Стили и типы речи в русском языке (таблица)
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 811.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 811.
Стили и типы речи в русском языке изучаются разделом «Стилистика». Сходство данных терминов заключается в зависимости от функции высказывания.
Стили речи
Стиль речи – это разновидность языка, характеризующаяся совокупностью определенных средств, использующихся в определенной сфере общения.
В языкознании выделяют книжные и разговорный виды стилей речи. Книжные в свою очередь делятся на научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили. Все 5 стилей имеют свои особенности, которые поможет отразить таблица:
Стиль речи | Особенности | Назначение и функция | Сфера употребления |
Научный | Логичность, системность, объективность, стремление к обобщению научного опыта. | Передача научной информации, знаний, относящихся к определенной области. Реализация функции сообщения. | Наука, техника, производство, учебная деятельность. |
Официально-деловой | Точность, шаблонность, объективность, отсутствие эмоционально окрашенных слов. | Обслуживание официально-деловых отношений. Реализация функции сообщения. | Сфера официально-деловых отношений: документы, официальные бумаги, язык деловых совещаний и выступлений. |
Публицистический | Эмоциональность, простота, ясность, оценочность. | Информирование и воздействие. Реализация функций сообщения и воздействия. | Сфера общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. |
Художественный | Эмоциональность, образность, использование изобразительно-выразительных средств. | Создание произведений, оказывающих эстетическое воздействие. Реализация воздействующей функции. | Художественная литература. |
Разговорный | Спонтанность, непринужденность, эмоциональность, оценочность, диалогичность, использование невербальных средств общения. | Повседневное общение. Реализация функции общения. | Неофициальные отношения между людьми. |
Некоторые лингвисты не признают существование художественного стиля речи, так как он может включать в себя лексику различных пластов.
Типы речи
В современном языкознании выделяется 3 функционально-смысловых типа речи: повествование (сообщение о развивающихся событиях), описание (перечисление признаков) и рассуждение (умозаключение).
Чтобы точно определить тип речи, можно использовать прием «фотографирования»: если можно сделать несколько фотографий – повествование, одну фотографию – описание, невозможно сделать фото – рассуждение.
Соотношение стилей и типов речи
Функциональные стили речи имеют сходные положения с функционально-смысловыми типами речи. Использование того или иного стиля речи зависит от функции высказывания. От этого во многом зависит и выбор типа речи.
Что мы узнали?
Функциональные стили в зависимости от функции делятся на разговорный и книжные, включающие в себя научный, официально-деловой, публицистический и художественный. В зависимости от предмета высказывания и его функции выделяются 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Алёна Метелина
5/5
Виктория Бурчиц
5/5
Слава Сырицин
5/5
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 811.
А какая ваша оценка?
Формы речи в разных стилях
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»
Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.
Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.
Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, контракты, договоры и т. д.
Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.
Вид речи — чаще всего монолог.
Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, политика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).
Области функционирования: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.
Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.
Тип речи — преимущественно рассуждение.
Форма речи — письменная или подготовленная устная.
Вид речи — монолог, диалог, полилог.
Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиумах; в научной литературе.
Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, диссертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.
Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.
Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.
Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, послание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.
Виды публичных выступлений (по цели)
- Информационное;
- Протокольно-этикетное;
- Развлекательное;
- Убеждающее.
Речь называется информационной, когда цель — сообщить некоторую информацию. Используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, объявление о предстоящем событии и т.п.
- Протокольно-этикетное выступление. Цель — соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет. Например, приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, официальный тост и др.
- Развлекательное выступление. Цель — развлечь собравшихся. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
- Убеждающая речь. Цель — убедить. Призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Например, выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.
Цели, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Виды публичных выступлений (по форме)
Формы публичного выступления: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Типы речи
Тест на тему Стилистика
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»
Публицистический стиль. :: Англистика
Публицистический стиль
Отношение к другим стилям
— развился из научного стиля
— до сих пор имеет много общего с научным стилем: связная и логичная синтаксическая структура, тщательное разбиение на абзацы, расширенная система связок
— также общие черты со стилем художественной литературы: слова с эмоциональным значением, образность (х, но не свежая или ненастоящая)
Публицистический и газетный стиль
— цель публицистического стиля: ‘просмотры’ , т. е. сформировать аудиторию, повлиять на общественное мнение, заставить аудиторию принять точку зрения оратора
— цель газетного стиля: ‘новости , т.е. для информирования аудитории
Формы
— как безличные (статьи), так и более индивидуальные разновидности (эссе, речи)
— как письменные (эссе, статьи), так и устные разновидности (речи)
Подстили
— oratory : speeches, orations, radio and TV commentaries
— essays
— newspaper and magazine articles
Syntactical Features
— coherent and logical syntactical structure
— careful paragraphing
— simple а не сложные предложения
— расширенная система связок
— краткость экспрессии
— обильное употребление модификаторов (прилагательные, наречия)
Лексические особенности
— упор на доступность и легкость понимания > перефразирование, а не специальные термины
— только устоявшиеся и общепонятные термины (например, холодная война)
— оценка прилагательных16 (напр. сильнейшее давление, нарастающая угроза, элементарная ошибка)
— эвфемизмы (например, «оборона» = война, «оружие специального назначения» = оружие массового поражения, «районы развития» = бедные районы)
— Традиционные, неоригинальные метафоры и сравнения
— Газета Cliches
— Слова с эмоциональным значением
— Число, аббревиатуры, символы
Стиль
6-
Стиль
— 70007
СИТАРИКАЛЬНЫЙ СТИТ И СИЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛ И СИЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛ И СИЛИТОРИЧЕСКИЙ СТИЛ И СИЛИТОРИЧЕСКИЙ СИЛЕЙ
—
. задачи — выступления на торжественных публичных мероприятиях (публичные свадьбы, похороны, юбилеи)
— радио- и телекомментарии
— политические выступления (парламентские дебаты; выступления на съездах, собраниях, избирательных кампаниях)
— выступления в суде
— проповеди
Общая характеристика
— прямой контакт с аудиторией > использует синтаксические, лексические и фонетические средства
— прямое обращение к аудитории «уважаемые члены»; использование местоимения 2 и лица «вы»)
— специальные обязательные формы, открывающие (например, «Милорды», «Господин председатель», «Ваша милость») и закрывающие речь («Благодарю вам за внимание’)
— параллельные конструкции, анафорические повторов , повторы синонимичных фраз (чтобы аудитория могла следить за говорящим и удерживать основные моменты речи)
— риторические вопросы контакт с аудиторией, нарушить монотонность интонационного рисунка и оживить внимание аудитории)
— традиционные метафоры, сравнения и притчи (оригинальные образы труднее усваиваются и отвлекают внимание аудитории от главного )
— иногда разговорные слова и сокращения (например, I’ll)
— обращение как к разуму, так и к эмоциям аудитории
Стиль эссе
немедленный эффект > использовать простые,
прямые приемы, чтобы сразу донести основную мысль до аудитории — эссе: стремиться к длительному эффекту > использовать сложные , сложные приемы для развития глубины смысла, различимой только при внимательном чтении или перечитывании
Краткие формы
— на философские, социальные, эстетические или литературные темы
— без глубокого изучения предмета, только поверхностное прикосновение
— скорее ряд личных и остроумных комментариев, чем законченный аргумент
Более длинные формы
— вкл.
рецензии, мемуары, трактаты
— исчерпывающие исследования, а не собственно очерки
Общая характеристика
— 1 ст лицо единственное число > личный подход к предмету
— эмоциональные слова
— абстрактные слова логического значения
— связки (для иллюстрации соотношения идей)
— сравнения и устойчивые метафоры (для помощи познавательному процессу читателя)
— эпиграммы, парадоксы , афоризмы
— краткость выражения, даже эпиграмматичность
Стиль статей
— статьи = композиции умеренной длины, несущие привлекательную информацию с комментарий
— использование стилистических приемов варьируется в зависимости от характера газеты (таблоиды x качественные газеты) или журнала (популярные x научные) и от темы
Политические статьи
— сильная зависимость от экстралингвистического контекста
— редкие и книжные слова
— неологизмы
— эпитеты (например, Елизавета I Английская, «Королева-девственница»)
— игра слов (например, «Пирог в небе — слишком бесцветная фраза, чтобы описать его последнюю речь Это было больше похоже на икру в стратосфере».
)
— аллитерация (например, «разрыв между обещанием и исполнением»)
— ирония
Литературные статьи
— абстрактные слова логического значения
— оригинальные выражения
10000 Публичный стиль 7:20 — эмоциональный язык ораторское искусство и выступления
публицистический стиль языка стал выделяться как отдельный
стиле середины 18 века. Он также попадает в тройку
разновидности, каждая из которых имеет свои отличительные черты. В отличие от
других стилей, публицистический стиль имеет разговорную разновидность, а именно
ораторский подстиль. Развитие радио и телевидения дало
породил еще одну новую разновидность разговорной речи, а именно радио и
Телекомментарий. Два других подстиля — эссе (моральное,
философские, литературные) и публицистические статьи (политические,
социальные, экономические) в газетах, журналах и журналах. Генерал
цель публицистического стиля, что выделяет его как самостоятельную
стиль, заключается в том, чтобы оказывать постоянное и глубокое влияние на общественное мнение,
убедить читателя или слушателя в том, что данная интерпретация
писателем или оратором является единственно правильным и вызвать у него
принять точку зрения, высказанную в выступлении, эссе или статье
не только через логическую аргументацию, но и через эмоциональную привлекательность
также.
Ораторский стиль речи – это устная часть речи.
публицистический стиль. Непосредственный контакт со слушателями позволяет
сочетание синтаксического, лексического и фонетического
особенности как письменной, так и устной речи.
Однако по своим основным чертам ораторский стиль принадлежит
письменное разнообразие языка, хотя оно видоизменяется устной формой
высказывания и использования жестов. Этот стиль проявляется в
выступления по политическим и социальным проблемам дня. Стилистический
приемы, применяемые в ораторском стиле, определяются условиями
коммуникации. Если желание говорящего состоит в том, чтобы пробудить
аудитории и чтобы держать ее в напряжении, он будет использовать различные традиционные
стилистические приемы. Повторение можно считать наиболее типичным
стилистический прием английского ораторского стиля. Желание
оратор, чтобы убедить и пробудить свою аудиторию, приводит к использованию
сравнения и метафоры, но они, как правило, традиционные
так как свежие и оригинальные стилистические приемы могут отвлечь внимание
слушателей в стороне от основной темы выступления.
Метонимия это
основанный на другом типе отношений между словарем и
контекстуальные значения, отношение, основанное не на отождествлении, а на
на какую-то ассоциацию, связывающую два понятия, которые эти
значения представляют. Таким образом, слово «корона» может означать «король или
королева», чашка или стакан для «напитка, который она содержит». Здесь также
взаимосвязь между словарным и контекстным значениями должна
выделяться четко и заметно. Только тогда мы можем констатировать, что
используется стилистический прием. В противном случае мы должны обратить свой разум на
лексикологические проблемы, т. е. к путям и средствам, которыми новые слова
и придумываются смыслы. Примеры метонимии, приведенные выше,
традиционный. На самом деле они являются производными логическими значениями и
поэтому фиксируется в словарях. Однако когда такие значения
включенных в словари, обычно есть пометка рис.
(«образное употребление»). Это показывает, что новое значение не заменило
первичным, но как бы сосуществующим с ним.
Метонимия используется в
язык в действии, то есть контекстная метонимия, является подлинной
метонимию и обнаруживает довольно неожиданную замену одного слова
за другое, или одно понятие за другое, на основании какого-то сильного
впечатление, производимое случайным свойством вещи, например:
«Затем они вошли. Двое из них, мужчина с длинными светлыми
усы и молчаливый смуглый человек… Определенно, усы
и у меня не было ничего общего». Метонимия и метафора также различаются.
в том, как они расшифровываются. В процессе раскрытия
смысл, заложенный в метафоре, один образ исключает другой, т.
метафора «лампа» в «Небесной лампе ночи», когда
расшифровано, означает луну, и хотя есть определенная взаимосвязь
из значений мы воспринимаем только один объект — луну. Это не
Случай с метонимией. Метонимия, при предъявлении одного предмета нашему
ум, не исключает другого. В примере, приведенном выше,
усы и сам человек воспринимаются разумом. Это должно
Также следует отметить, что метонимия, являясь средством построения образности,
вообще «касается конкретных объектов, которые являются обобщенными.





