Толерантность это в обществознании – Толерантность (социология) — Википедия

Урок обществознания «Толерантность»

Россия – многонациональное,
многоконфессиональное государство, поэтому тема
терпимости и толерантности важная в
общеобразовательном и воспитательном процессе.

“Для России, как и для любой другой страны,
понятие толерантности неотделимо от понятия
культура. Человек, как действительный субъект
своей культуры, независимо от особенностей
(этнических, исторических, географических
и пр.) ее формы, всегда относится к субъекту
иной формы культуры (иного народа и пр.) с
уважением и интересом. Иное невозможно в силу
единства для всех форм культуры нравственной,
общечеловеческой основы” (В. Латышев)

Толерантность – это минимальное требование к
общественным отношениям не допускать насилия и
принуждения. В условиях толерантного общества
может быть осуществлено полное раскрытие лучших
возможностей человека.

На данном уроке предполагается групповая работа,
которая в процессе как подготовительной, так и на
уроке является  сплочением, умением
прислушиваться друг другу.

Интегрированный материал урока позволяет шире
рассмотреть данную тему, а стихотворения Б.
Заходера направлены эмоционально повлиять на
личность ученика.

Проведение социологических опросов самими
учащимися вызывают интерес к поставленной теме и
поиск решения проблем нетолерантного поведения.

Важно отметить, что данный урок способствует
подготовке учащихся к успешной адаптации и
социализации  их в современном мире  после
окончания школы.

Таким образом, толерантное сознание и мирный
настрой  нужно воспитать, а начинать
воспитывать нужно с малого: со своего класса,
школы, региона и т.д.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель – создать условия
для осознания и осмысления  учебной
информации средствами интеграции учебного
материала /обществознание+литература/ и
использованием видеоресурсов.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: воспитание принципов
    толерантности; выработка у учащихся признание и
    уважение разной этнонациональной, религиозной и
    иной принадлежности людей, их права на другие
    взгляды и убеждения;
  • Развивающая: развитие навыков анализа,
    сравнения и сопоставления, а также поиска
    информации, развитие монологической речи.
  • Воспитательная: воспитание чувства
    толерантности.

Методы обучения: частично-поисковый,
исследовательский

Формы организации познавательной
деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,  групповая.

Средства обучения: повесть В.
Железникова «Чучело»,  кадры из фильма
«Чучело» режиссер Р.Быков, статистические данные
социологических опросов; сборник стихотворений
Б.Заходера

ХОД УРОКА

«Владеть собой настолько, чтобы
уважать других, как самого себя, и поступать с
ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, –
вот что можно назвать человеколюбием».  (Конфуций)

– О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
человеколюбии)


– Как иначе мы можем сказать о человеколюбие? (Толерантность)

– Ребята, а что такое толерантность в вашем
понимании?

Исходя из выше сказанного,
сформулируйте тему и задачи нашего урока. Тема
нашего урока – «Толерантность».

В течение урока, мы должны:

– выяснить, что такое толерантность;

– рассмотреть понятие толерантности с разных
ключевых позиций;

– определить, какова роль толерантности в нашем
современном обществе.

Учитель: “Толерантность —
терпение, терпимость, понимание, способность
проникаться и понимать других людей. Дружелюбие,
спокойствие, адекватное восприятие.

Основными видами толерантности является
политическая, религиозная, социальная.
Политическая толерантность, как пишет
Б. Риэрдон, “предполагает, что мы в
достаточной мере доверяем нашим политическим
оппонентам, чтобы позволить им организоваться,
провести выборную кампанию и сформировать
правительство”. Под религиозной толерантностью
или веротерпимостью понимается как равное
отношение государства ко всем религиям и
вероисповеданиям, так и толерантность,
существующая в межрелигиозных и
межконфессиональных отношениях.

Социальная толерантность – это человеческое
отношение к друг другу.

Первая задача нашего урока решена: мы выяснили,
что такое толерантность – это терпение,
терпимость, человеческое отношение к друг другу.

Вторая задача урока: рассмотреть толерантность с
точки зрения религии, расы и отношений людей с
друг другом.

Для этого были созданы три рабочие группы,
которые самостоятельно занимались поиском и
анализом информации. Каждая группа выступает с
докладами и сообщениями:

1 группа: понятие толерантности
с точки зрения ислама, буддизма и христианства.

Библия: «Относись к другому как к самому себе,
люби ближнего своего как самого себя». Ведь все
люди, независимо от расы, национальности,
культуры, обычаев, положения, возраста, пола, –
все одинаковы.

Буддизм: Любое желание, которое испытывает
человек, приводит к страданиям. Единственный
выход заключается в подавлении всяких страстей,
всяких стремлений. Если это удается, то человек
после смерти не возродится в ином виде к новым
страданиям. Это прекращение процесса
бесконечного перерождения и является нирваной —
высшим благом. Путь к спасению достигался самим
человеком, его волей к подавлению желаний.
Самоусовершенствование, отказ от богатств и
земных благ не зависели от происхождения или
положения человека в обществе. Эти внешние
моменты не могли помешать верующему достигнуть
нирваны. Буддисты отнюдь не призывали к
насильственной отмене сословных и племенных
перегородок или имущественных различий, но
проповедовали соблюдение принципа равенства.
Будда (слово это на санскрите значит
«просветленный») учил милосердию ко всему
живому. Его главные заповеди: не убивать, не
красть, не прелюбодействовать, не оскорблять
словами («употребляй лишь добрые слова»), никому
не желать зла, не желать имущества другого,
никому не завидовать.

Ислам — самая молодая из мировых религий —
включает в себя многие основные положения
Библии, о чем говорил и сам ее основатель —
Мухаммед, который признавал библейских пророков
и относился с уважением к их учению.

2 группа: толерантность с точки
зрения национальности и рас.

По статьям из средств массовой
коммуникации приводят примеры того, что во
многих странах, где живут представители разных
рас и национальностей живут в мире друг с другом.
Ярким примером национальной толерантности
является наш субъект РФ – Кировская область.
Национальный состав населения Кировской
области  (данные переписи от 2002 года)

Русские         
                 1
365 438            90,82%

Татары          
                
43 415      
          2,89%

Марийцы      
                
38 930      
         2,59%

Удмурты       
                
17 952      
         1,19%

Украинцы     
                
11 399      
         0,76%

Белорусы      
                
2 846        
         0,19%

Армяне          
                2 123  
               0,14%

Чуваши          
                1 856  
               0,12%

Цыгане          
                1
499        
         0,10%

Немцы           
                1
482        
         0,10%

Молдаване    
                1
269        
         0,08%

Коми 
                           
1 054         
        0,07%

Коми-пермяки         
     817        
            0,05%

Мордва         
                 604         
          0,04%

Грузины        
             
   565         
          0,04%

Узбеки           
                 516         
          0,03%

Башкиры       
                  510         
          0,03%

Евреи           
                   499          
          0,03%

Чеченцы       
                  350         
          0,02%

Поляки          
                  315         
          0,02%

Казахи           
                  269         
          0,02%

Таджики       
                   258          
         0,02%

Вьетнамцы   
                   231        
          0,02%

Социологический опрос – «Национальный
состав нашей школы»

Ярким примером толерантности, терпимости друг
другу, где стираются национальные границы
является наша школа. Рабочей группой был
проведен социологический опрос среди учащихся
школы:

Всего опрошенных: 180 человек

Русские        &nb

urok.1sept.ru

Методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме: Толерантность — путь к миру.

Оборудование: презентация, мультимедиа, телевизор, мультфильм, карточки, листочки, солнышко, лучики, фломастеры.

 

Ход урока.

  1. Вступление. Слово учителя.

                                              Здравствуйте, ребята!

Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.

        Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей.  Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

2. Объявление темы урока.

 Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение?

Его слова – это не только  урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом мы и поговорим сегодня.  

        

3. Постановка проблемы.

 Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.  Российская Федерация  — одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.

       Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как: 

— Петр Иванович Багратион — российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; 

—  Абрам Петрович Ганнибал — генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; 

—  Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» — из обрусевших датчан; 

—  Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики —  из поляков… 

        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

4. История толерантности:

Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Шарль Морис  Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци онном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не сомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважитель но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст вам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.

5. Введение и объяснение понятия толерантность.

—  Сегодня мы часто  слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово «толерантность». Что же оно обозначает?

 Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

        Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 —     Определение слова «толерантность» в мире:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей и мнений;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?

6. Работа с понятием толерантность.

— Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков (пишут на листочках). Например:

— А теперь давай проведем буквенный анализ слова толерантность

Т – терпение

О – ответственность

Л – любовь, любезность

Е – единство, единомыслие.

Р – равенство, развитие, радость

А – альтруизм  (нравственная солидарность с другими человеческими существами

Н – независимость, надежность, нравственность

Т – товарищество

Н – неравнодушие, нетребовательность, невзыскательность.

О – оптимизм, общение

С – справедливость, свобода, снисходительность, счастье, сотрудничество, солидарность, сострадание.

Т – терпимость

Ь – чуткость,

7. Фронтальная беседа.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

— Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

          — В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии…. )

        — Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам.

    — Почему происходят войны? (Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых). 

    — Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? ( Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение). 

    —  Мы должны проявлять милосердие?

 Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. 

8. Продолжите фразу

—  Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……

— Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..

— Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….

— Когда ко мне обращаются с уважением, то ….

— Какой вывод мы должны сделать?  А кто помнит, как звучит золотое правило общения? (Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе).

9.Тестирование 
        А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, на листке поставите плюс..

Миша плохо одет…

  1. Это неважно.
  2. Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  1. Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  2. Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1. Ты стремишься лучше узнать его.
  2. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  1. Ты разговариваешь с ним.
  2. Ты говоришь, что все мальчик — нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  1. Ты пытаешься защитить его.
  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Ответы:

7. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

 от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

10. Просмотр мультфильма.

— Как вы поняли содержание мультфильма?

— Чему он нас учить?

— Что значить быть толерантным человеком?

— А какие качества толерантной личности вы выделите?

(Терпимость, Сострадание, Прощение, Желание что-либо делать вместе, Милосердие,  Сотрудничество, Уважение прав других, Принятие другого таким, какой он ест)

11.Обобщение. 
 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

— Как вы поняли эту притчу?

12. Тренинг 
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина — Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
— Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

13. Заключительное задание «Дерево толерантности»

— Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

14. Итог урока 

    Государства — члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.

          Мои вам пожелания.

Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

        Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч.

nsportal.ru

Статья по обществознанию на тему «Толерантность».

  Толерантность в переводе с латыни означает терпение.

 В 1995 году ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры) приняло Декларацию принципов толерантности. На основе этой декларации Правительство РФ в 2001 году приняло программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)». Цель программы — «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения».

 По моему мнению, причина появления такой программы заключается в следующем. Мы живем в обществе крайнего расслоения, где есть немного очень богатых и очень много бедных, где нет среднего класса, стабилизирующего общество. Для такого общества характерна высокая конфликтность, агрессивность, нестабильность. Государство решило развивать толерантность в обществе, чтобы предотвратить социальные конфликты. Главная роль в формировании толерантной личности отводится школе, так как учителя непосредственно могут воздействовать на сознание ребенка. Это госзаказ школе: сформировать поколение людей с новым мировоззрением, важнейшая черта которого — толерантность.

 Каково современное наполнение этого понятия? Толерантность — это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. 

  Толерантность — понятие неоднозначное: имеет как позитивный, так и негативный аспект в контексте воспитательной педагогики.

  К чему ведет, с точки зрения психологии, постоянное подавление протеста, чувств, непротивление агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта? Все это снижает чувствительность и ведет к саморазрушению личности.

  С точки зрения естественных наук толерантность — это отсутствие иммунологической реакции;

потеря организмом животного способности вырабатывать антитела. На ум сразу приходит СПИД.

  С точки зрения педагогики толерантность — это признание, принятие, понимание. Признание — это осознание права человека быть другим, отличным от остальных. Принятие — это положительное отношение к таким отличиям. Понимание — способность взглянуть на мир другого с двух точек зрения: своей собственной и его. Результат такого положительного отношения можно посмотреть на примере Франции: примерно 10 лет назад там каждый третий родившийся ребенок — это негр, то есть французская нация — умирающая.

   Как педагогам предлагают воспитывать толерантную личность?

1) Надо работать над проблемой отношения ребенка к другим культурам.

2) Важно, чтобы дети видели сходство разнообразных культур.

Но здесь существует опасность утраты своей культуры. 

1) Надо сначала усвоить все богатство родной культуры, а уж потом расширять кругозор, изучая другие культуры.

2) Человек, уважающий родную культуру, с уважением будет относиться к чужой культуре.

Выводы.

1. Главная задача нашего государства — формирование толерантной личности как залог стабильности общества. Объективно главная задача нашего общества — воспитание культурной личности, сохранение русской культуры как основы русского народа.

2. Толерантность ориентирует человека на бесконфликтность. Развитие же общества идет через разрешение противоречий; разрешение это может идти и через конфликт. Конфликта не надо бояться, главное — научиться грамотно его разрешать через диалог общества и государства, а также за счет адекватной социально-экономической политики. Бесконфликтного развития общества не бывает. Иначе происходит застой общества, выливающийся потом в социальный взрыв.

3. Толерантность включает в себя негативный аспект. Культура — только позитивна (преобразовательная деятельность человека и ее результаты — материальные и духовные ценности).

infourok.ru

Классный час «Толерантность — это….»

Классный час о толерантности (9 класс)

Цели:

-познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

-развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

-дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

-развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

-способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

— Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Это

-Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению        

-Сострадание        

-Принятие другого таким, какой он есть

-Прощение        

-Толерантность        

-Принятие другого таким, какой он есть

-Уважение прав других        

-Сотрудничество, дух партнерства        

-Милосердие, Уважение человеческого достоинства

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова «толерантность»

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

1.Какое из определений вам импонирует более всего?

2.Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3.А что же объединяет эти определения?

4.Какое из определений вам импонирует более всего?

5.Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

6.А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Упражнение «Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

— Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.

— Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав ее руку.

— Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

— А нам-то что? Он сам виноват.

— Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

— Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

— Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

— Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, — он попытался увести ее.

— Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

— Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

— я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

— Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

— Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, — у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

— Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

— Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

— У вас открытый перелом, — проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, — она быстро подошла к телефонному аппарату.

— Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

— Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

1.Почему молодой человек отказался помочь?

2.Как бы вы поступили в этом случае?

3.Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4.Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности:

-Толерантный

-Интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость,

любознательность

снисходительность

доверие, гуманизм        

непонимание

игнорирование

эгоизм

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

цинизм

немотивированная агрессивность

        

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» —

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

— О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

— Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

— О, мой король, — вскричал солдат, —

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

— А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

— Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

— А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

— В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

-Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

-Как вы думаете, почему изменился король?

-Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Задание Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

-Уважай собеседника.

-Старайся понять то, о чем говорят другие.

-Отстаивай свое мнение тактично.

-Ищи лучшие аргументы.

-Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

-Стремись учитывать интересы других.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

-любовь;

-прощение;

-терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Подведение итога классного часа и рефлексия.

nsportal.ru

Урок по предмету «Обществознание» «ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ДЕМОКРАТИЯ. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ.»

ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ДЕМОКРАТИЯ. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ.

Цель мероприятия:

  • учебная – расширение и обогащение знаний о различных аспектах толерантности, формулирование самого понятия «толерантности»;

  • развивающая – развивать интерес обучающихся к пониманию различных аспектов толерантности; развивать образное мышление, память:

  • воспитательная – воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию, направленную на утверждение общечеловеческих ценностей построение государства – Донецкой Народной республики; способствовать воспитанию уважения к человеческой личности как высшей ценности.

Компетентности: формирование

  • информационно-коммуникативной компетентности через применение информационно-коммуникативных технологий на уроке;

  • социальной – через формирование способности личности продуктивно сотрудничать в команде;

  • предметной – через приобретение определенных знаний по теме урока в пределах содержания предмета «Обществознание».

Основные ведущие идеи:

  • быть готовым к тому, что все люди разные — не лучше и не хуже, а просто разные;

  • научиться воспринимать людей такими, какие они есть, не пытаясь изменить в них то, что нам не нравится;

  • ценить в каждом человеке личность и уважать ее мысли, чувства, убеждения независимо от того совпадают они с нашими;

  • сохранять свое лицо, стремиться найти себя и при любых обстоятельствах оставаться собой.

Ожидаемые результаты:

После занятия учащиеся смогут: сформулировать, что такое толерантность, почему необходимо быть толерантным; выяснять сущность различных видов социальных отношений, их взаимозависимость и личное отношение к ним; не только конкретизировать для себя отдельные понятия, но и услышать других, понять их.

Форма проведения: занятие-тренинг с элементами дискуссии и групповыми методами самостоятельной работы.

Инструментарий: интерактивная, мультимедийная доска; презентация (приложение 1: информационная карта; приложение 2 высказывания известных людей; приложение 3: «Оцените ситуацию»; приложение 4: особенности толерантной личности) компьютеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

История о мудреце

Однажды к мудрецу пришли два человека, которые не могли решить спор.

— Мудрец, ты знаешь, как восходит солнце и почему появляется месяц. Ты знаешь, почему вспыхивают звезды и почему дует ветер! Ты знаешь людей и их проблемы, ты сможешь рассудить нас — кто из нас прав, а кто — нет.

Мудрец согласился и начал внимательно слушать сначала первого из них. В конце рассказа он сказал: «Да, я выслушал тебя. Ты совершенно прав! ».

Тогда начал доказывать свою позицию второй селянин. Когда он закончил, мудрец, поразмышляв, сказал: «Что с тобой я согласен!».

Тогда не выдержал писарь, который записывал интересные истории из жизни людей: «мудрец, ты, наверное, ошибся, не может быть двух победителей в споре». Мудрец, внимательно посмотрев на писаря, спокойно ответил на замечание: «Да, и ты можешь быть прав»

Обсуждение

1. Скажите, могут ли в споре правы двое?

2. Почему так решил проблему мудрец?

3. Могли бы эти люди без мудреца решить свои проблемы и что для этого нужно было сделать?

4. Спрогнозируйте, чем закончилась эта история.

Учитель. Недаром говорят: сколько людей, столько и мнений. Уважение к мнению других, толерантное отношение друг к другу — вот тот путь, который ведет общество к миру, спокойствию и гармоничному развитию.

Поэтому тема нашего занятия сегодня звучит так: «Толерантность, демократия, современная молодежь».

Вопрос

♦ Как вы считаете, какие задачи мы должны решить?

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определение понятия «толерантность»

Учитель. В последнее время слово «толерантность» приобрело популярность. Что это значит? Что такое толерантный человек или толерантный подход?

Понятие толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

Работа с информационной карточкой, с плакатами с высказываниями людей о толерантности

♦ На основе представленной информации, высказываний известных людей сформулируйте свое определение понятия «толерантность» (см. Приложение 1).

Учитель. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе договоренности.

Жизни общества, как и жизнь отдельного человека, основывается на воздействии идей, взглядов, теорий. Многие из них слишком влияли на сознание людей, призывая с баррикад, приводя к войнам и формирование «образа врага» из другого народа и тому подобное. Но с развитием общества люди начали понимать, что Земля — ​​наш общий дом, который надо беречь, что все люди — соседи. А для того чтобы объединить усилия, надо находить общий язык в безбрежном море разнообразных культур, мыслей, идей. На помощь должен прийти «спасательный круг толерантности».

Взаимоотношения между людьми бывают разными: положительными и отрицательными. Это часто зависит от обстоятельств, но чаще — от самих участников, их умение и желание позитивного взаимодействия. Эти отношения могут развиваться как по восходящей, так и по нисходящей, как в более позитивных, конструктивных, так и к отрицательным, деструктивных.

Упражнение «Шаг за шагом»

Ученики объединяются в группы и работают над решением задачи (см. Приложение 2).

1. Перед вами -Ступени, одной из которых является «терпимость».

2. По лестнице можно двигаться вверх, а значит, развивать отношения в направлении улучшения, а можно идти вниз, что будет означать ухудшение отношений.

3. Вам предложено 10 различных понятий и типов отношений, поведения, отношений. Расположите их по ступенькам вверх и вниз таким образом, чтобы на верхней ступеньке было слово, которое для вас означает позитивный вид отношений, а в последнее внизу было понятие, которое, по вашему мнению, характеризует негативные отношения.

4. Во время работы руководствуйтесь принципом: каждый следующий вид отношений зависит от предыдущего, то есть невозможно без него.

5. Учтите, что свободных ступенек 10, а предлагаемых понятий 9. Это означает, что один термин должен быть предложен вами самостоятельно. Объясните выбранный вами вариант размещения понятий на ступеньках.

Вопрос

1. пользовались вы когда-нибудь ступеньками? Куда легче двигаться — вверх или вниз?

2. Можно ли то же самое сказать и о движении «ступеньками взаимоотношений»?

Учитель. Для того чтобы добиться успеха в жизни, не тратить сил на конфликты, «бытовые войны», целесообразно выработать в себе толерантность как черту характера.

Упражнение «Оцените ситуацию»

• Проанализируйте в группах ситуации (см. Приложение 3), выберите вариант ответа и объясните его. Попробуйте дать определение понятию «предел терпимости».

Учитель. Чтобы толерантно подойти к решению проблемы, нужно подобрать соответствующие слова, высказывания, чтобы не обидеть человека.

Вопрос

• Какие черты характера человека должны соответствовать именно толерантному поведению?

Упражнение «Черты толерантной личности»

• Установите черты характера в порядке важности для толерантного отношения к другим (см. Приложение 4). Свой выбор объясните.

Учитель. Впрочем, помимо нашей воли еще существуют источники нетерпимости, которые приводят к войнам и конфликтам.

Источники нетерпимости:

• военное и силовое решение проблем;

• нетерпимость друг к другу, нежелание выслушать друг друга;

• неуважение к мнению других;

• ограничение свобод и прав человека.

Учитель. Все эти проявления приводят к хаосу, конфликтам, безответственности за свои поступки.

А для того чтобы преодолеть эти проявления нетерпимости, мы должны:

• свободно и спокойно общаться, слушать друг друга;

• пытаться понять;

• воспринимать людей такими, какие они есть, с их культурой, языком, традициями. И тогда мы сможем сохранить нашу землю и общий дом.

IV. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ

Создаем «спасательный круг толерантности». Все участники занятия берутся за руки, образуя круг, и выражают свое мнение по отношению к понятиям, информации, о которых они узнали во время занятия, о том, оправдались ли их ожидания, произносят пожелания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, то есть терпение.

На английском языке, согласно с Оксфордским словарем, толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французский — «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». На китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Персидском языке это означает «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и разнообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от возведения этой многообразия к единообразию или преобладание какого-то одного взгляда.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ

• Успех в отношениях с другими зависит от намерений выяснить для себя точку зрения другого человека. Английский поэт Т. Гуд

• Человеческая сущность проявляется лишь в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, основанные только на различия между Я и ТЫ. Немецкий философ Л. Фейербах

• Ваше мнение для меня глубоко неприемлема, но за Ваше право выразить ее я готов отдать свою жизнь. Французский философ Вольтер

• Ограниченность нашего ума ведет к упрямства, мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего мировоззрения. Французский писатель и мыслитель Ларошфуко

• не считай, что другие думают так же, как ты. Древнеримский поэт Гораций

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ШАГ ЗА ШАГОМ

терпимость

Общительность, сотрудничество, обвинения, дискриминация, уважение, насилие, взаимопонимание, справедливость, эгоизм

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Оцените ситуацию»

1-Я СИТУАЦИЯ

Дмитрий имеет нетипичную для парня прическу — слишком длинные волосы. Как вести себя тем, кому такой стиль не нравится?

варианты:

а) постоянно демонстрировать свое негативное отношение настойчиво советовать сменить прическу;

б) учитывать, что человек имеет право на самовыражение и может делать что-либо со своими волосами;

в) требовать соблюдать общего стиля одежды и прически на занятиях в школе.

2-Я СИТУАЦИЯ

Оксана часто пропускает уроки без уважительных причин. Как относиться к этому?

варианты:

а) осуждать такое поведение ученицы;

б) считать, что это — личное дело Оксаны и не вмешиваться;

в) с пониманием отнестись к проблемам Оксаны, постепенно поощрять ее к учебе.

3-Я СИТУАЦИЯ

Вы — сторонник здорового образа жизни. Ваш младший брат не делает зарядку, много ест, курит. Что вы сделаете?

варианты:

а) сделаю вид, будто ничего не замечаю;

б) расскажу родителям: пусть они решают, что делать;

в) объясню преимущества здорового образа жизни и буду привлекать его к совместным занятиям спортом.

4-Я СИТУАЦИЯ

Ваша подруга надела на вечеринку наряд, который ей не подходит и неуместно на таком мероприятии. Что вы сделаете, чтобы ваша подруга не имела забавный вид?

варианты:

а) поставлю ультиматум: или она переодевается, или уйдет сама;

б) намекну, что она одета неуместно;

в) корректно замечу, что ей не совсем подходит этот наряд.

5-Я СИТУАЦИЯ

Вадим постоянно проявляет неуважение к своим товарищам. Что делать?

варианты:

а) избегать общения с Вадимом;

б) ответить грубостью на грубость;

в) «глотать» обиды и проводить с учеником разъяснительную работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

• Отношение к другим. ( )

• Снисходительность. ( )

• Терпение. ( )

• Чувство юмора. ( )

• Отзывчивость. ( )

• Доверие. ( )

• Умение владеть собой. ( )

• Доброжелательность. ( )

• Умение не осуждать других. ( )

• Гуманизм. ( )

• Умение слушать. ( )

• Любознательность. ( )

• Способность к сопереживанию. ( )

infourok.ru

Толерантность — это… Что такое Толерантность?

Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.[1]

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.[2]

В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость.

Социологические теории

Проблема толерантности на уровне микро-социологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальную установку. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантность в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  • насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями и;
  • в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  • проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  • причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  • возможности формирования толерантных установок.[3]

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.[4]

Толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[5][6][7] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».[8]Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.[9]

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.[10] Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.[11]

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.[11]

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.[12]

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:[13]

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:[14]

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.[15]

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».[16] Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Критика понятия

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране».[17] Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.[18]

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.[19]

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).[20] В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.[21]

Ответы на критику

По мнению писательницы Людмилы Улицкой:[22]

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

См. также

Примечания

  1. Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
  2. Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182
  3. «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
  4. Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
  5. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003
  6. Толерантность, в третьем значении // Большой Энциклопедический словарь
  7. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.
  8. Толерантность // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
  9. Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890—1907
  10. В. Даль. Терпеть // Толковый словарь русского языка, 1998
  11. 1 2 M.A. Семашко. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
  12. tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
  13. Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
  14. Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
  15. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
  17. В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны Интерфакс-Религия
  18. http://www.interfax-russia.ru/r/B/povoljieObw/432.html?menu=4&id_issue=12218282
  19. «На смену толерантности приходят националистические тенденции»
  20. Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
  21. «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
  22. Интерфакс-Религия: Людмила Улицкая считает, что письмо Пермского епископа против толерантности говорит о «печальных» тенденциях в обществе

Ссылки

dic.academic.ru

Статья на тему: Понятие толерантности в современном обществе

Особенности понятия толерантности.

Толерантность (от лат\ tolerantia — терпение):

Экологическая пластичность. Способность организмов выносить Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Все словари XX века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность — терпимость (Толковый словарь Ушакова, Большой энциклопедический словарь).

Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно, и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет. В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе что-то неприятное; «отношусь толерантно» — сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.

 «Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность — это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Понятие «толерантность» имеет множество определений и значений. В частности, одно из них утверждает, что толерантность — это условие и форма успешной адаптации человека. В этом случае толерантность очень близка понятию «здоровье», которое определяется, как физическое, психическое и социальное благополучие человека и его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Понятия «толерантность» и «психологическое здоровье» взаимосвязаны. Во-первых, толерантность является важной характеристикой психологически здоровой личности, во-вторых, толерантность человека — это необходимое условие для сохранения и укрепления его здоровья — физического, психического и духовного.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых не только в дошкольном учреждении, но и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования.

Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание ребенком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание — это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие — это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание — это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой основу педагогического общения родителя и ребенка, ребенка и воспитателя, воспитателя и родителей, сущность, которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в настоящее время – это необходимое условие гармоничных отношений в обществе.

И поэтому, на мой взгляд, возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней жизни каждого человека.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о