Типология в психологии это – Психологические типологии — Википедия

Содержание

Типология характера — почему в психологии это так важно?

На протяжении всего периода существования психологии люди пытались как-то систематизировать различные типы людей. Поскольку разные авторы брали за основу классификации разные признаки, то и классификации получались разные, удачные и не очень. Интерес к это области вызван, по-видимому, явными сходствами комплекса поведенческих реакций у разных людей, несмотря на то, что психика каждого человека уникальна, следствием чего является индивидуальность его личности.

Типология

Что это такое?

При попытках классифицировать людей по характерам за отправную точку могут быть взяты отношения человека к окружающей действительности, самому себе, окружающим людям.

Типология характеров по Леонгарду

Клинические классификации (такие как, например, типология характеров по Леонгарду) берут за основу заострённые (акцентуированные) черты характера.

Акцентуация — это существенное усугубление определённых элементов личности и черт характера; такое состояние выражается в выборочной низкой устойчивости к определённым воздействиям на личность при нормальной, достаточной, а иногда и повышенной резистентности к другим.

В соответствии с теорией Леонгарда, личность имеет основные черты (их существенно меньше, но они и составляют основу, «стержень» личности) и дополнительные, второстепенные. Основные типы акцентуаций и вошли в типологию характеров по К. Леонгарду.

  1. Гипертимная акцентуация. Личности этого типа коммуникабельны, большую часть времени находятся в приподнятом настроении. Такие люди разговорчивы, энергичны, склонны к риску. С энтузиазмом берутся за дело, но не склонны доводить начатое до конца. В общении поверхностны, необязательны; плохо переносят монотонную, однообразную работу; не приспособлены к работе в условиях дисциплины.
  2. Дистимная акцентуация. В этом случае преобладает пониженный фон настроения, пессимистичный настрой, сосредоточенность на негативных и печальных аспектах жизни. Такая личность склонна к замкнутости, уединённость и старается избегать конфликтов. Предпочитает общение с людьми, которые демонстрируют дружелюбие по отношению к ним. Характерные черты личности — добросовестность, серьёзное отношение к своим обязательствам, чувство справедливости.
  3. Циклоидная акцентуация. Характеризуется сменой фаз позитивного и негативного настроя. В моменты повышенного настроения такой человек активен и энергичен, а в период подавленности — предпочитает уединение. Периодичность смены фаз различная.
  4. Возбудимая акцентуация. Замедленность и пассивность меняется вспышками раздражительности, потери самоконтроля. В спокойном состоянии такая личность обычно демонстрирует аккуратность и педантичность. Однако в случае эмоционального возбуждения теряет самоконтроль, проявляет агрессивность, провоцирует конфликт. В силу таких особенностей эти люди, как правило, нестабильны в коллективе. В семейной жизни занимают властную позицию, могут подавлять домочадцев.
  5. Застревающая, или паранойяльная акцентуация. Характеризуется мнительностью, обидчивостью, мстительностью, устойчивостью отрицательного эмоционального состояния. Этим людям свойственно ощущение социальной справедливости, склонность к повышенным требования к себе и окружающим. В быту — неразговорчивый, конфликтный, не терпит чужого мнения, стремится к доминированию.
  6. Педантичная акцентуация. В конфликты такая личность вовлекается редко. А если вовлекается, то оказывается на пассивной стороне конфликта. Охотно уступает лидерство другим. Сильные стороны: добросовестность, стабильность; отрицательная сторона: большое количество формальных требований, занудливость.
  7. Тревожная акцентуация проявляется крайне низкой контактностью и робостью, пониженным фоном настроения, постоянными сомнениями в себе, часто необоснованными. В некомфортных ситуациях такой человек ищет защиту и поддержку. В спокойном состоянии — дружелюбный, обязательный, самокритичный. Часто оказываются в роли так называемого козла отпущения; в коллективе становится мишенью для шуток.
  8. Эмотивная акцентуация. Характерна выборочность, придирчивость в контактах, ориентированность на доверительное отношение. У таких людей узкий круг общения, состоящий из людей, которым они привыкли доверять. Обида скрывают, «носят в себе». Проявляют склонность к повышенной сентиментальности и ранимости. Характеризуются повышенным чувством долга стремятся, оказать помощь.
  9. Демонстративная акцентуация. Такие люди легко устанавливают контакты, имеют потребность в доминировании и всеобщем внимании, славе и похвале. В коллективе демонстрируют уживчивость, способны к интригам, отличаются артистизмом, неординарностью, нестандартностью мышления и поступков, харизматичностью и, одновременно, эгоцентризмом амбициозностью, лицемерием, завышенными амбициями, притязаниями. Самое важное для этого человека — какое впечатление он производит на окружающих.
  10. Экзальтированная акцентуация. Проявляется в коммуникабельности, обострённой чувствительности, искренности. Настроение и эмоции подвержены сиюминутным импульсам. Таким людям свойственна привязанность к близким и друзьям, увлечённость, эмпатия; эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, временами — склонность к панике, необдуманным, импульсивным поступкам.
  11. Экстровертированная акцентуация. Представители этой группы окружены большим количеством друзей, веселы и общительны, открыты для восприятия новой информации, болтливы, к лидерству не стремятся, уступают его другим; часто проявляют легкомыслие, необдуманность поступков; склонность к распространению слухов и сплетен, несамостоятельности, склонность плыть по течению, «быть как все».
  12. Интровертированный характер. Представитель этой группы — это полная противоположность экстраверта. Для него характерны замкнутость, отгороженность от социальной среды, скрытность, повышенная ранимость; любому общению он предпочитает одиночество, погруженность внутри себя. Не терпит вмешательства в свою жизнь, защищает её, может производить впечатление безэмоционального идеалиста, неспособного к душевным отношениям с людьми. Характерно: ригидность мышления, всегда настаивает на своём, даже если ошибочность его мнения очевидна; упорство.

Типология характеров А. Е. Личко

Исследуя различные типы акцентуаций у подростков, А. Е. Личко рассматривал акцентуации как временное состояние человеческой психики; по его наблюдениям, по мере взросления появляющиеся на ранних стадиях черты, могут терять свою остроту, а со временем вновь проявляются со всей чёткостью, особенно в критических ситуациях. Типология характеров Личко выделяет 11 типов акцентуаций.

  1. Гипертимный тип. Человек подвижен и общителен, неусидчив, недостаточно дисциплинирован. Учится неровно, настроение приподнятое. Способен вступать в конфликты со взрослыми. Имеет разнообразные увлечения, и все — поверхностные. Переоценивает свои возможности, самоуверенный, склонен к браваде.
  2. Циклоидный тип характера. Такому подростку свойственна раздражительность; он предпочитает одиночество компании сверстников. Неприятности переживает тяжело, даже самые незначительные; в ответ на замечание возможна агрессия. Фон настроения переменчивый — от приподнятого до подавленного.
  3. Лабильный. Настроение такого подростка изменчиво и нестабильно; таких людей называют непредсказуемыми. Поводом для смены настроения может оказаться даже самое незначительное обстоятельство. Даже по самому незначительному поводу такой человек может впасть в уныние. Находясь в подавленном состоянии, нуждаются в поддержке тех, кто способен подбодрить и отвлечь. Такие люди очень хорошо чувствуют отношение окружающих к себе; их поведение зависит от сиюминутных эмоций. Восприятие окружающего мира часто меняется — от мрачных тонов до светлых и радужных.
  4. Астено-невротический тип. Периодичность смены настроения 1 — 2 в месяц. Характеризуется капризностью, мнительностью, подозрительностью, раздражительностью утомляемостью. Наиболее выражены данные черты при интеллектуальных нагрузках.
  5. Сенситивный тип. Характерные черты — повышенная восприимчивость как к радостным, так и печальным событиям. Такие люди не любят больших шумных компаний и активных игр. В общении могут быть кроткими и застенчивыми, особенно в присутствии чужих людей. Окружающими воспринимаются как замкнутые, в контактах очень избирательны. Открытыми бывают редко, только с теми, с кем хорошо знакомы, кому доверяют. Общаться предпочитают с детьми более младшего возраста, или с более взрослыми. Послушны, привязаны к родителям, в кругу сверстников адаптируются плохо, склонны к возникновению комплекса неполноценности. Чувство долга формируется рано, обнаруживается моральные требования к себе и окружающим, часто выбирают сложные виды деятельности.
  6. Психастенический тип. Характерно ускоренное раннее интеллектуальное развитие. Подростки склонны к самоанализу обдумыванию и оценкам чужого поведения. Самоуверенность сочетают в себе с нерешительностью. Действия часто поспешны, в том числе, и в таких ситуациях, когда требуется осторожность и осмотрительность.
  7. Шизоидный тип характеризуется слабой коммуникабельностью, неразвитой способностью к эмпатии. Сверстников такие подростки сторонятся, предпочитают уединение или общество взрослых. Часто демонстрируют безразличие к другим, не склонны сопереживать или проявлять интерес к другим людям; живут в своём мире, полном фантазий, которые, по их словам, бывает «трудно выразить словами». Во внешних проявлениях очень сдержанны, благодаря чему выглядят неискренними, скрытными; в среде сверстников находятся в «зоне отчуждения».
  8. Эпилептоидный. В детстве такие люди часто плачут, «изводя» окружающих, дразнят младших, издеваются над теми, кто слабее, рано обнаруживают жестокие черты характера. Характерны: гипертрофированное самолюбие, властность, вплоть до жестокости; в компании это — диктаторы, устанавливающие свои жёсткие правила и требующие подчинения. В условиях жёсткой дисциплинарного режима чувствуют себя комфортно, способны угрожать начальству, добиваться преимуществ перед сверстниками.
  9. Истероидный. Такие подростки выделяются в среде сверстников постоянной жаждой внимания. Их психология эгоцентрична. Имеют яркие наклонности к позёрству, театрализации. Они не выносят, когда кого-то хвалят в их присутствии, или кому-то достаётся больше внимания, чем им самим. Привлечь к себе любым способом всеобщее внимание и похвалы становится основной целью поступков. Эти люди претендуют на исключительное положение в среде сверстников, для этого берут на себя роль «заводилы», много работают на публику.
  10. Неустойчивый тип. Такие подростки склонны к праздности, развлечениям и безделью. Устойчивые интересы, в том числе, профессиональные, отсутствуют. Таких людей называют «слабовольными», «слабохарактерными».
  11. Конформный тип. Основная черта — так называемое конъюнктурное поведение. Человек, не думая, слепо, подчиняется мнению большинства или авторитету отдельной личности. Это — приспособленческий тип, способный ради сегодняшних своих интересов отказаться от своих убеждений; всегда находит моральное оправдание своим поступкам.

Некоторые исследователи в области психологии строят типологию характеров на том, что связывают те или иные черты характера с конституциональными особенностями, например, классификация по Кречмеру. Данная типология основывается на том, что тип строения тела определённым образом соответствует склонностям человека к некоторым психическим заболеваниям. Например, астеники и атлетики наиболее склонны к шизофреническим синдромам (шизотимный тип личности), а пикники — к маниакально-депрессивному психозу (циклотимный тип).

Типология характеров по Кречмеру (конституциональная типология)

  1. Астенический тип. Это высокие, худощавые люди, имеющие узкий плечевой пояс, тонкую кожу, слаборазвитую мускулатуру и жировую клетчатку.
  2. Атлетический тип. Развитый скелет, сильно развитая мускулатура. Рост средний или выше среднего. Широкий плечевой пояс и грудная клетка.
  3. Пикнический тип. Сильно развиты внутренние полости тела. Мышцы и опорно-двигательный аппарат развиты слабо, склонность к ожирению. Рост средний.

Типология Кречмера составлена чисто умозрительным образом, однако в ней содержатся вполне правдивые наблюдения.

Трехкомпонентная структура поведения личности

Этой концепцией была дополнена типология личности Кречмера; теория принадлежит Н. Н. Обозову и включает в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) компоненты.

  1. Мыслитель. Для него характерна ориентированность на размышления о жизни, науке и искусстве; любит головоломки, логические задачки; сосредоточен, не общителен.
  2. Собеседник. Ориентирован на коммуникацию установление контактов, остроумен, любит компании.
  3. Практик. Человек действия; не выносит незавершённого дела, пустых рассуждений; любит чётко поставленные задачи и решительные действия; хороший организатор.

Теория К. Юнга

Данная классификация получила достаточно широкое распространение в психологии. В её основе лежит принадлежность людей либо к экстравертивному, либо интравертивному типу. Экстравертам наиболее свойственна инициативность, гибкость мышления и поведенческих реакций, коммуникативность; интроверту же свойственна фиксация интересов на собственном внутреннем мире, замкнутость и нелюдимость, склонность к самоанализу такие люди испытывают существенные трудности в адаптации.

Человек получает информацию посредством следующих каналов:

  • ощущения;
  • интуиция;
  • объективная логика;
  • субъективное чувство.

Согласно теории Карла Юнга, люди в жизни используют все вышеперечисленные каналы, но каждый отдельно взятый человек использует разные функции с различным успехом и результативностью. Функция, применяемая чаще и успешнее других, называется доминирующей. По мнению автора, доминирующая функция важна настолько, что задаёт тон всему комплексу поведенческих реакций человека. Таким образом, были выведены восемь психологических типов, объединённых в классификации Юнга.

Типология по Юнгу

  1. Экстравертный ощущающий тип. Это люди с чрезвычайно заострённым «чувством факта», люди осязаемой действительности, не склонные к пассивности и рефлексии, не имеющие властолюбивых наклонностей. Постоянный мотив такого человека в том, чтобы ощущать объект, получая чувственные впечатления, по возможности приятные. Все его эмоции основываются на осязательных особенностях объекта. Склонны демонстрировать свой утончённый вкус.
  2. Интравертный ощущающий тип. В отличие от экстравертного ощущающего, данный тип ориентируется на интенсивность субъективных ощущений, отличается спокойствием и пассивностью.
  3. Экстравертный интуитивный тип. обладает тонким чутьём по поводу всего, что имеет определённые перспективы. Всегда находится в процессе поисков возможностей. Динамичная личность, слишком интенсивно берётся за новые начинания, подчас с чересчур выраженным энтузиазмом. Среди представителей данного типа чаще встречаются женщины; интуитивная деятельность в большей степени очевидна в общественной жизни, нежели в профессиональной сфере.
  4. Интравертный интуитивный. Достаточно своеобразный тип. Этакий мистик-мечтатель; с одной стороны, фантазёр-провидец, с другой — эстет-художник. Фантазёр созерцает, художник же, не от мира сего, создаёт необыкновенные вещи, являющиеся незначительными и банальными одновременно. Такой человек часто считает себя непризнанным гением, предстаёт таким перед своим окружением.
  5. Экстравертный мыслительный. Это человек, ставящий всю свою жизнь в зависимость от интеллектуальных выводов. Самое большое значение такой человек придаёт объективной действительности. Мышление представителей этого психотипа весьма позитивно и продуктивно.
  6. Интравертный мыслительный. Человек, принадлежащий к этому типу, молчалив и нелюдим, наталкивается на людей, которые его не понимают, и, благодаря этому, убеждается в «непроходимой глупости» людей. Мышление направлено на познание своего внутреннего мира, его значимости.
  7. Экстравертный чувствующий. Особенности данного психотипа наиболее характерны для женской психологии; эти люди живут, руководствуясь собственными ощущениями и эмоциями.
  8. Интравертный чувствующий. Как правило, эти люди молчаливы, непонятны, скрыты под банальной, порой инфантильной, маской. Могут отличаться меланхолическим темпераментом; в коллективе незаметны.

Классификация характера по К. Хорни

Подчёркивает значение в становлении черт характера социо-культурных моментов.

  1. Уступчивый тип. Характерна ориентированность на людей, порождающая беспомощность. В любой ситуации предпочитает уступать.
  2. Обособленный тип. Сформирована оборонительная установка «Мне всё равно».
  3. Враждебный тип. Ориентирован против людей. Априори враждебен. Стремится к доминированию.

Типология характера Э. Фромма

С именем этого автора связано понятие «социальный характер», под которым понимают совокупность черт личности, преломлённых в исторически сложившихся общественных отношениях. Согласно теории Фромма, выделяется 5 устойчивых типов характера:

  1. Рецептивный тип. Такой человек убеждён, что всё необходимое должно быть почерпнуто извне; ищет поддержки; в отношениях эти люди очень чувствительны к недостатку внимания. На жизнь смотрит с оптимизмом, дружелюбен до тех пор, пока не возникнет угроза.
  2. Эксплуатирующий тип. Привязанности испытывает только к тем, кто может что-то дать; предпочитает получать всё посредством силы, способен воровать идеи, выдавая их за свои. Язвителен, саркастичен, подозрителен, циничен, завистлив, склонен присваивать имеющееся у других.
  3. Накопительный тип. Не любит расходов, они вызывают у него тревожность. Скупость распространяется как на материальные ценности, так и на чувства и мысли. Педантичен, чистоплотен, навязчиво пунктуален, упрям.
  4. Рыночный тип. Такой человек относится к собственной личности как к товару, подлежащему купле-продаже; способен формировать в себе качества, пользующиеся спросом; стабильный характер отсутствует. Рыночная ориентация распространяется и на мышление. Индивидуальности у этих людей не сохраняется, мышление сводится к «схватыванию» идей в целях успешного манипулирования.
  5. Продуктивный тип. В отличие от остальных четырёх, непродуктивных, способен рационально использовать свои силы для реализации присущего ему потенциала. Такие люди необязательно становятся известными. Просто он способен независимо мыслить, уважать себя и окружающих, словом, он наслаждается жизнью, не испытывает тревоги, восхищается природой и искусством. Непродуктивные способны трансформироваться в продуктивные, например, упрямство — в настойчивость, деспотичность — в способность взять инициативу на себя.

В типологии Фромма, кроме этого, описаны ещё три модификации социального характера:

  1. Мазохист-садист. Этот человек склонен видеть причины всех своих успехов и неудач в людях, а не в объективных причинах и социальных событиях. При необходимости устранить препятствие направляет агрессивность на человека, которого считает причиной неудачи. Такой человек часто занимается самообразованием и самосовершенствованием, и попытками переделать людей в лучшую сторону; особенно опасен на руководящей должности.
  2. Разрушитель. Явно выражена агрессивность и стремление к устранению неудобного объекта. К разрушительности зачастую обращаются люди, испытывающие тревогу, беспомощность, ограниченные возможности, физические или эмоциональные.
  3. Конформист-автомат. Такой человек в критической ситуации перестаёт быть самим собой, безропотно подчиняется ситуации, требованиям социальной группы любого типа, быстро усваивает «нужный» тип мышления и способ поведения; не имеет собственного мнения и социальной позиции; сознательный или бессознательный приспособленец.

Заключение

Пытаясь классифицировать окружающих, населяющих мир людей, не следует забывать, что каждый человек индивидуален, и поэтому зачастую сложно отнести конкретно взятую личность к тому или иному типу. У многих людей обнаруживаются черты, присущие различным психотипам, комбинируясь между собой и дополняя друг друга.

psiho.guru

Глава 2 Типология личности. Самоучитель по психологии

Еще в давние времена ученые пытались навести какой-то порядок во всем многообразии психологических особенностей человека. С одной стороны, очевидны были индивидуальные различия между людьми: кто-то смел, а кто-то труслив, кто-то вспыльчив, а кто-то холоден и сдержан. Один с пеленок лидер, другой рабски покорен сильнейшему, один посвящает все свое время абстрактным размышлениям, другой верит лишь в то, что может увидеть своими глазами… С другой же стороны, многие качества совершенно одинаково проявляются у разных людей, т. е. эти особенности можно назвать типическими.

Античные философы немало преуспели в описании психологических типов, создавая разнообразные классификации. С одной из самых древних – и, пожалуй, и поныне самой известной! – мы с вами уже познакомились в первой главе: это система четырех типов темперамента, описанная врачом Гиппократом и подробно разработанная другим доктором – Галеном.

Несмотря на то что за две тысячи лет наука ушла далеко вперед и современные представления о темпераменте имеют не так уж много общего с воззрениями Галена, эта психологическая классификация отнюдь не канула в Лету: даже далекие от психологии люди и сегодня вовсю пользуются терминами «холерик», «сангвиник», «флегматик» и «меланхолик».

Это показывает, насколько сильной была и остается потребность в исследовании и систематизации индивидуальных психологических различий. Согласитесь, познакомившись с новым человеком, мы почти автоматически пытаемся причислить его к тому или иному «типу», пусть даже мы и не владеем научной терминологией. Каким-то образом мы все равно классифицируем всех своих знакомых: Саша и Наташа – люди замкнутые, самодостаточные, с ними хорошо поговорить о чем-нибудь серьезном и даже «заумном»; Петя с Васей – душа нараспашку, самая лучшая компания для буйной вечеринки; Андрей Иваныч – молчун и ворчун, но надежен, как скала, и в сложный байдарочный поход имеет смысл отправляться только с ним, а вот Светочку брать с собой ни в коем случае нельзя – все время будет ныть, хныкать, жаловаться и читать стихи о трагической любви…

И всякого незнакомца, появившегося в нашем окружении, мы будем изучать и пытаться поместить в ту или иную «ячейку», бессознательно сравнивая с уже известными нам людьми.

Почему мы это делаем? Потому, что определив «тип», мы надеемся лучше понять поведение человека, причины его поступков, а главное – иметь возможность предсказывать, как он может повести себя в той или иной ситуации. К тому же у нас есть определенные предпочтения: люди одного психологического типа нравятся нам больше, чем другого – ведь не со всеми мы чувствуем себя одинаково комфортно. Более того, в разных условиях нам могут «потребоваться» разные типы: с кем-то замечательно работать, с кем-то – веселиться на пикнике, а с кем-то – растить детей и встречать старость…

«Индивидуальные различия важны в повседневной жизни. Работодатели не склонны принимать на должность первого же человека, откликнувшегося на объявление; вместо этого они могут искать того, кто имеет определенное сочетание жизненных установок, способностей, навыков и мотивов. Большинство из нас делает то же самое, когда заводит приятелей или ищет спутника жизни, терпеливо перенося громкую музыку и скучая на вечеринках либо обращаясь в брачные агентства, вместо того чтобы просто жениться или выйти замуж за человека, который живет в соседней квартире» (Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000).

Итак, со времен Гиппократа и Галена ученые (философы, врачи, а позднее и психологи) не оставляли попыток создать психологическую классификацию, как можно точнее и достовернее определив все возможные психологические типы. Не углубляясь в теоретические дебри, скажем коротко: таких классификаций в итоге появилось множество – и каждую из них можно критиковать и даже опровергнуть. Психика человека была и остается самым сложным объектом научного познания, и однозначно систематизировать все богатство индивидуальных особенностей, моделей поведения, черт личности и характера пока что не удается. По правде говоря, вряд ли это когда-нибудь станет возможным. Да что там – даже сами эти понятия «личность», «характер», «психологический тип» и т. д. – не являются строго определенными: психологи разных стран, принадлежащие к разным научным школам, вкладывают в них подчас различный смысл.

И все же, все же… пока ученые спорят и создают сложнейшие психологические теории, мы продолжаем искать определенность в отношениях с другими людьми, да и в отношениях с собой. Ведь и свои поступки, желания, успехи и неудачи постоянно приходится анализировать, находить причины и строить прогнозы касательно собственного поведения. И значит, исследование своего «психологического типа» остается столь же актуальным, как и знания о «типических» особенностях других людей.

В этой главе мы подробно обсудим одну из самых знаменитых психологических классификаций – типологию, разработанную великим ученым Карлом Густавом Юнгом. Введенные им понятия экстраверсии и интроверсии стали столь же общеупотребительными, как гиппократовы темпераменты, а на основе учения о психологических типах, созданного Юнгом, разработано множество тестов и опросников, теорий и методов практической психологии, которые активно используются сегодня и психологами, и психотерапевтами, и педагогами, и специалистами по работе с персоналом…

Психологические типы, выделенные Юнгом, представляют собой портреты «нормальных» характеров. Мы же в конце этой главы немного поговорим и о характерах патологических, т. е. в большей или меньшей степени отклоняющихся от нормальных. В качестве одного из примеров мы рассмотрим классификацию акцентуаций характера.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

определение и основные свойства — Студия Григория Рейнина

В работе даны определения понятий тип и типология, получены соотношения между объемом и содержанием типологии. Проведен анализ существующих определений типологии и классификации.
Ключевые слова: тип, типология, классификация.

Психологам постоянно приходится сталкиваться с описанием множественных объектов, таких как психические процессы, состояния сознания, проявления личности, темперамента, конституциональные особенности человека и многие другие комплексные, многозначные, неоднородные, понятия, представления и феномены.

В качестве начального этапа системного анализа подобных явлений используются различные виды группировки, или разбиения множества на подмножества, теоретической основой которых всегда является некоторое отношение эквивалентности [2]. Для обозначения этой процедуры в психологии обычно используются термины: типология (Т) и классификация (К). Однако в интерпретации этих 2-х понятий представителями различных областей знания имеется большое разнообразие точек зрения. Приведем некоторые из них:

  • Классификация — особый случай применения логической операции деления объема понятия. Классификация по существенным признакам называется типологией [11]. Классификация — способ организованной репрезентации феноменологического поля (мотивационных факторов, свойств личности, свойств исследуемых объектов) [4]. Классификация по типам — есть процесс открытия комбинаций признаков [12].
  • Типология — разбиение изучаемой совокупности на группы однотипных объектов. Однотипными при этом называются объекты, различие между которыми в интересующем исследователя отношении объясняется факторами, случайными по отношению к изучаемому явлению и определяющим его характер механизмам [8]. Классификация там же определяется как «разбиение исходной совокупности объектов на классы с помощью какого-либо формального метода» [8].

В работе [7] дается следующее определение Т и К: «Разбиение, классы которого описаны через признаки, использованные при его построении, называют типологией или типологической группировкой. Если типологическая группировка описана еще и в терминах какой-либо другой системы признаков, относящихся к данному явлению, т.е. устанавливает в явной форме теоретические связи между различными сторонами изучаемой системы, то ее называют классификацией».

Само слово тип также имеет в языке множество различных значений. Рассмотрим некоторые из них. Большая Советская Энциклопедия дает следующее толкование слову ТИП (от греческого typos — отпечаток, форма, образец):

  1. Форма, вид чего-либо, обладающие существенными признаками.
  2. Образец, модель для чего-либо.
  3. Единицы расчленения изучаемой реальности в типологии.
  4. Таксономическая категория или единицы классификации в науках, изучающих отдельные компоненты природной среды — ландшафта, рельефа, климата, почв, растительности и др.
  5. Человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей, в частности сословия, класса, нации, эпохи.
  6. В литературе и искусстве — типичный характер, образ человека, наиболее «вероятного», «идеального» для определенного «нрава», страсти социального сословия или общества во всей совокупности его социальных, исторических, национальных особенностей.

Философ А. В. Гулыга [3] выделяет три научных значения слова «тип». Тип — это образец, стандарт, не допускающий отклонений (прилагательное — типовой). Далее, тип — это наиболее характерное единичное явление, с наибольшей полнотой выражающее сущность подобных явлений (прилагательное — типичный, типический). Наконец, тип — это прообраз, основная форма, допускающая те или иные отклонения (прилагательное — типологический). В работе [19] тип рассматривается как целостное образование, не сводимое к комбинации личностных черт.

М. С. Каган [5] определяет типологизацию как разбиение совокупности объектов на статичные гомогенные множества, каждoе из которых являет собой некоторую конкретную модификацию одного и того же качества, некоторого «архетипа». Типологизация по М. С. Кагану является прямым продолжением классификации, поскольку последняя разделяет группы разнородных объектов до тех пор, пока не доходит до уровня качественной однородности.

Из множества имеющихся в разных областях знаний формулировок видно, что некоторые авторы считают понятия Т и К рядоположенными, другие устанавливают между ними отношения включения, включая то Т в К [1], то К в Т [7]. Кроме того, во многих работах Т и К вообще не определяются или используются как синонимы [6]. Такой разнобой ведет к терминологической путанице и методологическим ошибкам.

С нашей точки зрения, существенные признаки понятия ТИП представлены в определении Кагана [5] и аналогичном ему по сути определении [8]. Рассмотрим теперь, опираясь на эти определения, понятие ТИП более подробно.

Пусть имеется некоторое множество исследуемых объектов — S и множество различающих эти объекты дихотомических признаков — А:

A = {А1, А2,…, Аm } (1)

Классификация элементов S по любому из этих признаков (а, а) порождает разбиение этого множества на два однородных (гомогенных) по этому признаку подмножества Sa и Sa. Такое разбиение может быть записано в виде упорядоченной пары:

X = <Sa, Sa> (2)

Будем продолжать процедуру разбиения множества S до тех пор, пока хотя бы одно из подмножеств будет оставаться гетерогенным (неоднородным) хотя бы по одному из признаков. В результате этой процедуры будет получено некоторое количество непересекающихся подмножеств, гомогенных (однородных) относительно А, и некоторое множество сечений, каждое из которых делит S на две части:

R = {X1, X2,…, Xm } (3)

Поскольку нескольким признакам может соответствовать одно сечение, множество R в общем случае является гомоморфным образом множества А. Полученные классы, в отличие от гетерогенных группировок, мы будем называть типами. То есть тип — это совокупность исследуемых объектов, гомогенная относительно заданного множества признаков. Типологией тогда будем называть совокупность всех типов, выделяемых на множестве исследуемых объектов посредством определенного множества признаков. Из этого определения видно, что множество типов — типология жестко связано с некоторым множеством признаков.

Тип, таким образом, представляет собой в свернутом виде одну из возможных логических реализаций некоторого набора признаков, а типология — полную совокупность этих реализаций.

C точки зрения процедуры классифицирования исследуемых объектов выход на уровень гомогенности означает, что у нас больше не осталось способов различать элементы внутри классов, то есть исчерпан набор действий, порождающих новые разбиения. А если так, то все признаки, отличающие элементы множества исследуемых объектов друг от друга, становятся признаками интертипных различий.

Таким образом, отличия между объектами имеют две основные составляющие:

  1. Интертипные отличия, имеющие системный комплексный качественный характер [8].
  2. Отличия внутри типа (аналогичные внутривидовым), имеющие случайный, количественный характер [8].

Отметим, что при этом и те и другие отличия измеряются посредством системы признаков, соответствующей данной типологии.

В дальнейшем множество интертипных различий будем называть содержанием типологии, а количество составляющих ее типов объемом типологии. Содержание типологии составляют все существенные для различения исследуемых объектов признаки или, что то же самое, признаки, любым способом разделяющие множество типов.

Признак, который не отделяет какой-либо тип хотя бы от одного другого, не является существенным для данной типологии. Объем типологии при этом есть множество всех конкретных реализаций некоего исследуемого качества, например, личности или конституции человека. С увеличением количества типов объем типологии растет, а количество объектов, попавших в один тип, соответственно уменьшается или остается постоянным.

Здесь же следует отметить, что определенная таким образом типология удовлетворяет формально-логическим требованиям к процедуре классификации, а именно: является исчерпывающей, полученные классы исключают друг друга, требование единства основания выполняется автоматически для каждого признака Аi из А.

Рассмотрим теперь более подробно соотношение между содержанием и объемом типологии. Чему равно количество признаков, составляющих содержание типологии? От чего зависит это количество? Существует ли зависимость между количеством типов и количеством признаков? Подробные обзоры исследований по классификационной проблеме имеются в работах [10, 12, 16, 17, 18, 20]. Однако найти ответы на эти вопросы в литературе нам, к сожалению, не удалось.

Еще в 1914 году, занимаясь классификационной проблемой, Дж. С. Миль [15] писал: «…свойства, которые мы полагаем в основу наших классов, иногда исчерпывают все общие признаки класса или в той или другой форме подразумевают их; в других случаях, напротив, мы отбираем немногие свойства не просто из большего, но из неисчерпаемого для нас числа их; и так как мы не знаем пределов этого числа, то для нас оно может считаться бесконечным». Анализ литературы показывает, что и в настоящее время отсутствует не только решение проблемы соотношения количества свойств и количества классов, но даже ее отчетливая формулировка. Уже в 1986 году С. С. Розова в работе [16] пишет: «Основание классификации — это своего рода «техническое устройство», которое предназначено для многократного увеличения эффекта классифицирующей деятельности человека. Здесь наблюдается эффект усиления, состоящий в том, что совпадение (тождество) предметов в некотором небольшом количестве свойств (в идеале в одном свойстве) оборачивается их совпадением (тождеством) во многих (чуть ли не во всех остальных) свойствах. Этот эффект оказывается возможным благодаря наличию разного рода корреляций, в частности, закономерностей, связывающих различные свойства объектов. Найдешь такой закон — «вытащишь» из него, как за ниточку, огромный, буквально неисчерпаемый запас разного рода корреляций. Потом только и делай, что открывай их одну за другой».

Это весьма образное описание статистического подхода, к сожалению, никак не может приблизить нас к сути самого явления.

Итак, рассмотрим теперь подробнее содержание типологии. Проблема определения количества признаков, соответствующих данной типологии, сводится, как уже было показано, к проблеме определения мощности множества интертипных различий. Какова же мощность этого множества? Рассмотрим данную задачу в самом общем виде.

Пусть имеется типология — Jn, выделяющая на множестве исследуемых объектов n типов:

Jn = {T1, T2,…, Tn} (4)

При этом, естественно, выполняются требования полноты :

n i=1U Ti = S (5)

и взаимной непересекаемости типов:

Ti ∩ Tj = Ø i, j=1, n; i ≠ j (6)

Toгда любому признаку (а, a) соответствует некоторое разбиение множества Jn на два подмножества, которое можно записать в виде:

X = <x, x>, (7)

где:

  • x — множество типов, принадлежащее положительному полюсу признака — а;
  • x — множество типов, принадлежащее другому полюсу — а.

Количество вариантов выделения на множестве Jn некоторого подмножества возможных сочетаний из n по i :

n i=1Σ Cni = 2n (8)

Поскольку одно сечение выделяет сразу два множества из k и n-k элементов, то, учитывая, что

Cnk = Cnn-k (9)

нетрудно определить количество L возможных сечений множества Jn

L = 1 2 – n i=0Σ Cni = 2n-1 (10)

Отметим здесь, что сочетаниям Cnn = Cn1 = 1 соответствует некоторое тождественное сечение:

E = <{ T1, T2, …, Tn }, Ø> = <Jn, Ø> (11)

Его можно рассматривать как предельный случай разбиения множества типов — тождественную операцию. Таким образом, максимальное количество возможных интертипных различий (N) для множества из n типов будет:

N = 2n-1 — 1 (12)

Поскольку запись (7) можно также рассматривать как описание признака А при помощи набора из n типов, то предыдущий результат может быть сформулирован следующим образом:
При помощи n типов можно описать не более чем 2n-1 — 1 различных признаков. То есть количество типов и количество интертипных различий оказываются жестко связанными между собой величинами.

Множество классифицирующих признаков А может и не включать всех интертипных различий. Количество признаков в нем может быть только более или менее избыточным. Например, для того, чтобы получить 16 типов достаточно 4-х независимых признаков, а количество возможных различий между этими 16-ю типами составит почти 33 тысячи (см. табл.1).

Множество Rn включает в себя всю совокупность признаков, существенных для типологии использующей n типов, то есть соответствует определению содержания типологии. Соотношение между объемом и содержанием типологии представлено в таблице 1.

Таблица 1. Объем и содержание типологии.

Содержание12345678910111213141516
Объем013715316312725551110232047409581911638332767

Как видно из таблицы, способность типологии представлять свойства множественных объектов при n<=4 невелика, однако, уже при n>10 количество интертипных различий оказывается более тысячи, а при n=16 — превышает средний объем словаря письменной речи [14] (20 000 слов).

Вернемся, однако, к типологическим описаниям. Если признак Аi рассматривать как некоторое логическое условие, которое определяет принадлежность объекта либо к множеству Sа, либо Sа, то типология, соответствующая множеству признаков А, может рассматриваться одновременно как совокупность логически непротиворечивых реализаций признаков из этого множества в данной предметной сфере.

Если бы все признаки Х1, Х2, Х3,…, Хn были бы независимы друг от друга, то количество типов оказалось бы равным 2 в степени N. Однако, поскольку уже при n>3, эта величина много больше n, ясно, что мы имеем дело с системой признаков, обладающей весьма развитой структурой внутренних связей. Для внешнего же наблюдателя отражением этого будет громадное количество корреляций между признаками, что, собственно, успешно подтверждается множеством статистических исследований и у нас и в других странах.

Литература:

  1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. — М., 1974.
  2. Ганзен В.А. Системный подход в психологии. — Л., 1983.
  3. Гулыга А.В. Принципы эстетики. — М., 1987.
  4. Зинченко А.И., Шмаков А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. Вестник МГУ сер.14, 4/1987.
  5. Каган М.С. Системное рассмотрение основных способов группировки. — В книге: Философские и социологические исследования. — Л., ЛГУ, 1977. (Ученые записки кафедр общественных наук Вузов Ленинграда).
  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1982.
  7. Миркин Б.Г Анализ качественных признаков и структур. — М., 1980.
  8. Типология и классификация в социологических исследованиях. Под ред. В.Г.Андреенкова. — М., 1982.
  9. Типы в культуре. — Л., изд.ЛГУ, 1979.
  10. Типология и классификация в социологических исследованиях.
  11. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. — М., 1980.
  12. Spolding A.S. Statistical technigues for the discovery of artifact types. American Antiquity, vol. 18, N 3, 1953.
  13. Воронин Ю.А. Теория классифицирования и ее приложения. — Н., 1985.
  14. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. — Л., 1984.
  15. Милль Дж.С. Система логики силлогической и продуктивной. — М., изд. Г.А.Лемана, 1914.
  16. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. — Н.,1986.
  17. Теплов Б.М. Избранные труды. т.2, — М., 1985.
  18. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. — М., 1982.
  19. Ямпольский Л.Т. Анализ структуры связей шкал личностных опросников. Вопросы психологии, N 2, 1981.
  20. Ekman G. On typologikal and dimentional systems of reterense in discribin personality. Acta Psychol., 1951, N8.

www.grig.spb.ru

Основные типологии личности в психологии

По мнению соционики, каждый человек принадлежит к одному из 16 соционических  типов личности. Умение их распознавать — прекрасный инструмент, помогающий найти нужный подход к своим близким, коллегам, новым знакомым.

Автор

Одной из основных составляющих существования человека называют его способность реализовать себя в различных сферах деятельности, эффективно приспосабливаться практически к любым условиям и продуктивно взаимодействовать с другими людьми. Еще древние философы делали попытки определить все закономерности в поведении личности, чтобы сделать отношения в обществе более зрелыми и комфортными.

Основатели теории о структуре психики

До истины удалось докопаться австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду и швейцарскому психиатру Карлу Юнгу. Ученые работали в одном направлении независимо друг от друга. Первый сформулировал основные положения в теории о формировании и структуре психики, в результате умозаключений и опытов второго родилась основная в истории психологии концепция, раскрывающая психологические типологии личности. Сегодня результаты работы ученых лежат в основе многих социально-психологических теорий и практик.

Соционика и объект ее изучения

Типология личности в психологии сегодня изучается соционикой. Эта отрасль науки рассматривает взаимосвязь окружающего мира и человека на основе личностных характеристик последнего. Каждый здравомыслящий человек принадлежит к одному из 16 соционических типов личности.

Чтобы типология личности стала более доступной для пытливой общественности, в качестве названия каждого психологического типа принято использовать псевдонимы известных личностей, которые являются носителями обозначенных признаков.

Основные типы личности в соционике

  1. Джек Лондон. Человек легок на подъем, зависит от сиюминутного вдохновения, легко начинает новые дела и пускается в авантюры. Ему по душе экстремальные виды спорта. Позитивно мыслит, легко сходится с людьми.
  2. Штирлиц. Всегда доводит начатое дело до конца. Будучи душой компании, иногда подвержен вспышкам упрямства и вспыльчивости. Очень практичен.
  3. Гамлет. Крайне эмоциональный человек. Очень красноречивая тонкая натура. Часто не доверяет партнеру, ревнуя его.
  4. Гюго. Сложно не поддаться влиянию этой харизматичной личности. Хорошо ладит с людьми, может пожертвовать чем-то важным ради дорогого человека. В карьере многого добивается самостоятельно.
  5. Робеспьер. Умеет правильно расставлять приоритеты, четко и практично мыслит. Этот человек склонен доверять интуиции, когда не знает точного ответа. В сближении с людьми часто испытывает трудности.
  6. Максим Горький. Педант, уважает порядок. В работе старается рассмотреть и проанализировать задание со всех сторон, чтобы выполнить его как можно лучше. Предпочитает короткие деловые контакты с людьми.
  7. Достоевский. Обладает способностями воспитателя. Придавая особое значение доверию, никогда не простит измены. Это очень ранимый человек.
  8. Драйзер. Всегда отстаивает свою точку зрения. Тонко чувствует фальш и неискренность. Постоит за себя и тех, кто ему не безразличен. Всегда тщательно анализирует свои поступки.
  9. Дон Кихот. Многим интересуется, легко адаптируется к любой ситуации, любит использовать разнообразные методы в работе. Новатор, не любит рутину, в его голове – масса оригинальных идей.
  10. Жуков. Чтобы одержать победу, может применить физическую силу. Препятствия только подогревают его азарт и желание рисковать. Руководитель до мозга костей. Всегда составляет план действия, которому четко подчиняется.
  11. Гексли. Фантазер, тонко чувствующий настроения других людей. Любит творчество во всех его проявлениях, однообразие ему чуждо. Любит общение и часто дает советы.
  12. Наполеон. Предпочитает манипулировать другими. Легко определяет слабые места окружающих. Часто пытается выдать себя не за того, кем является на самом деле.
  13. Бальзак. Эрудит и философ в одном лице. Очень осторожно и взвешенно принимает решения. Ему очень дорог комфорт и покой в душе. Не любит эмоциональных всплесков.
  14. Габен. Знакомится с миром исключительно с помощью ощущений. Не терпит искусственности, любит людей и тянется к ним. У этого человека хорошие технические способности, он предпочитает работать руками.
  15. Есенин. Мечтатель, интуитивно предугадывающий события. Чутко относится к людям и видит их насквозь. Тяжело не поддаться влиянию этого весельчака. Он очень озабочен своим внешним видом. Легко расстается с деньгами.
  16. Дюма. Не боится рутины – однообразие ему по душе. Сделает все возможное, чтобы не участвовать в конфликтной ситуации. Уважает право человека на личное пространство. Любит помогать людям.

Очень часто человек является носителем черт двух, а то и более типов личности, поэтому создание индивидуального психологического портрета лучше доверить опытному психологу.

Автор

Предыдущая статья

Остаемся зимовать: Как оставаться стройной и бодрой в холода?

Пора посмотреть на осень и зиму с хорошей стороны: много горячего чая, пушистые пледы, лепка снеговиков, в конце концов, Новый Год. Но низкая температура и сокращение солнечного дня дают о себе знать, мы становимся малоподвижными, набираем лишний вес. Надо это исправлять!

1

Также интересно

Истории и притчи

Неожиданное письмо из техподдержки

В поисках честного и правдивого ответа она решила просто написать письмо в техподдержку. Не надеясь получить ответ, она стала заниматься своими прежними делами, как вдруг ей пришло уведомление о новом письме.

Написать комментарий

Написать комментарий можно после авторизации.

timeforwoman.ru

Типологии личности | Разное

Проблема типологии была выдвинута К.Г. Юнгом в фундаментальном труде «Психологические типы». Решая эту проблему, мы получаем опорные точки зрения для приведения «хаотического избытка индивидуального опыта к некоторому порядку». Кроме того, типология личности предоставляет ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. И, наконец, типология — «существенное средство для определения личностного уравнения практического психолога».

В настоящее время проблема типологии остается не менее важной для психологической науки, как и во времена Юнга, но не более разработанной. К сожалению, так и не создано единой общепризнанной типологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям, безусловно, увеличилось. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «типологические исследования можно разделить на два основных направления, которые в конечном итоге окажутся неразрывно взаимосвязанными: одно из них имеет целью построение типологии (по тем или иным априорным основаниям) и другое — теоретико-феноменологическое выявление и обобщение существующих в реальности типов».

Ключевыми проблемами в каждом случае являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка.

Существующее многообразие научных типологий личности можно условно разделить на несколько групп. Самыми древними являются гуморальные теории. Они связывают тип личности со свойствами тех или иных жидких сред организма. Отправной точкой здесь является типология Гиппократа, согласно которой существует четыре вида жидкости — кровь, желчь, черная или желтая слизь. Преобладание одного из этих видов влияет на тип темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический. У Галена такие же типы темперамента обусловливаются взаимоотношениями артериальной и венозной крови. С качественными особенностями крови связывает тип личности и И. Кант. Он делит темпераменты на: 1) темпераменты чувств (сангвинистический — темперамент человека веселого нрава, меланхолический — темперамент человека мрачного нрава) и 2) темпераменты деятельности (холерический — темперамент человека вспыльчивого, флегматический — темперамент хладнокровного человека). Отечественный ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал традиционные типы темперамента как проявление особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.

В морфологических теориях в качестве признака классификации личности используются особенности строения тела человека. Еще Ф. Галль, активно разрабатывая френологию, указывал на связь между типами черепа и чертами характера. Наиболее разработанными вариантами морфологических типологий являются типологии Э. Кречмера и У. Шелдона.

Кречмер описал три основных конституционных типа телосложения: астенический, пикнический и атлетический, и две большие группы темпераментов.

Шелдон развил систему Кречмера, эмпирически получив три основных соматотипа и соответствующие типы темперамента: эн-доморфному типу соответствует висцеротонический темперамент, мезоморфному типу — соматотонический, эктоморфному — це-ребротонический.

Следующая группа типологий личности может быть условно обозначена как психофизиологическая. Здесь главным признаком классификации являются психофизиологические характеристики субъекта, главным образом — типологические свойства нервной системы человека. Ярким примером подобных типологий являются типологии личности в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. Павловские четыре типа высшей нервной деятельности в поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовским типам темперамента. Но в последних работах Павлов указывал, что возможных комбинаций основных типологических свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности, возбуждения и торможения) может быть больше, по крайней мере — 24. Соответственно увеличивается и количество типов личности, что было убедительно доказано в работах его последователей.

Психиатрические типологии основаны на разнообразных патопсихологических признаках и используются в основном в клинической практике. Наиболее известными здесь являются типологии акцентуаций К. Леонгарда и А.Е. Личко. Так, Личко описывает 12 возможных типов акцентуаций характера: лабильный циклоид, истероидный, психастенический, эпилептоидный, шизоидный, сензитивный, конформный и др.

У самой многочисленной группы типологий личности основными признаками классификации являются собственно психологические, личностные характеристики, которые всегда так или иначе касаются отношений личности с другими людьми, и поэтому данную группу типологий условно назовем социально-личностной. В частности, А.Ф. Лазурский считал свою типологию психосоциальной и в основу положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде. Все многообразие человеческих индивидов Лазурский делит по двум основаниям: по психическому уровню — на три последовательно повышающихся уровня, и по психическому содержанию — на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Типология Юнга также является одной из самых известных и важных в группе социально-личностных типологий. Юнг описывает две основные установки личности — экстравертированную и интровертированную. Кроме того, он выделяет четыре основные психические функции: мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Если у субъекта привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому различаются мыслительный, эмоциональный, сенсбрный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертиро-ванным или экстравертированным. Юнг подробно и интересно описывает каждый из восьми возможных типов личности.

Менее известна типология Э. Шпрангера, основанная на доминировании в личности той или иной системы жизненных ценностей. Им выделяются шесть основных типов личности: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный.

К социально-психологическим типологиям, на наш взгляд, могут быть отнесены типологии по различным профессиональным признакам. Например, идущее от К. Левина традиционное деление руководителей по стилю руководства на авторитарных, демократических и либеральных.

Примером современных разработок проблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А.И. Круп-нова, Б.С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемы типологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Их отличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу при создании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личности рассматривается активность, которая имеет типологический характер. Были получены типологии инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

www.socionic.ru

38.1. Типология личности | Вестишки.ру

 

Опорные слова к вопросу №38 — здесь

Типология личности — фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Как видно из краткого обзора классификаций темперамента и характера, при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности — теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт — это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце «отдыхает»). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов — максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две — остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

  • мыслительный,
  • эмоциональный,
  • сенсорный и
  • интуитивный.

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

  • Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.
  • Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,
  • Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.
  • Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.
  • Политическая. Доминирующий интерес политического типа — впасть. Ему соответствует «человек силы».
  • Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек — жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

 

vestishki.ru

Типология в психологии

Если классифицировать определённые модели объектов на единицы изучаемой реальности — это и будет определять типологию. Например: лингвистика, антропология, биология, теология, психология. Мы отлично знаем, что из себя представляют биология, лингвистика и антропология.Типология в психологии.

Но такая сфера типологии, как психология весьма интересна, потому что изучает она человеческую сущность характеров, поведенческие привычки и уникальную мыслеформу в определении материальных ценностей.
Психология как одна из самых неизведанных сегментов в типологии.

Предлагаем Обидчивость, далее продолжение

Типология в психологии


По теории психологических типажей человеческой личности человек представляет собой некий уникум, который в силу своего темперамента способен на конкретные действия в определённой обстановке. Проще говоря, если вы интраверт, то в любой ситуации будете действовать так, как заложено в вашем генетическом коде.

Типология получила широкое применения в области саморазвития и самосовершенствования. Человек, который способен изучать и применять особенности своего психологического портрета владеет мощным оружием. Принимая информацию через ощущения или интуицию мы способны принимать решения, основываясь на объективной логике или субъективных чувствах. То есть, существуют люди, которые воспринимают информацию эмоционально, а есть те, которые все данные принимают, как логически правильная машина.

Такие люди делятся на интровертов и экстравертов. Существуют смешанные типы людей, которые вполне могут пользоваться всеми функциями обработки информации и одновременно иметь черты как интроверта, та и экстроверта.См.Как избавиться от депрессии самостоятельно

Каждый человек пользуется четырьмя категориями восприятия:
1. Направление поточной энергии. Определяет получение энергии из внешних источников или из исходящей информации внутри себя (по велению сердца, чувств)
2. Способ получения сведений или информации. Говорит о том, верим мы своим чувствам (обоняние, слух, зрение, осязание) или доверяем инстинктам.
3. Способ принимаемых решений. Либо руководствуемся познаниями из собственного опыта либо при помощи здравых логических размышлений.
4. Основной повседневный способ жизни. Первый тип — организованность в структуированной среде или второй тип повседневности: гибкость и многообразие в бессистемной обстановке.

Типология в психологии для сайта семья, наш дом дети психология

stroybum.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *