Типы самосознания: понятие, уровни, природа и сущность

Виды и принципы самосознания личности

Самопознание

Самосознание как психологическая функция реализуется через два процесса, которые можно рассматривать как его виды – это самопознание и самоотношение.

Определение 1

Самопознание – это процесс исследования личности, направленный на саму себя, выявление своих индивидуальных психологических характеристик в рамках онтогенеза.

Самопознание в самых простейших формах начинается с самого момента появления человека на свет. Первые ощущения от органов чувств, первые потребности, первые ответные реакции – самопознание на этом этапе не является целенаправленной деятельностью, скорее оно реализуется через формирование условных рефлексов и нейронных сетей. На этом этапе складывается карта собственного тела, происходит познание его возможностей, отладка взаимодействия и управления органами и системами. Самопознание не представлено на непосредственно психическом уровне, но его результаты закрепляются на всю оставшуюся жизнь.

В более позднем возрасте самопознание реализуется через пассивное самонаблюдение. Ребенок не ставит перед собой цель изучать себя, им руководствуют другие мотивы – витальные и игровые. Однако он отмечает наличие у себя определенных качеств, главным образом благодаря прямым указаниям взрослых, а также за счет сравнения себя и других детей. Представления о себе хотя и воплощены на психологическом уровне не имеют целостного характера, а скорее представляют набор разрозненных качеств, который может меняться в зависимости от обстоятельств.

Усложнение психической жизни, включение новых мотивов, ориентация на групповые и социальные нормы, а также появление способности к рефлексии создают возможность для целенаправленного самопознания. Подросток не просто наблюдает, он активно интересуется своим внутренним миром, причинами которые побуждают его испытывать те или иные эмоциональные состояния, мотивами своих поступков и реакций, а также поведения других людей. Он соотносит свое и чужое поведение с отвлеченными идеалами, ставит «эксперименты» помещая себя и других в мысленные или практические ситуации нравственного выбора.

В дальнейшем эта деятельность только усложняется, а знания о себе приобретают вид четкой и целостной системы, в которой прослеживаются взаимосвязи между отдельными ее компонентами.

Целенаправленное самопознание располагает определенным арсеналом приемов:

  • Самонаблюдение;
  • Самоанализ – как способ обработки результатов наблюдения за собой. Личность не просто фиксирует, но ищет причины своего поведения;
  • Сравнение с эталоном – присваивание выделенным качествам и мотивам некой оценки на основании соотнесения с относительно общим эталоном этого качества на популяции. На деле представления об эталоне крайне субъективны и заданы окружением личности ее культурно-исторической средой;
  • Моделирование собственной личности – попытки интеграции выявленных свойств и их взаимосвязей, создания целостной структуры;
  • Осознание противоположностей – механизм, который является маркером зрелой личности, которая способна признать за собой право на адаптивное и гибкое поведение в различных контекстах. Любое качество может проявиться как противоположное, в соответствующей ситуации.

Самоотношение

Определение 2

Самоотношение – это процесс оценки себя, собственных качеств результатов деятельности, аффективный образ Я.

Самоотношение представляет собой более сложный и поздний компонент самосознания, в сравнении с самопознанием. Самоотношение требует критерия, мерила оценки личности, а также мотивации для сравнения себя с этим критерием. Изначально потребность в самоотношении личности отсутствует, в младенчестве и раннем детстве ребенок принимает себя таким, какой он есть, а его отношение к себе выражается через самочувствие, т.е. переживание аффективных состояний. Однако потребность в оценке закладывается именно на этом этапе, так как с самого рождения ребенка взрослые начинают приписывать ему самые различные качества, а также оценочные характеристики.

Когда личность научается устойчиво выделять себя и других из окружающего мира, у нее возникает потребность во взаимодействии с другими людьми, и как следствие в получении позитивной оценки, которая выступает гарантом удовлетворения ее потребностей. Самоотношение на этом этапе строится через усвоение оценок взрослых.

Основными механизмами ее формирования выступают:

  1. Прямые и косвенные внушения;
  2. Трансляция оценок и стандартов;
  3. Система контроля;
  4. Семейная идентичность.

С появлением рефлексии самоотношение приобретает форму самооценки. Личность соотносит структуру собственного Я, сформированную самопознанием с системой внешних и внутренних критериев, на основании чего возникают конфликты несоответствия себя ожиданиям других или своим собственным. Самооценка может быть позитивной или негативной, однако так или иначе она выполняет регуляторные и мотивирующие функции.

Принципы самосознания

Самосознание это многокомпонентный феномен, возникающий в ходе социализации личности и свойственный исключительно человеку. Для реализации своих адаптивных и прогностических функций самосознание реализует ряд принципов, которы направлены на обеспечение непрерывности его функционирования. Прежде всего это принцип тождественности, который выражается в преемственности психический явлений и обеспечивает индентификацию личности.

Принцип субъектности лежит в основе формирования активной деятельностной позиции, признания себя центром потребностей и желаний,а также принятия ответственности за совершение действий. Принцип соотнесения реализуется через систему оценочных критериев, которые вырабатываются в рамках самоотношения и самооценки и направляют деятельности личности, а также ее развитие. Развитие системы критериев является залогом сохранения адаптивности личности к социуму и сохранения баланса между собственными потребностями и требованиями окружения.

Что такое самосознание — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Когнитивная психология Последнее обновление: 17/08/2014

Самосознание является одним из первых компонентов Я-концепции. Хотя самосознание занимает центральное место в каждом из нас, сегодня мы еще недостаточно хорошо его понимаем. Исследователи продемонстрировали, что осознание себя у человека начинает появляться в пределах года с момента его рождения и развивается ещё в течение шести месяцев.

Какое определение дают самосознанию эксперты?

«Самосознание есть психологическое состояние, в котором люди осознают свои черты, чувства и поведение. Кроме того, его можно определить как реализацию самого себя в своей индивидуальности».

Крисп, Тёрнер (2010)

Самосознание является «…психологическим состоянием, при котором человек воспринимает себя как объект внимания».

Франсуа (1996)

Когда появляется самосознание?

Льюис и Брукс-Ган (1979) провели несколько интересных исследований на тему развития самосознания. Исследователи прикрепляли красную точку к носу младенца, а затем подносили его к зеркалу. Если дети узнавали себя в зеркале, тянулись к собственному носу, а не к отражению в зеркале, исследователи считали, что у них, по крайней мере, в некоторой степени развито самосознание. Льюис и Брукс-Ган обнаружили, что практически все дети младше года тянулись к отражению, около 25% младенцев в возрасте от 15 до 18 месяцев и около 70% малышей возрасте 21-24 месяцев тянулись к собственному носу.

Важно отметить, что исследование Льюиса и Брукс-Гана только визуально указывает на наличие самосознания у младенцев; на самом деле дети могут обладать и другими формами самосознания даже на столь раннем этапе своей жизни. Исследователи Льюис, Салливан, Стангер, и Вайс (1989) предполагают, что о наличии самосознания может говорить выражение эмоций, а также способность думать о себе по отношению к другим людям.

Как развивается самосознание?

Исследователи считают, что важную роль в развитии самосознания играет определённая область мозга — передняя часть поясной извилины (область лобной доли). Эксперимент Льюиса и Брукс-Гана указывает на то, что самосознание начинает появляться у детей в возрасте около 18 месяцев, что совпадает с быстрым ростом клеток в передней части поясной извилины.

Исследователи также использовали сканирование мозга, чтобы показать, что этот регион активируется у взрослых, обладающих самосознанием.

Виды самосознания

Психологи часто выделяют различные типы самосознания:
Общественное самосознание. Этот тип самосознания возникает, когда люди начинают понимать то, какими они кажутся другим. Общественное самосознание часто возникает в ситуациях, когда люди находятся в центре внимания, например, когда выступают или беседуют с группой друзей. Этот тип самосознания часто заставляет людей придерживаться социальных норм. Когда мы осознаем, что за нами следят и нас оценивают, мы часто пытаемся вести себя таким образом, который позволит нам выглядеть в глазах других социально приемлемыми и желанными. Общественное самосознание может также привести к тревожности, при которой люди начинают испытывать недомогание и беспокойство по поводу того, как их воспринимают другие.

Частное самосознание. Этот тип возникает, когда люди осознают некоторые аспекты себя. Например, когда Вы видите своё лицо в зеркале и осознаёте его, это может считаться одним из видов частного самосознания. Неприятные ощущения в животе, когда Вы понимаете, что забыли подготовиться к важному тесту; трепет Вашего сердца, когда вы видите привлекательного для Вас человека — тоже отличные примеры этого вида самосознания.

Состояние повышенного самосознания

Вам никогда не казалось, что все на Вас смотрят, Ваши действия судят и ждут, что же Вы будете делать дальше? Это состояние повышенного самосознания может ставить Вас в неловкое положение и в некоторых случаях даже заставлять нервничать. В большинстве случаев, оно носит лишь временный характер и возникает в ситуациях, когда мы находимся в центре внимания. Для некоторых людей, однако, это состояние может стать хроническим.

Застенчивые люди имеют более выраженный уровень частного самосознания, что может служить как хорошим, так и плохим знаком. Эти люди, как правило, лучше осведомлены о своих чувствах и убеждениях, и поэтому, скорее всего, будут придерживаться своих личных ценностей. Тем не менее, они также чаще страдают от негативных последствий для здоровья — растущего стресса и тревоги. Они иногда склонны размышлять о событиях и чувствах, могут подвергаться ярко выраженной депрессии.
Публичные застенчивые люди имеют более развитое общественное самосознание. Они, как правило, больше думать о том, что другие люди думают о них, и часто обеспокоены тем, что другие люди могут осуждать в их внешности или их действиях. В результате, эти люди склонны придерживаться групповых норм и пытаться избежать ситуаций, в которых они могли бы выглядеть плохо или чувствовать себя неловко.

Теги: Состояние сознания

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Самосознание | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Было предложено объединить эту статью или раздел с [[::Самосознание|Самосознание]] . (Обсудить)

Самосознание – это знание собственного присутствия. Есть много категорий сознания, но самосознание есть специфическая способность метасознания — осознание своего осознания. Самосознание — это не идея о том, что «я существую», это идея о том, что «другие знают, что я существую». Жан-Поль Сартр описывает самосознание как «непозиционное», в том смысле, что оно не0012 из в любом месте. Это уникальный тип сознания, поскольку он не всегда присутствует и его не ищут. В отличие от самосознания, самосознание имеет неприятные коннотации и часто связано с самооценкой. Самосознанию приписывают развитие идентичности, потому что именно в периоды самосознания люди ближе всего подходят к объективному познанию себя. Самосознание играет большую роль в поведении, поскольку люди обычно ведут себя по-разному, когда люди «теряются в толпе». Самосознание влияет на людей в разной степени, так как одни люди находятся в постоянном самоконтроле, а другие совершенно не обращают внимания на реальность своего существующего «я». Различные культуры различаются по важности, которую они придают самосознанию.

Самосознание играет большую роль в актерской игре.

Развитие самосознания

Среди психологов широко распространено мнение, что способность к самоанализу (или тщательному анализу) не развивается до середины детства и, возможно, присутствует только у нескольких видов животных. Тесты, проводимые для самосознания, включают в себя нанесение яркой точки на лоб испытуемого, а затем помещение его перед зеркалом — если он тянется ко лбу, кажется, что он застенчив. Широко распространено мнение, что самосознание больше всего проявляется в подростковом возрасте.

Самосознание как страдание

Часто считается, что самосознание ухудшает способность выполнять сложные действия. Например, пианисты иногда не могут сыграть сложные пассажи, когда понимают, что играют их.

Застенчивость также иногда относится к застенчивости или интровертизму. Например, этот термин может применяться к случаям, когда человек «застенчив» в отношении негативной черты, обычно физической, такой как прыщи или ожирение, и боится суждений других. Таким образом, самосознание может быть мотиватором социальной изоляции.

Проведена работа в области психологии потока – попытки избежать самосознания. Буддизм, а также некоторые школы теории искусства и экзистенциализма также стремятся уменьшить самосознание, по крайней мере, временно.

Теория религии философа Людвига Фейербаха была основана на проекции, происходящей из гегелевского чувства самосознания.

См. также

  • Самосознание
  • Совесть
  • Добросовестность
  • Уверенность
Эта статья по психологии незавершена. Вы можете помочь Psychology Wiki, дополнив ее .
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Как преодолеть самосознание | Psychology Today

Источник: Bekah Allmark/Unsplash

Замечаете ли вы, что думаете о том, как вас видят другие? Часто ли вы беспокоитесь о том, чтобы обидеть или расстроить других? Вы испытываете стресс из-за необходимости выступать перед другими? Тогда вы, возможно, застенчивы.

По словам тех, кто изучает самосознание, человеческой природе свойственно иногда сосредотачиваться на себе, а иногда на других. Мы можем размышлять о своих мыслях, эмоциях и поведении или о мыслях, эмоциях и поведении других. Считается, что степень, в которой мы сосредотачиваемся или размышляем о себе, указывает на наш уровень самосознания. Учитывая это широкое определение самосознания, исследователи предполагают, что существует два типа самосознания:

  1. Частное самосознание: Привычное внимание к нашим мыслям, мотивам и чувствам.
  2. Общественное самосознание: Осознание себя как социального объекта. Такой человек может беспокоиться о том, как он выглядит в глазах окружающих (Turner, Carver, Scheier, and Ickes, 1978).

Частное самосознание иногда делится на два типа:

  • Осознание внутреннего состояния: Осознание чувств и физических реакций.
  • Саморефлексия: Склонность размышлять о прошлом, о себе и своих мотивах (Takishima-Lacasa, 2014).

Общественное самосознание также иногда делится на два типа:

  • Сознание стиля: Осознание нашего поведения, которое наблюдают другие.
  • Сознание внешнего вида: Осознание того, как мы физически выглядим для других (Takishima-Lacasa, 2014).

Самосознательные эмоции

Когда мы чувствуем себя неловко, мы также можем испытывать эмоции, включая:

  • Стыд
  • Вина
  • Гордость
  • Смущение
  • Ревность
  • Эмпатия

Мы склонны испытывать застенчивые эмоции, когда чувствуем, что оправдали — или не оправдали — какие-то ожидания или идеалы, которые у нас есть для самих себя (Tracy and Robins, 2004). Например, нам может казаться, что мы достигли идеала — ура! гордость! — или нам может казаться, что мы не достигли идеала — юк, позор .

Несмотря на то, что эмоции не всегда приятны, они помогают мотивировать наше поведение важными способами. Они могут побуждать нас достигать большего, вести себя так, чтобы завоевывать друзей, и вести себя более доброжелательно. В целом они помогают нам достигать важных социальных целей (Tracy and Robins, 2004).

Как преодолеть самосознание

Самосознание обычно развивается в молодости. Хотя во взрослом возрасте это может облегчиться, но не всегда. Если мы беспокоились о том, как другие думали о нас, когда были молоды, мы иногда можем носить эти привычки с собой. Вот почему изучение того, как изменить эти мыслительные процессы, может быть полезным.

1. Развивайте уверенность в себе. Когда мы застенчивы, мы постоянно сомневаемся в себе — в своих мыслях, эмоциях и действиях. Нам нужно научиться доверять себе: только мы знаем, кто мы в глубине души, и нам решать, как мы хотим жить. Но для этого нужна уверенность в себе.

Чтобы начать доверять себе, начните с того, что будьте честны с собой. Вы работаете на работе, которая вам не подходит? Вы общаетесь с друзьями, которые вам не очень нравятся? Вы живете жизнью, которая не кажется вам подлинно вашей? Может быть трудно доверять себе, если вы принимаете решения, которые не в ваших интересах. Поэтому работайте над тем, чтобы быть честным с самим собой в отношении того, кто вы есть на самом деле и чего вы действительно хотите.

Далее действуйте в соответствии со своими убеждениями и личными ценностями. Чем больше вы следуете своему собственному пути и делаете то, что считаете правильным, тем меньше имеет значения, что думают другие. Когда вы знаете, что что-то правильно для вас, тогда это правильно для вас.

2. Развивайте осознанность. В некотором смысле осознанность может быть просто противоположностью самосознанию. Это включает в себя присутствие в данный момент (вместо того, чтобы застревать в своей голове) и принятие ситуаций и эмоций такими, какие они есть (вместо того, чтобы беспокоиться о них или пытаться их контролировать). Вы можете развивать свои навыки осознанности, практикуя упражнения на осознанность — такие вещи, как замечание деталей объекта или выполнение осознанных медитаций.

Адаптировано из статьи, опубликованной Институтом благополучия Беркли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *