Типы матерей – 13 разных типов — www.wday.ru

Содержание

Типы матерей согласно разным стилям воспитания

Трудно переоценить значение мамы в жизни ребенка и его воспитании, ведь она проводит большую часть времени рядом с ним и знает его, как никто другой. Каждая мать уникальна по-своему и использует свои, выработанные с годами, принципы воспитания. Нередко это выливается в соперничество с другими родителями, где каждый, порой неосознанно, начинает сравнивать свои подходы с чужими. Многие мамы нередко задаются вопросом о том, насколько хорошо они справляются со своей ролью и не допускают ли серьезных промахов.

Несмотря на индивидуальные особенности каждой семьи, из всего многообразия поведений матерей можно выделить несколько типов, черты которых общие для всех. Принимать эту классификацию как единственно верную нельзя, но с ее помощью можно лучше понять себя и открыть новые способы взаимодействия с детьми.

Строгая, «крутая» и мотивирующая мать

Строгая мать при взгляде со стороны может показаться излишне авторитарной и склонной к доминированию. Но при близком рассмотрении становится понятно, что ее основной задачей стоит прививание строгой дисциплины и принципов самообслуживания малышу. Она стремится привить ему самостоятельность с самого детства, тогда как другие родители могут относиться к этой ситуации значительно легче. У ребенка определен строгий распорядок дня: приемы пищи, отход ко сну, период дневного сна, развивающие занятия выполняются в строгой определенности ежедневно. Дети учатся правильно вести себя за столом, отвечать за проступки, быть пунктуальными и ответственными. Все эти навыки осваиваются в дошкольном возрасте и неукоснительно соблюдаются в дальнейшем.

Для постороннего человека подобная строгость может казаться излишней, но нередко мама может смягчать свои правила, если того требуют обстоятельства. Она всегда внимательно следит за окружением своего ребенка и часто восхищается малышом за проявленное усердие. Если строгость такой мамы не перерастает в жестокость и завышенные требования, то четкий распорядок жизни становится большим подспорьем для малышей в дальнейшем: они проще привыкают к посещению садика, более усидчивы на занятиях.

«Крутая» мама противоположна строгому типу. Она сама во многом похожа на подростка, и ей не чужды их идеи и развлечения. В детской компании она ощущает себя легко и весело, любит проводить время в кафе и на концертах. Она с удовольствием играет с ребенком в игровой комнате; легко разбирается в современных гаджетах и часто их использует. Даже в одежде она предпочитает молодежный стиль; в общении со своим ребенком обычно устанавливает дружеский тон, который располагает к доверию.

Негативными проявлениями этого типа можно назвать нечувствительность к границам. Незрелое и смешливое поведение, отсутствие авторитета, нарушение распорядка, ненормированные приемы пищи — все это негативно отражается на ребенке, который должен испытывать чувство защищенности и уверенности рядом с матерью. Вместо надежного и умного родителя ребенок видит рядом ровесника, которому можно рассказать секрет, но нельзя доверить разрешение проблемы. Поэтому матерям подобного типа необходимо правильно расставлять границы, чтобы дальнейшее воспитание детей строилось не только на вседозволенности и потакании желаниям малыша.

Мама-мотиватор всегда находится в курсе дел своего ребенка и присутствует даже на самых малозначимых событиях его жизни. Она обязательно посетит выступление детей в школьном кружке, поможет подготовить поделку для дополнительных занятий и выучит стих вместе с ребенком для урока литературы. В случае несправедливых решений она не побоится вступить в спор с другими людьми и всегда встанет на сторону малыша. И даже в случае проигрыша она всегда подбодрит его и поддержит утешающими словами или интересными занятиями, мотивируя на дальнейшие свершения.

Обратной стороной мотивирующей матери выступают завышенные ожидания по отношению к детям. Нередко в стремлении реализовать свои собственные амбиции она утрачивает связь с ребенком и забывает о его желаниях. Поэтому мамам такого типа рекомендуется обращать внимание на мечты самих малышей и поддерживать их в том, чем они действительно хотят заниматься.

Воспитание детей мамами ленивого и неопрятного типа


Не все типы мам имеют позитивную окраску, встречаются и такие, где преобладают негативные черты. Например, ленивая мать: она, безусловно, любит своих детей, но ей очень трудно оторваться от телевизора и социальных сетей, чтобы сделать для них что-нибудь. Она может часами смотреть сериалы, вместо того чтобы заняться уроками вместе с детьми, поиграть или почитать с ними. Вместо приготовления полноценного обеда она может ограничиться заказом пиццы или приготовлением бутербродов. В рационе присутствует большое количество полуфабрикатов и замороженной продукции.

При обнаружении схожих черт у себя или знакомой, не следует делать однозначные выводы о лености и запущенности подобного типа. Нередки случаи, когда такое поведение оказывается симптомом послеродовой депрессии или сильной усталости, когда забота о воспитании детей ложится полностью на нее одну. Лучшим выходом в этой ситуации станет анализ причин поведения и работа с соответствующим специалистом.

Еще один тип, встречающийся достаточно часто, — это неопрятная мать. В ее доме редко царит порядок, а в одежде детей и своей собственной могут присутствовать несочетаемые элементы, несвежесть и посторонние пятна. Нередко происходят неловкие случаи: она может случайно прожечь одежду утюгом, забыть выключить газ, не почистить обувь или ходить в одних и тех же вещах, не меняя их несколько дней. Объяснением такого поведения обычно является нерасторопность и отсутствие правильной организации дня. Женщины подобного типа редко ставят чистоту и порядок в доме в приоритет — для них более важным является общение со своими детьми, личные хобби или работа.

Воспитание детей чувствительными и «природными» матерями


Дети чувствительной мамы знают, что она всегда готова обнять, пожалеть и выслушать их, независимо от времени суток и масштабов проблемы. Она готова поддержать расстроенного малыша, развеять его страхи и сомнения, настроить на дальнейшие успехи. Для женщин такого типа важен тактильный контакт с ребенком: они часто целуют и обнимают его. Негативной стороной такого типа является неумение проявлять строгость в ситуациях, когда требуется проявить настойчивость и жесткость. Воспитание детей в таком стиле помогает растить добрых и чутких людей, но совершенно не способствует созданию чувства безопасности в семье. Ребенку нередко приходится брать на себя роль взрослого и проявлять несвойственную ему рассудительность и ответственность.

«Природная» мать сосредотачивает свое внимание на всем естественном, избегая навязываемых маркетингом синтетических товаров и услуг. Она стремится растить детей в гармонии с природой, жить в доме за городом, употреблять натуральные продукты и пользоваться рецептами народной медицины. Многие мамы пропагандируют вегетарианство и веганство и приучают к этому своих детей.

Обратная сторона этого позитивного стремления бывает гораздо опаснее, чем отсутствие границ или строгость к детям. В попытке уберечь малышей от синтетических продуктов, мамы могут зайти слишком далеко: отказ от лекарств в случае серьезной болезни, попытки приучать к сыроедению совсем маленьких детей, отказ от посещения детских садов, а иногда и школ. Все это может серьезно навредить ребенку и привести к печальным последствием. Матерям такого типа крайне важно соблюдать баланс и учитывать все последствия принимаемых решений.

Перечисленные типы материнства не обязательно встречаются в чистом виде: в одном человеке могут присутствовать различные их черты. Важной задачей каждой мамы является необходимость прислушиваться к желаниям и потребностям ребенка, не переходя личные границы.

medaboutme.ru

Байкалова А.А. Психологические типы матерей и их роль в формировании личности своего ребенка

Байкалова Анна Александровна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Baikalova Anna Aleksandrovna
Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev

Библиографическая ссылка на статью:
Байкалова А.А. Психологические типы матерей и их роль в формировании личности своего ребенка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/70833 (дата обращения: 25.03.2019).

Современное общество переживает кризис не только социально-экономический, политический, но ценностно-нравственный. Жизненные установки дестабилизированы. Приоритеты расставляются не в сторону духовных ценностей, а в пользу материальной стабильности.

Научно-технический прогресс, который идет семимильными шагами по миру и цель его упрощение жизненной рутины человека, оказывает влияние как на общество в целом, так и на женщин в частности. Многие традиции утрачиваются, стереотипы уходят в небытие. Крах старых моделей взаимоотношений в семье, поиск современных ценностных ориентиров находит отклик в формировании не только личности подростка, но и в формировании его социальных ролей. Особенно актуально это для девушек-подростков. Ведь девушка это будущая мать, это здоровое поколение и, как следствие, здоровое будущее.

Подростковый возраст для девушки уже, по сути, является кризисным, но и этот непростой период можно усложнить. Девушка должна всего лишь забеременеть и стать матерью.

Исторически подростковая беременность не всегда была социальной проблемой. Вплоть до 18-19 веков средняя продолжительность жизни составляла примерно 40 лет, что вполне объяснимо высоким количеством сражений, низким медицинским обслуживанием, низким уровнем жизни. Поэтому девушки выходили замуж в 14-16 лет, чтобы успеть родить и воспитать детей. Однако очень многие девушки во время вынашивания беременности или тяжелого родоразрешения умирали. Но даже в столь юном возрасте девушка психологически была готова к замужеству, рождению детей и их воспитанию.

Испокон веку женщине в быту отводилась весомая роль, она была хранительницей очага, она воспитывала детей и передавала традиции домоводства дочерям, а мужчине отводилась роль добытчика. В 21 веке ценностные ориентации получили новые векторы: феминизм достиг пика. Женщины владеют рядом мужских профессий, служат в армии, водят самолеты и т.д. Однако оборотной медалью такого прогресса  общество получило снижение женского участия в семье, в воспитании детей. Все чаще женщины-матери  перекладывают ответственность за воспитание своих детей на учебные заведения. Другое негативное последствие феминизма это частота разводов, частота девиантной беременности, увеличение числа матерей-одиночек.

Воспитать девочку в 21 веке одна из сложнейших задач. Перед родителями и педагогами возникает дилемма:  на что ориентировать девочку. Формировать ли в ней женственность, нежность и мягкость, чтобы девушка была отзывчивой и внимательной к своим детям  матерью. И тут же возникает вопрос профессионального роста. Ведь современный рынок труда приветствует напористых, коммуникабельных девушек с задатками лидера.

Современная социализация в социальных сетях, интернет, средства массовой информации пропагандируют половые отношения и маргинальность общественной среды.

А. Болдин выделил два стиля воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль воспитания подразумевает под собой высокий уровень вербального общения между родителями и детьми. Члены семьи включены в семейные успехи и проблемы. Родители нацелены на успешность своих детей и всегда готовы прийти на помощь.

Контролирующий стиль предполагает ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий. К ребенку зачастую с малого возраста предъявляются жесткие требования, которые в дальнейшем принимаются ребенком как должное, справедливое и обоснованное.

            Однако в воспитании детей огромную роль играют матери. В психологии выделяю пять типов матерей.

  • Мать-призрак это отсутствующая мать. Она закрыта от своего ребенка. Ребенок не чувствует ни любви, ни заботы. Мать не демонстрирует пример детско-родительских взаимоотношений. Ребенок не учиться от своей матери открытости и близости с другим человеком.
  • Мать – фарфоровая кукла не готова сама быть взрослой, не то, чтобы воспитывать детей. Проблемы, эмоции, неприятности ее ребенка погружают саму маму в уныние, страх, панику. Однако эти негативные эмоции не мешают ей любить своего ребенка, но и нести ответственность за него она не в состоянии. Она не умеет устанавливать границы, контролировать себя и свое окружение.
  • Властная мать это мать, которая устанавливает тотальный контроль за своим ребенком. Она не приветствует в своем чаде самостоятельности, самоидентификации и ответственности.
  • Мать — «Охотница за скальпами» желает воспитать абсолютно идеального ребенка. Она не допускает проявления слабости, стыда, чувства вины у своего ребенка. У такой матери ребенок это ее личное создание, которым она гордится, причем мнение ребенка ею никогда не учитывается.
  • Мать — «Босс» подрывает способность ребенка стать независимым, нормально функционирующим взрослым человеком. Такая мать воздвигает себя в ранг авторитета в семье, где ребенок должен ей подчиняться. Мать устанавливает дома правила проживания и требует четкого выполнения ею поставленных границ и рамок.

Исследования, проводимые в КТПС, в котором приняли участие 40 девушек, выявили, что 49% из них проживают в неполной семье и воспитываются только мамами. 64% опрошенных ответили, что существует масса ограничений в поведении. Однако, если возникает сложная ситуация или необходима помощь, девушки в 80% случаях обращаются за помощью к родителям. Причем, никто из опрошенных девушек не ответил, что готовы за помощью обратиться к преподавателям. Что касается личной жизни девушек, то 58% из опрошенных признались, что у них есть молодой человек, однако они не считают эти отношения стабильными и постоянными. А первая половая близость в возрасте с 16-18 лет наступила у 26 девушек, и большинство из них это девушки, которые воспитываются только мамой.

Исследования показали, что большинство девушек, которые вступают в ранние половые отношения, воспитываются только мамами. Следовательно, необходимо понять, чем мотивированы одинокие мамы в процессе воспитания детей.

Мягкова М.А. в научной статье «Психологические типы одиноких матерей» выделила три типа матерей-одиночек:

  • Позитивная мать высоко оценивает свои личные качества родителя, не испытывает негативных эмоций к отцу ребенка. Ребенок же ею принимается как должное со всеми положительными и отрицательными сторонами. Для них воспитание ребенка является одной из главных целей в жизни.
  • Сознательная мать обладает высокой степенью понимания своего положения и ценностью семейных ценностей. Такая мама с рождения планировала создание семьи и рождение ребенка. Отношение к материнству позитивно. У нее развито представление о родительской любви, способах и возможностях ее проявления.
  • Традиционная мать воспитывает своего ребенка исходя из общепринятых норм и правил воспитания. Такая мать не обладает четко сформированным представлением о материнской любви, о формах ее проявления, о запретах для ребенка. Как себя, так и отца ребенка, такая мать воспринимает негативно. Существующие запреты ребенок легко нарушает, зная, что отчитываться перед мамой все равно не придется, поскольку ему фактически все позволено.

Следовательно мама, воспитывающаяя свою дочь одна, не может в комплексе сформировать представление о полноценных семейных отношениях и трудностях, которые могут возникнуть в период половых взаимоотношений.

Подводя итог можно сказать, что воспитание девочки-подростка ответственное мероприятие, требующее комплексного подхода как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Для того, чтобы снизить подростковую беременность надо донести до девушки, что материнство это самопожертвование. Женщина приносит в жертву здоровье, образование, карьеру, личное время и интересы. Для того, чтобы понимать, что рискует потерять молодая девушка, вступая в половые отношения, она должна иметь представление об ответственности, а чтобы добиться успеха в этом направлении, необходимо найти средства для формирования этой самой материнской ответственности.


Библиографический список
  1. Г. Клауд и Дж. Таунсенд. «Фактор матери». -Христианское издательство «Триада», 2007
  2. Г.Г. Филиппова. «Психология материнства. Учебное пособие». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  3. http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-tipy-odinokih-materey#ixzz4IbFcoKjq


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Байкалова Анна Александровна»

web.snauka.ru

Типы матерей

«Мать по призванию». У такой матери на первом месте всегда дети. Она готовит, наводит чистоту и порядок — все это ради детей.

«Мать, для которой дети — куклы». Такая мать любит детей, лелеет их, пока они маленькие и беспомощные. Когда же дети вырастают, она больше не уделяет им своего с любовью направленного внимания. Она отстраняется от них.

«Жертвенная мать». Такая мать отдает все силы тщательному воспитанию детей. Она придает особое значение тому, чтобы быть хорошей хозяйкой. Она самозабвенно жертвует своей свободой и временем. Эти жертвы для нее — счастье, и она пренебрегает собственными интересами. С годами у нее развивается потребность в благодарности со стороны детей.

«Боязливая мать». Она старается устранить все трудности и опасности в жизни детей. Во всем она видит опасности, только все плохое, отрицательное. Она постоянно сверх меры озабочена.

«Чужая мать». Эта мать не показывает своим детям, что она их любит. Она законсервировала свою любовь, часто она тайком целует своих детей, когда они спят. Ее стиль воспитания точный и «доведенный до совершенства».

«Ходячая энциклопедия». Эта мать смотрит на воспитание детей как на свой долг. Она действует по плану и по книгам, очень педантична, у нее не остается места для естественной ласки и любви.

«Ревнивая мать». Когда дети начинают чувствовать себя самостоятельными и освобождаются от родительской опеки, то такая мать теряет свое спокойствие. Ей уже кажется, что она лишняя, никому не нужна, и упрекает своих детей в неблагодарности. Она пытается укрепить свою позицию тем, что все еще критикует своих детей, хотя они уже давно стали взрослыми. Она осуждает в своих детях решительно все: как они одеваются, как они выглядят, какие у них друзья, как они ведут хозяйство.

«Мать-товарищ». Она друг и товарищ своих детей, она полная противоположность «чужой матери». Она исполняет все желания и нужды своих детей, полностью отождествляет себя с ними и не может сказать «нет». Она откладывает воспитание «на потом».

«Временная мать». Из-за занятости по работе и других забот воспитание детей заброшено. Она пытается восполнять эти пробелы, когда приходит вечером домой. Тогда она осыпает детей ласками и игрушками.

Наш опыт убеждает нас в том, что все эти типы в свою очередь являются результатом различных воспитательных ситуаций с их различными стилями воспитания. Так, перечисленные выше типы матерей можно следующим образом свести к трем формам воспитания.

www.baby.ru

Деструктивные типы матерей — «Материнство

Известные психологи из Калифорнии Г. Клауд и Д.Таунсенд, опираясь на свой практический опыт, определили несколько деструктивных типов матерей и описали их влияние на последующую жизнь человека. Они дали определение категорий матерей, их особенностей во взаимоотношений с детьми, указали на возможные пути избавления из плена образа матери, которая по ряду личных причин не имела возможности подарить безусловную любовь и тепло ребенку.

Вот эти 6 основных типов:
— мать – «призрак»
— мать – «фарфоровая кукла»
— властная мать
— мать — «охотница за скальпами»
— мать – «босс»
— мать – «наседка»

Мать – «призрак»

Это в большей части жизни физически и морально отсутствующая мать. Нельзя сказать, что она дурно обращается с ребенком, но она полностью закрыта для чувств малыша и взрослеющего ребенка. Данный тип матерей не имеет способности установить эмоциональную связь с ребенком, но при этом не проявляет жестокость. Чертами данного типажа матерей можно еще назвать:
— использовать скрытое насилие, уничтожать любую возможность контакта;
— контроль эмоций своего ребенка и тем самым не допущение установление тесной связи с ним;
— заслонять своими требованиями подлинное «я» ребенка;
— надолго оставлять ребенка в одиночестве, в таком состоянии ребенок утрачивает способность доверять кому-либо;
— испытывать личные трудности, которыми поглощена, и поэтому не обращать внимание на потребности малыша;
— вести себя так, что дети не могут ничем поделиться с ней, боясь огорчить или рассердить мать.
Итог, ребенок не может и не имеет возможности установить эмоциональную связь с матерью, которая бы обеспечила ему запас душевных сил, необходимый для дальнейших отношений с людьми.

Мать – «фарфоровая кукла»

Не в состоянии справиться с неприятной или напряженной ситуацией. Она не умеет устанавливать границы, владеть собой и своим окружением, не готова иметь дело со взрослым миром. В поведение это проявляется истериками, воплями и криком. Проблемы ребенка подавляют ее, захлестывают точно так же как и собственные.
Если ребенок выражает какие-нибудь сильные чувства, данный тип матерей мгновенно пасует перед малышом, его паникой, яростью, печалью или страхом. Сила чувства ребенка пугает ее, она не знает, как с этим быть и что делать. Как следствие у нее вырастают дети эмоционально неуравновешенные и не имеющие достойного опыта владеть своим внутренним миром.

Властная мать

Не поощряет самостоятельность, самоидентификацию и ответственность ребенка. Дети, которые выросли рядом с властной матерью, испытывают трудности во взрослой жизни. Они не способны говорить «нет», когда этого желают. Контроль властной матери способен задушить стремление человека к свободе. Контроль матери нередко передается и детям. Чувство сверхконтроля над всем мешает человеку испытать радость бытия и делает его невыносимым для окружающих.
Властные матери выпускают в жизнь созависимых детей, которые не в состоянии самостоятельно решать личные проблемы и выходить из жизненных трудностей.
Во взрослой жизни люди, которые были рядом с властной матерью, страдают неорганизованностью, им трудно быть самодисциплинированными и как следствие, они безответственны, с ними трудно поддерживать профессиональные связи.

Мать — «охотница за скальпами»

Воспитывает в своих детях огромное чувство вины за любое спотыкание или ошибку. Она учит что, все должно выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Заставляет своих детей восхищаться собой любыми доступными ей способами. Дети, которые выросли рядом с такой матерью, страдают перфекционизмом, следуют путем утаивания ошибок и не признают свои промахи. Мать такого типа запрещает своим детям проявлять свои таланты и склонности, приучает их прятаться от других — «не высовываться». Многие дети у таких матерей становятся алко- или нарко- зависимыми, в избыточной мере живут в тревоге, стыде и испытывают огромное чувство вины.

Мать – «босс»

Ребенок такой матери не может стать равным среди равных. Ему трудно общаться, находить личные темы для дружеских бесед, представлять себя среди людей. Взрослому матери «босса» постоянно кажется, что он ниже других, он не в состоянии принимать взвешенные компетентные решения. Он печется о том, чтобы не вызвать раздражение в окружающих. Он страшится неодобрения больше всего на свете. Распространенные психологические проблемы детей матерей — «босс»:
— неспособность быть взрослым в мире взрослых требований;
— подавление страха и сексуальных потребностей;
— страдание из неудачных попыток угодить всем.

Мать – «наседка»

Это сверхзаботливая мать. Она любит, согревает теплом, кормит и ходит на цыпочках за своим чадом, укрывает его абсолютно от всех видимых и мнимых невзгод и опасностей. Мать не способна перестать это делать даже тогда, когда сын или дочь уже стали взрослыми и не нуждается в ее заботе и скрупулезном уходе.
(c)

materinstvo.livejournal.com

Типы матерей и последствия их воспитания.

Типы матерей и последствия их воспитания.

Часть первая

Не секрет, что идеальные родители, да и идеальные дети встречаются крайне редко, а процесс воспитания, согласитесь, не из легких. Все родители делают ошибки, а все почему?
Потому что чаще всего родителями становятся люди в достаточно молодом возрасте, у них нет опыта и зачастую они сами еще немного дети, которые пока не нашли свой собственный стиль жизни, которым тяжело отказаться от собственных желаний и удовольствий в пользу родного человека, а именно ребенка. Время идет, и если родители в процессе воспитания не учатся на собственных ошибках, то это приводит к еще большим трудностям. И тогда нередко слышишь от родителей, как они отзываются о своих детях: «Это невыносимый ребенок! Какой трудный ребенок. И где он этого всего нахватался, с ним невозможно нормально общаться! Ужас, это какой-то ужас». Конечно, это далеко не весь арсенал родительских, а по большей части материнских сетований. Да, именно материнских, потому что по мать проводит с ребенком большую часть времени с момента рождения и именно мать зачастую в большей мере задействована в процессе воспитания.

Если вы считаете трудным и проблемным своего ребенка, то вам следует хорошо взглянуть на себя самих, просто приглядитесь к тому, как Вы сами общаетесь с ребенком, в какой обстановке он живет? Может быть ему трудно, сложно с вами. Может быть, ему тяжело самому выносить ваш характер. А когда вы говорите, что у него трудный характер, вспомните о том, что это Вы его им наградили, отчасти — это ваше отражение. И ребенку, когда его характер схож с вашим, далеко не просто с вами взаимодействовать. Если вы будете периодически смотреть на себя со стороны, стараться увидеть себя и свое поведениями глазами ребенка, то вам будет немного легче его воспитывать, да и общаться с другими людьми тоже. Когда вы начнете прислушиваться к мнению окружающих на ваш счет (естественно, если это мнение объективно), то у вас будет складываться иное представление о себе.

Итак, еще раз повторюсь, если вы считаете своего ребенка сложным, трудным, значит и ему с вами не так-то и просто, особенно если вы схожи друг с другом характерами.

А теперь давайте поговорим о том, как тот или иной тип матери, ее особенности характера влияют на то, каким вырастет ребенок, какими ориентирам он будет следовать по жизни, потому что именно мать находится с ребенком по большей части и оказывает на развитие его привычек решающую роль. А посеешь привычку – пожнешь характер.

Мамы бывают разными: чрезмерно опекающими, желающими сделать для ребенка все, что он пожелает, потакающие мамы, истеричные мамы, манипулирующие, злые мамы, мамы много работающие и не успевающие воспитывать детей и т. д.

Начнем, пожалуй, с амбициозных матерей. Кто они такие? Такие мамы искренне желают, чтобы у их ребенка все было самое лучшее, он был успешным, образованным, обеспеченным, многого достиг в жизни. Это само по себе неплохо, вот только они склонным перебарщивать.

Одни амбициозные матери стараются, чтобы их ребенок учился в самой лучшей престижной школе, университете, а за границей так это еще лучше; хотят, чтобы их ребенок в будущем был богат, обеспечен, знаменит, в общем, чтобы у него было все, считая, что это обеспечит ему счастье и полноту жизни. Они отдают детей во всевозможные школы иностранных языков, кружки, секции, музыкальные школы и, как вы можете догадаться, реальные желания, интересы и потребности ребенка такие мамы игнорируют полностью. Да, они стараются сделать все, чтобы их ребенок был счастлив, но только на их лад, без учета мнения и потребностей ребенка.

Другие же мамы с непомерными амбициями выставляют свое чадо на показ: для них ребенок сродни вещи, как бы это жутко не звучало. Такие мамам необходимо хвастаться достижениями своего сына или дочери: «Ах, мой сынок — будущий великий математик, а как он великолепно декламирует Шекспира в оригинале, а еще он замечательно танцует и играет на контрабасе». Для такой матери ребенок, как уникальная игрушка, и, в этом случае, интересы ребенка ее тоже занимают в последнюю очередь.

А теперь представьте, каково ребенку жить в такой обстановке долженствования, когда он должен делать то, что от него ожидают родители, мать, должен быть таким, каким желают видеть его родители, должен отказаться от себя и своих желаний, во имя их родительской любви? Это огромный стресс для ребенка соответствовать всем заявленным маминым «Хочу, что бы ты…». Не лучше ли дать ребенку возможность самому решать, что ему интересно, а что нет. При этом никто не отрицает того, что ребенка не стоит отдавать в различные секции, напротив, развивайте ребенка, но учитывайте его способности, склонности, интересы. Все обучение должно быть интересным, должно радовать ребенка, раскрывать и развивать его возможности и при этом не нужно стараться внушать ему, чтобы он везде обязательно был лучшим, первым, иначе он вполне вероятно начнет гоняться за этим первенством, а не получать удовлетворение и удовольствие от самого процесса познания.

Итак, как же чрезмерные амбиции матерей могут отразиться на ребенке, его поведении. В первую очередь, это может вылиться в протест ребенка. Все, что ему навязывается матерью, он выполняет без особого желания и энтузиазма, делает кое-как, особенно, если это мальчик. Попробуйте вспомнить себя в те моменты, когда вместо того, чтобы делать то, что вам, действительно, по душе, вас тащили силком в секцию гимнастики и плавания, а вам это не нравилось. Вы не настолько гибки и быстры, да и вообще вы любите рисовать и вышивать. Что в таком случае может сделать ребенок? – ходить в секции абы как, прогуливать, лгать родителям, а могут дети и посещать злосчастные кружки, только вот чувствовать себя не лучшим образом. А все потому что, он выполняет чужую программу, но не свою. Мальчики, которых воспитывают амбициозные матери, могут часто срываться, грубить, скандалить, могут демонстрировать чрезмерное упрямство и тогда стоит задуматься над тем, а не слишком ли вы давите на ребенка, не заключили ли вы его в тески своего «Хочу … и ты должен», а может быть, стоит ему дать больше свободы выбора? Ведь лучше всего, если во всем соблюдать меру.

Автор: Пячките Дарья

psyconst.ru

классификация, отношение к воспитанию детей и мнения психологов

В зависимости от нашей индивидуальности, воспитания, ценностей и жизненного опыта мы по-разному подходим к роли матери. Каждая из нас имеет свою стратегию поведения в разных ситуациях. Мам можно разделить на множество типов: типы мам в отношении образования, в отношении к болезням любимого чада, их даже можно разделить на подтипы и преподнести в шуточном виде, как, например, мама-прапорщик, мама-удав, мама-всезнайка, мама-паникер или мама-демократ. Прозвища говорят сами за себя. Одних только типов мам на детской площадке можно насчитать больше десятка. Это и мамы-надзирательницы, и мамы-подстрекательницы, мамы-ребенок, спринтер, бизнес-леди, папарацци и множество других. А вы думали, мамы делятся на 2 типа, не больше? Как насчет вас? К какому отнесете себя?

Рассмотрим пять самых узнаваемых типов мам. Очевидно, их гораздо больше, но и описанные здесь охватят огромное количество родителей.

Если в одном из этих пяти портретов вы узнаете себя или вы отклонились от нормального пути воспитания детей из-за каких–либо жизненных обстоятельств (как активная работа, например), советы психологов, данные в этой статье, помогут вам исправить курс. Здесь мы рассмотрим пять типов родительского воспитания, о которых вы, возможно, слышали в последнее время, и рассмотрим здравые, суровые и практичные аспекты каждого из них. Эти психологические портреты могут вполне быть применимы к разделению на типы и мам, и отцов.

Мама-драма

«Отчаянные домохозяйки», подвиньтесь, ведь жизнь этой мамы — мыльная опера! Обеспокоенная тем, что эмоциональные опасности повсюду подстерегают ее ребенка, она следит за динамикой игр, анализирует списки гостей на вечеринках по случаю дня рождения и проверяет каждый пост в Instagram в поисках проблем. Мелочь, незначительный сбой в мире ее ребенка — землетрясение в ней. Она относится к тем типам мам, когда ребенок заболел или плохо спит, то мать готова призвать к себе шаманов, целителей энергии и местную психиатрию.

В чем ее сила? Мама-драма знает, что происходит с ее детьми, с кем они проводят время, это повышает их безопасность, которая особенно необходима в подростковом возрасте. Ее дети тоже уверены, что могут доверять маме, если у них что-то пойдет не так.

Что она упускает? Она настраивает своих детей на чрезмерную реакцию на то, что им нужно просто отпустить. Это может породить у ребенка склонность к драматизации или, наоборот, развить у него скрытность. Дети, которые находятся под «микроскопом», могут лгать и скрывать многое за спиной у родителей.

Как исправить ошибки драматичным мамам

Реальность такова, что наши дети будут любимы одними людьми и не замечены другими — это жизнь. Когда мама слишком эмоционально связана со всем, что происходит в жизни ребенка, отказ от ее активного участия в жизни сына или дочери воспринимается ею чересчур болезненно.

Что можно сделать? Следите за погодой в социальной жизни ваших детей. Знайте их пароли в социальных сетях и время от времени заглядывайте, чтобы убедиться, что они посещают безопасные места и переписываются с известными вам друзьями. Но если вы изучаете каждый пост или даже комментируете, прекратите! Очень важно, чтобы вы позволили своему ребенку занять свое место в жизни. Найдите другие социальные сети лично для себя и способы развлечься самой.

Мама-воспитательница

Она относится к тем типам мам, которые считают, что этот мир создан лишь для ее ребенка, а все остальные просто живут в нем. Она редко закончит предложение в беседе с другим взрослым, не прервавшись, чтоб рассказать ему о жизни своего ребенка в стиле документального фильма. Малышу может потребоваться простая смена подгузника наедине с мамой, но вместо простого «пит-стопа» она будет пытаться обсудить с ним его потребность, привить ему ранние навыки самостоятельности, вплоть до оскорблений его мини-достоинства. Самоуверенная мама-воспитательница просто говорит «нет» пустому времяпровождению, телевидению, вредным сосискам и потаканию в магазине игрушек. Мигающие огонечки могут испортить его молодой разум!

В чем ее сила? Инстинкты мамы-воспитательницы находятся на правильном пути: разумно ограничить время просмотра, обеспечить здоровую пищу и дать детям свободу открывать свой мир.

Что она упускает? Возможно, она чувствует себя виноватой за часы, проведенные вдали от своего ребенка (ведь она должна работать, чтоб быть примером) и оказывает давление на себя, чтобы быть идеальной дома. Но если вы внушаете своему ребенку, что мир вращается вокруг него, вы можете развить в нем нарциссизм.

Что изменить в себе маме-воспитателю

Демократия не работает в семье потому, что у ребенка нет мудрости или зрелости, чтобы иметь равное со взрослыми право голоса. Детям нужны границы. Они беспокоятся, когда их нет. Но это не значит, что молодые мозги не могут усвоить важные уроки. Если вы тверды в своем требовании – «время для чистого подгузника!» — вы демонстрируете не только правильную гигиену. Вы помогаете своему ребенку научиться откладывать на время развлечения и даже терпеть разочарование — два важнейших жизненных навыка. Время игры возвращается после того, как «работа» по приведению себя в порядок, завершена.

Мама-мученица

Она из того типа мам, которые поглощены материнством, работой, отношениями с супругом, образовательной программой. Ее календарь забит обязательствами, вписанными мелким шрифтом. Она выглядит нечесаной из-за рваной челки, которую подровняла сама, натягивая на ходу растянутые лосины для йоги. Но быстро объясняет всем, что на самом деле она не занимается йогой. Ни времени, ни жизни — эти дети (с хриплым, обиженным вздохом). Нет ничего более удовлетворительного для нее, чем когда кто-то ей говорит: «Я не понимаю, как вы все это успеваете!»

В чем ее сила? Она кремень, человек, который пройдет нужный курс обучения, если вдруг понадобится пилот, поможет по хозяйству соседу со сломанным бедром и своему рабочему коллективу во время кризиса. Ее дети видят в маме надежность и заботу о других.

Что она упускает? Мамочка-мученица слишком часто играет вторую скрипку в своей жизни. Она слишком окунается в окружающие проблемы, что мешает ей внести в собственную жизнь необходимые перемены. Кроме того, клеймо мученика — это не весело. Другие мамы ее не уважают потому, что она сама не проявляет уважения к себе. Этот тип заботливых мам показывает детям, что мамы не пекутся о себе, а лишь о других. И это ощущение останется с ними, когда они сами станут родителями.

Как перестать быть мамой-мученицей

Сделайте глубокий вдох и разгрузите график. Будьте безжалостны в отношении детских привычек, которые заставляют вас чувствовать себя наиболее уставшей, например, «мамы нет для вас до 7 утра». Откажитесь от воскресного урока дзюдо или репетиторства в вечер пятницы. И просите помощи! У ваших детей, вашего супруга, ваших друзей. Вы действительно не должны делать все сама. Носите штаны для йоги, но найдите немного места для спортивного коврика в своей жизни. Как учат нас авиакомпании, сначала наденьте кислородную маску, прежде чем помогать другим. Потратив время на то, чтобы расслабиться и повеселиться, вы позволяете себе помолодеть. И это в конечном итоге делает вас лучшей мамой и образцом для подражания.

Мама-контролер

Гром и молния! Эта упреждающая проблемы мама убирает все препятствия с пути ее ребенка. Супер-активная на работе, она использует те же навыки ведения переговоров, обсуждая задания с учителями и правила игр с тренерами. Гордость этой мамы будет состоять в том, что ее любимая девчушка окончила начальную школу, думая, что никогда не проигрывала. Половое созревание ее чада еще далеко, но она уже изучает программы поступления в колледж, женские клубы и перспективные специальности просто, чтобы быть в курсе ситуации. В итоге у нее уже есть пятилетний план работы.

В чем ее сила? Она супер-организованный, эффективный адвокат, который дает своим детям отличную модель женщины у власти. Когда им захочется расслабиться, они будут знать, что у них есть дублер.

Что она упускает? По сути, ей нужно позволять своим детям расслабляться самим и иногда спотыкаться. Постоянное вмешательство может заставить ребенка чувствовать себя одновременно и более правым, и менее самоуверенным. Никогда не проигрывать и не падать — может оказаться худшим способом научиться решать проблемы. Кроме того, «настойчивая снегоуборочная машина» не привлекает никого в окружении вашего ребенка.

Как ослабить давление на ребенка маме-контролеру

Неутомимо замечайте, сколько раз вы вмешались, это может стать незаметной привычкой. Спросите себя: «Что может случиться худшего, если я не вмешаюсь?» Имейте в виду, что разочарование ребенка не является фатальным, на самом деле оно может быть мощным мотиватором. Вместо того, чтобы решить проблему вместо него, поддержите своего ребенка, слушая и тренируя. И, наконец, вдохните полной грудью. Это не провал, это – данность. Дайте своим детям возможность решать личные проблемы и самим разбираться в вопросах, соответствующих возрасту.

Свободно парящая мама

О, эта крутая девушка разбирается в вертолетах и строительной технике, хвастается, что ее дети имеют «полную свободу». В конце концов, она воплощает свои мечты на работе, поэтому ее дети тоже должны быть свободными в поиске собственных путей. Любимая фраза — «Когда я была ребенком, я смогла…». Ее дети узнают из первых рук о солнечных ожогах, не сделанных домашних заданиях и о том, что произойдет, если вы забудете поддеть щитки на футбольный матч. Они вольны свободно выражать всю гамму своих эмоций без ограничений, что может быть назойливым для окружающих или очень громким.

В чем ее сила? Ее дети компетентны, имеют хорошие навыки решения проблем. Они, вероятно, не будут утруждать себя мелкими бытовыми обязательствами, ведь никто в доме не зацикливается на этом. Они знают, что когда чувствуют грусть, счастье, злость или огорчение, им не нужно сдерживать свои эмоции.

Что она упускает? Свобода — это приобретенная привилегия, а не просто отказ от участия в чем-либо. Справедливости ради нужно отметить, что «свободно парящих мам» в мире современных методов воспитания встретишь не так часто, как, например, маму типа 2. Однако некоторые родители внезапно переключаются и становятся даже грубыми в средней школе: они уверены, если научить вседозволенности и дать своим детям большую свободу, это поможет им стать более популярными. Будьте честны с собой и спросите, почему вы так поступаете? Это отражение вашей юности?

Как не переборщить со вседозволеностью

Детям нужна свобода, но им также нужна и поддержка. Когда вы готовы предоставить им раздолье, контролируйте, в чем они могут быть вольны, ищите варианты, которые помогут развить нужные навыки: «да, ты можешь потусоваться сегодня вечером с Сергеем, но, пожалуйста, звони, когда ты доберешься до места, и когда соберешься домой». Но не свободу, которая приведет к телефонным звонкам разгневанных соседей, в стиле: «Конечно, к тебе могут прийти друзья на все выходные, пока мы будем в отъезде». Позвольте вашему ребенку выразить свои чувства, но одновременно помогите ему научиться понимать их, чтобы он смог успокоиться. Подскажите выработанную собственным опытом стратегию. Ах, стратегии выживания – это как раз то, что все мы, все типы мам и пап, можем использовать.

fb.ru

Как психологический тип мамы влияет на будущий характер ребенка

Ребенок появляется на этот свет абсолютно беззащитным и беспомощным. Довольно длительное время мама для него является не только «руками» и «глазами», но и зеркалом, отображающим незнакомый ему мир. В первые месяцы своей жизни малыш не отделяет себя от матери, он очень чутко реагирует на ее психологический настрой. Мама раздражена, неуверенна, агрессивна. Ребенок – тревожен, плаксив, неуравновешен. Мама – спокойна, весела, позитивна и малыш чувствует себя прекрасно. Именно мама является главным автором жизненного сценария собственного ребенка. Она передает ему свой опыт, свое отношение к миру, учит правильному взаимодействию с окружающими людьми, формирует уклад его дальнейшей жизни.

  • Теме влияния психологического симбиоза ребенка и матери посвящены научные труды австрийского психолога Зигмунда Фрейда.
  • Об эмоциональном материнском наследии много писал английский психиатр Джон Боулби. Он утверждал, что благополучие ребенка напрямую зависит от его здоровой привязанности к матери, от их психологической совместимости.
  • Американский семейный психотерапевт Стефан Поултер в своих работах отмечал, что «фактор матери» может являться не только позитивной силой, но и разрушающей.

Основываясь на результатах целого ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что поведение матери (ее жизненный сценарий) оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. В этой статье мы поговорим о 5 деструктивных стилях материнства и попытаемся понять, как эмоциональное наследие матери влияет на дальнейшую жизнь ребенка. Данная поведенческая классификация была разработана на основе практического опыта американских ученых Г. Клауди и Д.Таунсенда.

Мать-призрак — отсутствие контакта с ребенком

Характеристика матери-призрака — основные признаки типа

Психологический тип матерей, не способных к установлению эмоциональной связи со своими детьми. К этой категории относятся как физически отсутствующие, так и «эмоционально закрытые» матери. Эти женщины не проявляют жестокости по отношению к своим детям, но и не обращают внимания на их потребности. Они полностью исключают любую возможность близкого контакта.
  • Матери-призраки очень часто оставляют ребенка в одиночестве, тем самым, отдаляясь от него.
  • Нередко такие женщины испытывают трудности в личной жизни. Они поглощены решением своих проблем.
  • «Разговоры по душам» с ними исключены.
  • Ребенок, не имеет возможности поделиться с мамой своими мыслями, проблемами и переживаниями.
  • Мать-призрак контролирует не только свои эмоции, но и эмоции ребенка.
  • Детям не хватает душевной теплоты, они постоянно ощущают чувство одиночества, что накладывает негативный отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Они не могут найти контакта с окружающими их людьми, им сложно проявлять свои чувства.

Мать – «фарфоровая кукла»: как истерики и неуравновешенность влияют на ребенка?

Признаки матери-фарфоровой куклы — характеристика типа

Этот тип женщин не умеет справляться даже с незначительной проблемой. При малейшей неприятности они легко «бьются», не сдерживают эмоций – рыдают, кричат, впадают в истерику. Контролировать свои эмоции им не под силу. Такие матери любят своих детей, но любое сильное проявление чувств со стороны ребенка выводит их из себя. Например, ребенок испугался – у «фарфоровой» мамочки сразу же проступают собственные страхи. Ребенок заплакал – «неконтролируемое Я» мамочки выступает на первый план, и она впадает в истерику. Любые сильные детские эмоции способны «разбить» фарфоровое «Я» куколки. Матери-куколки не готовы к материнству, они не приспособлены к жизни во взрослом мире. Негативные эмоциональные проявления ребенка (гнев, страх, агрессия) вызывают у таких женщин растерянность и панику. Поэтому они всеми возможными способами пытаются сдерживать и контролировать детские эмоции. Они могут наказывать своих детей за излишнюю эмоциональность.
  • Последствия такого воспитания приводят к тому, что выросшие дети, нуждаясь в духовной близости, отвергают ее. Они осуждают проявления любых эмоций.
  • Человек, воспитанный «фарфоровой» куколкой часто уходит в себя, критикует и избегает эмоциональных (с его точки зрения) людей, боится попасть в любую зависимость и не доверяет чувствам.
  • Такие люди, чаще всего, пытаются укрыться в сфере чистого интеллекта. Они не рискуют «открываться» перед кем-либо, они не умеют принимать любовь.
  • У фарфоровых мам вырастают эмоционально неуравновешенные дети.

Какие дети вырастут у властной матери?

Как ведет себя властная мать — характеристика типа

Властная мать не поощряет никаких самостоятельных действий. Все решения за ребенка принимает она сама.
  • Подавляя собственным авторитетом любые стремления ребенка к независимости, властные матери воспитывают безответственных детей. Детей, которые вынуждены беспрекословно подчиняться любым требованиям матери.
  • Как показывает практика, властные мамы хотят, чтобы их ребенок был «лучше всех». Для достижения этой цели они записывают ребенка во всевозможные кружки, секции, нанимают репетиторов, водят свое чадо в музыкальную школу, изостудию и т.д. При этом желания и склонности ребенка не учитываются.
  • Дети, стараясь угодить маме, старательно выполняют все ее требования.
  • Вырастая, такие дети не умеют говорить «нет», они постоянно загоняют себя в жесткие «рамки».
  • Дети либо остаются на всю жизнь «безынициативными детьми», либо начинают бастовать. Формы забастовки могут носить самый разный характер. Например, ребенок становится безразличным ко всему, или наоборот слишком агрессивным.
  • У таких детей нередко наблюдаются садистские наклонности, они могут причинять себе боль и получать от этого удовольствие.
  • Властные мамы редко счастливы в браке, то же самое ждет и их детей.
  • Доминирующее поведение матери загоняет ребенка в тупик, ограничивает его свободу.
  • Вырастая, такие дети отличаются неорганизованностью и безответственностью. У них не складывается карьера, они чаще всего несчастливы в браке.

Охотница за скальпами — почему у детей развивается перфекционизм и неуверенность в себе?

Описание основных признаков типа

Этот тип матерей воспитывает в своих детях стремление к несуществующему совершенству. Их ребенок должен быть идеальным во всем, ему несвойственны негативные эмоции. Результат любой его деятельности должен быть идеальным. Права на ошибку у него нет.
  • Дети таких матерей страдают перфекционизмом.
  • Они стараются утаивать свои промахи, сильно страдают, не достигнув идеала.
  • Таким детям свойственно испытывать постоянную тревогу и чувство вины за свое несовершенство.
  • Они боятся разочаровать окружающих и изо всех сил стараются им угодить.
  • Постоянное ожидание похвалы, страх оказаться «не самым лучшим» нередко приводят к нервным срывам и депрессиям.
  • К сожалению, психологические проблемы у подросших детей «охотниц за скальпами» нередко приводят к алкогольной и наркотической зависимости.
  • Идеалистические представления о себе и об окружающем мире не приносят ребенку счастья.

Мать-наседка: к чему приводит сверхзабота?

Как ведет себя мать-наседка

Излишне заботливая мать может нанести довольно серьезный урон психике своего ребенка. Полное самоотречение, желание принести себя в жертву любимому чаду, укрыть его от солнца, дождя, ветра, заменить собой его друзей и любимых – вот основные установки матери-наседки. Она бесконечно обследует своего ребенка, меняя врачей и клиники. Она постоянно тревожится и нервничает по надуманным поводам. Если бы у такой мамы была возможность удерживать своего ребенка всю жизнь возле себя, она бы ей непременно воспользовалась. Мама-наседка всегда и во всем сомневается, постоянно раскаивается в своих поступках, очень часто меняет свои решения. В результате такого поведения она рискует не только потерять уважение своего чада, но и «издергать» его.
  • Выросшие рядом с такими матерями дети, не способны самостоятельно принимать решения, они инфантильны и психологически зависимы.
  • Благодаря «сверхзаботливой» маме, они теряют свою индивидуальность, их «Я» рассыпается.
  • Даже в зрелом возрасте такие дети остро нуждается в постоянной опеке и в самом скрупулезном уходе.
  • Мамы-наседки готовы прожить жизнь за своих детей. Но готовы ли к этому их выросшие дети?

Как избавиться от стереотипов заложенных в детстве — советы психологов

Что же делать тем кто, будучи в зрелом возрасте, обнаружил в себе негативное влияние матери и не хочет передавать этот «груз» своему ребенку?

Сразу хотим вас поздравить, ведь если вы задумались над этим вопросом, значит, первый шаг в нужном направлении уже сделан. Вам свойственна самокритичность, вы умеете анализировать – и это здорово. Думающий человек глубже воспринимает информацию. Что же советуют психологи?

Бесспорно, многие психологические проблемы и комплексы идут из детства. Как жить с ними и не повторять родительских ошибок?

Психологи утверждают, что виновниками 80% психологических травм в детстве являются родители. Как провести работу над ошибками и избавиться от негативных программ?

Чтобы избавиться от стереотипов, заложенных в детстве необходимо:
  • Мысленно вспомнить историю ваших отношений с матерью и, проанализировав их, выделить основные причины проблем. Затем, попытаться понять, насколько вы следуете установкам вашей мамы. Какую роль жизненный сценарий матери играет в ваших взаимоотношениях с ребенком?
  • На втором этапе работы над ошибками займитесь «стиранием» программы, оказывающей негативное влияние на вас.

Упражнения, которые реально помогают избавиться от стереотипов

Упражнение №1

Смысл данного упражнения заключается в «перепроживании» поступков матери. Закрыв глаза, необходимо представить свою мать в тех ситуациях, когда она (по вашему мнению) вела себя неправильно. Затем нужно проанализировать, как в похожих ситуациях вели себя вы? Если ваше поведение было аналогичным, простите себя и постарайтесь «стереть» чужую программу. Поймите, навязанный стиль поведения не принесет счастье ни вам, ни вашему ребенку. Перепроживая те или иные ситуации, ведите себя так, как требует ваша душа.

Упражнение №2

Попытайтесь абстрагироваться от «материнской» программы. Убедите себя в том, что данная программа больше не работает. Этот метод менее травматичный в психологическом плане. Постарайтесь запустить свою собственную программу, которая будет работать во благо вашего ребенка.

Эти упражнения необходимо выполнять регулярно.

Если самостоятельно не удается избавиться от негативного влияния родительской программы и смоделировать новую модель поведения с ребенком, нужно обратиться за помощью к опытному психологу. В данном случае главное не прятать голову в песок и не убегать от проблемы. Ведь вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он был счастлив. Мы уверены – у вас обязательно все получится!

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *