Типы эмоций – Какие виды эмоций бывают в психологии: список эмоциональных состояний человека

Содержание

Виды эмоций. Основные виды эмоций.

О видах и роли человеческих эмоций

Эмоции — это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека. Суть этого психологического явления прекрасно раскрывает фраза «есть контакт», если бы не существовало эмоций, человек был бы равнодушен ко всему на свете, ничего бы его не интересовало, не волновало — а значит, ничего бы и не происходило! Далее более детально рассмотрим основные виды эмоций и их роль в общей картине психологистических процессов.

Роль и природа эмоций

Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете, собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Человек с другого конца земли, имея другое воспитание, другую культуру и мировосприятие, способен без слов понять состояние человека «считывая» его эмоции. Некоторые сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента рождения, ребенок еще не получивший «обработку социумом», не имея никакого жизненного опыта способен с первых дней жизни (впрочем, даже в утробе матери) «считывать» эмоции. Каким образом происходит этот процесс досконально исследовать невозможно, так как многое для человека еще не ведомо, нет таких приборов и понятий способных дать четкие ответы.

Виды эмоций

Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной и нет предела «тональности» ее проявления. Но все же можно выделить основные виды эмоций, каждый из них рождает ощущения. На «языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая рта, этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, китайцы и европейцы, он един для всего. Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, всему живому на свете ведомы печаль и страх, все живое на свете испытывало ощущение отвращения и удивления. Видов эмоций на самом деле больше чем песка на морском берегу, это насколько тонкая субстанция, что способна создавать неимоверные комбинации, грани между которыми насколько тонки, что иногда практически неощутимы.

Именно таким образом радость неимоверным образом перетекает в гнев, милость в немилость, а человек имеет способность одновременно ощущать любовь и ненависть по отношении к одному и тому же объекту одновременно. Основные виды эмоций человека живые существа определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека. Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции. Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере – неизвестно, возможна эта радость с оттенком надежды или умиления, а может там еще более запутанный коктейль.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные, попробуем перечислить основные из них.

  1. К положительным эмоциям принадлежат:
  • удовольствие,
  • восторг,
  • радость,
  • уверенность,
  • симпатия,
  • любовь,
  • нежность,
  • блаженство.
  • К негативным эмоциям принадлежат:
    • злорадство,
    • месть,
    • горе,
    • тревога,
    • тоска,
    • страх,
    • отчаянье,
    • гнев.
  • Нейтральными можно назвать:
    • любопытство,
    • изумление,
    • безразличие.

    Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают их соплеменники и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое. Каждый вид эмоций создает своеобразный резонанс, как вирус «заражает» все вокруг себя, заставляя испытывать то же самое. Есть также много исследований доказывающих, что на основные виды эмоций реагируют не только люди и животные, но и растения и даже объекты неживой природы.

    Жизнь без эмоций невозможна! Основные виды эмоций испытывают все, но не все испытывают тончайшие их проявления, их ощущают только существа тонкой душевной организации. Их «радары» настроены на более тонкое восприятие, и сила их эмоций имеет более высокое энергетическое проявление. Существуют так называемые «грубые» люди, они менее чувствительны к эмоциям, не способны ощутить все тонкости их проявления, улавливают исключительно самые распространенные виды эмоций (радость, страх, гнев, восхищение и т.д.)

    Существует особый вид эмоций, который называется «аффект». Это особое состояние человека, которое связано с «выключением» обычного рационального мышления, в таком состоянии человек действует «стереотипно», в нем как бы включается «аварийная программа» заложенная генетически или навязанная социумом. Чаще всего возникают такие реакции, как бегство, оцепенение, агрессия.

    Ученые высказывают мнение, что чем выше существо находится на эволюционной лестнице, тем богаче его гамма эмоциональных состояний. Жизненный опыт заставляет согласиться с этим утверждением лишь отчасти, некоторые люди, к примеру, бывают невероятно «глухи» к переживаниям других, в то же время животные оказываются более восприимчивыми. К сожалению, это неоспоримый факт! Скептики возразят и скажут, что все же даже такого «глухого» человека можно «раскачать» на более тонкое ощущение и проявление своих эмоций. Но жизненный опыт все чаще говорит об обратном…

    БЕСПЛАТНО: запросить план своей работы перейти

    www.edu-psycho.ru

    Виды эмоций и чувств

    Человек — не робот, а значит, ко всему, что происходит вокруг, он что-то испытывает. Одно его огорчает, а другое веселит. Благодаря душевным переживаниям, наша жизнь наполняется смыслом, мы становимся способными отличать хорошее от плохого, а также выбирать то, что нам действительно нужно. Эти душевные переживания называются эмоциями и чувствами. Они во многом похожи, однако, имеют некоторые отличия друг от друга. Главным из этих отличий является то, что эмоции являются явлениями временными, а чувства постоянными. Иными словами, можно сказать, что чувство – это устойчивая эмоция. Виды эмоций и чувств бывают разными. Однако стоит сразу заметить, что все они так или иначе связаны с индивидуальными психическими особенностями человека, а также с самой его личностью.

    Виды эмоций в психологии

    В первую очередь стоит отметить то, что они бывают:

    — положительными;

    — нейтральными;

    — отрицательными.

    Виды эмоций различны и многочисленны. Вот основные из них:

    1) Радость. Мы чувствуем ее тогда, когда случается что-то хорошее, сбываются наши мечты, силы, вложенные в какое-либо дело, окупаются или мы просто получаем то, что давно хотели. Радость – это то, чего так не хватает среди серых будней. Давно уже доказано учеными, что человек, который постоянно чему-то радуется, живет дольше, а его здоровье намного лучше, чем у тех людей, которые постоянно пребывают в унынии.

    Никакие другие эмоции не способны так питать человека, как радость. Без нее человек чахнет и теряет волю к жизни.

    2) Удивление. Оно делает нашу жизнь не такой скучной и пресной. Человек, способный удивляться, испытывает всегда немного больше радости, чем остальные люди. Эта эмоция напрямую связана с ожиданием, предвкушением чего-то. Она появляется тогда, когда завеса тайны опускается, и человек узнает то, что было скрыто. Есть мнение, что человек со временем перестает удивляться. Это плохо, но такова наша жизнь.

    3) Интерес. Многое, что человечество имеет сегодня, не было бы достигнуто, если бы человек был бы не способен испытывать интерес. Интерес заставляет людей развиваться, получать новые знания, а также совершать грандиозные и великие открытия. По сути дела, интерес – это эмоциональное отношение к чему-либо, желание с этим чем-то ознакомиться и понять его. Противоположностью интереса является скука. Объекты окружающего мира, которые у определенного человека вызывают скуку, остаются без его внимания, то есть непознанными им.

    4) Симпатия. Она может возникнуть не только к другому человеку, но и к любому предмету, явлению и объекту окружающего мира. Она говорит, что ее объект вызвал в нас определенный эмоциональный отклик, и нам непременно нужно сблизиться с ним.

    5) Существуют и отрицательные виды эмоций. В первую очередь, к ним стоит отнести гнев. Эта эмоция очень сильна и нередко человек из-за нее попадает в различные неприятные ситуации. Гнев является своеобразной реакцией на внешние раздражители, которые человеку не нравятся. Такие отрицательные виды эмоций как страдание, обида, горечь и прочие, как правило, таятся внутри человека, а вот гнев всегда выходит на поверхность. Часто его причиной становится то, что человек долго пытается скрыть перечисленные выше чувства. В некоторых случаях гнев может быть совершенно бесконтрольным.

    Другие виды эмоций и чувств

    Положительные:

    — уверенность;

    — любовь;

    — гордость;

    — восхищение;

    — умиление;

    — нежность;

    — благодарность и другие.

    Нейтральные:

    — безразличие;

    — изумление;

    — любопытство и другие.

    Отрицательные:

    — тоска;

    -уныние;

    — зависть;

    — печаль;

    — отвращение;

    — ревность;

    — равнодушие;

    — страх;

    — неприязнь и прочие.

    Нельзя становиться пленником никаких эмоций и чувств (речь не только об отрицательных), так как это может помешать правильно продвигаться по жизненному пути.

    fb.ru

    8. Понятие эмоций. Классификация и виды эмоциональных состояний. Функции эмоций.

    Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю,
    волную) — эмоциональный процесс средней
    продолжительности, отражающий субъективное
    оценочное отношение к существующим или
    возможным ситуациям.

    Существует несколько классификаций
    эмоциональных процессов по разным
    критериям.

    1. По знаку эмоцииделятся на:
    положительные, отрицательные и
    амбивалентные.Положительные эмоции(например, радость, удовольствие, восторг
    и др.) связаны с удовлетворением
    потребностей личности, отрицательные(например, печаль, огорчение, гнев и др.)
    — с неудовлетворением;амбивалентныеже эмоции (например, ревность как
    сочетание любви и ненависти или злорадство
    как сочетание ненависти и радости и
    др.) отражают двойственное отношение к
    объектам удовлетворения потребности.

    2. По модальности (качеству) эмоцийвыделяют основные виды своеобразных
    эмоциональных процессов и состояний,
    выполняющих различную роль в регулировании
    деятельности и общения человека.

    Данную классификацию эмоций разработал
    К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции,
    являющиеся «фундаментальными»:

    — радость— положительное эмоциональное
    состояние, связанное с возможностью
    полного удовлетворения актуальной
    потребности;

    — удивление— эмоциональная реакция,
    не имеющая определенного положительного
    или отрицательного знака, на внезапно
    возникшие обстоятельства;

    — страдание— отрицательное
    эмоциональное состояние, связанное с
    полученной информацией о невозможности
    удовлетворения важнейших жизненных
    потребностей;

    — гнев— отрицательное эмоциональное
    состояние, вызываемое внезапным
    возникновением серьезного препятствия
    на пути удовлетворения исключительно
    важной потребности;

    — отвращение— отрицательное
    эмоциональное состояние, вызванное
    объектами (предметами, людьми,
    обстоятельствами и т.д.), соприкосновение
    с которыми вступает в резкое противоречие
    с нравственными или эстетическими
    установками субъекта;

    — презрение— отрицательное
    эмоциональное состояние, возникающее
    в межличностных взаимоотношениях и
    порождаемое рассогласованием жизненных
    позиций, взглядов и поведения субъекта
    с жизненными позициями, взглядами и
    поведением другого, являющегося объектом
    данного чувства;

    — страх— отрицательное эмоциональное
    состояние, появляющееся при получении
    субъектом информации о реальной или
    воображаемой опасности;

    — стыд— отрицательное эмоциональное
    состояние, выражающееся в осознании
    несоответствия собственных помыслов,
    поступков и внешности не только ожиданиям
    окружающих, но и собственным представлениям
    о подобающем поведении и внешнем облике.

    3. По силе и устойчивости эмоцииделятся на две группы: ситуативные и
    устойчивые, в каждой выделяются
    эмоциональные состояния разного уровня
    интенсивности (силы). Рассмотрим каждую
    группу по отдельности.

    Ситуативные эмоции:

    Эмоциональный тон ощущений
    простейшая форма эмоций, сопровождающих
    отдельные жизненно важные воздействия
    (например, вкусовые, температурные и т.
    д.), которые побуждают индивида к их
    сохранению или устранению. Эмоциональный
    тон ощущений сохраняется столько же,
    сколько длится само ощущение.

    Аффект(от лат. аffectus — душевное
    волнение) — сложное и относительно
    кратковременное эмоциональное состояние,
    связанное с резким изменением важных
    для личности жизненных обстоятельств.
    Аффект обычно возникает в экстремальных
    условиях, когда человек не справляется
    с ситуацией. Аффект приводит к
    дезорганизации сознания.

    Стресс – эмоциональное состояние,
    вызванное неожиданной и напряженной
    обстановкой. Стресс — неспецифическая
    реакция организма на действие экстремальных
    факторов, какую-либо трудно разрешимую
    или угрожающую ситуацию. При стрессе в
    организме вырабатывается гормон
    адреналин, основная функция которого
    заставить организм выживать. Тревожность
    состояние сознания и тела, связанное с
    беспокойством, напряжением и нервозностью.

    Фрустрация (от лат. frustration — “обман”,
    “расстройство”, “разрушение планов”)
    — состояние человека, вызываемое
    объективно непреодолимыми трудностями,
    возникающими на пути к достижению цели.
    Фрустрация сопровождается целым набором
    отрицательных эмоций, способных разрушить
    сознание и деятельность. Например, при
    выполнении какой-либо деятельности
    человек терпит неудачу, что вызывает у
    него отрицательные эмоции — огорчение,
    недовольство собой. Если неудачи
    повторяются, и значимые люди при этом
    упрекают, стыдят, называют неспособным
    или ленивым, у этого человека обычно
    развивается эмоциональное состояние
    фрустрации.

    Устойчивые эмоции:

    Настроение — это не конкретная
    эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный
    фон, в котором протекают все эмоциональные
    переживания человека. Настроение может
    быть радостным, веселым, грустным, унылым
    и т. д. Часто настроение формируется под
    влиянием отдельных жизненных событий:
    встреч, удач, принятия решений и т. д.

    Чувства— высшая форма эмоциональных
    состояний, отражающая отношение человека
    к объекту его устойчивых потребностей,
    закрепленная в направленности личности.
    Чувства характеризуются длительностью
    и устойчивостью; имеют предметный
    характер: их вызывают факты, события,
    люди и обстоятельства, по отношению к
    которым у человека сформировались
    устойчивые мотивы. Так, чувство любви,
    имея глубоко интимный характер, может
    выражаться ситуативными эмоциями
    нежности, восторга, уныния, приподнятого
    или подавленного настроения.

    Страсть— сильное, устойчивое,
    всеохватывающее чувство, доминирующее
    над другими побуждениями и переживаниями,
    определяющее направленность мыслей и
    поступков человека. По интенсивности
    действия страсть приближается к аффекту.
    Но, в отличие от аффекта, страсть — это
    очень стойкое и длительное переживание.
    Основным признаком страсти являются
    ее действенность, слияние волевых и
    эмоциональных процессов.

    Эмоции выполняют следующие функции:

    1)Оценочная функция.Эмоции
    сигнализируют о некоторых значимых для
    человека событиях, которые происходят
    в окружающем мире.

    2)Побудительная функция.В эмоциях
    субъективно отражаются потребности и
    мотивы, они могут являться побудителями
    действий.

    3)Дезорганизующая функция.В ряде
    случаев эмоции могут разрушать или
    дезорганизовывать поведение (Волнение,
    аффект).

    4)Функция подкрепления. Эмоции могут
    подкреплять те формы поведения, которые
    ведут к удовлетворению имеющихся
    потребностей.

    5)Функция предвосхищения.Эмоции
    могут предвосхищать результаты действия
    до его выполнения.

    6)Эвристическая функция.В творческом
    мышлении – эмоциональное предвосхищение
    решения задачи, указание пути к решению
    (уменьшение времени решения за счет
    уменьшения возможных путей решения),
    но оно не всегда верное, после него
    сужается зона поиска.

    7)Аварийное разрешение ситуации.Эмоции могут навязывать человеку
    стереотипные способы поведения в
    определенных условиях, например, бегство
    при сильном страхе.

    8)Экспрессивная функция.Эмоциональные
    переживания сопровождаются «выразительными
    движениями», которые могут использоваться
    в общении – мимика.

    studfiles.net

    16.1. Виды эмоций и их общая характеристика

    Все,
    с чем мы сталкиваемся в повседневной
    жизни, вызывает у нас определен­ное
    отношение. Один объекты и явления
    взывают у нас симпатию, другие, наобо­рот,
    отвращение. Одни вызывают интерес и
    любопытство, другие — безразличие.
    Даже те отдельные свойства предметов,
    информацию о которых мы получаем через
    ощущения, например цвет, вкус, запах,
    не бывают безразличны для нас. Ощущая
    их, мы испытываем удовольствие или
    неудовольствие, иногда отчетливо
    выражен­ные, иногда едва заметные.
    Эта своеобразная окраска ощущений,
    характеризую­щая наше отношение к
    отдельным качествам предмета, называется
    чувственным
    тоном ощущений.

    Более
    сложное отношение к себе вызывают
    жизненные факты, взятые во всей их
    полноте, во всем многообразии их свойств
    и особенностей. Отношения к ним выражаются
    в таких сложных чувственных переживаниях,
    как радость, горе, сим­патия,
    пренебрежение, гнев, гордость, стыд,
    страх. Все эти переживания представ­ляют
    собой чувства
    или эмоции.

    Эмоции
    характеризуют потребности человека и
    предметы, на которые они на­правлены.
    В процессе эволюции эмоциональные
    ощущения и состояния биологи­чески
    закрепились как способ поддержания
    жизненного процесса в его оптималь­ных
    границах. Их значение для организма
    заключается в предупреждении о
    разрушающем характере каких-либо
    факторов. Таким образом, эмоции являются
    одним из основных механизмов регуляции
    функционального состояния организ­ма
    и деятельности человека.

    В
    психологии под эмо­циями понимают
    психические
    процессы, протекающие в форме переживаний
    и от­ражающие личную значимость и
    оценку внешних и внутренних ситуаций
    для жиз­недеятельности человека.

    Следовательно, наиболее существенной
    характеристи­кой эмоций является их
    субъективность.

    Благодаря
    эмоциям человек осознает свои потребности
    и предметы, на кото­рые они направлены.
    Другая всеобщая черта эмоций, о которой
    необходимо ска­зать, — это их содействие
    в реализации потребностей и достижении
    определенных целей. Поскольку любая
    эмоция положительна или отрицательна,
    человек может судить о достижении
    поставленной цели. Так, положительная
    эмоция всегда свя­зана с получением
    желаемого результата, а отрицательная,
    наоборот, с неудачей при достижении
    цели. Таким образом, можно сделать вывод
    о том, что эмоции самым непосредственным
    образом связаны с регуляцией деятельности
    человека.

    Эмоции

    это очень сложные психические явления.
    К наиболее значимым эмо­циям принято
    относить следующие типы эмоциональных
    переживаний: аффек­ты,
    собственно

    эмоции, чувства, настроения, эмоциональный
    стресс.

    Аффект

    наиболее мощный вид эмоциональной
    реакции. Аффектами на­зывают
    интенсивные, бурно протекающие и
    кратковременные эмоциональные вспышки.
    Примерами аффекта могут служить сильный
    гнев,
    ярость,

    ужас, бурная радость, глубокое горе,
    отчаяние. Эта эмоциональная реакция
    полностью захва­тывает психику
    человека, соединяя главный воздействующий
    раздражитель со всеми смежными, образуя
    единый аффективный комплекс,
    предопределяющий единую реакцию на
    ситуацию в целом.

    Одна
    из главных особенностей аффекта состоит
    в том, что данная эмоциональ­ная
    реакция неодолимо навязывает человеку
    необходимость выполнить какое-либо
    действие, но при этом у человека теряется
    чувство реальности. Он перестает себя
    контролировать и даже может не осознавать
    того, что делает. Это объясняет­ся
    тем, что в состоянии аффекта возникает
    чрезвычайно сильное эмоциональное
    возбуждение, которое, затрагивая
    двигательные центры коры головного
    мозга, переходит в двигательное
    возбуждение. Под действием этого
    возбуждения чело­век совершает
    обильные и часто беспорядочные движения
    и действия. Бывает и так, что в состоянии
    аффекта человек цепенеет, его движения
    и действия совсем прекращаются, он
    словно лишается дара речи.

    Помимо
    удовольствия и неудовольствия во многих
    ситуациях возникает ощу­щение
    какого-либо напряжения,
    с одной стороны, ^разрешения
    или облегчения
    с
    другой. В критические моменты деятельности,
    в ответственные минуты приня­тия
    решения, при преодолении затруднений,
    во всех случаях, когда мы делаем что-либо
    важное, что затрагивает нас, мы испытываем
    напряжение. Очень часто это напряжение
    носит ярко выраженный активный характер,
    сопровождается повы­шенным вниманием
    к объекту деятельности, своеобразным
    приливом умственных и физических сил,
    жаждой действий, особым волнением,
    охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо
    владеем своими действиями, оно выражается
    в своеобраз­ной скованности,
    заторможенное™ движений, в суженности
    восприятия, в недо­статочном
    распределении внимания.

    Другим
    проявлением эмоциональных процессов
    является возбуждение
    пуспо-коение.

    Возбужденное эмоциональное состояние
    носит обычно активный харак­тер,
    связано с деятельностью или с подготовкой
    к ней. Чрезмерное возбуждение может,
    однако, расстраивать целесообразную
    деятельность, делать ее беспорядоч­ной,
    хаотичной. Успокоение связано со
    снижением активности, но также служит
    основой целесообразного ее применения

    Следует
    отметить, что неоднократно предпринимались
    попытки выделить ос­новные,
    «фундаментальные» эмоции. В частности,
    принято выделять следующие эмоции:

    Радость
    положительное
    эмоциональное состояние, связанное с
    возможно­стью достаточно полно
    удовлетворить актуальную потребность.

    Удивление
    не
    имеющая четко выраженного положительного
    или отрицатель­ного знака эмоциональная
    реакция на внезапно возникшие
    обстоятельства.

    Страдание
    отрицательное
    эмоциональное состояние, связанное с
    получен­ной достоверной или кажущейся
    таковой информацией о невозможности
    удов­летворения важнейших жизненных
    потребностей.

    Гнев
    эмоциональное
    состояние, отрицательное по знаку, как
    правило, проте­кающее в форме аффекта
    и вызываемое внезапным возникновением
    серьезного препятствия на пути
    удовлетворения исключительно важной
    для субъекта по­требности.

    Отвращение
    отрицательное
    эмоциональное состояние, вызываемое
    объек­тами (предметами, людьми,
    обстоятельствами и т. д.), соприкосновение
    с которы­ми вступает в резкое
    противоречие с идеологическими,
    нравственными или эсте­тическими
    принципами и установками субъекта.

    Презрение

    отрицательное эмоциональное состояние,
    возникающее в межличностных
    взаимоотношениях и порождаемое
    рассогласованием жизненных пози­ций,
    взглядов и поведения субъекта с
    жизненными позициями, взглядами и
    пове­дением объекта чувства.

    Страх

    отрицательное эмоциональное состояние,
    появляющееся при полу­чении субъектом
    информации о реальной или воображаемой
    опасности.

    Стыд

    отрицательное состояние, выражающееся
    в осознании несоответствия собственных
    помыслов, поступков и внешности не
    только ожиданиям окружаю­щих, но и
    собственным представлениям о подобающем
    поведении и внешнем об­лике.

    Следует
    отметить, что эмоциональные переживания
    носят неоднозначный ха­рактер. Один
    и тот же объект может вызывать
    несогласованные, противоречивые
    эмоциональные отношения. Это явление
    получило название амбивалентность(двойственность)
    чувств. Обычно амбивалентность вызвана
    тем, что отдельные особенности сложного
    объекта по-разному влияют на потребности
    и ценности че­ловека.

    Чувства

    это еще один вид эмоциональных состояний.
    Главное различие эмо­ций и чувств
    заключается в том, что эмоции, как
    правило, носят характер ориен­тировочной
    реакции, т. е. несут первичную информацию
    о недостатке или избыт­ке чего-либо,
    поэтому они часто бывают неопределенными
    и недостаточно осо­знаваемыми
    (например, смутное ощущение чего-либо).
    Чувства, напротив, в большинстве случаев
    предметны и конкретны. Такое явление,
    как «смутное чув­ство» (например,
    «смутное терзание»), говорит о
    неопределенности чувств и мо­жет
    рассматриваться как процесс перехода
    от эмоциональных ощущений к чув­ствам.
    Другим различием эмоций и чувств
    является то, что эмоции в большей
    сте­пени связаны с биологическими
    процессами, а чувства — с социальной
    сферой. Еще одним существенным различием
    эмоций и чувств, на которое необходимо
    обратить внимание, является то, что
    эмоции в большей степени связаны с
    обла­стью бессознательного, а чувства
    максимально представлены в нашем
    сознании. Кроме этого, чувства человека
    всегда имеют определенное внешнее
    проявление, а эмоции чаще всего не
    имеют.

    Эмоции
    проходят общий для всех высших психических
    функций путь разви­тия — от внешних
    социально детерминированных форм к
    внутренним психиче­ским процессам.
    На базе врожденных реакций у ребенка
    развивается восприятие эмоционального
    состояния окружающих его людей. Со
    временем, под влиянием усложняющихся
    социальных контактов, формируются
    эмоциональные процессы.

    Наиболее
    ранние эмоциональные проявления у
    детей связаны с органически­ми
    потребностями ребенка. Сюда относятся
    проявления удовольствия и неудо­вольствия
    при удовлетворении или неудовлетворении
    потребности в еде, сне и т. п. Наряду с
    этим рано начинают проявляться и такие
    элементарные чувства, как страх и гнев.
    Вначале они носят бессознательный
    характер. Например, если вы возьмете
    на руки новорожденного ребенка и, подняв
    его вверх, затем быстро опустите вниз,
    то увидите, что ребенок весь сожмется,
    хотя он никогда еще не па-

    studfiles.net

    описание базовых, сколько всего, роль и значение

    Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

    Что такое эмоции и чувства?

    Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

    • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
    • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
    • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
    • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

    Видео: Психология. Эмоции и чувства

    Функции и виды эмоций

    Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

    • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
    • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
    • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
    • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

    Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

    Эмоции и чувства

    Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет  знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека — стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

    Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение — становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

    Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

    Главные эмоции человека

    Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния. Среди них выделяется несколько главных:

    • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
    • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
    • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
    • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
    • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
    • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
    • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
    • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
    • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

    Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

    Виды чувств человека

    Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

    • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
    • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
    • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
    • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

    Классификация чувств

    Выделить более или менее важные чувства невозможно. Разные люди стремятся к разным чувствам и все они одинаково важны для нормальной эмоциональной жизни человека.

    Зачастую именно эмоциональная сфера регулирует жизнь человека, а формируется наше состояние из эмоций и чувств. Но эмоции – это кратковременные ощущения, касающиеся определённых вещей или ситуаций, а чувства гораздо более длительны, но формируются они из эмоций. Разные их виды по-разному влияют на нашу жизнь и наши решения.

    medvoice.ru

    что это такое, виды, функции чувств человека, понятия невербальных и вербальных выражений

    Эмоциональная стабильность — главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии — это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают. Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий. Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.

     

    Виды эмоций и чувств человека

    В психологии эмоции — это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость. Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы. На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.

    Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:

    1. Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
    2. Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
    3. Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.

    Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: жестами, взглядом, словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.

    Таблица чувств и эмоций человека

    Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.

    Базовая реакция Расширенное понятие Проявления
    Радость Оживление Блеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь.
    Счастье
    Предвкушение
    Надежда
    Восторг
    Ликование
    Интерес
    Принятие
    Страх Испуг Мурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти.
    Ужас
    Беспокойство
    Подозрение
    Тревога
    Растерянность
    Неуверенность
    Вина
    Грусть Тоска Потухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое.
    Печаль
    Безысходность
    Уныние
    Сожаление
    Горечь
    Лень
    Жалость
    Гнев Злость Ладони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены.
    Ярость
    Ненависть
    Недовольство
    Высокомерие
    Ирония
    Отрицание
    Возмущение

    Демонстрация эмоций и чувств

    Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.

    Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:

    1. Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ — результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
    2. Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ — результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.

    Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации — это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич поможет разобраться в себе, расскажет, как полезно управлять своим эмоциональным фоном, предложит способы для этого.

    Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект. Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.

    Чем чувства отличаются от эмоций?

    Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

    Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

    На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.

    Виды чувств

    По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

    • нравственные;
    • интеллектуальные;
    • праксические;
    • эстетические.
    Категория Подкатегория Проявления Характеристика
    Нравственные Моральные Гуманность Взаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного.
    Патриотизм
    Чувство долга
    Любовь
    Аморальные Жестокость
    Эгоизм
    Ненависть
    Жадность
    Интеллектуальные Специфические Вдохновение Определяют отношение к интеллектуальным потребностям.
    Целеустремлённость
    Жажда познания
    Удовлетворение от новых знаний, открытий
    Неспецифические Любопытство
    Удивление
    Юмор
    Ирония
    Праксические Выбор деятельности Профессия Определяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом.
    Любимый досуг
    Интересные занятия
    Эстетические Удовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушивания Любовь к природе Определяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей
    Любовь к технике
    Любимая музыка
    Произведения искусства, зодчества, скульптуры

    Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

    Для чего нужны чувства?

    Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.

    • отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
    • стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
    • подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
    • переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
    • приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
    • коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.

    Управление эмоциями

    Созидание и разрушение — две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.

    Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления — результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.

    В книге психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича «55+ упражнений от паники и страха. Как управлять эмоциями» вы найдете упражнения, техники, которые способны научить вас контролировать себя, свои эмоции и тело.

    Как возникают эмоции?

    Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.

    Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.

    Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа. Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится. Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.

    Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном. У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным. Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.

    Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психолог Никита Батурин одним из базовых методов расположить к себе людей называет именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.

    Невербальное выражение эмоций

    Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.

    В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.

    Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка — всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:

    • взгляд: горящий, потухший, бегающий;
    • цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
    • тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
    • сердцебиение: быстрое, медленное;
    • дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
    • осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
    • предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.

    Невербальных проявлений на самом деле очень много. Язык тела нужно изучать долго, последовательно.

    Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.

    Вербальное выражение эмоций

    Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст. Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски. Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).

    Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией. Уже к 1,5–2 годам ребёнок обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких. К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.

    Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.

    Внешнее проявление эмоций

    Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими. Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона. Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.

    Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.

    propanika.ru

    Эмоции и их виды. Основные функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы человека.

    Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

    В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

    Виды эмоций. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

    Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

    Аффектнаиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

    Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

    Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

    Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции: Радость Удивление Страдание Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд

    Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

    Чувстваэто еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

    Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь.

    Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.

    Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

    Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

    Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом.

    Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические чувства
    представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

    Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

    К высшим проявлением чувств многие авторы относят страстьеще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

    Настроениесамое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы.

    Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

    Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов.

    Представленные характеристики видов эмоциональных состояний являются достаточно общими. Каждый из перечисленных видов имеет свои подвиды, которые будут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

    Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная.

    Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

    Регулятивная функция эмоций выражается в том, что эмоции помогают осознать различие между текущей мотивацией и внутренними представлениями о ситуации и являются основным элементов регулировки поведения и психической деятельности человека.

    Сигнальная функция эмоций состоит в том, что в череде простых ситуаций они автоматически, элементарно, быстро сигнализируют о происходящем внутри или вокруг нас.

    Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.

    Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

    Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

    Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Вначале они носят бессознательный характер.

    У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение.

    Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.

    Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация — это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других — агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом.

    Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно — можно, нужно и должно, а другое — нельзя, невозможно, нехорошо.

    К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за своим поведением. В тесной связи с этим находится развитие нравственных чувств, например дети в этом возрасте уже переживают чувство стыда, когда взрослые порицают их за проступки.

    Следует отметить, что у детей довольно рано обнаруживаются зачатки и другого очень сложного чувства — эстетического. Одним из первых его проявлений надо считать удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки.

    Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

    Еще одно условие формирования эмоций и чувств у ребенка состоит в том, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

    students-library.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о