25.Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.
Традиционные виды мышления
Наглядно-действенное — процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.
Наглядно-образное — процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).
Образно-ассоциативное — мышление с помощью образов и ассоциаций
Сценарийное — мышление образами и действиями, характерными для людей вообще или конкретных персонажей. Используется при написании сценариев, гда важно добиться жизненной правды, где важно ощущение «Верю — или не верю». Человек с развитым сценарийным мышлением, просто глядя на ситуацию и представляя ее возможные развороты, знает заранее: «Так пойдет, а так нет». Сценарийное мышление основывается на богатом жизненном опыте и внимательности к людям, но на вопрос: «Откуда вы все это знаете?» — развернутых ответов обычно не бывает: «Я это вижу, я это чувствую»
Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.
Рациональное и иррациональное мышление
Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.
Примитивное и развитое мышление
В развитом варианте мышление — это анализ, сопоставление, нахождение новых связей и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.
Развернутое и свернутое мышление: интуиция.
В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом — мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни — размышлением. Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.
Шаблонное и самостоятельное мышление
Шаблонное мышление — это не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит за рамки шаблонов и перестает быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное. Его основные разновидности — проектное и творческое мышление.
Автоматическое и управляемое мышление
Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека. Приятнее, когда человек все-таки сам управляет своим мышлением.
Творческое мышление
Творческое мышление — мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный и ценный результат.
Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
•Самостоятельность мышления,
•Гибкость мышления.
•Оперативность мышления.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии).
Индивидуальные особенности мышления и его основное качество
Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.
Индивидуальные особенности мышления
16.12.2011
Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.
Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.
Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.
Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.
Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов.
Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.
Быстрота мышления — способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.
В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное(творческое) и репродуктивное мышление.
Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека.
Ключевые слова: Индивидуальность, Мышление
Источник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Материалы по теме |
---|
Развитие мышления в филогенезе и онтогенезе Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова… |
Как мы думаем? Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007) |
Индивидуальные различия и развитие воображения Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Мышление, интеллект и их нарушения Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Понятия индивида, личности, индивидуальности Ефимова Н. С., Основы общей психологии |
Расстройства мышления Коркина М.В., Практикум по психиатрии |
Дивергентное мышление Богоявленская Д.Б., Психология одаренности |
Мотивация мыслительной деятельности … |
3.1 Типы мышления – Успех в колледже
Цели обучения
- Понимать, что существуют разные типы мышления.
- Определите, как каждый тип мышления способствует обучению.
В раздумьях | Что это включает в себя |
---|---|
1. Запоминание и припоминание | Извлечение или повторение информации или идей из памяти. Это первый и самый базовый навык мышления, который вы развиваете (начиная с раннего возраста с изучения цифр, букв и цветов). |
2. Понимание | Интерпретация, построение значения, вывод или объяснение материала из письменных, устных или графических источников. Чтение является наиболее распространенным навыком понимания; эти навыки развиваются, начиная с раннего образования. |
3. Подача заявления | Использование изученного материала или применение материала в новых ситуациях. Этот навык обычно используется, начиная со средней школы (в некоторых случаях раньше). |
4. Анализ | Разбивка материала или концепций на ключевые элементы и определение того, как части соотносятся друг с другом или с общей структурой или целью. Умственные действия, включенные в этот навык, включают изучение, противопоставление или дифференциацию, разделение, категоризацию, экспериментирование и вывод. Скорее всего, вы начали развивать этот навык в старшей школе (особенно на курсах естественных наук) и будете продолжать практиковать его в колледже. |
5. Оценка | Оценка, вынесение суждений и выводов на основе идей, информации или данных. Критика ценности и полезности материала. Этот навык охватывает большую часть того, что обычно называют критическим мышлением; этот навык будет часто применяться во время обучения в колледже и после него. Критическое мышление является первой темой этой главы. |
6. Создание | Соединение частей или реорганизация их новым способом, формой или продуктом. Этот процесс является наиболее сложной психической функцией. Этот навык поможет вам выделиться в колледже и пользуется большим спросом на рынке труда. Креативное мышление — вторая тема этой главы. |
Все эти мыслительные навыки важны для работы в колледже (а также для жизни в «реальном мире»). Вероятно, у вас уже есть большой опыт работы с навыками мышления более низкого уровня (желтая секция). Навыки среднего уровня — это навыки, с которыми вы будете много практиковаться в колледже, и, возможно, вы уже находитесь на пути к их освоению. Навыки мышления более высокого уровня (красная секция) являются наиболее требовательными, и вам нужно будет приложить целенаправленные усилия для их развития.
В этой книге мы даем советы, которые помогут вам развить мыслительные способности. Вы прочитали о цикле обучения и важности применения ваших знаний. Вы узнаете советы для , запоминая информацию из своих заметок и занятий. Подготовка к уроку требует от вас анализа того, что вы знаете и что вам нужно выучить. Разделы по аудированию и чтению помогут вам развить навыки понимания . Ищите эти советы и практикуйте их.
В этой главе мы сосредоточимся на критическом мышлении (оценке) и творческом мышлении. Они заслуживают особого внимания, потому что они, вероятно, будут навыками, с которыми вы будете меньше всего практиковаться. Это навыки, наиболее полезные для успеха в колледже и в «реальной жизни». Креативное мышление поможет найти возможные решения проблем и новые идеи. Критическое мышление поможет вам решить, какие из этих идей наиболее ценны и заслуживают реализации.
Ключевые выводы
- Мы используем разные типы мыслительных навыков для удовлетворения различных потребностей, и эти навыки классифицируются в таксономии Блума.
- С детства вы используете множество мыслительных навыков.
- Два очень важных навыка мышления, которые вам необходимо развить для достижения успеха в колледже и в жизни, — это критическое (или оценочное) мышление и творческое мышление.
Андерсон, Л. В., и Дэвид Р. Кратвол, ред., Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума (Бостон, Массачусетс: Allyn & Bacon, 2001).
Стили мышления
Стили мышления | ||
Стиль мышления – характерный способ обработки информации. Это включает в себя то, как человек приобретает знания, организует мысли, формирует взгляды и мнения, применяет личные ценности, решает проблемы, принимает решения, планирует и выражает себя другим. Исследователи выделили пять различных стилей мышления. Обычно люди отдают предпочтение одному из стилей. Вот краткое описание каждого из пяти стилей. 1) Синтезисты: это может быть ваш стиль мышления, если вы
2) Идеалисты: Это может быть ваш стиль мышления, если вы
3) Прагматики: это может быть ваш стиль мышления, если вы
4) Аналитики: это может быть ваш стиль мышления, если вы
5) Реалисты: это может быть ваш стиль мышления, если вы
|