Психастенический тип — Психологос
Коротко
Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. У них обычно ровное настроение без резких перемен. В сексе они зачастую опасаются совершить ошибку, но в целом их половая жизнь проходит без особенностей.
Подробное описание по А.Е. Личко
Фрагмент из книги «Психопатии и акцентуации характера у подростка»
Этот тип, так же как астеноневротический, относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов. Психастеническая личность особенно расположена к развитию того варианта невроза навязчивых состояний, который у подростков обозначен как обсессивно-фобический [Личко А. Е. 1979; Шевченко Ю. С., 1979]. Вслед за тем, как P. Janet (1903) описал психастению, большинство наиболее известных ее исследователей стали рассматривать ее не как невроз, а как аномалию характера.
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д. Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики.
Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. В минувшее время, возможно, важнейшим фактором, способствующим становлению психастении, было воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда в силу трудных условий жизни родители возлагали недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными членами семьи, когда в тяжелых материальных и бытовых условиях подростку и даже еще ребенку приходилось оказываться в положении старшего среди братьев и сестер [Сухарева Г.
Е., 1959].В нашу эпоху материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой воспитания в условиях «повышенной ответственности». Родители лелеют слишком большие надежды на успехи своего чада, требуя только отличной учебы или заметных достижений в какой-либо престижной для них области — в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде вроде фигурного катании на коньках. Склонный к психастении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви.
По сравнению с другими типами психопатий в пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Однообразно регламентированная школьная жизнь, отсутствие необходимости самостоятельно принимать важные решения, ставшие уже привычными и легко выполнимыми нагрузки на чувство ответственности (выучить уроки, выполнить данные поручения и т. п.) благоприятствуют удовлетворительной адаптации даже при выраженных психастенических чертах. Декомпенсации могут выступать опять же в моменты особенно высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. Известно, что наибольшего расцвета психастения достигает в возрасте 20—40 лет, с началом инволюции ее проявления опять слабеют.
Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.
Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходной черты астеноневротического и сенситивного типов. Если астеноневротическому типу присущим бывает опасение за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а сенситивному типу свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе (релятивная направленность мнительности и тревоги), то страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порою патологическую привязанность.
Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить ЕСС люки, не наступая на их крышки, то «не провалишься», отвечая уроки, на экзаменах и т. п.; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого не случится.
Другой формой защиты бывают особо выработанный формализм и педантизм. Осознанно или подсознательно, не отдавая себе отчета, психастенический подросток исходит здесь из постулата, что если все заранее предусмотреть и действовать в точном соответствии с намеченным планом, то ничего неожиданного и плохого случиться не должно.
Педантизм психастеника отличается от такового при эпилептоидном типе. За педантизмом эпилептоида всегда стоят себялюбие, забота о собственных интересах и благополучии, понуждение окружающих к соблюдению в мелочах выгодного для него порядка. Педантизм психастеника надуман и формалистичен, никаких «земных» выгод ему не сулит.Нерешительность в действиях и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в поступках. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя здесь удивительное нетерпение.
У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Эта реакция проявляется у них неожиданными самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты и в обстоятельствах, когда требуются именно неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.
Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в копании в своих переживаниях И ощущениях.
Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт и все ручные навыки даются им плохо. Обычно у психастенических подростков особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах. Поэтому в спортивных занятиях им легче даются бег, прыжки, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Элементарные ручные навыки (даже ровно вбить гвоздь или очинить карандаш) иногда бывают камнем преткновения.
Подростковые поведенческие реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи — у мальчиков чаще к матери. Возможно, эта привязанность питается нерешительностью и тоже служит психологической защитой. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов. Увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально-эстетических хобби. Даже собирание коллекции у подростков этого типа более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки разных стран, чтобы изучить географию»,— заявил 12-летний мальчик с психастеническим типом характера).
Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое. Нередко наблюдается интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаружиться также склонность к транзиторному подростковому гомосексуализму.
Все описанные формы нарушений поведения (подростковая делинквентность, ранняя алкоголизация и т. д.) психастеникам несвойственны. Даже суицидального поведения в трудных ситуациях нам встречать не приходилось. Место этих нарушений, видимо, полностью вытесняют навязчивости, мудрствование и самокопание.
Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая диаметрально противоположные (например, истероидные).
Юрий Ч., 15 лет. Из хорошей, дружной семьи Мать склонна к чрезмерной опеке сына. С детства отличался пугливостью. В возрасте полутора лет, после того, как испугался включенного пылесоса, появилось заикание. Посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями речи — к 6 годам заикание полностью исчезло. Был застенчив, играть любил с девочками В 7 лет — легкая черепно-мозговая травма без последствий В школе учился хорошо, старательно, но был робок, нерешителен. Постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру — как бы с ними чего-нибудь не случилось плохого Если мать опаздывала с работы — бежал из дому ее встречать.
С 12 лет появились первые навязчивости. После того как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими — начал часто мыть руки.
Тяготился придуманными им ритуалами, но избавиться от них не мог — их исполнение, по его словам, давало «разрядку внутреннего напряжения». Никогда не выполнял ритуалов при посторонних или старался замаскировать их под необходимые или случайные действия. Например, будучи госпитализирован в соматическую больницу, вместо того, чтобы часто мыть руки, только дотрагивался до мыла или водопроводного крана.
Учился хорошо. Общался с товарищами, но близкого друга найти не мог. Был влюблен в одноклассницу, но старался никак не показать свои чувства. Иногда даже нарочито пренебрегал общением с нею. Увлекался чтением классической литературы, любил слушать классическую музыку.
В 15 лет сам попросил мать отвести его к психиатру, чтобы избавиться от мучивших его навязчивостей и от онанизма. После рациональной психотерапии и лечения меллерилом навязчивости значительно ослабли — по словам больного, «их стало легко маскировать от посторонних».
При неврологическом, соматическом и электроэнцефалографическом обследовании — без отклонений.
Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован смешанный — психастенический и сенситивный — тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не отмечено. Конформность умеренная, реакция эмансипации слабая. Имеется высокая откровенность в выборе ответов, что свойственно психастеническому типу. Склонности к делинквентности не обнаружено. Отмечено выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт никакого типа не выделилось. Однако достоверно отвергает черты типов меланхолического (что часто встречается у здоровых подростков), неустойчивого (что наиболее присуще психастеническим подросткам) и гипертимного (склонность к субдепрессивным состояниям).
Диагноз. Обсессивно-фобический невроз на фоне психастенической акцентуации характера.
Катамнез через 2 года. Успешно окончил 10 классов школы, хотел поступать в вуз. Однако перед конкурсными экзаменами навязчивости усилились настолько, что мешали к ним готовиться. Часами выполнял различные ритуалы. После психотерапии и лечения элениумом принял решение отказаться от попытки поступления — навязчивости почти прекратились. Поступил на работу и на подготовительное отделение в институт.
При психастенической психопатии в отличие от акцентуации того же типа имеются постоянные, хотя и колеблющиеся по интенсивности, обсессии и фобии. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность нарушают трудоспособность, крайне затрудняют общение и семейную адаптацию. Утрированными оказываются и гиперкомпенсаторные механизмы — нетерпеливость при уже принятом решении, неожиданная и ненужная безапелляционность, доходящий до карикатуры педантизм.
В тяжелых случаях нередко возникает необходимость дифференцировать эту психопатию с обсессивно-фобическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении (см. гл. VII).
Психастеническая психопатия является чаще всего конституциональной аномалией характера. Возможно, однако, и психопатическое развитие на основе акцентуации того же типа при неправильном воспитании (условия повышенной моральной ответственности, доминирующая гиперпротекция).
Первая из них сказывается еще у подростка, а при доминирующей гиперпротекции несостоятельность чаще проявляется при вступлении в самостоятельную жизнь.
Типы акцентуации характера — Блог Викиум
10 мая 2021
Все люди разные, и их отличия зависят от типа акцентуации характера. Так называют отдельные черты, которые переходят в разряд патологических. При возникновении критической ситуации у акцентуированного индивида может проявиться неадекватное поведение.
История появления акцентуаций
Первым, кто начал изучать акцентуации, является Карл Леонгард, а уже после него эту тему затронул А. Е. Личко. Тип акцентуации может быть скрыт до тех пор, пока личность не попадет в экстренную ситуацию. Акцентуированные личности эмоционально переживают происходящее, что может привести к серьезным проблемам с психикой.
Достаточно большую популярность приобрела теория акцентуации характера Леонгарда. Однако особенностью данной теории стало то, что участвовали в опросе люди определенного возраста. Данный опросник был рассчитан исключительно на взрослых.
Личко же решил выявить акцентуацию характера у подростков. По его мнению, более разумным было изучение типов акцентуации у подростков, так как акцентуирование начинается именно в этом возрасте.
Типы акцентуации Леонгарда
Леонгард считал, что наилучшим показателем типа акцентуации является общение с другими людьми. Леонгардом были описаны следующие типы акцентуации характера:
- Демонстративный тип характеризуется артистичностью, подвижностью и умением быстро находить контакт с окружающими.
- Педантичные личности эмоционально тяжело переживают травмирующие события, избегают конфликтов, а также являются очень пунктуальными.
- Застревающий тип склонен застревать на собственных обидах и является злопамятным.
- Возбудимый тип является нетерпимым и склонным к конфликтам.
- Гипертонический тип, относящийся к темпераменту, отличается повышенной активностью, жизнерадостностью и общительностью.
- Для дистимического типа характерными являются медлительность и подавленное настроение.
- Аффективно лабильным является тип, имеющий общее от гипертимического и дистимического типа.
- Люди с тревожным типом часто не уверены в себе и пребывают в подавленном состоянии.
- Для эмотивного типа присущи эмоциональность, отзывчивость и мягкость.
- Экстравертированный тип характеризуется высокой коммуникабельностью и импульсивностью.
- Интровертированный тип подразумевает замкнутость и существование в собственном мире.
Типы акцентуаций Личко
Личко выявил типы акцентуаций характера для подростков:
- Гипертимный тип выражается в высокой степени общительности, подвижности и самостоятельности.
- Для циклоидного типа нормой является постоянная смена настроения, к примеру, когда подросток только что плакал, а уже через секунду он радуется какой-то мелочи.
- Сенситивный характеризуется повышенной тревожностью и осторожностью.
- Для лабильного типа также присуща быстрая смена настроения.
- Шизоидный тип проявляется противоречивостью чувств.
- Мнительность и наличие фобии имеют выраженность при психастеническом типе.
- Астеноневротический тип часто раздражается без причины и быстро устает.
- Эпилептоидный тип характеризуется гневным состоянием.
- Истероидный тип жаждет всеобщей любви и внимания.
- Неустойчивый тип не привык жить по правилам, которые такие личности всегда нарушают.
- Конформный тип предпочитает смешаться с толпой и ничем не отличаться от окружающих. Такие люди не любят проявлять активность.
Чтобы акцентуации характера не доставляли неудобств в жизни при возникновении некомфортных для человека ситуаций, необходимо учиться управлять своими эмоциями. Обрести такое умение поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Испанские правила ударения — StudySpanish.com
Примечания:
- Письменный урок приведен ниже.
- Ссылки на викторины, тесты и т.д. находятся слева.
В испанском языке многие слова несут графическое ударение, то есть письменный знак ударения. По-испански мы называем это тильда . Будет много людей, которые всеми средствами избегают использования тильды и будут давать вам отговорки, такие как «использовать тильды в старом стиле» или «никто больше не заботится о тильдах». Что ж, давайте просто скажем, что эти люди не знают, что писать по-испански без тильд — это лучший способ сказать другим, что вы не знаете испанского. Что бы они ни говорили, если вы не научитесь использовать тильды в письменном испанском языке, вы не сможете сказать, что знаете язык.
Как видите, у нас сильные чувства по поводу использования тильды . Да, они могут казаться мелкими неприятностями, вроде камешков в ботинке, которые лишают вас удовольствия от прогулки. На StudySpanish.com нам нравится изображать тильд вместо красивых деревьев, озер и цветов вдоль дорожки.
ТИПЫ СЛОГОВ
Чтобы выучить ударение в испанском языке, мы должны узнать о двух типах слогов в слове: tónicas и атонас .
Tónicas — это те слоги, которые несут ударение слова или силу при его произнесении. Обратите внимание на слоги, выделенные жирным шрифтом, это tónicas .
ME SA
A ZUL
CAN TAR
CORA Zón
Atanas — это эти слои в рамках слова, которые не несут стресс из этого слова. Выделим теперь átonas слогов.
ME SA
A ZUL
CAN TAR
CORA Zón
При размещении TILDES СЛОВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛОВА esdrújulas и sobresdrújulas .
PALABRAS AGUDAS
Мы называем agudas те слова, в которых последним слогом является tónica . У них ударение на последний слог.
Cara Col
VER Dad
CA Mión
Инструмент TOR
CORA Zón
PIN TOR
Вы можете спросить теперь, почему у некоторых Agudas . нет? Давайте дождемся правил акцентуации ниже.
PALABRAS LLANAS
Мы называем llanas те слова, в которых ударение падает на предпоследний слог.
Lá Piz
до RO
CO ME
CAR TA
Há BIL
Вы, вероятно, снова заметили, что некоторые LLANAS Слова выше DO DO DO TILDE , и некоторые DO DI DO , и некоторые DO DI DI DO , и некоторые DO DI DOT , и некоторые DO DI DI. Это связано с правилами акцентуации, которые мы объясним ниже.
PALABRAS ESDRÚJULAS
Это слова с ударением или силой в третьем слоге ( мы всегда считаем с последнего слога в обратном порядке ).
TE Lé Fono
ES DRú JULA
TA Rán TULA
ES Pá TULA
Có Pralas
Вы заметили, что все они несут Tilde ?
PALABRAS SOBREESDRÚJULAS
Это слова, в которых ударение падает на четвертый или более высокий слог.
có metelas
alfa bé ticamente
inú tilmente
cóm praselas
Все это с ударением, вы заметили?
Теперь, когда мы рассмотрели несколько понятий, мы готовы изучить ПРАВИЛА АКЦЕНТУАЦИИ В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ
PALABRAS AGUDAS
Слова с номером agudas имеют знак в конце тильда , когда они заканчиваются на тильда . , -s или гласная .
comi —
банка ción
кафе é
ba lón
Tom ás
** Слова, имеющие номер agudas и происходящие из других языков, таких как английский, оканчивающиеся на –s, но этому предшествует согласная, без тильды .
Кроме того, слова, состоящие из agudas и оканчивающиеся на -y, не содержат тильду , так как y является согласной.
PALABRAS LLANAS
Слова, состоящие из llanas , содержат тильду , если они не оканчиваются на -n, -s или гласную .
lá piz
cá liz
há bil
Слова, которые являются llanas , также имеют знак ударения или тильда , когда они оканчиваются на -sant.
bí белые грибы
có mics
PALABRAS ESDRÚJULAS
Слова с номером esdrújulas всегда имеют знак ударения. Это облегчает задачу, не так ли?
ME Cá NICO
Cán TICO
Cán TARO
ES DRú JULA
BRú Jula
PaleSdra WordsdrU.
có metelo
cóm praselas
cán tasela
Теперь, когда мы изучили правила ударения в испанском языке, мы должны помнить о нескольких вещах.
HIATOS
Hiato возникает, когда в слоге есть комбинация сильной гласной (a, e, o) и слабой гласной (i, u). В этих случаях мы всегда подчеркиваем слабую гласную, и они не следуют правилам акцентуации, которые мы рассмотрели выше.
HU í A
RA í Z
FRE í R
MAR í A
BA ú L
РЕДЕЛИ.0012 Наречия, оканчивающиеся на -mente, будут иметь знак ударения, если он был в исходном прилагательном.
rápido – rá pidamente
habil – há bilmente
útil – ú tilmente
Теперь, когда вы здесь, помните, у вас нет предлога избегать знаков ударения 6 9 des 15 или 900 в испанском языке. Ути ли целас!
Виды ударения в испанском языке
Прежде чем узнать о классификации акцентов в испанском языке, давайте сначала рассмотрим некоторые понятия об акценте: что такое «акцент»? Акцент — это сила или интенсивность, применяемая к слогу при произнесении.
Еще одно понятие, которое мы также можем рассмотреть, — это «тильда». «Тильда» — это графический знак, который мы используем для обозначения гласной, например, « á rbol» или «caj — n». (Эти короткие линии для гласных «а» и «о» — это «тильды».)
Даже носители испанского языка склонны говорить о «тильде», используя термин «аченто». И это не совсем неправильно, так как «тильда» эквивалентна «аченто ортографико», что поясняется ниже.
Итак, в нескольких словах, «аченто» — это сила или интенсивность, которую мы придаем слогу, когда произносим его, а «тильда» — это «графический» знак.
Можно сказать, что ударение в слове «alma» («душа») падает на слог «al», но в слове «alma» нет «тильды».
Итак, с этого момента, давайте посмотрим на различные типы ударения в испанском языке: существует четыре различных типа:
— Ударение «prosódico»
— Ударение «ortográfico»
— Ударение «diacrítico»
— Ударение «enfático» »
Acento prosódico
Это ярко выраженный акцент, сила произношения, применяемая к слогу. Ни на одной гласной нет видимого знака.
Примеры: «la casa» — «la calle» — «la luna».
Когда мы произносим эти три слова (которые соответствуют английским «house», «street» и «moon»), сила определяется их первым слогом. Но письменных знаков нет. Все испанские слова при произнесении имеют сила на одном из их слогов, и это «просодико» ударение.
Обратите внимание, что все слова имеют «аченто просодико», так как все слова имеют слог, произносимый с большим ударением.0027 Итак, когда слог имеет силу при произнесении, это «acento prosódico». И когда мы, кроме того, пишем маленькую черточку (´) на гласной этого ударного слога, то есть когда мы пишем «тильду», то это письменное ударение или «аченто ортографико».
Примеры:
«el coraz ó n» (сердце) — «la canci ó n» (песня) — «la alegr í a» (радость)
Acento diacrítico 7 7 Когда мы хотим различать два слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения, нам нужно написать одно из этих слов с «тильдой» (´). Например, посмотрите на эти слова:
мс / мс.
«más» означает «больше»
«mas» означает «но»
tu / tú
«tu» означает «твой»
«tú» означает «ты»
si / sí
«si» означает «если»
«sí» означает «да»
Acento enfático
Используется в вопросительных и восклицательных предложениях. То есть каждый вопрос или восклицание включает вопросительные / восклицательные местоимения, и эти местоимения всегда имеют письменный ударение (´), «тильда», «acento enfático».
Например:
¿Донде ва Ана? (Куда идет Ана?)
¿Cómo te llamas? (Как вас зовут?)
Эти два вопросительных предложения содержат два вопросительных местоимения: «dónde» и «cómo». Эти местоимения всегда берут письменное ударение.
¡Qué bonito» (Так мило!)
Это восклицательное предложение включает местоимение «qué», написанное с помощью «тильды», поскольку оно является восклицательным.
Основные восклицательные/вопросительные местоимения: — quién (кто)
— qué (что)
— dónde (где)
— cuándo (когда)
— por qué (почему)
Книга «Практика делает совершенным базовый испанский» (серия «Практика делает совершенным») представляет собой простое введение в испанский язык.