Типы семьи в психологии – 5. Типы семей. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие

Типы семей и их характеристика в психологии

Сегодня нас будут интересовать типы семей и их характеристика. Данный вопрос играет важную роль в современном мире. Ведь семей и их "разновидностей" много. Правильное определение ячейки общества поможет вести верную политику отношений, а также выстраивать воспитание детей так, чтобы они получали максимум пользы и минимум вреда. Нередко характеристика семьи позволяет выявить потенциальную угрозу того или иного характера в отношении ее членов. Так какие встречаются ячейки общества? Чем характеризуются? Какими особенностями обладают?

По количеству детей

Типы семей и их характеристика разнообразны. Дело в том, что в психологии разделение, как и в любой другой области, можно вести с разных позиций. Например, по количеству детей.

Есть бездетные семьи. Или, как их сейчас принято называть, "чайлдфри". Обычно это пары, которые не имеют никаких детей: ни усыновленных, ни своих собственных. Можно сказать, просто мужчина и женщина, вступившие в брак.

Однодетная семья - та, в которой всего один ребенок. Довольно распространенный вариант в России. В психологическом смысле такое решение может повлечь за собой определенные последствия. Например, велика вероятность воспитания эгоиста.

Малодетная - семья, в которой, как правило, два ребенка. Встречается тоже очень часто. Психология в такой ячейке общества играет важную роль. Придется соблюдать гармонию взаимоотношений, чтобы не повредить хрупкую детскую психику с рождением второго малыша.

Многодетная - ячейка общества, которая имеет 3 детей. Хотя сейчас принято называть такие семьи среднедетными. Это понятие почти изжило себя, так как более 3 малышей сейчас в России мало кто заводит. Если же опираться на понятие среднедетности, то многодетные семьи - это "общины", в которых 4 и более малышей.

Место человека

Типы семей и их характеристика - крайне важные моменты, которые помогают взрослым и детям. В частности родителям, которые до сих пор не могут оторвать собственных выросших малышей "от юбки". Дело в том, что семья - это понятие растяжимое. Даже в психологии выделяют разнообразные ее типы. Например, можно обратить внимание на классификацию по месту человека в той или иной ячейке общества.

Есть родительская семья - это та, в которой личность рождается. То есть она будет с человеком до тех пор, пока он не вырастет. А может, даже дольше.

Имеет место такое понятие, как репродуктивная семья. Как раз она и является истинной. Это семья, которую человек создает самостоятельно. В нее обычно входят дети и супруг(а). Так что, говоря о роли семьи в жизни человека, важно уточнять, о какой именно идет речь. Неправильно, если родительская станет важнее репродуктивной. Хотя здесь каждый позицию выбирает для себя сам.

Типы семей и их характеристика этим не ограничиваются. Есть и еще несколько довольно интересных классификаций. Сейчас они встречаются в психологии, хотя раньше их не было.

По проживанию

Трудно поверить, но на данный момент семьи классифицируют, как только могут. К примеру, уже есть такое понятие, как разделение по месту проживания той или иной ячейки общества.

Какими могут быть типы семей в психологии (характеристика оных тоже будет представлена нашему вниманию), если говорить о том, где живет та или иная "община"? Встречаются матрилокальные семьи. Это репродуктивные "варианты", которые проживают с родителями жены. На практике такие ячейки общества долго не существуют, обычно они распадаются в первые годы совместного проживания. Есть патрилокальные семьи. Соответственно, это такие ячейки общества, которые живут с родителями мужа. Тоже крайне нестабильны, быстро распадаются, в них много конфликтов.

Неолокальные семьи - это, как правило, самостоятельные ячейки общества. Они живут в отдаленных от родителей местах. Типичная репродуктивная семья, которая ни от кого не зависит. Идеально подходит для рождения детей и их воспитания. Если вовремя не стать неолокальной ячейкой общества, можно вообще лишиться собственной репродуктивной семьи. Это необходимо учитывать.

Состав

Типы семей и их характеристика в психологии играют важную роль. Помимо уже перечисленных вариантов можно рассмотреть состав "общин". Тут тоже есть своя собственная классификация.

Есть семьи полные. В них, как правило, есть оба родителя и хотя бы один ребенок. В противном случае такая ячейка общества называется неполной. В ней нет одного из родителей либо она считается бездетной.

Также выделяют обычно составные семьи. В них есть родители и несколько детей. Не важно, родных или усыновленных. Это крайне распространенный тип, который включает в себя множество особенностей. Одна из них - это взаимоотношения детей. Придется этому моменту уделять отдельное внимание.

Нуклеарная

Теперь стоит обратить внимание на то, что типы семей в психологии семьи также имеют несколько основных категорий. Довольно сложных. Их нужно рассматривать отдельно. Ведь особенностей у подобных ячеек общества более чем достаточно.

Чаще всего встречаются нуклеарные семьи. Это такие ячейки общества, в которых имеет место только одно поколение людей. Причем представлена такая семья только родителями (или одним из них), а также детьми. И не более того. Можно сказать, что каждая полная семья - нуклеарная.

Нередко такие "общины" называют еще простыми. На то есть свои причины. Они станут понятны, если узнать прочие типы семей. Характеристика современной семьи - вещь непростая. Но не только нуклеарные варианты встречаются. Выделяют еще некоторые "разновидности" ячеек общества.

Патриархальная

Последний распространенный тип - это патриархальная семья. Ее также называют еще сложной. Включает в себя несколько поколений. Обычно вместе могут проживать бабушки-дедушки, родители, молодые пары, внуки, братья и сестры. В общем, вся родня.

Обычно тут встречаются конфликты во всех областях. И во взаимоотношениях, и в ведении быта. И членам семьи придется приложить немало усилий, чтобы ее сохранить.

Типы семей и их характеристика в психологии - это важные моменты. Они позволят подготовиться к тем или иным проблемам, обезопасить себя и своих детей.

По воспитанию

Как ни странно, но типы семей и их характеристика могут зависеть от воспитания детей. Моделей поведения не так уж и много. Тем не менее каждая из них имеет определенные особенности. Какие варианты могут встречаться?

Воспитание "вседозволенность". Комментариев не требует. В таких семьях детям разрешено делать все, что они хотят. Никаких запретов и ограничений. Родители, как правило, пристально следят для своим малышом, но удовлетворяют все его потребности.

Также есть модель под названием "безнадзорность". В таких семьях родители постоянно заняты, а дети предоставлены "сами себе". Должного внимания тут малышам оказываться не будет. Чаще всего такие дети попадают под "влияние улицы".

Как говорится, из крайности в крайность. Типы семей в психологии семьи по отношению к воспитанию выделяют еще как минимум две модели поведения родителей. К примеру, по типу "Золушки". Характеризуется отверженностью ребенка, он чувствует потребительское отношение к себе. Можно сказать, дети в таких семьях - "аутсайдеры", они для взрослых - обуза. Особенно тяжко приходится малышам, которые не одни в семье. В таких случаях есть "любимчик", которого окружают любовью и вниманием. Крайне опасный вариант развития событий. Психологические проблемы и комплексы ребенку будут обеспечены!

Последний вариант воспитания - это "ежовые рукавицы". Можно сказать, что тут просматривается явная тирания со стороны родителей, культ взрослых. Дети в таких семьях бесправные, у них вокруг одни запреты, живут они "по указке родительской". Можно сказать, что основное направление в воспитании в данной ячейке общества - это устрашение малыша. Очередная крайность, которая приводит к пессимизму, гиперответственности, лишает возможности радоваться жизни, наращивает комплексы и страхи, вплоть до панических атак.

fb.ru

Психология семьи её типы

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Факультет биологии, географии и химии

Реферат

Психология семьи

Выполнила:

студентка 2 курса ФБГХ

Зуева Екатерина Васильевна

Проверил (а): Завалихина Р.С.

Красноярск 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..3

  1. Понятие семьи, типы семей…………………………………………………………….4-5

  2. Функции семьи…………………………………………………………………………………5-6

  3. Конфликты в семье………………………………………………………………………….6-7

  4. Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)…………………………………………………………………7-8

  5. Взаимоотношения между детьми в семье……………………………………..8-9

Заключение………………………………………………………………………………………………………10

Список используемой литературы…………………………………………………………………..11

Введение

В наше время проблема семьи актуальна, это объясняется тем, что увеличилось число разводов, оно превышает число заключения браков, уменьшается рождаемость, увеличивается число смертности детей и рождения больных новорожденных. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной плоскости в экономическую, психологическую плоскость. Данный факт свидетельствует о том что, сейчас в наше время семье некогда радовать жизни, каждому счастливому моменту, все потому что на семью возлагаются большие, можно сказать грандиозные задачи, которые необходимо решить, чтобы просуществовать своей маленькой ячейкой общества в этом большом и жестоком мире.

Чтобы увеличить число браков и уменьшить число разводов человечеству необходимо изучать, каким то образом погружаться в психологию семью и с помощью ее работать над своим взаимоотношениями со всеми членами семьи.

Если посмотреть статистику с 2002 по 2013 , то цифры оставляют желать лучшего. Наряду с ростом числа заключенных браков росло, хотя и не так устойчиво и быстро, число зарегистрированных разводов. В 2002 году число зарегистрированных разводов достигло своего наибольшего значения - 854 тысячи. К 2005 году оно сократилось до 605 тысяч, а затем вновь возрастало, превысив 703 тысячи в 2008 году. После очередного спада – до 639 тысяч в 2010 году – последовал очередной подъем: в 2011 году было зарегистрировано 669 тысяч разводов, что на 4,7% больше, чем в 2010 году, и на 33% больше, чем в 1998 году. В 2012 года число зарегистрированных разводов вновь оказалось ниже, чем за предшествующий год (на 25,3тысячи, или на 3,8%), а в 2013 году – напротив, на 23,1 тысячи, или на 3,6% больше, чем за предшествующий 2012 год (667,2 против 644,1 тысячи). Главной причиной расторжения брака, является вступление в него, будучи совсем молодыми людьми (юноши 20-24, девушки 20-22 года).1

  1. Понятие семьи, типы семей

Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Данное определение достаточно четко отображает понятие « семья».

Мне понравилось определение Югославского писателя Б.Нушичема, он трактует понятие семьи следующим образом, семья - необычная социальная общность, восприятие которой меняется не только от общественных условий, но и под влиянием профессиональной деятельности человека. Он же приводит суждения представителей разных профессий о браке, скорее больше эти фактом он привлек мое внимание.

  1. Историк: «Брак-это одно из весьма редких исторических явлений, когда победитель подчиняется подчиненному».

  2. Литератор: «Брак – это интересная повесть, а иногда роман с очень красивым началом, но часто плохим содержанием и чаще всего с неожиданным концом».

  3. Физик: «Брак – это такое явление, когда два тела для приобретения большей устойчивости имеют общую, но воображаемую точку опоры и поэтому очень легко теряют равновесие».

  4. Химик: «Брак – это соединение двух элементов, каждый из которых все же сохраняет свои особенности. Капля посторонней кислоты, попавшей в это соединение, вызывает в нем реакцию и разлагает на составные части».

  5. Врач: «Брак – это яд, который в самом себе содержит противоядие. Больные лучше всего себя чувствуют при высокой температуре и очень плохо при нормальной. Диета в этом случае не помогает, так как только ухудшает состояние больного».

  6. Прокурор: «Брак – это временное примирение двух враждующих сторон». Чем и объясняет свое определение семья, тем, что восприятие брака, семьи меняется от профессиональной деятельности человека. [10, с.1]

Типы семей.

Тип семей классифицируется по-разному, оно бывает:

1 Нуклеарная, сложная, полная, неполная.

2.Диктаторская, демократическая, автономная, реальная.

3. Матриархальная, патриархальная, демократическая.

Рассмотрим подробно третий тип семьи. Матриархат – это тип семьи, где власть принадлежит женщина, она принимает важные решения, касающиеся семьи, ее решения непоколебимы. Патриархат – это тип семьи, где власть принадлежит мужчине. И демократическая семью – это тип семьи, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

  1. Функции семьи.

Семья, как и любая система, реализует ряд функций.

Экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.

Репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения) - важнейшая социальная функция семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны.

Функцию воспитания детей. Семья обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы, именно благодаря воспитанию родителей, люди становятся людьми. На данный момент принято считать, что именно воспитания детей является главной функцией.

Рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи. Именно в семье мы ищем поддержку и опору, именно в семье мы может почувствовать гармонию. Одно из не менее важных функций.

Функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе (защита, мой дом - моя крепость).2

Конфликты в семье

Рассмотрели самое главное это типы и функции семьи, хотелось бы затронуть немного конфликты семьи, чтобы понять, как и какими способами можно действовать, если окажемся в той или иной ситуации.

Дисгармония – это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии между супругами. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их конкурентный характер, недопонимание, неравенство.

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

1.Сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т. п.

2.Длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

Также выделяют еще два типа, связанные с трудностями:

Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности, которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о котором упоминалось выше смерть близкого). Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.

Трудности, связанные с их суммированием и наложением друг на друга. Например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа, т.е. после появления ребенка, дать ему образование среднее, высшее, освоить профессию, сюда же относится уход за ребенком.

Но в любой ситуации необходимо принимать какое либо решение, приходить к общему нению, либо идти на компромисс. Ни в коем случаи нельзя оставить конфликт не разрешенным.

4.Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)

Молодые люди, вступившие в брак, выходят из двух разных семей с разными стилями жизни и внутрисемейного общения. Эти две семьи нельзя сбрасывать со счетов, так как они оказывают влияние на молодую семью, несмотря на проживание в отдельных квартирах, в разных городах и странах.

Очень понравились слова Карла Витакера: "Он думает, что женился на этой женщине. На самом деле он вступил в брак с другой семьей. Он должен завоевать и отнять у них эту женщину, поскольку ее биологическая связь со своей семьей гораздо сильнее, чем психосоциальная связь с ним. То же самое можно сказать и про другую сторону. Она думает, что завладела им, а на самом деле она просто стала дочерью второго сорта для его родителей, которые хотят воспользоваться ею для продолжения своей семьи, но не хотят отвечать за нее как за члена своей семьи."

После заключения брака неизбежно возникает соревнование в том, какую же из родительских семей будет воспроизводить молодая семья. Семья мужа хочет, чтобы его новая семья была такой же, как у них, а семья жены ждет, что все в молодой семье будет соответствовать Их привычному укладу (в первую очередь способ воспитания детей).

Кроме того, на символическом уровне семья родителей одного из супругов пытается "усыновить" другого супруга, сделать его как бы еще одним своим ребенком или, наоборот, воспринимает его как грабителя, похитившего их чадо и борется с ним.

Не всегда описанные выше отношения проявляются так ярко и необходимо отметить, что они осуществляются не на сознательном, а на бессознательном уровне. Если молодым супругам не удалось установить с родительскими семьями друг друга равные отношения, исключающие усыновление, то бессознательные игры продолжаются и после появления внуков. Две пары бабушек и дедушек стоят перед проблемой какому роду принадлежит внук (внучка) - его или ее. Оценивается внешнее сходство, проявления темперамента и характера.

Итак, гармоничный брак подразумевает установление с родительскими семьями равных отношений (без усыновления-удочерения и борьбы с похитителем), затем становление равных отношений сверстников между супругами, а не родительско-детских, и создание истинного союза двух семей, тех семей, откуда вышли он и она.

В свою очередь, гармоничные отношения между старшими и младшими родителями залог становления отношений между дедушками-бабушками и внуками. Тем более, что то как обращение с родителями, служит примером для подражания детям. Когда они вырастут, велика вероятность, что с нами они будут вести себя так же, как мы ведем себя с нашими родителями, их бабушками-дедушками.

5.Взаимоотношения между детьми в семье

Взаимоотношения в семье с детьми может быть абсолютно разное и носить также разный характер, поэтому родителям можно дать некоторые рекомендации:

Первое. Никогда не сравнивайте детей по принципу старший – младший. И не стремитесь любить их в соответствии с этой нелепой иерархией, мол, младших больше любят, старший за все в ответе, со старшего и спор больше. Нет, ни в кое случаи, помните ваш ребёнок даже если их два, три или более они все индивидуальны, и каждый заслуживает вашей любви поровну, не возможно любить кого то больше кого то меньше. Да и не рекомендуется.

Второе. Никогда не заставляйте детей общаться друг с другом насильно. Лучший способ избежать конфликтов между братом и сестрой это дать им выбор самим выбирать когда, как и сколько им общаться, не навязывайте их друг другу. Рекомендуется особенно если это близнецы чем раньше, тем лучше начать самостоятельную жизнь отдельно друг от друга.

Третье. Если ваши дети близнецы не стремитесь сделать их полностью быть одинаковыми во всем. Даже у совершенно похожих близняшек разные интересы и вкусы. Поэтому сдерживайтесь от соблазна одеть их в одно и тоже, дарить им одинаковые подарки и т.д. И избавляйте их от необходимости соперничать, особенно в интимном плане, если это девочки. [ 3,с 15-17]

Мое мнение по данной теме.

Действительно тема очень актуальна, так как мы все когда-нибудь да выйдем замуж, женимся, и как это случается в сказках, хотелось бы раз и навсегда. Семья я считаю также как многие авторы - это ячейка общества, которую создали два человека, а в результате развития может быть энное число людей. И нужно знать все процессы развития семью, все виды, все типы, знать, как решать тот или иной конфликт, ведь мы не сможем из за одной ссоры взять и закончить то к чему стремились, а стремились создать семью. Вспоминается хорошая цитата по поводу супружеской жизни « Когда ты ругаешься с родителями ты же не бежишь из дома и ни идешь искать себе новых, так и с мужем он должен быть один и навсегда».

Я считаю создание и сохранение семью это самая трудная работа в нашей жизни. Соглашусь также психологами, что главная функция семьи это рождение и воспитание детей, для этого мы и создаем семью. По поводу, какой по типу должна быть семья, выше говорилось о том, что чаще имеет место быть «демократическая» семья, где власть равноправное, каждый имеет право слово, и никто не ущемлен. Но мне кажется, что было бы лучше, если семья было по типу патриархальная, это семья, где власть полностью принадлежит мужчине, и я считаю это идеальный тип семьи. Потому что из покон веков, в древнее времена, глава семьи должен быть мужчина. Почему? Потому что, во-первых, мужчины я считаю, они действуют хладнокровно, с холодной головой, все обдумает, прежде чем принять какое либо решение. А женщины она, по своей натуре барышни неопределённые, сейчас хочу одно, завтра другое и доверить все в руки одной только женщине нельзя. Во – вторых, мужчина это кормилец, добытчик он должен, обязан я считаю мужчина обязан обеспечивать семью, а женщина на то и замужем чтоб быть за ним а ни на ровне или более того выше, женщине есть чем заниматься (воспитание детей, работа по хозяйству). Это что касается брака. Теперь отношения между родителями, мы, будучи детьми должны уважать и почитать сначала своих родителей, с детства, никогда не давать повода для переживаний, для тревог и уж тем более до слез. Кто кто, а родители до последнего всегда с тобой, ты для ним всё, так будь добр никогда не делай им больно. Родительская любовь-самая верная любовь. Когда вы приходите в семью к мужу либо наоборот, родителей избранника бы должны любить, как своих родителей почитать, хотя бы за то, что они воспитании человека за которого вы вышли замуж. Любой родитель достоин уважения.

Самая большая проблема я считаю это в возрасте 15-17 лет, когда идет переходный период и главное его пройти и остаться в хороших отношениях с папой и мамой, ведь будучи взрослым, лет двадцати вы понимаете, как вам не хватает их рук, их поддержки. Нужно ценить близких, пока они рядом. Семья это самое ценное, что у нас есть!

Заключение

При вступление в семью в ячейку общество, необходимо знать главное, что единственная цель семьи - это дети и их воспитание. И все последующие годы в браке работать над этим. Написав данный реферат можно выявить и устранить причину многочисленных разводов в стране, это браки, заключенные в совсем молодом возрасте, когда молодые люди, горячие, эмоциональные вступают в брак. К браку к созданию семьи надо подходить серьезно и понимать что, войдя в это сферу вы несете ответственность за будущее совей семью, за ее существование и дальнейшие развитее.

Список используемой литературы.

1. Электронный ресурс // http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0541/barom04.php

2. Электронный ресурс // http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=497846

  1. Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. – М.: Просвещение, 1988.

  1. Василев С. Психология любви. - М.: Интерпринт, 1999

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. – М.: Академия, 2002.

  1. Джайнот Х.Дж.: Родители и дети. – М.: 2009

  1. Электронный ресурс// http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/146-psixologiya-semejnyx-otnoshenij/1267-psixologiya-semi

  1. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В Юстицкис. - СПб: Питер, 2002.

  1. Электронный ресурс //http://www.realisti.ru/main/family?id=500

  1. Электронный ресурс // http://hramnagorke.ru/articles/13/71

  1. Электронный ресурс// http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0541/barom04.php

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.,2004

  1. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии.– М.,1995

1 http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0541/barom04.php

2 http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=497846

infourok.ru

Типы семей и их характеристика в психологии

Сегодня нас будут интересовать типы семей и их характеристика. Данный вопрос играет важную роль в современном мире. Ведь семей и их "разновидностей" много. Правильное определение ячейки общества поможет вести верную политику отношений, а также выстраивать воспитание детей так, чтобы они получали максимум пользы и минимум вреда. Нередко характеристика семьи позволяет выявить потенциальную угрозу того или иного характера в отношении ее членов. Так какие встречаются ячейки общества? Чем характеризуются? Какими особенностями обладают?

По количеству детей

Типы семей и их характеристика разнообразны. Дело в том, что в психологии разделение, как и в любой другой области, можно вести с разных позиций. Например, по количеству детей.

Есть бездетные семьи. Или, как их сейчас принято называть, "чайлдфри". Обычно это пары, которые не имеют никаких детей: ни усыновленных, ни своих собственных. Можно сказать, просто мужчина и женщина, вступившие в брак.

Однодетная семья - та, в которой всего один ребенок. Довольно распространенный вариант в России. В психологическом смысле такое решение может повлечь за собой определенные последствия. Например, велика вероятность воспитания эгоиста.

Малодетная - семья, в которой, как правило, два ребенка. Встречается тоже очень часто. Психология в такой ячейке общества играет важную роль. Придется соблюдать гармонию взаимоотношений, чтобы не повредить хрупкую детскую психику с рождением второго малыша.

Многодетная - ячейка общества, которая имеет 3 детей. Хотя сейчас принято называть такие семьи среднедетными. Это понятие почти изжило себя, так как более 3 малышей сейчас в России мало кто заводит. Если же опираться на понятие среднедетности, то многодетные семьи - это "общины", в которых 4 и более малышей.

Место человека

Типы семей и их характеристика - крайне важные моменты, которые помогают взрослым и детям. В частности родителям, которые до сих пор не могут оторвать собственных выросших малышей "от юбки". Дело в том, что семья - это понятие растяжимое. Даже в психологии выделяют разнообразные ее типы. Например, можно обратить внимание на классификацию по месту человека в той или иной ячейке общества.

Есть родительская семья - это та, в которой личность рождается. То есть она будет с человеком до тех пор, пока он не вырастет. А может, даже дольше.

Имеет место такое понятие, как репродуктивная семья. Как раз она и является истинной. Это семья, которую человек создает самостоятельно. В нее обычно входят дети и супруг(а). Так что, говоря о роли семьи в жизни человека, важно уточнять, о какой именно идет речь. Неправильно, если родительская станет важнее репродуктивной. Хотя здесь каждый позицию выбирает для себя сам.

Типы семей и их характеристика этим не ограничиваются. Есть и еще несколько довольно интересных классификаций. Сейчас они встречаются в психологии, хотя раньше их не было.

По проживанию

Трудно поверить, но на данный момент семьи классифицируют, как только могут. К примеру, уже есть такое понятие, как разделение по месту проживания той или иной ячейки общества.

Какими могут быть типы семей в психологии (характеристика оных тоже будет представлена нашему вниманию), если говорить о том, где живет та или иная "община"? Встречаются матрилокальные семьи. Это репродуктивные "варианты", которые проживают с родителями жены. На практике такие ячейки общества долго не существуют, обычно они распадаются в первые годы совместного проживания. Есть патрилокальные семьи. Соответственно, это такие ячейки общества, которые живут с родителями мужа. Тоже крайне нестабильны, быстро распадаются, в них много конфликтов.

Неолокальные семьи - это, как правило, самостоятельные ячейки общества. Они живут в отдаленных от родителей местах. Типичная репродуктивная семья, которая ни от кого не зависит. Идеально подходит для рождения детей и их воспитания. Если вовремя не стать неолокальной ячейкой общества, можно вообще лишиться собственной репродуктивной семьи. Это необходимо учитывать.

Состав

Типы семей и их характеристика в психологии играют важную роль. Помимо уже перечисленных вариантов можно рассмотреть состав "общин". Тут тоже есть своя собственная классификация.

Есть семьи полные. В них, как правило, есть оба родителя и хотя бы один ребенок. В противном случае такая ячейка общества называется неполной. В ней нет одного из родителей либо она считается бездетной.

Также выделяют обычно составные семьи. В них есть родители и несколько детей. Не важно, родных или усыновленных. Это крайне распространенный тип, который включает в себя множество особенностей. Одна из них - это взаимоотношения детей. Придется этому моменту уделять отдельное внимание.

Нуклеарная

Теперь стоит обратить внимание на то, что типы семей в психологии семьи также имеют несколько основных категорий. Довольно сложных. Их нужно рассматривать отдельно. Ведь особенностей у подобных ячеек общества более чем достаточно.

Чаще всего встречаются нуклеарные семьи. Это такие ячейки общества, в которых имеет место только одно поколение людей. Причем представлена такая семья только родителями (или одним из них), а также детьми. И не более того. Можно сказать, что каждая полная семья - нуклеарная.

Нередко такие "общины" называют еще простыми. На то есть свои причины. Они станут понятны, если узнать прочие типы семей. Характеристика современной семьи - вещь непростая. Но не только нуклеарные варианты встречаются. Выделяют еще некоторые "разновидности" ячеек общества.

Патриархальная

Последний распространенный тип - это патриархальная семья. Ее также называют еще сложной. Включает в себя несколько поколений. Обычно вместе могут проживать бабушки-дедушки, родители, молодые пары, внуки, братья и сестры. В общем, вся родня.

Обычно тут встречаются конфликты во всех областях. И во взаимоотношениях, и в ведении быта. И членам семьи придется приложить немало усилий, чтобы ее сохранить.

Типы семей и их характеристика в психологии - это важные моменты. Они позволят подготовиться к тем или иным проблемам, обезопасить себя и своих детей.

По воспитанию

Как ни странно, но типы семей и их характеристика могут зависеть от воспитания детей. Моделей поведения не так уж и много. Тем не менее каждая из них имеет определенные особенности. Какие варианты могут встречаться?

Воспитание "вседозволенность". Комментариев не требует. В таких семьях детям разрешено делать все, что они хотят. Никаких запретов и ограничений. Родители, как правило, пристально следят для своим малышом, но удовлетворяют все его потребности.

Также есть модель под названием "безнадзорность". В таких семьях родители постоянно заняты, а дети предоставлены "сами себе". Должного внимания тут малышам оказываться не будет. Чаще всего такие дети попадают под "влияние улицы".

Как говорится, из крайности в крайность. Типы семей в психологии семьи по отношению к воспитанию выделяют еще как минимум две модели поведения родителей. К примеру, по типу "Золушки". Характеризуется отверженностью ребенка, он чувствует потребительское отношение к себе. Можно сказать, дети в таких семьях - "аутсайдеры", они для взрослых - обуза. Особенно тяжко приходится малышам, которые не одни в семье. В таких случаях есть "любимчик", которого окружают любовью и вниманием. Крайне опасный вариант развития событий. Психологические проблемы и комплексы ребенку будут обеспечены!

Последний вариант воспитания - это "ежовые рукавицы". Можно сказать, что тут просматривается явная тирания со стороны родителей, культ взрослых. Дети в таких семьях бесправные, у них вокруг одни запреты, живут они "по указке родительской". Можно сказать, что основное направление в воспитании в данной ячейке общества - это устрашение малыша. Очередная крайность, которая приводит к пессимизму, гиперответственности, лишает возможности радоваться жизни, наращивает комплексы и страхи, вплоть до панических атак.

autogear.ru

Типы семей и их характеристика в психологии

Самосовершенствование 19 мая 2016

Сегодня нас будут интересовать типы семей и их характеристика. Данный вопрос играет важную роль в современном мире. Ведь семей и их "разновидностей" много. Правильное определение ячейки общества поможет вести верную политику отношений, а также выстраивать воспитание детей так, чтобы они получали максимум пользы и минимум вреда. Нередко характеристика семьи позволяет выявить потенциальную угрозу того или иного характера в отношении ее членов. Так какие встречаются ячейки общества? Чем характеризуются? Какими особенностями обладают?

По количеству детей

Типы семей и их характеристика разнообразны. Дело в том, что в психологии разделение, как и в любой другой области, можно вести с разных позиций. Например, по количеству детей.

Есть бездетные семьи. Или, как их сейчас принято называть, "чайлдфри". Обычно это пары, которые не имеют никаких детей: ни усыновленных, ни своих собственных. Можно сказать, просто мужчина и женщина, вступившие в брак.

Однодетная семья - та, в которой всего один ребенок. Довольно распространенный вариант в России. В психологическом смысле такое решение может повлечь за собой определенные последствия. Например, велика вероятность воспитания эгоиста.

Малодетная - семья, в которой, как правило, два ребенка. Встречается тоже очень часто. Психология в такой ячейке общества играет важную роль. Придется соблюдать гармонию взаимоотношений, чтобы не повредить хрупкую детскую психику с рождением второго малыша.

Многодетная - ячейка общества, которая имеет 3 детей. Хотя сейчас принято называть такие семьи среднедетными. Это понятие почти изжило себя, так как более 3 малышей сейчас в России мало кто заводит. Если же опираться на понятие среднедетности, то многодетные семьи - это "общины", в которых 4 и более малышей.

Место человека

Типы семей и их характеристика - крайне важные моменты, которые помогают взрослым и детям. В частности родителям, которые до сих пор не могут оторвать собственных выросших малышей "от юбки". Дело в том, что семья - это понятие растяжимое. Даже в психологии выделяют разнообразные ее типы. Например, можно обратить внимание на классификацию по месту человека в той или иной ячейке общества.

Есть родительская семья - это та, в которой личность рождается. То есть она будет с человеком до тех пор, пока он не вырастет. А может, даже дольше.

Имеет место такое понятие, как репродуктивная семья. Как раз она и является истинной. Это семья, которую человек создает самостоятельно. В нее обычно входят дети и супруг(а). Так что, говоря о роли семьи в жизни человека, важно уточнять, о какой именно идет речь. Неправильно, если родительская станет важнее репродуктивной. Хотя здесь каждый позицию выбирает для себя сам.

Типы семей и их характеристика этим не ограничиваются. Есть и еще несколько довольно интересных классификаций. Сейчас они встречаются в психологии, хотя раньше их не было.

По проживанию

Трудно поверить, но на данный момент семьи классифицируют, как только могут. К примеру, уже есть такое понятие, как разделение по месту проживания той или иной ячейки общества.

Какими могут быть типы семей в психологии (характеристика оных тоже будет представлена нашему вниманию), если говорить о том, где живет та или иная "община"? Встречаются матрилокальные семьи. Это репродуктивные "варианты", которые проживают с родителями жены. На практике такие ячейки общества долго не существуют, обычно они распадаются в первые годы совместного проживания. Есть патрилокальные семьи. Соответственно, это такие ячейки общества, которые живут с родителями мужа. Тоже крайне нестабильны, быстро распадаются, в них много конфликтов.

Неолокальные семьи - это, как правило, самостоятельные ячейки общества. Они живут в отдаленных от родителей местах. Типичная репродуктивная семья, которая ни от кого не зависит. Идеально подходит для рождения детей и их воспитания. Если вовремя не стать неолокальной ячейкой общества, можно вообще лишиться собственной репродуктивной семьи. Это необходимо учитывать.

Состав

Типы семей и их характеристика в психологии играют важную роль. Помимо уже перечисленных вариантов можно рассмотреть состав "общин". Тут тоже есть своя собственная классификация.

Есть семьи полные. В них, как правило, есть оба родителя и хотя бы один ребенок. В противном случае такая ячейка общества называется неполной. В ней нет одного из родителей либо она считается бездетной.

Также выделяют обычно составные семьи. В них есть родители и несколько детей. Не важно, родных или усыновленных. Это крайне распространенный тип, который включает в себя множество особенностей. Одна из них - это взаимоотношения детей. Придется этому моменту уделять отдельное внимание.

Нуклеарная

Теперь стоит обратить внимание на то, что типы семей в психологии семьи также имеют несколько основных категорий. Довольно сложных. Их нужно рассматривать отдельно. Ведь особенностей у подобных ячеек общества более чем достаточно.

Чаще всего встречаются нуклеарные семьи. Это такие ячейки общества, в которых имеет место только одно поколение людей. Причем представлена такая семья только родителями (или одним из них), а также детьми. И не более того. Можно сказать, что каждая полная семья - нуклеарная.

Нередко такие "общины" называют еще простыми. На то есть свои причины. Они станут понятны, если узнать прочие типы семей. Характеристика современной семьи - вещь непростая. Но не только нуклеарные варианты встречаются. Выделяют еще некоторые "разновидности" ячеек общества.

Патриархальная

Последний распространенный тип - это патриархальная семья. Ее также называют еще сложной. Включает в себя несколько поколений. Обычно вместе могут проживать бабушки-дедушки, родители, молодые пары, внуки, братья и сестры. В общем, вся родня.

Обычно тут встречаются конфликты во всех областях. И во взаимоотношениях, и в ведении быта. И членам семьи придется приложить немало усилий, чтобы ее сохранить.

Типы семей и их характеристика в психологии - это важные моменты. Они позволят подготовиться к тем или иным проблемам, обезопасить себя и своих детей.

По воспитанию

Как ни странно, но типы семей и их характеристика могут зависеть от воспитания детей. Моделей поведения не так уж и много. Тем не менее каждая из них имеет определенные особенности. Какие варианты могут встречаться?

Воспитание "вседозволенность". Комментариев не требует. В таких семьях детям разрешено делать все, что они хотят. Никаких запретов и ограничений. Родители, как правило, пристально следят для своим малышом, но удовлетворяют все его потребности.

Также есть модель под названием "безнадзорность". В таких семьях родители постоянно заняты, а дети предоставлены "сами себе". Должного внимания тут малышам оказываться не будет. Чаще всего такие дети попадают под "влияние улицы".

Как говорится, из крайности в крайность. Типы семей в психологии семьи по отношению к воспитанию выделяют еще как минимум две модели поведения родителей. К примеру, по типу "Золушки". Характеризуется отверженностью ребенка, он чувствует потребительское отношение к себе. Можно сказать, дети в таких семьях - "аутсайдеры", они для взрослых - обуза. Особенно тяжко приходится малышам, которые не одни в семье. В таких случаях есть "любимчик", которого окружают любовью и вниманием. Крайне опасный вариант развития событий. Психологические проблемы и комплексы ребенку будут обеспечены!

Последний вариант воспитания - это "ежовые рукавицы". Можно сказать, что тут просматривается явная тирания со стороны родителей, культ взрослых. Дети в таких семьях бесправные, у них вокруг одни запреты, живут они "по указке родительской". Можно сказать, что основное направление в воспитании в данной ячейке общества - это устрашение малыша. Очередная крайность, которая приводит к пессимизму, гиперответственности, лишает возможности радоваться жизни, наращивает комплексы и страхи, вплоть до панических атак.


Источник: fb.ru

monateka.com

Психология семьи

1. Межличностные эмоциональные отношения и их виды

2. Компоненты и виды любви по Э Фромму

3. Эмоциональная близость и причины избегания эмоциональной близости

4. Динамики любви

5. Состояние влюбленности и ее отличие от любви

6. Закономерности выбора партнера

7. Понятие семьи, типы семей

8. Типы дисфункциональных семей

9. Стадии жизненного цикла семьи

10. Задачи и проблемы семьи на разных стадиях

11. Конфликты в семье

12. Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)

13. Взаимоотношения между детьми в семье

14. Формирование личности ребенка в семье

15. Стили семейного воспитания

16. Завершение эмоциональных отношений

Список литературы

Семьи без межличностных эмоциональных отношений не бывает. В лучшем случаетакую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.

Воспитание детей и семейные отношения основаны на чувствах. Именно эмоциональные отношения между членами семьи создают почву для уверенности в себе и удовлетворенности своей частной жизнью.

Что-либо чувствовать – это качество, которое человека делает человеком. Чувства бывают разные – положительные и негативные, сильные и слабые, крепкие и мимолетные. Что-либо чувствовать – это не стыдно, это присуще любому человеку[1] .

Конечно, одни и те же события или действия у разных людей вызывают разные чувства. В этом тоже нет ничего удивительного. Именно это делает нашу жизнь насыщенной и интересной. Именно это дает нам надежду на удовлетворение одной из главных потребностей человека – потребности в эмоциональном контакте. Из этого эмоционального контакта вырастают межличностные отношения. В отсутствии эмоционального контакта межличностные отношения сохнут и умирают.

Эмоциональные отношения психологи представляют на два вида, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В случае применительно к воспитанию детей основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

В книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. пишет: «Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости.

В своей работе Фромм выделяет пять компонентов, присущих каждому виду любви[2] . Это давание, забота, ответственность. уважение и знание. Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, - считает Фромм. То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим “. Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. “Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь как один из путей познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.[3]

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. “ Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, “ - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом “любовь” будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию - религию Любви.

Проявление близости предполагает заботу, сочувствие, стремление лучше узнать друг друга, физическое влечение, самоотверженность, стремление удовлетворить свои и чужие запросы, открытость, слова, которых никогда и никому не говорили до этого.

Если человек достиг такого рода эмоциональной близости с кем-то, то он достиг высшей степени близости. Такие отношения предопределяются четырьмя факторами.

1. Доверие. Оно дарит атмосферу свободы. Отсутствуют взаимные упреки, критика, напряженность. Если люди не умеют доверять, то они страдают чувством подозрительности. Что бы вы не говорили и не делали, какие бы искренние чувства вы ни проявляли, недоверчивый человек все - равно заподозрит неладное, обвинит вас в нечестности или хитрости. Основой доверия становятся честность и уважение друг к другу.

2. Открытость. Каждый чувствует, что может быть самим собой, сбросить все свои маски. Близкие люди и радость, и горе делят всегда пополам. Если в отношениях не будет честности и открытости, то не будет ни расположения, ни его плодов, возможными станут лишь кислая падалица ревности, взаимных обвинений и нападок. Оба близких друг другу человека должны чувствовать, что их переживания значимы и что им уделяют внимание. Из таких отношений и вырастает уважение друг к другу.

3. Свобода. Даже при самых близких отношениях вы — не собственность друг друга. Каждый волен двигаться в любом направлении, будь то вместе или врозь. Независимость должна быть признана. И никаких упреков или недоверия. Если отношения отмечены честностью, открытостью и доверием, то нет нужды быть подозрительным или излишне требовательным. Каждый должен иметь возможность развивать свои собственные вкусы, таланты и способности, не испытывая давления со стороны другого.

4. Время. Чтобы возникла близость, требуется время, и нельзя его торопить. В большинстве своем пары приходят к близости только после нескольких лет супружества, а некоторым этого достичь так никогда и не удается. Подобная эмоциональная близость, при отсутствии физической, возможна и даже желательна.

Эмоциональная близость требует большей отдачи и большей работы над собой и своими отношениями.

Рассмотрим причины избегания близости. Достичь близости, ничем не поступившись, практически невозможно. А иногда за нее приходится платить болью и обидой разрыва. Но зато и наградой в наших отношениях с другими нам служит возрастающее самоуважение, чувства того, что ты любим, что о тебе заботятся, тебя защищают радость и покой доверия. Все это перевешивает боль. Некоторые люди проходят по жизни, так и не узнав, что такое близость. О, они хотят ее, но неспособны пожертвовать тем, что для этого необходимо. Близкие отношения могут не выдержать давления родителей или сверстников, разрушиться из-за того, что не сбылись ваши надежды или ожидания, из-за вмешательства посторонних, секса, из-за переоценки системы ценностей, разницы во взглядах или от ощущения, что вас используют.

4. Динамики любви

Если однажды, роком или ненароком, человек влюбляется по самые уши, то очень часто начинает преследовать стойкое убеждение, будто любимый человек совершенно не слышит.

Так как динамика любовных отношений у мужчин и женщин несколько разнится, то и не удивительно, что подобное проявление чувства в большей мере свойственно мужчинам[4] . И как только они не получили должного отклика от объекта своей влюбленности, на них и нападает стойкое убеждение, что вновь и вновь признаваться в любви надо при каждом удобном случае. Мне трудно сказать определенно, с чем это связано и почему признание в любви приобретает столь маниакальные формы. Очевидно лишь то, что подобная линия поведения будет наименее эффективна или даже разрушительна.

mirznanii.com

Типология семьи.

Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной семье – семье, состоящей из многих поколений. В ней живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются с родителями, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В ней изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.

Типология

Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.

Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибокпервого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная и воспитательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.

В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.

Данная типология является наиболее распрастранненой в современной науки.

Функции семьи.

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

- воспитательная – социализация молодого поколения;

- хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

- социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

- духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

- социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

- досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

- эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социальная функция семьи.

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В дошкольном (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.

Стадий развитие семьи.

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета. Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.

psyvision.ru

Типы семейных систем по В.Сатир

( Семейный психолог, психоаналитик Куликова Е. А. 2013)

В семейной системе Вирджиния Сатир выделяет:

  • цели – воспитание детей
  • основные элементы – дети и взрослые
  • порядок функционирования семейной системы – правила, тип общения, сомооценка каждого
  • энергетика системы – активность, жизненные позиции, пища
  • взаимодействия с внешним миром – отношение к изменениям

Существует два вида систем: закрытые и открытые.

В закрытых системах обмен информацией между ее участниками не происходит. Элементы либо неподвижно соединены, либо не соединены. В закрытых семейных системах существуют определенные установки: люди злы, отношения основываются на страхе и силе, у кого власть- тот знает, как жить, другой лучше знает, что ты хочешь. В них есть начальник, исполнители, все изменения вызывают сопротивление, правила жесткие, общение препятствует внутреннему росту. Физически участники чувствуют себя плохо. Самооценка у членов семьи низкая. Используются четыре неконструктивных стиля коммуникации. Присутствует запрет на обсуждения. Принцип работы системы: хорошо-плохо.

В открытых системах информация циркулирует с внешним миром. Элементы подвижны и взаимосвязаны. В открытых семейных системах изменения приветствуются, важно чувство самооценки, поступки основаны на принципах человека, правила прогрессивные, общение способствует личностному росту. Физически участники чувствуют себя хорошо. Самооценка у членов семьи высокая. Используется уравновешенный стиль коммуникации. Присутствует свобода обсуждений. Система работает по принципу развития.

«Самым важным является человеческая жизнь». Поэтому задача психотерапевта переводить закрытые системы в открытые. Открытая система гибкая, она может и закрыться, если у нее есть необходимость. Важно членам семьи вместо вопроса «почему?» (обвинение) спрашивать «как» (понимание)? Это исследовательская позиция.

Итак, элементы семейной системы – это правила, убеждения, самооценка и тип общения (или коммуникации). Но есть еще другое свойство семейной системы – это стремление к неизменному самосохранению. Обычно страх экспериментировать мешает искать другие способы достижения равновесия в системе. Цель семьи – развитие каждого. Поэтому необходимо наблюдать за семейной системой, перестраивать и изменять ее. Только тогда семья сможет стать гармоничной.

В гармоничной семье все должны занимать свои определенные ниши, понимать, признавать и принимать это.

В семье все связаны друг с другом и каждый оказывает влияние на другого. Каждый член семьи может стать центром системы связей. Любая семья идет по своему пути развития и в прошлом можно найти ответы на сегодняшние вопросы. Каждый в семье играет разные роли, которые оказывают влияние на его жизнь. Важно, чтобы роль соответствовала вашему состоянию и мыслям.

Понравилась статья - поделись в социальной сети с друзьями

Другие статьи по психологии:

mp-34.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *