Толерантность как основа жизненной позиции: Толерантность — цивилизованная норма жизни — Общие дети, г. Воронеж

«Толерантность – жизненная позиция выпускника» | Классный час (11 класс) на тему:

МБОУ «Новобуяновская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий классного часа

 в 11 классе

«Толерантность – жизненная позиция выпускника»

Классный руководитель: Петрова Алина Анатольевна

 

д. Новое Буяново

ноябрь, 2013 года

Цели:

  1. Закрепления определения толерантности, углубление понимания его значения;
  2. Развивать у учащихся способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  3. Воспитывать у школьников качества присущие толерантной личности;
  4. Использование компьютерных технологий в воспитании и формировании личности выпускника.

Оформление: плакаты на доске

Девиз:

«Этот мир многогранен и тесен,

Человеку непросто в нем жить

Так, чтоб обществу был он полезен,

Мог дружить и конечно, любить.

И какой бы он ни был натуры,

В шутке, юморе меру чтоб знал,

Категории «долг», «честь», «культура»

Без условий всегда понимал»

Плакат:

«Какие ждут вас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще.

И если гражданин вы настоящий, большой отдачи ждет от вас страна».

1. Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» — сто тысяч «я»!»

Учитель:  Так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.

2. Сегодня мы еще раз обсудим эти вопросы.

   Ребята, каким днем признан день 16 Ноябрь?

Ответ: Международным днем толерантности.

Тема нашего классного часа «Толерантность — жизненная позиция выпускника».

Эпиграфом нашего классного часа можно взять слова Бернарда Шоу

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает

только одного: научится жить на земле, как люди»

В конце нашего занятия мы с вами ответим, какими качествами должен обладать человек, чтобы органично влиться в современное общество.

Теоретическая часть:

3. Давайте вспомним, что такое толерантность?

Ответ:  «Толерантность означает уважение, принятие и понимание

многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов

проявлений человеческой индивидуальности».

— А еще?

Ответ: Толерантность это терпимость, стремление и способность

к установлению и поддержанию общения с людьми.

4. Учитель: Что значит проявлять толерантность?

Ответ: Это значит признать, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведением, обладают правом жить в этом мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

5. Хорошо. А теперь давайте послушаем определение толерантности в разных языках земного шара (сообщение двух учеников, вывешивают на доску определения толерантности)

В русском языке – способность терпеть кого-то или что-то (быть выдержанным , выносливым, стойким, уметь мирится с существование кого-либо, чего-либо)

Во французском языке – отношения, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

В английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском языке – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

Учитель: На первый взгляд все определения разные, но все же их что-то объединяет. Что?

Ответ: Мне кажется, что все определение объединяет одна мысль, что нужно

быть терпимым, принимать людей такими, какие они есть.

Вывод: толерантность у всех народов считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

6. Учитель: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Казалось бы, набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется в перед. Техника пришла на службу человеку. Жизни должна стать размеренней, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, расширяются зоны конфликтов. Мы с вами живем в стране, которая не просто многонациональная, а сложная и многогранная, со множеством социальных прослоек общество, поэтому в жизни человеку приходиться общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, а для этого важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения с представителями различных слоев общества. Примером может быть наш класс, он то же много национальный Амид по национальность азербайджанец, Эльнур – турок -месхетинец, у Миши мама по национальности украинка, у Эдика — татарка, но вы в классе все живете дружной, классной семьей. Как вам у нас в классе, в школе? Толерантные отношения.

В настоящем и будущем человеческий род делится, и будет делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Возьмите Израиль и Палестина, какие непримиримые позиции у этих двух государств как они нетерпимы друг к другу.

Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в начале ХХI века, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. У нас в классе есть человек, который знает об этом не из источников СМИ, а на примере своей семьи. Эльнур, откуда переехала ваша семья 16 лет назад. А почему вы уехали оттуда. Потому что начались гонения на представителей вашей национальности.

Вам в будущем предстоит жить, учиться, работать, общаться со множеством людей. Поэтому уже сейчас вы должны учиться правильно, выстраивать свои отношения с людьми.

Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям в жизни возможна лишь при наличии сформировавшихся социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

— Попытаемся вместе ответить на вопрос.  Какими нравственными качествами должен обладать выпускник школы, чтобы жить в этом мире?

Этот мир многогранен и тесен,

Человеку непросто в нем жить

Так, чтоб обществу был он полезен,

Мог дружить и конечно, любить.

И какой бы он ни был натуры,

В шутке, юморе меру чтоб знал,

Категории «долг», «честь», «культура»

Без условий всегда понимал.

7. На прошлом занятии вы получили еще одно задание: Вспомнить, где- то найти, сказки, притчи, мифы, легенды, в которых уже заложено понятие толерантности.

Ученик рассказывает притчу «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; старик расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

—И мира тоже.

(ученик вывешивает на доске слова: Любовь. Прощение. Терпение.)

Учитель: Какое значение имеет любовь в жизни человека?

Ответ: Человек так устроен, что он обязательно кого-то должен любить.

И его тоже должны любить. Ведь как жить, если тебя никто не любит.

Ответ: Любовь всеобъемлющее чувство, без любви жизнь невозможна.

Любовь это солнце, которое необходимо всем, не только человеку.

Маленькому щенку или птенчику, без любви не вырастет растение.

Учитель: Терпение. Прощение. Как вы думаете, легко жить человеку, который не умеет прощать?

Ответ: Человек, который не умеет прощать является злопамятный.

А, как известно зло еще некому не помогало в жизни.

Учитель: Зло и ненависть разъедают человеческую душу изнутри, таких людей постоянно гложет обида и зависть, что отрицательно сказывается на здоровье. А лучше всего, поэтому поводу сказал Блаженный Августин: «Есть много видов милосердия, посредства, которых мы можем получить от бога прощения в своих грехах, но важнейший из них прощать врагам»

Практическая часть:

8. Учитель: пройдите к компьютерам и создайте с помощью эмблемы свое виденье толерантности.

Защита эмблем.

1 группа. Мир. Радость. Общение. Радуга символизирует радость, голубь мир, отсюда нужно общаться друг с другом в радости и мире.

2 группа. Звенящее сердце. Мы решили, что этот символ лучше всего отражает смысл толерантности. Все хорошие эмоции в человеке идут от сердца, а если оно еще и активное, неравнодушное, что показывают колокольчики, то значит и человек толерантный.

(Эмблемы вывешиваются  на доске).

9. Игра акростих «Дополни «Быть толерантным …»

Б — благородство

Ы — искренность

Т — терпение

Ь — прощение

Т — труд

О — общительность

Л — любовь

Е — единство

Р — радость

А — активность

Т — такт

Н — нравственность

Ы — доброта

М — миролюбие

(На доске по вертикали написано «Быть толерантным …»,  

ученики по очереди выходят и дописывают слова разными маркерами).

Учитель: Сделайте сами вывод

Ответ: Толерантность многогранна, многоцветна.

И чтобы стать толерантной личностью,

надо много над собой трудиться.

Ответ: надо стремить изменить себя в лучшую сторону,

надо жить в мире с самим собой.

10. Учитель: Посмотрите на акростих и решите для себя чего вы уже достигли, а над чем еще вам надо поработать. Для этого я вам предлагаю еще одну игру «Волшебная рука». Возьмите чистый лист и обведите свою руку, на пальцах напишите, какими качествами толерантной личности вы обладаете, а на ладони те, которые вам нужно в себе преодолеть, чтобы стать толерантной личностью. Анализ ответов учеников.

Вопрос: Скажите, важен, интересен наш сегодняшний разговор каждому из вас?

(Ответы учащихся)

Учитель: Д а, пройдет не так много времени, и мы покинем стены школы, дома, где нас оберегали и наставляли родители и учителя. Мы вступим в новый для нас мир, где столь препятствий, соблазнов.

Сегодня я узнал, что нужно с начало узнать человека, а потом уже вынести свое мнение о нем.

Нужно быть терпимее и милосерднее, на зло отвечать добром.

11.  Итог занятия.

Учитель: В конце мне хотелось бы сказать, что наш класс это маленькая семья. И хотелось, чтобы в нашей семье всегда царили, доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, и чтобы вы все стремились изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими вас людьми. Конечно выбор развития личности, личности выпускника вам делать самостоятельно, но знайте, если вы для развития себя как личности используете принципы толерантности, вы идете навстречу своей судьбе, своему счастью.

А что же такое счастье, наверное, лучше не скажешь, чем в этих стихах

Ученики читают стихотворение:

Что же такое счастье?

Одни говорят – это страсти,

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье —

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание,

И общность переживаний.

По мнению четвертых, это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Есть и такое мнение,

Что счастье – это горение,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета.

А счастье, по- моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки до Казбека —

В зависимости от человека.

Э. Асадов

Учитель: Вы, представили свои эмблемы толерантности, я же представляю себе толерантность как солнце. Солнце – это источник жизни, счастья, оно своими лучиками проникает во все уголки земного шара. Каждый лучик солнца несет качества толерантной личности. Я хочу, чтобы и толерантность проникла в вашу душу и помогала вам жить в столь сложном и трудном современном мире. А еще хочу вручить вам «Путеводители по жизни», в которых отмечены основные принципы толерантности. И я надеюсь, что они вам помогут в дальнейшем.

Толерантность как компромисс и путь к согласию

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
доктор философских наук, профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Толерантность позволяет увидеть значимость другой личности, ценность внутреннего содержания другого и накладывает определенную ответственность на индивида понимать и принимать ценности других индивидов.

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov State Medical University
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
Tolerance allows to see the importance of other personality, value of the internal contents of another and imposes a certain responsibility on the individual to understand and accept values of other individuals.

Библиографическая ссылка на статью:


Вигель Н.Л. Толерантность как компромисс и путь к согласию // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/21977 (дата обращения: 03.06.2022).

Наличие у индивида духовных качеств выражает его открытость миру. От­крытость как одно из сущностных оснований человеческой личности признавали представители немецкой философской антропологии М.Шелер и Х.Плеснер. Как уже отмечалось выше, М.Шелер впервые в истории философии положил в основу жизненной позиции духовного человека его открытость внешнему миру. Х.Плеснер, поддерживая идеи М.Шелера, утверждал в качестве основной сущно­стной составляющей человеческой личности его эксцентричность. Вся специфика человеческих свойств, по мнению Х.Плеснера, объясняется эксцентрической по­зицией человека, которая выступает связующим звеном между телесными, психи­ческими и духовными аспектами человеческого существования. Эксцентричность проявляется в отношениях человека-индивида с другими личностями и «опреде­ляет его сопричастность к миру, его социальность» [1-27].

Особенностью духовных качеств можно назвать, и то, что в них выражена ориентация индивида не на потребление, а на деятельность, творчество, или в терминах философии Э.Фромма, ориентация не на обладание, а на бытие. Опира­ясь на учение Майстера Экхарта, полагавшего, что «ничем не обладать и сделать, свое существо открытым и «незаполненным», не позволить «я» встать на своем пути – есть условие обретения духовного богатства и духовной силы», Э.Фромм отстаивает приоритет модуса бытия в отношении модуса обладания [28-35]. Ори­ентация на обладание губительна для личности, так как такая жизненная позиция превращает и вещи, и личности в объекты, приводит к потере живой субъект-субъектной связи. Личность при этом становится более пассивной, не способной продуктивно использовать свой внутренний потенциал, свои способности.

Установка на обладание диктует человеку потребительское отношение к ми­ру, вследствие чего человек пытается подчинить себе как можно больше вещей и людей, что в конечном итоге приводит к деструкции как человеческих отношений, так и самой личности, стремящейся обрести счастье через обладание, но пожинаю­щей горькие плоды разочарования. При выборе жизненной позиции бытия человек уже потому счастлив, что эффективно использует свои задатки и способности, пре­бывая благодаря этому в единении со всем миром. Тенденция быть, по выражению Э.Фромма, означающая «отдавать, жертвовать собой – обретает свою силу в специ­фических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими» [36-41].

К духовным качествам личности относятся познавательные, моральные, эс­тетические, религиозные.

Но познавательные и эстетические качества нейтральны по отношению к добру и злу, могут выступать в качестве того и другого. Религи­озные качества нельзя считать нравственно нейтральными, ибо в религии главны­ми принципами являются любовь к Богу и ближним. Но абсолютизация религиоз­ных ценностей, стремление защищать и распространять их любой ценой лишают религиозные качества их нравственного содержания и превращают верующего в религиозного фанатика. В связи с этим именно моральные выражают подлинную духовность личности. В.А.Блюмкин выделяет следующие функции моральных ка­честв: «а) обеспечение подчинения личных интересов общественным и отношение личности к общему благу как к высшей цели; б) обеспечение отношения к личности как к высшей ценности и к личному благу как к конечной цели общественного раз­вития» [42-51].  Моральные качества позволяют индивиду получать удовлетворение не только от результата своей деятельности в форме общего блага, но и от самого процесса через осознание того, что эта деятельность направлена на благо других людей.

В истории философии вопрос о соотношении общего и личного интересов решался антиномично: либо эгоизм, либо альтруизм. Попытки объяснить возмож­ности их оптимального сочетания были связаны с апелляцией к природе человека. Толерантность как раз и выступает эффективным механизмом установления ком­промисса между общим и личным интересом.

Итак, мы подошли к анализу вопроса о том, является ли толерантность ду­ховным качеством индивида. По этому вопросу существует несколько точек зре­ния. Во-первых, некоторые философы относят толерантность к эмоционально-душевным качествам индивида. Так, В.Г.Федотова, анализируя категорию духов­ности, приходит к выводу о том, что формирование духовности индивида сопря­жено с уровнем развития его душевной жизни, и наоборот, «бездушность является предпосылкой бездуховности, т.е. неразвитость души, чувственных переживаний влечет неразвитость сферы ценностных ориентации» [52-54]. Таким образом, в ос­нове духовности индивида лежит эмоционально-душевный настрой последнего. Отсюда следует, что если и признавать толерантность духовным качеством индивида, то надо иметь в виду преимущественно эмоционально-чувственный характер ее выраже­ния.

Другие философы относят толерантность к прагматическим качествам ин­дивида. При этом под толерантностью понимают соглашение с тем, что не соот­ветствует правде или справедливости, но необходимо с точки зрения каких-либо интересов, зачастую прагматических. Толерантность, таким образом, становится моральным компромиссом, условным соглашением, договоренностью.

В связи с тем, что душа и дух являются различными составляющими внут­реннего мира человека-индивида и относятся к разным реальностям (соответст­венно – к субъективной и трансцендентной), то толерантность выступает и как душевное, и как духовное качество человека-индивида. Как душевное качество «толерантность» обозначает богатство сторон душевной жизни человека-индивида: эмпатию, разделенность чувств и эмоций с другим, великодушие, со­чувствие, терпеливость, жалость, признательность, симпатию, сострадание и т.д. Вместе с тем толерантность является важнейшим образованием духовного мира человека-индивида и духовным качеством последнего. Попытаемся обосновать данное утверждение.

Толерантность выражает специфику духовности, ибо обусловлена духовны­ми потребностями индивида и направлена на созидание его духовного мира. Не­нависть и нетерпимость, как известно, разрушают духовный мир индивида, моти­вируют безнравственные поступки, разобщают индивидов, превращают их во вра­гов, а их жизнь – в вечную борьбу, войну между Монтекки и Капулетти, касается ли это родовых, семейных отношений или отношений между классами или кон­фессиями.

В отличие от них толерантность, выражающая природу духовных по­требностей, направленная на самореализацию высших ценностей и смыслов в жизни личности, признает эти потребности и ценности в других личностях, что ведет к установлению субъект-субъектных отношений.

Толерантность не всеядна, не стачает любого компромисса, она имеет гра­ницами своего существования всеобщий, нравственный закон, ведущим принципом которого И.Кант считал признание человека в качестве цели и высшей ценности. Она относится к числу общечеловеческих ценностей, которые являются общепри­нятыми для большинства человеческих сообществ. По мнению И.Канта, тер­пимый человек в том случае толерантен, если он переносит даже то, что ему про­тивно, так как к этому его побуждает нравственный закон, который каждый человек свободно избирает для себя. «Часто в обществе есть люди не толерантные потому, что не терпят других, – утверждает он, – и поэтому становятся непереносимыми са­ми и нетерпимы другими. Отсюда следует, что терпимость является всеобщим че­ловеческим долгом».

Действительно, те запреты, которые появились еще в доклассовых обществах (отказ от людоедства, уничтожения детей, убийства сопле­менников) имели предпосылкой выбор и означали исключение ненависти, нетер­пимости в отношениях между людьми. С развитием человеческого об­щества постепенно расширялась сфера действия моральных запретов. Появляются запреты на религиозную, расовую, национальную нетерпимость, в настоящее время «идет процесс исключения из круга допустимых норм поведения, например, соци­альной ненависти»,  нетерпимости в межгосударственных отношениях и т.д. Отрицать универсальность терпимости, толерантности как моральной ценности значит отрицать универсальность морали как таковой, ибо толерантность как раз относится к числу общечеловеческих ценностей: «Без преодоления… нетерпимости  не может быть и речи о формировании системы общечеловеческих ценно­стей». Толерантность как духовное качество личности способствует формирова­нию открытости индивида миру и другим индивидам. Неспособность личности переносить других, толерантно к ним относиться порождает подобную ответную реакцию, в результате отношения между людьми строятся на основе недоверия и отчуждения.
В этом случае индивиды воспринимают окружающий мир как чуж­дый и враждебный, что способствует созданию закрытых обществ. Но закрытые общества исторически обречены на разрушение. «А закрытое, тесно сплоченное общество, – писал К.Поппер, – этот дом, скрепленный железными цепями – дало трещину и стало разваливаться на части». К.Поппер в своей концепции открытого общества разработал программу развития открытого общества, среди важнейших принципов которой называл «укрепление свободы и осознание выте­кающей из нее ответственности», «мир во всем мире», «обучение ненасилию».

Итак, толерантность является общечеловеческой ценностью, то есть она общезна­чима. Вторым аргументом в пользу доказываемого нами тезиса можно назвать то, что толерантность можно отнести к духовным качествам личности, так как, в ней выражены основные сущностные характеристики духовно­сти. В-третьих, толерантность выражает суть субъект-субъектных отношений, в частности, духовного личностно ориентированного общения, для которого харак­терна диалогичность, содружество, сотрудничество, способность к сочувствию, сопереживанию, взаимопонимание. В-четвертых, толерантность является предпо­сылкой и составляющей ценностной ориентации индивида «быть», а не «обла­дать».

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что феномен  духовности, несмотря на свой «исторический возраст» имеет большую ценность для объяснения современной практики. Духовность, наряду с толерантностью выступают своеобразным стержнем для поддержания баланса между личностью и нарастающими угрозами со стороны  глобализирующего мира, основой поиска человеком своего «Я» и стабилизации отношений между людьми в мире современной культуры. Характеризуя современную культуру как бездуховную, многие ученые  обращаются к морали, с той целью, чтобы человек   перестал ощущать трагедийность собственного бытия. В истории философии данной проблеме   уделялось достаточно внимания. Рассмотрение этого аспекта   расширит представление о постмодернистском понимании сущности человека.

Библиографический список

  1. Вигель Н. Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях         билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  11. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  13. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  14. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  15. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  16. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
  17. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  18. Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  19. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  20. Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).
  21. Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.240-242.
  22. Вигель Н.Л.Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. С.309-310.
  23. Вигель Н.Л. Персонифицированные питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.304-305.
  24. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2(81). С.34-37.
  25. Вигель Н.Л. Человек – «играющий герой» эпохи постмодерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1(80). С.42-45.
  26. Вигель Н.Л. Значение учебного перевода и общения в процессе обучения иностранному языку // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №40. С.5-9.
  27. Вигель Н.Л. Герменевтический подход к пониманию учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.22-26.
  28. Вигель Н.Л. Особенности обучения в процессе учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.26-29.
  29. Вигель Н.Л. Формирование понимания текста в процессе учебного перевода с иностранного языка // Universum: общественные науки. 2014. №9. С.2.
  30. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: автореферат диссертации доктора философских наук. Ставрополь, 2008. -48с.
  31. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
  32. Вигель Н.Л. Феномен современной рекламы пищевых продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61594 (дата обращения: 21.12.2015).
  33. Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61411 (дата обращения: 17.12.2015).
  34. Вигель Н.Л., Мерклин В.А. Традиционная и современная культуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62280 (дата обращения: 17.01.2016).
  35. Вигель Н.Л. Конфликт цивилизаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62278 (дата обращения: 17.01.2016).
  36. Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 17.01.2016).
  37. Вигель Н.Л. Идентичность и вызовы глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76398 (дата обращения: 02.01.2017).
  38. Вигель Н.Л. Духовность, общество и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65071 (дата обращения: 19.11.2016).
  39. Вигель Н.Л. Глобализация и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64313 (дата обращения: 20.11.2016).
  40. Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 20.11.2016).
  41. Вигель Н.Л. Монокультура fast food-a // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64662 (дата обращения: 21.11.2016).
  42. Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 20.11.2016).
  43. Вигель Н.Л. Пищевая культура как метод изучения социокультурных трансформаций. Сервис plus. 2016;10(3). – С.62-67.
  44. Вигель Н.Л. Человек и вызовы глобализации. Сервис plus. 2016;10(4). – С.84-88.
  45. Вигель Н.Л. Идентичность и вызовы глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76398 (дата обращения: 02.01.2017).
  46. Вигель Н.Л. Пищевая культура: от традиции к слоуингу // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77191 (дата обращения: 17.01.2017).
  47. Вигель Н.Л. Вкус и мода // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77192 (дата обращения: 17.01.2017).
  48. Вигель Н.Л. Человек и современная культура // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77307 (дата обращения: 01. 02.2017).
  49. Вигель Н.Л. Современная цивилизация и формирование глобального вкуса // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78028 (дата обращения: 02.02.2017).
  50. Вигель Н.Л. Нетолерантное меньшинство или распространение продуктов халяль // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19880 (дата обращения: 02.02.2017).
  51. Вигель Н.Л. Архитектура вкуса в метамодернизме // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19879 (дата обращения: 02.02.2017).
  52. Вигель Н.Л. Вкус и идентичность // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7698 (дата обращения: 02.02.2017).
  53. Вигель Н.Л. Влияние билингвизма на культурные особенности // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology. snauka.ru/2017/02/7704 (дата обращения: 15.02.2017).
  54. Мерклин В.А., Вигель Н.Л. Толерантность и нетолерантность в культуре глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78573 (дата обращения: 22.02.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»

Релятивизм и терпимость

Релятивизм и терпимость

ЭТИКА

Глава третья: Релятивизм

Раздел 6. Релятивизм и толерантность

Допуск — конечная обязанность релятивиста?


релятивизм и толерантность очень распространены в современной культуре. Толерантность проповедуется каждый политически корректный педагог и политик. И это центральное место ценностей политического либерализма. (Под политическим либерализмом я не относятся к «либеральным демократам». Я имею в виду православную ценность американского и западноевропейская идеология самоуправления, или правления представительство.) Америка является воплощением западных политических идеалов потому что мы общество обществ — мы не разделяем этническую принадлежность, раса, религия, даже история. Единственное, что связывает американцев вместе — это приверженность этой конкретной политической структуре, разработанной Томас Джефферсон и другие. Франция есть Франция, потому что все Француз, говорит по-французски и пьет каберне совиньон. Англия есть Англия потому что все англичане, протестанты, говорят по-английски с таким великим акцент, и пьет чай. Америка есть Америка, потому что куча других действительно разные люди думают, что лучший способ жить — это организовать в условиях конституционной демократии. Значит, мы толерантны по определению. люди. Или, скорее, если мы не толерантны, то мы не можем быть американцы. Толерантность, опять же, одна из жемчужин американской культура.

Причина, по которой мы считаем, что так важно быть толерантными, потому что мы так глубоко осознавая собственную свободу. Мы не хотели бы, чтобы наша собственная свобода была ограничена, и это означает, что мы считаем неправильным ограничивать свободу тех, у кого с кем мы не согласны.

Мы тогда перевести это уважение к свободе, уважение, которое безмолвно течет через нашу Американские вены, в моральный релятивизм. Мы делаем скачок от «Разнообразия Тезис» (опять же, из-за того, что мы разделяем наши соседи и наши политические лидеры с людьми, которые не похожи на нас, говорят, как мы, действуют как мы, и пьем, как мы) к релятивизму, не признавая, что мы не может пройти отсюда туда без чего-то очень важного — «Зависимости Тезис.» Тем не менее, терпимость, которая началась как политическая необходимость становится моральным абсолютом. Политическая предпосылка становится следствие метаэтического обязательства.

Позвольте мне сделать этот аргумент по-другому: релятивизм кажется очевидным для многих люди. Многим из этих людей также кажется очевидным, что, поскольку то, что правильно для одной группы, не подходит для другой группы, тогда мы должны быть терпимыми всех. Это признание моральной свободы есть единственная абсолютная ценность, которую придерживаются релятивисты.

Не должно нужно много размышлений, чтобы увидеть ошибку здесь. Толерантность НЕ является значением релятивизм. Возможно, мне следует сказать об этом так: если вы релятивист, вы конечно не нужно быть терпимым к другим людям. Вернее, если вы являетесь релятивист, с вашим релятивизмом не противоречит нетерпимость к тех, кто с вами не согласен.

Опять же, (а) релятивизм логически не ведет к терпимости к другим культурам, а другие моральные перспективы, и (б) это всегда грозит привести к нетерпимости. Если вы думаете, что все должны быть терпимы к другим мнениям, убеждениям и обычаям, тогда вы не релятивист.

Позвольте мне взять отрывок из статьи Луиса Поймана «Кто должен судить?», в Добродетель и порок в Повседневная жизнь (Соммерс и Соммерс: Нью-Йорк; Издательство Harcourt 2001):

Если мораль просто относительно каждой культуры, то если культура не имеет принципа терпимости, его члены не обязаны быть терпимыми… От релятивистской точки зрения, причин для терпимости не больше, чем для нетерпимы, и ни одна позиция объективно морально не лучше другой.

Не только делать релятивисты не могут предложить основу для критики тех, кто нетерпим, но они не могут рационально критиковать любого, кто поддерживает то, что они могут считать отвратительный принцип. Если, как кажется, правильная критика предполагает объективным или беспристрастным стандартом, релятивисты не могут никого морально критиковать вне их собственной культуры. Геноцидные действия Адольфа Гитлера, пока они культурно принятые, так же морально легитимны, как произведения Матери Терезы милосердие. Если [культурный релятивизм] будет принят, расизм, геноцид непопулярных меньшинств, угнетение бедных, рабство и даже пропаганда войны за сами по себе так же моральны, как и их противоположности. А если субкультура решили, что начинать ядерную войну как-то морально приемлемо, мы не могли морально критиковать этих людей.

Это серьезные проблемы для релятивизма ….и есть еще

===========================================

Перейдите к следующему разделу главы, нажав здесь>> раздел.

Авторские права Стивена О. Салливана и Филипа А. Пекорино, 2002 г. Все права сдержанный.

Возврат к:                Таблица Содержание электронного учебника

 

Грех терпимости

Американцы дома и за границей призывают к широте взглядов, терпимости и милосердию. За границей наши послы используют все свои полномочия, чтобы убедить враждующие стороны сесть за стол переговоров в духе компромисса. В определенном смысле мир нуждается в широте взглядов и терпимости.

Однако в сфере христианского опыта есть потребность в нетерпимости. В некоторых вещах Христос был самым терпимым и широко мыслящим Человеком из когда-либо живших, но в других Он был одним из самых нетерпимых.

Терпимость может стать слишком натянутой

Одним из любимых слов нашего века является терпимость. Это хорошее слово, но мы попытались распространить его на слишком большую область. Мы слишком часто применяли его там, где он неуместен. Слово толерантный означает либеральный и широкий кругозор. В каком-то смысле это подразумевает компромисс со своими убеждениями, уступку позиций в важных вопросах.

Мы стали терпимее относиться к разводу, употреблению алкоголя, правонарушениям, нечестию в высших кругах, безнравственности, преступности и безбожию. Нас лишили убеждений, истощили наши убеждения, и мы лишились нашей веры.

Науки, однако, ограничены. В лаборатории нет места небрежной широте взглядов. Вода кипит при температуре 212 градусов по Фаренгейту на уровне моря; она никогда не бывает 100 градусов, ни 189 градусов, ни 211. Пресная вода замерзает при 32 градусах; она никогда не бывает 23 градуса или 31,

Математика тоже ограничена. Сумма два плюс два равно четырем, а не трем с половиной. Геометрия ограничена. Он гласит, что прямая линия — это кратчайшее расстояние между двумя точками на плоскости. Компас ограничен; он всегда указывает на магнитный север. Если бы он был широк, корабли в море и самолеты в воздухе были бы в опасности.

Если бы вы спросили человека, как добраться до Нью-Йорка, а он сказал бы: «О, выбирай любую дорогу, какую хочешь, все они ведут в Нью-Йорк», вы бы поставили под сомнение как его здравомыслие, так и его правдивость. Тем не менее, мы каким-то образом вбили себе в голову, что «все дороги ведут в рай».

Но Иисус Христос, совершивший путешествие с Неба на Землю и обратно на Небо, знавший путь лучше, чем кто-либо из когда-либо живших, сказал: «Войдите узкими вратами; ибо широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что узки врата и труден путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матфея 7:13-14).

Иисус был узок на пути к спасению

Иисус ясно указал, что в жизни есть две дороги. Один широк, лишен веры, убеждений и морали. Это легкий, популярный, небрежный способ. Иисус сказал: «Многие входят ею». Но Он указал, что этот путь, несмотря на то, что по нему пройдено много людей, ведет к гибели. И в любящей, сострадательной нетерпимости Он говорит: «Входите узкими вратами… потому что узки врата и труден путь, ведущий в жизнь».

Это была нетерпимость пилота, который маневрирует на своем самолете сквозь шторм, понимая, что одна ошибка, всего одна вспышка недальновидности может привести к катастрофе для всех его пассажиров.

Однажды, когда мы летели из Кореи в Японию, попали в сильную метель. Когда мы прилетели в аэропорт Токио, потолок и видимость были почти нулевыми. Пилоту пришлось совершить посадку по приборам. Я сидел в кабине и смотрел, как он потеет, пока нас уговаривал человек на вышке в аэропорту. 0008

Я не хотел, чтобы у этого человека были широкие взгляды. Я хотел, чтобы он был ограниченным. Я знал, что от этого зависит наша жизнь. Точно так же, когда мы приземлимся в великом аэропорту на Небесах, я не хочу никакой широты взглядов. Я хочу зайти на траверз, и хотя здесь меня могут считать узким, я хочу быть уверенным в безопасном приземлении там.

Христос был настолько нетерпим к нашему утраченному состоянию, что оставил Свой высокий престол в поднебесье, принял образ человека, пострадал от рук злых людей и умер на жестоком кресте позора, чтобы купить наше искупление. Настолько серьезным было наше положение, что Он не мог относиться к нему легкомысленно. Он не мог широко мыслить о мире, находящемся в плену своих похотей.

Христос говорил о двух дорогах, двух царствах, двух господах, двух наградах и двух вечностях. И Он сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). У нас есть сила выбирать, кому мы будем служить, но альтернатива выбору Христа несет верную погибель. Широкий, легкий, народный путь ведет к гибели и разрушению. Только крестный путь ведет домой.

Петр отражал учение Христа, когда говорил: «И нет ни в ком другом спасения, ибо нет другого имени [кроме Иисуса Христа] под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12).

Популярное, толерантное отношение к Евангелию Христа похоже на человека, который собирается посмотреть бейсбол между Los Angeles Dodgers и Atlanta Braves и болеет за обе стороны. Фанаты бейсбола очень нетерпимы. Если бы вы болели за обе стороны в Лос-Анджелесе или Атланте, кто-нибудь закричал бы: «Эй, ты, решай, за кого ты болеешь».

Христос сказал: «Не можете служить Богу и маммоне… никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24). Нам нужно больше людей, которые выступят и без стыда скажут: «А я и мой дом будем служить Господу» (Иисус Навин 24:15).

Иисус был нетерпим к лицемерию

Он проклинал фарисеев больше, чем любую другую секту, потому что они были внешне благочестивы, но внутри были притворством. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» Он сказал: «Потому что вы очищаете внешность чаши и блюда, а внутри они исполнены хищения и баловства» (Матфея 23:25).

Фальшивый христианин в одиночку может сделать больше для замедления прогресса церкви, чем дюжина святых для его продвижения вперед. Вот почему Иисус был так нетерпим к притворству! Великий церковный лидер сказал, что наибольшая потребность в церкви сегодня состоит в том, чтобы члены церкви жили так, как они исповедуют.

У лицемера нет ничего, кроме презрения своих ближних и последующего Божьего суда. Вот почему Иисус сказал: «Не уподобляйтесь лицемерам» (Матфея 6:16).

Иисус был нетерпим к эгоизму

Он сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Луки 9:23). Эгоцентризм является основной причиной большинства наших жизненных страданий. Ипохондрия, психическое расстройство, сопровождающееся меланхолией и депрессией, часто вызывается жалостью к себе и эгоцентризмом.

Иисус был нетерпим к эгоизму. Богатому юноше Он сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах…» (Мф. 19:21). Иисус требовал не отдачи своего имущества, а освобождения от эгоизма и его разрушительного воздействия на его личность и жизнь.

Иисус был нетерпим к эгоизму, когда сказал: «Ибо всякий, желающий спасти свою жизнь, потеряет ее, и всякий, кто потеряет свою жизнь ради Меня, обретет ее» (Матфея 16:25). Жизнь, которую Иисус призывает нас потерять, — это эгоизм, живущий внутри нас, ветхая природа греха, находящаяся в конфликте с Богом. Петр, Иаков и Иоанн оставили свои сети, но Иисус не возражал против сетей как таковых; именно эгоистичную жизнь, которую они символизировали, Он хотел, чтобы они оставили. Матфей оставил «обычную скамью», политическую работу, чтобы следовать за Христом. Но Иисус не возражал против политической карьеры. Он хотел, чтобы Матфей оставил эгоистичное качество жизни, которое она представляла.

Иисус был нетерпим к греху

Он был терпим к грешнику, но нетерпим ко злу, которое порабощает грешника. Прелюбодейке Он сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанна 8:11). Он простил ее, потому что любил ее; но Он осудил ее грех, потому что возненавидел его святой ненавистью.
Бог всегда был нетерпим к греху! Его Слово говорит: «Омойся, очистись; удали от глаз Моих злые дела твои. Перестаньте делать зло…» (Исаия 1:16).

«Пробудитесь для праведности и не согрешайте» (1 Коринфянам 15:34).

Христос был настолько нетерпим к греху, что умер на кресте, чтобы освободить мужчин и женщин от его власти. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Грех лежит в основе большинства проблем современного общества. Все, что отделяет человека от Бога, отделяет его от других. Мировые проблемы никогда не будут решены, пока не будет решен вопрос о грехе.

Крест — это Божий ответ на грех. Для всех, кто примет благословенную весть о спасении через Христа, она перечеркивает — отменяет навсегда — силу греха.

Лесные егеря знают значение «обратного возгорания» при тушении лесных пожаров. Чтобы спасти территорию от неконтролируемого пожара, они тщательно сжигают деревья и кустарники, чтобы создать защитный барьер. Когда лесной пожар достигает этого выгоревшего места, растения и животные, находящиеся внутри зоны, защищенной от выгорания, остаются в безопасности от пламени. Таким образом, с огнем борются огнем.

Голгофа была колоссальной борьбой огня за огнем. Христос, взяв на Себя все наши грехи, позволил огню суда греха пасть на Себя. Местность вокруг креста стала убежищем для всех, кто хотел избежать наказания за грех. Займи свое место с Ним у креста; стоять у креста; отдай свою жизнь Тому, Кто искупил тебя на кресте, и огонь суда за грех никогда не коснется тебя.

Бог нетерпим к греху. Эта нетерпимость послала Его Сына умереть за нас. Он сказал: «Всякий, верующий в Него, не погибнет». Ясный вывод состоит в том, что те, кто отказывается верить в Него, будут навеки потеряны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *