Исследование тревожности. Тест Спилбергера-Ханина — Психологическая помощь в Москве: консультации, тренинги, полиграф
Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Стимульный материал
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
---|---|---|---|---|---|
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личной тревожности
Инструкция.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
---|---|---|---|---|---|
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко расстраиваюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил и желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 |
Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерпретация результатов
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая,
- 31 — 44 балла — умеренная;
- 45 и более — высокая.
Личности, относимые к категории
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.
Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным (Россия). Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-4) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: При интерпретации результат можно оценивать так:
Значительные отклонения от умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Показатель РТ высчитывается по формуле: Бланк для ответов Фамилия _____________________Имя_____________________ Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Шкала самооценки Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
|
Тест Спилбергера-Ханина на тревогу
На нашем сайте тест тревожности Спилбергера-Ханина определяет уровень тревожности на основе ситуативной (реактивной) тревожности и личностной тревожности. Высокая тревожность, как правило, приводит к психосоматическим заболеваниям, а низкая тревожность — к депрессивному состоянию и низкому уровню мотивации. В обоих случаях рекомендуется консультация психолога, а в особо тяжелых случаях – психотерапевта.
Тревожность – это склонность человека испытывать тревогу, характеризующаяся низким порогом возникновения тревожной реакции. Высокая тревожность, как правило, приводит к психосоматическим заболеваниям, а низкая тревожность — к депрессивному состоянию и низкому уровню мотивации. В обоих случаях рекомендуется консультация психолога, а в особо тяжелых случаях – психотерапевта.
Шкала тревоги разработана Ч.Д. Спилбергер в 1966-1973 гг. Получил широкое распространение русскоязычный вариант шкалы тревожности — STAI, которая известна как шкала реактивной и личностной тревожности (СРПА) Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю.Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал эту методику.
На нашем сайте тест тревожности Спилбергера-Ханина определяет уровень тревожности на основе ситуативной (реактивной) тревожности и личностной тревожности. Ситуационная тревожность в той или иной степени присуща каждому человеку и характеризуется эмоциями, переживаемыми в данной конкретной обстановке: напряжением, беспокойством, тревогой, нервозностью. Такие состояния возникают как эмоциональная реакция на сложившуюся ситуацию, могут быть различной интенсивности и изменяться во времени. Личностная тревожность является постоянной величиной и определяется темпераментом, характером, воспитанием человека и умением применять определенные стратегии реагирования на внешние факторы.
Тест можно использовать для лиц старше 16 лет.
Тест состоит из двух блоков вопросов. В первом блоке (20 вопросов) выберите ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Во втором блоке (20 вопросов) выберите ответ в зависимости от того, как вы обычно себя чувствуете.
Подсчет результатов. Способ №1.
Для вопросов первого блока каждый ответ 1) нет; 2) скорее всего нет; 3) скорее да; 4) да; следующему количеству баллов присваивается 1; 2; 3; 4 соответственно.
На вопросы третьего блока каждый ответ 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда; следующему количеству баллов присваивается 1; 2; 3; 4 соответственно.
Для утверждений первого блока вычисляется сумма чисел Σ1, записанных в ответах на утверждения 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18.
Затем сумма цифр Σ2, полученных в ответ на утверждения 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности (РА):
РА = Σ1 — Σ2 + 35.
Аналогично рассчитывается уровень личностной тревожности (ЛТ) для высказываний второго блока:
РА= Σ1 — Σ2 + 35,
где Σ1 – сумма цифр-ответов на утверждения 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Σ2 — сумма цифр-ответов на утверждения 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При подсчете результатов чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
Подсчет результатов. Способ №2.
Баллы по каждой из шкал (ситуативной или личностной) начисляются в соответствии с ключом, представленным в таблице.
Не думайте долго над вопросами, здесь нет правильных или неправильных ответов.
БЛОК №1 (20 утверждений): В этом блоке выберите ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.
1. (из 40): Мне спокойно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
2. (из 40): Я чувствую себя в безопасности:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
3.
(из 40): Я напряжен:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
4. (из 40): Я напрягся:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
5. (из 40): Я чувствую себя спокойно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
6.
(из 40): Я расстроен:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
7. (из 40): Я в настоящее время беспокоюсь о возможных несчастьях:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
8. (из 40): Я доволен:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
9.
(из 40): Мне страшно:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
10. (из 40): Мне неудобно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
11. (из 40): Я чувствую себя уверенно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
12.
(из 40): Я нервничаю:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
13. (из 40): Я нервничаю:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
14. (из 40): Я в нерешительности:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
15.
(из 40): Я расслаблен:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
16. (из 40): Я доволен:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
17. (из 40): Я беспокоюсь:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
18.
(из 40): Я смущен:Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
19. (из 40): Я чувствую себя уверенно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
20. (из 40): Мне приятно:
Выберите единственный ответ
а) нет;
б) скорее всего нет;
в) скорее да;
г) да;
21. (из 40): Я испытываю удовольствие:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
22. (из 40): Я очень быстро устаю:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
23. (из 40): Я легко плачу:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
24.
(из 40): Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
25. (из 40): Часто проигрываю, потому что недостаточно быстро принимаю решения:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
26.
(из 40): Обычно я чувствую себя бодро:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
27. (из 40): Я спокоен, хладнокровен и собран:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
28. (из 40): Обычно меня очень беспокоят ожидаемые трудности:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
29.
(из 40): Я слишком волнуюсь по пустякам:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
30. (из 40): Я вполне доволен:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
31. (из 40): Я принимаю все слишком близко к сердцу:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
32.
(из 40): Мне не хватает уверенности в себе:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
33. (из 40): Обычно я чувствую себя в безопасности:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
34. (из 40): Стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
35.
(из 40): У меня блюз:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
36. (из 40): Я доволен:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
37. (из 40): Меня отвлекают и волнуют любые мелочи:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
38.
(из 40): Я так переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть:Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
39. (из 40): Я уравновешенный человек:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
40. (из 40): Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах:
Выберите единственный ответ
а) почти никогда;
б) иногда;
в) часто;
г) почти всегда;
Меры тревоги – PMC
1. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 4-е изд. Американская психиатрическая ассоциация; Вашингтон (округ Колумбия): 1994. [Google Scholar]
2. Tluczek A, Henriques JB, Brown RL. Поддержка надежности и валидности шкалы тревожности состояния из шести пунктов, полученной из опросника тревожности состояний. J Нурс Меас. 2009; 17:19–28. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Кайппер М.Б., Чачамович Э., Идальго М.П., Торрес И.Л., Каумо В. Оценка структуры бразильского опросника состояния и тревожности с использованием психометрического подхода Раша. Дж. Психосом Рез. 2010;68:223–33. [PubMed] [Академия Google]
4. Chlan L, Savik K, Weinert C. Разработка укороченной шкалы тревожности на основе Опросника тревожных состояний Спилбергера (STAI) для пациентов, получающих искусственную вентиляцию легких. J Нурс Меас. 2003; 11: 283–93. [PubMed] [Google Scholar]
5. VanDyke MM, Parker JC, Smarr KL, Hewett JE, Johnson GE, Slaughter JR, et al. Тревога при ревматоидном артрите. Ревмирующий артрит. 2004; 51: 408–12. [PubMed] [Google Scholar]
6. Уорд М.М., Маркс А.С., Барри Н.Н. Психологический дистресс и изменения активности при системной красной волчанке. Ревматология (Оксфорд) 2002;41:184–8. [PubMed] [Академия Google]
7. Уайт К.П., Нильсон В.Р., Харт М., Остбай Т., Спичли М. Хроническая распространенная мышечно-скелетная боль с фибромиалгией или без нее: психологический дистресс в репрезентативной выборке взрослых. J Ревматол. 2002; 29: 588–94. [PubMed] [Google Scholar]
8. Вонг М., Малхерин Д. Влияние убеждений о лекарствах и других психосоциальных факторов на раннее прекращение приема модифицирующих заболевание противоревматических препаратов. Опорно-двигательный аппарат. 2007; 5: 148–59. [PubMed] [Академия Google]
9. Найт Р.Г., Ваал-Мэннинг Х.Дж., Спирс Г.Ф. Некоторые нормы и данные о достоверности опросника состояний тревоги и шкалы самооценки депрессии Цунга. Br J Clin Psychol. 1983; 22 (часть 4): 245–9. [PubMed] [Google Scholar]
10. Addolorato G, Ancona C, Capristo E, Graziosetto R, Di Rienzo L, Maurizi M, et al. Состояние и личностная тревожность у женщин, страдающих аллергическим и вазомоторным ринитом. Дж. Психосом Рез. 1999; 46: 283–9. [PubMed] [Google Scholar]
11. Кваал К., Ульстейн И., Нордхус И.Х., Энгедал К. Опросник тревожных состояний Спилбергера (STAI): шкала состояния при выявлении психических расстройств у гериатрических пациентов. Int J Geriatr Psychiatry. 2005;20:629–34. [PubMed] [Google Scholar]
12. Spielberger C. Руководство по инвентаризации тревожных состояний. обр. изд. Консультации психологов Press; Пало-Альто (Калифорния): 1983. (основной источник) [Google Scholar]
13. Taylor JA. Личностная шкала манифестной тревожности. J Abnorm Psychol. 1953; 48: 285–90. [PubMed] [Google Scholar]
14. Кеттелл Р.Б., Шейер И.Х. Справочник по шкале тревоги IPAT. 2-е изд. Институт Личности и Тестирования Способностей; Шампейн (Иллинойс): 1963. [Google Scholar]
15. Диск Спилбергера. Опросник тревожности состояний. Консультации психологов Press; Пало-Альто (Калифорния): 1983. [Google Scholar]
16. Кабаков Р.И., Сегал Д.Л., Херсен М., Ван Хасселт В.Б. Психометрические свойства и диагностическая полезность Опросника тревожности Бека и Опросника тревожности состояний с пожилыми взрослыми психиатрическими амбулаторными пациентами. J Тревожное расстройство. 1997; 11:33–47. [PubMed] [Google Scholar]
17. Кеннеди Б.Л., Шваб Дж.Дж., Моррис Р.Л., Бельдиа Г. Оценка состояния и личностной тревожности у субъектов с тревожными и депрессивными расстройствами. Психиатрический ежеквартальный журнал. 2001; 72: 263–76. [PubMed] [Академия Google]
18. Бек А.Т., Эпштейн Н., Браун Г., Стир Р.А. Инвентарь для измерения клинической тревожности: психометрические свойства. J Consult Clin Psychol. 1988; 56: 893–7. (Основная ссылка) [PubMed] [Google Scholar]
19. Arnold LM, Clauw D, Wang F, Ahl J, Gaynor PJ, Wohlreich MM. Гибкая дозировка дулоксетина при лечении фибромиалгии: рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. J Ревматол. 2010; 37: 2578–86. [PubMed] [Google Scholar]
20. Scopaz KA, Piva SR, Wisniewski S, Fitzgerald GK. Взаимосвязь страха, тревоги и депрессии с физической функцией у пациентов с остеоартритом коленного сустава. Arch Phys Med Rehabil. 2009 г.;90:1866–73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Steer RA, Rissmiller DJ, Ranieri WF. Структура компьютеризированной инвентаризации тревоги Бека с психиатрическими стационарными пациентами. J Pers Ass. 1993; 60: 532–42. [PubMed] [Google Scholar]
22. Бек А.Т., Стир Р.А. Взаимосвязь между шкалой тревоги Бека и рейтинговой шкалой тревоги Гамильтона с тревожными амбулаторными пациентами. J тревожное расстройство. 1991; 5: 213–23. [Google Scholar]
23. Морин С., Ландревиль П., Колекки С., Макдональд К., Стоун Дж., Линг В. Опросник тревоги Бека: психометрические свойства пожилых людей. Дж. Клин Геропсихол. 1999;5:19–29. [Google Scholar]
24. Фидрих Т., Даудалл Д., Чамблесс Д.Л. Надежность и валидность опросника беспокойства Бека. J тревожное расстройство. 1993; 6: 55–61. [Google Scholar]
25. Кример М., Форан Дж., Белл Р. Опросник беспокойства Бека в неклиническом образце. Behav Res Ther. 1995; 33: 477–85. [PubMed] [Google Scholar]
26. Osman A, Barrios FX, Aukes D, Osman JR. Инвентаризация тревоги Бека: психометрические свойства населения сообщества. J Оценка поведения психопата. 1993;15:287–97. [Google Scholar]
27. Браун Г.К., Бек А.Т., Ньюман С.Ф. Сравнение целенаправленной и стандартной когнитивной терапии панического расстройства. J тревожное расстройство. 1997; 11: 329–45. [PubMed] [Google Scholar]
28. Lee YW, Park EJ, Kwon IH, Kim KH, Kim KJ. Влияние псориаза на качество жизни: взаимосвязь между клиническим ответом на терапию и изменением качества жизни, связанного со здоровьем. Энн Дерматол. 2010;22:389–96. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Zigmond AS, Snaith RP. Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Acta Psychiatr Scand. 1983;67:361–70. (Основная ссылка) [PubMed] [Google Scholar]
30. Axford J, Butt A, Heron C, et al. Распространенность тревоги и депрессии при остеоартрите: использование госпитальной шкалы тревоги и депрессии в качестве инструмента скрининга. Клин Ревматол. 2010;29:1277–83. [PubMed] [Google Scholar]
31. Бьелланд И., Даль А.А., Хауг Т.Т., Некельманн Д. Достоверность госпитальной шкалы тревоги и депрессии: обновленный обзор литературы. Дж. Психосом Рез. 2002; 52: 69–77. [PubMed] [Академия Google]
32. Дэвис К.Н., Берн В.К., Маккензи Ф.Р., Бротуэлл Дж.А., Уоттис Дж.П. Оценка госпитальной шкалы тревоги и депрессии как скринингового инструмента у гериатрических стационарных больных. Int J Geriatr Psychiatry. 1993; 8: 165–9. [Google Scholar]
33. Lisspers J, Nygren A, Soderman E. Больничная шкала тревоги и депрессии (HAD): некоторые психометрические данные для шведской выборки. Acta Psychiatr Scand. 1997; 96: 281–6. [PubMed] [Google Scholar]
34. Lepine JP, Godchau M, Brun P, Lemperiere T. Оценка тревоги и депрессии среди пациентов, госпитализированных в службу внутренних болезней. Ann Med Psychol (Париж) 1985;143:175–89. На французском. [PubMed] [Google Scholar]
35. Бедфорд А., де Пау К., Грант И. Структура госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HAD): оценка нормальных, психиатрических и медицинских пациентов. Индивидуальные отличия 1997; 23: 473–8. [Google Scholar]
36. Дагнан Д., Чедвик П., Троуэр П. Психометрические свойства госпитальной шкалы тревоги и депрессии с популяцией членов группы самопомощи при депрессии. Бр J Med Psychol. 2000;73:129–37. [PubMed] [Академия Google]
37. Hinz A, Zweynert U, Kittel J, Igl W, Schwarz R. Измерение изменений с помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS): чувствительность и надежность изменений. Psychother Psychosom Med Psychol. 2009; 59: 394–400. На немецком. [PubMed] [Google Scholar]
38. Эртенли И., Озер С., Кираз С., Апрас С.Б., Акдоган А., Карадаг О. и соавт. Лечение инфликсимабом, антагонистом ФНО-альфа, у пациентов с анкилозирующим спондилитом: влияние на депрессию, тревогу и уровень качества жизни. Ревматол Интерн. 2010: 1–8. [PubMed] [Академия Google]
39. Buszewicz M, Rait G, Griffin M, Nazareth I, Patel A, Atkinson A, et al. Самоконтроль артрита в первичной медико-санитарной помощи: рандомизированное контролируемое исследование. БМЖ. 2006; 333:879. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Valtysdottir ST, Gudbjornsson B, Lindqvist U, Hallgren R, Hetta J. Тревога и депрессия у пациентов с первичным синдромом Шегрена. J Ревматол. 2000; 27: 165–9. [PubMed] [Google Scholar]
41. Мерфи Х., Диккенс С., Крид Ф., Бернштейн Р. Депрессия, восприятие болезни и преодоление при ревматоидном артрите. Дж. Психосом Рез. 1999;46:155–64. [PubMed] [Google Scholar]
42. Cauli A, Gladman DD, Mathieu A, Olivieri I, Porru G, Tak PP, et al.