Типы акцентуаций характера: Типы акцентуаций — Психологос

Основные типы акцентуаций характеров у подростков

«Основные типы акцентуаций характера у подростков»

 

     Среди нарушений характера в психиатрии принято выделять психопатии (разрушающий тип развития личности) и акцентуации – такие изменения характера, которые являются крайними вариантами нормы и не приводят к нарушениям процесса социальной адаптации личности

 

Тип акцентуации

Краткая характеристика

1.

Эксплозивная (возбудимая) акцентуация характера

         С раннего детства для детей частыми являются проявления возбудимой акцентуации. Крикливость ребенка, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Повышенная возбудимость может часто сопрягаться с пугливостью. Ребенок может выражать реакцию злобы с самых малых лет в виде физической агрессии – ударить ровесника, швырнуть игрушкой. С самого раннего возраста такого ребенка обычно считают трудным. Такие дети обычно не уживаются в детских коллективах, бьют более слабых, не слушаются, капризны, любят всеми командовать. В подростковом возрасте такие дети крайне болезненно реагируют на любые стрессы или недостаток любви родителей. Они часто невыдержанны, агрессивны при малейшем воздействии, эмоциональный статус неустойчив, гнев часто сменяется слезливостью. Агрессия в отношении других может смениться на аутоагрессию – желание наносить себе самоповреждения. По мере взросления в школьном возрасте они склонны играть в примитивные детские игры с двигательной активностью, берут на себя роль командира.

2.

Истерическая акцентуация характера

        С раннего детства эти индивидуумы отличаются повышенной обидчивостью, капризничают, склонны к паясничанью, могут передразнивать взрослых или подражать им. Такие дети имеют живое воображение, впечатлительны и чрезмерно эмоциональны.  Ребенок с чертами истерической акцентуации часто становится кумиром семьи, его способностями восторгаются родители, такие дети с радостью декламируют стихи, анекдоты, часто перебивают взрослых, влезают во взрослые разговоры. Такой ребенок требует повышенного внимания к себе, пытаясь его заполучить рассказав не один стих, а гораздо больше. Такие дети отличаются повышенной назойливостью. У таких детей всегда повышена самооценка, при наличии внимания к их персоне они требуют еще большего. Пытаясь, привлечь внимание к себе придумывают вымышленные истории, склонны к фантазированию. У истериков желания всегда преобладают над разумом.

При неудовлетворенности своим положением, обидах, ущемленном самолюбии могут уходить в мир грез и фантазий. При истероидной акцентуации  нет таких ярко выраженных черт демонстративности с бурными проявлениями  рыданий и истерического хохота, как при истероидной психопатии. Такие дети часто могут придумывать различные заболевания, умело симулируя его симптомы  

3.

Психастеническая акцентуация характера

Такие дети обычно с раннего детства нерешительны, не уверены в себе, ярко проявляют чувства собственной неполноценности, склонны к постоянным сомнениям и испытывают определенные трудности в принятии решений. Из-за этих черт психастеники труднее претерпевают период взросления и первичной социализации, склонны к чрезмерному психоанализу и болезненным переживаниям, у них плохо выражены живость и яркость переживаний. В раннем детстве такие индивидуумы отличаются пугливостью, робостью, застенчивостью, конфузливостью, малой двигательной активностью. Часто сон у таких детей может быть тревожным, с периодическими просыпаниями и кошмарными сновидениями. Такие дети очень болезненно переживают скандалы родителей. Психастеники склонны к фантазированию и мечтам имеющим не счастливый конец, а, наоборот даже трагический. Боясь получить замечание, придирчиво относятся к школьной форме и, поэтому, всегда ходят в идеально чистой одежде. Такие дети очень болезненно воспринимают выговоры и замечания. При выполнении домашних заданий неоднократно перепроверяют правильность их выполнения.  Часто при стрессовых ситуациях эти личности склонны к суициду или развитию неврозов, психогенных депрессий.  

4.

Циклоидная акцентуация характера

Циклоидная акцентация характеризуется частой сменой настроения и эмоциональной неустойчивостью – их настроение меняется от грустного, печального к радостному, веселому. У них бывают эпизоды беспричинной радости, все дела удаются, они энергичны. Эти периоды обычно сменяются пониженным настроением. В детстве циклоиды по характеру практически не отличаются от сверстников. В подростковом возрасте может возникнуть первый эпизод пониженного настроения. Таким  детям становиться трудно учиться, они раздражительны, быстро устают. То, что раньше давалось без напряжения, становится порой невыполнимым. Обычно бойкие и подвижные, такие дети становятся вялыми и пассивными, прежние интересы теряют свою актуальность. Подростки утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками, предпочитают уединяться даже от близких родственников. У данных подростков в периоды пониженного настроения могут развиваться невротические расстройства по типу неврастении, субдепрессивые состояния и периоды отчаяния.   

5.

Гипертимная акцентуация характера

Данная акцентуация характеризуется постоянным повышенным настроением и безудержным оптимизмом.

С раннего детства дети – гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонны к озорству. Такие дети обычно неусидчивы, легко отвлекаются, трудно усваивают основные правила поведения, если они противоречат их желаниям.  Отмечается преобладание личных желаний над правилами. Гипертимы обычно склонны к частым сменам групп общения, поэтому, часто меняют друзей и знакомых. Данные личности склонны к авантюрам, и асоциальным поступкам.  

6.

Гипотимная (конституционально-депрессивная) акцентуация характера

Гипотимики обычно отличаются всегда пониженным настроением. Все новости и сообщения принимают в мрачных, серых тонах, склонны к пессимизму. Гипотимики угрюмы и замкнуты, не любят шумного общества. Постоянно анализируют прошлые ошибки, как правило, незначительные. Часто таких индивидуумов терзают угрызения совести, считают себя неудачниками.

В учебе дети с гипотимной акцентуацией характера добросовестны, трудолюбивые и аккуратные. Склонны предвидеть будущие неудачи. Некоторые гипотимы проявляют мнительность и озабоченность собственным здоровьем, у них развивается ипохондрия.

7.

Лабильная акцентуация характера

Дети с лабильной акцентуацией не могут разумно реагировать на события, ранящие его самолюбие, все эмоциональные реакции инфантильны, незрелы, и пренебрежение окружающих ранит таких детей. Ответной реакцией на все вышеперечисленные ситуации может быть обида, слезы или уход в себя. Однако, лабильные личности способны на глубокие переживания и чувства, на искреннюю привязанность и дружбу. 

8.

Шизоидная акцентуация  характера

Данная акцентуация характера характеризуется эмоциональной холодностью и неспособностью выражать теплые чувства и привязанности, скрытностью, патологической замкнутостью и недостатком контактов с другими детьми, оторванности от реальности и погруженностью во внутренний мир, фантазированием, недостаточной реакцией на похвалу или порицание, затруднением в усвоении общепринятых норм и правил. Такие дети не любят шумных забав и подвижных игр, не общительны со сверстниками, предпочитают уединенные занятия. Родители или учителя могут заметить, что ребенок очень серьезен, подолгу застывает, как бы обдумывая что-то про себя. У таких детей обычно наблюдаются извращенные пристрастия к еде – они могут есть варенье с селедкой, отказываться от рыбных и мясных продуктов. Такие дети имеют обычно замедленное развитие двигательных навыков – могут наблюдаться неуклюжесть, неловкость, малоподвижность, медлительность, им трудно одеваться, причесываться и обслуживать себя. Может наблюдаться однообразие поведения, затруднение приспособления к новым условиям.  

9.

Эпилептоидная акцентуация характера

Характеризуется повышенной возбудимостью, мстительностью, склонностью проявлять бурные реакции с агрессией в ответ на незначительные внешние раздражители. С раннего возраста такие дети могут подолгу беспричинно плакать и рыдать, их невозможно успокоить, не действует даже окрик – они озлобляются, колотят ручками и ножками по чему попало, могут ударить и мать, и сверстников. Могут проявляться садистские наклонности, с ранних лет наблюдаются властность и деспотизм.

10.

Сенситивная акцентуация характера

Люди с таким типом акцентуации обычно чрезмерно чувствительны и впечатлительны, с высокими моральными требованиями к себе, постоянно ощущают чувство собственной неполноценности. С раннего детства они ранимы, застенчивы и робки, что мешает им заводить знакомства и друзей. Такие дети боятся «страшных» сказок, темноты, собак, боятся оставаться одни и могут заснуть только при свете. Боятся и своих более активных и драчливых сверстников.  Они не могут общаться с незнакомыми людьми. Они трудно привыкают к новому коллективу в детском саду, школе, и, поэтому им не рекомендуется перевод из класса в класс. На переменах такие дети обычно не участвуют в шумной возне своих сверстников, а тихо в углу читают книгу. Родители обычно называют таких детей «Домашним ребенком», «тепличным растением» 

 

 

 

понятие и причины проявления, виды

Приветствую Вас, друзья!

Акцентуация – это понятие, применяемое в психологии для обозначения специфических особенностей личности. Данным термином обозначают совокупность черт характера, которыми человек заметно выделяется на общем фоне. Сегодня мы подробно разберём, что представляют собой акцентуации, какими они бывают, почему появляются и как меняются в течение жизни.

Что такое акцентуация характера?

Акцентуацией характера называется такая его особенность, при которой отдельные черты выражены наиболее сильно, а сама личность при этом очень уязвима к одним психогенным воздействиям, но устойчива к другим. С точки зрения психологии, акцентуации имеют общую природу с расстройствами психики. Но они не являются таковыми, а считаются особенностями характера, находящимися в пределах нормы.

Акцентуация характера – это отчётливо проявляющаяся дисгармоничность, при которой отдельные черты на фоне других выражены чрезмерно сильно. Для окружающих поведение акцентуированной личности нередко выглядит странным, из-за чего могут возникать сложности в общении. Акцентуация характера обычно причиняет немало неудобств, делая человека склонным к депрессиям и неврозам. В перспективе это может приводить даже к реальным психическим расстройствам.

Как появился термин?

История данного термина начинается в 1964 году. Тогда немецкий психиатр Карл Леонгард опубликовал работу под названием «Нормальные и патологические личности». В ней он впервые использовал термин «акцентуация личности», а также перечислил несколько акцентуаций, которые ему удалось выделить на тот момент. Несмотря на то, что это была научная работа, Леонгард для наглядности сопоставил каждый тип акцентуации с известным литературным персонажем.

В 1968 году он опубликовал окончательный вариант классификации, который к тому моменту успел существенно переработать и дополнить. Он разделял все акцентуации на три группы, локализуя их по характеру, темпераменту и типу личности. В 1977 году советский психиатр Андрей Личко опубликовал свою классификацию, дополнив работу Леонгарда. Сегодня она считается более точной, кроме того, общепринятым стал предложенный им термин «акцентуация характера» (а не личности, как у Леонгарда).

Классификация акцентуаций по Леонгарду

Оригинальная классификация Карла Леонгарда, составленная им в 1964 и уточненная в 1968 году, насчитывает 12 типов акцентуации характера:

  1. Демонстративный. Такой человек жаждет внимания и одобрения, всегда старается произвести приятное впечатление на окружающих. У него завышенное ЧСВ, поэтому ему нравится ощущать себя незаменимым, и он не упускает повода намекнуть на это или даже сказать прямо.
  2. Застревающий. У таких людей долго держится эмоциональная реакция на происходящие события. Они довольно злопамятны, поскольку им свойственно долго обдумывать обидные ситуации.
  3. Педантичный. Люди с таким типом акцентуации обычно опрятны и аккуратны, не терпят беспорядка. Они склонны к перфекционизму и очень медлительны, потому что подолгу обдумывают каждое решение. Также им свойственно бояться перемен.
  4. Гипертимический. У такого человека почти всегда хорошее настроение. Он активен, постоянно стремится получить яркие впечатления и эмоции, любит общаться и легко справляется с житейскими неприятностями.
  5. Дистимический. Данный тип акцентуации личности представляет собой противоположность предыдущего. Настроение у его обладателей обычно довольно мрачное, они весьма пессимистичны и замкнуты, болезненно воспринимают даже мелкие неприятности.
  6. Циклотимический. Достаточно распространена ситуация, когда дистимический и гипертимический тип акцентуации уживаются в одном человеке, периодически сменяя друг друга.
  7. Возбудимый. Людям с таким типом акцентуации личности свойственна чрезмерная импульсивность. Они часто действуют инстинктивно, не успев толком обдумать поступок.
  8. Экзальтированный. Главная особенность обладателей данного типа акцентуации заключается в крайне эмоциональность реакции на многие мелочи. Незначительная радость может привести такого человека в состояние экзальтации, а маленькая неприятность – сильно опечалить.
  9. Тревожный. Люди с таким типом акцентуации склонны постоянно тревожиться из-за ближайших планов и трудностей, которые потенциально могут возникнуть. Также им свойственно подолгу обдумывать ошибки и неловкие ситуации из прошлого. Как правило, они довольно робкие и нерешительные.
  10. Интровертированный. Это люди, ориентированные на свой внутренний мир и предпочитающие руководствоваться в делах собственным опытом, вместо того чтобы спрашивать чьего-то совета. Свои поступки они обычно обдумывают дольше, чем следовало бы. Они склонны к рефлексии, поэтому часто уединяются и «выпадают» на некоторое время из жизни.
  11. Экстравертированный. Такой человек большое значение придаёт общению с окружающими, всегда интересуется чужим мнением, спрашивает советов. Он склонен действовать импульсивно, не обдумывая поступки и решения слишком долго.
  12. Эмотивный. Такие люди обычно весьма чувствительны, добры и восприимчивы. Они ранимы и обидчивы, однако простить обидчика готовы практически мгновенно, стоит тому только извиниться.

Классификация акцентуаций по Личко

Советский психиатр Андрей Личко несколько иначе понимал, что такое акцентуация характера. Он относил её только к характеру, поскольку считал, что личность – слишком комплексное понятие для этого. В 1977 году он опубликовал свою классификацию, существенно отличающуюся от предложенной Леонгардом. Она включает следующие типы:

  1. Гипертимный. Обладатели такой акцентуации обычно активны и оптимистичны, любят общаться, постоянно пребывают в поиске новых увлечений. Их интересы часто меняются, поэтому они склонны бросать дела незавершенными.
  2. Циклоидный. У таких людей настроение меняется в широком диапазоне. Сначала они ведут себя так, будто у них гипертимный тип акцентуации, но потом погружаются в состояние дисфории. Обычно такие фазы длятся по 1-2 недели, иногда наступают продолжительные перерывы.
  3. Лабильный.Таким людям свойственны частые перепады настроения. Они весьма чувствительны, привязаны к близким, добры, отзывчивы и альтруистичны.
  4. Сенситивный. Обладатели данного типа акцентуации обычно весьма самокритичны, из-за чего часто страдают от избытка комплексов и низкой самооценки. В подростковом возрасте они часто подвергаются буллингу, но всё равно сохраняют доброту.
  5. Астено-невротический. Такие люди обычно раздражительны и склонны к ипохондрии. Любые сложности вызывают у них чрезмерное напряжение, поэтому они очень тяжело переносят экзамены, испытания и состязания. При этом они довольно дисциплинированны, аккуратны и педантичны.
  6. Шизоидный. Люди с таким типом акцентуации не особо общительны, много времени проводят в одиночестве. Они замкнуты на собственных эмоциях, поэтому не склонны к сопереживанию. При этом они отличаются преданностью и очень ценят тех немногих людей, с которыми сближаются.
  7. Психастенический. Обладатели данного типа акцентуации обычно долго колеблются перед принятием решений и избегают ответственности. Они склонны к рефлексии, подолгу обдумывают свои поступки и высказывания, которые кажутся им ошибочными или излишне неловкими.
  8. Эпилептоидный. Этим людям свойственна импульсивность и повышенная возбудимость. Они часто делают преждевременные выводы, при малейшем подозрении могут допустить вспышку гнева и наброситься на человека с упреками. Они очень требовательны не только к окружающим, но и к себе, поэтому обычно аккуратны, ответственны и пунктуальны.
  9. Истероидный. Обладателям данного типа акцентуации свойственен эгоцентризм, они любят пребывать в центре внимания, но при этом постоянно боятся разоблачения. Они очень инициативны и достаточно настойчивы, однако легко меняют свои увлечения.
  10. Конформный. Такой человек обычно стремится максимально соответствовать своему окружению, придаёт большое значение мнению авторитетных для него личностей. Конформизм проявляется во всех сферах его жизни. Даже его вкусы, увлечения и сексуальные предпочтения полностью подчинены нормам, принятым в его окружении.
  11. Неустойчивый. Такие люди обычно довольно ленивы. Они не ставят перед собой целей и не строят планов. Им нравится отдыхать и развлекаться, они часто меняют интересы и увлечения.

Степень выраженности акцентуаций

Стараясь дать более точное определение того, что такое акцентуация характера, Андрей Личко выделил две группы (или две стадии) акцентуаций:

  • Скрытая акцентуация. В данном случае специфические черты характера практически не заметны, но могут проявляться в стрессовых ситуациях и при конфликтах.
  • Явная акцентуация. Все специфические и проблемные черты характера выражены довольно сильно и проявляются во многих жизненных ситуациях. Явная акцентуация считается крайним случаем нормы.

Акцентуация характера – это сумма наследственных особенностей психики, воспитания и накопленного жизненного опыта. Обычно наследственная составляющая при нормальных условиях воспитания формирует лишь скрытую форму акцентуации, а под влиянием различных внешних факторов она может переходить в явную.

Причины возникновения акцентуаций

Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:

  • Воспитание. Любые крайности, будь то недостаток внимания или гиперопека, могут спровоцировать развитие акцентуации.
  • Количество свободы в детстве. Здесь подразумевается то, как ребенок учится, насколько свободным или авторитарным является процесс образования.
  • Барьеры в общении. Если подросток испытывает проблемы в общении со сверстниками, это может приводить к нервным срывам, из-за которых проявляется акцентуация.
  • Внутренняя дисгармония. Это может быть заниженная самооценка или комплекс неполноценности. Чем больше на человека давят такие переживания, тем сильнее проявляется акцентуация его характера.

Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.

Развитие акцентуаций

Исследуя природу акцентуаций характера, Личко уделял значительное внимание тому, в каком возрасте и под влиянием каких факторов они заостряются. Ему удалось обнаружить, что разные типы акцентуаций проявляются в разное время. Так в случае сенситивного типа заострение обычно происходит приблизительно в 19-летнем возрасте. Шизоидный тип акцентуации заостряется в раннем детстве, а гипертимный обычно проявляется у подростков.

Современные исследования показывают, что акцентуации проявляются примерно у 80% подростков. Но их природа при этом непостоянна, и в дальнейшем они часто исчезают. Некоторые типы акцентуаций могут периодически проявляться и исчезать в течение всей жизни. Другие же при неблагоприятном стечении обстоятельств могут закрепиться, привести к развитию неврозов и стрессов или даже переходить в серьезные расстройства психики.

Заключение

Акцентуация характера – это набор специфических особенностей поведения и восприятия, свойственных отдельной личности. В современной психологии используется классификация А. Е. Личко, насчитывающая 11 различных типов акцентуации. Все они рассматриваются как нормальные состояния психики. Однако если акцентуация мешает нормальной жизни – это повод обратиться к психотерапевту, чтобы тот помог ослабить её влияние.

[Нейрофизиологические показатели невротических больных с различными типами индивидуального характера и их динамика при групповой психотерапии]

. 1992;92(5-12):77-81.

[Статья в Русский]

Александров А.А., Щукина Н.В.

  • PMID: 1338165

[Статья в русский]

А А Александров и др. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1992.

. 1992;92(5-12):77-81.

Авторы

Александров А.А., Щукина Н.В.

  • PMID: 1338165

Абстрактный

На основе клинических и нейрофизиологических исследований проведен анализ прогностического значения акцентуаций характера как важнейшего фактора преморбидного состояния личности невротических больных. 107 больных с различными паттернами неврозов, которым проводилась групповая психотерапия (личностно-ориентированная (реконструктивная) разновидность). Анализ динамики нейрофизиологических характеристик, проведенный в ходе групповой психотерапии, подтвердил клинические данные о различной излечимости невротических больных с разными типами акцентуаций характера. Больные с акцентуациями характера по истероидному типу оказались более устойчивыми к психотерапии. У больных со стенической разновидностью истероидной акцентуации положительная динамика отмечена лишь в 30% случаев, при астенической разновидности истероидной акцентуации — в 48,6% случаев. Больные с заторможенными чертами характера оказались более податливыми к групповой терапии. При акцентуации сенситивного типа положительная динамика нейрофизиологических характеристик установлена ​​в 65%, тогда как при акцентуации психастенического типа — в 72% случаев. Выявлены также нейрофизиологические корреляции основных типов акцентуаций характера и их динамика при групповой психотерапии.

Похожие статьи

  • Значение социально-психологических и клинических факторов для назначения групповой психотерапии неврозам.

    Гринева И.М., Хохолева А.А., Обора В.В., Карагодина Е.Г., Лазаренко А.Н. Гринева И.М. и соавт. Врач Дело. 1989 ноябрь; (11): 92-4. Врач Дело. 1989. PMID: 2609597 Русский.

  • Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом.

    Левченко И.И. Левченко ИЮ. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1988;88(8):83-6. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1988 год. PMID: 3195290 Русский.

  • Социально-психологические исследования групповой психотерапии при неврозах.

    Беккер ГХ. Беккер ГХ. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1981;81(11):1708-10. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1981. PMID: 7324674 Русский.

  • [Факторы личности при депрессивных расстройствах: вклад психобиологической модели, разработанной Клонингером].

    Пелиссоло А, Коррубль Э. Пелиссоло А. и др. Энцефал. 2002 г., июль-август; 28(4):363-73. Энцефал. 2002. PMID: 12232546 Обзор. Французский.

  • Неврозы.

    Masserman JH, Wigdahl LC. Массерман Дж. Х. и соавт. Прог Нейрол Психиатрия. 1968; 23:482-95. Прог Нейрол Психиатрия. 1968 год. PMID: 4304828 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Study of personality accentuations based on a three-factor dichotomic typological approach

Open Access

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 121, 2021

Международная научная конференция «Евразийское образовательное пространство: традиции, реальность и перспективы» 2021
Номер статьи 02004
Количество страниц) 6
Секция Актуальные проблемы современного образовательного пространства
ДОИ https://doi.org/10.1051/shsconf/202112102004
Опубликовано онлайн 07 сентября 2021 г.

SHS Web of Conferences 121 , 02004 (2021)

Konstantin Borisovich Malyshev 1 , Nikolay Gurgenovich Sobolev 1 , Aleksey Modestovich Chirkov 1 , Nina Nikolaevna Ershova 2 and Tatyana Vyacheslavovna Maltseva 3 1

1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, факультет психологии, кафедра юридической психологии и педагогики, Вологда, Россия
2 Вятский государственный университет, педагогический институт, факультет психологии, Киров, Россия
3 Академия управления МВД России, кафедра психологии, педагогики и управления персоналом, Москва, Россия

1 Автор, ответственный за переписку: mtv-psy@mail. ru

Реферат

Существенной проблемой для практических психологов является разработка собственных методов, необходимых для частных и частных случаев исследования характера. Для этого необходимы технологии создания инструментов психологической диагностики, которые могли бы помочь расширить, упорядочить и показать полную картину личности, а также надежная система валидации разработанного инструментария. Практической психологии необходимо сформулировать социальный заказ на разработку технологии классификации, выявляющей психологические особенности личности. Цель исследования: создание новой методики получения и измерения информации об акцентуациях личности. Методы: в моделировании типов акцентуаций личности и разновидностей темперамента использован трехфакторный интегрированный дихотомический базисный подход. Респондентами выступили 187 студентов Вологодского государственного университета. Исследование проводилось с использованием теста MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) и Руководства по профессиональным тестам Холланда. Корреляционный анализ применялся и при обработке данных. Проверка новой методики измерения акцентуаций личности проводилась с точки зрения конструктивной валидности. Результаты исследования расширяют научную концепцию, определяющую роль и значение процессов структурирования личностно-специфической психологической информации, на основе использования дихотомического трехфакторного базисного подхода, что, в свою очередь, будет способствовать развитию творческого мышления психолога-теоретика. Кроме того, результаты направлены на получение полной и упорядоченной измерительной информации об акцентуациях личности на основе применения интегрально-дихотомического трехфакторного базового типологического подхода, что имеет особое значение для формирования теоретического мышления практического психолога. Результаты исследования могут быть использованы с целью расширения содержания психодиагностического тренинга.

Ключевые слова: личность / психометрия / типология / темперамент

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *