Теория бихевиоризма кратко: Бихевиоризм в психологии — теория, направления, представители

Бихевиоризм — Психологос

01 октября 2022 г., 21:24

Джон Уотсон

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Фильм «История Джона Утсона»

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать».

Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→

​​​​​​​Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.

В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →

  • Бихевиоризм

Комментарии (7):

Гость, 09 октября 2013 г., 21:43

Спасибо!

Гость, 03 ноября 2013 г., 00:36

А почему когда в фильме говорят о Джоне Уотсоне показывают портрет Милтона Эриксона? Негодую!

1

ответ

Гость, 02 июня 2018 г., 04:37

Вы ошибаетесь, друг мой! Я нашла одну статью про Милтона Эриксона с портретом Джона Уотсона — и-за нее Вы и подумали об ошибке. На самом деле они слегка похожи. Посмотрите большое количество фотографий обоих ученых — и Вы увидите где кто.

Гость, 01 июня 2019 г., 12:30

«В России не в чести» — )). В России, можно сказать, вообще нормалная жизнь и психологическое здоровье вообще не в чести … )

1

ответ

Гость, 03 мая 2020 г. , 14:50

К сожалению, мой друг.

Гость, 21 октября 2019 г., 16:42

Человек на сегодняшний день — это разумное животное, и ещё не эволюцианировал в ЧЕЛОВЕКА, в том понимании, в котором мы его видим т. е (высокосознательным, культурным, с высокими моральными принципами).

1

ответ

Гость, 13 июня 2020 г., 15:00

Высокосознательность — это справедливость ? …Культура и мораль это тип поведения части общества и для разных общественных групп индивидуальна . …Человек — это животное , с хорошо развитым абстрактным мышлением и развитым артикулярным аппаратом, но с низким уровнем понятия справедливости.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм

Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом, но влияние его работ выходит далеко за пределы профессиональной психологии. Неприятие и недоверие, которое Скиннер испытывал ко всему ментальному, субъективному, т. е. ко всему тому, что он называл «надуманными объяснениями», заставило его сосредоточить внимание на внешних формах поведения и попытаться сформулировать методы наблюдения, измерения, предсказания и понимания поведения людей и животных.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Бихевиоральное направление

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Классический бихевиоризм

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Необихевиоризм

0Подробнее

Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики. Основоположником бихевиоризма стал американский психолог Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913 г.), его сподвижниками были Уильям Хантер и Карл Спенсер Лешли.

Уотсон разработал схему, в соответствии с которой поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и последующей реакции. Поскольку стимул и реакцию можно измерить, то, согласно воззрениям Уотсона, это делает возможным предсказывать поведение любого организма. В качестве эмпирического доказательства он приводил лабораторный пример с детьми и кроликом. В первом опыте, когда дети пытались погладить животное, они получали разряд электрического тока и плакали.

Во время второго опыта дети, увидев кролика, сразу начинали плакать, потому что вспоминали боль от тока. Однако экспериментатор давал им вкусную еду (мороженое, шоколад и тд), а кролик находился на безопасном расстоянии. Постепенно это расстояние сокращалось, а экспериментатор предлагал им все больше и больше сладостей. В конце опыта дети уже снова не боялись кролика, брали его на руки и спокойно гладили.

Бихевиоризм стал ответом на кризис субъективной психологии, в пользу нового направления сыграла и промышленная революция. Однако, несмотря на огромную популярность бихевиоризма в американской психологии, многие исследователи отнеслись к нему с сомнением. В частности, оставался открытым вопрос целостности поведения людей и животных, который позднее пытались решить

необихевиористы.

< Бессознательное

Булимия (нервная) >

Популярные термины

    Бихевиоризм

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Как избавиться от неосознанных разрушительных установок, которые мешают нам жить счастливо и реализовать себя? На решение этой задачи нацелен метод когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). В память о ее основателе Аароне Беке публикуем статью о том, как работает КПТ.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Боюсь ничего не добиться в жизни»
    • «Как вернуть отношения с бывшей девушкой?»
    • 5 признаков несерьезных отношений — проверьте вашу пару
    • Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
    • Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 3. Альтернативная маскулинность
    • «Нет сил на личностные перемены: все уходят на основную и домашнюю работу»
    • Как вести частную практику в кризис: рекомендации супервизора для психологов и не только
    • Эректильная дисфункция: почему возникает и как ее победить

    Сегодня читают

    • «Муж рвется общаться с моей подругой: как мне достойно выйти из этой ситуации?»
    • Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
    • «Муж обижается, потому что я хочу секса реже, чем он. Думаю о разводе»
    • «Друг без причин заблокировал меня в переписке»
    • Доминация милфы: почему мужчин тянет к женщинам постарше
    • Как сохранить любовь и не потерять себя: 3 главных принципа отношений

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ — Ричардс о мозге

    Бихевиоризм : великая теория человеческого развития, изучающая наблюдаемое поведение. Описывает законы и процессы, посредством которых научается поведению. (Бергер, 38) Школа психологии и теоретической точки зрения, которая делает упор на изучение наблюдаемого поведения, особенно в том, что касается процесса «обучения». Отверг акцент на «сознании», продвигаемый структурализмом и функционализмом. Также категорически отвергал «фрейдистские» представления о бессознательных влияниях. (Hockenbury, 7-8) Настаивает на том, что только наблюдаемое поведение должно формировать объект изучения, поскольку его можно наблюдать, описывать и измерять объективно. (Collin, 340) Примечание редактора — разработано Джоном Уотсоном, а затем поддержано Б. Ф. Скиннером. Также называется «теорией поведения».

    Бихевиорист : человек, который верит в бихевиоризм. (Marshall, 03.11.2011)

    Когнитивизм : великая теория человеческого развития, фокусирующаяся на изменениях мышления людей с течением времени. Согласно этой теории, наши мысли формируют наши взгляды, убеждения и поведение. (Бергер, 43) Основное внимание уделяется умственным процессам, связанным с обучением и знанием, а также тому, как разум активно организует опыт. (Коллин, 340) Подчеркивает важность «наблюдательного обучения», сознательных когнитивных процессов, социального опыта, убеждений в «самоэффективности» и «взаимного детерминизма». (Хоккенбери, 416) Примечание редактора — разработан Альбертом Бандурой. Также упоминается как «теория познания», «когнитивный объективизм» и «социальный когнитивизм».

    Когнитивист : человек, который верит в когнитивизм. (Marshall, 03.11.2011) Также называется «когнитивист-объективист».

    Взаимный детерминизм : модель, которая объясняет человеческое функционирование и личность как результат взаимодействия поведенческих, когнитивных факторов и факторов окружающей среды. (Hockenbury, 416)

    Emergent Theory of Psychology : теории, которые объединяют информацию из многих дисциплин, помимо психологии, и которые становятся всеобъемлющими и систематическими в своих интерпретациях развития. (Бергер, 34)

    Эволюционная психология : применение принципов «эволюции», включая «естественный отбор», для объяснения психологических процессов и явлений. (Хоккенбери, 11) Некоторые когнитивные психологи утверждают, что… мы наследуем определенные психологические характеристики, и они также подвержены естественному отбору того же рода, что и наши физические характеристики. (Коллин, 211)

    Функционализм : мнение о том, что психические процессы и поведение живых организмов помогают им адаптироваться к окружающей среде. (Schunk, 22) Занимается исследованием адаптивных функций разума по отношению к окружающей среде. (Коллин, 341) Ранняя школа психологии, которая делала акцент на изучении цели или функции поведения и психических переживаний. Функционалисты также исследовали, как психология может быть применена к таким областям, как «образование», воспитание детей и рабочая среда. (Хоккенбери, 5) Примечание редактора — разработано Уильямом Джеймсом.

    Гуманистическая психология : школа психологии и теоретической точки зрения, которая подчеркивает уникальный потенциал каждого человека для психологического роста и самоконтроля. (Хоккенбери, 9) Подход, который подчеркивает важность свободы воли и самореализации в определении хорошего психического здоровья. (Коллин, 341) Точка зрения, которая подчеркивает важность психологических и «когнитивных» факторов в мотивации, особенно представления о том, что люди мотивированы для реализации своего личного потенциала. (Хоккенбери, 302) Парадигма/философия/педагогический подход, который считает, что обучение рассматривается как личный акт для реализации своего потенциала. Среди основных сторонников — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Малкольм Ноулз. (LearningTheories, 17) Примечание редактора — разработано Крейгом Роджерсом.0005

    Условно-положительное отношение : ощущение, что вас будут ценить и любить только в том случае, если вы будете вести себя так, как это приемлемо для других. (Хоккенбери, 414) Также называется «условной любовью».

    Безусловное положительное отношение : чувство, что вас будут ценить и любить, даже если вы не соответствуете стандартам и ожиданиям других. (Хоккенбери, 414) Также называется «безусловной любовью». . (Хоккенбери, 407) Юнг считал, что цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы его или ее сознание и бессознательное полностью интегрировались, чтобы они могли стать своим «истинным я». (Клейнман, 134) Примечание редактора — разработано Карлом Юнгом.

    Архетипы : в теории Юнга унаследованные ментальные образы универсальных человеческих инстинктов, тем и интересов, которые являются основными компонентами коллективного бессознательного. (Hockenbury, 408) Юнг считал, что архетипы представляют собой слои унаследованной памяти и составляют весь человеческий опыт. (Collin, 105)

    Коллективное бессознательное : в теории Юнга, предполагаемая часть бессознательного, унаследованная от предыдущих поколений и содержащая общие для всех предков опыт и идеи. (Хоккенбери, 407)

    Экстраверты : тип личности, обращающий внимание на внешний мир. (Hockenbury, 408)

    Интроверты : тип личности, который фокусирует внимание на себе. (Hockenbury, 408)

    Рационализм : идея о том, что знание происходит от разума без обращения к чувствам. Можно проследить до Платона, который отличал знание, полученное через чувства, от знания, полученного разумом. (Schunk, 5)

    Структурализм : ранняя школа психологии, которая делала акцент на изучении самых основных компонентов или «структур» «сознательных» переживаний. Считал, что даже самые сложные сознательные переживания можно разбить на элементарные структуры или составные части ощущений и чувств. В конце концов, методы и цели структурализма были просто слишком ограничены, чтобы удовлетворить быстро растущие интересы в области психологии. (Хоккенбери, 4-5) Примечание редактора — разработано Эдвардом Титченером.

    Психоаналитическая теория : великая теория человеческого развития, которая утверждает, что иррациональные, бессознательные побуждения и мотивы, часто возникающие в детстве, лежат в основе поведения человека. (Бергер, 35) Разработан Зигмундом Фрейдом. Фрейд считал, что человеческое поведение мотивировано бессознательными конфликтами, которые почти всегда носили сексуальный или агрессивный характер. Также форма психотерапии, которая подчеркивает роль бессознательных факторов в личности и поведении. (Hockenbury, 7) Также называется «современным психоанализом».

    Анализ сновидений : содержание сновидений анализируется на наличие замаскированных или символических желаний, значений и мотивов. (Hockenbury, 551) Также называется «толкованием снов».

    Эрос : в теории Фрейда инстинкт самосохранения или жизни, отраженный в выражении основных биологических побуждений, которые увековечивают существование индивидуума и вида. (Hockenbury, 401)

    Свободная ассоциация : терапевтический механизм, делающий упор на разрешение бессознательных конфликтов. Требует от пациента быстрой реакции на список триггерных слов первым пришедшим на ум словом. (Бэмфорд, 01.11.10)

    Механизмы защиты Фрейда : отрицание, подавление, конфабуляции (воображаемые переживания) и другие формы самообмана, которые управляют нашей повседневной жизнью. (Рамачандран, 134) Также называется «механизмами защиты эго».

    Смещение : эмоциональные импульсы, перенаправленные на замещающий объект или человека, обычно менее угрожающий или опасный. (Hockenbury, 403)

    Сублимация : (перенаправление) сексуальных побуждений в несексуальную деятельность. Происходит не единожды. Требует постоянной затраты усилий. (Хоккенбери, 403)

    Проекция : приписывание собственных неприемлемых побуждений или качеств другим. (Hockenbury, 403)

    Рационализация : оправдание своих действий или чувств социально приемлемыми объяснениями, а не сознательное признание своих истинных мотивов или желаний. (Hockenbury, 403)

    Реакция Формирование : мышление или поведение, которые являются крайней противоположностью побуждений или импульсов (воспринимаются как неприемлемые). (Хоккенбери, 403) Примечание редактора — происходит, когда человек чувствует побуждение сделать или сказать что-то, а затем на самом деле делает или говорит что-то, что фактически противоположно тому, что он действительно хочет.

    Регрессия : возврат к модели поведения, характерной для более ранней стадии развития. (Hockenbury, 403)

    Подавление : исключение из сознания вызывающих тревогу мыслей, чувств или импульсов. Выталкивается из сознания в бессознательное. Самый фундаментальный защитный механизм. (Hockenbury, 403)

    Фрейдистская структура личности s: согласно Фрейду, «психологическая энергия» эволюционирует, формируя три основные структуры личности — «ид», «эго» и «супер-эго». (Хоккенбери, 401)

    Эго : в теории Фрейда, «частично сознательный» рациональный компонент личности, который регулирует мысли и поведение и наиболее тесно связан с требованиями внешнего мира. (Hockenbury, 401)

    Id : в теории Фрейда, полностью бессознательный, иррациональный компонент личности, который ищет немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений и умирает; управляется «принципом удовольствия». (Hockenbury, 401)

    Суперэго : в теории Фрейда частично сознательный, самооценочный, моралистический компонент личности, который формируется в результате интернализации родительских и социальных правил. (Хоккенбери, 402)

    Психосексуальные стадии по Фрейду : в теории Фрейда периоды возрастного развития, в которые сексуальные побуждения ребенка сосредоточены на различных частях тела и выражаются через деятельность, связанную с этими областями. Включает оральную (от рождения до 1 года), анальную (от 1 до 3 лет), фаллическую (от 3 до 6 лет), латентную (от 7 до 11 лет) и генитальную (подростковый) стадии. (Hockenbury, 404)

    Либидо : в теории Фрейда психологическая и эмоциональная «энергия», связанная с проявлениями сексуальности. (Хоккенбери, 401) Также называется «половым влечением».

    Эдипов комплекс : в теории Фрейда бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола, обычно сопровождающееся враждебными чувствами по отношению к родителю того же пола. (Hockenbury, 404)

    Принцип удовольствия : в теории Фрейда мотив получения удовольствия и избежания напряжения или дискомфорта; самый фундаментальный человеческий мотив и руководящий принцип Ид. (Hockenbury, 401)

    Принцип реальности : в теории Фрейда способность приспосабливаться к внешним требованиям, откладывая удовлетворение до наступления подходящего времени или обстоятельств. (Хоккенбери, 401)

    Сопротивление : бессознательные попытки пациента блокировать раскрытие подавленных воспоминаний и конфликтов. (Hockenbury, 551) Пациент сопротивляется выздоровлению и намеренно подрывает терапевтический процесс. (Бэмфорд, 01.11.10)

    Танатос : в теории Фрейда инстинкт смерти, выражающийся в агрессивных, деструктивных и саморазрушительных действиях. (Hockenbury, 401)

    Перенос : процесс, посредством которого эмоции и желания, изначально связанные со значительным человеком в жизни пациента, таким как родитель, бессознательно передаются психоаналитику. (Хоккенбери, 551)

    Поведенческая теория личности « EMPOWER COMMUNITY HEALTH

    Личность:
    Уникальный способ мышления, чувств и действий людей

    другие человека, как некоторые другие человека, и как ни один другой человек, который когда-либо жил в прошлом или будет существовать в будущем.

    ВТОРАЯ СИЛА

    • Используя основные принципы обучения, специалисты по поведенческой теории рассматривают как нормальное, так и ненормальное поведение как реакцию на различные стимулы, реакции, которые были изучены на основе прошлого опыта и которые в настоящем управляются стимулами в окружающей среде человека.
    • Школа бихевиоризма возникла в 1910-х годах под руководством Джона Б. Уотсона. В отличие от психодинамических теоретиков, бихевиористы изучают только наблюдаемое поведение. Их объяснения личности сосредоточены на обучении. Скиннер, Бандура и Уолтер Мишель предложили важные бихевиористские теории.
    • Исследователи генетики поведения находят все больше доказательств того, что когнитивные способности, черты личности, сексуальная ориентация и психологические расстройства в некоторой степени определяются генетическими факторами (наследственными).

    Обучение определяется как относительно постоянное изменение поведения. По мере того, как мы учимся, мы меняем то, как мы воспринимаем окружающую среду.

    Джон Ватсон был первым, кто изучал людей и то, как процесс обучения влияет на наше поведение и, в свою очередь, на нашу личность. Эксперимент Уотсона с Лилом Альбертом показал, что люди могут быть классически обусловлены, как и собаки Павлова.

    Центральная идея бихевиоризма состоит в том, что исследовать можно только наблюдаемое поведение, а внутренние мысли и эмоции являются частными и субъективными.

    • Б. Ф. Скиннер считал, что личности людей возникают из склонностей к реакциям и что последствия формируют реакции.
    • Альберт Бандура сказал, что люди учатся реагировать, наблюдая за другими. Он считает, что мышление и рассуждение важны в обучении.
    • Исследование Уолтера Мишеля показало, что люди ведут себя по-разному в разных ситуациях.

    Психологи сходятся во мнении, что личность формируется посредством двустороннего взаимодействия между личностными характеристиками и окружающей средой. Это взаимодействие называется реципрокным детерминизмом. Критики утверждают, что бихевиористы часто неуместно обобщают исследования на животных и людей и часто недооценивают биологические факторы.

    • «Обучение и обусловливание», Б. Ф. Скиннер хорошо известен описанием принципов оперантного обусловливания. Скиннер считал, что среда определяет поведение. Согласно этой точке зрения, у людей есть устойчивые паттерны поведения, потому что у них есть определенные типы склонностей к реакции. Это означает, что со временем люди учатся вести себя определенным образом. Поведение, имеющее положительные последствия, имеет тенденцию к увеличению, в то время как поведение, имеющее отрицательные последствия, имеет тенденцию к уменьшению.
    • Скиннер не считал, что детство играет особенно важную роль в формировании личности. Вместо этого он думал, что личность развивается на протяжении всей жизни. Реакции людей меняются по мере того, как они сталкиваются с новыми ситуациями.
    • Пример: Когда Джефф был молод, он жил в пригороде. У него появилась склонность к быстрой езде, потому что его друзьям нравилось кататься с ним, и он никогда не получал штрафы за превышение скорости. Однако после окончания колледжа он переехал в город. Всякий раз, когда он ехал быстро, он получал штраф за превышение скорости. Кроме того, его новые друзья гораздо более осторожно относились к езде на быстрых машинах. Сейчас Джефф не любит быструю езду и считает себя осторожным человеком.
    • Альберт Бандура отметил, что люди учатся реагировать определенным образом, наблюдая за другими людьми, которых называют моделями. Исследование Бандуры в области обучения через наблюдение можно лучше объяснить экспериментом с куклой БоБо.
    • Хотя Бандура согласен с тем, что личность возникает в результате обучения, он считает, что обусловливание не является автоматическим, механическим процессом. Он и другие теоретики считают, что когнитивные процессы, такие как мышление и рассуждение, важны для обучения. Тот вид бихевиоризма, который они отстаивают, называется социально-когнитивным обучением.

    Кому мы подражаем?

    • Исследования показали, что люди более склонны подражать одним моделям, чем другим. Люди склонны подражать моделям, которые им нравятся или которыми они восхищаются, и моделям, которые они считают привлекательными и сильными. Люди также более склонны подражать моделям, которые кажутся похожими на них самих. Кроме того, если люди видят, что модели вознаграждаются за их поведение, они с большей вероятностью будут подражать этим моделям. Рекламодатели часто используют результаты этих исследований при разработке рекламы. Например, реклама, которая пытается убедить молодых людей купить определенную марку безалкогольных напитков, часто показывает молодых, привлекательных моделей, которые получают вознаграждение за свое поведение, связанное с употреблением газированных напитков.
    • Уолтер Мишель, как и Бандура, является теоретиком социального познания. Исследование Мишеля показало, что ситуации сильно влияют на поведение людей и что реакция людей на ситуации зависит от их мыслей о возможных последствиях своего поведения. Исследование Мишеля вызвало серьезные споры, потому что оно поставило под сомнение идею стабильных черт личности. Сам Мишель не хотел отказываться от идеи устойчивых черт личности. Он считал, что исследователи должны обращать внимание как на ситуативные, так и на личностные характеристики, влияющие на поведение.
    • Сегодня большинство психологов признают, что на поведение человека влияют как характеристики человека, так и конкретная ситуация. Личные характеристики включают врожденный темперамент, усвоенные привычки и убеждения. Окружающая среда включает в себя возможности, награды, наказания и случайные события. Личность является результатом двустороннего взаимодействия между характеристиками человека и окружающей средой. Этот процесс взаимодействия называется реципрокным детерминизмом. Характеристики людей влияют на то, в каком окружении они находятся. Эти среды, в свою очередь, влияют на личностные характеристики людей и изменяют их.

    Критика поведенческих подходов

    • Критики поведенческого подхода к личности приводят три аргумента:
    • Исследователи-бихевиористы часто проводят исследования поведения животных, а затем обобщают их результаты на людей. Такое обобщение результатов может ввести в заблуждение, поскольку у людей сложные мыслительные процессы, влияющие на поведение.
    • Бихевиористы часто недооценивают важность биологических факторов.
    • Подчеркивая ситуационное влияние на личность, некоторые социально-когнитивные теоретики недооценивают важность личностных черт.

    Ссылки:
    Бернштейн, Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *