Тест саула розенцвейга: Недопустимое название — Psylab.info

Министерства транспорта России


Скачать 463 Kb.

страница1/20
Дата13.02.2021
Размер463 Kb.
#96075
ТипМетодические указания

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   20

    Навигация по данной странице:
  • МЕТОДИКА САУЛА РОЗЕНЦВЕЙГА «PF-study» И ПРИМЕНЕНИЕ В КУРСЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Министерство транспорта России

Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского

Кафедра психофизиологии и психологии труда в особых условиях


МЕТОДИКА САУЛА РОЗЕНЦВЕЙГА «PF-study»

И ПРИМЕНЕНИЕ В КУРСЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Методические указания для студентов специальности:

020400 «Психология», 031300 «Социальная педагогика»,

направление: 521000 «Психология» (Бакалавр)

Составила В. Г. Сахарова

Владивосток

2007

ВВЕДЕНИЕ

Многие исследователи уделяют большое внимание тесту


С. Розенцвейга «PF-study», сведения о котором мы можем найти в статьях, методических разработках, пособиях, а также в различных психодиагностических сборниках [5, 7, 14, 15, 23, 24]. Этот тест имеет мировую известность. Темы курсовых и дипломных работ выпускников психологических посвящены изучению вопросов фрустрации и определению с помощью методики С. Розенцвейга способов реагирования на ситуации фрустрации.

Может возникнуть вопрос, насколько необходимо создание ещё одной методической разработки по применению теста Розенцвейга, если о нём уже так много сказано.

Дело в том, что известные нам рекомендации адресованы прежде всего специалистам-практикам. Существующие адаптированные руководства к методике также ориентированы на подготовленных специалистов. Студентам психологических факультетов эта методика даётся в курсе психодиагностики для её изучения и дальнейшего использования, но некоторые нюансы, позволяющие студентам более успешно овладеть методикой, опускаются.

Например, дается инструкция по «кодированию» ответов испытуемых буквенными символами, но при этом отсутствует глубокий анализ такого кодирования и, главное, анализ возможных ошибок. Это один из уязвимых моментов в работе с тестом, особенно у начинающих.

Далее, при анализе полученных в ходе исследования результатов студентам и начинающим специалистам бывает трудно сделать их общую качественную интерпретацию. Известные нам руководства не отличаются полнотой информации в этом плане. У С. Е. Лукина и А. В. Суворова [14] мы находим примеры интерпретации каждого из девяти возможных вариантов ответов с учётом связи их с деловыми качествами, выявленными в исследованиях Н. Г. Хитровой [15]. Но такие исследования пока ещё единичны, а сами руководства, методические пособия – до сих пор являются библиографической редкостью.

В данной разработке автор представляет материал как по самой методике и её использованию, так и по некоторым теоретическим аспектам фрустрации. Предлагаемый анализ ошибок, часто встречающихся при работе с тестом и особенно при кодировании ответов испытуемых, позволяет исследователю свести их к минимуму.

В Приложение к разработке помимо необходимых таблиц включены рисунки. Стимульный материал предлагается к трём вариантам теста (взрослому, детскому, а также к варианту «деловые ситуации»).


  1. Каталог:

    dir -> ins mgi -> Metod
    Metod -> Г. И. Невельского О. Ю. Моисеева психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть психодиагностика характера учебно-методическое пособие
    Metod -> Г. И. Невельского Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека. Методы диагностики
    Metod -> Г. И. Невельского Берг Т. Н суицидальное поведение военнослужащих (теоретические аспекты) Учебное пособие
    Metod -> Учебно-методическое пособие для студентов III курса факультета психологии Специальность 0204, 52100
    Metod -> Целевая установка
    Metod -> Методические указания для студентов по специальности: 03030165 «Психология», по направлению 03030068 Магистр «Психологии»
    Metod -> Методические указания для студентов специальности: 020400 «Психология», 031300 «Социальная педагогика»
    Metod -> Целевая установка
    Metod -> Профессиональное самоопределение подростков
    Metod -> Методические указания для студентов по специальности: 03030165 «Психология», по направлению 03030068 Магистр «Психологии»


    Скачать 463 Kb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   20


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Предпосылки возникновения психодиагностики как науки

В Великобритании основным тестом, проводимым с целью военной классификации, был тест прогрессивных матриц Равена. Этот тест оказался полезным как средство предсказания успешности в деятельности, связанной с эксплуатацией радарных установок.

Несмотря на то, что использование  тестов в армии приносило несомненную  пользу для решения широкого круга  задач, делались заключения и о том, что роль психологии и психологов не была столь значительна, как это  могло показаться. Такая точка  зрения «изнутри» принадлежит  Дж. Гилфорду, принимавшему непосредственное участие в психологических исследованиях в авиации во время войны. Тем не менее, было обнаружено, что многообразие тестов для диагностики личностных качеств имеет небольшую ценность для предсказания успешности пилотирования.

 

Для тестирования младенцев (от 2 до 30 месяцев) наиболее широко используемой стала шкала П. Кеттелл, дочери Джеймса Кеттелла. Однако оставался дискуссионным вопрос о валидности и надежности этой шкалы. Среди других наиболее известных тестов для диагностики когнитивной сферы личности, представленных в этот период, был проводимый в группах Стэнфордские тесты достижений, а также формы R,Su Классификационного теста Отиса.

После окончания войны  появляются новые проективные методики.

Тест Саула Розенцвейга  предназначался для оценки реакций  на фрустрацию и состоял из 24 рисунков. Каждый рисунок изображал двух людей  в ситуации фрустрации. Черты и  мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается собственная  фрустрация, или те, которые фрустрируют другое лицо. Над персонажем, находящимся справа, нарисован пустой квадрат, в который необходимо вписать первый пришедший на ум ответ. На основе этих ответов оценивались направление реакции индивидуума в ситуации фрустрации, ее тип, а также степень социальной адаптации.

В тесте Шнейдмана предлагалось выполнить рисунок, а затем рассказать о том, что изображено. Тест на завершение предложений Саймондса предлагал тестируемому в качестве задания основу предложения, которое необходимо закончить. 

Цвета, которым придавалось  разное психологическое значение, давно  притягивали внимание исследователей. Тест цветового выбора был предложен  швейцарским психологом Максом Люшером. Эта проективная методика, неоднократно подвергавшаяся критике за умозрительность теоретических построений автора, тем не менее, получила в 1960-е годы в мировой психодиагностике значительную популярность. Впоследствии появились и другие цветовые методики, например Тест цветовых пирамид Пфистера-Хейса (1951), однако ни одна из этих методик не могла сравниться по своей популярности с рисуночными тестами, не говоря уже о тесте Роршаха и ТАТ. Впрочем, общей проблемой было практически полное отсутствие убедительных для всех психологов доказательств валидности и надежности этих техник.

В 1949 году Раймонд Бернард  Кеттелл и другие ученые основывают Институт тестирования личности и способностей, который был призван создавать и развивать соответствующие исследовательские инструменты, публиковать посвященные им работы. Итогом деятельности этого института была публикация опросника 16 личностных факторов, разработанного Р. Кеттеллом и его сотрудниками.

 7. Психодиагностические исследования в 1950-е гг. Каково их влияние на дальнейшее развитие психодиагностических методик?

Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении  в нем генетического, врожденного  и социального, приобретенного стимулировал неоднократные попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, независимый от культуры и образования. К наиболее известным  из таких тестов принадлежит Культурно-свободный  тест для измерения интеллекта Р. Кеттелла, опубликованный в 1958 году, в дальнейших попытках измерения «чистого» интеллекта, произойдут события, значение которых выходит за рамки собственно психологических исследований.

Говоря об измерении общих  способностей, нельзя обойти вниманием  разработанный в эти годы службой  занятости США тест, который широко используется службами консультации и  профотбора. 

Наблюдается значительный прогресс в области личностных измерений. Пятидесятые годы ознаменованы развитием  нового типа личностных опросников — так называемых факторных опросников. Одним из пионеров данного направления исследований стал Раймонд Кеттелл, который использует факторный анализ как средство снижения размерности описания личности — от множества словарных, бытовых названий свойств личности к немногочисленным, наиболее обобщенным факторам личности. Для него, в отличие от Дж. Гилфорда, факторный анализ служит методом выявления основных свойств личности. Опубликованный впервые в 1950 году и быстро ставший популярным среди психологов всего мира опросник 16 личностных факторов, — наиболее, весомый результат исследований Кеттелла и его сотрудников.

В середине 1950-х годов в  психодиагностике, прежде всего американской, складывается направление, которое  будет одним из основных в тестировании — измерение творчества. Этому способствует известное разочарование в тестах для определения уровня интеллектуального  развития, оказавшихся непригодными к диагностике креативности. Наиболее существенный вклад в разработку тестов креативности вносят исследования Дж. Гилфорда и его коллег, осуществленные в рамках Южно-Калифорнийской программы исследования способностей.

Важным событием этих лет, касающимся всех исследователей в области  тестирования, было то, что Комитет  по тестовым стандартам Американской психологической ассоциации (АРА, 1952), стремясь внести ясность в проблему валидности тестов, выделяет четыре ее основных вида: критериальную, конкурентную, содержательную и конструктивную.

Большое значение имело принятие АРА в 1953 году первого свода «Этических стандартов психологов», который в дальнейшем будет периодически обновляться в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной деятельности психологов. Проблемам распространения и использования тестов была посвящена большая часть этого документа. Наконец благодаря усилиям психологов АЕД, а также участию Американской ассоциации образовательных исследований и Национальному комитету по измерениям в образовании появляется настольная книга для всех, кто занимается разработкой тестов и их использованием, — «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических методик». С этого документа начинается упорядочение диагностической деятельности психологов, закладывается ее нормативно-правовая основа.

 8. В чем сущность дискуссий о тестах в 1960-е гг.?

Шестидесятые годы XX столетия — годы дискуссий о тестах. Особенно ожесточенными эти дискуссии были в Соединенных Штатах. Обеспокоенность общественности соблюдением гражданских прав, в особенности права личности на частную жизнь, «подогревала» некоторую подозрительность в отношении тестов для оценки уровня интеллектуального развития и личностных качеств. MMPI подвергся жесткой критике потому, что некоторые его вопросы требовали информации о свободе совести и сексуальном опыте. Потенциально существовала возможность того, что ответы на такие вопросы могут быть использованы не по назначению. В 1966 году на уровне сената США обсуждалось решение о полном запрещении тестов, но оно не было поддержано большинством. По словам тогдашнего председателя Комиссии Конгресса США по услугам населению, тесты не оправдывают себя и поэтому не должны использоваться. Много психологов по различным причинам присоединились к этим атакам на тесты. Мощный поток критики бихевиористически ориентированных психологов был направлен, в частности на проективные методики.

Нью-Йорк стал первым городом  США, который перестал использовать групповые тесты для диагностики  интеллекта внутри школьной системы, и  это было подхвачено в других городах. Группы борцов за гражданские права, родителей и трудовые коллективы были против психологического тестирования, потому что они воспринимали его  как ущемление прав личности.

Как можно было заметить, в нашем историческом обзоре речь идет преимущественно о тестах, разрабатываемых  американскими психологами. Разумеется, это не означает, что психологи  других стран оставались в стороне  от подобных исследований. Просто их вклад  не столь значителен. Очень часто  тесты, разрабатываемые за пределами  США, базировались на уже имеющихся  методиках. Примером может служить  начатая британскими психологами  в 1965 году разработка национального  теста для измерения интеллекта, теста, призванного заменить популярные шкалы Векслера и Стэнфорд-Бине. Британские шкалы способностей были итогом этой работы. Тест предназначался для обследования лиц в возрасте от 2,5 до 17,5 лет и состоял из 23 шкал, направленных на измерение шести областей интеллекта: скорость информационных процессов, мышление, пространственное воображение, перцептивный отбор, кратковременная память, наконец, восстановление и применение знаний. В свою очередь каждая из шкал содержала несколько субшкал. Три показателя характеризовали интеллект — IQ общий, IQ визуальный и IQ вербальный. Особенностью этого теста было то, что он основывался на различных, фактически несовместимых друг с другом теориях.

Значимым событием этого  десятилетия была разработка критериально-ориентированного тестирования. Термин был введен Р. Гласером. В отличие от обычного тестирования, ориентированного на нормы, в критериально-ориентированном в качестве системы отсчета используется конкретная область содержания теста. Результат испытуемого не то, как он выглядит сравнительно с другими, а, скажем, освоенный набор арифметических операций, объем словаря и так далее. Как отмечала А. Анастази, в общем виде критериально-ориентированный подход равносилен интерпретации результатов теста соотносительно с его, доказанной валидностью, а не «посредством неких туманных сущностей, лежащих в его основе». 

Наконец, 1960-е годы — это  годы появления компьютеризированных тестов. Уровень развития информационных технологий позволяет психологам возложить  решение многих диагностических  задач на компьютер, который обещает  стать незаменимым инструментом ведущего исследования психолога. Одним  из первых компьютеризированных тестов был ММРР.

Завершились 1960-е годы грандиозным  скандалом, вызванным публикацией  Артура Дженсена в Гарвардском образовательном обозрении работы под названием «Насколько мы можем повысить коэффициент интеллекта и успеваемость в школе?», в которой на основе значительных исследований сделан вывод о том, что интеллект, измеряемый с помощью тестов, на 80 % обусловлен генетически. На основании этого автор утверждал, что различия в интеллекте между черными и белыми школьниками также обусловлены генетическими различиями между расовыми группами.

 9. Определите основные направления развития психодиагностики в период 1970-1990-х гг.

В семидесятых годах была разоблачена, одна из самых крупных  мистификаций в психологической  науке. Теория генетической предопределенности интеллекта, согласно одному из центральных  положений которой имеющиеся  тесты измеряют природный интеллект, оказалась зданием, выстроенным  без фундамента. В эти же года в психодиагностике, особенно клинической, по-прежнему продолжают пользоваться популярностью проективные методики, применение которых из-за часто недоказанной валидности вызывает дискуссии среди психологов.

Характерной чертой развития психодиагностики в 1970-е годы в развитых странах мира становится ее компьютеризация. Резко возрастает количество компьютерных версий тестов. Однако уже раздаются  и первые призывы к тому, чтобы  оценить последствия компьютеризации, изучить валидность и надежность тестов, предъявляемых и обрабатываемых с помощью компьютера. Возможности, предоставляемые компьютером, реализуются в так называемом адаптивном тестировании. Адаптивное тестирование строится на основе разных процедурных моделей, но, в конечном счете, исследователь стремится из некоторого множества заданий предъявить испытуемому те, с которыми он может справиться. [24]

Заключая рассмотрение событий 1970-х годов, следует отметить и  появление второго издания «Стандартов для тестирования в образовании  и психологии». «Стандарты» становятся известными во многих странах мира, на их основе создаются национальные требования к психологическим тестам, их разработчикам и пользователям.

Чем ближе та точка в  истории психодиагностики, которая  называется «сегодня», тем труднее  говорить о событиях, происходящих в этой области психологического знания, выделить наиболее значительные из них. И в этом нет ничего удивительного. История — это, как хорошо известно, рассказ о прошедшем, узнанном. Когда  же события, о которых нужно было бы писать, в силу их близости к настоящему времени автору неизвестны, а известные  еще не получили должной оценки и  понимания, что возможно только по истечении  некоторого времени, складывается весьма своеобразная ситуация, подразумевающая  возможность переосмысления этой истории. Эту возможность мы и оставляем  за собой на будущее.

В 1990-е годы в психодиагностике продолжается изучение роли ситуаций в поведении индивидуума. Естественно, что по большей части это относится  не к обычным житейским ситуациям — основное внимание уделяется анализу  поведения.

Тестирование по-прежнему популярно. Преобладающей схемой интерпретации  результатов по тесту Роршаха становится та, которая развивается в работах Дж. Экснера. В 1993году Экснер публикует нормативные данные, опирающиеся на обследование 700 нормальных взрослых и 1390 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Ирвинг Вейнер, известный специалист по тесту Роршаха, отмечает, что за последние два десятилетия эта популярная методика превратилась в стандартный и надежный с точки зрения психометрии инструмент оценки личности, применение которого позволяет сделать множество обоснованных выводов.

Девяностые года свидетельствовали  о неуклонном повышении и расширении интереса к психологическому тестированию. На это указывает как разработка новых тестов, часть которых отражает принципиально новые подходы, так  и непрекращающиеся исследования существующих тестов наряду с систематическим  пересмотром их более ранних версий. Добавим также, что по завершению этого десятилетия закончился более  чем столетний период развития психодиагностики. За это время значительный прогресс был достигнут в разработке методик, с помощью которых пытались измерять едва ли не все возможные проявления индивидуальности. Психодиагностика прошла как через пики популярности и признания, так и по низинам яростной критики и даже забвения в отдельных странах мира. В новое тысячелетие эта наука, как и вся психология, вошла с множеством нерешенных проблем, но с обоснованной убежденностью в возможности их решении.

Саул Розенцвейг Номер телефона, адрес, возраст, контактная информация, общедоступные записи ред:

12 дек, 2010

Категория :

Люди и блоги

Розенцвейг Свадьба

Вердикт птицы додо в консультировании и психотерапии

Продолжительность:

5м 42с

Опубликовано:

12 апреля 2016 г.

Канал:

Вопросы консультирования

… известная как Теория додо, впервые исследованная психологом Солом Розенцвейгом в 1936 году Молодые умы …

Образовательный симпозиум по раку желудка в Лос-Анджелесе — Иммунотерапия

Продолжительность:

21м 4 с

Опубликовано:

12 Апрель 2018 г.

Канал:

Фонд мечты Дебби: Лечение рака желудка

Суббота, 18 марта 2017 г. Докладчик: Дж. Рэндольф Хехт, доктор медицинских наук, профессор клинической медицины Кэрол и Саул Розенцвейг Стул для…

Настоящий канадский супермаркет Спасение ночи: Боже мой, Джош Розенцвейг !

Продолжительность:

16 секунд

Опубликовано:

12 февраля 2023

Канал:

ОХЛ — Хоккейная лига Онтарио

900 19 Боже мой, Джош Розенцвейг ! Воровство! Смотрите OHL Hockey Live на любом устройстве: последние новости, счет,…

Эрнест Дихтер, доктор философии, «Ранние годы»

Продолжительность:

1 мин 49 с

Опубликовано:

12 апреля 2014 г.

Канал:

Обучающие видеоролики Gold Palms

… область психологического тестирования и оценки — Саул Розенцвейг , доктор философии, Эмануэль Хаммер, доктор философии, и Дуг Брей, доктор философии. For…

Saul Rosenzweig : Www.heartandsoul…

Продолжительность:

2m 54s

Загружено:

01 Апр, 2010

Категория:

Образование

Saul Rosenzweig , основатель общих факторов и автор первой известной статьи с подробным описанием общих факторов в 1936 году, получает награду Heart and Soul of Change за его вклад. Загрузите оригинальную статью, а также интервью Барри Дункана с ним на сайте www.heartandsoul…

Rosenzweig Precipates Rosenthal

Продолжительность:

2 мин 28 с

Опубликовано:

12 апреля 2014 г.

Канал:

Обучающие видео Gold Palms

9001 9 В этом образце клипа фигурирует Saul Rosenzweig , Ph.D. (1907-2004), который, возможно, наиболее известен своим развитием…

Эффективность в психотерапии: краткий обзор общих факторов

Продолжительность:

16 мин 45 с

Опубликовано:

12 февраля 2023 г.

Канал:

Адриан Лори

Важные исследователи в этой области включают: Саул Розенцвейг : инициировал исследование общих факторов и предложил возможные…

Дуг Брей, доктор философии, «отец-основатель» Центра управленческой оценки

1m 48s

Опубликовано:

12 апр, 2014

Канал:

Gold Palms Обучающие видео

На остальных трех дисках набора представлены три других легендарных психолога — С… Розенцвейг , доктор философии, Эмануэль Хаммер,…

Сблр — Шон Розенцвейг — Партнер-основатель

Продолжительность:

1m 7s

Опубликовано:

12 апр, 2011

Канал:

SBLRLLP

Шон является партнером-основателем SBLR, с установившейся практикой работы с клиентами-предпринимателями в сфере производства, пищевой промышленности,…

Личность: методы оценки личности

РЕКЛАМА:

Следующая статья расскажет вам о различных методах оценки личности.

Для обсуждения различных методов измерения мы можем следовать плану, принятому доктором Саулом Розенцвейгом в книге Эндрю — «Методы психологии».

По его мнению, методы исследования и оценки личности можно разделить на следующие категории:

РЕКЛАМА:

I. Субъективные методы.

II. Объективные методы.

III. Проективные методы.

IV. Психоаналитические методы.

РЕКЛАМА:

V. Методы физических испытаний или физиологические методы.

Каждая из этих категорий относится к ряду измерительных инструментов или методов.

1. Субъективные методы:

Субъективные методы – это методы, в которых индивидууму разрешается раскрывать то, что он знает о себе как об объекте наблюдения. Они основаны на том, что сам субъект может сказать о своих чертах, установках, личном опыте, целях, потребностях и интересах.

Некоторые из важных субъективных методов:

(1) Автобиография,

(2) История болезни,

(3) Интервью и

(4) Анкета или опись.

1. Автобиография:

РЕКЛАМА:

Автобиография – это повествование человека, данное либо добровольно, либо в соответствии с определенными предметными рубриками, предоставленными экзаменатором, о его жизненном опыте, его нынешних целях, задачах , интересы и взгляды.

Субъект имеет свободу выбора переживаний, которые имеют для него значение и раскрывают его личность. Недостатком является то, что предметы из его жизни составляют ту часть его опыта, которую он желает раскрыть.

2. История болезни:

История болезни в большей или меньшей степени зависит от автобиографии. В истории болезни мы объединяем информацию, которую мы получаем из различных источников о человеке. Для этого требуется много интервью с человеком и другими людьми, которые знают человека.

Метод тематического исследования позволяет получить информацию о родителях и дедушках и бабушках человека, его семейном происхождении, его истории болезни, его образовательной карьере, его дружбе, его супружеской жизни, его профессии и др. Этот метод более полезен для понимания личностных паттернов человека, который является проблемным или неприспособленным. Краткое описание истории болезни приведено в Приложении 1.

3. Интервью:

Интервью является наиболее распространенным методом оценки личности. Интервьюер задает вопросы или позволяет человеку говорить свободно, чтобы получить четкое представление о человеке. Из того, что он говорит, интервьюер знает о его интересах, проблемах, активах и ограничениях. Главным аспектом, по которому может варьироваться интервью, является жесткость или гибкость, с которой интервьюер придерживается заранее определенного плана или графика вопросов или тем.

Иногда бывает полезно иметь определенный список пунктов, которые нужно пройти последовательно. Требуется большее мастерство в свободных интервью, которые не ограничены списком определенных моментов или вопросов.

Интервьюер оценивает черты личности не только по содержанию ответов на заданные вопросы, но и по догматизму, с которым излагаются новости, по проявленному интересу, по лексике или случайным упоминаниям, которые испытуемый невольно использует в своем разговоре, и наблюдая за его колебаниями, его ерзанием, его эмоциональностью и тому подобным.

Ограничение метода в том, что он субъективен и менее действителен, чем принято считать.

4. Анкеты:

Анкеты представляют собой набор распечатанных или письменных вопросов, на которые человек должен ответить. Обычно ожидается, что испытуемый ответит на каждый вопрос, отметив, обведя или подчеркнув «да» или «нет» напротив вопроса. Исследователь подсчитывает количество ответов «да», «нет» и «?» и, таким образом, может установить, обладает ли конкретный индивидуум определенными чертами или нет.

Предоставленные вопросы или утверждения описывают определенные черты, эмоции, отношения или поведение в ситуациях, раскрывающих личность. Ответы «да» или «нет» подсчитываются в определенных группах или разделах в зависимости от того, какие черты должны быть обозначены положительными или отрицательными ответами.

Ограничение этого устройства состоит в том, что субъект может не хотеть раскрывать верные факты о себе или может не владеть этими фактами сознательно. Метод в лучшем случае выявляет ту часть личности, которая явно выражена или доступна исследованию субъекта.

Некоторыми из хорошо известных личностных опросников являются личностный опросник Бернрентера, опросник адаптации Белла, опросник социальной адаптации Washbume. Индийский статистический институт также выпустил краткий перечень личностей. Его копия приведена в Приложении 2. В последнее время другие исследовательские центры также разработали свои собственные или адаптировали некоторые из известных перечней.

2. Объективные методы:

Объективные методы зависят не от собственных заявлений испытуемого о себе, а от его явного поведения, раскрываемого другим, выступающим в роли наблюдателей, экзаменаторов или судей.

За субъектом, насколько это возможно, наблюдают или изучают в определенных жизненных ситуациях, когда проявляются его особые черты, привычки, потребности и другие характеристики, и, таким образом, экзаменатор может наблюдать непосредственно. Некоторыми из объективных методов являются миниатюрные жизненные ситуации, ненаблюдаемое наблюдение, физиологические измерения и оценочные шкалы.

1. В миниатюрных жизненных ситуациях:

В миниатюрных жизненных ситуациях создаются искусственные ситуации, напоминающие реальные жизненные ситуации, наблюдаются и оцениваются реакции и поведение субъекта. Могут быть созданы ситуации, требующие честности, сотрудничества, настойчивости и командной работы, а поведение субъекта может быть отмечено и соответствующим образом оценено.

Для отбора лидеров в армии этот метод часто используется с большим успехом. Реакции на неудачу и успех также можно оценить, поставив испытуемых в ситуации, в которых они терпят неудачу и испытывают разочарование или удовлетворение.

2. Метод ненаблюдательного наблюдения:

Метод ненаблюдательного наблюдения достаточно популярен в центрах развития ребенка консультативных поликлиник. Человека просят выполнить какое-либо задание или оставляют его одного, и за его поведением наблюдают через одностороннее зеркало, экран или другое устройство, и его подслушивают с помощью скрытой установки микрофона.

Одной из модификаций этого метода является длительное наблюдение за человеком в одной и той же ситуации в течение нескольких дней вместе. Или за объектом наблюдают более одного человека, и наблюдения объединяются. Конечно, прежде чем приступить к наблюдению, необходимо принять определенные решения относительно того, за чем наблюдать. Одним важным случаем, который следует учитывать в этом методе, является различие между тем, что наблюдается, и тем, что интерпретируется.

3. По рейтинговым шкалам:

В оценочных шкалах мы оцениваем индивидуума по обладанию или отсутствию определенных черт по определенной шкале. Индивидууму присваивается место на шкале или оценка, которая указывает степень, в которой человек обладает данной чертой поведения.

Например, если мы хотим оценить учащихся по их общительности, мы можем попросить трех или четырех руководителей или учителей указать место каждого ученика на шкале, которая может быть следующей:

Эта шкала имеет пять степеней оцениваемого признака, т. е. это пятибалльная шкала. Некоторые шкалы имеют три или семь ступеней.

Главное ограничение рейтинговой шкалы заключается в том, что наши оценщики должны быть хорошо обучены и иметь определенные знания о переменных. Часто оценщики совершают ошибку, присваивая оценки, которые группируются вокруг среднего балла, если вообще располагаются в благоприятном направлении шкалы.

Они не склонны ввязываться в крайности по шкале оценок и, вероятно, особенно избегают очень неблагоприятных оценок. Оценочные шкалы могут использовать только те, кто знает оцениваемых лиц и наблюдал за ними в отношении той черты, по которой они их оценивают.

3. Проективные методы:

В этих методах или техниках экзаменатор не наблюдает открытое поведение субъекта, как в миниатюрных жизненных ситуациях; он также не просит испытуемого высказать свое мнение о собственном поведении или своих чувствах по поводу определенных переживаний.

Вместо этого субъекту предлагается вести себя творчески, т. е. сочинять рассказ, интерпретировать чернильные пятна или конструировать какие-либо объекты из пластического материала и рисовать то, что он хочет.

Таким образом, субъекту предлагается «проецировать» или свободно выражать свои мысли, эмоции, желания и другие реакции в некоторых предусмотренных ситуациях. Эти методы, таким образом, призваны выявить глубинные черты, настроения, установки и фантазии, определяющие поведение личности в реальных ситуациях.

В основе использования проективного метода лежит предположение, что в том, что он воспринимает в своей неструктурированной и неопределенной среде и что он говорит об этом, индивид раскрывает свои сокровенные свойства или свою личность.

Проективные техники имеют следующие общие черты:

(1) Стимульный материал, как правило, нейтрален, двусмыслен или более или менее неопределен, так что субъект может легко оставить на нем отпечаток своей личности.

(2) Важна психологическая реальность, а не реальная реальность мира субъекта – его желания, его установки, убеждения, идеалы, конфликты и фантазии.

(3) В этих техниках раскрываются имплицитные или бессознательные аспекты личности – и поэтому важную роль в интерпретациях играют психодинамические принципы.

(4) Неподготовленный переводчик, скорее всего, проецирует свои собственные предубеждения и фантазии на интерпретацию произведений субъекта.

Некоторыми из важных проективных техник являются тест Роарешаха, ТАТ или тест на тематическое апперцептивное восприятие, тесты на завершение предложений, тантофон, игровые техники, метод словесных ассоциаций или метод ассоциаций с картинками.

1. Тест чернильных пятен Россаха:

Разработан швейцарским психологом Германом Россахом (19 лет).21), состоит из 10 клякс, имеющих симметричный рисунок. Пять из этих карт черно-белые, две с вкраплениями красного и 3 других цвета. Тест обычно проводится индивидуально.

Когда карту показывают или кладут перед клиентом, его просят рассказать, что он видит в кляксе, что она значит для него или что это может быть. На втором этапе, называемом исследованием, экзаменатор более полно устанавливает не только то, что видит человек, но и то, что и как он это видит.

На третьем этапе, называемом «проверка пределов», исследователь пытается установить, реагирует ли испытуемый на цвет, оттенок и другие значимые аспекты чернильных пятен, или же испытуемый использует пятна целиком или их части. в его ответах. Все эти ответы затем подвергаются оценке по системе, разработанной либо Биком, либо Клопфером и Келли. Затем следует толкование.

Оценочные категории теста, такие как движение и цвет, интерпретируются как обозначающие различные функции личности, интеллектуальное творчество, открытую эмоциональность, практическое мышление и тому подобное.

Из норм, основанных на работе с испытуемыми в различных хорошо охарактеризованных группах, нормальных индивидах, невротиках и психотиках, можно интерпретировать характер баллов испытуемого как принадлежность к тому или иному складу личности. Нам нужен высококвалифицированный персонал для администрирования и интерпретации Rosschach; и это трудоемкий тест, есть свои ограничения.

2. Тематический апперцептивный тест:

(ТАТ), разработанный Мюрреем и Морганом (1935), состоит из серии из 20 изображений. Человека просят рассказать историю, которую каждый из них предлагает ему. Эти картинки расположены в соответствующих группах для взрослых мужчин и женщин, а также для детей. На каждой картинке испытуемый рассказывает историю, идентифицируя персонажей, объясняя их отношения друг с другом, описывая, что предшествовало ситуации, показанной на картинке, и констатируя результат.

Запись рассказа анализируется в соответствии с основными теориями – герой, сексуальные интересы, профессиональные амбиции, семейные конфликты, социальный статус и т. д. Повторение данной темы или темы следует тщательно отмечать.

Эти темы отображают имплицитные взгляды, привычки мышления, идеалы и стремления субъекта, а также характеристики других персонажей — отца, матери, брата, сестры, мужа и жены. Тест Россаха проливает свет на структуру личности, тогда как ТАТ проливает свет на функционирование личности.

Этот тест довольно популярен в Индии, и были предприняты попытки адаптировать его для индийских условий. Одна хорошо известная индийская адаптация была сделана Мановигяншалой из Аллахабада. Похожий тест, специально предназначенный для детей, называется CAT или Детский апперцептивный тест Беллака. Это было адаптировано и в Индии.

3. Детский апперцептивный тест (C.A.T.):

Этот тест был разработан Беллаком в 1948 году. Он используется для оценки личности детей в возрасте до двенадцати лет. Маленьким детям очень интересно слушать рассказы о животных и играть с ними. Перед проведением теста психолог устанавливает контакт с начальником, чтобы заручиться его сотрудничеством. CAT выявляет подавленные желания ребенка.

4. Тантоплион введен Б. Ф. Скиннером:

Здесь испытуемому рекомендуется слушать, пока фонограф воспроизводит с низкой интенсивностью различные образцы речи мужским голосом. Субъекта просят сказать, что приходит ему на ум, когда он слушает каждый образец речи почти так же, как он мог бы интерпретировать чернильное пятно. Таким образом, это слуховая техника Rosschach.

5. Игровые техники:

Игровые техники более применимы к детям, чем к взрослым. Субъекту разрешается или поощряется создание сцен с использованием кукол, игрушек, кубиков и других строительных материалов. Этот метод имеет как диагностическое, так и терапевтическое значение и часто используется в детских консультациях.

6. Тест на словесные ассоциации:

Другим широко используемым методом является метод словесных ассоциаций, при котором испытуемому предъявляется список слов, по одному, с инструкцией ответить первым попавшимся словом. его мнение. Экзаменатор отмечает время, необходимое для прощения каждого ответа и самих ответов. Отклонения от среднего количества времени и содержание необычных ответов помогают нам идентифицировать определенные установки, тревоги или чувства.

7. Тест на ассоциативные образы:

Недавно разработанная проективная техника представляет собой метод ассоциативных образов, в котором изображения социальных ситуаций заменяются словами в качестве стимульного материала. Исследование картинной фрустрации Розенсвейга — хорошо известная методика этого типа. Недавно он был адаптирован в Индии доктором Удья Париком.

Он состоит из 24 карикатур, похожих на рисунки, изображающие повседневные ситуации разочарования или стресса с участием его личностей, один из которых обычно расстраивает другого. Испытуемого просят написать или произнести в пустом поле над головой расстроенного человека первую ассоциацию, которая придет ему в голову. Затем ассоциации выявляют области конфликтов, тревог и стрессов в жизни человека.

8. Техника неполного предложения:

Техника неполного предложения, предложенная Роттером, Штейном и многими другими, представляет собой разновидность бумажно-карандашной инвентаризации личности, которая имеет черты ассоциативного теста, а также проективной техники. . Испытуемый представлен рядом неполных предложений, которые он заканчивает так, как ему нравится.

Образец этой методики приведен в Приложении III. Говорят, что предоставленные порции раскрывают желания, тревоги, конфликты, здоровые или нездоровые отношения. Экзаменатор пытается увидеть общую картину отношений и чувств, выявленную в серии ответов, и использует ее как часть общего исследования индивидуума.

4. Психоаналитический метод:

Этот метод был предложен Зигмундом Фрейдом, отцом школы психоанализа.

Два типа тестов в психоаналитическом методе исследования личности очень популярны, а именно:

(1) Тест свободных ассоциаций.

(2) Метод анализа сновидений.

Оба этих теста показывают особенности Личности в ее бессознательном аспекте. При анализе сновидения субъект описывает свой сон, не используя разум, что означает, что неограниченное состояние ума свободно связывает объекты и действия сновидения.

Из-за отсутствия ментального элемента выражается истина бессознательного ума, с помощью которого психоаналитик обнаруживает многие особенности характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *