Модальности в НЛП | Вестишки.ру
По мере развития сознания люди стали отражать в языке не только объекты, события, явления, и, наконец, самих себя, но также и своё отношение ко всему этому, всевозможные свои собственные состояния и особенности своего функционирования. Средствами для такого отражения являются модальности (от лат. modus — способ).
Субъективные модальности отражают субъективное отношение человека к чему-либо (весело — грустно, нравится — не нравится, хорошо — плохо).
Динамические модальности отражают динамические моменты ситуаций и взаимоотношений между людьми (я могу, я хочу, я думаю).
Наконец, целесообразно ввести перцептивные модальности отражающие особенности восприятия человеком окружающего мира (я нюхаю, я вижу, я слышу, я чувствую).
В нейролингвистическом программировании (НЛП) — новом направлении научной психологии, основателями которого являются Р. Бэндлер и Дж. Гриндер [7], ставится задача управлять поведением человека, с помощью предлагаемых в НЛП приёмов программирования и перепрограммирования психических процессов так, чтобы для человека открылся доступ к резервам его психики.
В НЛП принято выделять три перцептивные модальности: визуальную (зрительную – я вижу), аудиальную (слуховую – я слышу) и кинестетическую, основанную на телесных ощущениях (я чувствую). Человек может отражать мир в разных модальностях, но для каждого человека есть предпочтительная, основная модальность.
Основная модальность (полное название — модальность основной репрезентативной системы) каждого человека проявляется в особых словах, которыми человек пользуется, описывая воспринимаемый им мир. Они называются словами-предикатами (предикат вообще — логическое суждение, то, что в суждении утверждается о предмете).
Человек, у которого основной является зрительная модальность, будет применять слова, имеющие отношение к зрительному восприятию: видеть, перспектива, мрак, яркий, туманный, отчётливо, рассмотрение, сфокусировать и т.п.
Человек с основной аудиальной модальностью будет пользоваться словами, относящимися к слуховому восприятию: кричать, слышать, тишина, оглушить, согласовывать, рассказывать и т. п.
Человек с основной кинестетической модальностью будет предпочитать кинестетические предикаты: ощущать, притрагиваться, острый, твёрдый, тяжёлый и т.п.
Возможны также обонятельно-вкусовые предикаты: свежий, пряный, пахнуть, ароматный, вкусный и т.п. Соответствующая модальность в НЛП не вводится, так как, несмотря на важность для человека обоняния и вкуса, достаточно полная и адекватная картина мира на основе только этих ощущений не формируется.
Итак, для одного человека мир — это, прежде всего, то, что он видит, для другого мир наполнен словами и звуками, для третьего — мир состоит из ощущений.
Поэтому люди, предпочитающие разные модальности говорят как бы на разных языках, так что переход от одной модальности к другой естественно обозначить словом ”перевод”. Процесс перевода с одного языка на другой, как правило, довольно трудоёмкий. Ниже приводится таблица 2, облегчающая перевод с языка одной модальности на язык другой.
Чтобы общение для партнёра было лёгким и приятным, необходимо придерживаться основной модальности партнёра, подстраиваться к нему так, чтобы, избавить его от необходимости переводить.
Человек может сформировать достаточно полную и богатую картину мира на когнитивном, словесно-логическом уровне. Поэтому в НЛП рассматривается ещё одна модальность — дискретно-логическая, или, короче, просто дискретная. Соответствующие слова-предикаты: считать, верить, думать, рассуждать, логика, понятие, помнить, полагать и т.п..
Наконец, имеется бесчисленное количество неопределённых слов, которые не имеют модального оттенка: скучать, веселиться, требовать, русский, полезный, нищий, новый, и т.п.
Рассмотрим теперь пример перевода, когда одно и то же содержание высказано в разных модальностях.
(120) На занятиях по психологии воспитания изучается простенький тест: ”Типовое состояние семьи”. Инструкция к нему нацелена на то, чтобы испытуемый ощутил себя дома, в кругу семьи. Поэтому для разных людей она должна быть сформулирована по-разному.
Визуальная модальность: ”Представьте себе, что вы видите отчётливо входную дверь вашего дома. Вы вновь рассматриваете знакомую вам домашнюю обстановку. Члены вашей семьи заняты своими делами, — читают книги, смотрят телевизор. Увидев вас, они оторвались на минутку, смотрят на вас …”
Аудиальная модальность: ”Прислушайтесь, вот скрипнула входная дверь вашего дома. Вас окружают знакомые звуки, шорохи вашего дома, или же, наоборот, привычная тишина. Вы слышите голоса членов своей семьи, они что-то вам говорят…”
Кинестетическая модальность: ”Ощутите, что, наконец-то, вы пришли домой, открыли входную дверь, зашли внутрь. Вы сбросили с себя тяжёлую верхнюю одежду и чувствуете привычное тепло вашего дома. Вы также чувствуете, рядом с собой, членов вашей семьи…”
Дискретная модальность: ”Подумайте о том, что наконец-то вы дома. Сколько человек в вашей семье? Все ли они сейчас дома? Что, если рассуждать логично, составляет самое главное в вашем понимании дома и семьи? Уверены ли вы, что поведение каждого человека в вашей семье направлено на достижение обоюдной выгоды и благополучия? Или же это мнение нельзя считать истинным?…”
В группе всегда есть студенты, предпочитающие разные модальности. Интересно наблюдать, что когда студенты слышат ”свою” инструкцию, их вид буквально преображается. И, наоборот, ”чужие” инструкции их совсем не затрагивают.
Желательно, чтобы о модальностях знали учителя и преподаватели. Иначе возможны затруднения в работе.
(121) Это произошло на государственном экзамене по методике преподавания иностранного языка и педагогике. Весь вид отвечающей студентки: неподвижные, направленные как бы во внутрь глаза, заторможенность мимики и жестикуляции и то, что она как бы прислушивается к своему телу, показывает, что её основная система является кинестетической. Преподавательница, ведущая экзамен, наоборот, — с большими подвижными, часто устремляющимися вверх глазами, с активной мимикой. У неё основная система — визуальная.
Из-за различия в модальностях экзамен складывается неблагоприятно для студентки. Преподавательница всё более и более раздражается, она не приемлет ответ студентки, и вообще, не желает её далее видеть и слушать.
Наконец, когда студентка сказала: ”Идёт диктант…”, преподавательница раздражённо её перебила: ”Ну, и как вы представляете себе эту картину! Разве диктант может ходить?” Преподавательнице показалось, что подобная лексика означает понижение стиля речи, и что на государственном экзамене такая речь неуместна.
При обсуждении и выставлении оценок психолог пытался защитить студентку, на основании того, что основные модальности студентки и преподавательницы не совпадают. Но его соображения в пользу студентки были отвергнуты, по-видимому, потому, что члены комиссии по-настоящему даже не поняли о чём идёт речь. Они были убеждены, что такие ”пустяки”, как рассогласование модальностей, не должны приниматься на экзаменах во внимание.
36. Понятие и виды модальности (суждения).
Суждение как форма мышления содержит двоякого рода информацию — основную и дополнительную. Основная информация находит явное выражение в субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторах. Дополнительная информация относится к характеристике логического или фактического статуса суждения, к оценочным и другим его характеристикам. Такая информация называется модальностью суждения. Она может быть выражена отдельными словами, а может и не иметь явного выражения. В этом случае ее выявляют анализом контекста.
Модальность — это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.
В общем виде модальность какого-либо суждения (р) может быть представлена с помощью оператора М, по схеме
Наиболее важные и распространенные виды модальности – алетическая, деонтическая, эпистемическая, аксиологическая.
1. Эпистемическая модальность — это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности. Характеризует степень достоверности знания. Выражается с помощью слов «доказано», «недоказуемо», «опровергнуто» и т.п.
Выделяют две разновидности эпистемической модальности: первый тип — это суждения, основанные на вере; второй тип — логически обоснованные суждения, выражающие знание.
Вера. К нелогическим факторам, влияющим на принятие суждений, относятся: мнение авторитетов, прагматический интерес, традиции, коллективное и индивидуальное внушение и другие. Подобного рода воздействия могут приводить к некритическому принятию чужих мнений и формированию на их основе различного рода верований. По своей социальной направленности верования могут быть как прогрессивными (вера в правое дело), так и реакционными — различного рода националистические доктрины, религиозный фанатизм и другие верования. По эпистемическому статусу вера —• это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных. Например, «Верю в наступление лучшей жизни».
Знание. Фактор логического воздействия — это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие. Характерная особенность рационально ориентированного познания — принятие лишь таких суждений, которые опираются на достоверно установленный эмпирический или теоретический фундамент из проверенных суждений. Например, «По данным статистики, в стране начался подъем производства».
По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.
1) Достоверные суждения — это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Их истинность или ложность устанавливается либо путем непосредственной проверки, либо опосредованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или теоретическими положениями.
Достоверность относится к такой модальной характеристике суждения, которая, подобно понятиям истины и лжи, не изменяется по степеням. О двух высказываниях нельзя сказать, что одно из них «более достоверно», чем другое. В случае достаточной обоснованности суждения его считают доказанным, тем самым достоверным, т.е. истинным или ложным без изменения по степеням.
Следует отметить, что в психологическом плане достоверное знание характеризуется отсутствием сомнений в истинности соответствующего суждения. Однако отсутствие сомнений само по себе еще не говорит о достоверности суждения, которое признается таковым лишь при наличии соответствующих оснований — логических или эмпирических.
Психология в поп-культуре | Psychology.org
к
Написано
Сотрудники Psychology.org
Нажмите, чтобы прочитать полную биографиюСоавтор
Узнайте о нашем процессе редактирования.
Обновлено 18 августа 2022 г. · 2 минуты чтения
Что такое метод терапии? Из этого вводного руководства вы узнаете о некоторых из наиболее распространенных методов консультирования и о том, как они работают.
Фото: Вадим Петроченко / iStock / Getty Images Plus / Getty Images
Сайт Psychology.org поддерживается рекламой. Рекомендуемые или доверенные партнерские программы, а также все результаты поиска, поиска или подбора школ предназначены для школ, которые выплачивают нам компенсацию. Эта компенсация не влияет на рейтинги наших школ, справочники ресурсов или другую независимую от редакции информацию, опубликованную на этом сайте.
Вы готовы открыть для себя программу колледжа?Фото: Вадим Петроченко / iStock / Getty Images Plus / Getty Images
Методы терапии, также называемые методами консультирования, включают различные категории терапии. Они похожи на физиотерапию, которая включает в себя различные методы, такие как тепло, холод, ультразвук или тейпирование, для лечения травмы. Методы психологической терапии включают различные подходы к улучшению общего самочувствия пациента.
Этот список методов лечения психических заболеваний включает некоторые из наиболее распространенных методов и то, как они работают.
Онлайн-программы бакалавриата по психологии
Общие методы терапии
Этот метод консультирования лучше всего работает с самооценкой, обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), тревогой и депрессией и другими состояниями, которые создают или основаны на шаблонах негативных мыслей.
EMDR — это метод терапии, который в основном используется при посттравматическом стрессовом расстройстве. Во время сеанса пациент под руководством терапевта вспоминает травматическое событие, двигая глазами по определенной схеме. Это может помочь пациенту уменьшить стресс, связанный с событием.
Арт-терапия и другие формы терапии выразительными искусствами используют художественные техники, чтобы помочь пациентам понять и обработать свои мысли и чувства. Пациентам не нужно художественное образование или художественный талант, чтобы извлечь выгоду из этой модальности.
Часто задаваемые вопросы
Какой вид терапии подойдет мне?
Вы добьетесь наилучших результатов, работая с терапевтом, которому вы доверяете и который использует метод терапии, который вы считаете наиболее подходящим для ваших нужд.
Каковы хорошие методы лечения травм?
Методы доказательной терапии травм включают EMDR, арт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию и поведенческую терапию. Также можно использовать анималотерапию, осознанность и длительное воздействие.
Правильный метод консультирования для каждого человека зависит от его конкретных потребностей.
Каков метод лечения ОКР?
Терапия воздействия и предотвращения реакции (либо в реальной жизненной ситуации, либо в воображаемой ситуации) и КПТ являются научно обоснованными методами консультирования при ОКР.
Каковы основные виды модальностей консультирования?
Большинство методов терапии включают следующее:
- Психоаналитический
- Психодинамический (сфокусированный на бессознательном)
- Поведенческий (ориентирован на изучение нового поведения)
- Когнитивный (сосредоточенный на мысли)
- Гуманистический (ориентированный на достижение потенциала)
- Интегративный (сочетающий элементы этих модальностей)
Избранное изображение: Вадим Петроченко / iStock / Getty Images Plus / Getty Images
Типы и методы терапии | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Хотя большинство видов терапии имеют много общего, они также делятся на группы, которые имеют общие основные черты, такие как когнитивная терапия или психодинамические подходы.
Важно найти кого-то, кто практикует основанную на доказательствах терапию, то есть одну или несколько форм лечения, которые были научно оценены и протестированы и демонстрируют постоянное улучшение состояния большинства пациентов.Список различных подходов к терапии см. в разделе Типы терапии.
На этой странице
- Какие терапевтические подходы работают лучше всего?
- Насколько важна специализация?
- Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
- Что такое психодинамическая терапия?
- В чем разница между терапией, консультированием и коучингом?
- В чем разница между психологом и психиатром?
- Можно ли проводить всю терапию онлайн или по телефону?
Каковы наилучшие подходы к терапии?
Считается, что эффективные подходы к терапии имеют «общие факторы», такие как терапевт, который относится к клиенту с эмпатией, взаимопонимание между терапевтом и клиентом (иногда называемое терапевтическим альянсом) и согласие в отношении целей терапии. . При многих видах дистресса разные виды терапии могут иметь удивительно схожие положительные эффекты.
Должен ли я искать терапевта, который специализируется на моей проблеме?
Терапевты обычно разрабатывают эклектичный набор навыков, основанных на нескольких подходах. Они часто включают методы из основных типов терапии, таких как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) или психодинамическая терапия. Некоторые виды терапии предназначены для лечения определенных психических заболеваний: например, терапия длительного воздействия (ПЭТ) часто используется специально для лечения посттравматического стрессового расстройства, а диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) была разработана для лечения пограничного расстройства личности.
Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) включает в себя борьбу с негативными и иррациональными мыслями, которые приводят к дисфункциональному поведению и усугубляют дистресс. Терапевты, обученные когнитивно-поведенческой терапии, стремятся помочь клиентам научиться и практиковать способы борьбы с негативными автоматическими моделями мышления более адаптивными способами. КПТ эмпирически изучалась на протяжении десятилетий, и есть экспериментальные данные, подтверждающие ее использование при лечении тревоги, депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, расстройств пищевого поведения и других состояний. Ряд специализированных форм КПТ нацелен на определенные состояния (например, КПТ-I при бессоннице).
Что такое психодинамическая терапия?
Психодинамические подходы к терапии сосредоточены на лучшем понимании себя и изучении внутренних конфликтов как способе облегчения страданий и улучшения отношений и других аспектов жизни. Терапевт, использующий психодинамический подход, может провести связи между текущими чувствами пациента и прошлым опытом и выявить общие закономерности в его мыслях, переживаниях или отношениях, включая сходство между отношениями терапевта и пациента и отношениями вне терапии. Психодинамическая терапия берет свое начало в традиционном психоанализе, но современные данные свидетельствуют о том, что она может быть эффективной при лечении депрессии, тревоги и других состояний.
Что такое супружеская и семейная терапия?
Супружеская и семейная терапия направлена на поведение двух или более людей и отношения между ними. Эти формы терапии включают комбинированные сеансы с обоими людьми в паре или со всеми участвующими членами семьи, но также могут включать сеансы один на один между каждым человеком и терапевтом. Несмотря на различия между терапией, ориентированной на семью и пару, общая цель состоит в том, чтобы улучшить общение между людьми. Эти формы терапии можно использовать для смягчения конфликтов между партнерами или членами семьи или для лечения состояния психического здоровья, которое может повлиять на близких людей.
В чем разница между терапией, консультированием и коучингом?
Термины терапия и консультирование часто используются взаимозаменяемо. Хотя между психологами и консультантами есть сходство, есть и ключевые различия, которые полезно понять. С точки зрения сходства, оба предполагают отношения с кем-то, кто обучен помогать людям справляться с трудностями в их жизни, и терапевты могут называть себя консультантами — консультирование, как правило, относительно короткое по продолжительности, и его можно использовать для обозначения менее формальные виды поддержки, которые традиционно не считаются психотерапией. К ним относятся, например, консультации по наркотикам и алкоголю для тех, кто выздоравливает от проблем со злоупотреблением психоактивными веществами, и краткосрочные консультации для тех, кто перенес тяжелую утрату. Коучинг отличается как от терапии, так и от консультирования, поскольку он фокусируется на конкретных, целенаправленных результатах, но не пытается лечить или устранять психические заболевания или эмоциональные расстройства.
В чем разница между психологом и психиатром?
Многие психотерапевты являются клиническими психологами по образованию, что означает, что они обучены науке и практике клинических психологических подходов к лечению. Психологи, получившие докторское образование, обычно получают степень доктора философии. или Psy.D. Психиатры, напротив, обучаются как врачи — они обычно получают степень доктора медицины или доктора медицины. степени и может назначать психотропные препараты. Хотя психологи предлагают множество разновидностей разговорной терапии, им, как правило, не разрешается прописывать лекарства.