Типы характера по айзенку: Ганс Айзенк: теория типов личности

Содержание

Самоопределение вашего типа характера по шкале Айзенка

Система шкал Айзенка представляет собой удачный пример базиса факторов, на основании которого описываются многие типы и варианты человеческих характеров и темпераментов или, другими словами, многие варианты человеческого поведения. Далее приведены 57 вопросов одного из вариантов личностного опросника Айзенка. На основании ваших ответов на эти вопросы вы сможете провести тестирование особенностей своей личности, используя систему шкал.

Автор:

Bлaдимиp Миxaйлович Кpoль, доктор биологических наук, профессор МГМCУ им. А.И. Евдокимова, пpoфессор MГТУ MИРЭА.

Система шкал Айзенка представляет собой удачный пример базиса факторов, на основании которого описываются многие типы и варианты человеческих характеров и темпераментов или, другими словами, многие варианты человеческого поведения. Далее приведены 57 вопросов одного из вариантов личностного опросника английского психолога Г. Айзенка. На основании ваших ответов на эти вопросы вы сможете провести тестирование особенностей своей личности, используя систему шкал.

Практическое правило заполнения подобных психологических анкет, тестирующих личность, требует

быстрой реакции испытуемых. Наиболее интересной и информативной с точки зрения анализа является

первая реакция отвечающего, когда он дает наиболее «устоявшийся», интуитивно близкий ему ответ.

Для ответа на вопросы вы можете скопировать или распечатать этот текст. Отвечая на вопросы, после каждого номера проставляйте «+» при положительном ответе и «-» при отрицательном. Старайтесь, чтобы ответы были абсолютно искренними.

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут одобрить и утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли Вы, что Вам трудно отвечать «нет»?

5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-нибудь предпринять?

6. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете обещания?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных к тому оснований?

10. Сделали бы Вы все что угодно на спор?

11. Возникает ли у Вас чувство робости или смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичным(ой) незнакомцем(ой)?

12. Выходите ли Вы из себя, злитесь?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы книги встречам с людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы бы хотели скрыть от других?

19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли Вы иметь меньше друзей, но особенно близких Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли Вас человеком милым и веселым?

28. Часто ли Вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает, что Вам не спится от того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочтете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

33. Бывают ли у Вас сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая от Вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда бы Вы платили за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Вам неприятно в обществе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то событий, которые могли бы не произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли?

46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены возможности широкого общения с другими людьми?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вы обижаетесь?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

После заполнения анкеты проводится подсчет набранных баллов с использованием определенного «ключа». За каждый ответ, совпадающий с «ключом», дается один балл, баллы по каждой шкале суммируются. Шкалы:

«Э» — экстраверсия — интроверсия;

«Н» — нейротизм — стабильность;

«Л» — шкала лжи вводится в качестве контрольной, предназначена для оценки правдивости ответов и диагностирует склонность испытуемых давать (даже для самого себя) социально приветствуемые ответы. Если человек набирает по этой шкале много баллов, считается, что он имеет большое стремление понравиться окружающим. Само по себе такое желание присутствует в какой-то степени практически у всех людей и, по-видимому, кардинальным образом не влияет на другие черты характера. Однако следует учитывать, что человек, имеющий слишком явные склонности к коррекции такого рода, может не давать точные ответы и по другим шкалам. Ввиду этого раньше результаты испытуемых, набиравших по шкале «Л» более 5 баллов, считались недостоверными.

«Ключ» имеет следующий вид:

Шкала «Э»: 1+, 3+, 5-, 8+, 10+, 13+, 15-, 17+, 20-, 22+, 25+, 27+, 29-, 32-, 34-, 37-, 39+, 41-, 44+, 46+, 49+, 51-, 53+, 56+

Шкала «Н»: 2+, 4+, 7+, 9-, 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.

Шкала «Л»: 6+, 12-, 18-, 24+, 30-, 36+, 42-, 48-, 54-.

Для интерпретации полученных результатов используется схема, приведенная в таблице 1, где воображаемая горизонтальная ось представляет собой шкалу «интроверсии — экстраверсии», а вертикальная ось — «шкалу нейротизма — стабильности».

В результате такого сопоставления получается, например, что эмоционально нестабильный экстраверт, т.е.

человек, имеющий выраженные показатели по шкалам нейротизма и экстраверсии, соответствует холерику. Стабильный экстраверт, т.е. человек с выраженными показателями по шкалам стабильности и экстраверсии соответствует сангвинику. Человек с выраженными показателями по шкалам нейротизма и интроверсии соответствует меланхолику и человек с выраженными показателями по шкалам стабильности и интроверсии — флегматику.

Следует специально отметить, что четкие типы характера (или темперамента) определяются только, если человек имеет выраженные значения по обеим шкалам, т.е. и по шкале абсцисс, и по шкале ординат. Иными словами, четкие типы характера человека определяются, если его показатели находятся вблизи диагоналей соответствующих квадрантов. Во всех других случаях выявляется менее четкая картина. Например, если человек имеет выраженные значения по шкале нейротизма и слабо выраженные значения по шкале интровертности — экстравертности, мы можем делать выводы только о том, что такой человек примерно одинаково склонен к меланхолическим или холерическим реакциям.

Если человек имеет выраженные, высокие показатели по шкале интроверсии и низкие показатели по шкале нейротизм — стабильность, можно делать выводы только о том, что он примерно одинаково склонен к проявлениям флегматичности и меланхолии.

 

НЕСТАБИЛЬНЫЙ

Меланхолик:

легко расстраивающийся;

тревожный; ригидный;

склонный к рассуждениям;

пессимистичный;

сдержанный;

необщительный; тихий

Холерик:

активный; чувствительный;

беспокойный; агрессивный;

возбудимый; изменчивый;

непостоянный; импульсивный;

оптимистичный

 

ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ

ЭКСТРАВЕРТИРОВАННЫЙ

Флегматик:

пассивный; осмотрительный;

рассудительный;

доброжелательный;

миролюбивый; управляющий;

внушающий доверие;

надежный; ровный, спокойный

Сангвиник:

общительный; контактный;

разговорчивый; отзывчивый;

непринужденный;

жизнерадостный;

беззаботный; инициативный

СТАБИЛЬНЫЙ

Таблица 1.

Схема сопоставления основных типов темперамента человека

Можно также представить эти же данные в таком виде:

  • Меланхолик

    (нестабильный, интровертированный): легко расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий.

  • Холерик

    (нестабильный, экстравертированный): активный, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный.

  • Флегматик

    (стабильный, интровертированный): пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, управляющий, внушающий доверие, надежный, ровный, спокойный.

  • Сангвиник

    (стабильный, экстравертированный): общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, беззаботный, инициативный.

Исходя из данных статистики в ходе интерпретации ответов тестирования испытуемые должны проводить некоторые систематические поправки к результатам, полученным после суммирования ответов по каждой из шкал. Эти поправки отражают внутреннюю склонность всех людей считать себя более стабильными и менее склонными к крайним проявлениям экстраверсии и интроверсии. Для коррекции этих тенденций часто смещают ответы на один, максимум два пункта от центра по оси «экстраверсии — интроверсии» и на такое же расстояние вверх по шкале «нейротизма — стабильности».

Исследования показывают, что выраженные интроверты (меланхолики и флегматики) более осторожны в действиях и суждениях, педантичны, точны и аккуратны при исполнении любой работы и, как следствие, люди с такими типами характера лучше приспособлены к монотонной работе. При этом стабильные интроверты (флегматики) лучше справляются с ответственностью, имеющей место, например при работе диспетчера или оператора.

Выраженные экстраверты (холерики и сангвиники) имеют тенденцию быть хорошими организаторами производства, бизнесменами, имеют предпочтения в областях деятельности, связанных с принятием решений, контактами с другими людьми, например в областях рекламы, связи с прессой и т. д.

В ходе определения и анализа типа собственного характера у человека естественно возникает вопрос, насколько стабильным является его характер и насколько его черты подвержены изменению. Во-первых, следует сказать, что процедура определения типа характера (или по другой терминологии типа темперамента) обладает в какой-то мере вероятностными свойствами. Это означает, что результаты тестирования человека в определенной степени зависят от внешней ситуации и от внутреннего состояния человека. Конечно, при этом статистически в среднем каждый человек будет оставаться в пределах своего типа характера. Однако результаты нескольких тестирований могут попадать не в одну точку. Это значит, что в принципе человек способен хотя бы временно и ненамного, но изменять параметры своего характера, как бы сдвигаясь по плоскости. В практической жизни это отчасти отражается в выражениях типа «сегодня я был в форме», «идет полоса везения» или «сегодня был удачный день».

Другим важным моментом является то, что

параметры характера в принципе управляемы. Управление может осуществляться как извне (это является одной из функций воспитания), так и изнутри, т.е. человек в определенной степени может сам направленно изменять черты своего характера. В этом случае активное начало связано с волевыми качествами личности. Роль воспитания в процессах формирования характера, по-видимому, следует понимать достаточно широко. Это не только направленное воздействие одной личности, личности воспитателя на другую личность, но и не направленное воздействие среды воспитания на личность человека.

В качестве иллюстрации, чисто умозрительно, в рамках умственного эксперимента, можно представить, насколько разным будет влияние среды на двух детей с одинаковым типом характера, но разной внешностью. Ясно, что более доброжелательное отношение окружающей среды (детей, родителей, других людей) в принципе, при прочих равных условиях помогает раскрытию и развитию положительных черт характера. Естественно, что при этом следует учитывать опасность избаловать ребенка, сделать его раздражающе эгоистичным и самолюбивым. Коррекция такой опасности, как известно, связана с направленным воспитанием.

Практические, системные знания полезнее смутной интуиции и бессистемного опыта. С помощью опытного куратора, при обучении по индивидуальной программе, вы можете составить свой индивидуальный учебный план из любых дисциплин нашего каталога и получить именно те знания и навыки, которые вам пригодятся на практике уже сейчас. Вы можете учиться в удобном для себя месте и темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.

Copyright 2013 © Элитариум (www.elitarium.ru).

Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Изучите сегодня

Также смотрите

📖 Типы, Иерархическая модель, Глава 27. Ганс Айзенк и факторная теория типов. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 242. Читать онлайн


. . .

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.

Нижний уровень — специфические действия или мысли (specific acts or cognitions), индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.

Второй уровень — это привычные действия или мысли (habitual acts or cognitions), то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта (trait). Айзенк (1981) определял черту как «важное, относительно постоянное (semi-permanent) личное свойство» (р. 3). Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения» (Eysenck, 1990, р. 244). Большинство из 35 нормальных и аномальных первичных основных факторов Кэттелла принадлежат к третьему уровню (уровню черт) организации поведения, чем и объясняется тот факт, что Кэттелл выделил намного больше личностных факторов, чем Айзенк.

Четвертый, высший уровень организации поведения, — это уровень типов (types), или суперфакторов (superfactors). Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип (introverted type).

«Привычные реакции — это специфические реакции, лишенные своего случайного компонента и образующие специфические факторы; черты — это система специфических реакций, без учета случайной и специфической дисперсии, тип — это система специфических реакций, исключающих случайные, специфические и групповые отклонения.»

Четыре уровня организации поведения схематически изображены на рис. 27.1.

Рис. 27.1. Организация поведения в виде специфических действий, привычных реакций, черт и типов. Кроме настойчивости и социальной робости, в формирование типа интроверсии вносят вклад и другие черты, такие как чувство собственной неполноценности, низкая активность и серьезное отношение к жизни

Типы.

В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. На рис. 27.2 изображена иерархическая структура факторов Айзенка — P, E и N.

Рис. 27.2. Иерархическая структура факторов (P) — психотизм, (E) — экстраверсия/интроверсия и (N) — нейротизм (Источник: схема «Биологические измерения личности» из Handbook of personality: Theory and research, H. J. Eysenck, L. A. Pervin (Ed.). p. 244-276. New-York: Guilford Press. Перепечатывается с разрешения Guilford Press).

Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора E находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия (Introversion). Точно так же фактор N включает в себя нейротизм на одном полюсе и стабильность (Stability) — на другом, а фактор P содержит на одном полюсе психотизм, на другом — сильное «супер-Я» (Superego strenght). Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее, бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк (1994с) не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.

Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логически соответствующие этой теории. Как мы уже указывали, теория Айзенка основана на использовании методик факторного анализа. Сам он, однако, утверждал, что одних только абстрактных психометрических изысканий недостаточно для измерения структуры свойств человеческой личности и что черты и типы, полученные с помощью факторно-аналитических методов, слишком стерильны и им нельзя приписывать никакого значения до тех пор, пока не доказано их биологическое существование.

Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор. Второй критерий — фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие, как, например, умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения. Третье — фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний критерий существования фактора — это его социальная уместность (social relevance), то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например, таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации (accident proneness), выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.

Айзенк утверждал, что каждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификации личностных характеристик.

Психология bookap

Во-первых, есть строгие психометрические доказательства существования каждого фактора, особенно это относится к факторам E и N. Фактор Р (психотизм) появился в работах Айзенка позже, чем первые два, и для него пока еще нет столь же достоверных подтверждений со стороны других ученых. Экстраверсия и нейротизм (или тревожность) — основные типы или суперфакторы почти во всех факторно-аналитических исследованиях свойств личности. Например, Ройс и Пауэлл провели сравнение факторов E и N Айзенка с чертами второго порядка Кэттелла и обнаружили, что фактор E (экстраверсия) Айзенка сравним с фактором QI (эксвия/инвия) Кэттелла, а фактор N (нейротизм) очень похож на фактор Кэттелла QII (тревожность).

«Возможно, из всех факторных аналитиков, которых вы знаете, я меньше всего являюсь таковым. Я рассматриваю факторный анализ как полезное дополнение, метод, в некоторых случаях неоценимый, но который мы должны откладывать в сторону так скоро, как только возможно, чтобы быть способными непредвзято определить факторы и просто понять, что они означают» (Evans, 1976, р. 259).

Во-вторых, Айзенк доказывал, что существует строгая биологическая основа каждого из этих трех суперфакторов. В то же время он заявлял, что такие черты, как социальное соответствие (agreeableness) и совестливость (conscientiousness), входящие в «Большую пятерку» таксономии (John, 1990), не имеют под собой биологической основы.

В-третьих, все три типа, особенно E и N, имеют смысл теоретически. Юнг, Фрейд и другие теоретики отмечали, что такие факторы, как экстраверсия/интроверсия и тревожность/эмоциональная стабильность, оказывают значительное влияние на поведение. Нейротизм и психотизм не являются свойствами исключительно патологических индивидуумов, хотя психически больные действительно показывают более высокие оценки по шкале, измеряющей эти два фактора, чем нормальные люди. Айзенк предлагал теоретическое обоснование фактора P (психотизм), построенное на гипотезе, что характеристики психического здоровья в основной массе людей распределены непрерывно. На одном конце холмообразного распределения находятся такие исключительно здоровые качества, как альтруизм, хорошая социальная приспособленность и сопереживание, а на другом конце — такие свойства, как враждебность, агрессивность и склонность к шизофреническим реакциям. Человек по своим характеристикам может находиться в любой точке этой непрерывной шкалы, и никто не будет воспринимать его как психически больного. Айзенк, однако, разработал диатезисно-стрессовую модель (diathesis-stress model) возникновения психических заболеваний, согласно которой некоторые люди более уязвимы для болезни, поскольку у них есть какая-либо генетическая или приобретенная слабость, делающая их более предрасположенными к психическому заболеванию. Предрасположение (диатезис) вместе со стрессовой ситуацией порождают психотические проявления. Айзенк предполагает, что люди, чьи характеристики располагаются ближе к здоровому краю P-шкалы, будут устойчивы по отношению к психотическим срывам даже в периоды сильного стресса. С другой стороны, у тех, кто ближе к нездоровому краю, даже минимальный стресс может вызвать психотическую реакцию. Иными словами, чем выше показатель психотизма, тем менее сильное стрессовое воздействие необходимо для возникновения психотической реакции.

В-четвертых, Айзенк неоднократно демонстрировал, что его три типа связаны с такими социальными вопросами, как наркотики (Eysenck, 1983), сексуальное поведение (Eysenck, 1976), преступность (Eysenck, 1964; Eysenck & Gudjonsson, 1989), профилактика рака и сердечных болезней (Eysenck, 1991 b, 1991 с; Grossart-Maticek, Eysenck, & Vetter, 1988) и творчество (Eysenck, 1993).

«Генетически наследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации» (Eysenck, 1982, р. 29).

Все три суперфактора — экстраверсия, нейротизм и психотизм — в большой степени зависят от генетических факторов. Айзенк (1990 а) утверждал, что примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около одной четверти — условиями окружающей среды. Он собрал множество доказательств значительности биологического компонента в формировании личности. Во-первых, почти идентичные факторы были обнаружены у людей по всему миру «от Уганды и Нигерии до Японии и континентального Китая, от капиталистических стран Западной Европы и Американского континента до государств Восточного блока, таких как Советский Союз, Венгрия, Чехословакия, Болгария и Югославия» (Eysenck, 1990a, р. 245-246). Во-вторых, доказано, что положение человека относительно трех измерений личности имеет тенденцию сохраняться длительное время. И в-третьих, изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируют значительно более близкие характеристики, чем разнояйцевые близнецы одного пола, выросшие вместе, что может служить подтверждением определяющей роли генетических факторов в проявлении индивидуальных различий между разными людьми.

Айзенк разработал четыре личностных опросника, предназначенных для измерения суперфакторов. Первый из них, Личностный опросник Модсли (Maudsley Personality Inventory), или MPI, позволял оценить только E и N и давал некоторое ненулевое значение корреляции между этими двумя факторами. По этой причине Айзенк разработал другой инструмент — Личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Inventory), или EPI. Опросник EPI содержит отдельную шкалу лжи (L), чтобы исключить намеренный обман, но гораздо более важно, что факторы нейротизма и экстраверсии, полученные из этого опросника, являются независимыми, с корреляцией, близкой к нулю. EPI был все еще двухфакторным опросником, поэтому впоследствии Айзенки (1975) опубликовали свой третий личностный тест, а именно — новый Личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire), или IPQ, который представлял собой переработанный опросник EPI и включал шкалу психотизма (P). Последующая критика, относящаяся к шкале (P), привела к появлению еще одной редакции опросника под названием Пересмотренный личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire-Revised).

Экстраверсия/Интроверсия

Первый тип (суперфактор), выделенный Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия. Термин «экстраверсия», вместе с противоположным ему термином «интроверсия», имеет неодинаковое значение у разных теоретиков. Скажем, Юнг выделял два достаточно широких типа личности, называя их «экстравертность» и «интровертность». Его определение этих категорий несколько отличается от общепринятого понимания. Юнг считал экстравертами людей, имеющих объективный и непредвзятый взгляд на вещи, тогда как интроверты в его теории — это те, кому свойственно очень субъективное или индивидуальное восприятие мира. Концепция экстравертности/интровертности Айзенка ближе к общепринятой. Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими.

Интроверты характеризуются чертами, противоположными тем, которые можно найти у экстравертов. Их можно описать как людей тихих, пассивных, необщительных, скрытных, задумчивых, пессимистичных, миролюбивых, здравомыслящих и хорошо контролирующих свое поведение. Однако, согласно Айзенку, принципиальные различия между экстраверсией и интроверсией не поведенческие, а, скорее, биологические или генетические по природе.

Айзенк считает, что главная причина различий между экстравертами и интровертами — уровень возбужденности коры головного мозга (cortical arousal level) — психологический фактор, являющийся в основном наследственным, а не выученным. Поскольку этот уровень у экстравертов ниже, чем у интровертов, их сенсорный порог выше, и поэтому они менее чувствительны к сенсорным стимуляциям. Для интровертов, наоборот, характерен более высокий уровень возбужденности коры головного мозга и, следовательно, более низкий сенсорный порог, они сильнее реагируют на сенсорные стимуляции. Чтобы достичь оптимального уровня стимуляции, интроверты, чей сенсорный порог от рождения является низким, избегают ситуаций, которые могут вызвать слишком сильное возбуждение. Поэтому они стараются не участвовать в бурных социальных событиях, не любят такие вещи, как катание на лыжах с высокой горы, управление дельтапланом, соревновательные виды спорта, им не нравится руководить обществом или женским клубом и подшучивать над своими друзьями.

С другой стороны, поскольку экстраверты имеют сравнительно низкий уровень возбужденности коры головного мозга, оптимальным для них является более высокий уровень сенсорной стимуляции. Поэтому экстраверты гораздо чаще принимают участие в возбуждающей и стимулирующей деятельности. Они могут получать удовольствие от таких занятий, как покорение высоких гор, парение в небе на дельтаплане, быстрая езда на автомобиле, выпивка или курение марихуаны. В дополнение к этому, Айзенк предполагал, что экстраверты, в отличие от интровертов, раньше начинают свою сексуальную жизнь, более часто занимаются сексом, чаще меняют партнеров, более свободны в отношении выбора позиций и различных типов сексуального поведения и склонны дольше предаваться любовной игре перед половым актом. Так как уровень возбужденности коры головного мозга у экстравертов ниже, они быстрее привыкают к сильным стимулам (сексуальным или другого типа) и со временем все меньше и меньше реагируют на один и тот же стимул, тогда как интроверты менее склонны испытывать скуку и потерю интереса, долгое время занимаясь одним и тем же человеком.

Нейротизм/Стабильность

Нейротизм (N) — второй тип, выделенный Айзенком. Как и экстраверсия/интроверсия, фактор N имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения, таким, как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаются между собой, чем разнояйцевые близнецы.

Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Они часто жалуются на такие физические недомогания, как головная боль или боль в спине, а также на не очень определенные психологические проблемы, такие, как волнение и тревожность. Нейротизм, однако, совсем не обязательно подразумевает невроз в традиционном смысле этого слова. Человек может показывать высокий уровень нейротизма и быть свободным от каких бы то ни было ослабляющих невротических симптомов. Тем не менее, согласно диатезисно-стрессовой модели Айзенка, люди с высоким уровнем фактора N более подвержены риску заболеть неврозом в стрессовой ситуации, чем люди с более низким уровнем того же фактора.

Так как разные уровни нейротизма могут комбинироваться с различными показателями по шкале экстраверсии, невротическое поведение нельзя описать каким-либо единичным синдромом. Факторно-аналитическая техника Айзенка предполагает независимость типов, то есть ось невротизма расположена под прямым углом к оси экстраверсии (взаимная корреляция равна нулю). Поэтому разные люди могут демонстрировать одинаково высокие показатели по шкале N, но при этом у них будут проявляться очень различные симптомы, в зависимости от уровня экстраверсии или интроверсии. На рис. 27.3 изображена ось экстраверсии/интроверсии, расположенная под прямым углом к оси нейротизма, корреляция этих факторов равна нулю. Предположим, что A, B и C имеют одинаковые показатели нейротизма, но занимают три различные позиции на шкале экстраверсии. Для A — интровертного невротика — характерны тревожность, депрессия, фобии и симптомы вынужденного поведения; B — не интроверт и не экстраверт, ему, скорее, свойственны истерия (невротическое расстройство, связанное с эмоциональной нестабильностью), внушаемость и соматические симптомы; C — экстравертный невротик, скорее всего, будет демонстрировать психопатические качества, такие, как криминальные наклонности и отклонения в поведении. Рассмотрим также A, D и E, которые одинаково интровертны, но различаются по уровню эмоциональной стабильности: A — интровертный невротик, описанный выше; D — также интроверт, но он не является ни ярко выраженным невротиком, ни исключительно стабильной личностью; E — крайне интровертен и эмоционально устойчив.

Рис. 27.3. Двухмерная диаграмма, описывающая несколько крайних значений по шкалам E и N Айзенка

На рис. 27.3 изображены несколько вариантов комбинаций личных свойств, в каждом из которых есть, по крайней мере, одно экстремальное значение. Характеристики большинства людей, конечно, располагаются ближе к центру диаграммы. По мере продвижения точки к внешним границам диаграммы, расположение, которое она описывает, встречается все реже и реже, точно так же, как значения случайных величин, отмеченные точками на краях холмообразной кривой нормального распределения, гораздо менее вероятны, чем значения, близкие к средней точке.

Психотизм/Суперэго

Айзенк видит психотизм (P) как унитарную концепцию, в отличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. п. К тому же психотизм/суперэго — это переменная с непрерывной областью изменения, имеющая близкое к нормальному распределение. Люди с высокими показателями по шкале P часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное «супер-Я»), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены.

Люди с высокими показателями по шкале P генетически более уязвимы, чем те, кто имеет относительно низкие показатели. То есть человек с высоким уровнем психотизма не обязательно страдает от психозов, но ему свойственна высокая «предрасположенность к появлению психотических нарушений под влиянием стресса». При отсутствии значительных стрессов люди с высоким уровнем психотизма могут вести себя вполне нормально, но сильный стресс, в сочетании с их повышенной уязвимостью, может привести к психотическому срыву.

Фактор психотизм/суперэго (P) независим как от E, так и от N. На рис. 27.4 изображены все три факторные оси, расположенные иод прямым углом друг к другу. (Так как трехмерное пространство невозможно точно отобразить на плоскости, просим читателя представить, что сплошные линии на рис. 27.4 представляют собой угол комнаты, где стены сходятся с полом. Каждая линия расположена под прямым углом к остальным.) Таким образом, теория личности Айзенка позволяет измерить у каждого человека три независимых фактора и обозначить его личные свойства точкой в трехмерном пространстве. Например, F на рисунке 27.4 обладает очень сильным «супер-Я», показывает достаточно высокое значение по оси экстраверсии и близкое к нулю (средней точке) — по оси нейротизма/стабильности. Точно так же личные характеристики любого человека могут быть символически изображены точкой в трехмерном пространстве.

Рис. 27.4. Трехмерная схема, иллюстрирующая три измерения личности в теории Айзенка

Вычисление типов личности по Айзенку: более пристальный взгляд на стандартный метод title={Вычисление типов личности по Айзенку: более пристальный взгляд на стандартный метод}, author={Indika Liyanage and Peter Grimbeek and Gary John Birch}, год = {2005} I.

Liyanage, P. Grimbeek, G. Birch ESL) стратегии обучения для группы из 886 участников в Шри-Ланке. В этом исследовании Лиянэге использовала личностный опросник Айзенка (EPQ) для измерения типа личности. Руководство EPQ (1991) показывает, что участники могут быть отнесены к четырем типам личности (холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик) путем сравнения общих баллов по… -Академические учащиеся EFL.
  • М. Шабани
  • Образование, Лингвистика

  • 2012

Обучение, как важнейшее понятие в образовании, требует неотложного внимания. Люди имеют разные стили обучения и осознание этих индивидуальных различий как учениками, так и учителями…

с показателем 1-10 из 30 ссылок

Сорт Byrelevancemost, повлиявшие на работу,

Структурированная оценка личности в разных культурах

  • S. Paunonen, M. Ashton
  • Психология

  • 1998
  • 9999999

    Статья

  • 1998
  • 1998
  • 1998
  • 1998
  • . состоит в том, чтобы рассмотреть несколько популярных структурированных личностных опросников с точки зрения их применимости в контекстах кросс-культурной оценки. Перед нашим обзором мы…

    Различия в характере между японцами и англичанами.

    Японские психотики, как и англичане, получили более высокие баллы по P, чем нормальные, но опять же японские психотики показали более высокие баллы, чем англичане, по этой переменной, что также может рассматриваться как подтверждающее правильность гипотезы.

    Личность и индивидуальные различия: естественнонаучный подход

    • Х. Айзенк, М. Айзенк
    • Психология

    • 1985

    Один: Личность и описание. Проблема классификации.- Теории типов и признаков: современный взгляд.- Теории типов и признаков и фактор…

    Сравнительное исследование личности у взрослых и детей: Гонконг против Англии ☆

    • S. Eysenck, J. Chan
    • ПСИХОЛОГИЯ

    • 1982

    ИЗ.

    , William R. Acton
  • Лингвистика

  • 1979

Это переформулирование теоретической основы, лежащей в основе исследовательской программы Мичиганского университета по исследованию личности и языкового поведения, направлено на два теоретических вопроса, которые…

Изучение стратегий изучения языка и переменных характеристик учащихся из Шри-Ланки, изучающих английский как второй язык, с особым упором на их типы личности между стратегиями изучения языка и переменными учащихся из Шри-Ланки, изучающих английский как второй язык (ESL), с особой ссылкой на их…

Социальные стили и овладение вторым языком испаноязычными детскими садами

  • Майкл Стронг
  • Лингвистика

  • 1983

Предыдущие исследования, в которых изучалась взаимосвязь между личностными факторами и усвоением второго языка, дали противоречивые результаты. Однако, когда эти исследования разделены по… ​​

Личность, компоненты интеллекта и владение иностранным языком

  • Р. Г. Уилсон, Р. Линн
  • Психология

  • 1990

Резюме Приблизительно 1200 детей из Ирландской Республики были проверены на различные умственные способности, владение ирландским языком (преподается как второй язык), личностные черты психотизма,… Busch

  • Образование, лингвистика

  • 1982
  • В этом исследовании исследуется взаимосвязь между тенденциями интроверсии-экстраверсии японских студентов и их владением английским языком как иностранным (EFL). Было высказано предположение, что в…

    Познание плюс: корреляты успеха в изучении языка

    • М. Эрман, Р. Оксфорд
    • Образование, психология

    • 1995

    оценка навыков говорения и чтения для большой выборки взрослых в интенсивном…

    Теории типов и черт личности — RajRAS

    Большое количество подходов к изучению личности было предложено многими теоретиками. Одной из них является теория типов и черт личности.

    Типовые теории личности

    Одна из самых ранних типовых теорий личности была предложена в 5 веке до н.э. греческим врачом Гиппократом. Он предложил типологию личности, основанную на текучести или юморе. He classified people into four types:

    Fluid Temperament Personality
    Blod Sanguine Cheerful and active
    Phelgm Phlegmatic Apathetic and Sluggish
    Black bile Melancholy Sad and brooding
    Yellow Bile Chloeric Irritable and excitable
    The dominance of any one fluid led to a particular personality темперамент. Например, преобладание крови порождает сангвинический темперамент (веселый и активный)

    . В Индии также Чарак Самхита классифицирует людей по категориям вата, питта и капха на основе трех гуморальных элементов, называемых тридоша . Каждый относится к типу темперамента, называемому пракрити (основная природа) человека.

    Кроме этого, существует также типология личности, основанная на тригунах , то есть саттве, раджасе и тамасе.

    • Саттва-гуна включает в себя такие атрибуты, как чистота, правдивость, исполнительность, непривязанность, дисциплина и т. д.
    • Раджас гуна включает интенсивную деятельность, стремление к чувственным наслаждениям, неудовлетворенность, зависть к другим, материалистический склад ума и т. д.
    • Тамас гуна характеризует гнев, высокомерие, депрессию, лень, чувство беспомощности и т.д.

    Все три гуны присутствуют в каждом человеке в разной степени. Доминирование той или иной гуны может привести к определенному типу поведения.

    Теория типов Уильяма Шелдома

    Американский врач Уильям Шелдом (1942) отношение телосложения к темпераменту. Он распределил людей по категориям на основе их типа или телосложения: Шелдон предложил E эндоморфную, мезоморфную и эктоморфную типологию .

    • Эндоморфы толстые, мягкие и круглые. По темпераменту они раскованы и общительны.
    • Мезоморфы обладают сильной мускулатурой, имеют прямоугольную форму с крепким телосложением. Они энергичны и мужественны.
    • Эктоморфы худые, длинные и хрупкие по телосложению. Они умны, артистичны и интровертны.

    Типология определяет взаимосвязь между телосложением или телесно-конституциональными типами и конкретными личностными чертами, деятельностью и предпочтениями.

    Теория Юнга об интровертах и ​​экстравертах

    Юнг предложил важную и широко признанную типологию, разделив людей на интровертов и экстравертов. Согласно этой типологии:

    • Интроверты — это люди, предпочитающие одиночество, склонные избегать других, замыкаться в себе перед лицом эмоциональных конфликтов и застенчивые.
    • Экстраверты , напротив, общительны, общительны, тяготеют к занятиям, позволяющим иметь дело непосредственно с людьми, и реагируют на стресс, пытаясь потерять себя среди людей и социальной активности.

    Фридман и Розенман

    Фридман и Розенман классифицировали людей на личности типа А и типа В.

    Личность типа А

    Личности типа А, кажется, обладают высокой мотивацией, нехваткой терпения, ощущают нехватку времени, очень торопятся и чувствуют, что всегда обременены работой. Таким людям трудно замедлиться и расслабиться. Люди с типом личности А более подвержены таким проблемам, как гипертония и ишемическая болезнь сердца (ИБС). Риск развития ИБС с типом личности А иногда даже выше, чем риск, вызванный высоким кровяным давлением, высоким уровнем холестерина или курением.

    Тип личности Б

    Противоположностью Типа А является личность Типа Б, которую можно понимать как отсутствие черт Типа А.

    Эта типология была расширена.

    Тип личности С

    Моррис предположил, что личность типа С склонна к раку. Люди, характеризующиеся этой личностью, склонны к сотрудничеству, ненапористы и терпеливы. Они подавляют свои негативные эмоции (например, гнев) и демонстрируют подчинение авторитету.

    Индивидуальность типа D

    Совсем недавно был предложен тип личности типа D, который характеризуется склонностью к депрессии.

    Индикатор типа Майерс-Бриггс

    Типология MBTI (Индикатор типа Майерс-Бриггс) — еще одна современная типология, основанная на теории типов личности Карла Юнга. Используя MBTI, индивидуальные предпочтения используются для оценки четырех аспектов личности:

    • E или I (экстраверсия-интроверсия),
    • S или N (чувство или интуиция),
    • T или F (Мышление-Чувство) и
    • J или P (Суждение-Восприятие).

    MBTI идентифицирует 16 типов личности на основе различий Юнга между E-I, S-N и T-F, а также на различии Изобель Майер между J-P. Различие J-P указывает на то, исходит ли ориентация человека на внешний мир от рациональной (суждения) или иррациональной (воспринимающей) функциональной пары.

    Если человек примет MBTI, он будет отнесен только к одному полюсу каждого измерения, и комбинация измерений определит, какой из шестнадцати типов лучше всего описывает его. Например, человек, получивший классификацию ESFP (Extraverted-Sensing-Feeling-Perception), будет характеризоваться как общительный, спокойный, принимающий, дружелюбный и будет считаться лучшим в ситуациях, требующих здравого смысла и практических навыков общения с людьми, а также с людьми. вещи.

    Майерс-Бриггс — очень хорошая система типов, потому что ее категории различны или прерывисты, а люди любого типа поддерживаются очень похожими друг на друга, что помогает отличить их от других типов. Критики MBTI заявляют, что, хотя четыре параметра являются информативными, людей следует описывать в соответствии с их фактическими оценками по каждому параметру, а не смешивать их по типам.

    Заключение:

    Типологии личности обычно очень привлекательны, но слишком упрощены. Поведение человека очень сложно и изменчиво. Отнести людей к определенному типу личности сложно. Люди не так точно вписываются в такие простые схемы категоризации.

    Теория черт личности

    Эти подходы объясняют личность с точки зрения черт, которые определяются как относительно стабильные и последовательные личностные характеристики . Основные характеристики черт включают:

    • Черты относительно стабильны во времени,
    • Как правило, они одинаковы в разных ситуациях, и
    • Их сильные стороны и комбинации различаются у разных людей, что приводит к индивидуальным различиям в характере.

    Теория признаков Олпорта

    Гордон Олпорт считается пионером подхода к изучению признаков. Он предположил, что люди обладают рядом черт, которые носят динамический характер. Они определяют поведение таким образом, что человек подходит к разным ситуациям с одинаковыми планами. Черты объединяют стимулы и реакции, которые иначе кажутся непохожими.

    Олпорт утверждал, что слова, которые люди используют для описания себя и других, служат основой для понимания человеческой личности. Он проанализировал слова английского языка, чтобы найти черты, которые описывают человека. Олпорт, основываясь на этом, разделил черты на 9 категорий.0219 кардинальные, центральные и вторичные .

    Кардинальные черты — это сильно обобщенные предрасположенности. Они указывают на цель, вокруг которой, кажется, вращается вся жизнь человека. Ненасилие Махатмы Ганди и гитлеровский нацизм — примеры кардинальных черт. Такие черты часто настолько прочно ассоциируются с именем человека, что из них вытекают такие черты идентичности, как «Гандианская» или «Гитлеровская» черта.

    Менее распространенные по своему действию, но все же довольно общие диспозиции называются центральные черты . Эти черты (например, теплота, искренность, усердие и т. д.) часто используются при написании отзыва или рекомендации о работе для человека.

    Наименее обобщенные характеристики человека называются вторичными чертами . Такие черты, как «любит манго» или «предпочитает этническую одежду», являются примерами вторичных черт.

    Хотя Олпорт признавал влияние ситуаций на поведение, он считал, что то, как человек реагирует на те или иные ситуации, зависит от его/ее черт, хотя люди, разделяющие одни и те же черты, могут выражать их по-разному. Олпорт считал черты больше похожими на промежуточные переменные, возникающие между стимульной ситуацией и реакцией человека. Это означало, что любое изменение черт вызовет разную реакцию на одну и ту же ситуацию.

    Подход Кеттелла на основе черт

    Рэймонд Кеттелл считал, что существует общая структура, по которой люди отличаются друг от друга. Эта структура может быть определена эмпирически. Он попытался определить основные черты из огромного множества описательных прилагательных, встречающихся в языке.

    Он применил статистический метод, называемый факторным анализом, чтобы обнаружить общие структуры. Он нашел 16 первичных или исходных признаков. Исходные черты стабильны и считаются строительными блоками личности. Помимо этого, есть также ряд поверхностных признаков, которые являются результатом взаимодействия исходных признаков. Кеттелл описал исходные черты с точки зрения противоположных тенденций.

    Он разработал тест под названием Опросник шестнадцати личностных факторов (16PF) для оценки личности. Этот тест широко используется психологами.

    Трехмерная теория Айзенка

    Х. Дж. Айзенк предположил, что личность можно свести к двум широким измерениям. Они имеют биологическую и генетическую основу. Каждое измерение включает в себя ряд конкретных черт. Вот эти параметры:

    Нейротизм против эмоциональной стабильности: Это относится к степени, в которой люди контролируют свои чувства. На одном полюсе измерения мы находим невротических людей. Они тревожны, капризны, обидчивы, беспокойны и быстро теряют контроль. На другом полюсе лежат люди спокойные, уравновешенные, надежные и сохраняющие контроль.

    Экстраверсия и интроверсия: Это относится к степени, в которой люди общительны или социально замкнуты. На одном полюсе находятся те, кто активен, общителен, импульсивен и ищет острых ощущений. На другом полюсе находятся люди пассивные, тихие, осторожные и сдержанные.

    В более поздней работе Айзенк предложил третье измерение, названное Психотик против Общительности , которое считается взаимодействующим с двумя другими измерениями, упомянутыми выше. Человек с высокими показателями психотизма, как правило, враждебен, эгоцентричен и антисоциален.

    Личностный опросник Айзенка – это тест, который используется для изучения этих аспектов личности.

    Пятифакторная теория личности

    0219 Пятифакторная модель (FFM) , также известная как Большая пятерка. Согласно этой модели существует пять широких личностных факторов, каждый из которых состоит из набора черт. Эти «Большие пять измерений личности», использующие имена, присвоенные MC Crae и Robert Costa : занятия. Напротив, те, кто набирает низкие баллы, негибкие.

  • Экстраверсия: Характеризует социально активных, напористых, общительных, разговорчивых и веселых людей. Напротив – люди застенчивые.
  • Доброжелательность: Этот фактор характеризует людей, которые готовы помочь, готовы к сотрудничеству, дружелюбны, заботливы и заботливы. Напротив, люди враждебные и эгоцентричные.
  • Невротизм: Люди с высокими баллами по этому фактору эмоционально нестабильны, тревожны, беспокойны, боязливы, огорчены, раздражительны и гипертоники. На противоположной стороне находятся люди, которые хорошо приспособлены.
  • Добросовестность: Те, кто набирает высокие баллы по этому фактору, ориентированы на достижения, надежны, ответственны, предусмотрительны, трудолюбивы и владеют собой. Напротив, люди импульсивны.
  • Эта пятифакторная модель представляет собой важную теоретическую разработку в области личности. Было обнаружено, что это полезно для понимания профиля личности людей в разных культурах. Хотя это согласуется с анализом личностных черт, обнаруженных в разных языках, оно также подтверждается исследованиями личности, проведенными с помощью различных методов. Следовательно, в настоящее время он считается наиболее многообещающим эмпирическим подходом к изучению личности.