можно отнести ее высокую достоверность при повторном тестировании, а также возможность применения для разных этнических групп.
Теория Розенцвейга подверглась критике со стороны ведущих современных психологов, поэтому данный тест на фрустрацию следует использовать только в образовательных и развлекательных целях, и его результаты ни в коем случае нельзя интерпретировать как консультацию специалиста или врача
Инструкция
Вы увидите 24 рисунка, на каждом из которых изображены два разговаривающих человека. Слова первого человека написаны в квадрате слева, и вы должны представить ответ другого человека. Сформулировав краткий ответ, перейдите к предложенным вариантам ответа и выберите наиболее близкий вам по смыслу и интонации. Не пытайтесь сделать наоборот — ВСЕГДА сначала давайте ответ, а уж потом выбирайте наиболее похожий на него вариант.
Вам также понравится:
10 минут до
Тест на чистоту риса
Тест
10 минут, чтобы пройти
Тест в стиле привязанности
Пройдите тест
7 минут до
, что игра Thrones Wis You You You You You You You You You You You You You You You You You You You You You You You Из?
пройти тест
4 минуты на выполнение
Шкала убеждений в сверхъестественном
пройти тест
6 минут на выполнение
Каков ваш психологический возраст?
Take Test
1 минута, чтобы взять
Тест на эффект Stroop
Take Test
3 минуты до
Селектор породы собак
Take Test
10 минут до
9002 ROED ROT Тестпройти тест
5 минут на прохождение
Какое я животное?
пройти тест
5 минут, чтобы пройти
Хогвартс Хаус Тест
пройти тест
8 минут до
Тест патологии Гарри Поттера
Take Test
5 минут, чтобы пройти
Pooh Pathology Test
Take Test
5 минут.
пройти тест
5 минут на прохождение
тест левого/правого мозга
пройти тест
3 минуты на прохождение
тест на настоящую любовь
пройти тест
3 минуты на прохождение
Тест на сексуальную ориентацию
на прохождение теста
3 минуты на прохождение
Привлекателен ли я?
Take Test
30 минут до
Стандартные прогрессивные матрицы Ворона
Take the Test
8 минут до
ПРИМЕНЕНИЯ
Take Test
10 минут. Inkblot Test
пройти тест
10 минут на прохождение
Тест 16 личностных факторов Кеттелла
пройти тест
Шкала самооценки Розенберга — Пройти бесплатный тест самооценки
Шкала самооценки Розенберга — Пройти бесплатный тест самооценки68 обзоры
Розенберг Тест на самооценку онлайн бесплатно
Шкала самооценки Розенберга (RSES) была разработана социологом доктором Моррисом Розенбергом. Это тест самооценки, в котором применяются социологические исследования. Используется шкала от 0 до 40, где показатель менее 15 может указывать на проблемную низкую самооценку.
Шкала самооценки Розенберга является наиболее распространенной мерой самооценки. Он широко используется среди всех возрастов, от подростков до пожилых людей.
Вы можете оценить шкалу самооценки Розенберга, пройдя нашу бесплатную онлайн-версию теста.
Валидность шкалы самооценки Розенберга
Если вы обеспокоены тем, что ваша самооценка может отражать плохое психическое здоровье, обратитесь к врачу. Помните, что эта шкала является наиболее распространенной мерой самооценки в исследовательских целях.
Поскольку концепция самооценки — это то, с чем большинство людей должно быть знакомо, этот тест, вероятно, не покажет вам ничего, чего вы еще не знаете. Вы должны иметь относительно хорошее представление о своих результатах, просто задав себе вопрос: «У меня низкая самооценка?». Тем не менее, весы могут дать вам лучшее представление о вашем состоянии по сравнению с другими людьми. Ваши результаты также будут содержать дополнительную информацию о связи между самооценкой и жизненными достижениями.
Процедура
Шкала состоит из десяти утверждений, которые вы должны применить к себе и оценить, в какой степени вы согласны с каждым из них. На вопросы нужно отвечать быстро, без пауз; вы должны ответить своей первой мыслью. Это займет не более 2 минут.
Информированное согласие
Тест следует проводить только в образовательных целях. Он не заменяет никакие профессиональные услуги: медицинские или другие. Ваши ответы будут храниться и использоваться для дальнейших исследований, а также могут быть переданы позже с сохранением вашей анонимности.
Вам также понравится:
10 минут, чтобы пройти
Тест на чистоту риса
Take Test
7 минут до
Multimemensional Anger. Тест на стиль привязанности
пройти тест
9 минут на выполнение
Опросник стилей юмора (HSQ)
пройти тест
4 минуты на выполнение
Многомерный (романтический масштабный)
пройти тест
6 минут на прохождение
Каков ваш психологический возраст?
Take Test
12 минут, чтобы взять
IPIP-NEO-120. пройти
The Rational Experiential Inventory (REI)
пройти тест
3 минуты на выполнение
Carver and White’s Bis/BAS Scales
Take Test
7 минут, чтобы взять
Zuckerman-Kuhlman Personality Obneraire
Take Test
5 минут до
The Short Dark Tetrad (SD4)
5 минут до
The Short Thetrad (SD4)
.пройти тест
5 минут на выполнение
шкала импульсивности Барратта
пройти тест
5 минут на выполнение
тест на фашизм
пройти тест
5 минут, чтобы взять
Расписание версии Rathus (RAS)
Take Test
3 минуты до
UCLA Scale
.
пройти тест
15 минут, чтобы пройти
Woodworth Psychoneurotic Inventory
пройти тест
3 минуты, чтобы пройти
Выбор породы собак
Take Test
3 минуты, чтобы взять
разновидности садистских тенденций (обширные)
Take Test
10 минут до
Ролевой тест
Take Test
7 минут.
Исследование выносливости Мэдди
пройти тест
10 минут на выполнение
Опросник враждебности Басса-Дурки для детей и подростков
пройти тест
8 минут на выполнение0003
Buss-Durkee Hoathity Inventory
Take Test
5 минут, чтобы взять
БЕСПЛАТНЫЙ волю против детерминизма.
10 минут на прохождение
Тест проективной личности Сонди
прохождение теста
5 минут на прохождение
Режимы конфликта Томаса-Килмана
прохождение теста
5 минут до прохождения
Тест на перфекционизм
Take Test
3 минуты, чтобы взять
Макиавеллианство.