Тип речи публицистического стиля речи: Типы и стили речи

Содержание

Стили и типы речи в русском языке (таблица)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 811.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 811.

Стили и типы речи в русском языке изучаются разделом «Стилистика». Сходство данных терминов заключается в зависимости от функции высказывания.

Стили речи

Стиль речи – это разновидность языка, характеризующаяся совокупностью определенных средств, использующихся в определенной сфере общения.

В языкознании выделяют книжные и разговорный виды стилей речи. Книжные в свою очередь делятся на научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили. Все 5 стилей имеют свои особенности, которые поможет отразить таблица:

Стиль речи

Особенности

Назначение и функция

Сфера употребления

Научный

Логичность, системность, объективность, стремление к обобщению научного опыта.

Передача научной информации, знаний, относящихся к определенной области. Реализация функции сообщения.

Наука, техника, производство, учебная деятельность.

Официально-деловой

Точность, шаблонность, объективность, отсутствие эмоционально окрашенных слов.

Обслуживание официально-деловых отношений. Реализация функции сообщения.

Сфера официально-деловых отношений: документы, официальные бумаги, язык деловых совещаний и выступлений.

Публицистический

Эмоциональность, простота, ясность, оценочность.

Информирование и воздействие. Реализация функций сообщения и воздействия.

Сфера общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

Художественный

Эмоциональность, образность, использование изобразительно-выразительных средств.

Создание произведений, оказывающих эстетическое воздействие.

Реализация воздействующей функции.

Художественная литература.

Разговорный

Спонтанность, непринужденность, эмоциональность, оценочность, диалогичность, использование невербальных средств общения.

Повседневное общение. Реализация функции общения.

Неофициальные отношения между людьми.

Некоторые лингвисты не признают существование художественного стиля речи, так как он может включать в себя лексику различных пластов.

Типы речи

В современном языкознании выделяется 3 функционально-смысловых типа речи: повествование (сообщение о развивающихся событиях), описание (перечисление признаков) и рассуждение (умозаключение).

Чтобы точно определить тип речи, можно использовать прием «фотографирования»: если можно сделать несколько фотографий – повествование, одну фотографию – описание, невозможно сделать фото – рассуждение.

Соотношение стилей и типов речи

Функциональные стили речи имеют сходные положения с функционально-смысловыми типами речи. Использование того или иного стиля речи зависит от функции высказывания. От этого во многом зависит и выбор типа речи.

Что мы узнали?

Функциональные стили в зависимости от функции делятся на разговорный и книжные, включающие в себя научный, официально-деловой, публицистический и художественный. В зависимости от предмета высказывания и его функции выделяются 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алёна Метелина

    5/5

  • Виктория Бурчиц

    5/5

  • Слава Сырицин

    5/5

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 811.


А какая ваша оценка?

Формы речи в разных стилях

вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Виды публичных выступлений (по цели)

  1. Информационное;
  2. Протокольно-этикетное;
  3. Развлекательное;
  4. Убеждающее. ​​​

​Речь называется информационной, когда цель — сообщить некоторую информацию. Используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, объявление о предстоящем событии и т.п.

  1. Протокольно-этикетное выступление. Цель — соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет. Например, приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, официальный тост и др.
  2. Развлекательное выступление. Цель — развлечь собравшихся. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
  3. Убеждающая речь. Цель — убедить. Призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Например, выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.

Цели, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

Виды публичных выступлений (по форме)

Формы публичного выступления: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Типы речи
Тест на тему Стилистика



#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Публицистический стиль. :: Англистика

Публицистический стиль

Отношение к другим стилям

— развился из научного стиля

— до сих пор имеет много общего с научным стилем: связная и логичная синтаксическая структура, тщательное разбиение на абзацы, расширенная система связок

— также общие черты со стилем художественной литературы: слова с эмоциональным значением, образность (х, но не свежая или ненастоящая)

Публицистический и газетный стиль

— цель публицистического стиля: ‘просмотры’ , т. е. сформировать аудиторию, повлиять на общественное мнение, заставить аудиторию принять точку зрения оратора

— цель газетного стиля: ‘новости , т.е. для информирования аудитории

Формы

— как безличные (статьи), так и более индивидуальные разновидности (эссе, речи)

— как письменные (эссе, статьи), так и устные разновидности (речи)

Подстили

oratory : speeches, orations, radio and TV commentaries

— essays

— newspaper and magazine articles

Syntactical Features

— coherent and logical syntactical structure

— careful paragraphing

— simple а не сложные предложения

— расширенная система связок

краткость экспрессии

— обильное употребление модификаторов (прилагательные, наречия)

Лексические особенности

— упор на доступность и легкость понимания > перефразирование, а не специальные термины

— только устоявшиеся и общепонятные термины (например, холодная война)

оценка прилагательных16 (напр. сильнейшее давление, нарастающая угроза, элементарная ошибка)

эвфемизмы (например, «оборона» = война, «оружие специального назначения» = оружие массового поражения, «районы развития» = бедные районы)

— Традиционные, неоригинальные метафоры и сравнения

— Газета Cliches

— Слова с эмоциональным значением

— Число, аббревиатуры, символы

Стиль

6-

Стиль

70007

СИТАРИКАЛЬНЫЙ СТИТ И СИЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛ И СИЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛ И СИЛИТОРИЧЕСКИЙ СТИЛ И СИЛИТОРИЧЕСКИЙ СИЛЕЙ

. задачи

— выступления на торжественных публичных мероприятиях (публичные свадьбы, похороны, юбилеи)

— радио- и телекомментарии

— политические выступления (парламентские дебаты; выступления на съездах, собраниях, избирательных кампаниях)

— выступления в суде

— проповеди

Общая характеристика

— прямой контакт с аудиторией > использует синтаксические, лексические и фонетические средства

— прямое обращение к аудитории «уважаемые члены»; использование местоимения 2 и лица «вы»)

— специальные обязательные формы, открывающие (например, «Милорды», «Господин председатель», «Ваша милость») и закрывающие речь («Благодарю вам за внимание’)

— параллельные конструкции, анафорические повторов , повторы синонимичных фраз (чтобы аудитория могла следить за говорящим и удерживать основные моменты речи)

— риторические вопросы контакт с аудиторией, нарушить монотонность интонационного рисунка и оживить внимание аудитории)

— традиционные метафоры, сравнения и притчи (оригинальные образы труднее усваиваются и отвлекают внимание аудитории от главного )

— иногда разговорные слова и сокращения (например, I’ll)

— обращение как к разуму, так и к эмоциям аудитории

 

Стиль эссе

немедленный эффект > использовать простые,
прямые приемы, чтобы сразу донести основную мысль до аудитории

— эссе: стремиться к длительному эффекту > использовать сложные , сложные приемы для развития глубины смысла, различимой только при внимательном чтении или перечитывании

Краткие формы

— на философские, социальные, эстетические или литературные темы

— без глубокого изучения предмета, только поверхностное прикосновение

— скорее ряд личных и остроумных комментариев, чем законченный аргумент

Более длинные формы

— вкл. рецензии, мемуары, трактаты

— исчерпывающие исследования, а не собственно очерки

Общая характеристика

1 ст лицо единственное число > личный подход к предмету

— эмоциональные слова

абстрактные слова логического значения

— связки (для иллюстрации соотношения идей)

— сравнения и устойчивые метафоры (для помощи познавательному процессу читателя)

— эпиграммы, парадоксы , афоризмы

— краткость выражения, даже эпиграмматичность

 

Стиль статей

— статьи = композиции умеренной длины, несущие привлекательную информацию с комментарий

— использование стилистических приемов варьируется в зависимости от характера газеты (таблоиды x качественные газеты) или журнала (популярные x научные) и от темы

Политические статьи

— сильная зависимость от экстралингвистического контекста

— редкие и книжные слова

— неологизмы

— эпитеты (например, Елизавета I Английская, «Королева-девственница»)

— игра слов (например, «Пирог в небе — слишком бесцветная фраза, чтобы описать его последнюю речь Это было больше похоже на икру в стратосфере». )

— аллитерация (например, «разрыв между обещанием и исполнением»)

— ирония

Литературные статьи

— абстрактные слова логического значения

оригинальные выражения

10000 Публичный стиль 7:20

— эмоциональный язык ораторское искусство и выступления

публицистический стиль языка стал выделяться как отдельный стиле середины 18 века. Он также попадает в тройку разновидности, каждая из которых имеет свои отличительные черты. В отличие от других стилей, публицистический стиль имеет разговорную разновидность, а именно ораторский подстиль. Развитие радио и телевидения дало породил еще одну новую разновидность разговорной речи, а именно радио и Телекомментарий. Два других подстиля — эссе (моральное, философские, литературные) и публицистические статьи (политические, социальные, экономические) в газетах, журналах и журналах. Генерал цель публицистического стиля, что выделяет его как самостоятельную стиль, заключается в том, чтобы оказывать постоянное и глубокое влияние на общественное мнение, убедить читателя или слушателя в том, что данная интерпретация писателем или оратором является единственно правильным и вызвать у него принять точку зрения, высказанную в выступлении, эссе или статье не только через логическую аргументацию, но и через эмоциональную привлекательность также.

Ораторский стиль речи – это устная часть речи. публицистический стиль. Непосредственный контакт со слушателями позволяет сочетание синтаксического, лексического и фонетического особенности как письменной, так и устной речи. Однако по своим основным чертам ораторский стиль принадлежит письменное разнообразие языка, хотя оно видоизменяется устной формой высказывания и использования жестов. Этот стиль проявляется в выступления по политическим и социальным проблемам дня. Стилистический приемы, применяемые в ораторском стиле, определяются условиями коммуникации. Если желание говорящего состоит в том, чтобы пробудить аудитории и чтобы держать ее в напряжении, он будет использовать различные традиционные стилистические приемы. Повторение можно считать наиболее типичным стилистический прием английского ораторского стиля. Желание оратор, чтобы убедить и пробудить свою аудиторию, приводит к использованию сравнения и метафоры, но они, как правило, традиционные так как свежие и оригинальные стилистические приемы могут отвлечь внимание слушателей в стороне от основной темы выступления.

Метонимия это основанный на другом типе отношений между словарем и контекстуальные значения, отношение, основанное не на отождествлении, а на на какую-то ассоциацию, связывающую два понятия, которые эти значения представляют. Таким образом, слово «корона» может означать «король или королева», чашка или стакан для «напитка, который она содержит». Здесь также взаимосвязь между словарным и контекстным значениями должна выделяться четко и заметно. Только тогда мы можем констатировать, что используется стилистический прием. В противном случае мы должны обратить свой разум на лексикологические проблемы, т. е. к путям и средствам, которыми новые слова и придумываются смыслы. Примеры метонимии, приведенные выше, традиционный. На самом деле они являются производными логическими значениями и поэтому фиксируется в словарях. Однако когда такие значения включенных в словари, обычно есть пометка рис. («образное употребление»). Это показывает, что новое значение не заменило первичным, но как бы сосуществующим с ним. Метонимия используется в язык в действии, то есть контекстная метонимия, является подлинной метонимию и обнаруживает довольно неожиданную замену одного слова за другое, или одно понятие за другое, на основании какого-то сильного впечатление, производимое случайным свойством вещи, например: «Затем они вошли. Двое из них, мужчина с длинными светлыми усы и молчаливый смуглый человек… Определенно, усы и у меня не было ничего общего». Метонимия и метафора также различаются. в том, как они расшифровываются. В процессе раскрытия смысл, заложенный в метафоре, один образ исключает другой, т. метафора «лампа» в «Небесной лампе ночи», когда расшифровано, означает луну, и хотя есть определенная взаимосвязь из значений мы воспринимаем только один объект — луну. Это не Случай с метонимией. Метонимия, при предъявлении одного предмета нашему ум, не исключает другого. В примере, приведенном выше, усы и сам человек воспринимаются разумом. Это должно Также следует отметить, что метонимия, являясь средством построения образности, вообще «касается конкретных объектов, которые являются обобщенными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *